Центр занятости населения субсидии на открытие бизнеса. Как ип получить субсидию

Еще сравнительно недавно, каких-то двадцать лет назад, частных предпринимателей было совсем немного – редко кто решался идти в открытое плавание, большинство граждан предпочитало «работать на дядю». С тех пор многое изменилось – частные предприниматели стали называться индивидуальными и их появилось достаточно для того, чтобы можно было с уверенностью говорить, что малый бизнес в России сформировался и держится он в основном именно на небольших предприятиях и ИП.

Такой рост количества индивидуальных предпринимателей вполне закономерен: собственный бизнес позволяет самостоятельно, без указок сверху, распоряжаться личными ресурсами и временем, при этом ни перед кем не отчитываясь.

Именно поэтому людей, которые хотели бы начать свой бизнес меньше не становиться. Однако многих останавливает отсутствие начального капитала и стратегии самостоятельного развития. В этой статье мы расскажем о том, какая поддержка оказывается государством начинающим бизнесменам и как получить субсидию на открытие своего дела.

Кто имеет право на субсидию от центра занятости

Помощь от государства начинающим индивидуальным предпринимателям идет через территориальные центры занятости. Государство имеет прямой интерес в росте числе ИП по нескольким причинам:

  • Снижается количество безработных;
  • Казна получает новые налоги и отчисления;
  • Малый бизнес – опора для страны. Чем он крепче и многочисленнее, тем сильнее государство.

Однако, несмотря на активную пропаганду развития ИП, количество обращающихся граждан за поддержкой к государству не так уж и велико: всего 2%. Связано это с низким информированием населения о такой программе и страхе людей в случае непредвиденных ситуаций оказаться один на один со своими проблемами.

Но начнем по порядку. Кто имеет право на субсидии от государства?

  • Граждане РФ по достижении ими 18 лет;
  • граждане, находящиеся на учете в центре занятости в качестве безработных более одного месяца.

Исключения:

  • несовершеннолетние;
  • женщины, находящиеся в декрете;
  • студенты дневных отделений;
  • пенсионеры;
  • некоторые категории военных;
  • осужденные;
  • работники по трудовым договорам;
  • лица, уже зарегистрированные ранее как ИП, в случае, если с момента снятия с учета прошло меньше полугода;
  • те, кто был уволен с работы из-за нарушений трудовой дисциплины.

Кроме всех вышеперечисленных, сотрудники Центра занятости населения вынесут отказ на субсидию тем, кто встал на учет в качестве безработного, но в течение 10 дней с момента регистрации два раза отказался от предложенных вариантов работы.

Безработные, неоднократно нарушавшие правила службы занятости, тоже не получат субсидию.

Размер субсидии для ИП

Законом четко установлено, что сумма субсидии должна быть равна размеру денежных выплат по безработице за двенадцать месяцев.

Суть помощи начинающим ИП от центра занятости

Как уже было сказано выше, первая и основная часть поддержки начинающих предпринимателей заключается в выплате им соответствующей субсидии . Сумма материальной помощи в каждом конкретном случае индивидуальна и зависит она от размера пособия по безработице, назначенного на основании заработной платы и стажа по последнему месту работы. Как правило, по статистике, средний размер субсидии составляет около 60 тысяч рублей.

Второй вариант помощи: компенсация затрат на регистрацию ИП . В частности, государство возвращает госпошлину за постановку на учет, возмещает деньги потраченные на консультации юристов и услуги нотариуса, компенсирует затраты на закупку бланков, изготовление печатей и пр.

Третий путь для поддержки начинающих бизнесменов заключается в предоставлении им бесплатных консультаций со стороны юристов , организации бизнес-тренингов, а также возможности аренды помещения по цене, существенно ниже рыночной.

И наконец, четвертый пункт – помощь в разработке бизнес-плана , без которого получить субсидию в принципе невозможно.

Документы и порядок получения субсидии ИП

Для того, чтобы материальная помощь на открытие собственного дела была выплачена, разработан определенный алгоритм действий, которому надо строго следовать:

  1. Нужно встать на учет в территориальный отдел Центра занятости. Для этого необходимо иметь при себе паспорт, ИНН, трудовую книжку, аттестат или диплом, справку с последнего места работы о з/п за последние три месяца подряд, а также заявление на получение пособия по безработице.

    Внимание! Если претендент на субсидию в течение пяти лет нигде официально не работал, специалисты Центра занятости на законных основаниях могут отказать в получении материальной помощи на открытие ИП. Логика проста: если человек в предыдущий пятилетний период имел откуда-то деньги на проживание, значит и в будущем он сможет себя ими обеспечить.

  2. Необходимо проконсультироваться с сотрудником Центра занятости. Порядок получения субсидий может несколько отличаться в зависимости от региона РФ;
  3. Надо написать заявление, которое станет письменным свидетельством желания открытия своего дела;
  4. Психологическое тестирование: формальная, но необходимая процедура для получения субсидии;
  5. Разработка стратегии развития предприятия или, говоря иначе, написание бизнес-плана. На этом пункте остановимся чуть подробнее. Дело в том, что бизнес-план – это не самый простой документ. Для того, чтобы его грамотно написать, требуется определенный опыт и знания. Поэтому, если чувствуется, что своих навыков для разработки концепции развития бизнеса не хватает, лучше обратиться к специалистам. Что следует обязательно указать и на что обратить внимание в бизнес-плане:
    • Размер прибыли . Это самый важный момент в каждом бизнес-плане, поскольку любая коммерческая деятельность подразумевает какой-то доход;
    • Наличие денежных средств , которые можно будет вложить в дело в качестве первоначального капитала. Те деньги, которые выделяются как субсидия явно будут недостаточными для открытия бизнеса с нуля, поэтому начинающий предприниматель должен иметь и какие-то собственные финансовые запасы. Кроме того, они будут являться дополнительным подтверждением серьезности намерений будущего ИП. Соотношение личных средств к размеру материальной помощи должно быть не меньше 1:2;
    • Инновационность . Чем необычнее и оригинальнее идея, тем выше шансы на то, что проект будет одобрен;
    • Количество персонала в будущей компании . Основная цель Центра занятости – трудоустроить как можно больше людей. Именно поэтому бизнес-планам с высокой численностью работников специалисты Центра занятости отдают наибольшее предпочтение;
    • Обоснованность расходов . В бизнес-плане в обязательном порядке нужно прописать, на какие цели пойдет полученная субсидия. И чем подробнее будет расписан этот пункт, тем лучшее. Хорошо, если в качестве таких целей будет заявлена покупка оборудования, сырья или материалов. Самый худший вариант: трата субсидии на аренду площадей и рекламные услуги.
  6. После написания бизнес-плана его, вместе с заявлением на субсидию необходимо предоставить в Центр занятости. Эти документы будет рассматривать специально сформированная комиссия, которая проведет оценку результатов психологического тестирования и бизнес-плана, после чего будет вынесен вердикт о способности претендента на субсидию к предпринимательской деятельности. Затем, в течение 10 дней комиссией будет вынесено какое-либо решение, с соответствующим приказом, подписанным директором Центра занятости;
  7. Если одобрение получено, нужно будет заключить договор на перечисление суммы субсидии и затем идти в налоговую инспекцию по месту жительства регистрироваться в качестве ИП;
  8. После выполнения всех этих пунктов, необходимо будет предоставить специалистам Центра занятости все отчетные документы, в том числе о постановке ИП на учет в налоговой и чеки, обосновывающие расходы из средств субсидии (накладные, чеки и т.п.).

Как видно из того, что написано выше, получить субсидию от государства на открытие своего дела не так уж и проблематично. Для этого нужно составить хороший бизнес-план и пройти весь путь от идеи до ее реализации в установленном законом порядке. Если все сделано как надо, то государственная субсидия может стать отличной поддержкой в начале самостоятельного предпринимательского пути.

Вопрос: В 2009 г. физлицо осталось без работы и встало на учет в центр занятости населения, где получило предложение начать собственное дело. Позднее физлицо зарегистрировалось в качестве индивидуального предпринимателя, а также получило единовременную субсидию (финансовую помощь) для организации предпринимательской деятельности. В настоящее время предприниматель занимается собственным делом, которое является для него единственным доходом. Работники центра занятости населения сообщили предпринимателю, что суммы субсидии (помощи) при налогообложении учитываться не будут. Предприниматель при написании бизнес-плана, а также при организации собственного дела не учитывал факт налогообложения указанных выплат.Всю сумму полученной от государства субсидии предприниматель направил на организацию собственного дела, отчитавшись за расходы перед центром занятости населения. Но, по мнению налоговых органов, предприниматель в срок до 30 апреля 2010 г. обязан уплатить НДФЛ в связи с получением государственной субсидии (помощи) для организации собственного дела. При осуществлении деятельности по оказанию услуг населению предприниматель принял решение о применении УСН (объект налогообложения - "доходы"). В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2010 n 41-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в НК РФ в части освобождения граждан от уплаты НДФЛ с суммы государственной поддержки, полученной на открытие собственного дела. Эти суммы в течение трех налоговых периодов будут учитываться в составе доходов и фактически осуществленных расходов каждого налогового периода. Таким образом, указанные средства не образуют налогооблагаемую базу, кроме тех лиц, кто выбрал объект "доходы" при УСН. Обязан ли индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы", учитывать при формировании налоговой базы суммы единовременной государственной субсидии (финансовой помощи) для организации собственного дела?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

При нарушении условий получения данных выплат их суммы в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с указанным пунктом, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

Таким образом, в случае получения налогоплательщиком выплат в 2009 г. и использования части этих выплат в 2009 г. в составе доходов и расходов при применении упрощенной системы налогообложения должна учитываться сумма выплат, израсходованная налогоплательщиком в данном налоговом периоде в соответствии с условиями получения указанных выплат. В аналогичном порядке учитывается оставшаяся неучтенная сумма выплат в 2010 и 2011 гг.

Если расходы, предусмотренные условиями получения указанных выплат, произведены полностью в течение первого (первых двух) налогового(ых) периода(ов) (2009, 2010 гг.), то полученные выплаты и осуществленные за счет этих выплат расходы отражаются в налоговом учете в соответствующих налоговых периодах.

В случае нарушения условий получения выплат, предусмотренных п. 1 ст. 346.17 Кодекса, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

Указанными нормами п. 1 ст. 346.17 Кодекса должны руководствоваться как налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, так и налогоплательщики, применяющие указанную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов.

Названными налогоплательщиками учет полученных выплат и сумм произведенных расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - Книга по УСН), Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения".

Учитывая особый порядок учета указанных выплат, установленный Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в графе 4 разд. I Книги по УСН отражают суммы полученных выплат в размере фактически произведенных расходов, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат, а в графе 5 разд. I Книги по УСН - соответствующие суммы осуществленных расходов из предусмотренных условиями договоров.

При этом налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, при определении суммы дохода, подлежащего налогообложению за соответствующий отчетный (налоговый) период (графа 4 разд. I Книги по УСН), указанные суммы выплат не учитывают.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Количество стартующих бизнесменов с каждым годом неуклонно повышается. Увеличение их числа положительно влияет на экономические показатели страны в целом и удовлетворяет постоянно растущие потребности населения.

Финансовая поддержка государства способствует появлению новых субъектов малого и среднего бизнеса. Власти отдельно взятого региона стараются внедрять способы помощи: различные льготы, субсидии, а также материальные выплаты. Как получить такую поддержку? Давайте разбираться.

Кто из предпринимателей может рассчитывать на помощь от государства?

Государство в основном предоставляет финансовую поддержку владельцам малого и среднего бизнеса. Чтобы узнать, относится ли ваша компания к этой категории, стоит обратить внимание на количество работников и величину годового оборота. На деньги от государства могут рассчитывать нижеуказанные форматы предприятий:

  • стартующий бизнес (до 15 человек в штате с годовым оборотом до 120 млн рублей);
  • малый бизнес (до 100 человек в штате с годовым оборотом до 800 млн рублей);
  • средний бизнес (до 250 человек в штате с годовым оборотом до 2 млрд рублей).

Чтобы получить помощь, компании должны соответствовать следующим требованиям:

  • длительность существования с момента открытия - не более 2 лет;
  • фирма зарегистрирована в налоговой службе;
  • МСП не является должником по налоговым отчислениям.

Важно: шансы на финансирование гораздо выше у бизнесменов, которые имеют социальные льготы, а также владеют социальным или экспортоориентированным бизнесом.

Помните, что государство оказывает поддержку предпринимателям, чья сфера деятельности входит в число приоритетных. Чтобы оформить безвозмездную помощь, бизнесмен должен работать в одном из следующих направлений:

  • Изготовление товаров народного потребления.
  • Популярные направления народного творчества.
  • Предложения сельского и экологического туризма.
  • Услуги ЖКХ.
  • Агропромышленный отдел.
  • Сфера науки и техники, а также инновационная деятельность.

Как получить помощь от государства на развитие малого бизнеса в 2019 году?

Главным преимуществом получения такой субсидии является то, что она безвозмездна и ее не нужно возвращать через определенное время. Государство извлекает из этого пользу, так как на экономической карте появляется новое малое предприятие, предоставляющее гражданам рабочие места, и повышается конкуренция с уже существующими компаниями, что способствует улучшению качества и стабилизации цен.

Но вместе с заключением договора о субсидировании предприниматель соглашается выполнять и некоторые обязательства. Основное из них заключается в предоставлении детальной отчетности.

На протяжении 3 месяцев с момента получения финансовых средств от государства бизнесмен обязан подать в Центр занятости отчет с документами об использовании субсидии. Как подтверждение могут предоставляться товарные или фискальные чеки, квитанции, оплаченные платежные поручения и другие документы. Финансовый отчет должен согласовываться с пунктом бизнес-плана, где указана цель получения капитала.

Важно: если бизнес-деятель не может предоставить подтверждение, он обязан вернуть субсидиарные средства государству в полном объеме.

Также условия составленного договора предполагают, что деятельность финансируемого малого предприятия должна продлиться не менее одного года со времени открытия. Так исключается возможность сотрудничества с фирмами-однодневками.

Помощь можно получить во многих инстанциях и организациях, обладающих необходимыми полномочиями. Вот некоторые из них:

  • Администрация города . Отдел экономического развития предоставляет информацию о видах финансовой поддержки малого бизнеса.
  • Торгово-промышленная палата . В этом учреждении оказывают помощь в консультациях по вопросам бизнеса, маркетинга, юридического права, оно помогает принять участие в выставках.
  • Фонд поддержки предпринимательства . На основании результатов обязательной оценки представленного проекта организация выделяет финансы на деятельность малого предприятия.
  • Бизнес-инкубатор . Данная организация занимается инфраструктурной поддержкой идей предпринимателей на всех этапах развития начиная с момента открытия.
  • Венчурный фонд . Ориентируется в основном на инновационные проекты, в дальнейшем инвестирует деньги в их деятельность.
  • Центр занятости населения .

Интересно: если ваш бизнес-проект будет социально или экономически выгодным для государства, вы можете получить не только деньги на его внедрение, но и бесплатное обучение, право принимать участие в выставках и т.д.

После обращения в вышеуказанные инстанции вы получите перечень необходимых документов. Вот какие бумаги входят в этот список:

  1. Паспорт и ИНН предпринимателя.
  2. Страховое свидетельство (СНИЛС).
  3. Справка из бухгалтерии последнего места официальной занятости, в которой указаны сведения о зарплате за три месяца до завершения работы.
  4. Документ о наличии образования.
  5. Заявление участника программы для получения финансовой поддержки от государства (по специально утвержденной форме).
  6. Готовый бизнес-план.

Деньги от Центра занятости

Наиболее распространенный способ получения помощи среди предпринимателей – обращение в Центр занятости. Как проходит данная процедура?

Первый шаг – регистрация в Центре занятости и получение статуса безработного. Это является обязательным условием, так как государственное выделение средств положено только тем предпринимателям, которые зарегистрированы как безработные граждане. Для этого нужно иметь с собой следующие документы:

  • паспорт гражданина РФ;
  • трудовую книжку;
  • документ о семейном статусе;
  • документ об образовании.

Затем нужно составить бизнес-план с подробным описанием проекта, целевым распределением средств и указанием срока его окупаемости. Третий шаг – регистрация бизнеса в качестве ИП.

Рассмотрением пакета документов занимается региональная комиссия в течение 60 дней. В случае принятия положительного решения между заявителем и Центром занятости будет заключен договор, а средства – перечислены на счет получателя. Комиссия может решить компенсировать только некоторые расходы, например регистрацию и открытие малого предпринимательства. Если же заявитель получает уведомление об отказе, он может повторить попытку.

Гранты бизнесменам-новичкам

Данный вид выделения средств от государства предполагает помощь начинающим бизнесменам на открытие дела и тем, кто занимается предпринимательской деятельностью не более двух лет. Полномочия на распределение грантов имеют следующие организации:

  • Департамент экономического развития.
  • Фонды поддержки малого и среднего бизнеса.
  • Союзы, созданные предпринимателями.

Обязательным условием получения гранта является деятельность малого предприятия в одной из приоритетных отраслей, указанных выше.

Согласно государственному законодательству выплаты не получают компании, которые производят винно-водочную продукцию, табачные изделия, предметы роскоши, работают с недвижимостью или занимаются игровой деятельностью.

Помните, что выделенные деньги направляются, чтобы покрыть от 30 до 50% общей стоимости проекта. Оставшиеся финансы на развитие дела бизнесмену следует искать самостоятельно. Не бойтесь инвестиций, это может быть .

Предпринимателю необходимо предоставить следующие бумаги:

  • Документы, подтверждающие отсутствие иных источников финансовой поддержки.
  • Свидетельство о регистрации ИП или ООО и бизнес-план.
  • Выписка из банка о количестве собственных финансов.
  • Справка о положительной кредитной истории.

Затем Отраслевая комиссия принимает решение о предоставлении средств. Максимальный размер денежного гранта составляет 500 тыс. рублей (в Москве и области – до 5 млн рублей) .

В приоритете у государства состоят безработные, молодые предприниматели, бывшие военнослужащие, семьи с малолетними детьми и т.д.

Программа субсидирования

Государственные планы субсидирования малых предприятий осуществляются на разных административных уровнях. Поэтому их можно систематизировать соответственно масштабам и количеству выделяемых средств:

  1. Федеральные программы . Их реализовывают в масштабах страны, также они характеризуются большим количеством выделенных денег на финансовую поддержку открытия и развития субъектов МСП. Отличительным признаком является и то, что такие программы работают в основном с масштабными бизнес-проектами, чьи владельцы уже ведут коммерческую деятельность.
  2. Региональные программы . Они работают на территориях административных регионов и распоряжаются областным или районным бюджетом. Предназначение таких программ – развитие инфраструктуры целого региона.
  3. Местные программы . Масштаб реализации – это работа с городскими или районными предпринимателями. Субсидии ограничиваются небольшими объемами финансирования.

От особенностей государственной программы зависит размер получаемой помощи, форма ее предоставления, а также список необходимых документов для оформления заявления. Чем больше масштаб программы, тем выше конкуренция и более жесткие правила отбора. Владельцу малого бизнеса следует это учесть.

Льготное кредитование

Категории малых и средних коммерческих предпринимателей, не имеющие возможности получить материальную поддержку от государства, могут оформить льготное кредитование. Многие банки предоставляют такие займы на упрощенных условиях. Как указывалось, вероятность открытия кредита с выгодной процентной ставкой выше у тех, кто занимается приоритетной для государства деятельностью.

Совет: по всем интересующим вас вопросам относительно помощи можно обращаться непосредственно в банковские учреждения или кредитные сообщества, так как у них тоже имеются программы кредитования для начинающих бизнесменов.

Заявитель получает кредит как единоразовую денежную выплату на сумму от 50 млн до 1 млрд рублей . После заключения договора льготная программа действительна на протяжении 3 лет. Обязательным условием также являются инвестиции и вложения в проект собственных средств бизнесмена. Их количество определяется следующим образом:

  • 20%, если сумма займа составляет больше 500 млн рублей или если погашение кредита планируется из будущего дохода, ожидаемого после начала работы бизнес-проекта.
  • Отсутствуют ограничения, если средства выделяются для иных инвестиционных планов.

Процентная ставка за использование колеблется в зависимости от формата предприятия. Это 10% годовых для средних предприятий и 11-11,8% для малых.

На что можно использовать деньги от государства?

Как упоминалось выше, процесс субсидирования является безвозмездной выдачей средств, способствующих открытию и благоприятному течению бизнеса. Льготное кредитование и другие программы помощи также имеют упрощенные условия и сниженную процентную ставку. Вместе с тем использование финансовой поддержки от государства сопровождается документальными отчетами для подтверждения целевого назначения. Выделенные деньги можно расходовать на следующее:

  • Оплата аренды места или участка земли (на покрытие этих расходов выделяется не более 20% от основной суммы).
  • Пополнение оборотных средств.
  • Оснащение рабочих мест.
  • Приобретение оборудования для производства (купленные машины нельзя продать или обменять в течение трех лет).
  • Покупка расходных материалов (действуют те же правила – не более 20% полученных средств).
  • Работы, связанные с ремонтом и открытием.
  • Нематериальные активы.

Предпринимателем составляется годовой отчет, в котором указывается, на что именно был потрачен полученный субсидиарный доход. Также в органы контроля необходимо подать справки и квитанции.

Нематериальные варианты поддержки малого бизнеса

В наше время государство готово помочь начинающим бизнесменам малых и средних предприятий не только увеличением капитала. Существует еще несколько форм поддержки:

  1. Возможность бесплатного обучения . Почему в первые годы деятельности многие предприниматели, столкнувшись с проблемами, уходят из бизнеса? Они попросту не имеют нужных знаний о ведении своего дела. Такие образовательные навыки (например, как вести ) помогают в развитии, но стоят дорого, поэтому не каждый может их получить. Государство предоставляет стартующим бизнесменам возможность бесплатно учиться на курсах, а также посещать различные семинары и лекции. Заявитель обязан подать в нужные инстанции соответствующие документы: оплаченные счета, сертификаты о прохождении обучения или заключенные договоры. Выплата распространится на половину расходов, но на сумму не больше 40 тысяч рублей в год.
  2. Уменьшение арендной платы . Другой вариант поддержки – это скидки на стоимость аренды помещений, где непосредственно размещаются офисы или производство. Помните, что получить такую скидку возможно только в том случае, если здание является муниципальной собственностью, а договор аренды заключен на срок более 5 лет. С каждым годом льготная ставка увеличивается (от 40 до 80% арендной платы), а за последующий период предприниматель платит по полному тарифу. Обязательным условием является конкурсный отбор для определения достойного кандидата. Победителю выделяется дополнительная помощь на оплату коммуникаций.
  3. Компенсация участия в выставках . Для популяризации и дальнейшего развития владельцы малых предприятий могут воспользоваться субсидиями для участия в национальных или международных выставках. На основании результатов отбора государство может помочь оплатить расходы на регистрацию, аренду места, перевозку экспонатов, проживание, организацию и услуги переводчиков. Если государственная сумма помощи не превышает 150 тысяч за год, можно оплатить до половины расходов. Обязательные условия для получения компенсации малому бизнесу: заявление, договор с организаторами и отчет о выполненных работах.

Подводим итоги

Преимуществом программ финансовой поддержки является возможность увеличения капитала небольших компаний. Так как государство заинтересовано в развитии небольших предприятий, вероятность получения денежной помощи постоянно растет. Это хороший шанс начать .

С другой стороны, заключение договора с соответствующими государственными органами обязывает предпринимателей подавать детальные отчеты и следить за целевым использованием средств. Поэтому каждый бизнесмен должен изучить особенности существующих программ поддержки и требования к ним. Тогда он сможет максимально эффективно использовать помощь и выполнить взятые обязательства.

Многим россиянам, только вступающим на путь частного предпринимательства, кажется, что их деятельность сродни героическому броску на амбразуру: они несут многочисленные риски и не могут рассчитывать ни на кого и ни на что, кроме себя. Нельзя сказать, что подобные воззрения не имеют под собой оснований, однако далеко не всё так плачевно: государственная поддержка малого предпринимательства в нашей стране пусть и не в достаточной степени налажена, но всё же есть. И именно в рамках этой поддержки (а конкретнее – государственной программы «Помощь начинающим предпринимателям») можно получить почти 60 тысяч рублей на развитие собственного бизнеса безвозмездно. Как всем известно, «безвозмездно» означает «даром», то есть эту субсидию не нужно будет ни возвращать, ни компенсировать частично. Достаточно лишь отчитаться перед государством, каким образом была потрачена эта сумма (точное значение субсидии 58 800 рублей: 60 тысяч рублей за вычетом налогов). Впрочем, обо всём по порядку.

Есть ли подвох, или почему государство «дарит» деньги начинающим бизнесменам?

А подводных камней здесь нет: государство заинтересовано в развитии малого бизнеса как экономического субъекта хотя бы потому, что каждый предприниматель вносит свою лепту (а каждый успешный предприниматель – и значительный вклад) в формирование государственного бюджета за счет налоговых отчислений, создает рабочие места и развивает национальную экономику. Кроме того, чтобы получить такую субсидию, необходимо числиться безработным и находиться на учете на бирже труда. Всем известно, что каждый, кто «встанет на биржу», получает определенное пособие по безработице. А выданная бизнесмену-неофиту сумма – это не что иное, как годовое пособие, выплаченное не в рассрочку (ежемесячно), а единовременно.

Опасаться статуса безработного в наши дни нет смысла: времена, когда граждан без записи в трудовой книжке называли тунеядцами, к счастью, канули в Лету. Взамен пришло понимание того, что безработица – нормальное для рыночной экономики явление (если, конечно, оно не достигает предельного значения в 10 %). Чтобы удерживать этот показатель на требуемом уровне, государство и пытается регулировать численность безработных путем создания центров занятости, специалисты которых либо помогают найти дело по душе, либо оказывают помощь в открытии бизнеса.

Кого же можно считать безработным в нашей стране?

Вроде всё очевидно: безработный – это трудоспособный человек, не имеющий места работы. однако есть здесь и важные нюансы. В соответствии с последней редакцией ТК РФ к категории безработных не относятся следующие группы россиян:

  • лица, не достигшие 16-летнего возраста;
  • женщины, находящиеся в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком (до 3 лет);
  • граждане, вышедшие на пенсию по достижении соответствующего возраста;
  • инвалиды первой и второй группы;
  • учредители обществ с ограниченной ответственностью;
  • студенты дневной формы обучения;
  • лица, находящиеся в местах лишения свободы либо приговоренные к исправительным работам;
  • граждане, не имеющие возможности (по веским причинам) приступить к предлагаемой работе.

Если россиянин не относится ни к одной из этих категорий, но не имеет работы, он может смело встать на учет в центр занятости и получать помощь от государства. Однако следует помнить, что в ряде случаев статуса безработного можно лишиться:

  • если в течение 10 дней отказаться от двух (или более) предложенных вариантов работы без уважительной причины;
  • если не явиться в центр занятости для поиска работы в течение 10 дней с момента постановки на учет;
  • если представить документы, содержащие заведомо ложные сведения.

И, разумеется, можно перестать называться безработным путем трудоустройства. На что же можно рассчитывать при посещении центра занятости?

Как подобрать себе работу с помощью биржи труда?

Итак, государство не готово (что вполне закономерно) бесконечно выплачивать пособие по безработице, именно поэтому к каждому, кто встанет на учет в центр занятости, прикрепляется куратор. В задачу такого специалиста входит подбор подходящего соискателю места работы (в соответствии с квалификацией, опытом, жизненными ценностями, требованиями кандидата). То, насколько успешным окажется сотрудничество куратора и безработного, во многом зависит от целей последнего.

Так, если главная цель – получение субсидии на развитие бизнеса, то от всех предложенных мест работы необходимо отказываться. Но – по благовидной причине (ведь в противном случае могут и снять с учета принудительно). По какой именно – придется придумывать самостоятельно, главное, чтобы эта причина выглядела убедительно и имела отношение к желанию действовать в интересах общества.

Как же получить желаемую финансовую поддержку от государства для открытия своего дела?

В целом государство готово предоставить россиянам три вида субсидий:

  • до 4 тысяч рублей для ИП и до 20 тысяч рублей для юрлица в качестве компенсации расходов на регистрацию;
  • 60 тысяч рублей (58 800 рублей на руки) на организацию самозанятости – при этом если рекрутировать персонал из числа тех, кому также удалось встать на учет по безработице, можно получить такую же сумму на каждого из них;
  • 300 тысяч рублей на организацию самозанятости (уже не от федеральных, а от городских властей) – легко догадаться, что такую крупную сумму выдают немногим, при условии соответствия огромному количеству критериев.

Словом, стоит быть реалистами и помнить о «синице в руках», то есть получать федеральную субсидию.

Как же это сделать? План достижения цели выглядит довольно просто.

  1. Написать бизнес-план для центра занятостии защитить его.
  2. Зарегистрировать ИП.
  3. Получить денежные средства (их переводят на ту же банковскую карту, на которую начисляется пособие по безработице).
  4. Отчитаться – каким образом были использованы выданные деньги.

Итак, кажется, что стать обладателем субсидии проще простого. Так оно и будет, если правильно подготовиться к каждому из этапов.

Подготовительные мероприятия: чем вернее действия – тем лучше результат

Начать стоит со сбора информации – и детального, скрупулезного ее анализа. Несмотря на то, что субсидия эта – федеральная (то есть ее должны выдавать во всех российских регионах), очень важно понимать, какие именно требования к соискателям выдвигает конкретный центр занятости. Кстати, заодно можно поинтересоваться, какие еще меры поддержки (например, гранты) малого бизнеса действуют в регионе и городе. Сделать это можно на официальном сайте местной администрации, а также непосредственно в центре занятости по месту регистрации. Получить консультацию юриста по вопросу поддержки малого бизнеса тоже не будет лишним.

При желании получить субсидию нужно располагать достаточным количеством свободного времени. Оно очень пригодится для прохождения бюрократических инстанций (о том, какие там очереди, знают все) и для посещения собеседований с потенциальными работодателями (сразу заявлять о нежелании «работать на дядю» нельзя ни в коем случае).

Важен и эмоциональный настрой. И, разумеется, терпение: лавировать между центром занятости (желающим поскорее трудоустроить безработного) и потенциальным работодателем (не понимающим, почему от предлагаемой им вакансии так настойчиво отказываются) нужно грамотно и почти артистично.

Ну и, пожалуй, главное – необходимо точно осознавать свои цели, желания и возможности, понимать, с чего будет начинаться дело и как оно станет развиваться впоследствии. Всё это нужно отразить и в бизнес-плане. К слову, его стоит начинать писать еще до увольнения с основного места работы – чтобы иметь «запасной аэродром», если идея бизнеса окажется несостоятельной.

А теперь – самое интересное…

Как получить субсидию от центра занятости: пошаговая инструкция

Шаг первый – встать на учет в центр занятости по месту постоянной регистрации и получить статус безработного. Для этого необходимо представить следующий пакет документов:

  • удостоверение личности (паспорт гражданина РФ);
  • документ об образовании (диплом, аттестат – при отсутствии прочих документов);
  • трудовая книжка;
  • сберкнижка или заявление на открытие карты «Сбербанка» с указанием ее реквизитов;
  • пенсионное страховое свидетельство;
  • военный билет (для мужчин).

После этого следует подача заявления на получение пособия по безработице и получение консультации у куратора центра занятости. Самое разумное в ходе этого мероприятия – расспросить специалиста, каким образом можно зарегистрироваться в качестве ИП. Затем нужно заполнить заявление, подтверждающее желание заняться бизнесом, и пройти тестирование.

Второй шаг – защита бизнес-плана. Это один из самых серьезных этапов всей процедуры, во многом схожий с экзаменом: защита происходит в отдельной аудитории, а оценивает эффективность будущего бизнеса специальная комиссия. Предшествует этому беседа с психологом, задача которого – оценить способность соискателя к предпринимательской деятельности.

Бояться «экзамена» не стоит: главный критерий оценки – реалистичность проекта и уверенность будущего бизнесмена в том, что у него действительно всё получится. Как писать грамотный и выигрышный бизнес-план – тема отдельной беседы, впрочем, ресурсов, помогающих составить его хорошо, в Сети более чем достаточно.

Следующий, третий шаг – подача заявления на получение субсидии. К заявке нужно приложить все собранные ранее документы и бизнес-план. Полученный пакет представляется всё в ту же службу занятости. После рассмотрения заявки в случае положительного решения соискателя извещают о том, что теперь он может заключить договор. Что, разумеется, и следует сделать.

Шаг четвертый – регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или учредителя ООО.

Последний, пятый шаг – представление регистрационных документов в центр занятости вместе со всеми квитанциями об уплате надлежащих пошлин. По завершении этого этапа на банковском счете (сберкнижке или пластиковой карте) окажутся денежные средства – 58 800 рублей.

А на что хватит этих денег и что с ними можно делать?

Несложно догадаться, что на личные цели тратить выделенные государством и полученные с таким трудом деньги нецелесообразно – хотя бы потому, что в установленный период будет необходимо отчитаться в том, куда же субсидия была потрачена. В качестве отчетных документов подходят и накладные, и чеки, и прочие бумажные свидетельства расходов. Кроме того, стоит помнить, что в первый год вольного плавания по волнам предпринимательства налоговую отчетность необходимо представлять не только в ИФНС, но и в центр занятости, выдавший субсидию.

Разумеется, на открытие бизнеса «под ключ» выделенных средств не хватит. Как закономерно и то, что государство готово субсидировать далеко не каждый вид деятельности. Впрочем, известно, что наиболее охотно эти деньги выдают тем, чей бизнес связан с производством, сельским хозяйством, сферой услуг, словом, с отраслями, позволяющими создавать новые рабочие места. А безвозмездная помощь (особенно материальная) всегда лучше, чем ее отсутствие. Особенно если речь идет о частной предпринимательской деятельности.