Как уменьшить толщину фанеры. Как согнуть фанеру в домашних условиях: пошаговая инструкция. Как согнуть фанеру большой толщины в домашних условиях: видео

Каждый мастер должен знать, как согнуть фанеру, если ему предстоит производить обшивку криволинейных конструкций и элементов декора с ее помощью. Требуется изучить основные правила, чтобы материал не ломался при изгибе. Основные сложности кроются в древесной структуре и индивидуальных особенностях плиты.

Подробнее о материале

Перед тем как согнуть фанеру своими руками, необходимо ознакомиться с подобной продукцией более детально. Изделие представляет собой древесную плиту, полученную посредством склеивания фрагментов подготовленного шпона. Для улучшения прочностных качеств волокна располагают так, чтобы они были перпендикулярны друг другу.

Что касается количества слоев, то оно может варьироваться. Чаще всего листы состоят из нечетного числа пластов шпона. Работать проще всего именно с тонкими плитами, однако их сфера применения ограничивается декоративными функциями. Для устройства арок или формирования объемных конструкций округлого типа в любом случае потребуются толстые листы, которые искривлять довольно проблематично.

Процесс размачивания элементов

Мастерам, задумывающимся о том, как согнуть фанеру в домашних условиях без лишних сложностей, можно предложить данный вариант. Он предполагает выдерживание листов над резервуаром с кипящей водой или их помещение непосредственно в жидкую среду. Время замачивания будет зависеть от типа продукции, а также ее толщины.

Методика выдерживания плит в воде является более доступной и безопасной, поэтому ее предлагается рассмотреть подробно. Однако при проведении работ должна применяться качественная фанера. Плохие листы могут быстро расслоиться. Перед началом вымачивания желательно опустить небольшой кусок материала в емкость с водой. Если с ним ничего не случилось, то можно окунать цельные фрагменты.

Пошагово действия будут выглядеть так:

  1. Заготовка необходимых размеров помещается в воду на определенное время. Понять, что изделие готово к дальнейшим преобразованиям можно, проводя регулярный контроль. Плита станет податливой.
  2. Замачивание приостанавливается при достижении нужной гибкости. Сам лист перемещается в удобное место для работы.
  3. Заготовка изгибается и фиксируется при помощи винтов в определенном положении до полного высыхания.

В бытовых условиях рекомендуется комбинировать увлажнение с пропариванием. При таком варианте водой пропитывается лишь внешний слой. Паром обрабатывается место изгиба. Искривлять листы лучше всего вдоль древесных волокон, тогда удастся добиться максимального эффекта.

Осуществление частых надрезаний на изгибе

Если вопрос состоит в том, как согнуть толстую фанеру, то действенным способом будет создание многочисленных выемок в нужном месте. Для создания разрезов потребуется фреза. С ее помощью делаются специальные полосы в определенном участке древесной плиты.

При работах нельзя делать глубокие надрезы. Они должны доходить максимум до половины толщины листа. Слой шпона, расположенного с противоположной стороны, повреждать не допускается. Современные лодки часто изготавливаются из плит, округленных по такой технологии.

Итак, как согнуть фанеру, сделав в ней запилы, по шагам:

  1. Формируются частые разрезы в определенном месте.
  2. Заготовке придается нужная форма путем фиксации в необходимом положении.
  3. С использованием состава ПВА или эпоксидной смолы наклеивается плотный шпон.
  4. Примерно через 24 часа снимаются крепежи.

Запилы лучше всего располагать с внутренней стороны. При наклеивании шпона поверх них образуются пустоты. При неосторожной эксплуатации изготавливаемой конструкции могут появиться щели.

Методика склеивания тонких листов

Прежде чем согнуть лист фанеры большой толщины, следует рассмотреть вариант с использованием нескольких плит. Можно склеить между собой некоторое количество фрагментов, так как сгибать их по отдельности гораздо проще. Однако при использовании некачественного клея могут возникнуть проблемы с расслоением изделия уже на начальном этапе эксплуатации.

Сначала производится раскрой цельных листов для получения заготовок подходящих размеров. Все фрагменты изгибаются вручную и фиксируются друг к другу посредством эпоксидного клея. Для избежания деформационных изменений в обязательном порядке применяются струбцины.

Конечная деталь оттирается от высохшего клея. С ее поверхности удаляются возможные дефекты. На последнем этапе осуществляется шлифовка.

Некоторые нюансы

Вышеприведенная информация дает понять, как согнуть фанеру разными способами. Для достижения наилучшего результата желательно ознакомиться с некоторыми тонкостями:

  • при размачивании допускается изгибать плиты только в состоянии повышенной температуры, иначе могут появиться трещины;
  • элементы, которым будет придаваться криволинейная форма, следует хранить в помещениях со стабильным уровнем влажности;
  • при дороговизне приобретенного материала можно воспользоваться услугами специализированных компаний.

Перед тем как согнуть фанеру 10 мм и больше, необходимо определиться с применяемым способом. Вариант должен выбираться в зависимости от угла излома. Что касается изделий меньшей толщины, то они искривляются только методом размачивания водой или паром.

Таблица расчета времени при увлажнении

Для определения количества минут, необходимых для размачивания материала при температурном режиме 95 градусов вдоль волокон, можно воспользоваться представленными данными.

Количество слоев

Толщина в миллиметрах

Время, мин.

Преимущества применения гнутой фанеры

Приведенные способы позволяют придать древесным плитам плавность форм. Арки, мебель и другие элементы декора в этом случае получаются эстетически привлекательными и механически стойкими. Криволинейные поверхности дают возможность:

  • сделать количество углов минимальным, благодаря чему риск получения травмы значительно сокращается;
  • придать интерьеру изысканность, ведь глазам более интересны именно плавные переходы;
  • уменьшить количество крепежных деталей.

Фанерные листы являются и в самом деле прекрасным материалом для проведения отделочных работ и производства мебели. Возможность создания изгибов открывает интересные возможности в дизайнерской сфере. При использовании гнутых форм получаются стильные изделия и конструкции.

О выборе метода

Зная о том, как согнуть фанеру тремя основными способами, каждый мастер должен определиться с одним из них. Каждый из вариантов не является универсальным, он актуален в той либо иной ситуации.

Даже процесс размачивания подходит не для всех случаев. С его помощью нельзя делать слишком сильные загибы, к тому же он занимает достаточно много времени, особенно если толщина материала достаточно высока.

Не является универсальным метод создания выемок для податливости листа. Для тонкой фанеры он не подходит. Обычно загиб делается, если толщина плиты составляет не менее 2 см. Что касается технологии склеивания, то она из всех перечисленных может считаться более универсальной. Однако ее применять для тонких листов не имеет смысла. Проще согнуть их сразу методом вымачивания.

Заключительная часть

Некоторые компании занимаются изготовлением изделий непосредственно по чертежам заказчика, поэтому при желании можно обратиться к ним, чтобы избежать лишних проблем. Они производят высокого качества с различными радиусами изгиба.

Мало кто знает, что гибка фанеры — очень распространённая операция в столярном деле, ещё меньше мастеров знакомы с правильной техникой выполнения. Предлагаем рассмотреть особенности этого материала и его поведение при сгибании, а также основные техники и приспособления для гибки фанеры в домашних условиях.

Особенности поведения фанеры при сгибании

Шпон, из которого изготавливается фанера, есть ни что иное как набор вытянутых волокон. Они жёсткие и прочные, пространство между ними заполнено мягким связующим. Чтобы придать листам дополнительную прочность и компенсировать коробление в слоях фанеры, шпон имеет разное направление волокон в соседних слоях. За счёт этого фанера — жёсткий, плохо поддающийся сгибанию материал.

Обычно для гибки используют фанеру с чётным числом слоёв шпона, то есть не имеющую преобладающего направления волокон. В обратном случае следует рассчитать направление гибки поперёк минимального числа продольных волокон или наоборот — вдоль, если к детали предъявляется требование повышенной прочности.

Чем тоньше фанера тем проще её согнуть. Листы с тремя слоями легко гнутся поперёк волокон внешнего слоя даже в холодном состоянии

Когда волокна располагаются параллельно линии сгиба, они никак не препятствуют искривлению плоскости. Однако слои, расположенные поперёк, испытывают значительные нагрузки. Что характерно, растягиваться волокна могут достаточно сильно, необходимые для этого условия обеспечиваются их размягчением за счёт нагрева или увлажнения.

В то же время слои, расположенные на внутреннем радиусе изгиба, испытывают нагрузку на сжатие, которая не компенсируются эластичностью материала. При достаточной крутизне изгиба на внутренней его стороне могут образоваться складки. Иногда напряжение в этом месте достаточно высоко, чтобы вызывать расслоение — разрывы клеевого слоя или даже самих волокон. Такое характерное поведение можно компенсировать рядом технических приёмов, которым и посвящена эта статья.

Необходимые инструменты и оборудование

Как всегда, не получится обойтись без качественной оснастки и инструмента. Поскольку основная технология предполагает размягчение листа, его формование, а затем и высыхание в обездвиженном положении с принятием формы, то для сгибания нужен как минимум набор струбцин. В идеале их должно быть не менее дюжины, но сгибать фанеру можно и поэтапно, переставляя крепёж.

В таком случае по каждой линии поперёк изгиба заготовка фиксируется в трёх местах: в самой высшей точке радиуса и по краям. Иначе говоря, при должном усердии можно обойтись и шестью струбцинами, но учтите, что точность соблюдения размеров готовой детали может оказаться существенно ниже требуемой.

Гибка фанеры почти всегда ведётся по шаблонам. Исключение составляют листы произвольного радиуса, которые предварительно сгибают перед обшивкой каркасных конструкций. Для подступенков лестниц, стульев, кресел и прочих предметов мебели форма гнутых деталей заведомо известна с высокой точностью. Поэтому сначала требуется изготовить пространственную фигуру, к которой размягченный лист будет крепиться на время высыхания и принятия требуемой формы.

Существует достаточно много разновидностей оборудования, обеспечивающих технологичное распаривание или размачивание клея. Влажность и температуру нужно держать в допустимых пределах, иначе клей может необратимо потерять свои прочностные свойства. В домашних условиях и для разовых работ можно использовать калориферные нагреватели или плёнки для тёплого пола. Смачивание лучше выполнять не напрямую, а через гигроскопичный материал, способный накапливать и постепенно отдавать влагу, например через поролон, конопляную мешковину или войлок. Также не будут лишними все доступные приспособления для регулируемого стягивания и сжатия, такие как строповочные ремни или ручные домкраты.

Сгибание и размачивание

При сгибании фанеры действует важное правило: чем выше толщина листа и круче радиус изгиба, тем больше потребуется хлопот для размягчения. Если не брать в учёт разницу в качестве фанеры, то после размачивания можно достичь радиуса изгиба порядка 50-70 значений толщины листа. Для более крутых изгибов рекомендуется применять иные методы.

Размачивание или распаривание преследует цель размягчить волокна в шпоне и сделать клей более пластичным с тем расчётом, что после высыхания он схватится и надёжно зафиксирует новую форму детали. При этом не допустимо перенасыщение древесины водой, а также резкое увлажнение и высыхание.

Небольшие листы тонкой фанеры проще всего размягчить на паровой бане в обычной кастрюле или в соковыпарилке

Для правильного размачивания фанеру нужно выдержать в условиях относительной влажности порядка 90-100% в течение от 2 до 12 часов в зависимости от толщины. Периодически нужно проверять, нет ли расслоения шпона на торцах или вздутий по центру. Время от времени можно предпринимать попытки сгиба. Если деталь относительно легко принимает форму и при этом не слышен треск, то фанеру остаётся только основательно зафиксировать до полного высыхания.

Для длинных деталей проще подготовить короб из любого подходящего материала и после размягчить паром от парогенератора

Смачивание рекомендуется проводить, когда фанера уложена на плоское основание и обернута с каждой стороны слоем гигроскопичного материала. Если при этом заготовка не обернута герметично в пленку, следует контролировать уровень влажности и периодически повторно сбрызгивать мешковину водой. Подогрев до 50-60ºС во время смачивания помогает ускорить процесс и сделать набухание клея обратимым. Допускать перегрева фанеры категорически нельзя, поэтому следует постоянно вести контроль температуры.

Альтернатива размягчению смачиванием — распаривание фанеры. При этом лист фиксируется над ёмкостью с кипящей водой или неподалеку от неё. Недостаток способа в том, что влажность поднимается во всём помещении с сопутствующим выпадением конденсата. Преимущество способа — равномерность размягчения и низкий риск переувлажнения или перегрева.

Вакуумный стол ускоряет процесс размягчения фанеры, а так же последующей формовки по шаблону

Размягченным листом фанеры обтягивают заготовленную заранее каркасную конструкцию или шаблон, фиксируют в ключевых точках каждого изгиба. Прижим фанеры выполняется струбцинами или саморезами с шайбой последовательно от одного края к другому, при этому чем чаще устанавливается временный крепёж, и чем он жёстче, тем ниже вероятность, что после снятия с шаблона деталь изменит форму.

Методы механической обработки

В некоторых случаях нет смысла прибегать к размягчению: например, если деталь будет закреплена на достаточно жёстком каркасе, она сама со временем примет нужную форму вследствие естественных перепадов влажности. Другим частным случаем можно назвать необходимость согнуть фанеру под радиусом, меньше допустимого для определённой толщины. Здесь стоит использовать как размягчение листа, так и его механическую обработку.

Один из методов обработки перед сгибанием — нанесение на внутреннюю сторону изгиба ряда надрезов, параллельных оси сворачивания. Надрезы лучше выполнять конусной фрезой с использованием линейной направляющей. Глубина канавок должна быть не больше 3/4 толщины заготовки, при этом в итоге целыми должны остаться не менее двух слоёв шпона.

Если надрезы будут обращены внутрь детали и скрыты из виду, их число и шаг рассчитывать нет смысла. Образованные впоследствии рубцы могут быть при необходимости выровнены автомобильной шпаклёвкой и отшлифованы до гладкого состояния. При должном усердии можно рассчитать сокращение длины дуги при сгибании, используя заведомо известные угол и радиус изгиба. В этом случае число надрезов будет равно частному от деления сокращения дуги на толщину фрезы в самой широкой части захода. Нужное число надрезов нужно равномерно распределить по всему радиусу изгиба.

Перед фиксацией на шаблоне образованные на фанере надрезы заполняют качественным клеем для древесины, например Titebond 2. Выступающий клей можно сразу снять шпателем или отшлифовать после высыхания. На время застывания клея фанера жёстко фиксируется на шаблоне.

Облегчить размягчение толстой фанеры также можно перфорацией заготовки. Отверстия диаметром в 2-3 значения толщины фанеры выполняют корончатой фрезой или сверлом Форстнера в шахматном порядке с шагом около 80-100 мм между ними. Степень перфорации может быть и больше, это определяется как податливостью фанеры к сгибанию, так и требуемой итоговой прочностью детали. Естественно, такой метод изгиба подходит только для скрытых технологических элементов, не образующих финишной плоскости. При желании согнутую деталь можно обшить с одной или обеих сторон шпоном или тонкой фанерой, предварительно размягчив их.

Гибка по шаблонам

В простейшем случае роль шаблона могут выполнять отрезки твёрдой фанеры, имеющие форму профиля изгиба. Поскольку большинство деталей изгибают по одному контуру с обеих сторон, то и шаблоны изготавливают парными, а затем скрепляют между собой распорками чуть меньше ширины детали. Шаблоны также могут быть разными при необходимости согнуть деталь неправильной формы, то есть искривлённую по двум осям.

Другая разновидность шаблона — каркас из брусьев, не образующий точного контура изгиба. В этом случае поперечные брусья располагают в точках прижима, то есть на самых выступающих и вогнутых частях профиля детали. Для крепления в промежуточных точках можно добавить в каркас произвольное количество перемычек.

При изготовлении каркаса нужно учитывать тип используемых прижимных устройств. Так, на вкладышах из фанеры могут быть предусмотрены отверстия для губок струбцин, а сам каркас может комплектоваться дополнительными рёбрами жёсткости в направлении действия прижимных и растягивающих нагрузок. Если деталь имеет равномерный изгиб по всей длине, её можно зафиксировать и без каркаса, например стянуть верёвкой, тросом, цепью с винтовым фаркопом или при помощи строповочных ремней.

Изготовление композитных деталей

Согнуть детали сложной формы можно путём поочередного наклеивания слоёв распаренного шпона на заготовку требуемой формы. На практике это метод избежать возни с толстыми деталями, ибо на крутых изгибах гораздо проще иметь дело с тонкими листами из-за малых значений допустимого радиуса.

В простейшем случае основа образуется относительно толстым перфорированным листом фанеры, допустимый радиус изгиба которой заведомо ниже требуемого. Такая деталь, скорее всего, не будет обладать необходимой прочностью, поэтому впоследствии её «обшивают» ещё несколькими тонкими слоями. В каждом случае выполняется клеевое соединение по всей плоскости, листы предварительно размягчают, чтобы они не выправляли форму сердечника.

Обшивка может выполняться не только с целью придания прочности. В ряде случаев один или несколько внешних слоёв преследуют чисто декоративную функцию. Например, тонкие листы шпона могут скрыть следы крепления заготовки к шаблону, а фанера замаскирует перфорацию или надрезы. Также возможна оклейка детали пластиком, ламинированным шпоном и иными финишными материалами, плохо сохраняющими форму.

Привет всем на палубе, коллеги!
Просмотрел еще раз статью про древесину и обнаружил, что не сказано самое главное. Породы породами, а в каком виде все это к нам попадает и как используется? Вот об этом сейчас и речь.
Первый вид древесных материалов - массив или пиломатериал. Бревно, брус, шпальная вырезка, обапол (горбыль), доска, брусок, тес, рейка. Первые три, как вы понимаете, нам не особо интересны. Нет, конечно, если у вас в сенях скромно стоит пилорама, тогда можно и бревнами побаловаться. Только я почему-то думаю, что у вас станочный парк скромнее, а потому про первые три речи нет.
Обапол или горбыль - крайняя срезка с бревна. Имеет одну плоскую и одну закругленную сторону, покрытую корой. Если учесть, что ее толщина колеблется от 10 до 40 мм, то для нас этот материал тоже пригоден к употреблению. Мы с вами оперируем другими размерами: 5, 10, 15 мм, а потому можем накроить из горбыля вполне пригодные рейки, планки и пр. заготовки.
Доска - пиломатериал, у которого ширина значительно больше толщины. Самые рапространенные толщины до 40-50 мм. Доски толщиной 5-15 мм и небольшой ширины с хорошей (гладкой) поверхностью называются - тес. Или планки.
Брусок - пиломатериал, у которого ширина и толщина равны между собой или незначительно отличаются.
Рейка - тот же брусок, только более тонкий.
Шпон - древесный материал, очень тонкий, очень широко используемый. Бывает двух видов: лущеный и строганый.
Лущеный получается на специальных станках, в которых круглое бревно ("карандаш") вращается и навстречу ему подводится такой "ножик", шириной равный длине этого " карандаша" и снимает с него (лущит) этакий непрерывный коврик толщиной, на которую отрегулирована подача (как правило от 0,5 до 1,5 мм) и шириной с этот "ножичек". Этот шпон рыхлый, с щелями и дефектами от выпавших сучков.
Строганый получают из подготовленных брусьев, поэтому листы равны ширине бруса на его длину. Нож длиной с этот брус движется возвратно- поступательно и сострагивает пластину. Шпон получается плотный, очень красивый. Толщиной от 0,2 и до 1 мм.
Как правило лущеный шпон производят из недорогих пород - осина, ольха. Строганый из более дорогих - береза, дуб, ясень, орех, махагони, груша, вишня и т.д.
Лущеный шпон идет на внутреннюю переклейку фанеры. Строганый шпон - материал для моделизма замечательный. И обшивку корпуса, и настил палубы и еще ряд работ ничем иным и не выполнить. Попутное замечание: при работе со шпоном (резке) учтите - он норовит пустить направление реза по слоям. Чтобы не испортить заготовку рекомендую одну сторону промазать клеем ПВА и дать высохнуть или наклеить слой бумаги типа газетной. Бумагу потом можно сошкурить, а на клей можно "приварить" утюжком (подробнее позже) деталь на место.
Из шпона изготавливается ФАНЕРА - очень доступный, очень удобный для нас материал. Толщина самая разная. Хитрецы финны из русской березы умудряются делать трехслойную фанеру начиная с толщины 0,6 мм, очень качественную. По качеству фанера бывает cтроительная, мебельная, авиационная (по возрастанию качества). Толще 10 мм с более толстыми (>5 мм) внутренними слоями чаще называют "сэндвич". Слоев может быть много. Каждый последующий слой перпендикулярен предыдущему. Переклейка выполняется на мощном синтетическом клее с горячим отверждением под прессом. Фанеру можно резать чем угодно по любому направлению. Кое-кто замачивает фанеру и расслаивает для получения шпона. Не надо, коллеги. Хорошую фанеру расслоить тяжело (клей хороший), а плохую для чего расслаивать? Часто фанеру (особенно в мебельной промышленности) сверху обтягивают ценными породами, наклеивают "рубашку".
Есть еще древесные материалы ДСП, ДВП, МДФ, но для моделизма они годятся только в качестве подставок. Не более.
Чтобы закруглиться с этой темой (нет, мы еще будем возвращаться к древесине в изготовлении палуб разных масштабов, решеток, блоков и много чего другого), сегодня расскажу легкий способ изготовления круглых деталей: мачт, реев, бушпритов и прочих рангоутных деревьев. Сразу начинается разговор: "у меня нет токарного..." А он и не нужен. Вспомним 4-й класс школы, уроки труда. Берем реечку сечением на 1-1,5 мм больше нужного диаметра, каждую сторону делим на четыре части и карандашиком прочерчиваем крайние четвертинки. Затем рубаночком,лучше "блошкой" сострагиваем уголок, ориентируясь на разметку. Получаем восьмигранник. Затем берем стеклышко (под окном, которое кто-то вчера разбил) и острым краешком снимаем (циклюем) оставшиеся ребрышки. После этого зажимаем заготовку в электродрель (ну, это сейчас в каждом доме), берем в руку кусок крупной шкурки (лучше на матерчатой основе), обхватываем заготовку и на ходу шкурим постепенно меняя шкурку на более мелкую. И зачем вам токарный? С опытом научитесь делать конуса и двойные конуса (для реев).

ИНСТРУМЕНТЫ.


Все руководства по судо- (и не только) моделизму начинаются с раздела "Оборудование и инструменты", и новообращенный, прочитав про верстак и прочие премудрости, слегка приунывает, но идет в инструментальный магазин с перечнем того, что нужно, и понимает, что дальнейший разговор дома примет направление "или я (мы) или моделизм". Как этого избежать? Попробую объяснить.
Во-первых, верстак. Для тех, кто занимается "пластиком", вполне заменим резиновым ковриком для резки, который, в свою очередь, может быть заменен на разделочную доску из плотного полиэтилена или что-нибудь аналогичное и полкой в шкафу с ящичком для мелкого инструмента. Для более габаритных моделистов вполне подойдет откидная доска за кухонным шкафчиком с опорной ногой. Тисочки и ласточкин хвост закрепятся на ней. Один мой ученик очень долго работал в салоне на полированном столе на подложке для резания и возражений ни у кого не возникало. А он строил парусники, деревянные. Главное - объяснить и соблюдать.
Во-вторых, инструменты. Если вы задумаете приобрести сразу все, что рекомендуют, то вы миллионер. А у нас, простых людей, инструмент накапливается постепенно. Многое делается самостоятельно. Например "бутылочники" свой инструмент делают самостоятельно. Не производят его и не продают. По мере рассмотрения мы будем говорить о самодельном инструменте и оборудовании. Итак...
1.Измерительный инструмент. Линейки. Только стальные. Деревянные и пластиковые - только материал для изготовления моделей. Одна маленькая и одна большая вполне достаточно для начала (15 и 40 см). Выбирая линейку, проведите ногтем по рискам: услышите щелчки можно брать. А то братья с дальнего востока насобачились делать риски краской. Стираются, да и сталь с добавлением сливочного масла - гнется и не только по плоскости, но и по ребру (не шучу). Ну, со временем, вам может понадобиться и метровая, но это потом. Возьмите на вооружение мысль: "мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи". Инструменты покупаются не на один день.
2.Угольники. Только стальные, только с обушком. Хорош иметь один лекальный (плоский) для проверки.



3.Штангенциркули. Достаточно одного, только заточите ему остро губки. Будет работать как рейсмус, а когда поднатореете и как резак. Ну, еще раз напомню: ни в коем случае не пластиковый - цацка это для детей.



4.Режущий инструмент.
Этот инструмент много денег не потребует. В принципе можно обойтись и самодельными. А вот то, что можно недорого купить



Этот наборчик в магазинах в двух вариантах: один из них китайский и цанги у него пластиковые (вон те, синие), погибают очень быстро. Если у вас есть возможность выточить дюралевые, то берите. Я так и сделал. Хорош наборчик тем, что к нему можно наделать дополнительных лезвий. Нужно только найти стальных пластинок. На любом заводе можно найти обломки дисковых фрез. Сталь на них хорошая (Р9, Р18) "быстрорез" или "самокал"



Эти ручки тоже пригодны и тоже можно делать сменные лезвия самостоятельно.



Вот это более серьезные резачки-скальпеля со сменными лезвиями. Последние 18 лет я работаю в основном ими. Ручки покупаются один раз (только не пластиковые), они двух типов - большая и малая. Лезвия использую 4 типов: №25 и 26 для большой ручки и № 10а и 11 для малой. Нет, в каталогах их намного больше, но эти самые удобные для меня. Использую я их на полную катушку. Свежими режу мягкие материалы: бумагу, картон, тонкие пластики, пенопласт. Затупившиеся или с обломившимися кончиками не выбрасываю, а режу листовые металлы (медь, латунь, бронзу, алюминий) толщиной до 0,3 мм.



А вот самый любимый для тончайших работ - маленький, тонкий (хотя куда уж тоньше), очень острый. Марка BD-100 в художественных магазинах. Молодцы японцы. Ручка лучше металлическая - у нее прорези для лезвия глухие. Держат намертво. Лезвие отламывается от полоски так же, как у японского ножа.



А вот и он сам. У нас так и называют "японский нож". А у вас? Пригодный инструмент, причем учтите, что работать можно не только кончиком. Вся режущая часть работает прекрасно. При выборе обратите внимание на прочность и надежность защелки.
Хочу показать вам еще один ножик. И даже не только ножик.



Включает в себя стамеску, нож, резак по пластику и зверскую пилу. Ручка прочная, крепление надежное. Очень рекомендую.



Ну, а это - самоделки. Всю жизнь мы делали их. И даже при теперешнем выборе нужно кое-что бывает делать таким инструментом, которого просто нет. Рекомендации? А нет их. Сталь получше, заточка какая для вас удобна (вот я люблю правую фаску), ручка попрочнее и поудобнее.
Теперь возьмите самый острый нож и посмотрите на лезвие в микроскоп. Если лень идти до микроскопа, поверьте на слово: вы увидите множество мельчайших зубчиков. Этакую "пилу". Так вот любой рез необходимо делать скользящим движением, а не давить сверху вниз. Резать будет легче, а срез будет чище. И запомните золотое правило - "не работай на себя", т.е. на свое ТЕЛО: руку, ногу, живот. Много раз видел как опытные работники очень сильно травмировались. Самонадеянность, знаете ли.
Про стамески рассказывать не буду, и сами знаете. Единственное, что хочется сказать - полукруглые стамески частенько нужны, но в магазинах одна халтура - сталь плохая, заточка никакая. Хороши только наборы "мастерских Худфонда" для резьбы по дереву, но цены о-го-го. Раньше мы делали полукруглые микростамесочки из школьных перышек. И сталь ничего, и форма уже готова, и стоили копейки. Шлюпочки долбить - лучше не придумаешь. Я бы и сейчас прикупил, да только где? А вообще делайте инструмент сами, когда надо. Как-то мне понадобились тончайшие стамески 0,2-0,5мм. Знаете из чего сделал? Из хвостовиков лобзиковых пилок. Сталь-то ничего. Работали нормально.
5.Пилящий инструмент.
Ну, пилы, то есть. Нет, всякие там ножовки, продольные, поперечные, выкружные, лучковые рассматривать не будем. Поглядим на более модельные.


Шлицовки, т.е. обушковые пилы и пилочки. Широкое полотно, усиленное обушком, что не дает им гнуться. Размеры разные, назначение примерно одинаковое - тонкий ровный распил. Выпускаются специальные для моделистов толщиной 0.3мм, с хорошим зубом, но недолговечные. Доят нашего брата. Специальные для металлов имеют более мощное полотно.



Ну, а это лобзики. Наверняка всем известный инструмент. Какова у вас рамка неважно. Лишь бы была упругой. Главное - хорошие полотна. Самые хорошие - ювелирные. Недешевы, но работают - песня. Пилят металл до 2мм, не уходят самостоятельно куда вздумается. Хороши наборы пилок "Вольфкрафт" - 6 типов разных пилок для разных материалов.
Рамка с регулировкой хороша тем, что можно сломанную пилку использовать до последнего вздоха



Еще две пилки. Тоже японцы. Зубы зверские. Режут все (кроме металлов) и очень быстро. Но давно не встречаю в продаже. У нас во всяком случае. А жаль. Последние остались.

Последнее - кругорезы. Тот что желтый и поменьше ростом - для тонких и мягких материалов. А тот, что пострашнее приспособлен для работы в сверлильном станке (раньше был с ручкой). Гонял круги - только держись и руки береги от штанги. Даже из оргстекла 10 мм.


Напоследок: смотрите по сторонам и думайте над самодельным инструментом. Он наиболее интересен.

Из фанеры можно сделать множество полезных вещей: мебель, полочки, перегородки, различные подставки и прочее. Однако для того чтобы все это было законченным и красивым, желательно придать самодельным изделиям разные формы, включая и округлые. В этом случае встает вопрос: можно ли согнуть фанеру самостоятельно и как это выполнить? Чтобы на него ответить, необходимо знать существующие технологии и методы этого процесса.

Этапы:
Варианты сгибания фанеры. Особенности и нюансы выполнения различных способов.

Выбор материалов. В профильных торговых точках реализуется разного качества размера и толщины фанера, поэтому крайне важно подобрать наиболее оптимальный вариант.

Изгиб материала при помощи нагрева или надпила заготовки.

Сгибание фанеры с большой толщиной. Особенности, варианты.

Инструменты для выполнения работ.

Как согнуть фанеру в домашних условиях: особенности

Чтобы правильно согнуть фанеру, необходимо наличие влаги и тепла. Также возможно использование сухого варианта изменения формы дерева. Эти способы применимы к фанере любой толщины, однако нужно учитывать, чем толще материал, тем больше необходимо времени для получения требуемого результата. Сфера использования гнутой фанеры достаточно широка – от строительных работ (облицовка винтовых лестниц, производство основы для арок и прочее) до изготовления гнутой мебели.

Выбор фанеры для сгибания в домашних условиях

Поскольку этот материал изготавливается при помощи склеивания тонких слоев дерева, которые размещены в разных направлениях, то увеличивается сопротивление на изгиб. По этой причине для работы следует брать тонкую фанеру, так как у нее меньше слоев. В заводских условиях ее сгибание происходит на специализированном оборудовании. Материалу придают требуемую эластичность, предварительно обрабатывая его паром.

В домашних условиях, при ремонте квартиры или частного дома, часто необходимы конструкции, обладающие округлой формой (к примеру, при обустройстве арки). Их можно выполнить своими руками из гнутой фанеры. Соблюдая технологию возможно получение высококачественного изделия, несмотря на использование подручных средств.

Фанера реализуется на строительных рынках и в специальных точках (профильные магазины, супермаркеты и т. д.). При выборе необходимо обращать внимание на гибкость материала, который производится с толщиной в 3-4 мм. Как правило, его применяют для создания арок в проемах дверей или при переходах из комнаты в комнату. После обработки заготовку из подобного материала крепят на каркас шурупами.

В последнее время на рынке была заметна подобная фанера китайского производства. Она сочетает в себе доступную стоимость и подходящее качество. Различают несколько способов, которые используют для создания гнутых конструкций:

  • склеивание;

  • пропилы;
  • распаривание;

  • разные комбинации из вышеуказанных методов.

Как согнуть фанеру в домашних условиях (видео): нагрев

Данный процесс можно выполнить следующими методами:

  • погрузив заготовку в горячую воду (температура – 60 о С);

  • применив перегретый пар;
  • вымачивание в теплой жидкости (редко используется, так как увеличивает время всего процесса).

Если нет условий и возможности согнуть материал вышеуказанными методами, можно использовать эпоксидный клей.

Для применения методики перегретого пара некоторые специалисты создают пар при помощи кипящего чайника, реже – утюг. Но поскольку подача пара обязана быть постоянной, то пар в требуемом количестве достаточно сложно получить в домашних условиях. По этой причине первый вариант более популярен для самостоятельного получения требуемой формы фанеры.

Горячую воду следует залить в любую открытую тару – лучше всего подойдет ванна, так как ее объём дает возможность делать гнутые изделия довольно больших размеров. Заготовка из фанеры погружается в горячую воду примерно на 30 минут. За это время древесина сможет расправиться на нужную величину. Влажная заготовка легко изменит свою форму, однако следует учитывать, что при необходимости сгибания фанеры на большой угол, весь процесс нужно будет осуществлять в несколько этапов:
  • сначала изгиб должен выполняться на небольшой угол;

  • материал снова погружается в горячую воду;

  • спустя 30 минут, процедура повторяется, угол изгиба увеличивается;
  • технология повторяется до тех пор, пока фанера не обретёт нужной формы.

Но нужно учитывать то, что при вымачивании заготовки, она может расслоиться. В том случае если толщина фанеры слишком мала, для ее изгиба может хватить 4-6 минут. В некоторых случаях используют утюг. Смоченный материал проглаживается нагретым утюгом и сразу же ему придается необходимая форма, после чего ее опять нужно смочить и прогладить нагретым утюгом.

Для того чтобы обработать большой лист фанеры паром самостоятельно далеко не всегда есть подходящие условия. В таком случае для получения требуемого результата в материале выполняют пропилы по типу полос, обладающих формой конуса. Для подобной работы используется ручной электрический инструмент с установленной на ней фрезой.

Такие пропилы нужно делать крайне осторожно, а иначе могут образоваться сколы на материале.

Для заготовки толщиной в 4-5 мм глубина подобных пропилов не должна превышать 2 мм, а их количество напрямую зависит от крутизны нужного радиуса изгиба. То есть, чем он будет большим, тем больше потребуется пропилов.

После этого материал зажимается на шаблоне. Внешний слой оклеивается полоской шпона, для чего используется эпоксидный клей или даже ПВА. Фанера сохнет примерно сутки. В результате получается пустотелая заготовка, способная выдерживать довольно большие нагрузки.

Крепление заготовки. Видео

Для того чтобы форма фанеры была устойчивой ее следует закрепить. Такую работу можно выполнить несколькими способами:

  • В месте сгиба укладывается любой тяжёлый предмет, концы стягиваются веревкой и под них монтируются опоры.
  • Заготовку крепят в шаблоне при помощи шнура, веревки или скотча.

Первый способ абсолютно понятен, однако необходимо будет проконтролировать конструкцию, поскольку фанера в процессе остывания может слегка отойти от требуемого угла. Второй способ подразумевает применение шаблона, в качестве которого можно использовать практически любую конструкцию с необходимыми углами сгиба для будущей детали. Очень часто используется шаблон из ДВП выполненный своими руками. Если нужно выполнить арку, то распаренную заготовку можно установить прямо на место, зажав ее шурупами в проеме.

Для крепежа фанеры можно применять стальные шаблоны. Они загибаются вместе с древесиной. Такой прием используется для изготовления крупногабаритных деталей имеющих сложную форму. Полоса из стали крепится к фанере до начала опускания в ванну. После этого ее загибают вместе с листом заготовки. Отсоединение происходит только после абсолютного высыхания заготовки.

При использовании груза для фиксации материала, следует быть аккуратным и постараться, чтобы по ширине он был равен листу заготовки. Если это не так, то согнута будет только часть фанеры, которая была равна ширине груза. Подобные варианты применяются для древесины с толщиной не более 2 см. Кроме того, следует учитывать, что разные сорта дерева могут сгибаться по-разному.

Максимального эффекта можно добиться, если фанера была выполнена из ясеня, ореха или бука. Специалисты не рекомендуют для работ по сгибанию фанеры применять листы заготовки из дуба, клена или лиственницы. Как правило, для древесины можно осуществить сжатие на 25-33%, а растяжение на 1,5-2,5%.

Как согнуть фанеру большой толщины в домашних условиях: видео

Если понадобилось выполнить гнутое изделие из фанеры толщиной от 1,5 до 2,2 см, то,как правило, применяется вариант надрезания ее поверхности фрезой. Глубина прореза не должна превышать половину толщины листа материала. Она может достигать слоя с противоположным направлением, однако не углубляться в него. В противном случае произойдет раскол заготовки. Нет точного определения для ширины прорези, поскольку она может быть разной. Вполне возможен эффект, когда угол загиба с одной стороны материала будет большим, нежели с другой. Такой метод можно применять для создания стенок лодки.

Фанеру сгибают на требуемый угол и зажимают в форме. Полоска шпона клеится сверху. Просыхание – 24 часа. Сама процедура склеивания возможна как с пропилами наружу, так и внутрь – уровень жесткости детали от этого не поменяется. Просто в первом случае образуются пустоты.

Есть еще один вариант получения изделий из толстой фанеры – клейка. В этом случае заготовка согнутой формы вырезается с припуском в 2-6 мм из тонкого материала. Проще говоря, создается выкройка, которая накладывается на лист таким образом, чтобы в готовой детали чередовались пластичность и направление шпона для получения необходимой жесткости. Слои фанеры следует клеить между собой при помощи эпоксидного состава, после чего заготовка зажимается струбцинами на сутки, что придаст ей нужной формы.

Когда изделие полностью высохнет, ее понадобится отшлифовать и сточить по краям все неровности.

Для получения качественного изделия важно выполнить такие рекомендации как:

  • для сохранности полученных деталей уровень влажности в помещении не должен превышать 9-11%;
  • радиус сгиба поперек волокна дерева должен быть меньшим, чем вдоль него;
  • пропаренные или замоченные в горячей воде материалы сгибать нужно, пока они еще теплые.

Для того, чтобы получить достаточно сложную гнутую конструкцию лучше обратиться к специалистам обладающих профессиональными инструментами, опытом и навыками.

Фанера является материалом, который достаточно часто используется как на открытом воздухе, так и в помещениях. С помощью данного материала есть возможность выравнивать, уплотнять или утеплять поверхности. Однако обязательно должна быть произведена обработка фанеры. Материал можно обрабатывать как вручную, так и с помощью специальных станков.

Эпоксидная пропитка надежно защищает фанеру от расклеивания, но содержит аллергены, неблагоприятные для человека.

Для того чтобы защитить фанерный лист от влаги, лучше всего использовать эпоксидную пропитку, в таком случае верхний слой станет твердым. В результате будет обеспечена защита материала, благодаря которой он не будет расклеиваться. Однако следует учитывать, что данную пропитку лучше всего наносить, если фанеру планируется использовать в технических помещениях, так как у некоторых людей данное средство вызывает аллергию. Эпоксидная пропитка разжижается специальными растворителями. Данный вариант является надежным, но трудозатратным.

Другим вариантом обработки является акриловый лак. Он не имеет резких запахов и хорошо пропитывается. Если все же было принято решение использовать эпоксидную пропитку, то ее рекомендуется просушить строительным феном. После этого поверхность обязательно придется покрасить или проклеить, чтобы основание смогло выдерживать нагрузку прямых лучей солнца. Если нужно обработать большие объемы, то можно использовать лак для паркета.

Во многом обработка фанерных листов будет зависеть от конечных целей. В данном случае могут быть такие цели:

Акриловый лак не имеет резкого запаха и легко впитывается в фанеру.

  1. Техническая. Обработка фанеры для пола производится для того, чтобы сделать ее менее зависящей от влаги, менее горючей или усилить ее свойства изоляции.
  2. Эстетическая. В данном случае вопрос обработки фанеры связывается с различными декоративными моментами. Если есть желание получить какую-либо необычную поверхность, то рекомендуется использовать краски на акриловой основе. Если нет навыков рисования, можно нанять для данной цели специалистов или использовать трафарет. Если есть желание получить однотонное или двухцветное основание, то его надо будет первым делом покрасить, после чего покрыть лаком.

С помощью использования краски фанере для полов можно придать текстурный рисунок. Основание можно окрасить и полностью, без проявления текстуры материала. Цветные фанерные плиты можно использовать как при внутренней, так и при внешней отделке.

Не нужно торопиться с просушкой, так как фанеру для пола можно пересушить. В таком случае материал может начать гнуться, трескаться или ломаться. В большинстве случаев пропитка впитывается хорошо, материал по свойствам схож с кухонной губкой.

Элементы, которые понадобятся:

  1. Краска.
  2. Эпоксидная пропитка.
  3. Обыкновенная кисть или распылитель.
  4. Антисептик.
  5. Пила.
  6. Клей.
  7. Грунтовка.
  8. Мелкозернистая наждачная бумага.
  9. Пленка или бумага.

Особенности обработки

Если фанеру планируется использовать на открытом воздухе, то рекомендуется прокрасить две стороны материала. Краску при этом лучше наносить в несколько слоев, один из которых должен быть водоотталкивающим. Не стоит забывать про обработку торцевых частей. В данном случае краска будет использоваться не только в качестве украшения, но и в роли антисептика. Проще всего использовать специальный распылитель, который продается практически во всех строительных супермаркетах. Однако если нет возможности приобрести данное приспособление, то можно использовать обыкновенную кисть.

Фанеру обязательно нужно обработать специальной смесью. Это даст возможность избежать образования плесени и грибка. Также будет меньший риск того, что основание «посинеет». Чтобы исключить все возможные проблемы, дополнительно поверхность следует покрыть лаком. Перед выполнением данной процедуры материал можно прошлифовать специальной наждачной бумагой мелкой зернистости. Между этапами материалу нужно дать высохнуть. Также его следует очистить от пыли.

На сегодняшний день в продаже есть возможность найти специальные материалы, которые подготовлены под покраску. В таком случае грунтовку и шлифовку можно будет не производить. Такие фанерные листы нужно обклеить декоративной пленкой или бумагой, покрасить или покрыть лаком.

Вернуться к оглавлению

Распил и сверление

Сверла для фанеры: а – спиральные; б – перовые.

Распиловку следует производить с помощью использования дисковой или ленточной пилы. Чтобы была возможность получить ровный срез, нужно выполнить распиловку по всем правилам. Прежде всего распил нужно делать поперек направления волокон лицевой части материала, затем вдоль. Таким образом можно будет избежать расцепления углов. На лицевой части материала распиловку следует производить ленточной или ручной пилой, на обратной части — контурной или дисковой. Если используется круглый инструмент, то распиловку рекомендуется производить на высокой скорости и с небольшим коэффициентом подачи. В материал зубцы должны проникать не сильно.

Отверстия с ровными краями есть возможность получить, если будет использоваться хорошо заточенное сверло, которое оснащается передним резаком. Начинать сверлить нужно с лицевой части фанеры. Чтобы на обратной части не было расщеплений, следует использовать дополнительный лист в качестве подкладки.

Вернуться к оглавлению

Склеивание и шлифовка

Фанера без облицовки в большинстве случаев склеивается обыкновенным клеем для дерева. Выбирать клей нужно исходя из метода работы, содержания влажности во время конечной эксплуатации и необходимой прочности. Чаще всего используются такие клеящие смеси:

  • фенол;
  • полиуретан.

ПВА можно применять для монтажа фанеры внутри помещений. Данный клей имеет хорошую прочность склеивания. Фенол и эпоксидный клей есть возможность использовать в неблагоприятных условиях окружающей среды. Если фанеру нужно склеить с металлом, то следует использовать эпоксидный клей.

Приклеивать ламинированную фанеру не рекомендуется, так как такой материал не способен к длительному склеиванию. Если ламинированная фанера закрепляется клеящей смесью, то приклеиваемое основание понадобится прежде всего зачистить до слоя древесины. Сделать это можно с помощью использования наждачной бумаги. Приклеиваемое основание должно быть сухим и чистым.

Клей наносится равномерно на склеиваемые основания валиком или кисточкой. Желаемой силы давления можно достичь при помощи зажимов, винтов или гвоздей. Шаг между установкой гвоздей должен быть равен приблизительно 40 см. Излишки клея важно удалить до его высыхания. Перед нанесением клеящей смеси рекомендуется ознакомиться с инструкцией.

В большинстве случаев основание фанеры шлифуется грубой наждачной бумагой (№ 80, 90 или 100). Шлифовать нужно перпендикулярно текстуре древесины. Если нужна ровная обработка, к примеру, для качественного лакирования, шлифовку нужно производить наждачной бумагой мелкой зернистости в продольном направлении текстуры фанеры.