Как ни на не обращать внимания. Стоит ли обращать внимание на школьные отметки? Когда нет выбора

Труди Гриффин - лицензированный психотерапевт из Висконсина. Получила магистерскую степень по клинической психотерапии в Университете Маркетта в 2011 году.

Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.

"Не беспокойтесь о том, что этот человек думает, говорит или делает". Советы давать легко, а вот выполнить их трудно. Большинство людей просто жаждут, чтобы их приняли или признали; мы ждем этого как от чужих, у кого просто нет на нас времени, так и от близких, чьей привязанности мы оказались недостойны. Самое лучшее, что можно сделать в таких случаях, - просто не обращать внимания на тех, кто плюет на вас, как пассивно (проявляет безразличие), так и активно (причиняет вам боль). Это нелегко, но здесь вы найдете несколько советов относительно того, как это можно сделать.

Шаги

Как вести себя с человеком, который вас ранит

Преодолевайте равнодушие

    Работайте над своими отношениями. Если вы перестанете зацикливаться на тех, кому нет до вас дела, то вместо этого сможете сфокусировать внимание на создании здоровых отношений с теми, кто очень даже заботится о вас.

    • Если вам нужно встретить новых людей, постарайтесь выйти за пределы своего нынешнего круга общения.
    • Если вы еще учитесь в школе, посмотрите, чем вы можете заняться, чтобы это вам нравилось и дало возможность встретить новых людей.
  1. Ищите выходы для себя. Если вы решили прекратить контакты с человеком, который вас обидел, вам нужно найти способ оторваться от него в своих мыслях. Возможно, вам понадобятся новые занятия, чтобы заполнить пустоту, возникшую из-за его отсутствия (например, если это были близкие отношения).

    Утешайтесь теми, кто заботится о вас. Большинство людей, если не все, склонны видеть скорее негативное, чем позитивное. Таким образом, ваши вредоносные отношения могут бросить тень и на те, в которых вы окружены заботой. Пусть избавление от плохого научит вас ценить хорошее.

    Сконцентрируйтесь на том, что находится под вашим контролем. Мы не можем изменить других людей, как бы нам этого ни хотелось. Мы можем изменить только самих себя. Вы не можете заставить другого человека заботиться о вас, если он этого не хочет. Всё, что вы можете сделать в такой ситуации, так это разобраться, почему вас это так достает.

Как поступать, если человек равнодушен

    Рассмотрим мотивы и причины равнодушия. Порой нам бывает сложнее с теми, кто, кажется, даже не знает о нашем существовании, чем с теми, кто вроде бы очень заинтересован в нас и наносит нам вред. Подумайте, почему эти люди могут быть равнодушны к вам.

    Попытайтесь исправить ситуацию. Подумайте, как можно изменить ситуацию во благо обеих сторон, прежде чем отвернуться от человека, который, как вам кажется, отвернулся от вас.

    Примите решение не обращать внимания - не будучи невнимательным. Не обращать внимания на то, что другой человек думает (или не думает) о вас, потребует от вас решительности и постоянных усилий. Тем не менее, не обращать внимания не значит быть невнимательным.

    Живите для себя. Как уже упоминалось ранее, никто не может нравиться всем, а жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на переживания из-за того, как относятся к вам другие люди.

Чтобы не обращать внимание на некоторых людей нужно … проснуться. Да, да — все мы в той или иной мере «засыпаем» прямо на ходу. Таково свойство мозга. Вы это можете наглядно наблюдать, когда смотрите интересное кино. В этот момент вы «забываете» о себе и наполовину «спите». Погружение настолько глубокое, что вы находитесь полностью в этом сюжете. Вы даже не можете вспомнить, что вокруг вас в это время происходило. Так вот, когда к вам подходит такой человек, чье присутствие вас раздражает — просто осознайте себя и не ведитесь на его слова и движения. Вы можете сосредоточить внимание на его растрепанной шевелюре, нелепых ботинках, смешных ушах и так далее (даже если это не так — скажите себе мысленно, что это именно так). То есть найдите в нем настоящий или выдуманный недостаток. Главное сменить сценарий с раздражения на (внутренний) смех.

Почему некоторые люди нас раздражают?

Люди могут раздражать по разным причинам: вы им завидуете, они к вам несправедливы или их вид не вписывается в окружающую вас обстановку. Кто-то говорит слишком громко, а другой переспрашивают постоянно. Причин может быть миллион. Не факт, что вы сами справедливы к ним, а просто хотите, чтобы от вас отцепились и оставили в покое. Однако есть люди, которые умышленно вас «достают». Таких называют энергетическими вампирами. Осознанно или нет, но они вас «трусят» как грушу, питаясь вашей энергией раздражения. В таком случае вы обязательно почувствуете усталость и опустошение. Не зря про таких говорят — «кровь пьет». По сути, это именно так, вампир забирает часть ваших жизненных сил.

Как из избавиться от раздражающих людей?

Мы живем в довольно тесном мире, поэтому нам нужно приспосабливаться.

Во-первых, поймите, что вас в человеке раздражает. Человек вышел на балкон растрепанный — вы сразу подумали, что алкаш. Но может он просто только что встал чтобы закрыть дверь, а так выглядит, потому, что пришел с ночной смены.

Научите себя мыслить позитивно, старайтесь не критиковать всех и вся, не сплетничать. Если вас сильно что-то раздражает, то погрузите свое сознание сбоку. Как будто вы сейчас не в своей теле, а на метр дальше. И все — на вас уже чье то внимание не направлено, вас как бы и нет здесь. Если вас раздражает кто-то из телевизора скажите себе — вот ты был, а теперь тебя нет. И со смехом переключите на другой канал. Это ведь легче сделать, чем воевать со всем светом.

Мир таков, каким мы себе его представляем. Магнит имеет два полюса — поэтому только вам выбирать на каком из них оказаться.

Чтобы не обращать внимание на человека который раздражает нужно проделать работу над собой. К сожалению не существует волшебной таблетки которая поможет в один миг. Даже если обратиться к психологу с такой проблемой, придется посетить несколько сеансов, чтобы увидеть хоть какой то позитивный результат.

Не всегда окружающие люди приносят нам радость. Коллеги по работе, родители, братья или сестры могут раздражать. Но с ними все равно приходится находиться рядом. Как не обращать внимания на них? Для этого можно попробовать несколько способов. Нужно успокоиться. Не стоит злиться, поскольку негатив не принесет пользы вашему организму. Не обращать внимания на сплетни, хамство и критику сложно, но, научившись этому, вы сохраните свое здоровье и душевный покой.

Часто молодые мужчины сталкиваются с проблемами взаимоотношений с противоположным полом. В таком случае они начинает спрашивать друзей: "Почему девушки не обращают на меня внимания? Я аккуратный, симпатичный, умный, но почему для них я пустое место?" Для начала надо внимательно посмотреть в зеркало. Да, привлекательность - вещь субъективная. Но неопрятность и неряшливость вряд ли кому-то придутся по душе (грязь под ногтями, сальные волосы и так далее).

Второй важный аспект - уверенность в себе. Это выражается в жестах, движениях, взгляде. Потребуется много времени для тренировки этого навыка. Но результат не разочарует. Поэтому если девушки решили не обращать внимания на вас, то не расстраивайтесь, просто пересмотрите свою жизнь.

Каждый сам решает, сколько уделять внимания тому или иному человеку. В любом случае важно уметь анализировать свое поведение и грамотно взвешивать решения. Если же люди вас игнорируют, то тем более нужно пересмотреть свою жизнь. Возможно, вы что-то делаете не так. Не бойтесь изменений. Ведь именно они помогут вам исправить положение.

Не переживайте, если вам кто-то не нравится. Все мы разные. И такая реакция напоминает нам о том, что никто не идеален. В том числе и мы сами.

1. Смиритесь с тем фактом, что вы не сможете ладить со всеми

Это нормально. Кому-то вы нравитесь, а кто-то вас и на дух не переносит. Это не значит, что с вами или с другими что-то не так. Просто у каждого из нас свои предпочтения.

Решающую роль при этом играет разница в характерах. покажется скучным интроверт, а убеждённому реалисту может показаться неадекватным прекрасное настроение оптимиста.

Нам свойственно вкладывать силы в то, что нам нравится. Предположим, вас раздражает один из ваших знакомых или коллег. Конечно, вы не будете искать с ним встречи и поддерживать контакт. Но иногда такой подход может перерасти в открытую неприязнь.

2. Попытайтесь понять собеседника

Может быть ваша свекровь и не считает вас легкомысленной, как вам всегда казалось. А коллега на самом деле не пытается вас подставить. Присмотритесь, и, возможно, вы поймёте мотивы их поступков или даже извлечёте какой-то полезный совет.

Не стоит злиться, если для критики в ваш адрес действительно есть веская причина. Вы только выставите себя в невыгодном свете. Просто поверьте на слово и возьмите критичное замечание на вооружение.

3. Держите свои эмоции под контролем

Только от вас зависит ваша реакция на ту или иную ситуацию. Она может привести вас в бешенство, если только вы это допустите. Не растрачивайте свои силы попусту.

Не поддавайтесь, если кто-то задевает вас или пытается вывести из себя. Иногда «улыбаемся и машем» - это самый лучший метод.

Очень важно изначально относиться с уважением к каждому встречному. Это не означает, что нужно всегда идти на поводу и со всеми соглашаться.

Нужно быть вежливым по отношению к другим людям. Таким образом, вы останетесь при своём мнении, сохраните спокойствие и преимущество будет на вашей стороне.

4. Не принимайте всё близко к сердцу

Очень часто мы просто неправильно понимаем человека. Возможно, он просто не совсем точно выразил свою мысль или его день не задался с утра. Не стоит срываться на ком-то, ведь он может сорваться на вас в ответ. Это только обострит ситуацию. Будьте выше этого, сконцентрируйтесь на деле, не обращая внимания на неадекватную реакцию собеседника.

Если чувствуете усталость и , сделайте перерыв, прогуляйтесь. Установите рамки личного пространства, где вас никто не сможет побеспокоить.

5. Говорите спокойно

Наша манера общения зачастую намного важнее того, что именно мы говорим. Если ситуация накалилась, то пора поговорить об этом. Тем не менее диалог не должен быть агрессивным. Лучше использовать предложения, начинающиеся со слов «я», «мне», «меня», например: «Меня раздражает, когда ты так поступаешь. Не мог бы ты действовать по-другому?» Скорее всего, собеседник прислушается к вам и также выскажет своё мнение.

Иногда стоит призвать на помощь третье лицо. Другой человек может объективно оценить ситуацию. Может быть, после диалога вы и не станете друзьями с тем, с кем назрел конфликт, но, по крайней мере, сможете нормально общаться.

Работать вместе с людьми, с которыми вам сложно найти общий язык, - это полезный опыт, который покажет, как вы можете справляться с проблемами.

6. Расставьте приоритеты

Не всё заслуживает вашего времени и внимания. Вы должны решить, хотите ли вы действительно поддерживать общение с тем или иным человеком или же лучше сконцентрироваться, например, на работе.

Взвесьте ситуацию. Ухудшится ли она со временем? Рано или поздно проблему придётся . Если же конфликт назрел просто по стечению обстоятельств, то вы быстро сможете с ним справиться.

7. Не занимайте оборонительную позицию

Если чувствуете постоянное недовольство вами с чьей-либо стороны, если кто-то заостряет внимание только на ваших недостатках, не стоит бросаться на этого человека с кулаками. Это не выход из положения. Такое поведение только его раззадорит. Вместо этого лучше спросить напрямую, что же конкретно его не устраивает. Сплетни или притеснение могут быть признаком того, что вами хотят манипулировать или даже продемонстрировать свою власть.

Если человек хочет, чтобы вы относились к нему с уважением, он должен относиться к вам так же.

Существует один психологический трюк: говорите быстро, когда выражаете своё несогласие с кем-то. Так у собеседника будет меньше времени для ответа. Замедлитесь, если почувствуете, что он готов согласиться с вами.

8. Помните, что вы сами творец своего счастья

Конечно, сложно трезво оценить ситуацию, если кто-то сильно действует вам на нервы. Тем не менее никогда не позволяйте другим тянуть вас вниз.

Если чьи-то слова действительно задевают вас за живое, разберитесь в себе. Может быть, вы не уверены в себе или вас беспокоят какие-то рабочие моменты? Если это так, сконцентрируйтесь на решении важных для вас проблем.

Не сравнивайте себя с другими, ведь все мы разные.

Чаще напоминайте себе о своих достижениях и не позволяйте никому испортить вам настроение из-за какой-то мелочи!

Cмотрю, как после занятий дети выходят веселой гурьбой из школы. И вдруг замечаю среди них расстроенное лицо мальчика. На память тут же приходят слова старой песенки: "А все шагают налегке, а у тебя портфель в руке с тяжелой двойкой в дневнике, с огромной двойкой в дневнике... И ноги тащатся едва, и опустилась голова, как голова у цифры два!"

Каждый из взрослых может вспомнить свое детство и юность, вспомнить, что тревожило и волновало его больше всего. И честно ответить себе самому, плакал ли он хоть раз в жизни, получив плохую отметку. Я могу про себя сказать, что я плакал, да еще как, получив две двойки подряд за то, что не сделал гербарий из представителей семейства крестоцветных. Каких-то 35 лет прошло, а все равно помнится. А интересно, если сложить все детские слезы по поводу плохих отметок, то какой объем они займут? Озеро Байкал мы все наплакали или еще нет?

Целенаправленно наблюдая последние пятнадцать лет за общением школьников и студентов, слушая их разговоры между собой в , вузах, в общественном транспорте, вспоминая собственные школьные и университетские годы, я пришел к выводу, что почти 99,8 процента разговоров учащихся между собой касается либо отметок - какую поставили, на какую есть надежда, либо учителей и преподавателей - кто "злой", а кто "добрый" (в смысле оценок). К большому сожалению, дети и молодые люди почти не обсуждают проблемы и неразгаданные тайны природы, не строят смелые гипотезы относительно будущего - только оценка занимает их ум, она нависла страшным дамокловым мечом над детскими душами. Вокруг оценок в основном крутятся также и разговоры родителей с детьми.

Кнут и пряник

Смысл школьной оценки как своего рода обратной связи от учителя к ученику - дать понять последнему, с каким качеством он выполнил то или иное задание. Сторонники данного подхода, таким образом, полагают, что без выставленной оценки ученик не узнает, хорошо или плохо он подготовился.

Но так ли необходима учащимся такая обратная связь? Допустим, школьник рассказывает у доски стихотворение. На этот раз ему не повезло - он, как известно, учил, но забыл и потому прочел наизусть лишь половину стиха. Между двойкой и тройкой, скажем мы, будучи людьми опытными. Правда, все зависит от учителя, от его настроения и отношения к этому ученику, от самого ученика и от его репутации, ну, еще и от размера стиха. Все правильно, но разве в данном случае сам ученик, как и весь остальной класс, не видит безо всяких оценок, что домашняя работа сделана явно некачественно? Видит, конечно. Так зачем же в этом случае оценка?

А если учащийся рассказал стихотворение полностью, кое-где даже пытался читать его с выражением, но учительница поставила ему четверку? Ученик, ожидая пятерку, обижен. Налицо конфликт из-за неопределенности критериев оценки.

Или другой случай - школьник сдает на проверку письменную работу. Допустим, что он сам не знает, с каким качеством выполнил задание. Получив от преподавателя тетрадь с пометками, указывающими на конкретные ошибки, он получает детальную обратную связь, учтя которую сможет в дальнейшем откорректировать свое поведение - правильно писать то или иное слово, правильно решать тот или иной пример. Зачем ему в этом случае еще и отметка, которая носит обобщенный характер и не может указывать ни на ошибки, ни на определенные достоинства работы? Если, скажем, ученик захочет сравнить качество выполненного им и его соседом по парте задания, то он сможет это очень легко оценить по количеству пометок, сделанных красными учительскими чернилами в своей и в чужой тетради. То же самое он сможет сделать, если захочет сравнить свою нынешнюю успеваемость и успеваемость в прошлом месяце. В любом случае отметки ему для этого не нужны.

Получается, что как инструмент обратной связи от учителя к ученику отметка не выполняет своей функции в должной мере. Для чего же она тогда нужна?

Как функция побуждения ученика к учебе, скажут сторонники школьных оценок. (И будут, в общем-то, правы). Отрицательная отметка используется как наказание нерадивого ученика, а положительная - как справедливая награда. Сама собой напрашивается аналогия с ослом, которого, если ведет себя плохо, наказывают палкой, а если идет туда, куда надо, то награждают морковкой. Или когда зоопсихологи хотят выработать у лабораторной крысы навык прохождения лабиринта, то успех крысы подкрепляется кусочком сыра, а за неуспех она получает удар током. Отметка школьника, оказавшегося в этой замечательной компании, куда гуманнее, скажут сторонники оценок. Ведь раньше вместо оценок в школах применялись телесные наказания.

Прогресс налицо. Однако не кажется ли вам, уважаемые читатели, что современный школьник или студент заслуживает иных способов и приемов мотивации для эффективного обучения сложным наукам.

Итак, отметка в данном случае может выступать как своеобразные "кнут и пряник". Только эти стимулы очень тяжелы для психики ребенка.

Отметки и дети

Сосредоточение детей с самых ранних лет на оценках в ущерб освоению учебного предмета приводит в действие механизм, известный в психологии как "сдвиг с мотива на цель". Главным мерилом личности ребенка выступают получаемые им оценки - по крайней мере, он так считает. Это, конечно же, не так, есть более важные вещи: нравственное развитие, интеллект, собственно знания и умения, здоровье, наконец, но детский ум не всегда может понять эти тонкости.

Став эквивалентом успеха, отметка превращается в своеобразную валюту, некое золото. Покалеченный оценками ребенок, приучаясь больше ценить не содержание, а форму, становится взрослым и видит, что в большом, уже не школьном, мире действуют порой те же искривленные стандарты: деньги зачастую важнее, чем способ их зарабатывания. Таким образом, система оценивания с детства развращает душу ребенка. Помните, как Том Сойер выменял у своих приятелей призовые купоны (аналог оценок) и предстал перед удивленной школьной комиссией круглым отличником. Ради оценок школьники в реальной жизни идут на маленькие преступления: тайком ставят себе четверки и пятерки в журнал, подчищают плохие отметки в дневниках.

При существующей системе оценок происходит разделение детей на касты - "аристократов-отличников", "разночинцев-середнячков" и "неприкасаемых-отстающих", находящихся на разных уровнях школьной табели о рангах. Трагизм в том, что это разделение зачастую закрепляется в сознании ребенка и переходит во взрослую жизнь.

А знаем ли мы ужасающую статистику детских самоубийств во всем мире из-за плохих отметок, полученных на экзаменах? В конце прошлого века в Японии, например, это было существенной проблемой для семей, где выпускники школ не получали проходного балла в вузы.

Пожалуй, лишь школьные психологи да врачи владеют достаточной информацией о том, сколько нервных расстройств происходит у детей, особенно в конце четверти или учебного года.

Но есть и положительные примеры. Ольга Матвеева, опытный школьный психолог, рассказывает, что, с тех пор как уже более 10 лет назад в московской школе №1205 была внедрена система безотметочной обратной связи в младших классах (с первого по четвертый), у детей существенно уменьшились и в некоторых случаях практически полностью сошли на нет такие функциональные расстройства, как невротические реакции, тики, подергивания, энурез. Дети стали более спокойны, уверены в себе, повысилась успеваемость - реальная, а не отметочная. И это, к счастью, далеко не единичный пример.

Все чаще и чаще в младших классах детям не ставят отметки, а старшеклассники, избавленные от необходимости заботиться о "среднем балле" и ориентированные на поступление в вуз, все меньше тревожатся о том, что у них "выходит в четверти" или "за год". Одна коллега рассказывала, что сын, обращаясь к ней, говорил: "Я предмет знаю, ты знаешь, что я знаю, а на отметки мне наплевать".

Отметки и родители

Известно, что задача воспитания - помогать формированию взрослого элемента личности школьника, то есть сознательности, ответственности, самостоятельности, умению управлять собой. Каждодневная же оценка со стороны воспринимается ребенком (да и взрослым человеком) как постоянная угроза его собственной самооценке, его личности.

Вспомните известную картину Решетникова "Опять двойка!". Ее можно было бы назвать "Как создается комплекс неполноценности". Попробуем объяснить ее содержание, например, инопланетянину, с которым вместе ходим по картинной галерее. Он никак не поймет, почему пришедший домой мальчик изображен таким грустным.

Понимаешь, - скажем ему мы, - мальчик этот, наверное, неплохой, но оболтус порядочный. Учится он просто отвратительно, вот в чем дело. Это ведь не первая двойка у него. Он уже всех замучил своими отметками. Смотри, как мама переживает. Папы на картине нет, он на работе. Вот он вечером придет, он покажет своему сыну, поучит его уму-разуму!

Это хорошо, что папа его поучит, - скажет добрый инопланетянин, - наверное, его в школе не очень хорошо учат. Но почему мальчик так переживает? Ведь неудачи в процессе освоения новых знаний вполне естественны, не так ли? Зачем же его наставник подвергает мальчика дополнительным стрессам? Разве он не должен делать так, чтобы учение было интересным и радостным?

Позиция родителей по отношению к школьным отметкам своих детей должна быть по возможности гуманной. Вы вашей властью можете ввести у себя дома "безоценочную зону". Встречайте ребенка, возвращающегося из школы, вопросом не "Что ты получил(а) сегодня?", а "Что было интересного в школе, что ты узнал(а) нового, полезного? Расскажи, пожалуйста, мне тоже интересно!".

Ни в коем случае не ругайте ребенка за плохие отметки, не наказывайте его, не торгуйтесь - мол, будет у тебя в четверти по математике пятерка, купим тебе роликовые коньки.

А что же, мне его за двойки по головке гладить, что ли? - возмутятся некоторые родители.

Если ребенок расстроен, угнетен, то действительно можно и нужно по головке погладить, успокоить. А дальше не кричать, не наказывать, а помогать. Садиться голова к голове и вместе с ним читать, решать, учить, ободрять и одобрять, внушать уверенность в своих силах. Если бы ругань и наказания хоть кому-нибудь в жизни помогли стать умнее, у нас бы почти 95% школьников и взрослых давно бы получили Нобелевскую премию. Будет очень хорошо, если вы расскажете дочери или сыну о собственных трудностях в вашем детстве при освоении того или иного предмета. Это сближает, вы сами увидите.

А надо ли хвалить за хорошие отметки? Надо, но не за отметки, а за интерес к учебе и к миру. И не столько хвалить, сколько поддерживать маленького человека и его интерес к освоению окружающего мира. На самом деле этот интерес - дело вполне естественное для всех детей начиная с первых дней жизни, каждый родитель это знает. Наша задача - не отбивать этот интерес, а всячески его подкреплять и поощрять. Если ваш ребенок, что называется, "тянет" предмет, то попробуйте поискать вместе с ним, а что еще можно узнать, прочитать помимо школьной программы. А если "не тянет", если испытывает страх или отвращение к предмету, то тем более делайте это. В вашем распоряжении множество прекрасных детских энциклопедий, книг (в том числе аудио), замечательные красочные фильмы о природе, познавательные компьютерные программы - это неисчерпаемое море информации в Интернете. Вашим девизом, девизом для всей семьи, а не для одного лишь ребенка, должно стать: учеба - это классно, интересно и весело! Учимся вместе, всегда и везде, а не только в школе. Наш учебник - это весь мир!

Отметки и учителя

Очень трудно ставить школьнику отметку и не унижать при этом человеческое достоинство, считает известный педагог и общественный деятель Евгений Бунимович.

Большинство школьных учителей и вузовских преподавателей свидетельствуют, что испытывают определенный , ставя плохую отметку и видя, как переживает ученик или студент. Но бывает и так, что учитель использует оценку как метод наказания, он мстит строптивому ученику с помощью низкой отметки, злорадно ставит в тетради жирный кол.

Если бы отметки в их нынешнем виде были бы повсеместно ликвидированы, то педагогу была бы предоставлена возможность в первую очередь учить, быть помощником, консультантом учащихся, а не наказывающим или милующим ментором. Очевидно, что мы не сможем просто так взять и отменить существующую систему школьных отметок. Для начала следовало бы переучить преподавателей обучать детей так, чтобы тем было интересно.

Преподаватель нового поколения должен понять и принять, что школьник или студент может хорошо учиться не из страха быть наказанным и не для того, чтобы получить в дневник или в зачетку заветную цифру, а потому, что ему интересно, потому, что он видит реальную пользу от освоения наук.

Но у педагога и сейчас есть инструмент воздействия на сознание ребенка, причем не только кроваво-красного цвета. Используется он, правда, очень редко. Речь идет о зеленых чернилах Шалвы Амонашвили, известного гуманиста и педагога. Даже ассоциативный ряд в этом случае совершенно другой - это цвет зеленого ростка, цвет жизни и развития, разрешающий цвет светофора. Зелеными чернилами Амонашвили отмечал те места в школьных работах, которые заслуживали одобрения, это был знак - "ты молодец", "так держать".

А я вспоминаю замечательные уроки литературы в моей школе тридцать лет назад, когда мудрая и тактичная учительница Тамара Валентиновна Алексеева ставила нам плюсики за активность на уроке. Из нескольких плюсиков потом складывалась полновесная отметка. На ее уроках можно было без страха спорить, выдвигать гипотезы, отстаивать свое мнение.

Чем больше, тем лучше

В качестве переходной компромиссной меры в настоящее время есть предложение о введении 10-балльной оценки. Ее коренное отличие от ныне существующей системы заключается в том, что в ней принципиально нет отрицательных отметок. Положительно подкрепляется любая позитивная активность учащегося. Например, если помнишь всего одну-две строчки из стихотворения, то получи один балл, а лучше говорить - одно призовое очко. Если решил почти половину задания - вот тебе четыре, пять или даже шесть очков. Самой неприятной оценкой будет, таким образом, ноль очков. То есть если раньше школьник, не совсем уверенный в том, что знает на "4" или на "5", старался не поднимать руки, "не высовываться" и облегченно вздыхал в конце урока, что, мол, пронесло, то с новой системой такая тактика будет уже глупой - у тебя был шанс заработать хоть пару очков, а ты им не воспользовался.

В некоторых странах уже существуют 10- и даже 100-балльные системы оценки знаний. Такие системы, по мнению специалистов, должны снимать психологический барьер страха у ребенка перед проявлением активности, превращать урок в увлекательную игру, в род спортивного состязания, в котором нет проигравших.

Можно заметить, что и при такой системе дети будут сравнивать свои набранные очки - это правда, от этого не уйдешь, но дело в том, что при многобалльной системе все дети будут стоять по одну сторону, они все будут на своеобразном пьедестале почета. Конечно, при условии, что учителя правильно пользуются новым инструментом и не делят автоматически возросшее количество очков пропорционально отметкам старой системы.

Я выступаю за расширение оценочной шкалы, считаю, что многобалльные оценки позволят лучше дифференцировать знания учащегося, чем существующая система, превратившаяся, по сути, в 3-балльную, - говорит Вера Воронина, педагог с 20-летним стажем. - И вообще, педагог должен помнить: ставя оценку ребенку, ты ставишь оценку себе.