Анализ стихотворения Маяковского В.В. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Анализ стихотворения Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче

Тема назначения поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Цели урока:

Познакомить учащихся с творчеством В.В.Маяковского, дать представление об особенностях творческой манеры писателя. Определить роль поэзии в жизни В.В. Маяковского, показать, как эта тема отражена в его творчестве.

Развитие навыков анализа поэтического текста, мышления, умения видеть авторскую позицию, устной речи учащихся.

Воспитывать уважительное отношение к труду, показать важность определения своего места в жизни, а также роль трудолюбия в достижении целей.

Ход урока:

Каждый человек индивидуален, и прежде всего тем, что в его характере сочетается множество личностных качеств, проявляющихся в той или иной степени. Какие качества характера вы знаете?

Есть ли те, которые необходимы в какой-то определенной сфере деятельности, профессии?

Быть поэтом – тоже профессия, какими качествами должен обладать поэт?

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством В.В.Маяковского и постараемся увидеть, в чем поэт видит предназначение своего поэтического дара, а также какими средствами выразительности языка он пользуется, чтобы дать нам это понять. Кроме того, я очень надеюсь, что сегодня на уроке вы не будете забывать такие качества личности, как вежливость, трудолюбие, терпимость, потому что они очень нам пригодятся.

Чтение эпиграфа на доске:

Поэзия –

вся! –

езда в незнамое.

Уже в одной этой строке мы видим великолепную метафору. В чем она заключается?

(Поэт сравнивает поэзию с путешествием в незнакомые, таинственные, притягательные страны)

Как вы думаете, нужна ли людям поэзия, для чего?

(Чтобы познать самого себя, лучше поднять окружающий мир, а также мир чувств и переживаний человека)

Все ли стихотворения могут затронуть души читателей? Что нужно, чтобы это случилось?

(Необходимо подбирать такие слова, фразы, которые как можно точнее передают те или иные явления, чувства)

Роль поэта в жизни общества, предназначение его поэзии – вопрос, волновавший множество писателей в разные времена. Сегодня на уроке мы должны с вами увидеть, как понимает эту тему В.В. Маяковский.

Писатель очень серьезно относился к своему поэтическому дару, многие его поэтические произведения и статьи были написаны именно на эту тему. В частности, одна из его работ – «Как делать стихи». Давайте теперь посмотрим, какие принципы, этапы работы над стихотворением выделил поэт.

(сообщение по его статье «Как делать стихи»)

Из данного сообщения, как вы поняли, что было очень важно для поэта в процессе создания стихотворений?

Действительно, поэт был требователен к себе и относился к своему призванию как к очень тяжелому труду.

Давайте же посмотрим, какой мир поэтических образов создает писатель. Для этого прослушаем отрывок из стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии», слова из которого стали эпиграфом к нашему уроку:

Поэзия

Вся!-

Езда в незнаемое.

Поэзия -

Та же добыча радия.

В грамм добыча,

В год труды.

Изводишь

Единого слова ради

тысячи тонн

Словесной руды.

Но как

Испепеляюще

Слов этих жжение

рядом

С тлением

Слова-сырца.

Эти слова

Приводят в движение

тысячи лет

Миллионов сердца.

Как поэт понимает сущность поэтического творчества согласно данному отрывку? Что вам кажется необычным?

(Сравнивает поэзию с производственными процессами – «добыча радия»; «слово-сырец», «словесная руда». Утверждает, что труд поэта ничуть не легче труда чернорабочего, ведь конечная цель – затронуть сердца и души людей – не из легких)

Действительно, В.В.Маяковский говорит, что работа поэта требует огромной ответственности и трудолюбия, ведь от нее зависит нравственное воспитание, прозрение людей.

Давайте теперь поближе познакомимся с миром образов поэта. Откройте стр. 351 вашего учебника. Перед вами стихотворение В.В. Маяковского – «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». О чем, по-вашему, может идти речь в стихотворении с таким названием?

(О приключении, о чем-то необычном, невероятном)

Прочитаем подзаголовок. Как вы думаете, для чего автор не просто указывает место действия в названии, но еще и приводит точное его место в подзаголовке?

(установка на правдоподобие, хочет убедить читателей, что подобное происходило на самом деле)

Еще не прочитав стихотворение, что вы можете сказать по его названию. Как вы думаете, какими особенностями это произведение будет обладать?

(сочетание правды и вымысла, черт реального и сказочного, фантастического)

Давайте прочитаем это стихотворение

(чтение стихотворения)

Данное стихотворение интересно уже тем, что оно сюжетно. И его можно разделить на несколько частей. Как вы думаете, что это будут за части? Как бы вы могли их озаглавить?

(- работа поэта;

Ссора и примирение с солнцем;

Разговор за чаем;

Вывод)

Сейчас разделимся на группы. Каждая группа попробует проанализировать одну из этих четырех частей, опираясь на предложенные вопросы:

1 группа: отвечает на вопросы по части «работа поэта»:

Найдите гиперболу в начале стихотворения. Для чего

Используется этот прием?

(«В сто сорок солнц закат пылал» - благодаря этой гиперболе

мы можем ярче представить изнуряющую жару, при которой

работает поэт)

Обратите внимание на описание местности. Где находится поэт?

(Он смотрит на окружающее будто свысока)

Уже здесь происходит наше знакомство с солнцем. Что о нем сообщается?

(Солнце предстает перед нами живым существом, которое ежедневно выполняет работу, а ночью идет отдыхать, чтобы

завтра снова приступить к труду)

Что разозлило поэта?

(Однообразность течения дней и бесконечная жара, мешающая

работать)

2 группа: отвечает на вопросы по части «ссора и примирение с солнцем».

Проследите как изменяется отношение поэта к солнцу. Как это

Можно проследить через лексический строй речи?

(Сначала он употребляет довольно грубые слова: «слазь», «дармоед»,

«довольно шляться». Лирический герой утомлен работой и жарой, рутиной вокруг него. Затем он меняет гнев на милость, осознав свою ошибку: «погоди», «златолобо», «зашло бы». Смена настроения проявляется и в речи, если сначала мы слышали обвинение, приказ, то теперь – просьбу)

Почему солнце-таки захотело спуститься на чай?

3 группа: «разговор за чаем»

Как вы думаете, какие взаимоотношения (дружеские,

Враждебные, нейтральные) завязались за разговором между

Поэтом и Солнцем? Какие детали помогают нам это понять?

(Перед нами картина дружеской беседы на наиболее сокровенные и волнующие героев темы. Причем беседа эта происходит в уютной, домашней обстановке: чай и самовар – символы гостеприимства.

Кроме того, Солнце изначально поддерживает дружеский, даже свойский тон в разговоре с поэтом – «чаи гони», «гони варенье», «ладно, не горюй». Поэт же, помня свое грубое отношение, теперь обращается к Солнцу с почтением, но при этом рассказывает ему все проблемы, связанные с работой).

О чем говорят Поэт и Солнце? Почему они так быстро нашли

Общий язык?

(Они говорят о работе. О том, что ответственность и верность избранному делу должно быть превыше каких-либо трудностей, связанных с ее выполнением).

4 группа: вывод.

Почему в финале стихотворения поэт заводит речь о ночи и

Тени? Что противопоставлено этим явлениям?

(Им противопоставлен образ поэта, чье творчество равносильно свету дня. Такой контраст ярче показывает силу, которой обладает поэзия)

В чем поэт видит главное предназначение своей жизни как

Писателя?

(Светить всегда, светить везде…)

Зачем в стихотворение введен образ солнца?

(С помощью этого сопоставления мы можем увидеть отношение лирического героя и автора к своему труду. Поэзия сравнивается с солнцем, она освещает человеческие души, но вместе с тем это еще и огромный труд ума и души)

На работу в группах дается 3 минуты, после чего учащиеся дают ответы на вопрос, основные мысли записываются.

Как вы думаете, ребята, что хотел сказать автор своим стихотворением?

(Профессия поэта – тяжелый и нужный труд. Превозмогая трудности необходимо выполнять дело, за которое ты отвечаешь, тем более, что дело это важное и нужное).

Какие качества провозглашает поэт, для того чтобы показать свой замысел?

Можно ли сказать, что такое отношение к своей профессии – удел лишь творческих личностей?

(Нет, важна любая профессия. Необходимо найти именно ту, которая бы доставляла удовольствие ее обладатели и одновременно приносила пользу окружающим. При этом важно не забывать о таком важном качестве, как трудолюбие, ведь именно оно поможет достичь наибольших высот).

По сути, посещение школы и уроков – это тоже работа, которую вы выполняете. Я предлагаю вам сейчас подумать, какие личностные качества пригодились именно вам на сегодняшнем уроке. Для этого – заполните небольшую анкетку.

Домашнее задание: письменно ответьте на вопрос «Как вы думаете, поэзия – это тяжелый физический труд или состояние души».

ФИ _______________

ФИ _______________

  1. Какие личностные качества пригодились вам сегодня на уроке?
  1. Какие личностные качества вы бы хотели у себя развить для более успешной работы.

ФИ _______________

  1. Какие личностные качества пригодились вам сегодня на уроке?
  1. Какие личностные качества вы бы хотели у себя развить для более успешной работы.

ФИ _______________

  1. Какие личностные качества пригодились вам сегодня на уроке?
  1. Какие личностные качества вы бы хотели у себя развить для более успешной работы.

ФИ _______________

  1. Какие личностные качества пригодились вам сегодня на уроке?
  1. Какие личностные качества вы бы хотели у себя развить для более успешной работы.

ФИ _______________

  1. Какие личностные качества пригодились вам сегодня на уроке?
  1. Какие личностные качества вы бы хотели у себя развить для более успешной работы.

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Язык поэзии В. В. Маяковского до сих пор служит то предметом восторгов, то хулы: некоторым его язык казался смелой революционной ломкой самых основ русской речи, другим - порчей и гибелью той русской традиции, которая была создана классической литературой начала века. Каков же в самом деле язык Маяковского? Это новатор языка или его разрушитель? Ответ на данный вопрос таится в тщательном, скрупулезном анализе конкретных текстов поэта, который позволит установить, насколько новаторство В. Маяковского мотивировано художественным, коммуникативным заданием каждого конкретного текста.

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» занимает особое место в творчестве поэта. Сам Маяковский считал его «вещью программной».

Фантастическая встреча с солнцем выливается в реальный, «земной» разговор о высоком назначении поэта и преобразующей роли поэзии, о радости творческого труда и величии простых, будничных дел.

Данное стихотворение построено как диалог двух персонажей - поэта и солнца, причем В. Маяковский не просто перенес сюда реальную разговорную речь, он сделал ее объектом изображения. Здесь слито несколько диалогов: 1) эксплицитный диалог, реализованный в тексте через прямую речь лирического героя-поэта, ведущего разговор от первого лица /«я»/, и солнца; 2) диалог названных лиц с Автором, который выступает здесь в особой роли: как заинтересованный свидетель, слушатель, собеседник, который в конце стихотворения призывает: «Стихов и света кутерьма, сияй во что попало!»;

3) имплицитный, внутренний диалог, под которым понимается контакт с читателем. С точки зрения М. Бахтина, всякий текст (том числе и поэтический) диалогичен, ибо ориентирован на активность читателя, который стремится точнее воспринять мысль автора, чтобы ответить на нее поступком, репликой, мыслью. Такая диалогичность повышает уровень понимания текста, помогает более эффективному воздействию на читателя.

Начинается эксплицитный диалог в стихотворении как предметный (по классификации Н. Д. Арутюновой), в котором преобладает обмен информацией: «Дармоед! занежен в облака ты, а тут - не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты /» - «Чаи гони, гони, поэт, варенье!» В конце стихотворения диалог становится модальным, в нем преобладает обмен мнениями: «Ладно, не горюй, смотри на вещи просто! А мне, ты думаешь, светить легко?» и т.д.

Композиционно стихотворение делится на две части: 1) реальное, будничное (описание места и времени действия - с начала стихотворения и до слов: «Вупор я крикнул солнцу “Слазь!..”»); реальность усиливается подзаголовком: «Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.»; 2) фантастическое, необычайное, которое также усилено заголовком «Необычайное приключение...»

В столкновении реального и ирреального идет основное содержание текста - отношение к выполнению своего долга, к труду, друг к другу.

В начале стихотворения поэт показан за работой, а его отношение к солнцу - это отношение к праздному светилу: «Дармоед!», «Слазь!»

В ходе беседы поэта и солнца выясняется, что оно тоже - труженик: «А мне, ты думаешь, светить легко?» Сходное отношение к делу, к труду и явилось основанием для дружбы поэта и солнца: «И скоро, дружбы не тая, бью по плечу его я». Дружба закрепляется пониманием сходства их деятельности, общности задач: «Я буду солнце лить свое, а ты - свое, стихами».

Стремясь усилить экспрессивность и тем самым воздействующую силу на читателя, В. Маяковский обращается к единицам различных языковых уровней, умело трансформируя и неожиданно объединяя их.

Немало выразительных возможностей находит поэт в словообразовательных единицах, в том числе - в словообразовательных моделях. Причем, Маяковский не изобретает небывалых звукосочетаний, он работает с тем, что есть в языке как намек и скрытая, потенциальная возможность; он как бы намеренно демонстрирует словообразовательные возможности языка. Так, поэт часто использует усечение основ (ясь - образовано от прилагательного ясный), обычные аффиксы, но прибавляет он их к тем словам, с которыми эти аффиксы в норме не сочетаются (сонница = сон + ниц (а), трезвониться = трезвонить + ся, взорим - от зори), словосложение (луч-шаги).

Смело использует В. Маяковский возможности морфологической системы языка, переводя, например, слова из одного морфологического класса в другой (из неизменяемого в изменяемый), меняя его признаки внутри одного класса (например, род; число в классе изменяемых слов): чаи гони - существительное «чай» поэт употребляет во множественном числе; не знай ни зим, ни лет : вставало солнце ало - краткое прилагательное использует не в предикативной функции, как того требует норма русского языка, а в атрибутивной (в значении «алое»).

Самым необычным способом В. Маяковский сталкивает обычные слова, рождая при этом новые экспрессивные смыслы: в июль катилось лето; пригорок Пушкина горбил Акуловой горою; кривился крыш корою; занежен в облака ты; раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле; уже в саду его глаза; взорим, вспоем у мира в сером хламе.

В области использования лексических средств новаторство В. Маяковского не только в довольно большом количестве авторских окказионализмов, но и в свободном употреблении сниженных и разговорных слов, которым, казалось бы, не место в высокой поэзии: дармоед (разг.), гони варенье (прост.), слазь (разг.), шляться (прост.) и др.

Как смелый новатор пользуется В. Маяковский фразеологическими единицами. В данном стихотворении можно отметить своеобразную борьбу с тем омертвением отдельного слова, которое превращает свободное словосочетание во фразеологизм. Автор трансформирует фразеологизмы, вводя в их структуру свободные слова и выражения: например, во фразеологизм смотреть в оба Маяковский вводит два свободных глагола и возникает трасформация «идешь и смотришь в оба»; фразеологизм кричать во всю мочь превращается в стихотворении «Вдруг я во всю светаю мочь»; фразеологическая единица сколько зим, сколько лет трансформируется так, что становится трудноузнаваемой - «не знай ни зим, ни лет».

Что касается синтаксиса, то Маяковский стремился к выделению слова, к его освобождению от синтаксических зависимостей, т.е. «к своеобразному преодолению синтаксиса», по словам Г. О. Винокура. Существует неразрывная связь между особенностями синтаксического построения стихотворной речи Маяковского и ее ритмикой, так что, в сущности, ритм и синтаксис Маяковского как бы объясняют друг друга:

В окошки, в двери, в щель войдя, ввалилась солнца масса, ввалилось; дух переведя...

Специфика синтаксиса В. Маяковского вовсе не в том, что у него много необычных конструкций, а в том, что все они порождены определенным стилистическим заданием, определенной коммуникативной установкой автора.

Кроме названных языковых средств разных уровней, В. Маяковский использует различные приемы. Наиболее распространенным в данном стихотворении становится повтор, который выполняет различные функции. Во-первых, повтор способствует динамичности и экспрессивности изображения: «Уже в саду его глаза, уже проходит садом». Во-вторых, на его основе строится каламбур: «Гоню обратно я огни впервые с сотворения. Ты звал меня ? Чаи гони, гони, поэт, варенье!»

В-третьих, благодаря повтору последовательно раскрывается, например, вся гамма значений одного из центральных глаголов стихотворения - светить (от физического до общественно-политического) :

А мне, ты думаешь, светить

легко ?

- Поди, попробуй! -

А вот идешь -

взялось идти.

идешь - и светишь в оба!

Светить всегда. Светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой - и солнца!

Здесь взаимодействуют два ряда повторов - глаголы идти и светить, которые усиливают друг друга, делают их более значимыми и важными в выражении авторской идеи.

Основная идея стихотворения неоднократно подчеркивается стилистическим приемом параллелизма в изображении поэта и солнца: «Я буду солнце лить свое, а ты - свое, стихами», «а вот идешь - взялось идти, идешь - и светишь в оба!» и др.

В стихотворении встречаются и другие приемы: а) гипербола - «в сто сорок солнц закат пылал»; б) метафоры - «лето катилось», «жара плыла», «шагает солнце», «вспоем у мира в сером хламе» и др.; в) олицетворения - «уже в саду его глаза», (солнце) «дух переведя, заговорило басом». Кроме того, различные приемы, объединяясь в стихотворении, усиливают друг друга, увеличивая воздействующую силу текста, его экспрессивность, например: «бью по плечу его я» - гипербола и олицетворение одновременно.

Анализ стихотворения - Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче

Если в предреволюционных стихах Маяковского всё больше и больше усиливались трагические ноты, то после октябрьской победы рабочего класса начинает звучать боевое, призывное, мажорное начало, с особой силой выраженное в знаменитом стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», написанное в 1920г.

В. Маяковский уже не сомневался в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране. Как капитан, который является душой и сердцем корабля, так и поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет сердцами и умами людей на одном большом корабле, называемом страной: Сердца – такие же моторы. Душа – такой же хитрый двигатель, - утверждает поэт. Так возникает у Маяковского в стихотворении «Необычайное приключение…» тема двух солнц – солнца света и солнца поэзии, которая развивается в произведении и дальше, находя очень точное и меткое воплощение в поэтическом образе «двустволки солнц», из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого – свет поэзии. Перед силой этого оружия падает ниц «стена теней, ночей тюрьма». Поэт и солнце действуют сообща, сменяя, друг дуга. Поэт сообщает, что когда «устанет» и захочет «прилечь» Солнце, то он «во всю светает мочь – и снова день трезвонится».

Для достоверности поэт называет конкретное место действия. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта («Нас, товарищ, двое»). Поэт призывает «Светить всегда, светить везде…», видя в этом основное предназначение поэта. Поэт широко пользуется приёмами олицетворения и гротеска («шагает солнце в поле», «хочет ночь прилечь», «тупая сонница»). Поэт принижает образ солнца в отличие от ненавидимых им лирических поэтов.Итак, поэзия нужна, мало того, она просто необходима людям, как солнце. И здесь не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света. Стихи согревают душу каждого человека, наполняя её вечным огнём жизни, заставляя осознать себя неотъемлемой частью огромного мира.

Если домашнее задание на тему: » Художественный разбор стихотворения Маяковский В. В. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ Русская классическая литература. Рекомендации Работу по обучению художественному чтению можно строить в форме зачетов. Список для чтения На рубеже нового периода в жизни страны и в своём собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до Анализ стихотворения - ИспанияСтихотворение «Испания» было написано Владимиром Владимировичем Маяковским в 1925 году. Оно входит в цикл «Стихи об Америке». Анализ стихотворения - Брожу ли я вдоль улиц шумных...Стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» было написано 26 декабря
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче
(Пушкино. Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.)

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему,-
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
— Поди, попробуй! —
А вот идешь —
взялось идти,
идешь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

Анализ стихотворения «Необычайное приключение…» Маяковского

Стихотворение «Необычайное приключение…» было написано Маяковским в 1920 г. В его основу легли впечатления от действительного пребывания поэта на даче Румянцева.

В произведении в фантастической форме Маяковский выражает свои идеалистические взгляды. Революция представлялась автору зарей нового мира. Члену коммунистического общества должна быть подвластна вся природа. Коммунизм провозглашал неограниченные силы и возможности человека. Поэтому нет ничего удивительного в том, что автор может запросто обратиться к самому солнцу. В этом взгляде также заложено отрицание религии и всех суеверий. В патриархальном обществе солнце обожествлялось. Крестьянин в царской России относился к нему, как к высшему существу, от которого напрямую зависела его жизнь. Христианство ставило на это место единого Бога, но солнце, как одно из творений Высшей силы, все равно было недоступно.

Материализм давал научное объяснение существования всех космических тел. Это уже значительно принижало положение солнца. Оно представлялось просто одной из бесконечного множества звезд, причем далеко не самой яркой. Во время Маяковского люди уже мечтали о полетах в космос, поэтому расстояние до солнца «сокращалось».

Поэт – человек нового общества. Ему по плечу любая задача или проблема. Разозлившись на солнце (!), он смело приглашает его к себе в гости. Маяковский даже упрекает светило. Он занят работой, а солнце каждый день беззаботно гуляет по небу. Несмотря на самоуверенность, поэт все же испытывает невольный страх, когда видит, что солнце действительно направляется к нему в дом. Но этот страх постепенно проходит, потому что гость также признает в поэте равного себе. В этом заключается еще одно жизнеутверждающее положение коммунизма. В мире не существует невыполнимых задач. Человека останавливает лишь неуверенность в собственных силах. Нужно без сомнений браться за любое дело, и это неизменно приведет к успеху.

Поэт и солнце ведут спокойный неторопливый разговор. Они делятся своими проблемами. Лирический герой понимает, что солнце также выполняет нелегкий работу. Это еще больше их сближает. При коммунизме ценность человека напрямую зависит от его трудового вклада. Очень характерно, что в приливе дружеских чувств солнце обращается к поэту «товарищ». В финале Маяковский сравнивает свои стихи с сиянием солнца и утверждает, что их совместный лозунг – светить всегда и везде.

Таким образом, Маяковский в стихотворении «Необычайное приключение…» излагает свою утопическую мечту – слияние в едином трудовом порыве человеческих и природных сил, что неизбежно приведет к счастливому будущему.

Очень многие стихи Владимира Маяковского славятся удивительной метафоричностью. Именно благодаря этому нехитрому приему автору удалось создавать очень образные произведения, которые можно сравнить с русскими народными сказками. Например, у народного эпоса с произведением “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” , которое было написано поэтом летом 1920 года, очень много общего. Главным героем этого произведения является солнце, которое поэт сделал одушевленным существом. Именно так в сказках и преданиях изображается небесное светило, которое дарит жизнь и тепло обитателям земли. Однако автор посчитал, что солнце, каждый день путешествующее по небу одним и тем же маршрутом, является бездельником и тунеядцем, которому попросту нечем себя занять.

Однажды, наблюдая за тем, как оно “медленно и верно” спускалось за деревню, Маяковский обратился к небесному светилу с гневной речью, заявив, что “чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!”. И – оказался сам не рад такому предложению, так как солнце действительно явилось к Маяковскому в гости, опалив его своим жаром: “Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!”. В итоге небесное и поэтическое светила провели за одним столом целую ночь, жалуясь друг другу на то, как трудно им живется. И Маяковский осознал, что он в любой момент может отказаться от своих стихов и сменить перо, к примеру, на обычный рубанок. Однако солнце лишено такой возможности, и ему каждый день необходимо вставать и освещать землю. На фоне откровений небесного гостя автор почувствовал себя весьма неуютно и понял, что только такой самоотверженный труд может действительно изменить этот мир, сделать его светлее и чище.

В заключительной части стихотворения “Необычайное приключение” Маяковский призывает каждого человека не только следовать своему призванию, но и любое дело выполнять с максимальной самоотдачей. Иначе смысл существования попросту теряется. Ведь люди приходят в этот мир с определенной миссией, которая заключается в том, чтобы “светить всегда, светить везде до дней последних донца”. Поэтому нет смысла жаловаться на усталость и сетовать на то, что кому-то судьбой определен более легкий жизненный путь. Беря пример со своего гостя, Маяковский заявляет: “Светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!”. И этой простой фразой подчеркивает, насколько важное значение имеет работа каждого из нас, будь то поэт или же обычный труженик села.

(No Ratings Yet)

  1. Владимир Маяковский неоднократно говорил о том, что считает себя гением, и пророчил собственным стихам бессмертие. Однако он готов был отдать все, что имеет, за возможность обычного разговора по душам. И...
  2. Революцию 1917 года Владимир Маяковский воспринимал через призму личных переживаний. Родившись в небогатой семье и рано лишившись отца, будущий поэт в полной мере ощутил правдивость поговорки о том, что в...
  3. Владимир Маяковский являлся ярым сторонником революционных идей, считая, что общество нуждается в хорошей встряске. Понять молодого поэта, который очень рано познал, что такое нужда и отсутствие крыши над головой, можно....
  4. Знакомство с Лилей Брик полностью изменило жизнь поэта Владимира Маяковского. Внешне он оставался все тем же дерзким молодым человеком, который писал резкие стихи и с иронией читал их любопытной публике....
  5. В 1912 году Владимир Маяковский наряду с другими поэтами подписал манифест футуристов под названием “Пощечина общественному мнению”, который развенчивал классическую литературу, призывал ее похоронить и найти новые формы для выражения...
  6. Свой первый поэтический сборник Владимир Маяковский издал в 1913 году, будучи студентом художественного училища. Это событие настолько изменило жизнь молодого поэта, что он искренне стал считать себя гением. Публичные выступления...
  7. Среди стихов Владимира Маяковского можно найти немало сатирических произведений, в которых поэт обличает различные общественные пороки. Не меньше внимания автор уделяет и индивидуальным качествам людей, самым низменным из которых он...
  8. Не секрет, что Владимир Маяковский считал себя гением, поэтому к творчеству других поэтов, в том числе и классиков русской литературы относился с некоторым пренебрежением. Одних он открыто критиковал, над другими...
  9. Не секрет, что Владимир Маяковский, являясь выходцем из рабочего сословия, очень горячо поддерживал революционные идеи. Однако при всей своей проницательности и резкости суждений поэт в творчестве оставался идеалистом, считая, что...
  10. Не секрет, что Владимир Маяковский, как и многие поэты первой половины 20 века, вел довольно неупорядоченный и хаотичный образ жизни. Это касалось не только творчества, работы и бытовой неустроенности, но...
  11. Начало 20 века ознаменовалось в русской литературе возникновением различных течений, одним из которых являлся футуризм. Поэт Владимир Маяковский, чье творчество в этот период было известно лишь небольшому кругу почитателей, также...
  12. Ранние произведения Владимира Маяковского выдержаны в духе футуризма. Этому направлению поэт оставался верен до конца жизни, хотя и изменил свои взгляды на поэзию, признав, что и до него в русской...
  13. Несмотря на широкую известность, Владимир Маяковский всю жизнь чувствовал себя неким изгоем общества. Первые попытки осмысления этого феномена поэт предпринял еще в юношеском возрасте, когда зарабатывал себе на жизнь публичным...
  14. Владимир Маяковский был одним из немногих поэтов, которому советская власть разрешила спокойно путешествовать и бывать за границей. Все дело в том, что автора патриотических стихов и поэм, восхваляющих достижения революции,...
  15. Одной из причин, по которой в России произошла революция 1917 года, историки называют бессмысленную и кровопролитную первую мировую войну, в которую страна была втянута из-за тщеславия царя Николая-II. Однако даже...
  16. Владимир Маяковский большинству читателей известен, в первую очередь, как автор гражданской лирики. Тем не менее, в его творчестве достаточно сатирических произведений, которые жестко и метко высмеивают общественные устои. До революции...
  17. В 1928 году Владимир Маяковский отправился в заграничное путешествие, посетив Францию. Он был аккредитован в качестве журналиста газеты “Комсомольская правда” и клятвенно обещал редактору издания Тарасу Кострову периодически присылать заметки...
  18. В стихотворении “Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)” отразились впечатления В. В. Маяковского от поезд­ки в Париж в ноябре 1922 г. Символично, что Париж воспри­нимается поэтом прежде всего как колыбель французской...
  19. Тема одиночества очень ярко прослеживается в Творчестве Владимира Маяковского, который считал себя гением и при этом был убежден, что его творчество недоступно для понимания окружающих. Однако поэт искал не столько...
  20. В творчестве Владимира Маяковского достаточно много произведений социальной тематики, в которых автор, по-настоящему восхищающийся достижениями советской власти, тем не менее, методично вскрывает пороки общества. Спустя годы станет ясно, что поэт...
  21. Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты – Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Владимир Маяковский не был исключением. Но эта тема осмысливалась поэтом в...
  22. ЛИРИКА Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского 1. Роль сатиры (1930). А) Вступление в поэму “Во весь голос”. Поэт подчеркивает свое отличие от “кудреватых митреек, мудреватых кудреек”,...
  23. Своеобразный литературный почерк Владимира Маяковского можно легко проследить в каждом его произведении. Рубленые фразы, яркие образы, использование метафор – все эти характерные черты встречаются не только в патриотических или же...
  24. Стихотворение “Послушайте!” написано в 1914 г. В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой – ранимая душа. Стихотворение...
  25. Марина Ивановна Цветаева Приключение Поэма (1918-1919, опубл. 1923) Гостиница; ночь; Италия; год 1748-й. Главный герой – Джакомо Казанова, двадцати трех лет, доподлинный, извлеченнный из IV тома собственных его мемуаров и...
  26. ИДЕЯ СЛУЖЕНИЯ ПОЭТА ОБЩЕСТВУ В ПОЭЗИИ В. В. МАЯКОВСКОГО С именем Владимира Владимировича Маяковского связан совершенно новый этап в истории русской и мировой литературы. Поэт стал подлинным новатором в создании...
  27. Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства...
  28. Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает, что такое любовь. Н. Чернышевский План 1. “Меня сейчас узнать не могли бы…”. 2. “… не выскочишь из...
Анализ стихотворения Маяковского “Необычайное приключение