Анализ. Шолохов. Поднятая целина. История создания

«Поднятая целина» вошла в историю советской литературы как одно из самых замечательных произведений, запечатлевших эпоху коллективизации, крушения старых и рождения новых форм жизни.

У этой книги необычная . (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Поднятая целина. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Она создавалась, как говорил сам писатель, «по горячим следам событий». Шолохов - непосредственный участник коллективизации. Его друзьями были партийные работники, председатели только что возникающих колхозов, казаки-колхозники... Все годы он живет и работает в станице Вешенской. То, что происходило вокруг, касалось его кровно, и поэтому книга рождалась каш прямой отзыв на события, которые бурлили, клокотали, в которых проступал, кристаллизовался новый лик времени.

Роман, повествующий о событиях, в сущности, одного 1930 года, был начат в том же году, а в 1932-м в первых номерах журнала «Новый мир» печаталась уже его первая книга. Но завершен роман был почти через тридцать лет. Работа над «Тихим Доном», затем начавшаяся Великая Отечественная война помешали окончанию «Поднятой целины». Вторая книга была завершена лишь в 1960 году.

Заключительные главы «Поднятой целины» Шолохов прочитал студентам, профессорам и преподавателям филологического факультета Московского университета в знаменитой Коммунистической аудитории на Моховой (ныне проспект им. Карла Маркса) в канун нового, 1961 года. В кратком вступительном слове писатель сказал:

«Видите, волнуюсь немного. Ну, если я не был у вас раньше, то этому были некоторые основания. Автор незаконченных романов... Мне хотелось все-таки, знаете, хоть с чем-нибудь прийти к вам,- ну то, что я мог бы держать в руках. Спасибо, за теплоту, с которой вы меня встречаете. Я закончил вторую книгу «Поднятой целины» и знаю, что вы народ занятой, народ служилый, учащиеся, долго я ваше внимание не буду утруждать...»

Сама эта встреча была одним из проявлений того чувства ответственности перед читателем, без которого невозможно представить себе Шолохова. Он приехал не на обычную встречу, а для того, чтобы «отчитаться». В конце вечера он так и сказал: «Вот я и отчитался перед вами».

И теперь две книги «Поднятой целины», отделенные друг от друга десятилетиями, живут в нашем восприятии как нечто единое, органически целостное.

Роман Шолохова, если попытаться определить его жанровую природу, многогеройный роман. Вы не сможете ответить на вопрос, кто же главный герой этого произведения. Даже в «Тихом Доне» с его эпическим размахом и широтой изображения был центральный герой со своей завершающейся в рамках произведения судьбой - Григорий Мелехов. В «Поднятой целине» Семен Давыдов, Макар Нагульнов, Андрей Размётнов, в сущности, равноправные герои. Это во многом определило и сюжетно-композиционное своеобразие романа. В основу его положена история «дела», история создания колхоза в далеком донском хуторе Гремячий Лог, которая становится одновременно повествованием о драматических судьбах, непримиримых столкновениях. Перед нами эпоха бурного кипения страстей, ожесточенной борьбы, трагических конфликтов. Вся книга Шолохова пронизана размышлениями об исторических судьбах народа, о сущности и характере социального прогресса, о подлинном гуманизме.

В то же время видно и определенное различие двух томов «Поднятой целины». Система событий первой книги романа во многом основывалась на конкретно-исторических фактах первых месяцев коллективизации; правдиво воссоздавая те обстоятельства, в которых действовали его герои, Шолохов сознательно опирался на факты самой действительности. Внимательный читатель «Поднятой целины» заметит, что писатель нередко давал точную хронологическую датировку событий. «Февраль...», «4-го февраля общее колхозников единогласно постановило», «В Гремячем Логу к 15 марта был целиком собран семенной хлеб», «Двадцатого марта утром почтальон привез в Гремячий Лог опоздавшие по случаю половодья газеты со статьей товарища Сталина «Головокружение от успехов».

Динамика событий в первой книге романа, их последовательность позволили писателю воссоздать типические обстоятельства, в которых происходила коллективизация не только на Дону, но и по всей страпе. В сущности, всюду эти события развивались в той последовательности, в какой они изображались в «Поднятой целине»: собрание бедноты и актива, начало раскулачивания, общее собрание, обобществление орудий труда и тягловой силы, борьба с массовым убоем скота, засыпка семенных фондов и т. д.

Но это - внешние обстоятельства, которые создают лишь событийную канву. Глубина художественного мышления Шолохова проявилась в создании индивидуализированных характеров, каждый из которых не только представлял определенный социальный тип времени, но и обладал той психологической полнотой, которая позволяла увидеть многообразие проявлений человеческой личности.

Противостояние двух лагерей в романе - это не только борьба и столкновение различных социальных сил, представленных, с одной стороны, коммунистами Семеном Давыдовым, Андреем Разметновым, Макаром Нагульновым, сочувствующими советской власти Кондратом Майданниковым, Лю-бишкиным, Ушаковым, Шалым,- и, с другой стороны, теми, кто пытался задержать, остановить ход истории (Островнов, Половцев, Лятьевский), но это и конфликты, столкновения резко очерченных характеров. Сама типичность шолоховских героев - следствие глубокого проникновения в мотивы их действий, поступков, в самое «тайное тайных». Противоборство различных социальных сил воплощается в конфликтах, которые имеют не только общественно-политическое значение, но проявляется и в интимных отношениях людей.

Источники:

    Шолохов М. А. Поднятая целина. Судьба человека. Вступит, статья Л. Якименко. М., «Худож. лит.», 1978. 654 с. (Б-ка классики. лит-ра)

    Аннотация: В книгу входит роман М. А. Шолохова «Поднятая целина», запечатлевший эпоху коллективизации, крушение старых и рождение новых форм жизни, и рассказ «Судьба человека» - о величии, силе, красоте души обыкновенного русского солдата.

Если домашнее задание на тему: » Роман Поднятая целина – художественный анализ. Шолохов Михаил Александрович оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      1. Изображение коллективизации в романе М. Шолохова «Поднятая целина». 2. Образы коммунистов в романе М. Шолохова «Поднятая целина». 3. «Поднятая целина» и Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе Кружилином, в трудовой семье. Учился он сначала в церковноприходской 1. Документы и постановления партии и правительства, посвященные коллективизации и раскулачиванию. 2. Коллективизация в романе «Поднятая целина». Правда сквозь «вымысел». 3. Система Колхозное движение в стране на рубеже 20-30-х годов. Роль Шолохова в становлении колхозного строя на Дону. Отношение Шолохова к политике Советская литература мыслилась прежде всего рабоче-крестьянской. Этому критерию творчество Шолохова отвечало в наибольшей степени. Его художественный мир демонстративно «антиинтеллигентен». В
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Роль частей речи в художественном произведении

  • Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Кратко:

«Поднятая целина» (1932) - роман о судьбах русского крестьянства в годы «великого перелома». Шолохов поставил перед собой задачу рассказать о построении социализма в деревне под руководством коммунистической партии; в целом, и первая, и вторая книги «Поднятой целины» прославляют колхозный строй.

На страницах романа, действие которого протекает с января по осень 1930 года, показано, как воплощалась в жизнь мечта «двадцатипятитысячника» Семена Давыдова, питерского рабочего, приехавшего по зову партии в Гремячий Лог строить социализм. Автор прослеживает, как в короткий срок изменяется сознание крестьян, каких успехов достигают в деле «перевоспитания» казаков соратники Давыдова - Макар Нагульнов и Андрей Разметнов, как идут процессы раскулачивания и как ведется борьба со скрытыми врагами колхозного строя и т.д.

Основной мыслью Шолохова становится мысль о неизбежности и закономерности победы социализма. Но сквозь идеологические догмы и партийные установки пробивалась истинная правда о том страшном времени. Шолохов показал трагедию крестьянства, которая привела не только к экономическому упадку, но и к утрате вечных нравственных ценностей, которые русский народ передавал из поколения в поколение. Поэтому процесс коллективизации показан в «Поднятой целине», с одной стороны, гениальным художником, а с другой - человеком своего времени, когда противоречить официальной версии о благе социализма было не просто невозможно, но и смертельно опасно.

Главная заслуга Шолохова - создание художественно ярких, колоритных образов казаков: Кондрата Майданникова, Ипполита Шалого, Любишкина, Островного.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Роман «Поднятая целина» писался одновременно с «Тихим Доном». М. Шолохов выполнял социальный заказ: написать произведение о социалистической перестройке в деревне, победе нового, коллективного сознания, о роли коммунистов-руководителей в изменении старого уклада деревенской жизни. Писатель с позиций социалистического реализма показывает воспитание нового человека, преимущество коллективного труда в колхозах.

Первоначальное название «С кровью и потом» выражало драматический пафос происходящего в деревне в период коллективизации. Второе название — «Поднятая целина» — подсказано Сталиным о том, что надо осваивать целину в широком смысле. На второе название писатель реагировал отрицательно, говоря близким: «На название до сих пор смотрю враждебно. Ну что за ужасное название!»

Печаталась первая книга долго. Пришлось обращаться опять за помощью к «вождю всех народов». Первая книга вышла в 1932 году.

В основе произведения — документы и факты. М. Шолохов показал бескомпромиссность и жестокость борьбы за новую жизнь, трудный процесс «врастания» в нее народа, дал критическую оценку бесчеловечным действиям коллективизаторов с позиций социалистического гуманизма.

Изображение трудного процесса коллективизации — основной пафос романа. В произведении воссозданы сцены народной трагедии в ходе "великого перелома", но не раскрыты ее главные причины. Это и трагедия Любишкина и его жены, впервые увидевшей приличную одежду, реквизированную у раскулаченных, и примеряющую ее на себя. Это убийство Хопрова, в котором принимали участие Яков Лукич Островнов, Половцев. Ужасом веет от страниц, повествующих о том, как уморил голодом родную мать Островнов, чтобы она не выдала тайну — в доме его находились белые офицеры. Страшна участь Титка Бородина — участника войны с белогвардейцами, зажиточного крестьянина, не понимающего, почему он мешает, самозабвенно трудясь на земле, советской власти. Одинок балагур и шутник дед Щукарь, сглаживающий своими тирадами мрачную жизнь односельчан из Гремячего Лога, пытающийся разобраться в сущности происходящего с юмористической точки зрения. Стараясь быть правдивым, М. Шолохов наделяет коммунистов позитивными чертами, и вместе с тем не всегда оправдывает их действия, порой даже вкладывает в уста героев слова протеста против жестокости: «Не могу воевать с детишками!» — вот крик исстрадавшейся души Разметнова. Одинок и беспомощен в своем непонимании народа (во второй части романа ему это докажут и Устин Рыкалин, и Аржанов), стремлении гнать коллективизацию на все сто, Давыдов Семен. Не раскаивается в своих действиях лишь сторонник мировой революции Макар Нагульнов.
В «Поднятой целине» есть внешний конфликт, запрограммированный и подсказанный цензурой (противостояние коммунистов-руководителей затаенным врагам Половцеву и Лятьевскому), и внутренний конфликт, заключающийся не в действии, а в передаче человеческой психологии, который реализуется, проходит через души людские. И здесь для нас важны переживания Кондрата Майданникова, отрывающего от себя нажитое многолетним трудом. Как и переживания Разметнова, страдающего при виде совершаемого руководителями (и им в том числе) преступления против народа.

По стилю роман интересен как произведение, устремленное к синтезу эпического и лирического, трагического и юмористического, общего и частного, документально-публицистического и вымышленного начал. Открывается и закрывается он сценами природы — лирическими, элегическими. Великолепны в нем массовые сцены собраний, стихийного бунта женщин и т. д. Писатель смог создать яркое, отвечающее духу времени, установкам партии полотно о судьбе довоенной деревни, не вдаваясь в глубинную суть конфликта между традиционным и новым.

Композиция романа соответствует его конфликту и сюжету: начало — пейзажная зарисовка конца января, когда «хорошо пахнут вишневые сады» и кое-где проглядывает «из-под снега, из-под мертвой листвы земля». Затем идет сцена приезда тайком в Гремячий Лог январским вечером есаула Половцева — противника новой жизни. Далее действие ускоряется: в Гремячий Лог приезжает и знакомится с народом слесарь Путиловского завода Семен Давыдов, направленный в числе двадцати пяти тысяч коммунистов в деревню помогать создавать колхозы (отсюда и название «двадцатипятитысячник»). По ходу действия и группируются сцены «светлые»: пахота, любовь, щукаревские (лечение живота, кухарство) и мрачные: убийство Хопрова, раскулачивание многодетного Лапшинова, бабий бунт. Заканчивается роман «мрачными» сценами: Яков Лукич Островнов возвращается домой под «тягостным впечатлением от встречи с Тимофеем Рваным» и слышит из «горенки» разговор не дающих ему покоя противников советской власти — Половцева и Лятьевского. Первая книга также венчается трагической нотой: «Заслышав глухой половецкий басок, Яков Лукич обессилено прислонился спиной к стене, схватился за голову... Старое начиналось сызнова». Таким образом, композиция служит раскрытию главного — общественно-социального — конфликта — борьба противников и сторонников послереволюционных преобразований, коллективизации.

В романе конфликт чрезвычайно обострен благодаря показу противоречивого характера коллективизации, расхождения между стремлением его проводников сверху сделать благое дело для народа и насильственными методами реализации этих намерений. Напуганные Семеном Давыдовым и Макаром Нагульновым, казаки относятся с недоверием к советской власти. Особенно возросло недоверие после публикации статьи Сталина «Головокружение от успехов». Возвращаясь домой с заседания партячейки, Семен Давыдов слышит голоса казаков: «...сколько ни давай, сколько ни плати — все им мало!». Людям больно оттого, что с их мнением не считаются (избиение середняка Банника Нагульновым), подчистую выгребают зерно, обобществляют даже мелкий скот и птицу. М. Шолохов до предела обострил конфликт «народ и власть», показав бессердечное, холодное (за редким исключением) отношение руководителей к людям. Вместе с тем писатель не упрощает жизненные ситуации, показывая, что сторонники насильственных мер преобразования жизни были разные.

Драматизм переломных событий в романе раскрывается с помощью сюжета: гибнут коммунисты — проводники идеи коллективной жизни Давыдов и Нагульнов; несчастливо складывается «линия жизни» Разметнова; не состоялась личная жизнь Лушки Нагульновой; далеки от воплощения в реальность мечты о возвращении прошлого Якова Лукича Островнова, хотя на алтарь их он положил жизнь родной матери. Ни одна сюжетная линия — ни общественно-социальная, ни личная — не завершилась в романе счастливо. Несчастны и другие герои романа — волевой, энергичный борец за дело мировой революции Макар Нагульнов, страдающая от безответной любви к Семену Давыдову Варя, лишенный права хозяйствования на собственной земле бывший красноармеец Тит Бородин, зверски убитый Никита Хопров; страдает вступивший в колхоз Кондрат Майданников.

Меньше в сюжете романа юмористических сцен (мы знаем, что юмор — не злобный, обличающий, а доброжелательный, «сочувствующий» попавшим в неловкие ситуации героям смех), хотя они не менее выразительны и ярки, чем драматические. Эти эпизоды «привязаны» к деду Щукарю, происходят при его непосредственном участии, начиная с исповеди о том, почему он получил такую кличку (откусывал под водой крючки удочек и на один из них был пойман, подобно щуке), и заканчивая сценами изучения английского языка вместе с Макаром Нагульновым с целью приближения мировой революции. Дед Щукарь смешон и в сцене раскулачивания семьи Тита Бородина, когда спасается от спущенного с цепи пса, одетый в белую женскую шубу, и просит у Макара Нагульнова «ливольверт», чтобы отомстить обидчикам. Не менее смешон Щукарь и в сцене лечения разнокалиберными «банками» или в сцене, где он кашеварил на бригадном стане и сварил в почерпнутой из канавы болотной воде лягушку, которую пытается выдать за устрицу, а потом спасается бегством. Легким юмором овеяны сцены посещения Семеном Давыдовым школы и его «перестрелка» с беззубым Федоткой, а также взаимоотношения с Лушкой Нагульновой. Роман отражает многие сцены общественной и личной жизни героев на переломном этапе истории.

Таким образом, роман «Поднятая целина» — образец произведения, в котором реализованы принципы социалистического реализма . Это и коммунистическая партийность, проявившаяся в культе коммунистических идеалов, выдвижении на первый план образов коммунистов-руководителей, в одобрении коллективизации, ставшей трагедией для крестьянства. Это и социалистический гуманизм, допускавший сострадание и любовь к людям труда и одобрявший возмездие «угнетателям» тружеников. Третий принцип — правдивость — «допустил» на страницы романа лишь «издержки» коллективизации, а не факты, свидетельствующие о народной крестьянской драме.

Идеализация деяний строителей новой жизни, культ социалистической утопии, сталинской политики не дали возможность М. Шолохову высказать на страницах романа «Поднятая целина» полную правду о довоенной действительности.

М. Шолохов вошел в историю русской литературы XX века как летописец сложного времени, сумевший отразить его трагические и героические страницы. Он защищал право народа на человеческую жизнь талантливо и ярко.

Год издания книги: 1932 (1-ая книга), 1959 (2-ая книга)

Первую книгу романа Шолохова «Поднятая целина» автор закончил еще в 1930 году, однако опубликовать ее удалось только через два года. Произведение приобрело большую популярность у читателей. По мотивам романа Шолохова «Поднятая целина» было поставлено несколько спектаклей и снято два художественных фильма. Последней экранизацией стала одноименная трехсерийная картина, выпущенная на экраны в 1959 году. Сегодня работу М. Шолохова «Поднятая целина», как и другие произведения автора, входящего в , включены в школьную программу.

Романа «Поднятая целина» краткое содержание

В январе 1930 года в небольшой хутор под названием Гремячий Лог приезжает незнакомец. У первой повстречавшейся ему на пути женщины он спрашивает, где проживает Яков Островнов, и та указывает на его дом. Заявившись на порог, незнакомец спрашивает у хозяина, помнит ли он гражданина по имени Александр Половцев. Островнов присматривается повнимательней и понимает, что перед ним есаул, с которым он прошел германскую войну. Правда, Яков думал, что они вряд ли когда-нибудь увидятся после сражений – было предположение, что Половцев отправился в Турцию в компании казаков.

После этого в романе «Поднятая целина» читать можем о том, что рабочий завода и по совместительству бывший моряк по имени Семен Давыдов получает приказ от начальства – незамедлительно отправиться на хутор Гремячий Лог для того, чтобы провести там коллективизацию. Ему дают четкие указания о том, как взаимодействовать с каждым слоем населения, и что делать с несогласными. По прибытию Давыдов планирует встретиться с председателем сельсовета Размётновым. Пока он ожидает его возле кабинета, успевает познакомиться с секретарем партийной ячейки, ярым приверженцем идеологии коммунизма, Макаром Нагульным.

Тем временем Островнов и Половцев беседуют о коллективизации. Яков решительно против этой затеи, поскольку не хочет отдавать властям свое хозяйство. Все, что он имеет на данный момент, добыто тяжелым трудом, и поэтому еще более ценно для него. Островнов не может понять, для чего вообще необходимы колхозы. На что Половцев говорит, что, ознакомившись с трудами Маркса и «Манифестом Коммунистической партии», понимает, что коллективизация – это путь в коммунизм. Именно таким образом, начиная с чего-то небольшого вроде домашнего скота, власть хочет полностью избавиться от частной собственности. Тогда Яков Лукич говорит, что с этим необходимо бороться. От своего товарища он узнает, что у движения против коллективизации множество единомышленников в других городах. Александр предлагает ему вступить в их ряды. Подумав об этом предложении всю ночь, Островнов соглашается.

Давыдов собирает людей на собрание. В зале присутствует весь актив хутора. Кто-то поддерживает коллективизацию, кто-то выступает против нее, однако закон уже принят, и деваться людям некуда. Пришло время решать, кого из крестьян считать кулаками, а кого нет. К первым незамедлительно направят нескольких людей для того, чтобы отнять хозяйство. Долго все присутствующие раздумывали над статусом Тита Бородина. Давыдову рассказали, что не так давно, как главный герой он служил в Красной Армии, а когда вернулся, сумел обзавестись хозяйством. Мужчина так тяжело работал, что нажил себе множество болезней, поэтому он не готов просто взять и отдать все свои земли. Давыдов отвечает, что как партизан Тит заслуживает уважения, однако на сегодняшний день он считается кулаком, поэтому его имущество подлежит конфискации. После того, как собрание окончилось, Нагульнов рассказал Давыдову о своем детстве и о службе вместе с Титом. Секретарь утверждает, что с самых ранних лет он испытывает презрение к собственности, и что для того, чтобы приблизить Мировую революцию, необходимо в обязательном порядке провести коллективизацию.

Далее в романе «Поднятая целина» краткое содержание рассказывает историю жизни председателя сельсовета Андрея Размётнова. Несколько лет назад он участвовал в германской войне, а все деньги, которые там получал, отправлял жене и матери. Однако через несколько дней, не выдержав оскорблений в свой адрес от односельчан за то, что Андрей бросил казаков, его супруга наложила на себя руки. После этой потери он так и не смог снова обрести семью, хоть мать уговаривала его жениться. Только в последнее время стало известно то, что он встречается со вдовой Мариной, которая не поддерживает позицию Размётнова о необходимости в коллективизации.

На следующий день предстояло произвести раскулачивание согласно списку. Неожиданно Нагульнов отказывается идти к Фролу Дамаскову, поскольку не хочет столкнуться с его сыном. Дело в том, что жена секретаря Лушка сожительствует с Тимофеем Дамасковым. Размётнов решает пойти к нему самостоятельно. Нагульнов тем временем приходит к Титу Бородину, однако не застает его дома. Из разговора с женой кулака выясняется, что Тит узнал о коллективизации и поехал продавать быков. Нагульный быстро догоняет его и приказывает ему вернуться назад на хутор. Встретившись с Давыдовым Тит не выдерживает и набрасывается на него с кулаками, однако его быстро уводят в район.

После такого напряженного дня Размётов говорит, что не хочет больше принимать участие в подобных действиях. Его мучает совесть оттого, что приходится выгонять на улицу семьи с маленькими детьми. Однако Нагульнов, находящийся в состоянии бешенства, заявляет, что готов пожертвовать хоть сотнями семей ради революции.

Многие из тех, кого принудительно выселили из домов, начинают собираться в группы. Кроме бедняков на таких сходках можно было встретить и средний класс крестьян, которые не поддерживали идею создания колхоза. Одно из таких собраний состоялось в доме у Островнова. Стало известно, что к движению подтягивается все больше людей, и народ уже готов к восстанию. Один из кулаков по имени Никита Хопров интересуется у Якова, что это за офицер проживает у него, но тот уходит от ответа. Почувствовав недоверие и разочаровавшись в собратьях, Хопров покидает сборы со словами, что сам сдаст себя врагам, а под конец еще и угрожает другим кулакам. Информация об этом тут же становится известна Половцеву, и тот приказывает убить предателя. На исчезновение Никиты сразу же отреагировали и вызвали следователя, который, как бы ни старался, не смог найти виновных. Давыдов начинает догадываться, что в этом каким-то образом замешаны раскулаченные крестьяне и поэтому принимает решение немедленно выселить их как можно дальше.

После этого «Поднятая целина» книга рассказывает, что Давыдов хочет обрести в лице Островнова своего союзника, однако Нагульнов против этой затеи. Секретарь считает, что Яков сам является кулаком и ему нельзя доверять. Тем временем сам Островнов размышляет о том, как бы хорошо ему жилось, если бы не нагрянула коллективизация. Половцев говорит товарищу, что ему необходимо избавиться от скота, что хозяйство еще можно будет нажить. А сейчас самое главное – не дать властям забрать оставшееся хозяйство. К Якову заявляется Давыдов, и Половцев успевает быстро спрятаться. Мужчины разговаривают о ведении хозяйства, и вскоре гость покидает дом Островнова.

Лушка, жена Нагульного, уже несколько раз пыталась кокетничать с Давыдовым. Тот просил секретаря повлиять на женщину, на что получил ответ, что она вольна делать все, что хочет. Увлекшись идеей Мировой революции как во время написания , Нагульнов напрочь забросил семейную жизнь. Поэтому и не удивился он тому, что Лушка долго жила с Тимофеем, а когда тот покинул хутор, несколько дней плакала за ним.

Давыдов узнает, что жители хутора в преддверии надвигающейся коллективизации стали резать свой скот, чтобы он достался советским властям. Тогда на собрании было принято решение не принимать в колхоз тех, кто избавился от скота. Тем временем все имущество, которое отняли у кулаков, распределяют между бедными крестьянами, а Давыдов получает приказ в ближайшее время завершить процесс коллективизации.

Настала весна, и Островнов уже привык жить двойной жизнью. С одной стороны, ему нравилось помогать отстраивать колхозы, он давал множество советов по ведению хозяйства. С другой же стороны, он все еще прикрывал Половцева в своем доме и даже иногда, по его рекомендации, давал неправильные советы относительно ухода за скотом. В какой-то момент он уже практически попался, однако смог избежать отставки.

Нагульнов все-таки разводится с Лушкой. Та встречается с Давыдовым и просит его найти ей подходящего кавалера либо самому взять женщину в жены. Но тот ей резко отказывает и уходит. Тем временем Половцев собирает крестьян и говорит, что восстание должно начаться со дня на день. Но тут случилось неожиданное – прочитав статью Сталина о том, что в коллективизации есть недочеты, народ пришел к выводу, что все, что происходило на их хуторе, выполнялось не по приказу партии, а было просто капризом местного начальства. Люди начинают разочаровываться в идее восстания и просят вернуть им их расписки. Половцев в ярости, он уверен, что данная статья – просто способ пустить пыль в глаза простому люду. Однако ничего не поделаешь – выступать без поддержки не имеет смысла. Он решает уехать на какое-то время, но обещает Якову, что вернется на хутор как можно раньше.

Нагульнов же остается в полном недовольстве после прочтения статьи. Ведь в ней признается, что методы раскулачивания должны быть более гуманными. Но при всем при этом герой Шолохова «Поднятая целина» нисколько не жалеет о том, что жестоко обходился с некоторыми крестьянами, оправдывая свое поведение идеей Мировой революции. За такое обращение его даже грозятся исключить из партии, что и происходит на ближайшем собрании в районе. Однако через некоторое время в связи со сменой руководства приказ об отстранении отменили. После прочтения и обсуждения статьи все больше и больше крестьян принимают решение выйти из колхоза. Даже Марина, возлюбленная Размётнова, отказывается от этой затеи, из-за чего председатель уходит от женщины.

В это время на хутор прибывают жители соседнего села для того, чтобы забрать немного семян по приказу из района. Но местные ни в какую не хотят отдавать свой урожай. Женщины отправляются к Размётову и требуют от него проведения митинга и запрета отдавать зерно крестьянам из другого села. Не получив внятного ответа, они набрасываются на председателя и начинают его бить. Позже их злость переключается на Давыдова. Женщины требуют отдать им ключ от амбаров, в которых хранится зерно. Тот водит их целый день по всему хутору, но ничего отдавать так и не собирается. В конце концов его так жестоко избили, что он едва мог передвигаться. Тут раздается крик о том, что казаки смогли открыть амбар, и все направляются туда. Дорогу им перекрывает вернувшийся из района Нагульнов. Он угрожает перестрелять всех, кто войдет в амбар. Тем же вечером беспорядок удалось прекратить, а все нарушители были наказаны.

Начался посев, и многие крестьяне были заняты работой в поле. Туда же определили и Лушку, которая только отвлекала рабочих, а по вечерам устраивала гульбища. Давыдов решает поговорить с девушкой, но та соблазняет его. После этого мужчина начинает думать о том, что теперь ему нужно будет взять ее в жены, чтобы не было стыдно перед народом. Прогуливающийся по лесу Островков встречает там бывшего возлюбленного Лушки Тимофея, который просит принести ему еды. Когда Яков возвращается домой, то видит, что к нему снова приехал Половцев со своим товарищем Лятьевским.

С тех пор Островков начинает сожалеть о том, что имеет что-то общее с Половцевым. Почти каждую ночь к офицеру приходят его друзья, один из них даже принес пулемет. На протяжении всего этого времени Якова не покидает плохое предчувствие, ему даже не удается сосредоточиться на работе. Однажды ему сообщают, что его мать рассказывает всем жителям хутора, что в их доме поселились офицеры. Островкова даже стали спрашивать, правда ли то, что скоро они с товарищами смогут свергнуть советскую власть. Половцев решает покинуть хутор ненадолго, сказав Якову, что его мать представляет серьезную угрозу для восстания. Он предлагает убить ее, и Островков соглашается – старушку запирают одну дома, и она умирает от голода и жажды.

Тем временем Лушка продолжает заигрывать с Давыдовым. Тому ужасно стыдно перед Нагульным за то, что до сих пор не признался ему в связи с его бывшей женой. К тому же легкомысленное поведение Лушки порой приводит мужчину в ужас. Он принимает решение жениться на ней и в последствии перевоспитать на благо партии. Когда он заявляет, что хочет узаконить отношения, женщина бросает его. Давыдов сложно воспринял расставание и стал очень плохо выглядеть. Чтобы отвлечься от всего этого, он решил поехать и поработать в поле в какой-нибудь бригаде. Там он поступает в ряды самых отстающих. Давыдов встречает молоденькую девушку Варю, которая влюбляется в него. Мужчина понимает, что он в два раза старшее ее, и не хочет портить жизнь новой знакомой. Она ухаживает за ним, стирает одежду и штопает рубашку, но Семен отвергает ее. Невзаимная первая любовь приводит Варю в отчаяние, однако она все равно не отходит от Давыдова.

Семен узнает, что прошлой ночью было совершено покушение на Нагульнова. Правда, у злоумышленника ничего не вышло – он смог едва ли задеть висок. Герой романа Шолохова «Поднятая целина» принимает решение покинуть бригаду и отправиться назад на хутор. Там он знакомится с новоприбывшим председателем райкома Иваном Нестеренко. Они сразу же находят между собой общий язык и подолгу обсуждают колхозные дела. Нестеренко подвергает сомнению некоторые решения Островнова и просит Давыдова обратить пристальное внимание на этого мужчину. Также он рекомендует как можно быстрее разобраться в его отношениях с Лушкой и проявлять больше понимания крестьянам. Тот благодарит за советы и прощается с Иваном.

Варя все еще пытается встретиться со своим возлюбленным, но Давыдов понимает, что такие отношения только подорвут его авторитет. К тому же он занят разбирательством с покушением на Нагульнова. Выясняется, что Макар погнался за преступником, однако догнать его так и не смог. После этого мужчина стал носить с собой револьвер, аргументируя это тем, что его в любой момент могут подстрелить.

В разговоре с одним из крестьян Давыдову открывается страшная правда – он каким-то образом потерял свою власть на хуторе. То есть официально он, конечно как в , остается за главного, однако всем уже давно известно, что здесь делами заправляет Островнов. Пока Давыдов ездил по полям и работал, Яков мастерски отдавал приказы и распоряжался колхозом на правах заведующего хозяйством. Также крестьянин Шалый подмечает то, что Островнов, возможно, замешан в убийстве Хопрова и его семьи. Напоследок он советует Давыдову прекратить общение с Лушкой, которая была замечена с сбежавшим заключенным Тимофеем. Семен хочет заявить на беглеца, но Нагульнов просит дать ему возможность самостоятельно доставить Тимофея. Он начинает следить за своей бывшей супругой и таким образом выходит на преступника. Через некоторое время Нагульнов убивает его, а Лушке приказывает немедленно убираться из хутора под угрозой ареста.

Во время визита в местную школу Давыдов замечает у одного из учеников гранату. Он спрашивает, где мальчик ее достал, и тот отводит Семена в сарай отца Тимофея. Там Давыдов вместе с Шалым раскапывают еще несколько видов оружия. Крестьянин предлагает немедленно отправиться с обыском к Островному, поскольку уверен, что тот замешан во всем этом. Но Семен не рискует заявиться без специального разрешения.

К председателю сельсовета приезжают двое мужчин, которые уверяют, что занимаются заготовкой скота. Однако тот не верит им и устраивает допрос. В итоге они признаются, что являются членами ОГПУ и прибыли сюда в связи с розыском преступника Половцева. Они сообщают Размётнову, что убитый Тимофей состоял в организации, которую сформировал Половцев. Поэтому они были уверены в том, что на территории хутора еще остались предатели.

Члены ОГПУ говорят Нагульному, что его бывшая жена нашла новую работу и ведет порядочный образ жизни на новом месте. Тот, недолго думая, решает навестить ее. Размётнов остается один и решает завести голубей. Он начинает отстреливать всех котов хутора, потому что те могут убить его птиц.

Давыдов встречает Варю, которая рассказывает ему о том, что из-за отсутствия денег, она должна выходить замуж за нелюбимого человека. В этот момент Семен понимает, что влюблен в девушку. Он принимает решение помочь ее семье материально, чтобы необходимость в свадьбе отпала. Однако, думая всю ночь о своих чувствах, Давыдов принимает решение жениться на Варе. Утром он идет к ее матери и просит разрешения на брак. Мужчина заявляет, что обязательно позаботиться о том, чтобы Варя получила образование и устроилась на работу. Девушка признается, что все еще любит Семена.

Далее «Поднятая целина» роман рассказывает, что к Островнову наведываются члены ОГПУ под прикрытием. Они пытаются войти в дом, однако безрезультатно. В одном из мужчин Половцев узнает чекиста. Он понимает, что снова нужно убираться из хутора. Вместе с Лятьевским они покидают дом Якова, а наутро становится известно, что двое мужчин из ОГПУ были убиты в поле. Давыдов пытается выяснить, куда они направились в последнюю очередь, чтобы установить наблюдение за этим двором. Однако узнать им так ничего и не удалось.

Тем временем в романе «Поднятая целина» кратко узнаем о том, что к Островнову заявился полковник Седой, который и руководил восстанием. Он отдает странный приказ – после нападения перемещаться в сторону дислокации Красной Армии. Половцев понимает, что здесь что-то не так, ведь красноармейцы вооружены намного лучше, чем участники восстания. В то же время Давыдов узнает о визите незнакомца к Якову. Он берет Размётного и Нагульного и отправляется на обыск. На этот раз он уверен в том, что на хуторе действует банда, поэтому действовать необходимо незамедлительно. Как только они вошли внутрь, кто-то кинул в их сторону гранату. От взрыва Нагульнов скончался сразу же, а Давыдов на следующий день. Размётнову же удается убить одного из противников. Им оказывается Лятьевский, которого сразу же опознают сотрудники ОГПУ. Позже им удалось задержать всех участников организации. В Ташкенте они смогли отыскать и Половцева, который разочаровался в восстании и уже смирился со своей смертью.

На хуторе всем колхозом скидываются на обучение Вари, которая тяжело переживает смерть жениха. Размётнов узнает, что Лушка недавно вышла замуж за какого-то низкого и лысого инженера и сильно поправилась. Сам же Андрей, чтобы избежать одиночества, женился на одной из крестьянок, к которой, правда, ничего не чувствовал.

Книга «Поднятая целина» на сайте Топ книг

Роман Шолохова «Поднятая целина» читать популярно и в настоящее время. И виной тому не только наличие в школьной программе. Хотя это и помогло роману попасть в наш . Отчасти именно благодаря этому и в будущем мы увидим «Поднятую целину» Шолохова на страницах нашего сайта .

Осенью 1931 года писатель в частном письме сообщал: «...пишу новый роман о том, как вёшенские, к примеру, казачки входили в сплошную коллективизацию в

1930 году и как они жили и живут в колхозах». Этот роман был написан очень быстро. Первая книга «Поднятой целины» вышла в 1932 году, вторая была напечатана только после смерти Сталина.

В новом романе Шолохов обращался к одной из самых актуальных тем русской литературы тридцатых годов - теме коллективизации. Этому трагическому для русского крестьянства времени посвящены многие произведения, наиболее известными среди них были «Бруски» Ф. Панфёрова, «Впрок» А. Платонова, «Когти» Е. Перми-тина, «Ненависть» И. Шухова, «Девки» Н. Кочина и др.

Первоначально автор назвал роман, отправляя его в журнал «Новый мир», «С потом и кровью». В редакции журнала название изменили. Шолохов был возмущён: «Ну что за ужасное название! Ажник самого иногда мутит» (из письма Шолохова Е.Е Левицкой, 1932).

«Поднятая целина» соответствовала формальным требованиям соцреализма, отображая классовую борьбу на Дону. Это позволяет современным критикам иногда говорить о том, что создан роман был «по социальному заказу» и неверно отражал процесс коллективизации. Такая оценка не может помешать но достоинству оценить и в наше время это произведение. Роман доносит до читателей множество драматических подробностей периода «великого перелома» деревни. Он является художественным произведением, в котором в ярких незабываемых образах отражено трагическое, сложное время. Эго сумели увидеть уже первые его читатели. Шолохову приходили сотни писем (многие из них теперь опубликованы) из разных уголков страны с искренними словами: «“Поднятая целина” очень сильная современная повесть... Но забыть... Нагульнова, Давыдова, Размётнова, Островнова Якова Лукича, деда Щукаря, контрреволюционера Половцева, Лушку вряд ли удастся. Они все как живые восстают в памяти» (А.Сима-ковский, боец Красной армии; письмо 1935 года)] «Я с 1928 года работал в общественности, и все картины, которые описывает т. Шолохов, проходили перед моими глазами. Хлебозаготовки 1929 года и коллективизация в “Поднятой целине” отражены с такой ясностью и верностью, какой не может быть лучше» (И. Воронин, тракторист; письмо 1935 года). «Рецензенты» не всегда были людьми образованными, а письма - не всегда восторженными, но в них - голос современников, очевидцев описанных событий, - голос времени, с которым трудно спорить.

Коллективизация в романе проходит действительно «с кровью и потом». Шолохов прекрасно видел и понимал происходящее, многое знал из писем крестьян, поэтому картины обобществления казачьих хозяйств в Гремячьем Логу жестоки, а оценки событий не всегда даются героями - сторонниками советской власти.

Давыдов и Нагульнов - это честные люди, для которых завоевания революции дороже жизни и которые одержимы идеей коллективизации. Они искренне считают, что общее хозяйство - единственный путь для подъёма разорённого села, для обеспечения продовольствием голодной страны. Их не останавливает то, что создание колхоза сопряжено с насилием над людьми, они верят, что это насилие во благо. Они не жалеют ни себя, ни других - поэтому трагических эпизодов, связанных с коллективизацией, в «Поднятой целине» немало. Это и «бабий бунт», и гибель Давыдова, Нагульнова, многих других героев.

В то же время комическое начало в романе сильно, как ни в каком другом произведении Шолохова. Смех равноправен с трагедией. Жизнь торжествует, несмотря ни на что. Носитель народной смеховой культуры в романе - дед Щукарь. Он появляется практически во всех важнейших эпизодах, и сцены с его участием во многом проясняют суть происходящих событий.

Трагичен финал «Поднятой целины». Давыдов и Нагульнов, создавшие колхоз, погибают от руки белогвардейца. Такой финал осложняется тем, что вместе с ними «умолкает» и дед Щукарь. В эпилоге совсем иной - «неразговорчивый» и «нелюдимый» Щукарь у могилы «будто двух родных детей» - Нагульнова и Давыдова.

Приведём ещё одну оценку, высказанную современником и другом М. Шолохова писателем Андреем Платоновым, знавшим правду о коллективизации и рассказавшим её в своих произведениях: «Самая честная вещь из колхозных - “Поднятая целина”, но Шолохов тоже кое-где художественно вуалирует трагизм и резкость отношений».

В 1934 году Шолохова избрали в правление Союза писателей СССР, а с 1937 года он стал депутатом Верховного Совета СССР. Имя писателя было чрезвычайно популярным в народе, к нему приходили письма со словами благодарности и с просьбами о помощи. Пользуясь своим положением, Шолохов не раз восставал против беззаконий и репрессий на Дону. Его письма в Кремль о преступлениях местных властей, заступничество за невинно пострадавших не были единичными. Такая деятельность писателя мешала партийным работникам района. В 1938 году над Шолоховым нависла угроза ареста, о которой он узнал от товарища. Только личное вмешательство Сталина предотвратило опасность. Сталин, вероятно, считал, что сделать всемирно известного писателя «врагом народа» было нецелесообразно.

В 1939 году Шолохов избран действительным членом Академии наук СССР, а ещё через два года становится лауреатом Сталинской (Государственной) премии.

/ / Анализ романа Шолохова «Поднятая целина»

Выполняя социальный заказ, советский писатель Михаил Александрович Шолохов писал одновременно два романа: «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Сегодня мы будем говорить о втором, который представляет собой описание перестройки в деревне, старательное подавление старого сознания и уклада в пользу коллективизма и коммунистической политики. Писатель показывает нам, читателям, образ нового человека, воспитание которого строится в совершенно иной социальной и экономической обстановке.

У романа сначала было другое название - «С кровью и потом». Оно являлось большим отражением того, что на самом деле происходило в это время в деревне. Но Сталин настоял на изменении и даже предложил свое – «Поднятая целина». Шолохов до последнего никак не мог его принять, ни к душе оно было.

Выход в печать также затянулся, опять же благодаря действующему вождю книга увидела свет в 1932 году.

Автор положил в основу произведения достоверные факты и документы. Главная тема романа – показ процесса коллективизации. Трагедия народа становится основной коллизией «Поднятой целины». Перед нами проходят различные сцены, они наполнены ужасом и болью: примерка впервые увиденной приличной одежды Любишкиным и его женой, причем забрали ее у раскулаченных, убийство Хопрова Яковом Лукичом Островновым и Половцевым, замор голодом родной матери, только чтобы она не выдала тайну, ведь в доме находятся белые офицеры. И таких картин великое множество!

В романе Михаила Шолохова на поверхности лежат два конфликта: внешний, который подсказан самим временем и заключающийся в противоборстве с коммунистическим руководством, и внутренний, основанный на человеческой душе и ее психологических особенностях.

В стилевом же плане «Поднятая целина» совмещает множество начал: трагедию и юмор, эпос и лирику, документальную публицистику и вымысел, общее и конкретное. Начало и конец романа определяют описания природы, наполненные элегическими нотками. Но не только эти сцены обращают на себя внимание. Созданы с великолепием и мастерством изображения собраний с массовым участием, женского бунта, прокатившегося, как стихия. Автор раскрыл перед нами во всей полноте картину довоенного деревенского быта. И это величайшее полотно не имеет себе равных.

Композиция романа тесно связана с проблематикой и сюжетом. В начале, как уже отмечали, зарисовка январского пейзажа. Сменяет ее сцена тайного приезда есаула Половцева, ярого борца за старые уклады. А дальше действие набирает темпы. И состоит оно из разных сцен: какие-то светлые, как описание работы на пахоте, любовные перипетии, те, которые связаны с дедом Щукарем, так и темные, наполненные болью и страданием: бунт женщин, убийство Хопрова, раскулачивание Лапшинова, у которого большая семья. Кстати, и окончание у романа печальное – возвращение Островнова домой, отмеченное отмеченное грустью и тягостными ощущениями. Все эти трагические нотки направлены на раскрытие главного замысла Шолохова – конфликта приверженцев и противников коллективизации.