Анализ план стихотворения "Мой гений" К. Н. Батюшков

Цели урока: 1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэтов пушкинской поры.

2. Проанализировать элегии

3. Сопоставить элегии К.Н.Батюшкова и Е.А.Баратынского как романтические произведения.

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, аудиозапись романса М.Глинки «Разуверение»

Форма урока: устный журнал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс. Урок внеклассного чтения. Устный журнал "Поэты пушкинской поры"

Цели урока: 1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэтов пушкинской поры.

2. Проанализировать элегии «Мой гений» К.Н.Батюшкова, «Разуверение» Е.А.Баратынского

3. Сопоставить элегии К.Н.Батюшкова и Е.А.Баратынского как романтические произведения.

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, аудиозапись романса М.Глинки «Разуверение»

Форма урока: устный журнал.

Вступление учителя .

Вчерашний день, минувший год
Не умирают в человеке.
Прошедший век – он в нашем веке
Ещё звенит, ещё поёт.

Сегодня мы обратимся к творчеству поэтов пушкинской поры: К.Батюшкову и Е.Баратынскому, вместе с ними творила целая плеяда замечательных поэтов: Кюхельбекер, Рылеев, Языков, Вяземский, Дельвиг и другие. Каждый из них внёс свой вклад в общее дело подъёма и обновления русской литературы. Но имя Пушкина затмило всех, поэтому многие из них оказались незаслуженно забытыми.

Ученик читает стихотворение Л. Озерова «Далёкий отсвет пушкинской плеяды…»

Далёкий отсвет пушкинской плеяды…
Нам вряд ли увидать другой такой.
Не своды, не колонны, не аркады,
А правда чувств в строке и за строкой.
И между строк просветы и пробелы
Как между звёзд, как в сонмище планет,
Откуда говорят со мной поэты
Не отошедших, а грядущих лет.

Открываем наш устный журнал «Поэты пушкинской поры».

1 страница. КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ БАТЮШКОВ.

В сознании наших современников имя Батюшкова возникает всегда рядом с именем А.С. Пушкина. Батюшков был в числе поэтов старшего поколения, кто подготовил явление Пушкина, кто был одним из первых непосредственных его учителей. Батюшков одним из первых сумел предугадать гениальность поэтического дара Пушкина.

Презентация ученика. Рассказ о поэте. (Класс записывает основные даты жизни и творчества)

Обратимся к элегии К.Н.Батюшкова «Мой гений»

Вспомним, какой жанр литературы мы называем элегией? (Элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.)

К какому литературному направлению принадлежит жанр элегии?

Вспомните и перечислите черты романтизма. (взгляд на жизнь сквозь призму сердца, мучительное переживание разлада с действительностью)

Стихотворение «Мой гений» «по чувству, по гармонии, по искусству стихосложения, по роскоши воображения» Пушкин назвал «лучшей элегией Батюшкова». (Чтение стиха).

Мой гений
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью твоей

Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный,
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой - любовью
В утеху дан разлуке он;

И усладит печальный сон.

Общая тональность стихотворения - нежность, общее впечатление - гармония

печаль разлуки, воспоминание о которой хранит рассудок, и сладость любви , о которой не может забыть сердце поэта. У каждой из этих тем, у каждого из этих настроений сразу появляется свое звуковое соответствие . Сладкая память сердца связана с любимыми батюшковскими звуками - «л», «н», «м». Они тянутся, обволакивают слух, успокаивают. А грустная память рассудка связана с резкими, взрывающимися, рокочущими звуками: «п», «р», «ч». Звуки эти сталкиваются в строке, борются друг с другом, как память о печали борется с памятью о счастливой любви.

Поэт погружается в глубины «памяти сердца» в трудную минуту. Недаром первый стих открывается тяжелым вздохом, почти стоном: «О, память сердца!..» Так взывают на краю отчаяния к Богу: «О, Боже!..» И незаметно для самого себя Батюшков попадает под пленительную власть «памяти сердца».

4.О чем говорит 2 строфа?

Вторая строфа говорит об успокоении, о чудном воспоминании. Поэтому на протяжении всей строфы - вплоть до последней строки! - ни разу не слышно грозно-раскатистого «р» или сопротивляющихся произношению «п» и «ч». Звуки льются волной, как золотые локоны любимой. (Вот он, излюбленный Батюшковым условный портрет золотоволосой голубоглазой красавицы!)

Во второй строфе Батюшков стремился передать состояние блаженства, охватившего его при воспоминании о любимой.

4.О чем говорит 3 строфа?

А в третьей - он медленно, постепенно, но неумолимо выходит из этого состояния, возвращается мыслью к своему сегодняшнему невеселому положению.


5. Увидели ли мы конкретный образ возлюбленный? Почему?

6. Какими чувствами, мыслями заканчивается стихотворение?

Как то и положено в элегии, чувство поэта раскачивается между надеждой и безнадежностью, между печалью и сладостью. И ни один из полюсов не может притянуть душу окончательно и бесповоротно. Последние два стиха вновь отданы во власть плавной, нежной звукописи. Есть сон, во время которого человек покидает пределы рассудка, живет таинственной жизнью сердца. Ho сон этот, увы, печален, память сердца может лишь на какой-то миг усладить его.

Батюшков из стихотворения в стихотворение воспроизводил условный портрет своей возлюбленной: «златые власы», голубые глаза... Это не был портрет реальной женщины - это был прекрасный, неподвижный, несуществующий идеал. Ему важно было показать чувства.

Вывод : «Мой гений» - одна из самых «воздушных» элегий Батюшкова, один из лучших образцов любовной лирики XIX века.

Творчество Батюшкова многожанрово. Но неизменно во всех жанрах одно – музыка стиха, пленяющая душу читателя. Определённость и ясность - вот главные свойства его поэзии.

Восторженно отзывался о стихах Батюшкова А.С. Пушкин: «Прелесть! Прелесть и совершенство – какая гармония! Что за чудотворец этот Батюшков».

Высокую оценку творчеству Батюшкова дал Белинский: «Батюшкову немного недоставало, чтобы он мог переступить черту, разделяющую талант от гениальности».

Батюшков во многом способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтобы имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением.

2 страница. ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ.

Имя этого поэта принадлежит к числу почётных имён нашей литературы и занимает одно из первых мест в пушкинской плеяде поэтов. «Читая стихи Баратынского, не можешь отказать ему в своей симпатии, потому что этот человек, сильно чувствуя, много думал, следовательно жил, как не всем дано жить»,- писал о Баратынском Белинский.

Презентация ученика.

Обратимся к элегии «Разуверение» Е.А. Баратынского

Элегия его «Разуверение» стала широко известна благодаря музыке Глинки, восхищённого текстом.

Звучит романс Глинки.

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.

Об истории создания стихотворения. (См. приложение №1)

Вопросы к анализу стихотворения:

Глаголы изъявительного наклонения с-не- . Глаголы повелительного наклонения помогают понять, что герой окончательно решил для себя, быть или не быть чувству.

Обратим внимание и на интонацию. Что скажете о ней? Восклицательные предложения подчеркивают силу желания героя освободиться от прежней любви.

С помощью какого приема констатируется в конце элегии душевное состояние героя?

Неполный контраст – «волнение, а не любовь». Это сходные, но не одинаковые психические состояния.

Поэт не просто прощается с возлюбленной, но стремится объяснить ей неизбежность разрыва, убедить ее в том, что былая любовь неотвратимо угасает. Так Баратынский прокладывал пути психологической лирике, создавая новый тип элегии – философский.

Как вы понимаете слово «разуверение»?

В чем причина грусти героя?

Что обозначают строчки «Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей» ?

О чем просит герой свою девушку?

Почему герой отказывается от любви, ведь она возвращает ему свою нежность и дружбу?

В чем находил спасение от своего разочарования?

Как вы думаете, какое чувство пришло на смену любви?

Итоги урока. Рефлексия.

Чем похожи и чем отличаются эти две элегии? Почему мы относим их к жанру романтизма? (написать несколько предложений).

Чтение работ. Обсуждение.

Вот и закрыта последняя страница устного журнала «Поэты пушкинской поры». Сегодня мы говорили о поэтах, которым по праву принадлежит почётное место среди звёзд пушкинской плеяды. Своим творчеством они способствовали развитию национальной литературы. И стихи их близки нам сегодня искренностью своих чувств. Я надеюсь, что эти два поэта стали ближе и понятнее вам.

Д.З. Чт.статьи учебника о биографии А.С.Грибоедова (вопросы 1-9 устно, групповые задания)

Приложение №1

История создания стихотворения Батюшкова «Мой гений»

В жизни каждого поэта были роковые встречи, и Константин Батюшков в этом вопросе не является исключением. В 1813 году, гостя у знакомых в Петербурге, поэт знакомится с Анной Фурман и без памяти влюбляется в девушку. Родители юной особы совсем не прочь выдать свою дочь за весьма состоятельного дворянина, который, к тому же, состоит на престижной государственной службе. Однако Анна Фурман не питает к жениху ответных чувств. Понимая это, Батюшков разрывает помолвку, однако до конца своей жизни хранит в сердце образ девушки, пленившей его воображение.

Анне Фурман поэт посвящает целый цикл стихов, одно из которых под названием «Мой гений» датируется 1815 годом. Написано это произведение через несколько месяцев после расторжения помолвки, о чем поэт очень сожалеет. Именно по этой причине первые строчки стихотворения наполнены печалью и тоской. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной», - этой фразой поэт хочет подчеркнуть, что он не в состоянии подчинить свою любовь логике и здравому смыслу. Даже зная о том, что избранница не отвечает взаимностью, Баратынский продолжает ее любить и считает единственной, которая достойна стать его супругой. Впрочем, по воспоминаниям очевидцев, Константин Батюшков мог бы стать вполне счастливым семьянином и прожить со своей молодой супругой счастливую жизнь. Именно об этом мечтал поэт, но понимал, что его возлюбленная дала согласие на брак не из-за высоких чувств, а под давлением родителей. Это предположение вскоре находит свое подтверждение, когда поэт становится невольным очевидцем разговора между Анной Фурман и ее подругой. Речь идет о предстоящей свадьбе, к которой невеста относится с пренебрежением, считая, что брак даст ей лишь единственное утешение – свободу и избавление от родительских наставлений. Именно тогда Батюшков принимает решение поговорить с отцом невесты и как бы вскользь упоминает, что у него недостаточно средств на содержание семьи. Этот аргумент оказывается решающим в вопросе предстоящего замужества Анны Фурман, и свадьба расстраивается. Впрочем, сразу же покинуть Петербург поэту не удается, так как на почве глубокого нервного потрясения он заболевает и нуждается в особом уходе. Именно тогда он объявляет свои друзьям, что его финансовые дела пошатнулись, чтобы скрыть истинную причину переживаний. Но в порыве очередного приступа помрачения рассудка все же выдает свою тайну, заявляя, что не может жить под одной крышей с той, которая готова терпеть его ради денег.

Понимая, что обратного пути нет, и взаимоотношения с Анной Фурман разорваны навсегда, поэт продолжает хранить ее образ в собственном сердце. «Я помню голос милых слов, я помню очи голубые», - отмечает автор, воссоздавая по крупицам портрет самого близкого и родного для него человека. Однако не только внешность Анны Фурман привлекает поэта. Он искренне убежден, что эта необыкновенная девушка является его гением и ангелом-хранителем . Именно она вдохновляет Батюшкова на творчество и заставляет облачать в стихи свои чувства.

Даже расставшись с Анной Фурман, поэт не только продолжает ее любить, но и искренне верит, что знакомство с ней – подарок судьбы. То, что чувства оказались лишены взаимности, совершенно не печалит Батюшкова, который счастлив уже потому, что любит сам. И ему кажется, что именно эта любовь спасает его от одиночества и жизненных невзгод, она помогает материализовать образ избранницы, которая в самый сложный момент «приникнет к изголовью и усладит печальный сон».

Примечательно, что свои чувства к Анне Фурман Батюшков пронес через всю жизнь, и с каждым годом они становились лишь сильнее, доведя, в конце концов, впечатлительного поэта до умопомешательства.

Анализ стихотворения Баратынского «Разуверение»

Мать Евгения Баратынского была фрейлиной императрицы Марии Федоровны, поэтому будущий поэт в подростковом возрасте был определен в пажеский корпус. Его родители рассчитывали, что юноша сделает блестящую карьеру при дворе, однако он не оправдал этих надежд и за многочисленные шалости был исключен из воспитанников этого учебного заведения. Однако этим наказание не ограничилось, и 15-летний Баратынский вскоре был извещен о том, что отныне он может связать свою жизнь лишь с военной службой.

Так или иначе, но к 1821 году, когда было написано стихотворение «Разуверение», вчерашний паж превратился в бледного молодого человека с горящим взором, который слыл среди дам настоящим сердцеедом. Получив звание унтер-офицера, Баратынский снимал квартиру вместе с Дельвигом, и друзья по вечерам нередко сочиняли стихи, скрашивая таким нехитрым образом свой досуг. О том, кому именно посвящено стихотворение «Разуверение», история умалчивает. Однако очевидно, что с той, кому адресовано это рифмованное послание, Евгения Баратынского когда-то связывали очень теплые и нежные чувства. Впрочем, ветреный молодой человек очень быстро охладевал к своим избранницам, которые недоумевали, чем же вызваны такие перемены. Объяснялось все просто: поэту нравилось влюблять в себя барышень, после чего он терял к ним всякий интерес.

Стихотворение «Разуверение» - яркий тому пример. В нем автор пытается убедить неизвестную особу в том, что он уже не верит в любовь. Обращаясь к избраннице, он просит ее: «Не искушай меня без нужны возвратом нежности своей». Что именно произошло между влюбленными – неизвестно. Однако это была не просто размолвка, а достаточно крупная ссора, во время которой девушка, по-видимому, уязвила самолюбие Баратынского своею холодностью и надменностью. Поэтому поэт решил поставить точку в этом романе, хотя его избранница была уверена, что все обойдется. Но, увы, по мнению поэта, к прошлому нет возврата, и он просит любимую: «Слепой тоски моей не множь». Автор явно разочарован, он не привык, чтобы с ним поступали подобным образом. И, в то же время, его самолюбие удовлетворено, потому что именно возлюбленная сделала первый шаг к примирению . Но она не нужна поэту, который давно уже расстался с иллюзиями. Поэтому признается: «В душе моей одно волненье, а не любовь пробудишь ты». Отвергая избранницу, Баратынский, тем не менее, остается в ней предельно искренним и не утрачивает чувства собственного достоинства.

Приложение №2

Мой гений
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью твоей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный,
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой - любовью
В утеху дан разлуке он;
Засну ль?- приникнет к изголовью
И усладит печальный сон. К.Батюшков

Вопросы к анализу стихотворения:

1.Какова общая тональность стихотворения?

2.Какие в первом стихе намечены темы, настроения?

3.Чем открывается стихотворение, как это связано с темами элегии?

4.О чем говорит 2 строфа?

5.О чем говорит 3 строфа?

6. Увидели ли мы конкретный образ возлюбленный? Почему?

7. Какими чувствами, мыслями заканчивается стихотворение?

«Разуверение» Евгений Баратынский

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.

Вопросы к анализу стихотворения:

Каким настроением проникнуто произведение?

Что мы узнали о лирическом герое, прочитав элегию?

Как форма речи помогает лирическому герою выразить внутренние переживания?

Обратим внимание и на интонацию. Что скажете о ней?

С помощью какого приема констатируется в конце элегии душевное состояние героя?

Почему элегия называется «Разуверение»?


Судьба каждому из нас преподносит свои сюрпризы. В наших жизнях очень часто случаются роковые встречи, которые навсегда оставляют след в памяти.

Константин Николаевич Батюшков также попал в ситуацию, из которой так просто не выпутаешься. Пребывая в Петербурге, он встретил прекрасную девушку – Анну Фурман. Поэт без ума влюбился в нее. Он просил руки Анны у ее родителей и те дали согласие знатному дворянину. Однако, Анна совершенно не испытывали взаимных чувств любви. Для нее это замужество – лишь выполнение воли родителей.

Выйдя замуж за Константина Николаевича, девушка смогла бы освободиться от влияния матери и отца. Узнав о таком ходе событий, Батюшков разрывает помолвку. Он не хочет, чтобы Анна жила с ним только ради денег. Такой поворот событий ранит поэта, и он создает прекрасное стихотворение «Мой гений». Он посвящает его своей возлюбленной, ведь считает девушку своим ангелом – хранителем.

Несмотря на то, что любовь Батюшкова не стала взаимной, он пронес теплые чувства в своей душе до конца жизни.

В стихотворных строках поэт восхищается красотой любимой Анны. Автор стихотворных строк не в состоянии утолить, успокоить любовные чувства. Он изо дня в день живет с ними и совершенно об этом не жалеет. Ведь эта прекрасная особа стала музой поэта.

Анна вдохновила его на создание новых работ, которые в дальнейшем принесли необычайную известность и популярность Батюшкову. Любовь к Анне очень часто спасала Константина Николаевича в часы одиночества и печали. Теплые чувства, которые всегда согревали душу, помогали автору справляться с невзгодами и жизненными трудностями.

- 55.00 Кб

Мой гений
("О, память сердца! Ты сильней...")

О, память сердца! Ты сильней

Рассудка памяти печальной

И часто сладостью своей

Меня в стране пленяешь дальной.

Я помню очи голубые,

Я помню локоны златые

Небрежно вьющихся власов.

Моей пастушки несравненной

Я помню весь наряд простой,

И образ милый, незабвенный

Повсюду странствует со мной.

Хранитель гений мой - любовью

В утеху дан разлуке он:

Засну ль? приникнет к изголовью

И усладит печальный сон.

Анализ стихотворения

Стихотворение К. Н. Батюшкова «Мой гений» (1815 г.) - одно из красивейших, совершеннейших поэтических творений поэта.

Во всех изданиях поэтических произведений Батюшкова в комментариях указывается, что элегия «Мой гений», наряду с элегиями "Таврида", "Воспоминания", "Разлука", "Пробуждение" (все - 1815 года) связана с неразделенной любовью поэта к Анне Федоровне Фурман. Можно даже сказать, что в лирике Батюшкова угадывается некий лирический цикл любовных стихотворений, объединённых общей темой - чувством неразделённой любви и памяти.

Батюшков сам определил жанр этого стихотворения, поместив его в раздел элегий сборника «Опыты в стихах и прозе». Элегия (греч. elegia. от еlegos - жалобная песня) лирическая стихотворение медитативного характера, чаще всего лирический монолог, содержанием которого становится рефлексия. Одна из древнейших жанровых форм. В русской литературе элегия становится одним из основных жанров в поэзии Жуковского, Батюшкова, А.С. Пушкина. Знаменитый литературовед и критик Айхенвальд писал о Батюшкове: “Лучшие из его стихотворений – элегии. Однако, элегия Батюшкова – новаторский жанр. Во времена Сумарокова элегия определялась как стихотворение, передающее тоскливые, «плачевные» настроения поэта, связанные, главным образом, с несчастной любовью. У Батюшкова, отказавшегося от сентиментального морализма и тем самым поставившего во главу угла «правду чувства», элегия стала отражать взаимопроникновение и борьбу сложных эмоций, не умещающихся в мертвых схемах. Н. В. Фридман считает, что «Батюшков так далеко уходит от традиционной «плачевности», что основной психологический колорит ряда его элегий становится мажорным и жизнеутверждающим».1 В самом деле, стихотворение абсолютно лишено трагизма. Чувства лирического героя – лёгкая грусть, любовь, сладострастие - определены уже в первой строфе:

О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной

Общая тональность стихотворения – нежность, общее впечатление – гармония. Но уже в первой строфе исподволь намечено столкновение двух тем, двух настроений: печаль разлуки, воспоминание о которой хранит рассудок, и сладость любви, о которой не может забыть сердце поэта.

Основная тема стихотворения – тема памяти – предельно акцентируется лексикой. В стихотворении сравнительно небольшого объёма слова этой смысловой группы встречаются 7 раз: «память» (2), «помню» (4), «незабвенный». Огромное значение имеет выражение «память сердца», взятое Батюшковым из высказываний французского мыслителя Ж. Масье. Объяснению его посвящена специальная статья, написанная также в 1815 г. («О лучших свойствах сердца»): «Масье... на вопрос: «Что есть благодарность?» – отвечал: «Память сердца». <...> Эта память сердца есть лучшая добродетель человека»2. Таким образом, память сердца наполняется нравственным содержанием. В статье «Нечто о поэте и поэзии» Батюшков так формулирует одну из главных своих идей: «Сердце имеет свою особенную память». Можно утверждать, что тема памяти становится постоянным мотивом его лирики.

«Сладостная» память сердца противопоставлена «памяти печальной» рассудка. Противостояние памяти сердца и памяти рассудка можно заметить даже на фонетическом уровне. Сладкая память сердца связана с мягкими, тянущимися, словно обволакивающими звуками “л”, “н”, “м” (сильней, сладостью, пленяешь…) А грустная память ранит резкими, взрывающимися, рокочущими звуками: “п”, “р”, “ч”(рассудка, печальной). Звуки эти сталкиваются в строке, борются друг с другом, как память о печали борется с памятью о счастливой любви.

Поэт погружается в глубины “памяти сердца” в трудную минуту. Недаром первый стих открывается тяжёлым вздохом, почти стоном: “О, память сердца!..” Так взывают на краю отчаяния к Богу: “О, Боже!..” И незаметно для самого себя Батюшков попадает под пленительную власть “памяти сердца”. Вторая строфа говорит об успокоении, о чудном воспоминании. Поэтому на протяжении всей строфы – вплоть до последней строки! – ни разу не звучит грозно-раскатистое “р” или сопротивляющиеся лёгкому произношению “п” и “ч”. Звуки льются волной, как золотые локоны любимой. Совершенно гармонично вписывается в звукопись первого четверостишья портрет «пастушки», напоминающий читателю о жанре идиллии: “Моей пастушки несравненной // Я помню весь наряд простой...” Но в самом последнем стихе этой, казалось бы, совершенно безмятежной второй строфы внезапно появляется один-единственный звук “р”: “Небрежно”. Он не нарушает общего “воздушного” звучания строфы, но, как камертон, незаметно перенастраивает стихотворение на иной лад.

Третья строфа тематически примыкает ко второй. Здесь возникает еще одна оппозиция: любовь – разлука. Но звукопись совсем другая. Ведь во второй строфе Батюшков стремился передать само состояние блаженства, охватившего его при воспоминании о любимой. А в третьей он медленно, постепенно, но неумолимо выходит из этого состояния, возвращается мыслью к своему сегодняшнему невесёлому положению:

И образ милый, незабвенный
Повсюду странствует со мной...

Он странник, он одинок, рассудок не даёт ему забыть об этом. А значит, грустная “память сердца” исподволь начинает одолевать сладостную “память сердца”.

И в четвёртой строфе он рассказывает читателю именно о своём сегодняшнем невесёлом состоянии:

Хранитель гений мой – любовью
В утеху дан разлуке он.

Память сердца – лишь утеха, а разлука – драматическая реальность, которой безраздельно принадлежит поэт. Звуки “н”, “м”, “л”, “в” попадают в жёсткое обрамление “р”, “т”.Последние два стиха вновь отданы во власть плавной, нежной звукописи. Есть сон, во время которого человек покидает пределы рассудка, живёт таинственной жизнью сердца. Но сон этот, увы, печален, память сердца может лишь на какой-то миг усладить его. И потому в самом центре последнего стиха, звучащего протяжно и мерно, “взрывается” звук “ч”. Описав круг, печальное стихотворение возвращается в исходную точку.

Композиция стихотворения чётко отвечает ритмической структуре элегии: она написана четырехстопным ямбом с точной рифмой, рифменная цепь оформляется чередованием мужской и женской рифм, текст строится на перекрестности рифменного звучания (кроме второго четверостишия с кольцевой рифмой). Ритмическая стройность определяет смысловую цельность текста. Стихотворение не разбито на строфы, но очень чётко делится на три части: память сердца, портрет пастушки, хранитель-гений. Эпитет «печальный», относящийся и к «рассудка памяти» в начале стихотворения и к слову «сон», в конце создаёт своеобразную замкнутую конструкцию и объединяет на семантическом уровни память рассудка и сон.

Центральная часть элегии – портрет «пастушки» – занимает два четверостишия, скрепленных четырехкратным анафорическим повтором я помню, усиливающим возрастание эмоционального напряжения (звучит как заклинание). «Идеальный» портрет создает не столько образ лирической героини, сколько представление и воспоминание о нем. Образ любимой женщины всегда и всюду сопровождает поэта, как бы сливаясь с его душевным обликом. По наблюдению В. В. Виноградова, у Батюшкова мы находим «круг выражений, связанных с представлением об образе любимого существа, как о неразлучном спутнике»3. При этом Батюшков подчеркивает «единственность» своего чувства, его полное преобладание над другими переживаниями.

Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный
Повсюду странствует со мной

Образ возлюбленной - симбиоз земного и божественного. Одновременно она и «несравненная пастушка», пленительная земной, осязаемой красотой («Я помню очи голубые,/ Я помню волосы златые/Небрежно вьющихся власов»), и божественное, почти бесплотное видение, олицетворение ангела-хранителя, «хранитель гений» . Божественность возлюбленной подчеркивает и похожим на заклинание тройным повтором «Я помню».

Анализируя текст, можно выстроить такой структурный ряд стихотворения: мой гений (заглавие) – память сердца (начало текста) – моя пастушка (начало третьего четверостишия) – хранитель гений (начало последнего четверостишия) – любовь (помимо позиции конца строки и рифмы, это единственное слово, которое акцентировано с помощью стихового переноса) – печальный сон (конец текста). Все компоненты этого ряда можно считать контекстуальными синонимами. Мой гений, таким образом, предстает образом, многозначным и многоплановым: это и память сердца, и возлюбленная, и сама любовь.

Стихотворение К. Н. Батюшкова «Мой гений» по праву считается одним из лучших произведений поэта. Критики отмечают особое совершенство стихотворения: «не зная автора», его «можно было бы приписать самому Пушкину (такие случаи были)» 4 . Первые строки стихотворения, кстати, не оцененные Пушкиным (Пушкин охарактеризовал элегию словами: «Прелесть, кроме первых 4-х стихов» (П, т. 12, стр. 262)), стали своеобразной «визитной карточкой» Батюшкова, и именно их посчитал пушкинскими Ап. Майков, взяв в качестве эпиграфа к одному из собраний своих стихотворений. Элегия «Мой гений» положена на музыку М. И. Глинкой.

Литература:

Н.В.Фридман, Поэзия Батюшкова, Москва: Наука 1971

(http://feb-web.ru/feb/ batyush/critics/fri/fri-001-. htm?cmd=2#$f112_381)

Н.Н. Зуев, КОНСТАНТИН БАТЮШКОВ, В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам, Издательство Московского университета, 2000 (http://www.booksite.ru/ fulltext/zuy/evb/index.htm)

Всеволод Сахаров, Батюшков: Трагическая элегия © Vsevolod Sakharov, 2008 (http://archives.narod.ru/ Batyshkov.htm)

1 Фридман Н. В. Поэзия Батюшкова. – М., 1971. – С. 270 http://feb-web.ru/feb/batyush/ critics/fri/fri-001-.htm?cmd=2

2 Батюшков К. Н. Соч.: В 2 т. – М., 1989. – Т. 1. – С. 148

3 . В. Виноградов. Стиль Пушкина, стр. 182

4 Баевский B.C. История русской поэзии. – Смоленск, 1994. – С. 72]


Описание

Во всех изданиях поэтических произведений Батюшкова в комментариях указывается, что элегия «Мой гений», наряду с элегиями "Таврида", "Воспоминания", "Разлука", "Пробуждение" (все - 1815 года) связана с неразделенной любовью поэта к Анне Федоровне Фурман. Можно даже сказать, что в лирике Батюшкова угадывается некий лирический цикл любовных стихотворений, объединённых общей темой - чувством неразделённой любви и памяти.

К.Н. Батюшкова можно назвать учителем А.С. Пушкина, именно он открыл многие образы и мотивы, которые позже развил и довёл до совершенства русский гений. Стихотворения К.Н. Батюшкова показали, какой мелодичной и искренней может быть поэзия. До него такой гармонии и простоты не было в русской лирике. Лучшими из всего творческого наследия этого автора считаются стихи, посвящённые возлюбленной. И произведение «Мой гений» является ярким тому подтверждением.

К.Н. Батюшкову посчастливилось испытать настоящую любовь. Он был счастлив ею, несмотря на то, что любовь эта была не взаимная. Своей возлюбленной поэт посвятил немало стихов, которые стали жемчужинами его творческого наследия. В список этих любовных произведений входит и рассматриваемое нами стихотворение «Мой гений»

Кому же поэт посвятил свои стихи? Молодой девушке — Анне Фурман. Познакомились молодые люди в Петербурге в 1813 году. К.Н. Батюшков долго ухаживал за Анной, но она не питала ответных чувств. В конечном итоге она согласилась выйти замуж за кавалера, но не по любви, а из-за его богатого состояния. Когда об этом узнал поэт, то расторг помолвку. Но светлый образ любви, который подарила ему Анна, в его сердце сохранился навсегда.

Жанр, направление, размер

Батюшков творил в эпоху расцвета романтизма. Его стихотворения проникнуты грустью и тоской. По жанру стихотворение «Мой гений» является элегией, так как в нём передаются глубоко личные переживания поэта, проникнутые настроением печали. Лирический герой обращается к своей памяти и ведёт с нею беседу о безвозвратном счастье.

Поэт в своей элегии использует такой стихотворный размер, как четырёхстопный ямб, что передаёт плавный, размеренный ритм. Тип рифмы в данном произведении смешанный. Автор сочетает мужскую и женскую рифму, что даёт ощущение некой сбивчивости. Так К.Н. Батюшков хочет показать искренность того, о чём говорит лирический герой. Его слова — не заученные шаблоны, а живая речь.

Образы и символы

В центре внимания находится лирический герой, который мысленно обращается к памяти: памяти сердца и памяти рассудка. Эти две полярные силы как бы противопоставляются. И память сердца, именно чувство побеждает рассудок. И тогда он видит, как наяву, свой гений — возлюбленную, которая одна способна собою заполнить весь мир. Лирический герой в деталях помнит героиню, ему не надо даже личного её присутствия, ведь её образ всегда с ним.

В стихотворении использовано много образов. Так, например, образ пастушки. Лирический герой хочет подчеркнуть, что ему не важен статус и достаток возлюбленной, он любит её лишь потому, что она — это она. Ему не нужны другие причины. Так же значимы образы памяти, к которым рассказчик и обращается, указывая на победу памяти сердца.

Темы и проблемы

  • Основной темой стихотворения является любовь. Именно перед этим чувством преклоняется лирический герой. Он счастлив от того, что любит. Один лишь образ любимой дарит ему утешение и способность творить.
  • Кроме того, автор затрагивает проблему борьбы рассудка и чувства. Если раньше, в пору классицизма, конфликт долга и эмоций решался в пользу первого, то в данном произведении лирический герой, не колеблясь, выбирает чувства.

Идея

Смысл произведения заключён в том, что любовь – это утешение и отрада. Это светлое чувство пленяет и уводит в мир мечты. Даже на чужбине, когда кругом всё другое, сердечная привязанность помогает, не даёт человеку унывать, наполняет его жизнь смыслом.

Таким образом, основная мысль произведения заключена в том, что намного ценней любить, чем быть любимым. Да, это прекрасно, когда любовь взаимна. Но, независимо от чувств избранника, твоё сердце и душа наполняются живительной силой, когда ты любишь.

Средства художественной выразительности

В своём произведении К.Н. Батюшков использует всевозможные средства художественной выразительности. Так, при описании гения — возлюбленной, автор использует яркие эпитеты: «голос милых слов», «очи голубые», «локоны златые». С помощью них мы можем не только представить героиню, но и понять, как нежно и трепетно лирический герой к ней относится.

Также поэт использует метафоры, например, «пастушки несравненной». Автор подчёркивает простоту и наивность, открытость своей возлюбленной.

Кроме того, в стихотворении К.Н. Батюшкова мы можем встретить синтаксический параллелизм при описании внешности героини. И употребление слов высокой лекции «власов», «златые», что возвышает образ возлюбленной.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!