Холодная врезка в трубопровод под давлением технология. Как подключится к действующему газопроводу? Выполнение процесса сверления

Природный газ обеспечивает человека теплом и горячей пищей. Однако для реализации этих функций его необходимо подвести к жилищу – обустроить трубопровод, соединенный с центральной сетью, отопительным оборудованием и бытовыми приборами.

На этапе проектирования магистрали, необходимо разобраться, какие разрешительные документы предстоит оформить, как правильно врезаться в газопровод и кому доверить такую ответственную работу. Ответы на эти вопросы подробно изложены в статье.

Кроме того, мы описали разные способы подключения к центральной магистрали, а также обозначили особенности подсоединения к пластиковому и металлическому трубопроводу.

Газопровод – это специализированный трубопровод, предназначение которого заключается в транспортировании и хранении некоторых объемов голубого топлива. Он может иметь разные конструкционные особенности, отличающиеся в зависимости от возложенных на магистраль задач.

Например, сети международного значения доставляют огромные объемы газа на большие расстояния, потому в них постоянное давление поддерживается на высоком уровне. Именно поэтому любые эксперименты с системами подачи газа неуместны и могут быть опасны не только для вас, но и для окружающих.

А значит, оптимальным вариантом для проведения работ с системой станет вызов соответствующих служб, специализирующихся на работе с газовыми коммуникациями, что отвечает требованиям законодательства.

Врезку в газопровод должен осуществлять специалист газовой службы, имеющий необходимый уровень допуска и соблюдающий все меры безопасности

Газопроводы устроены подобно кровеносной системе человеческого организма. Их роль можно сравнить с коронарными сосудами. А уже от центральных отходят трубы регионального значения, распределяющие голубое топливо между потребителями.

Они меньше магистральных, потому и давление в них гораздо ниже. Однако даже в таких газовых сетях возможны его скачки как в сторону снижения, так и в возрастающем направлении.

Подключение к газовым коммуникациям происходит при наличии у организации специального допуска. А разводку внутри своего дома можно попробовать осуществить собственноручно. Для этого достаточно лишь знать четкую последовательность действий и придерживаться необходимых мер безопасности.

Правила расчета пропускной способности

Основным фактором, отвечающим за непрерывную поставку голубого топлива потребителям, является значение пропускной способности газопровода. Расчет этого параметра осуществляется по особому алгоритму. Причем его делают независимо от типа используемых труб.

Максимальную пропускную способность можно высчитать по следующей формуле:

Q макс. =196,386×Д²×P/Z×Т,

  • Р – рабочее давление, поддерживаемое в газопроводе, плюс 0,1 МПа или абсолютное давление газа;
  • Д – внутренний диаметр трубы;
  • Т – температура прокачиваемого голубого топлива, измеряемого по шкале Кельвина;
  • Z – коэффициент сжимаемости.

Эта формула устанавливает следующую закономерность: чем выше значение показателя Т, тем большей должна быть пропускная способность сети.

В противном случае произойдёт разгерметизация газотранспортной магистрали, что неминуемо приведёт к взрыву этого опасного вещества.

Сделав выбор типа труб для газопровода, важно правильно определить способ врезки

Есть формула посложнее. Однако алгоритма, приведенного выше, вполне достаточно для совершения необходимых расчетов, предшествующих врезке в газопровод.

Как правильно подсоединиться к газопроводу?

Врезку в магистральную сеть нельзя проводить собственноручно - только при помощи специалистов газовых компаний, имеющих разрешения и допуск на проведение таких работ. Вне зависимости от выбранной фирмы, перед подключением к коммуникациям предстоит масштабный этап подготовки.

Подготовка к проведению врезки

Если вы решили доверить процесс присоединения к газовой сети специалистам соответствующей компании, то необходимо обратиться в разрешительную службу. Здесь кроме подачи заявки установленного образца, потребуется предоставить пакет документов, предусмотренный на законодательном уровне.

Накануне врезки в газотранспортную магистраль необходимо не только сделать верные расчеты, но и получить разрешение газовщиков

Когда речь идет о врезке в газопровод нововозведенного здания, владельцу следует в первую очередь предоставить паспорт, идентификационный код и утвержденный .

Кроме того, следует подготовить набор документов:

  • заявление , заверенное лично главой территориального отделения газового хозяйства;
  • разрешение на подключение к газотранспортной магистрали, выданное отделом планирования архитектурного обустройства;
  • фотографию , сделанную в процессе топографической съемки участка, на котором будет осуществляться врезка;
  • тех.паспорт на частный дом , или же его копия, заверенная нотариусом.

Снимок должен быть заверен уполномоченными работниками газовой службы. На нем будет запечатлена вся инженерная инфраструктура, включающая не только газовые коммуникации, но и водопровод, трубы теплосети, а также канализации.

Если же дом находится в стадии возведения, то следует предоставить соответствующий архитектурный проект, разрешение на его постройку и поэтажный план.

А если его общая площадь превышает 300 м. кв., необходимо подать тепловой расчет строения, ситуационный план участка в масштабе 1:5000, согласие соседей на присоединение к газовой сети, оформленное в письменной форме.

Последний документ понадобится в том случае, когда планируется пустить часть газопровода под землей по принадлежащим им участкам.

Накануне проведения работ по прокладыванию трубы для врезки в газопровод необходимо получить документально оформленное разрешение установленного образца

В большинстве случаев разрешительные документы подобного рода выдаются городским управлением газового хозяйства, поскольку именно они являются полноправными собственниками газотранспортных магистралей.

К тому же потребуется предоставить технические паспорта или иные документы, прилагаемые к газовым приборам, которые планируется установить в здании - разрешение на использование оборудования в месте проживания, сертификаты соответствия, а также договора на обслуживание.

Еще нужен будет акт обследования дымо-вентиляционных каналов и прочие документы, предусмотренные законодательством. Только имея на руках все разрешения и акты, можно приступать к осуществлению работ по врезке, т. е. исключительно на законном основании.

Нужно помнить, что самовольное проведение подключения к магистральному газопроводу, без оформления в установленном законом порядке надлежащих документов и согласования с соответствующими службами, чревато административными мерами. А если при этом ещё произошло повреждение газопровода, то и уголовным наказанием.

Особенности процесса врезки

Процесс врезки в газопровод - это присоединение новой трубы, посредством которой вещество от центральной магистрали будет транспортироваться потребителю. Как правило, подключения такого рода совершают, не перекрывая подачу газа в магистральной сети.

Пример произведения врезки в газопровод под давлением в видеоролике:

Имея общее представление о технических требованиях и порядке проведения работ по присоединению к газовой сети, будет легче ориентироваться во всех нюансах, а также контролировать работу компании, с которой заключен договор на подсоединение, станет проще.

Кроме того, пропадет абсурдное желание самостоятельно врезаться в газопровод, пригласив мастера на все руки в целях экономии.

Поделитесь с читателями вашим опытом согласования документов и подключения к центральному газопроводу. Пожалуйста, оставляйте комментарии к статье и задавайте интересующие вас вопросы. Форма обратной связи расположена ниже.

Почти каждый мастер сталкивался с необходимостью врезки в магистраль. Технология работ при этом будет зависеть от того, какой материал трубопровода используется. Коммунальные системы сегодня собираются из чугунных, оцинкованных и полимерных труб, но для полноты информации следует рассмотреть сразу все технологии. Итак, начнем описание каждого способа в отдельности.

Врезка с использованием полимерной арматуры

Врезка в трубопровод из полимеров будет осуществляться по определенной технологии. На первом этапе необходимо достичь магистрали, выкопав котлован квадратной формы. Его размеры должны составить 1,5x1,5 м. Земляные работы на первоначальном этапе осуществляются с помощью специальной техники. Но как только вами будет достигнута система трубопроводов металлической ленты, которая находится в верхней части магистрали, следует задействовать лопату, чтобы преодолеть оставшиеся 40 см.

После того как вы увидите трубу, можно переходить к рытью траншеи до здания. Закончив с этим, следует начинать обустраивать отвод. Для этого используются специальные хомуты, которые еще называются седелками. Эти элементы являются разборными и применяются для врезки в систему водопровода. Их можно сравнить с тройниками, прямоточные патрубки которых имеют две части. На пластиковые изделия можно устанавливать одинарные хомуты и обоймы. Однако наиболее подходящим вариантом станут седелки, ведь электросварной хомут является разборным.

Когда осуществляется врезка в трубопровод по такой технологии, хомут необходимо установить над точкой врезки и соединить с помощью электросварного аппарата. Как только данные работы будут выполнены, седелку следует вставить в тело трубы, что будет обеспечивать надежность соединения и высокую герметичность.

Методика проведения работ

На следующем этапе необходимо просверлить трубу, используя коронку или обычное сверло. Диаметр инструмента должен быть меньше по сравнению с данным параметром, свойственным верхнему патрубку седелки. Сверло необходимо ввести в патрубок сквозь запорный вентиль, перекрывающий трубы. Сверление производится с использованием особой насадки, которая гарантирует герметичность стыка.

Некоторые модели седелок предполагают встраивание коронки фрезы в отводы. Ее следует вращать с помощью раздвоенного ключа. На заключительном этапе нужно будет завести трубу в траншею, соединив вентилем. При этом используется обжимная муфта.

Когда осуществляется врезка в трубопровод по вышеописанной технологии, на месте установки можно расположить смотровой колодец. Для этого дно котлована углубляется, на него засыпается песок и гравий, а после устанавливаются кольца, первое из которых будет иметь отверстие для труб. Подушка при желании укрепляется заливкой из бетона, толщина которой должна составить 10 см. Для этого нужно применить марку М-150 или М-200. Важно вывести на нулевой уровень грунта оголовок колодца с люком. Подобная конструкция облегчает ремонт системы водопровода. У потребителя появится возможность перекрывать систему, используя центральный вентиль.

Врезка в чугунную трубу

Когда перед вами врезка в нее осуществляется по другой технологии. Это объясняется тем, что металлические изделия твёрже полимерных, но пластичность материала не столь высока. Это указывает на то, что чугун может попросту лопнуть.

Поэтому при врезке трубу необходимо откопать и очистить от ржавчины в том месте, где будут осуществляться работы. Верхний слой уплотненного чугуна нужно срезать с помощью углошлифовальной машины в том месте, где вы будете внедряться. На трубу устанавливается седелка, а резиновый уплотнитель располагается между хомутом и арматурой. Стык должен быть герметизирован.

Технология проведения работ

Когда перед вами труба чугунная канализационная, на следующем этапе необходимо зафиксировать запорный вентиль к фланцевым отводам седелки. Сквозь первый и предстоит заводить коронку. Чугунная труба просверливается, при этом нужно будет охлаждать место проведения работ и менять время от времени вышедшие из строя коронки. При этом нужно использовать особый режущий инструмент, который обладает С помощью другого оборудования разрезать материал будет невозможно. На заключительном этапе коронка извлекается, поток воды перекрывается, а установка внешней ветви выполняется по стандартным правилам.

Установка смотрового колодца в месте врезки

Когда осуществляется врезка в трубопровод, можно установить Это действие является желательным, но его можно исключить. Стальные изделия по кольцевой жесткости ничуть не уступают чугунной арматуре, однако они более пластичны по сравнению с чугуном. Это объясняет возможность использования оригинальной технологии, когда происходит врезка в стальную трубу. Методика схожа с той, где используются полимерные изделия.

Обустройство врезки в стальной трубопровод осуществляется по определенной технологии. Трубу необходимо расчистить, освободить от ржавчины и подготовить к работам. На изделие наваривается фланцевый резьбовой патрубок, который выполняется из магистральной арматуры. Для патрубка допустимо использование любого вида трубного проката, главное, чтобы в основе лежала конструкционная сталь.

Важно помнить

Когда осуществляется врезка в трубу водопровода, после формирования шва его следует проверить на прочность. Изнутри поверхность промазывается керосином, а снаружи места нужно обозначить мелом. На внешней поверхности появятся масляные пятна, которые и будут говорить о дефектах стыка.

Особенности проведения работ

Как только вы осуществили все работы, которые были описаны выше, резьбовой или фланцевый вентиль можно укрепить к патрубку. Труба просверливается сквозь вентиль, а верхние слои могут быть преодолены электрической дрелью. Последние миллиметры вы можете просверлить вручную. За вентилем устанавливается ветвь внешней системы водопровода, которую заводят в дом по открытой траншее.

Когда осуществляется врезка в трубу водопровода, уклон внешней ветви патрубка седелки должен быть равен 2°, а направить его необходимо к дому. Как только внешнюю ветвь удастся собрать, ее следует проверить на герметичность. Траншею необходимо закопать в том месте, где была осуществлена врезка к дому, однако делать это можно лишь после завершения проверки герметичности.

Врезка в газопровод

Газопровод представляет собой сооружение, по которому реализуется транспортировка газа. В зависимости от назначения он может подаваться под разным давлением. Например, если речь идет о то в них давление довольно высокое, тогда как в распределительных системах оно может изменяться.

Врезка в газопровод без остановки работы может вестись при ремонте и подключении отдельных потребителей. Система будет работать без перерывов, а давление не будет снижено. Данная технология еще носит название холодной врезки и иногда заменяется более традиционным методом, который предполагает и считается трудоемким.

Врезка в газопровод при использовании пластиковых труб осуществляется с помощью фитингов или фасонных деталей. Для этого применяются металлические элементы, а метод предусматривает раструбное соединение, которое проклеивается специальными составами после завершения монтажа. Стальную вставку обрабатывают составами, которые способны защитить поверхность от ржавчины, ведь попадание воды может стать причиной коррозионных процессов.

Врезка осуществляется методом создания вставок из сплавов перпендикулярно к трубе. Вставка имеет длину в пределах от 70 до 100 мм и наращивается методом раструбного контактного соединения. Этот способ подразумевает, что на разогретую стальную вставку насаживаются пластиковые трубы. Метод используется для создания отводов от газопроводов с незначительным давлением. Если же давление среднее, то перед наращиванием необходимо нанести порошковый полиэтилен в место будущего соединения, что позволит обеспечить плотное сцепление двух материалов.

Особенности врезки

Врезка в трубопровод холодного водоснабжения может вестись по нескольким технологиям. Для этого могут применяться разные типы сварных швов, а именно:

  • тавровый;
  • стыковой;
  • угловой;
  • внахлест.

Для врезки без сброса давления применяются не только седелки, но и устройства, которые известны как ПГВМ. Помимо этого, можно применять задвижки и хомуты. Если выбирается вариант с задвижкой, то к трубе приваривается муфта и патрубок, к которому присоединяется задвижка с камерой. Отверстие должно иметь чашечную фрезу, после чего вырезанный фрагмент вынимают через камеру, а задвижка перекрывается. Когда осуществляется врезка в действующий трубопровод по данной технологии, то к фланцу после проведения вышеописанных работ подсоединяется отвод.

Что касается ПГВМ, то он представляет собой устройство, которое предназначено для врезки без сброса давления. Применяется элемент для систем газопроводов, которые обладают диаметром в пределах от 186 до 529 мм. С помощью данного устройства можно выполнить врезку, предварительно создавая отверстия, диаметр которых будет изменяться от 80 до 140 мм.

Заключение

Если использовать хомут врезной для труб, то от основной линии водопровода жилого дома можно обеспечить ответвление. Оно иногда требуется для подсоединения дополнительного потребителя или устройства системы полива. Если система использует воду из колодца, то врезка может быть выполнена в любом месте. Если же речь идет о центральном водоснабжении, такие работы осуществляются за счетчиком потребления воды. При этом врезка в трубопровод под давлением будет отличаться от технологии, которая описывалась выше.

Это обусловлено тем, что напор во внутренней сети отключается в любой момент. Для этого необходимо будет лишь перекрыть центральный вентиль. Поэтому для проведения работ нужно подготовить тройник. Манипуляции будут предполагать необходимость слива воды, это производится методом открытия нижнего крана.

ИНСТРУКЦИЯ

По эксплуатации устройства холодной врезки

УХВ- 150,УХВ-300

Тюмень, 2009

НАЗНАЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Наименование УХВ-150 УХВ-300
Условный проход, Ду
максимальный
Диаметр фрезы, мм
49.82
Подача инструмента, мм/об 0.062
Рабочее вращение шпинделя правое
6,4
2,5
Напряжение питания, В
Электродвигатель АИМ920L4У2.5 АИМ100S4У2.5
Мощность, кВт 2,2
Число оборотов, об/мин
Масса, кг
Габаритные размеры, мм 1370х740х430 1750х880х530

КОМПЛЕКТНОСТЬ УСТРОЙСТВ

Комплектность: Ду 100/150

Комплектность 200/300



КОНСТРУКЦИЯ УСТРОЙСТВА



Рис 2. Устройство УХВ-150

Рис. 3. Схема строповки.

Рис 9. Заточка фрезы Д у 150

Рис. 12. Заточка фрезы Ду 200

Рис. 14. Заточка фрезы Ду 300

Внимание!

ПОРЯДОК РАБОТЫ УСТРОЙСТВА

Перед началом резания необходимо открыть задвижку, перевести (см. позиции по рис. 1) ручку 11 в положение «ОТКЛ». При этом выведутся из зацепления зубчатые колеса водила 4 и блока «червячное колесо – зубчатое колесо» 7 с блоком шестерен 10. Вращая ключом 19 водило 4 с ходовым винтом 14 против часовой стрелки, выдвигают шпиндель 3 до упора режущего инструмента 12 в трубу. После чего отводят его от трубы, сделав 0,5 оборота ключом 19 в обратную сторону. Затем ручку 11 перевести в положение «ВКЛ», тем самым ввести бок шестерен 10 в зацепление с зубчатыми колесами водила 4 и блока «зубчатое колесо – червячное колесо» 7. Изделие готово к работе.

Вырезка отверстий осуществляется передачей крутящего момента от электродвигателя 5 через муфту 18, редуктор 2 на водило 4 с ходовым винтом 14 и шпиндель 3 с режущим инструментом 12.

Окончание вырезки отверстия определяется по снижению нагрузки на амперметр (рис 15) и положению указателя хода 20.

Рис. 15. Схема электрическая принципиальная.

Для выведения режущего инструмента с вырезанным элементом за запорную арматуру (задвижку) ручку 11 переводят в положение «ОТКЛ», поднимают в крайнее верхнее положение шпиндель 3, вращая по часовой стрелке ключ, снимают ключ 19.

Кинематическая схема показана на рис.16.

Рис. 16. Кинематическая схема

1. Включить автомат на ШУ, при этом загорается сигнальная лампа «Сеть».

Внимание!Перед каждым пуском электродвигателя М1 тумблером S1 произвести шунтировку амперметра А для предупреждения выхода его из строя. После пуска тумблер S1 выключить.

2. Проверить правильность подключения электродвигателя (направление вращения) для чего:

Проверить отключение подачи – рукоятка подачи 6 должна находится в положении «ОТКЛ»;

Нажать кнопку «Пуск» на КПУ;

Наблюдать направление вращения шпинделя 3 в окно сальниковой камеры 1. вращение шпинделя 3 по часовой стрелке (смотреть сверху вниз) соответствует правильному подключению электродвигателя. Через КПУ отключите электродвигатель, нажав на кнопку «Откл».

3. Включить подачу переводом ручки 11 в положение «Вкл».

4. Нажать кнопку «Пуск» на КПУ.

5. Наблюдать за величиной тока по амперметру, включенному в цепь электродвигателя.

Примечание.При заклинивании инструмента срабатывает тепловая защита электродвигателя. Необходимо выполнить следующие операции:

- выключить автомат на ШУ;

- установить ручку подачи 11 в положение «ОТКЛ»;

- отвести инструмент от трубы на 1…3 мм, повернув винт 14 ключом 19 по часовой

стрелке на 0,5 оборота;

Включить автомат на ШУ. Включить вращение (правое) без подачи инструмента на 10…20 сек., нажав кнопку «Пуск» на КПУ;

Отключить электродвигатель, нажав кнопку «Откл» на КПУ;

Включить подачу переводом ручки 11 в положение «ВКЛ»;

Продолжить процесс врезки, нажав кнопку «Пуск» на КПУ.

6. Определить окончание вырезки, контролируя падение величины тока по амперметру и рабочий ход «S» по указателю.

7. По окончании вырезки отверстия в трубопроводе отключить электродвигатель, нажав кнопку «Откл» на КПУ. Выключить автомат на ШУ. Замерить величину «В» и произвести расчет по определению фактической величины «Sфакт». Величина «Sфакт» должна быть больше, чем «S» - расчетное, но не больше, чем «Sфакт».

8. Снять указатели хода 20.

9. После отключения электродвигателя необходимо проконтролировать, что произошла гарантированная вырезка отверстия. Контроль произвести следующим образом:

Перевести ручки 11 в положение «Откл» и, вращая ключом 19 водило 4 с винтом 14 против часовой стрелки, еще выдвинуть шпиндель 3 с режущим инструментом (выдвижение происходит без вращения). Произвести вращение (правое) шпинделя с режущим инструментом, вращая ключом, червяк 6. Перемещение и вращение шпинделя должно быть свободным.

10. Вращая по часовой стрелке ключ 19, поднять шпиндель 3 в верхнее положение до упора. Снять ключ 19.

11. Перекрыть задвижку. Произвести сброс остаточного давления в полости задвижки. Отсоединить и снять установку с задвижки. При демонтаже не допускать удары устройства о задвижку.

12. Очистить установку от грязи, нефти, протереть ветошью и уложить в футляр. Уложить в ящик ШУ, КПУ, кабель и ЗИП.

МАРКИРОВКА И ПЛОМБИРОВАНИЕ

Заводской номер устройства и его дата выпуска нанесены ударным способом на корпусе устройства.

На табличке, прикрепленной к корпусу устройства, нанесены следующие сведения:

Наименование предприятия – изготовителя;

Обозначение и наименование устройства;

Масса устройства;

Заводской номер;

Год выпуска.

Механическая часть

Электрооборудование

Текущий и средний ремонт

1. Текущий и средний ремонт осуществляется в процессе эксплуатации устройства и состоит из работ по восстановлению и замене отдельных элементов, необходимость ремонта которых выявлена при плановом техническом обслуживании.

2. Ремонт по восстановлению и замене деталей червячной, зубчатой и винтовой передач осуществляется на заводе-изготовителе.

ИНСТРУКЦИЯ

по эксплуатации устройства холодной врезки

УХВ- 150,УХВ-300

Тюмень, 2009

НАЗНАЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА

Устройство, рассчитанное на давление до 6,4 МПа, предназначено для механической вырезки отверстий в трубопроводах Ду 300…1200, находящихся под давлением рабочих сред до 2,5 МПа (нефть, вода и др.), через запорную арматуру, установленную на отводной патрубок Ду 100, 150, 200, 300 во взрывоопасных зонах класса «II».

Устройство УХВ 150.00.00.000 предназначено для работы на задвижках Ду 150 и на задвижках Ду 100 с переходником Ду 150→Ду 100.

Устройство УХВ 300.00.00.000 на задвижках Ду 300 и на задвижках Ду 200 с переходником Ду 300→Ду 200.

Климатическое исполнение устройств У1.

Параметры окружающей среды при нормальной эксплуатации устройства:

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Наименование УХВ-150 УХВ-300
Условный проход, Ду
Диаметр прорезаемого трубопровода, мм, минимальный
максимальный
Диаметр фрезы, мм
Максимальная толщина стенки прорезаемой трубы, мм
Частота вращения инструмента, об/мин 49.82
Подача инструмента, мм/об 0.062
Ход при вырезке отверстия (Smax), мм
Рабочее вращение шпинделя правое
Время вырезания отверстия, мин
Максимальное давление в нефтепроводе, МПа 6,4
Максимальное давление среды в трубопроводе при врезке, МПа 2,5
Напряжение питания, В
Электродвигатель АИМ920L4У2.5 АИМ100S4У2.5
Мощность, кВт 2,2
Число оборотов, об/мин
Масса, кг
Габаритные размеры, мм 1370х740х430 1750х880х530
Масса (без электрооборудования и переходника), кг

КОМПЛЕКТНОСТЬ УСТРОЙСТВ

Комплектность: Ду 100/150

Комплектность 200/300

КОНСТРУКЦИЯ УСТРОЙСТВА

Устройство (рис.1) состоит из сальниковой камеры 1, редуктора 2, шпинделя 3, водила 4, электродвигателя 5 и электрооборудования.

Сальниковая камера 1 состоит из двух фланцев, обечайки и стакана с уплотнением; крепится верхним фланцем к корпусу редуктора 2, а нижним – к фланцу задвижки или переходника между сальниковой камерой и задвижкой. Сальниковая камера 1 служит для герметизации вращающего шпинделя 3 со стороны задвижки.

Рис 1. Устройство для холодной врезки

В редуктор 2 входит корпус с крышками, червяк 6 и блок «червячное колесо – зубчатое колесо» 7 с приваренным к нему цилиндром, на которой устанавливается водило 4 с зубчатым венцом. В отверстие блока «червячное колесо- зубчатое колесо» со сквозным шпоночным пазом, который продолжается в приваренном цилиндре сквозной прорезью шириной, равной ширине шпоночного паза, устанавливается шпиндель 3 с закрепленной в нем шпонкой 8. В корпусе редуктора установлено также устройство для включения и выключения механической подаче шпинделя 3, представляющее собой эксцентрик 9, закрепленный с одной стороны в кронштейне корпуса редуктора, с другой – в крышке редуктора. На эксцентрик надет блок шестерен 10 и установлена ручка 11.

Шпиндель 3 представляет собой трубу, к нижнему концу которой крепится режущий инструмент 12, а на верхнем конце выполнено резьбовое отверстие в завернутой в трубу втулке 13 для холодного винта 14, соединенного винтами 15 с водилом 4.

В верхней части водила 4 установлена втулка 16, к которой крепится крышка 23.

Ходовой винт имеет сквозное отверстие, внутри которого размещен указатель хода 20, предназначенный для контроля положения шпинделя с инструментом.

Шаровой кран 21 предназначен для заполнения жидкостью полости задвижки и патрубка и сбора остаточного давления. Болт 22 служит для выпуска воздуха или жидкости при заполнении жидкостью полости задвижки и патрубка.

ПОДГОТОВКА УСТРОЙСТВА К РАБОТЕ

Рис 2. Устройство УХВ-150

Рис. 3. Схема строповки.

1. Осмотреть и проверить готовность и надежность крепления узлов и деталей изделия, шкафа управления (ШУ), кнопочного пульта управления (КПУ).

2. Проверить наличие масла в редукторе при помощи указателя масла в вертикальном положении устройства. Уровень масла должен находиться между рисками «min» и «max».

3. Выбрать соответствующий инструмент в зависимости от диаметра вырезаемого отверстия. Оценить визуально его пригодность к работе, а также переходник (в тех случаях, когда вскрываются отверстия под задвижку Ду 100 или Ду 200). Инструмент должен быть заточен согласно чертежу (рис.4 -14).

4. Закрепить инструмент на шпинделе устройства. Закрепить защитный кожух инструмента. Не допускается перемещение, подъем устройства при установленном инструменте без защитного кожуха.

Внимание! Проверить запорную арматуру (задвижку), переходник и соответствие их внутренних проходных диаметров с диаметром инструмента. Проверку арматуры производить до и после установки на трубопровод.

5. Перед установкой устройства на задвижку (при вертикальной врезке) необходимо заполнить внутреннюю полость патрубка и задвижки на ≈½ объема полости смазочно-охлаждающей жидкостью (СОЖ). Жидкость выбрать в зависимости от температуры окружающего воздуха. Рекомендуемая СОЖ – масло индустриальное И-12А ГОСТ 20799-75 (температура застывания не выше - 30°С). Установить устройство на задвижку и закрепить, предварительно сняв защитный кожух инструмента. При монтаже не допускать удары устройства о задвижку. Схема указана на рис.3.

Рис 4. Геометрические размеры инструмента комбинированного Ду 100

Рис 5. Сверло Ø 32 (инструмент Ду 100)

Рис. 6. Резец (инструмент Ду 100)

Рис 7. Инструмент комбинированный Ду 150

Рис. 8. Заточка сверла Ø 32 (инструмент Ду 150)

Рис 9. Заточка фрезы Д у 150

Рис. 10. Геометрические размеры инструмента комбинированного Ду 200

Рис. 11 Сверло в сборе Ø 32 (инструмент Ду 200,300)

Рис. 12. Заточка фрезы Ду 200

Рис. 13. Геометрические размеры инструмента комбинированного Ду 300

Рис. 14. Заточка фрезы Ду 300

Внимание!Суммарная высота задвижки с патрубком (Н) должна соответствовать таблице рис.2.

6. При горизонтальной врезки заполнение внутренней полости патрубка и задвижки смазочно-охлаждающей жидкостью (СОЖ) произвести после установки устройства на задвижку, используя кран 21, вывернув бот 22 для выпуска воздуха. Болт 22 должен находиться в горизонтальном положении. При этом внутренняя полость патрубка и задвижки будет заполнена ≈ на ½ объема.

7. Освободить перемещением клина отверстие в задвижке для прохождения шпинделя 3 устройства с инструментом 12.

8. Вывести шпиндель 3 в исходное состояние (рис.2) для чего:

Установить ручку подачи 11 в положение «ОТКЛ»;

Переместить шпиндель до упора инструмента в трубу для этого вращайте винт 14

специальным ключом 19 против часовой стрелки;

Отвести инструмент от трубы на 1…3 мм, повернув винт 14 ключом 19 по часовой

стрелке на 0,5 оборота, снять ключ 19;

Установить указатель хода 20, закрутив его до упора в нижний конец шпинделя 3

(указатель хода имеет левую резьбу).

9. При помощи указателя хода определить «А» (рис.2). По таблице в зависимости от диаметра врезки и диаметра прорезаемого трубопровода определить расчетный ход «S», на который должен опуститься указатель хода при окончании вырезки.

У газа ответственная миссия - заботиться, чтобы мы не замерзли и не голодали. Между тем он сам не приходит в гости, к примеру, как ветер или солнце, газ нужно правильно «пригласить», организовать ему зеленый коридор и подать надежный «транспорт». Давайте рассмотрим, как врезаться в газовую трубу согласно букве закона и по-хулигански - для тех, кто любит щекотать нервы, нарушая правила.

Виды газопроводов

Газопровод - это средство для транспортировки и одновременно для хранения газа. Данные конструкции могут разниться в зависимости от того, какую миссию выполняют. К примеру, сети, обеспечивающие передачу голубого топлива на дальние расстояния, естественно, мощнее, давление в них высокое. Из-за этого «экспериментировать» с подобными системами опасно, можно спровоцировать беду, причем, касающуюся не только вас, а и соседей. Пусть лучше беспокоятся о том, как сделать врезку в газовую трубу такого формата соответствующие службы, прибывшие по вашей заявке. От работающих на дальние расстояния труб отходят, подобно сосудам в кровеносной системе человека, мелкие - называемые распределительными трубы, в которых давление ниже, чем в магистральных сетях. Но оно также может разниться - от низкого до высокого. С такими конструкциями уже можно пробовать «подружиться» самостоятельно, правда, нужно четко знать, что и как делать, а также соблюдать меры безопасности.

Врезку в магистраль, безусловно, лучше доверить профессионалам

Особенности врезки

Что такое врезка? Говоря профессиональным языком, это присоединение новой трубы к работающей «родственнице» - уже транспортирующей голубое топливо. Зачастую системы соединяют без отключения газа, даже магистральные, однако в этом процессе есть важные нюансы. Итак, давайте рассмотрим, как врезаться в газовую трубу под давлением.

Правила проведения работ

Запоминайте основные правила обращения с данными системами:

  • врезку в сеть с низким давлением допустимо производить при показателях давления, не превышающих 80 мм вод.ст., но и не ниже 20;
  • присоединение к магистралям либо сетям с высоким/средним давление возможно только после снижение его уровня до допустимого;
  • если давление снизить невозможно, придется найти специальное оборудование, позволяющее делать врезку при нестандартных обстоятельствах;
  • работы без снижения давления по закону разрешено проводить только соответствующим - имеющим разрешение на такой вид деятельности организациям (порой даже получающим специальный наряд);
  • сварку и резку газом можно осуществлять на участках, имеющих давление от 40 до 150 кг/см (причем этот коридор должен соблюдаться на протяжении всего процесса).

Мастера, работающие с газовой сетью, должны иметь специальное разрешение. Перед началом процесса убедитесь в наличии такого документа у исполнителя

Виды врезки

Соединять новую сеть с работающей системой можно при помощи таких технологий:

  1. Холодная врезка, при которой основной трубопровод работает без изменений (объем голубого топлива в конструкциях и давление подачи остаются прежними - рабочими). По такому «сценарию» зачастую подключают к магистрали газовые сети новых пользователей. Многие народные умельцы знают, как врезаться в газовую трубу без сварки, поскольку технология эта относительно проста.
  2. Сварка, называемая в народе «традиционным способом», - надежная, проверенная временем методика, правда, требующая определенной квалификации и наличия специального доступа у исполнителей, занимающихся подключением.

Что касается способов самой врезки, то они делятся на:

  • катушечные, подразумевающие присоединение к торцу работающей системы;
  • тавровые, когда врезка делается с пересечением осей сетей.

Видео: присоединение к газовой системе своими руками

Описание процесса

Соединение металлических систем

  1. Очищение поверхности. Удалите с места, где наметили делать врезку, краску, мусор, ржавчину.
  2. Разметка. Определите, где будет соединение, поставьте отметки.
  3. Проделывание отверстий (при катушечном способе - 1, при тавровом методе - 2).
  4. Обработка скважин. Щели следует обработать глиной, причем, начинать это процесс рекомендуется еще во время рассекания поверхности, дабы минимизировать риск горения/воспламенения просочившегося голубого топлива. Готовые отверстия максимально быстро нужно закрыть специальной (сделанной из асбеста и глины) заглушкой. Обработанное место необходимо охладить.
  5. Монтаж отключающего приспособления. Когда металл охладится, заглушку можно открыть, чтобы извлечь из конструкции фрагмент вырезанной трубы. После устранения куска металла в щель помещают отключающее устройство, представляющее собой набор дисков из дерева и резины, а также торбочек с вязкой глиной. Если вы придерживаетесь таврового способа, то таких щелей будет две.
  6. Установка патрубка. Когда отключающее приспособление покрыло щель, самое время приниматься за проделывание основного отверстия - под присоединяемую (новую трубу). Сверьте правильность диаметра, не исключено, что разметку придется подправить. Проделайте дыру, установите патрубок. Стыки патрубка с обеих сторон заварите, затем закройте на нем задвижку.
  7. Заделывание отверстия. Итак, патрубок приварен, теперь нужно приварить новую трубу. Для этого сначала удалите остатки металла, появившиеся в результате проделывания основной щели. Вставьте их на свое место, обработайте глиной, и тоже заварите. Проверьте, не пропускает ли сварочный шов газ (при помощи мыла).
  8. Присоединение новой трубы.

После установки металлические конструкции желательно покрасить, дабы уберечь их от коррозии

Врезка в пластиковую трубу

Все чаще для монтажа инженерных сетей используют пластиковые конструкции. Если вам необходимо подсоединиться к такой системе, что делать? Во-первых, радуйтесь, что процесс будет не более сложным, чем в случае с металлом. Во-вторых, четко придерживайтесь таких рекомендаций.

Купите качественные - заводские, соответствующие ГОСТу соединительные элементы (фитинги), в идеале - металлические. Используйте раструбное соединение и специальный клей для повышения надежности шва. Следите, чтобы место соединения было идеально герметичным, имело максимальную плотность. Вставку перед монтажом обработайте составом против коррозии.

Как же осуществляется сама врезка в случае с пластиковыми сетями? Присоединение делается при помощи создания вставок, расположенных перпендикулярно к работающей системе. Длина вставок может варьироваться в пределах 70-100 см. Наращивание должно происходить при помощи пластиковых труб - на основе раструбно-контактного соединения. Что собой представляет данная технология? Стальную вставку разогревают (приблизительно до уровня 60 градусов). А на нее уже насаживают пластиковую конструкцию, причем, мгновенно и с силой. Если вы врезаетесь в систему со средним давлением, эксперты советуют подключить к «делу» и порошковый полиэтилен, дабы сделать соединение максимально прочным.

Так происходит подключение к пластиковой сети

Врезаться в газовую трубу, безусловно, лучше с помощью профессионалов, однако, владея теорией, можно экспериментировать, между тем, решать только вам.

Видео: врезка в газовую систему при помощи специальной аппаратуры

7.1.1 Назначение

Устройство для холодной врезки УХВ-150, УХВ-300 предназначено для механической вырезки отверстий в трубопроводах, через вантуз.

Вырезка отверстий в трубопроводе производится без остановки перекачки, при давлении в трубопроводе не более 2,5 МПа. Одним из приспособлений по вырезке отверстий в трубопроводе является УХВ-150, УХВ-300.

7.1.2 Технические характеристики

Основные технические характеристики устройств УХВ-150, УХВ-300 приведены в таблице 7.1.

Устройство, рассчитанное на давление в трубопроводе до 6,3 МПа, предназначено для механической вырезки отверстий в трубопроводах от DN 300 до DN 1200, находящихся под давлением рабочих сред до 2,5 МПа (нефть, вода и др.), через запорную арматуру (вантуз) номинальным диаметром DN 100; DN 150; DN 200; DN 300, установленную на отводной патрубок.

Устройство УХВ-150 предназначено для работы на задвижках DN 100 и DN 150, при этом, для того чтобы установить приспособление на задвижку DN100, необходимо использовать специальный переходник, поставляемый в комплекте.

Устройство УХВ-300 предназначено для работы на задвижках DN 200 и DN 300, при этом, для того чтобы установить приспособление на задвижку DN 200 необходимо использовать специальный переходник, поставляемый в комплекте.

Устройство должно эксплуатироваться при следующих параметрах окружающей среды:

Температура окружающего воздуха - от минус 40 ° С до 40 °С;

Атмосферное давление - от 84,0 до 106,7 кПа (630 до 800 мм рт. ст.);

Относительная влажность воздуха - от 40 % до 80 %.


Таблица 7.1 – Основные технические характеристики устройств УХВ-150, УХВ-3 00

№п/п Наименование параметра УХВ-150 УХВ-300
Номинальный диаметр DN
Диаметр прорезаемого трубопровода DN минимальный максимальный
Диаметр фрезы, мм
Максимальная толщина стенки прорезаемой трубы, мм
Частота вращения инструмента, об/мин 49,82
Подача инструмента, мм/об 0,062
Ход при вырезке отверстия (Smax), мм
Рабочее вращение шпинделя правое (по часовой стрелке)
Время вырезания отверстия, мин
Максимальное давление в трубопроводе, МПа 6,4
Максимальное давление среды в трубопроводе при врезке, МПа 2,5
Напряжение питания, В
Электродвигатель АИМ920Ь4У2.5 AHM100S4y2.5
Мощность, кВт 2,2 3,0
Число оборотов, об/мин
Масса электродвигателя, кг
Габаритные размеры, мм 1370x740x430 1750x880x530
Масса (без электрооборудования и переходника), кг

7.1.3 Конструкция

Конструкция устройства УХВ-150, УХВ-300 приведено на рисунке 7.1 и состоит из фланца 1, редуктора 2, шпинделя 3, водила 4, электродвигателя и электрооборудования.


1 – фланец

2 - редуктор

3 – шпиндель

4 – водило

5 – втулка

6 – блок «червячное колесо-зубчатое колесо»

7 – шпонка

8 – эксцентрик

9 – блок шестерен

10 – ручка

11 – фреза

12 – сверло

13 – втулка

14 – холодный винт

16 – указатель хода

17 – кран шаровой

18 - пробка

19 – крышка

20 – сальниковое уплотнение


Рисунок 7.1 – Устройство для холодной врезки УХВ-150, УХВ-300

В редуктор 2 входит корпус с крышками, «червячное колесо - зубчатое колесо» 6 с приваренным к нему цилиндром, на который устанавливается водило 4 с зубчатым венцом. В отверстие блока «червячное колесо - зубчатое колесо» со сквозным шпоночным пазом, который продолжается в приваренном цилиндре сквозной прорезью шириной, равной ширине шпоночного паза, устанавливается шпиндель 3 с закрепленной в нем шпонкой 7. В корпусе редуктора установлено также устройство для включения и выключения механической подачи шпинделя 3, представляющее собой эксцентрик 8, закрепленный с одной стороны в кронштейне корпуса редуктора, с другой – в крышке редуктора. На эксцентрик надет блок шестерен 9 и установлена ручка 10.

Шпиндель 3 представляет собой трубу, к нижнему концу которой крепится режущий инструмент 11, 12, а на верхнем конце выполнено резьбовое отверстие в завернутой в трубу втулке 13 для ходового винта 14, соединенного винтами с водилом 4.

В верхней части водила 4 установлена втулка 5, к которой крепится крышка 19.

Ходовой винт имеет сквозное отверстие, внутри которого размещен указатель хода 16, предназначенный для контроля положения шпинделя с инструментом.

Шаровой кран 17 предназначен для заполнения жидкостью полости задвижки и патрубка и сбора остаточного давления. Болт (пробка) 18 служит для выпуска воздуха или жидкости при заполнении жидкостью полости задвижки и патрубка при горизонтальном расположении вантуза.

В комплект устройства входит режущий инструмент: сверло диаметром 32 мм, фрезы диаметрами 80; 120; 175 и 250 мм.

Электрооборудование устройства включает в себя: электродвигатель, кнопочный пульт управления (КПУ) и шкаф управления (ШУ).

Напряжение питания силовой сети - переменное 380 В.

Подключение источника питания, электродвигателя установки и кнопочного поста управления к шкафу управления производится через штепсельные разъемы.

Привод вращения включается кнопкой поста управления. При этом подается напряжение на катушку пускателя. Пускатель включается и своими контактами подает напряжение на двигатель. Идет вращение и перемещение инструмента.

Отключение привода осуществляется второй кнопкой с поста управления. При нажатии отключается цепь питания катушки пускателя, пускатель отключает цепь питания двигателя. Двигатель останавливается. Величина нагрузки и момент окончания обработки контролируется по амперметру, находящемуся в шкафу управления.

7.1.4 Порядок вырезки отверстия в трубопроводе через вантуз

7.1.4.1 Для подготовки устройства к работе необходимо:

Осмотреть и проверить готовность и надежность крепления узлов и деталей устройства, шкафа управления (ШУ), кнопочного пульта управления (КПУ);

Проверить наличие масла в редукторе при помощи указателя масла в вертикальном положении устройства (уровень масла должен находиться между рисками «min» и «max»);

Выбрать соответствующий инструмент в зависимости от диаметра вырезаемого отверстия. Оценить визуально его пригодность к работе, а также переходник (в тех случаях, когда прорезаются отверстия под задвижку DN 100 или DN 200). Инструмент должен быть заточен;

Закрепить режущий инструмент на шпинделе устройства;

Закрепить защитный кожух инструмента (не допускается перемещение, подъем устройства при установленном инструменте без защитного кожуха);

Установить устройство на задвижку и закрепить, предварительно сняв защитный кожух инструмента (при монтаже не допускать удары устройства о задвижку).

Схема установки устройства для холодной врезки на вантуз преведена на рисунке 7.2

1 – патрубок

2 – задвижка

3 – фланец устройства

4 – устройство УХВ

5 – сверло

6 – фреза

7 – шпиндель

8 – клин задвижки

10 – фланец задвижки

Рисунок 7.2 – Схема установки устройства для холодной врезки на вантуз

7.1.4.2 Технологические операции при вырезке отверстия

Перед началом резания необходимо открыть задвижку, перевести (см. рисунок 7.1) ручку 10 в положение «ОТКЛ». При этом выведутся из зацепления зубчатые колеса водила 4 и блока «червячное колесо – зубчатое колесо» 6 с блоком шестерен 9. Вращая ключом 15 водило 4 с ходовым винтом 14 против часовой стрелки, опустить шпиндель 3 до упора режущего инструмента 12 в трубу трубопровода. После чего отвести его от трубы, сделав 0,5 оборота ключом 15 в обратную сторону. Снять ключ 15 с водила 4.

Проверить правильность подключения электродвигателя (направление вращения режущего инструмента) для чего:

Включить автомат на ШУ, при этом загорается сигнальная лампа «Сеть». Перед каждым пуском электродвигателя тумблером произвести шунтировку амперметра для предупреждения выхода его из строя. После пуска тумблер «шунтировка амперметра» выключить;

Проверить отключение подачи - рукоятка подачи 10 должна находиться в положении «ОТКЛ»;

Нажать кнопку «Пуск» на КПУ;

Наблюдать направление вращения шпинделя 3 в окно сальникового уплотнения 20 вращение шпинделя 3 по часовой стрелке (смотреть сверху вниз) соответствует правильному подключению электродвигателя. Через КПУ отключите электродвигатель, нажав на кнопку «ОТКЛ». Включить автомат на ШУ, при этом загорается сигнальная лампа «Сеть».

Установить указатель хода 16, закрутив его до упора в нижний конец шпинделя (указатель хода имеет левую резьбу).

По таблице 7.2 в зависимости от диаметра врезки и диаметра прорезаемого трубопровода определить расчетный ход «S», на который должен опуститься указатель хода при окончании вырезки и поставить метку.

Таблица 7.2 – Расчетный рабочий ход инструмента «S»

Затем ручку 10 перевести в положение «ВКЛ», тем самым ввести бок шестерен 9 в зацепление с зубчатыми колесами водила 4 и блока «зубчатое колесо - червячное колесо» 6.

Убедиться в соответствии давления в трубопроводе паспортным характеристикам устройства. Давление в трубопроводе не должно превышать 2,5 МПа.

Нажать кнопку «Пуск» на КПУ. Вырезка отверстий осуществляется передачей крутящего момента от электродвигателя через муфту, редуктор 2, на водило 4 с ходовым винтом 14 и шпиндель 3 с режущим инструментом 12. Вырезка отверстия произведется в автоматическом режиме. Наблюдать за величиной тока по амперметру, включенному в цепь электродвигателя.

Окончание вырезки отверстия определяется по снижению нагрузки на амперметре (после вырезки отверстия нагрузка на электродвигателе должна уменьшиться) и положению указателя хода 16.

По окончании вырезки отверстия в трубопроводе отключить электродвигатель, нажав кнопку «Откл» на КПУ. Выключить автомат на ШУ. Замерить величину «S» и произвести расчет по определению фактической величины «S,^». Величина «S,^» должна быть больше, чем «S» - расчетное.

Снять указатели хода 16.

После отключения электродвигателя необходимо проконтролировать, что произошла гарантированная вырезка отверстия. Контроль произвести следующим образом:

перевести ручку 10 в положение «Откл» и, вращая ключом 15 водило 4 с винтом против часовой стрелки, еще выдвинуть вниз шпиндель 3 с режущим инструментом (выдвижение происходит без вращения).

Произвести вращение (правое) шпинделя с режущим инструментом, вращая специальным ключом, червяк. Перемещение и вращение шпинделя должно быть свободным.

Вращая по часовой стрелке ключ 15, поднять шпиндель 3 в верхнее положение до упора. Снять ключ 15.

Перекрыть задвижку. Произвести сброс остаточного давления в полости задвижки. Отсоединить и снять устройство с задвижки. При демонтаже не допускать удары устройства о задвижку.

Очистить установку от грязи, нефти/нефтепродукта, протереть ветошью и уложить в футляр. Уложить в ящик ШУ, КПУ, кабель и ЗИП.

7.1.5 Действия при нештатных ситуациях

При заклинивании инструмента срабатывает тепловая защита электродвигателя (электродвигатель отключается). Далее необходимо выполнить следующие операции:

Выключить автомат на ШУ;

Установить ручку подачи 10 в положение «ОТКЛ»;

Отвести инструмент от трубы на 1 - 3 мм, повернув винт 14 ключом 15 по часовой стрелке на 0,5 оборота;

Включить автомат на ШУ.

7.1.6 Транспортирование и хранение

Транспортировать устройство необходимо в специальной таре, надежно закрепив ее во избежание деформации узлов и отдельных элементов.

Хранить устройство необходимо в сухом помещении. Попадание влаги на электрооборудование не допускается.

7.1.7 Меры безопасности при эксплуатации

При работе с устройством для вырезки отверстий могут возникнуть следующие опасные факторы: нефть/нефтепродукт, пары нефти, опасность поражения электрическим током, возможность травмирования при работе с грузоподъемным механизмом, возможность травмирования при работе с неисправным инструментом, опасность обрушения стенок котлована, метеорологические условия.

Все работы по вырезке отверстий должны проводиться с соблюдением требований, указанных в РД-23.040.00-КТН-073-15, ОР-03.100.30-КТН-150-11, РД-13.220.00-КТН-148-15 и Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения.

Вырезка отверстия в трубопроводе через вантуз проводится с оформлением наряда-допуска на газоопасные работы, в котором подробно указываются меры безопасности при подготовке к проведению работ и меры безопасности при проведении работ.

Вырезку отверстия следует проводить при давлении в трубопроводе не выше 2,5 МПа.

Шкаф управления установить на расстоянии не менее 30 м от места проведения работ. Подключить шкаф управления к электросети напряжением 380 В, частотой 50 Гц, подключение должно быть выполнено через устройство защитного отключения. Передвижная дизельная электростанция устанавливается на расстоянии не менее 50 м от места проведения работ.

Демонтаж устройства производить только после отключения от источника питания.

7.1.8 Ограничения применения

Применение устройств ограничивается максимальным давлением среды в трубопроводе при врезке, а также высотой вантуза, т.е. расстоянием от образующей трубопровода до верхнего фланца вантузной задвижки.

Приспособления для вырезки отверстий должны быть рассчитанными на рабочее давление не ниже 6,3 МПа, иметь инструкцию по эксплуатации, утвержденную главным инженером ОСТ, паспорт завода-изготовителя, сертификат соответствия и разрешение Ростехнадзора на применение.

Приспособление должно иметь устройство, предотвращающее падение в полость трубопровода вырезанной части.

Диаметр вырезаемого отверстия в основном ремонтируемом трубопроводе должен быть на 10 – 15 мм меньше внутреннего диаметра патрубка и не менее 85 мм для патрубка с DN 100; 125 мм для DN150; 170 мм для DN200.

Не допускается работа приспособлением для врезки, если установка вантуза имеет отклонение от прямого угла к оси трубопровода более 3° и смещение по осям задвижки и патрубка более 3 мм.

Не допускается вырезка отверстий без заполнения СОЖ полости патрубка и задвижки.

Не допускается использовать приспособления для врезки при неисправном режущем инструменте.

7.2 Устройство АКВ-103 «Пиранья»

7.2.1 Назначение

Устройство прорезное АКВ-103 «Пиранья» (далее - устройство «Пиранья») предназначено для механического прорезания отверстий в стенках ^трубопроводов, находящихся под давлением рабочих сред (нефть/нефтепродукт, вода и т.п.) через вантуз. Устройство «Пиранья» может быть использовано при ликвидации аварий и проведении ремонтных и регламентных работ путем врезки отводных трубопроводов в основной трубопровод без его остановки. Вырезанный элемент и стружка не могут нарушить работу арматуры трубопровода, так как конструкция и принцип работы прорезного устройства обеспечивает гарантированное удаление вырезанного элемента, а образовавшаяся стружка имеет малые размеры и не может повлиять на работу элементов трубопровода.

Вырезка отверстий в трубопроводе производится без остановки перекачки, и при давлении в трубопроводе не более 2,0 МПа.

7.2.2 Технические характеристики

Основные технические характеристики АКВ-103 «Пиранья» приведены в таблице 7.3.

Таблица 7.3 – Основные технические характеристики АКВ-103 «Пиранья»

№ п/п Наименование параметра Значение 300
Диаметр прорезаемого трубопровода DN минимальный
максимальный
Толщина стенки прорезаемой трубы, максимальная мм
Максимальное давление среды в трубопроводе, МПа 2,0
Диаметры прорезаемых отверстий, мм 86; 125; 175
Время прорезания одного отверстия в зависимости от его диаметра толщины трубы, мин От 3 до 80
Напряжение питания, В
Потребляемая мощность, кВт 1,1
Габаритные размеры изделия, мм 1365x390x610
Масса устройства, кг
Условия окружающей среды температура,°С от минус 40 до 40
относительная влажность воздуха, % !

7.2.3 Комплектность

В комплект устройства «Пиранья» входят:

Техническое описание, инструкция по эксплуатации, формуляр;

Комплект режущего инструмента: сверло-метчик, фрезы диаметрами 86;125; 175мм;

Комплект специальных ключей в количестве 3 шт.;

Сменные фланцы: DN 100; DN 150; DN 200.

7.2.4 Конструкция

Конструкция устройства «Пиранья» приведена на рисунке 7.3 и состоит из корпуса 1, смонтированного с червячным редуктором. На корпусе 1 размещается электродвигатель, который через муфту может передавать вращение на червяк 4 и червячное колесо 5. На корпусе 1 закреплены резьбовой корпус 6 и винт 7. От повреждений и попадания посторонних предметов винт 7 защищен кожухом 24.


1 – корпус редуктора

2 – электродвигатель

3 – муфта электродвигателя

4 – червяк

5 – червячное колесо

6 – резьбовой корпус

7 – винт основной подачи

8 – шпиндель

9 – переходник

10 – гайка

11 – сверло-метчик

12 – гайка

13 – фреза

14, 15 – кольцо резиновое

16 – манжета

17 – шайба

18 – подшипник

19 – гайка-стойка

20 – маховик

21 – гайка

22 – винт быстрой подачи

23 – маховик

24 – кожух

25 – шпонка

26 – гайка

27 – шаблон

29 – стойка

30,31 – подшипник

32 – гайка

33 - фланец

34 – прокладка


Рисунок 7.3 – Прорезное устройство АКВ-103 «Пиранья»

В центральном отверстии червячного колеса 5 помещен полый шпиндель 8 с закрепленным на его резьбовом конце переходником 9. В переходнике 9 гайкой 10 закреплено сверло-метчик 11, а гайкой 12 - фреза 13. Переходник 9 и хвостовик сверла-метчика 11 уплотнены резиновыми кольцами 14 и 15.

В центральном отверстии резьбового корпуса 6 установлены спаренные манжеть высокого давления 16 с шайбами 17, охватывающие подвижный шпиндель 8 (для герметизации шпинделя).

В шпиндель 8 установлена шпонка 25. При продольном перемещении шпинделя 8 шпонка 25 входит в шпоночный паз ступицы червячного колеса 5. На противоположном конце шпинделя 8 установлены гайка 21, подшипники 18 и гайка 19 с жестко закрепленным на ней маховиком 20.

В центральное отверстие шпинделя 8 через гайку 21 установлен винт 22, с подвижным маховиком 23, который имеет возможность свободно перемещаться вдоль оси винта по шпоночному пазу, выполненному по резьбовой части винта.

Другим концом винт 22 помещен во втулку 24, жестко закрепленную в ограждении 29. Винт 22 свободно вращается во втулке 24, а осевое перемещение винта 22 ограничено буртиком на винте и гайкой 26.

На гайке 19 помещен шаблон 27, на поверхности которого нанесены кольцевые риски, указывающие положение режущего инструмента в процессе резания (сверление, нарезание резьбы, фрезерование). Шаблон 27 имеет возможность осевого перемещения и фиксируется винтом 28.

Для установки устройства «Пиранья» на различные типоразмеры задвижек предусмотрены сменные фланцы 33, устанавливаемые по резьбе на резьбовой корпус 6.

7.2.5 Порядок вырезки отверстия в трубопроводе через вантуз

7.2.5.1 Для подготовки устройства «Пиранья» к работе необходимо:

Перед монтажом устройства «Пиранья» проверить целостность и маркировки устройства «Пиранья»;

Навернуть фланец 33 необходимого размера на корпус прорезного устройства б;

Убедиться в исправности и заточке режущего инструмента;

Установить шпиндель изделия в крайнее верхнее положение.

7.2.5.2 Для проверки готовности вантуза необходимо:

Произвести измерение высоты вантуза (от поверхности трубопровода до верхнего фланца задвижки (высота вантуза - (680±10) мм));

Открыть задвижку;

Перед установкой устройства «Пиранья» на задвижку (при вертикальной врезке) заполнить внутреннюю полость патрубка и задвижки водой до уровня клина задвижки;

Демонтировать электродвигатель с корпуса устройства «Пиранья», открутив четыре болта;

Закрыть задвижку;

Установить устройство «Пиранья» на задвижку и закрепить.

При монтаже следует не допускать удары устройства о задвижку и убедиться, что конец сверла-метчика 5 не касается клина 8 задвижки.

7.2.5.3 Технологические операции при вырезке отверстия

После установки устройства «Пиранья» закрепления на задвижке, довернуть изделие против часовой стрелки с усилием 15 Н-м.

Открыть задвижку.

Установить электродвигатель на корпус устройства «Пиранья».

Подсоединить блок управления 12 изделия к питающей сети.

Вращая маховик 20 и придерживая маховик 23, произвести осевое перемещение шпинделя в зону резания, при этом совмещаются шпонка шпинделя и шпоночньш паз ступицы червячного колеса,

При переходе гайки 19 в резьбу винта 7 маховиком 23 производится совмещение шагов резьбы обоих винтов до выхода винта 22 из зацепления с гайкой 21.

При касании сверла-метчика с телом трубы, установить шаблон 27 на метку начала сверления, для чего, ослабив винт 28, переместить шаблон 27 до совмещения его первой кольцевой риски с краем защитного кожуха 24, после чего шаблон закрепить винтом 28.

Включить электродвигатель (пуск двигателя осуществляется нажатием кнопки на пульте дистанционного управления), который через червяк и червячное колесо передает вращение шпинделю 8, на котором закреплены сверло-метчик и фреза. Направление вращения фрезы - правое, при обратном вращении переключить электродвигатель.

Вращением маховика 20 осуществить подачу режущего инструмента.

После окончания сверления произойдет снижение нагрузки на сверло. Кольцевая метка «нарезание резьбы» на шаблоне 27 совместится с краем защитного кожуха 24.

Для нарезания резьбы необходимо ускорить подачу сверла-метчика, вращая маховик 20. Метчик нарезает резьбу в просверленном отверстии.

При окончании нарезания резьбы прекратить подачу шпинделя для того, чтобы не произошло врезание фрезы в стенку трубы.

Плавно вращая маховик 20 (см. рисунки 7.3 и 7.4) подачи по часовой стрелке коснуться фрезой стенки трубы.

Со скоростью примерно 0,1 об/мин, выполнить прорезание отверстия.

Во время прорезания следует избегать возникновения вибраций и шума.

При подходе самой верхней кольцевой риски шаблона 27 к краю защитного кожуха 24 подачу необходимо выполнять более медленно.

Вращая маховик 20 подачи шпинделя по часовой стрелке на 2 - 3 оборота, выполнить зачистку прорезанного отверстия.

Нажать кнопку на пульте управления для отключения электродвигателя.

Чтобы вывести шпиндель за клин задвижки вращать маховик 20 против часовой стрелки, ввести в зацепление гайку 21 с винтом 22. Одновременно вращая маховик 20 и маховик 23, осуществляют переход гайки 19 с винта 7 на винт 22, придерживая маховиком 23 винт 22 от проворачивания, вращают маховик 20, выводят режущий инструмент за клин задвижки.

После вывода режущего инструмента необходимо:

Закрыть задвижку;

Сбросить давление, через контрольный вентиль;

Отключить электрический кабель изделия от сети и снять заземление;

Демонстрировать изделие с переходником с задвижки;

Снять вырезанный элемент трубы со сверла-метчика;

Промыть прорезную фрезу и сверло-метчик в керосине или дизельном топливе и смазать тонким слоем консистентной смазки;

Установить на вантузную задвижку ответный фланец с эллиптической заглушкой.

1 – патрубок

2 – задвижка
3 – сменный фланец
4 – устройство
5 – сверло-метчик

6 – фреза
7 – шпиндель
8 – клин задвижки
9 – патрубок для заполнения водой

10 – верхний фланец задвижки

11 – блок управления с пускозащитной аппаратурой

Рисунок 7.4 – Схема установки устройства.

7.2.6 Действия при нештатных ситуациях

При заклинивании инструмента необходимо:

Нажать кнопку на пульте управления для отключения электродвигателя;

Немного вывести фрезу из зоны резания вращая маховик 20 против часовой стрелки;

Включить электродвигатель;

Продолжить прорезание отверстия.

7.2.7 Транспортирование и хранение

Транспортирование устройства «Пиранья» может производиться любым видом транспорта с соблюдением следующих условий:

Технологическая тара с устройством «Пиранья» должна быть закреплена способом исключающим возможность ее перемещения по грузовой площадке транспортного средства;

При погрузке-разгрузке запрещается бросать и кантовать технологическую тару с устройством;

При перевозке технологическая тара с устройством должна быть защищена от попадания атмосферных осадков.

Хранения осуществляется в технологической таре предприятия-изготовителя в складских помещениях, обеспечивающих сохранность упаковки и изделия.

7.2.8 Меры безопасности при эксплуатации

Меры безопасности при работе с устройством «Пиранья» аналогичны мерам безопасности при эксплуатации устройства холодной врезки УХВ-150, указанным выше.

7.2.9 Ограничения применения

Применение устройства «Пиранья» ограничивается максимальным давлением среды в трубопроводе при врезке, а также высотой вантуза, т.е. расстоянием от образующей трубопровода до верхнего фланца вантузной задвижки. Величина максимального давление среды в трубопроводе при врезке - 2,0 МПа, а максимальная высота вантуза Н (расстояние от образующей трубопровода до верхнего фланца вантузной задвижки) - (680±10) мм.

Устройство «Пиранья» для вырезки отверстий должно быть рассчитанным на рабочее давление не ниже 6,3 МПа, иметь инструкцию по эксплуатации, утвержденную главным инженером, паспорт завода-изготовителя, сертификат соответствия и разрешение Ростехнадзора на применение.

Устройство «Пиранья» должно иметь приспособление, предотвращающее падение в полость трубопровода вырезанной части.

Диаметр вырезаемого отверстия в основном ремонтируемом трубопроводе должен быть на 10 - 15 мм меньше внутреннего диаметра патрубка и не менее 85 мм для патрубка с DN 100; 125 мм для DN150; 170 мм для DN 200.

Не допускается работа с устройством «Пиранья», если установка вантуза имеет отклонение от прямого угла к оси трубопровода более 3° и смещение по осям задвижки и патрубка более 3 мм.

Не допускается вырезка отверстий без заполнения СОЖ полости патрубка и задвижки. Не допускается использовать устройство «Пиранья» при неисправном режущем инструменте.