Как называется человек, который делает все идеально и вовремя

Идеально это так...

https://ficbook.net/readfic/3349211

Valkiria Ru (https://ficbook.net/authors/638000)

Беты (редакторы):

Черная М (https://ficbook.net/authors/268299), vik3004 (https://ficbook.net/authors/1217559)

Фэндом:

Жанры:

Флафф, Повседневность, Омегаверс

Предупреждения:

Мужская беременность

Размер:

Мини, 16 страниц

Кол-во частей:

Статус:

закончен

Описание:

Нет, ну неужели быть воспитанным, утонченным, красивым и умным так сложно? Ну я же такой. И не много я прошу, просто чтобы он мог отличать десертные приборы от столовых, чтобы у него был маникюр, чистая обувь, выглаженный костюм и не было волос в носу. Нет, ну как можно встречаться с альфой, у которого не подстрижены волосы в носу?! Фу, просто представь - он нависает над тобой, а ты видишь козюльки, которые зацепились за эти... Фууу.

Взрыв мозга)))

Фанфик написан по двум заявкам. Первая "Вредный омега" вторая же "Поехали, Любимый" (https://ficbook.net/requests/178740)

А так же это продолжение фанфа "большой секрет отличника" https://ficbook.net/readfic/1977917

Как-то так, случайно получилось.

Идеально это так...

"Все должно быть Идеально"

Именно с этого слова начинался мой день. Все идеально: подъем в шесть тридцать, стакан воды натощак, утренняя зарядка, душ и через полчаса завтрак. Салат или каша, без разницы, главное, чтобы все свежее. Далее по расписанию - облачение в идеально выглаженный костюм и создание своего образа.

Хотя стараться приходится не много, но, все же, мой образ нужно немного подчеркнуть. Волосы до плеч зачесать назад и закрепить заколками. Лицо протереть тоником, нанести солнцезащитный крем, тушью для ресниц я не пользуюсь, просто раз в месяц хожу к своему косметологу и крашу их черной краской.

Не могу похвастаться, что я всегда был красив. Нет, в школе я был не очень, но уже после первой течки все стало куда лучше. Теперь мое лицо было без угрей и прочего, идеальная кожа, голубые глаза, обрамленные пушистыми ресницами, прямой носик, пухлые губки и очаровательная улыбка. Именно взглянув на себя шестнадцатилетнего, я задался задачей: найти себе только такого же альфу – красивого, воспитанного и, главное, подходящего мне по всем параметрам.

Увы, пока не нашел. Уже двадцать восемь лет стукнуло, а вот вообще никого.

Так, все, хватит хандрить. Сегодня все будет идеально, - напомнил я своему отражению в зеркале и вышел из квартиры навстречу новому дню. Уже через тридцать минут, благодаря своему водителю, я буду на работе.

Ну, Кеша, рассказывай, - ставя передо мной кофе, прям с порога, даже не дав мне устроиться на моем рабочем месте, требует Изар мой секретарь и друг.

Наверное, ядовитостью моего взгляда можно убивать. Что он хочет, чтобы я ему рассказал? Какое это было фиговое свидание, и как мне вновь не понравился выбранный альфа?

По твоему кислому лицу все сразу становится понятно, - усмехнулся мой друг и по совместительству секретарь. - Ну что опять не то? На правом мизинце была соринка?

Нет, он перепутал десертную вилку с...

Можешь не продолжать, - дерзко перебивает меня Изар, подсовывая мне бумаги для подписи. И продолжает за меня: - «Как альфа, который перепутал десертную вилку с какой-то там еще, сможет привить ребенку культуру и воспитанность?» Ты просто помешан на этом.

Ничего я не помешан. Просто у меня есть свои требования. Нет, ну неужели быть воспитанным, утонченным, красивым и умным так сложно? Я же не много прошу, просто чтобы он мог отличать десертные приборы от столовых, чтобы у него был маникюр, чистая обувь, выглаженный костюм и не было волос в носу. Нет, ну как можно встречаться с альфой, у которого не подстрижены волосы в носу?! Фу, просто представь - он нависает над тобой, а ты видишь козюльки, которые зацепились за эти волосы. И да, я рассматриваю альф в качестве потенциальных отцов своих детей. И что им даст отец, который, к примеру, за одно свидание аж три раза запнулся?

Вот теперь я знаю, чем закончилось свидание в эту субботу, - улыбается во все тридцать два Изар, - ты реально бросил парня за то, что он запнулся?

Я не хочу, чтобы мои дети были неуклюжими и неуверенными в себе, - серьезно проговорил я, рассматривая документы. - Изар, я не понял, это что? У меня новый вечерний водитель? Это что за контракт?

Ага, ты очередного довел, - кивая в такт своим словам, ответил Изар. - Я не понимаю, чем ты так их пугаешь вечно. Мне, наверно, надо остаться хоть раз до позднего вечера и посмотреть на тебя.

Не надо. Я тебе так расскажу. Я просто уставший вечером, - отмахиваясь от друга, усмехнулся я. - И злой я немного, вот и все.

Ну, просто одиннадцатый за год, мне кажется это слишком.

Они тупые.

Ты просто придирчивый.

Курьер, - перебили нашу перебранку. - Розы для господина Иннокентия Врумеля.

Да, вон даже курьер выговаривает мое имя, а некоторые водители и этого не могут, - рассматривая присланный букет, буркнул я. – О, это от спотыкашки и, как мы уже поняли, от альфы с фиговым вкусом.

Пфф, Кеша, ты - невыносим. Короче, я чего зашел-то, - совещание в двенадцать, потом у тебя Жарнов на отчете, под вечер - подписание контракта с компанией, отвечающей за поставку воды, далее у тебя два часа на работу с бумагами и уже в шесть жди подчиненных, сегодня понедельник, - соответственно, день жалоб.

31 6 583 0

Перфекционист – человек, у которого все должно быть идеальным, совершенным, наилучшим. Для него не существует ошибки, а если и так, то последняя воспринимается как провал, глобальная неудача.

Он видит жизнь и любые ее проявления в черно-белых тонах. Так же оценивает и себя. Стремится к идеалу, часто не достигает желаемого и, в итоге, обесценивает себя как личность.

И дело абсолютно не в том, что приложил недостаточно усилий и не достиг желаемого. А в том, что, как правило, такие личности ставят нереальные (труднодостижимые) цели. И не на основании своих желаний, внутренне созвучных, а социально желаемых, «правильных», с точки зрения социального окружения человека.

Поставив заведомо недостижимую идеальную цель, перфекционист выкладывается на все 100%, пашет день и ночь, работает на износ. И что на выходе? Разочарование от малейшей оплошности и ошибки, “конец света” из-за неудачи. А неуспех неминуем, т.к. цель изначально некорректна, мало соотносима с реальными возможностями и, будем откровенны, с ее необходимостью. Ведь не так уж необходимо покупать идеальный дом, если можно ограничиться подходящим? Так ли необходимо нарезать хлеб идеально ровными квадратиками под линейку, если неровной формы красиво и вкусно?

Ну а что в этом плохого? Люди всегда должны стремиться к лучшему, совершенствоваться? Несомненно. И большинство неперфекционистов живут именно по такому принципу и чувствуют себя вполне счастливыми. С перфекционистами дело обстоит иначе:

  • Они всегда недовольны.
  • Им всегда недостаточно.
  • Не достаточно красиво, хорошо, умело, правильно, вежливо и т.д.

Фокус внимания таких людей нацелен на то, что было сделано плохо/неправильно/криво и косо, то есть, на негативные аспекты своих действий. А так как энергетически человек поглощен негативом, то увидеть позитив в деле или других часто просто нет возможности или сил. Ведь все время тратится на то, чтобы довести до идеала начатое или избавиться от шероховатостей.

Таким образом, перфекционист – это не самый красивый, талантливый, добрый, честный, трудолюбивый на свете человек. А это личность, которая вечно борется с негативом, пытаясь его всячески устранить в себе и всевозможными методами акцентируя на этом внимание.

Они не считают себя достойными, корректными, милыми и т.д. Всегда грызут себя и злятся. Занимаются самоедством и самокритикой.

Если хотите избавиться от “комплекса отличника” и научиться жить “по-человечески”, тогда следующие шаги помогут:

Я - это не только то, что я делаю

Попробуйте ответить на следующие вопросы:

  1. Что я упустил в своей жизни из-за перфекционизма?
    Вспомнить проекты/знакомства/планы, которые даже не начал, опасаясь провала?
  2. Чем удобно нынешнее положение вещей?

Последний вопрос может показаться странным, но ответ на него крайне важен.

Если есть симптом, значит, есть его причина, осознание которой поможет в устранении симптома.

Часто причины являются скрытыми выгодами. Например, я всегда складываю полотенца в шкафу, формируя красивые и ровные стопки. Даже если это и не очень удобно, и времени раскладывать нет. А зачем я это делаю? Первое, что приходит в голову – чтоб красиво было! Но поговорив с собой откровенно, осознаю – чтобы мама, заглянув в шкаф, как часто она это абсолютно бесцеремонно делает, меня похвалила. А зачем мне ее похвала? Затем, что хвалят хороших и правильных. Хочу быть хорошей. Вот где собака зарыта.
Не в красоте дело, а в том, что хочется быть хорошей. Я просто не чувствую себя хорошей и мне нужно, чтобы мама мне об этом напоминала периодически. Вот и использую стопку с полотенцами.

Эти размышления наталкивают на самый главный постулат или аксиому перфекциониста:
ЛИЧНОСТЬ – ЭТО ТО, ЧТО Я ДЕЛАЮ!

Но так ли это?

Поступки – это только то, что человек делает. Ими невозможно ограничить личность и дать полную ее характеристику. Мы все изначально хороши. Но иногда делаем плохие вещи. Ну, некрасиво поступил в общественном транспорте, нахамил например. Настроения не было. Осознал сразу на месте – извинился. Осознал позже – решил сдерживаться в следующий раз. Стал ли плохим и недостойным после этого? Нет, конечно.

Постарайтесь вспомнить ситуации из детства, когда критиковали, сравнивали с другими детьми, сокращали личную ценность и значимость. Вспомните свои чувства. Определите для себя, что было в вашей власти на тот момент, что могли контролировать, будучи ребенком? Возможно, требования взрослых были завышены или непонятны для вас? И главное. А исчезли ли на самом деле детские чувства? Наверное, что нет.

Лучшим способом избавиться от них послужит следующее упражнение:

  1. Лягте на ровную поверхность (на пол, на кровать).
  2. Закройте глаза.
  3. Вспомните ситуацию детально: где вы были, что делали, во что были одеты, какие звуки слышали, запахи, что привлекало внимание?
  4. Опишите людей в ситуации: что они говорили, с какой интонацией, их жесты. Войдите максимально в ситуацию. Почувствуйте себя ребенком, которым были тогда.
  5. Вспомните мотивацию своего поступка/ошибки, причину. Почему поступили так, а не иначе? Почему были именно таким (двоечником, неряхой, неумелым и т.д.)? Найдите свой аргумент (был слишком мал, не умел еще, мне помешали сделать хорошо, отвлекся, я вообще играть на пианино никогда не любил и т.д.).
  6. А теперь, держа в сознании свой аргумент, изо всех сил прокричите Я НЕ ВИНОВАТ! Кричите до тех пор, пока не почувствуете физическую усталость. Возможно, захочется заплакать, это нормально.

Боремся с недостатками

Перфекционист склонен бороться со своими недостатками или недоделками в делах. Причем, не просто исправлять ошибки или сглаживать острые углы, а именно бороться и ненавидеть себя за их наличие.

Но личность – существо многогранное. У всех нас есть как достоинства, так и недостатки. Все совершаем ошибки. Иногда грубим. Проявляем слабость. Тормозим. Но все эти качества не делают из нас ничтожеств, а уникальных людей.

Ведь сочетание достоинств и недостатков в разных пропорциях и делают нас особенными, не похожими на других.

Естественно, от недостатков надо избавляться. Но фишка в том, что перфекционист настолько поглощен своей виной, что полностью обесценивает себя. Нет у него положительных качеств и все. Разве так бывает? Нет, конечно.

Что делать?

Есть замечательное упражнение «Какой Я?», суть которого заключается в следующем:

  1. Возьмите лист бумаги, разделите на два столбика.
  2. В одном напишите ваши достоинства, в другом – недостатки. Только так, чтобы много качеств в каждом столбике.
  3. А теперь смотрим на первый – с достоинствами. Милый, учтивый, прилежный, старательный, пунктуальный, альтруист. Поразмышляйте над тем, когда и в каких ситуациях вам УДОБНО НЕ БЫТЬ милым, учтивым, прилежным и т.д.?
  4. Ту же работу проделайте и над недостатками. Лентяй, безотказный, заносчивый. В каких ситуациях УДОБНО БЫТЬ лентяем, заносчивым?

В чем суть? Те качества, которые перфекционист считает своими достоинствами, зачатую, это навязанные из вне обществом. Те качества, которые считает недостатками – это часто именно то, что и делает из людей обычных людей. Это то, что человек с себе никак позволить не может, ведь он должен быть идеальным для общества.

Посмотрев на себя, как бы со стороны, вы убедитесь в том, что иногда лентяйничать полезно для здоровья, а заносчивым хорошо удается отстаивать свои личностные границы и говорить «Нет», а с этим делом у таких личностей, как раз, проблемы.

Позвольте своим недостаткам стать ресурсом!

Учимся говорить "НЕТ"

Перфекционисты часто грешат неумением отказывать. Действительно, как отказать в просьбе, если задача – быть хорошим для всех. С одной стороны, вы человек, на которого всегда можно рассчитывать, который поможет в любой ситуации, выручит. Но как с этим живется? Действительно ли все, о чем просят другие, делаете с восторгом, искренним желанием помочь? Наверняка, нет.

Поэтому, ВСЕГДА, когда озвучивают просьбу, спрашивайте в первую очередь себя: «ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО?»

Если ответ из серии: «Чтобы быть хорошим, чтобы обо мне думали положительно, чтобы не обидеть кого-то…», – вежливо откажитесь. И отказывайтесь до тех пор, пока не ответите себе, что-то вроде: «Я сделаю это потому, что я люблю этого человека, научусь чему-то, получу выгоду, получу радость от причинения добра кому-то и т.д.». Разница в этих мотивациях очевидна – в первом случае Вы ориентированы на другого, во втором – на себя. Без сомнений, не нужно срочно становиться букой и жлобом. Друзья, любимые и близкие люди никуда не денутся со своими просьбами. Это нормально.

Начинали писать реферат по далеко не самому важному предмету, надеясь быстро «надергать» текста из пары книг, а в итоге сидели над работой полночи, оттачивая каждую формулировку?

Периодически слышите от друзей, что не умеете «халявить»?

Похоже, вас можно назвать перфекционистом. Этим сложным англоязычным словом называют человека, который плохо переносит, если он сам или окружающие его вещи неидеальны. Который стремится к совершенству: быть лучшим и иметь лучшее. Человека с высокими амбициями, запросами и требованиями, в первую очередь, к самому себе.

Хорошо это или плохо?

С одной стороны, перфекционизмом часто отличаются настоящие профессионалы своего дела. Показательный пример здесь — музыкант, который не может играть на инструменте, который даже чуть-чуть фальшивит. Мало того, такое вот стремление (часто граничащее для окружающих с элементарным житейским занудством) во многом и делает из человека настоящего мастера своего дела. Музыкант оттачивает свое мастерство, писатель выбрасывает в мусорную корзину очередную неудачную рукопись, чтобы в итоге выдать действительно стоящий продукт. Перфекционизм толкает людей постоянно развиваться, учиться, не стоять на месте.

Другая сторона перфекционизма — непримиримость к собственным и чужим недостаткам. Человек не дает себе права на ошибку, ругает себя за малейший промах, такие же высокие требования предъявляет и к окружающим людям. Если это качество сильно выражено, человек находится в постоянном напряжении, постоянно ограничивает себя, самооценка его неустойчива. Иначе говоря — так называемый «синдром отличника».

Эффективность деятельности при этом может, наоборот, серьезно снижаться. Перфекционист углубляется в детали, тратит на них время и силы, даже если это не нужно, для него не существует понятия «необходимо и достаточно». В результате часто вместо perfect-результата его нет совсем или он становится уже неактуальным.

Ясно, что в таком проявлении качество это ни к чему особо хорошему не приводит. А если уж человек будет требовать того же уровня и от других, то получит не только напряжение, стресс и постоянное недовольство собой, но и проблемы в межличностных отношениях…

Можно ли избавиться от нездорового перфекционизма, если он мешает жить?
Можно ли научиться «здоровому» перфекционизму, если его нет?

Чтобы ответить на первый вопрос, нужно, в первую очередь, разобраться, в чем причины столь жесткой требовательности к самому себе и окружающим людям. Часто перфекционистами становятся дети, родители которых дарили им тепло и любовь не безусловно (просто потому, что они есть), а за хорошее поведение, отличные отметки в школе и т. д. В итоге человек стремится постоянно достигать наивысших результатов, считая, что только так может заслужить любовь и признание близких ему людей. А любая ошибка становится трагедией и серьезно портит настроение, снижает самооценку.

Если это про вас, поступите следующим образом. Для начала разделите, в какой мере ваш перфекционизм вам помогает. Вспомните, чего вам удалось достичь, благодаря этому качеству, в каких сферах оно сыграло добрую службу для вас. После этого вспомните ситуации, когда желание все сделать идеально мешало, приносило массу негативных эмоций из-за малейших ошибок и не давало расслабиться.

А теперь вам нужно постараться сделать так, чтобы это ваша особенность приносила вам только пользу. Как минимум, пусть это качество проявляется, прежде всего, в области учебы и профессиональной деятельности, а не распространяется на все. Это непросто, но в ваших силах. Осознайте, что имеете право на ошибку так же, как имеют его и окружающие вас люди.

Перед началом каждого более-менее значимого дела проводите небольшую подготовительную работу с самим собой. Специально оцените, для чего нужна эта работа, к какому сроку, что будет зависеть от результатов ее выполнения. Решите, сколько времени и сил вы готовы ей отдать, исходя из ее реальной значимости в вашей жизни. После этого приложите все усилия, чтобы уложиться в эти рамки, даже если для этого где-то придется пожертвовать качеством выполнения каких-то деталей работы.

Если вы никак не можете приступить к какому-то делу, потому что боитесь, что все равно сделаете его плохо, то используйте следующий прием. Ответьте себе на вопрос: а что самого страшного произойдет, если у меня ничего не получится? Чаще всего ничего действительно страшного придумать в ответ не выходит. Так почему тогда хотя бы не попробовать — решиться будет уже гораздо легче.

«Я хотел бы стать артистом, но знаю, что гениальным артистом мне не стать, а на меньшее я не согласен». Типичная речь перфекциониста. Ваша задача — научиться получать удовольствие от процесса любимого дела, а не гнаться за результатом. Спросите себя, в каком деле для вас это возможно, займитесь им. И целенаправленно учитесь наслаждаться любимым делом. Всегда хотели рисовать, но «знаете, что нет способностей»? Возьмите огромную пачку бумаги и дайте себе возможность изрисовать ее всю так, как захочется, хоть исчиркать. Не останавливайтесь, пока не «поймаете» минуту удовольствия от самого процесса.

А когда человек увлечен процессом — и результат не заставит себя долго ждать. Но главное, что уже не будет той нервозности, которая не дает сдвинуться с места.

Еще одна проблема перфекционистов — неумение расслабиться, неумение отдыхать, не думая о заботах и делах. Ваша задача — целенаправленно этому учиться. Какие бы великие планы по покорению лучших вузов мира не стояли перед вами, найдите время и возможность, чуть ли не насильно заставляйте себя полностью «отключаться» хотя бы на какой-то небольшой период времени каждый день.

Ну и, наконец, почаще вспоминайте, что вы — ценность сами по себе, независимо от ваших достижений, несмотря на ваши ошибки. Учитесь любить и принимать себя любым.

Но иногда перфекционизма, наоборот, не хватает. А как мы уже разобрались выше, здоровый перфекционизм действительно помогает достигать успеха, помогает самосовершенствоваться.

Если привык все делать «тяп-ляп», а любимая фраза — «И так сойдет», можно ли что-то с этим сделать?

Во-первых, осознать, что нужно работать над собой. Чем выше ставишь цели, тем выше достижения. Чем качественнее делаешь дело, тем приятнее смотреть на результат, тем выше оценки окружающих.

Потому нужно постараться брать себя в руки. Разработайте сами для себя систему вознаграждения за работу, сделанную по-настоящему качественно. Уделяйте время тому, чтобы насладиться собственным качественным результатом. Заранее продумайте критерии качества выполненной работы и ориентируйтесь на них, чтобы не было возможности «халтурить».

Есть еще один оригинальный способ. Попросите кого-то из вашего окружения контролировать и оценивать качество вашей деятельности. Хорошо, если этим человеком будет самый настоящий перфекционист, у которого высокие требования и критерии. И постепенно учитесь сами смотреть на себя его глазами.

Помните, что, только поставив высокую планку, вы сможете добиться многого.

Стремление к совершенству — это, на самом деле, замечательно, главное — на нем не зацикливаться!

Добиваться лучшего результата - похвальное качество характера. Однако как быть, если оно становится гипертрофированным и подчиняет себе всю жизнь человека?

Стремление к лучшему результату и достижению цели знакомо каждому. Однако бывает так, что человек посвящает значительную часть жизни или даже всю ее тому, чтобы быть совершенным всегда и везде. Любую неудачу он воспринимает как провал, унизительное поражение, что, в свою очередь, лишь усиливает его стремление сделать все еще лучше в следующий раз. Психологи называют таких людей перфекционистами (от англ. perfection - совершенство), а болезненное стремление к совершенству - перфекционизмом.

Сила одержимости

Перфекционизм можно разделить на три степени выраженности: слабую, среднюю и сильную.

Слабая степень перфекционизма
Перфекционизм носит эпизодический характер и проявляется только в определенных ситуациях. Например, человек, покупая какую-либо вещь, планируя отпуск или поход в ресторан, в какой-то момент может проявить настойчивую избирательность, стремление выбрать лучшее из возможного. Или внезапно обнаруживает повышенную склонность к поиску недостатков в приобретаемом товаре, однако через некоторое время успокаивается либо переключается на другую деятельность. Позже и сам удивляется: почему вдруг ему показалась важной такая, по большому счету, мелочь? Это вполне здоровое проявление перфекционизма.

Средняя степень перфекционизма
Стремление к совершенству начинает занимать значительную часть жизни. Обычно оно проявляется в какой-нибудь одной области, например, в работе. Человек замечает, что для него крайне важно, чтобы все было в порядке, лежало на своих местах, выполнялось самым надлежащим образом. Он сильно расстраивается и злится, когда все же находится кто-то или что-то не столь совершенное. Про такого человека часто говорят, что он страдает «синдромом отличника».

Одержимость совершенством наглядно продемонстрировал фильм «Черный лебедь»
Даррена Аронофски. Главная героиня Нина все свои силы тратит на то, чтобы достичь
совершенства буквально в каждом балетном па, выполнить все максимально правильно.
Измученная постоянным недовольством собой, движимая отчаянной попыткой добиться
признания, Нина боится конкуренции и старается практиковаться еще больше. Однако
ее движения, хотя и исполненные идеально, теряют очарование из-за холодной
механистичности, о чем балерине все время напоминает ее директор.


Сильная степень перфекционизма

Перфекционизм становится устойчивой личностной поведенческой моделью, которая подчиняет себе все другие. Для человека жизненно важно, чтобы все было идеально. Страсть к совершенству превращается в настоящую одержимость, над которой утрачивается контроль. Когда говорят о перфекционизме, обычно имеют в виду его среднюю и сильную степени: стремление к совершенству накладывает отпечаток на характер и жизнь человека.

Перфекционизм снаружи

Психологический и социальный портрет перфекциониста
Стопроцентный перфекционист со стороны выглядит как надменный, высокомерный и эгоистичный человек. Если уж он уверен в чем-то, его трудно переубедить, и он вряд ли готов считаться с мнением окружающих.
При общении с перфекционистом складывается ощущение, что он интересуется лишь собственными достижениями и занимаемым статусом. Большую важность для него имеет престиж, ему нравится чувствовать себя человеком с особыми привилегиями. Рядом с перфекционистом окружающие понимают, что их самих и их действия постоянно оценивают. Для него мир имеет четкую иерархию, делясь на тех, кто ниже, - к ним он испытывает отвращение и снисходительную жалость, и тех, кто выше, - этим он мучительно завидует, но маскирует зависть с помощью презрения.

В вечной погоне за идеалом
Перфекционист готов на все ради достижения цели. Он не терпит провалов и ошибок, поэтому тщательно контролирует исполнение обязательств, держит эмоции под контролем . В мире, по мнению перфекциониста, все должно быть правильно. Он бывает разочарован, когда сталкивается с обратным. И такое случается довольно часто, ведь его представления об идеальном часто нереально завышены.
Перфекционист поглощен своими представлениями об идеальном и совершенном. Другие люди, по его мнению, должны соответствовать этому грандиозному образу, быть ему под стать. Если же кто-то высказывает сомнение в его позиции и убеждениях, то рискует удостоиться язвительных замечаний, осмеяния.

Драма в отношениях
В близких отношениях перфекционист воспринимается холодным и отстраненным. Он может сказать что-то обидное или причинить боль и не заметить этого. Его любимый человек должен соответствовать идеалу. Для перфекциониста гораздо важнее то, во что он одет и как выглядит, чем то, что он чувствует. Если в какой-то момент перфекционист вдруг видит, что его любовь перестала быть идеалом, то воспринимает это как предательство, испытывает разочарование и злость. И тогда он может с легкостью отвергнуть любимого человека.

Перфекционизм изнутри

Попробуем заглянуть во внутренний мир перфекциониста. Это даст возможность чуть лучше понять его и, возможно, проникнуться сочувствием и сопереживанием.

  • На самом деле перфекционист отчаянно нуждается в понимании, человеческом тепле и поддержке, но не умеет ее получать. Он отчужден от окружающих и страдает от этого. Он отчужден и от себя самого - в глубине души у него настоящие чувства, но он убегает от них.
  • Завышенные требования перфекциониста к себе и другим сопровождаются колоссальным внутренним напряжением. Он устал от того, что вынужден все силы тратить на соответствие собственным представлениям об идеале.
  • Перфекционисту действительно трудно признаться, что он в чем-то неправ. Из-за того что самооценку перфекциониста подкрепляют только его достижения, он принимает свои неудачи и ошибки слишком близко к сердцу. Если кто-то обнаруживает его несовершенство, перфекционист испытывает такое чувство стыда и ярости, что ему сложно справиться с этим.
  • При достижении новой высоты или цели перфекционист не способен наслаждаться успехом , но вынужден это скрывать. Иначе его сочтут слабым, что не соотносится с его идеальным образом. И здесь он испытывает стыд.
  • Ему невыносимо находиться в контакте с людьми, ведущими себя неформально. Он чувствует стыд и, мгновенно защищаясь от этого переживания, обесценивает их.
  • Перфекционист глубоко страдает от внутреннего самоосуждения, защищаясь тем, что обвиняет других.
  • Он завидует другим и тщательно скрывает это. Бывает, что и от самого себя.
  • Перфекционист боится, что кто-то обнаружит хрупкость и искусственность созданного им величественного грандиозного образа. Он вынужден тратить массу энергии на его поддержание, что изрядно его выматывает.
  • Перфекционисту неведомо чувство бессилия. Ему сложно смириться с тем, что он не в силах изменить.

В чем причина перфекционизма?

Обычно причина кроется в раннем детстве и особенностях воспитания . Рассмотрим классический пример.
Родители считают своей основной задачей мотивировать ребенка на успех и всячески поддерживают в нем стремление к достижениям. Они вознаграждают похвалой и дают любовь лишь в том случае, если ребенок соответствует их представлениям: отличник, послушный, примерный. А если он делает что-то не так, реагируют жесткими запретами. Возможно, унижают и стыдят.
Почему они так поступают? Родители возлагают на ребенка свои надежды и чаяния, верят в то, что он особенный, поддерживая в нем это убеждение. И таким образом удовлетворяют собственную потребность в достижениях, гордо заявляя окружающим, какой прекрасный во всех отношениях у них сын (или дочь).

«Программа» на всю жизнь
Со временем такой ребенок привыкает игнорировать свои желания и чувства. Он обращает внимание лишь на то, что является социально одобряемым, достойным, престижным. В итоге вынужден достигать этих целей, надеясь получить награду, как в детстве. Однако она не приносит ему желаемого удовольствия. И где-то глубоко внутри себя он понимает: это совсем не то, что ему нужно.

Современные исследования в области психологии показывают, что
обратной стороной «синдрома отличника» чаще всего оказываются
хроническая усталость,постоянное перенапряжение, недовольство
собой и другими, разочарование и апатия.

Как бороться с перфекционизмом?

Допустим, вы осознали, что перфекционистом оказался ваш близкий человек или знакомый. Перестаньте злиться на него и постарайтесь его понять. Хорошим итогом такого понимания станет теплое и доброе отношение к данному человеку. Тем более что ему действительно этого так не хватает.
Если вы подозреваете, что сами являетесь перфекционистом, попробуйте честно ответить на вопрос: насколько для вас жизненно необходимо и важно быть совершенным и идеальным, достигать наилучшего результата несмотря ни на что, всегда и везде?
Если вы вполне способны пережить разочарование от неудавшегося проекта или недостигнутой цели и найти в себе силы двигаться дальше, то вам не о чем беспокоиться. Если же образ перфекциониста вам близок и вы одержимы совершенством, попробуйте обратиться за помощью к психологу. Ведь для решения такой серьезной психологической проблемы требуется настоящий специалист. И пусть он будет неидеальным.

Эксперт: Галина Филиппова, врач-терапевт, кандидат медицинских наук
Павел Соболевский, психолог

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Запах рисовой пудры кружил в воздухе. Привкус металла на губах – яда страшнее не придумаешь. Этот яд отравлял все – природу, дом, жизнь дорогих сердцу людей. Его уже не изгнать из сознания. И боль, бьющаяся в венах… Молочно- серое небо плачет, и его слезы, сползающие по стеклу, отливают красным. Кривые развалины… Ветер поднял облачко сухой пыли и понес навстречу. Горький запах гари еще сохранился, но теперь к нему примешался сладковатый запах цветов… Это было в какой-то другой, совсем не реальной жизни.
Кира резко открыла глаза.
Белая занавеска тревожно колыхалась на ветру, билась и трепетала, словно испуганная птица. Кира, боязливо оглядев комнату, ожидая, что из угла вылезет что-то неведомое и страшное, встала с дивана. Ступая босыми ногами по ледяному полу, она думала только об одном – ночные кошмары никогда не становятся реальностью, иначе это было бы слишком страшно.
Это все настроения последних дней сказываются: усталость, бессонница, нервозность. Это все они виноваты. Надо как-то перебороть все это, лечь спать и забыть… забыть… На пол со стуком упала книжка, и девушка испуганно оглянулась. На мгновение показалось странным, что у неё валяется пошлый любовный роман, но тут же она вспомнила – роман ей дала Женя или Лиза, или кто-то другой. Она пристально посмотрела на обложку и с отвращением отвернулась.
Она захлопнула окно, не глянув во влажную темноту ночи, которая пахнула тмином и чуть подвявшей травой. Кажется, только прошел дождь- мокрый холод пробрался по её ногам под рубашку, и кожа покрылась мурашками. Инстинктивно включила свет, но легче на стало- слабое мерцание ночника придавало стенам какой-то больничный цвет, словно в сумасшедшем доме. Казалось, что маленькие цветочки жимолости на обоях кривятся и усмехаются. За окном проехала машина, и тени от фар пробежали по стенам и потолку.
Девушка подошла к зеркалу и посмотрела на свое отражение. Она выглядела совсем больной из-за осунувшегося, желтовато-блеклого лица и каких-то слишком больших, лихорадочных глаз. Кира собрала темно-русые волосы в пучок и распустила их водопадом по плечам.
- Ой, страшная я… страшная, - прошептала она, проводя пальцами по щекам.
Это было каким-то кошмаром. Уже несколько дней она не знала покоя из-за непонятной, смутной тревоги, которая то засыпала беспокойным и жалким сном в глубине души, то просыпалась и начинала тянуть из Киры жилы. Иногда казалось, что все кончилось, улетучилось отравленной дымкой с рассветом… Но проходило пару дней, и все начиналось сначала…
Звонкая трель дверного звонка разлилась по квартире. Девушка вздрогнула и несколько секунд не двигалась. Потом пошла к двери.
- Кто там? – собственный голос показался ей чужим и неприятным – каким-то надтреснутым т звенящим. –Кто там?
- Девочка моя, это папа, - тихий голос за дверью заставил девушку вздрогнуть. – Кира…
Она открыла дверь и молча пропустила в коридор отца. Он похудел за последние дни и выглядел усталым. Его большие глаза – они достались по наследству и Инне, - смотрели испуганно и сонно, словно его только что подняли с постели каким-то страшным воплем. Одежда на нем была мятая и местами грязная. Пахло от него дешевым коньяком и рыбой. Маленький ручки мелко тряслись.
- Папа, что случилось? –девушка повела его в комнату. – Ты так плохо выглядишь.
- Не спал три ночи.
- А что случилось? Опять мама? – девушка присела на край подлокотника, нерешительно обхватив шею отца. - Что у вас там стряслось?
- Ничего, милая моя, ничего. Просто я вдруг понял, отчего ты от нас сбежала.
Девушка отшатнулась от него и подошла к окну. Машинально взяла со стула красивую малиновую шаль и судорожным движением накинула её на плечи. Шаль была мамина и пахла её сладковатыми духами. Еще той мамы, которую так обожал отец и боготворила Кира.
- Иногда мне кажется, что Софья сошла с ума. Все время что-то бормочет, - прошептал её отец, наблюдая за дочерью, а потом вдруг словно опомнился.- Тетя Лена нашла тебе работу. Сказала, хорошую. Вроде, даже в богатом дом. Хотя мама не одобрила бы.
- Ха! – вырвалось у Киры. – Неужели наша богатая тетушка вспомнила о нас, отец? Или мама опять на поклон ходила? Неужели опять ходила, да?
- Ну зачем ты так, доченька! Мы же ради тебя стараемся. Ты же у нас одна дочка-то…
Кира задрожала и прижалась щекой к стеклу. Длинная прядь прилипла к стеклу. Она некоторое время молчала, судорожно сглатывая рыдания. Её отец хотел было подойти к ней, но что-то удерживало его на расстоянии. Потом вдруг девушка резко повернулась к нему, и он увидел, как бешено блестят её глаза. Бледные губы пытались что-то выговорить, но с первого раза не выходило – в горле стоял ком. Она подошла к нему и замерла.
- Единственная дочка, говоришь? А как вы меня хотели продать Борису? А? Как вы радовались любой его подачке? – слезы брызнули у неё из глаз, и она оттерла их ладонями. – Отец, я могу многое вспомнить.
Отец испуганно заморгал глазами, казалось, задыхается. Но отвести взгляда от дочери он не мог.
- Кирочка… Кирочка… Мы же хотели, как лучше… -прошептал он.
- Лучше? – мрачная улыбка проступила на её губах. – Папа, как же это могло быть лучше, если я ему нужна была только для того, чтобы свое тщеславие удовлетворить… Еще бы… Он же за мной еще с восьмого класса ухаживал, - девушка принялась ходить по комнате, теребя бахрому шали. – Я его всегда ненавидела. Всегда!!! За то, что он был такой мерзкий и двуличный. Я не могла даже представить, чтобы он поцеловал меня, чтобы обнял. Меня от него тошнило! Он столько зла сделал. Еще в школе… Он же Максима сдал, и его из школы выгнали! А потом… потом…– сердце девушки сжалось от боли. –Лишь из-за того, что я любила его! Это он виноват… А вы…вы же это знали. Я говорила вам. Я говорила: «Нет, нет! Только не Борис! Только не он!» А вам было все равно… все равно.
-Кира! Ну что ты, дочка, – беспомощно шептал отец. –Мы же любим тебя.
- А потом он появился. На машине. С цветами. И все. Вы растаяли, -голос девушки взвился до потолка, и она опустилась на стул совершенно без сил. - Вы меня хотели ему продать… Какие вы были счастливые, папа. А меня тошнило от одного лишь его прикосновения! Липкие, похотливые, гадкие руки! Холодные губы. Папа! Я не знала, что уже делать…
Отец подошел к ней и тихо обнял. Мокрая щека дочери прижалась к его животу.
- Борис приходил к нам. Он хочет вернуть тебя. Очень. Он раскаивается. Ему хочется, чтобы ты вернулась. Кирочка, может быть, ты подумаешь немножко…
- И мама тоже этого хочет? Да? И ты пришел меня уговаривать, папа, - прошептала девушка помертвевшими губами. –Папочка… папочка… неужели же и ты тоже хочешь, чтобы я с Борисом… опять? Папа…
- Нет, нет, что ты, дочка, - залепетал отец, отмахиваясь от неё руками. – Я… того… хотел…
Девушка отшатнулась от него и прошла к дивану. Её нежное личико исказила гримаса боли и страха. Она закусила кончик шали.
- Папа… а я думала, что ты меня любишь, - выдавила она из себя, сжав вспотевшими ладонями подушку. - А ты просто… просто хочешь меня продать, как и мама. Сплавить поскорее… Да еще и барыш неплохой получить на старость и белые тапочки!
Слезы хлынули по её щекам, солоновато- горькие, с привкусом полыни и засахаренного варенья. Она принялась оттирать их и не заметила, как тихонько вышел отец, осторожно прикрыл дверь.
Ветер, ворвавшийся в комнату, поднял к потолку бумажку со стола.

Кира поправила волосы и огляделась. Дом, в который её направила заботливая тетушка, был очень красивый, большой, окруженный золотистым, нежным садом. Пушистые астры напоминали праздничные шары – душистые, нежные, очаровательные. К свеженькой, чистенькой двери вела аккуратная дорожка, обсаженная цветочками.
Внутри дом был просто великолепен. В большом холле почти не было мебели, только тумбочка для писем у двери и очень красивая, орехового дерева вешалка для вещей. На ней висело черное мужское пальто, от которого исходил терпкий запах дорогих сигарет. Пол устилала темно-шоколадный, как Кира заметила, ковер. В центре комнаты располагалось несколько диванов, обитых светлой кожей и стеклянный столик. Вдоль стены тянулись темные книжные шкафы –их было великое множество. В этой комнате не было ничего лишнего. Все предельно просто и от того стильно. И кресло, и торшер с красной бахромой. Такой уютный уголок уединения на огромном оазисе суетливости. Все было дорого, красиво и аристократично.
Справа от входа располагалась кухня, плавно преходящая в столовую. При всей своей современности она была настолько уютной, домашней, даже какой- то деревенской, что невольно сразу же хотелось начать готовить – эти забавные связки лука, перцев, душистых трав, распространяющих острый, приятный запах, эти деревянный ложки, большой стол и красивые стулья...
Кира провела рукой по дорогой отделке камина – резные ангелочки, цветы и фрукты. В камине весело потрескивали дрова, распространяя мягкий яблоневый аромат. В эффектном шкафу стоял позолоченные фолианты, к которым, наверное, даже страшно было прикоснуться.
Она была невысокой, пухленькой, но очень милой женщиной лет пятидесяти со очень светлыми, волосами, уложенными в кудряшки. Белоснежный костюм подчеркивал пышность и мягкость форм. Очаровательная улыбка притаилась в ямочках. Синие глаза искрились смехом, она едва сдерживалась – видно, что-то очень сильно рассмешило её. Её губы то и дело складывались в яркую розочку, словно для поцелуя. Кира смущенно улыбнулась. Девушка какое-то время смотрела на её ухоженные руки с безупречным маникюром, а потом перевела взгляд на её мужа.
Он был довольно симпатичен, определенно, но было в нем что-то непонятное, размытое, тщательно завуалированное, загримированное. Он был, возможно, старше жены, но держался необычайно прямо и величественно, да и выглядел моложаво. Лицо с крупными чертами обрамляли каштановые волосы с серебристыми прядями. Рот был чувственный, красиво очерченный, как у женщины. Зеленые глаза смотрели холодно, яркие льдинки в обрамлении густых, каких –то по-девичьи мягких ресниц. Взгляд этих глаз производил какое-то тягостное впечатление. Наверное, все дело в этих глазах. Они были не очень подвижные, мрачные и холодные.
- Вас прислала Елена Кирилловна? – мелодичным голосом произнесла хозяйка, подходя ближе.
- Да. Я от неё.
- Я- Жанна, - она улыбнулась. – А вы хорошенькая, - это было сказано без ревности или оценки, она просто констатировала факт. – Это мой муж. Владимир Львинский.
Она подняла глаза на него и встретилась взглядом с его холодными глазами. Выражение этих глаз не изменилось, и Кира неожиданно смутилась. Предательская краска разлилась по щекам и шее, хлынула к ушам. И тут Владимир улыбнулся – вернее, растянул свои губы в подобии улыбки. Глаза же его не улыбались, в них только забегали странные огоньки. Он посмотрел на жену.
- Я очень рад. Как вас зовут? – низким, рокочущим голосом сказал он.
- Кира… - выдавила она, окончательно смешавшись.
Неожиданно Жанна рассмеялась серебристым смехом и легонько ударила мужа по руке.
- Прекрати, Вова! Ну что ты за мальчишка еще! – она повернулась к девушке. – Ничего, милая, это его любимая игра – смущать новеньких. На прочность проверяет. Все ему еще игрушки.
Но Кира почему-то подумала, что это какая-то другая игра. Не очень хорошая, наверное.
Дальше была стандартная беседа. Кира отвечала спокойно, как прилежная, но туповатая ученица, отвечающая экзамен. И все это была из-за спокойного взгляда хозяина дома, который смотрел на неё на протяжении всей беседы. Он слушал её чрезвычайно внимательно, хотя казалось, то и дело уходил в свои собственные мысли. Иногда хмурил густые золотистые брови.
Жанне требовалась помощница по дому, так как через несколько недель к ним должны были переехать дочь и сын. Девочка училась в каком-то платном пансионате в Лондоне, но сейчас на неё напала осенняя хандра, и маленькая плакса попросилась домой. Молодой человек был подающим надежды художником и учился с сестрой, но уже заканчивал школу, брал уроки в модной студии.
Жанна гордилась детьми и почти каждую минуту вставляла в свою речь что-нибудь об их выдающихся талантах. Владимир пару раз кивнул, но, кажется, все это ему жутко надоело и уже раздражало. Он все время о чем-то думал.
Неожиданно зазвонил телефон, и Жанна, окутанная волной дорогого парфюма, выпорхнула из комнаты. Кира напряженно сидела в кресле, боясь сделать лишнее движение. Хозяин дома пружинсто поднялся и подошел к окну.
- Вы не против, если я закурю? – спросил он.
- Нет, конечно.
Он достал красивую темно-вишневую трубку, ловко набил её табаком и закурил. Он задумчиво смотрел в окно, выпуская легкие колечки дыма.
- Вам нужна работа? – мягко развернувшись на каблуках, сказал Владимир. – Вы выглядите очень усталой. Плохо спите, как я понимаю…
- Да… то есть нет. Почему вы спрашиваете? –напряглась Кира в мягком кресле.
- Я не люблю бледных женщин. Это ни кого не красит, а тем более такую юную девушку. Круги вон под глазами… Простите мою не учтивость, барышня, - хрипло рассмеялся он, - просто я врач, и сразу могу определить что не так. Вот у вас бессонница да еще и невроз. Вы так напряжены. Расслабьтесь. Есть вас тут не собираются, - все это было проговорено спокойным, менторским тоном, с чуть вкрадчивыми интонациями, как будто он говорил с сопливым ребенком, которого надо было успокоить и отвлечь от гнетущих мыслей.
У него был мягкий, теплый, сочный баритон с бархатистыми переливами. Обволакивающий, нежный водопад сладкого елея. Кира почувствовала, как на её плечи навалилась усталость прошедших дней, и со вздохом откинулась в кресле. Несколько волнистых прядей выбились из тщательно уложенной прически, и она заправила их за ухо.
- Нервы, нервы, нервы… Вам бы отдохнуть на природе, воздухом подышать, поспать хорошенько. Понежиться на солнышке. Это я вам, как доктор говорю.
Солнышко ласково припекало, золотистые пылинки грациозно кружились в тонких лучах, что просачивались в комнату сквозь шторы. Они танцевали, прыгали, искрились.
Кира закрыла глаза, расслабленно положив руки на подлокотники кресла.
Наваждение развеялось, когда в комнату вошла Жанна. Какое-то время она стояла в дверях, задумчивая и даже немного погрустневшая. Она закусила свою пухлую губку белыми зубами и нахмурилась. Но потом она кашлянула, и Кира резко выпрямилась в кресле, ошарашено хлопая ресницами. Владимир так и стоял у окна, наблюдая за бликами солнца. Только вот лицо у него на какое-то мгновение стало злым и мрачным, но потом снова- безмятежным и задумчивым. Он вздохнул и повернулся к жене. Она нежно улыбнулась ему.
- Звонил Сашенька. Они приедут на пять дней раньше. Поэтому я думаю, - она внимательно посмотрела на Киру, - вы нам подходите. Жду вас завтра в восемь утра. С вещами. Ведь вы согласитесь жить здесь? До города добираться далеко. Да и первое время у вас на поездки просто не будет ни сил, ни времени. Мне бы хотелось, чтобы вам было комфортно жить и работать здесь.
- Да, конечно.
Приехало такси, Кира отпаривалась домой. Уезжала она с тяжелым чувством.