Как выбрать профессию: советы и рекомендации для школьников и взрослых. Как выбрать профессию школьнику и настроить его на учебу

Профориентация - явление в жизни подрастающего ребенка, с которым ему неизбежно предстоит сталкиваться в старших классах. Зачастую уже в средней школе с детьми проводится работа по выявлению определенных склонностей к какой-либо сфере деятельности, что в дальнейшем облегчает для него выбор места поступления. Однако родителям не стоит пугаться профориентации и воспринимать ее как очередную проверку знаний и способностей их ребенка. Здесь им важно понимать, и, главное, дать понять это подростку - данный процесс носит длительный характер и направлен на то, чтобы подготовить ребенка к профессиональному самоопределению, учитывая личностные особенности и интересы. Таким образом, профориентационная работа позволяет максимально облегчить выбор выпускнику школы и наилучшим образом оптимизировать подготовку к поступлению.

Что же представляет собой эта самая «профориентация»? На самом деле - это, прежде всего, помощь в профессиональном самоопределении. А профессиональное самоопределение - это следствие личностного самоопределения.

Главной же задачей профориентации является, прежде всего, перемещение процесса выбора профессии из кратковременного периода, когда подросток учится в 9-11 классах, в более ранний - среднюю школу. Здесь делается акцент на организации системности и обдуманности в выборе профессии.

Как это было

Трудовое обучение и профориентация молодежи занимали немалое место в системе школьного образования СССР. Особенно данное направление получило развитие в годы перестройки, когда в школах были введены курсы по профориентации наподобие «Основы производства. Выбор профессии». На этих курсах школьники осваивали практические навыки различных профессий - мальчики мастерили табуретки, работали с электроникой, девочки занимались кройкой и шитьем, учились печатать на машинках. Кроме того, в регионах создавались центры профессиональной ориентации молодежи, а в районах - пункты профконсультации. Возможно, это и повлияло на мировосприятие советских детей, которые в большинстве случаев, уже со школьной скамьи имели представление, кем точно хотят стать.

Выбор профессии: несколько способов понять себя

Курсы профориентации

Для выпускников и их беспокойных родителей существуют специальные курсы по профориентации, где специалисты помогают подростку определиться с будущей профессией. Стоит эта помощь, как правило, определенную сумму. Курсы предполагают прохождение подростком определенных тестов и знакомство с различными профессиями путем проб. Здесь стоит заметить, что эффективность подобных курсов неоднозначна, так как процесс самоопределения не осуществляется за такое короткое время, а присутствует в жизни ребенка на протяжении всей учебы. И к моменту выпуска из школы подросток, не имеющий представления о том, кем хочет быть, может получить лишь дополнительную помощь в выборе конкретного направления в уже намеченной для себя деятельности.

Тесты, тесты, тесты

Главное решение предстоит принять, конечно, самому подростку, однако определиться с некоторыми нюансами может помочь прохождение специальных тестов.

  • Портал «Мое образование» предлагает 32 небольших теста, помогающих разобраться в себе как в плане достаточно общих тем, так и касательно конкретных рекомендаций. Большая часть из них разработана российскими психологами
  • Достаточно большой список тестов для школьников предлагает Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» . Здесь представлены экспресс-тесты для определения склонностей к какой-либо сфере и непосредственно тесты на конкретные профессии.

Как помочь ребенку выбрать профессию

Прежде всего, стоит помнить о первостепенности профессионального самоопределения над непосредственно профориентацией. Пытаться понять, что же все-таки нравится ребенку при выпуске из школы - это как прыжок в уходящий поезд. Для самоопределения нужно время - необходимо понять свои сильные и слабые стороны, склонности и увлечения и психологические особенности.

Этот процесс достаточно длительный и появляется в жизни ребенка еще на самых ранних стадиях воспитания и учебы. Родителям важно это понимать и всячески способствовать развитию различных качеств ребенка и появлению интереса к определенным занятиям. Немаловажную роль играет приобщение подростка к практической деятельности.

Начать знакомить ребенка с профессиями задолго до поступления

Процесс воспитания должен включать в себя постепенное знакомство ребенка с существующими профессиями. Вначале, это, как правило, начинается с ответов на его вопросы об окружающем его социальном мире - кто читает новости с экрана телевизора, кто печет такой вкусный хлеб в булочной и как летают самолеты. При взрослении ребенка не стоит упускать возможностей знакомить его с представителями различных профессий - с родственниками или друзьями родителей. Важно дать ребенку как можно больше информации об особенностях разных специальностей.

Не на словах, а на деле

Большую роль в профориентации ребенка играет его практическое знакомство с разными профессиями. Ведь, прежде чем ориентироваться в будущем на определенную сферу деятельности, важно понять, подходит она ребенку или нет. Например, одна из областей работы, где точно не обойтись без проб - журналистика. Для того чтобы ребенок понял, сможет ли он найти себя в этой сфере, он должен попробовать писать тексты на определенную тематику, начиная с осознанной работы над школьными сочинениями. Подросток может начать частично осваиваться в профессии, например, создавая материалы для школьной стенгазеты или ведя блог об окружающих его событиях.

Профориентация - зачем и почему

Правильный выбор будущей профессии - залог удовлетворенности в своей работе и интерес к развитию в данной сфере. Ребенку важно в нужный момент правильно понять себя, осознать свои интересы и расставить приоритеты в процессе дальнейшего обучения.

Уделение должного внимания профориентации - путь к тому, чтобы стать хорошим специалистом в своей области, который любит свое дело и качественно выполняет свои трудовые обязанности.

Ведь, в противном случае мы имеем взрослого человека с достаточно тривиальной жизненной историей - окончил тот ВУЗ, в который не стремился, поступил «по рекомендации родителей» или «за компанию», работает на работе, от которой не получает удовлетворение. Результат - постоянное раздражение и внутренний конфликт с самими собой. И именно поэтому профориентация - это то, на что подростку следует обратить внимание, чтобы сделать правильный выбор, развивать свою личность и избежать подобных ситуаций.

У мальчиков и девочек в подростковом возрасте очень быстро изменяются склонности, предпочтения и интересы. Сегодня молодой человек мечтает стать полицейским, а уже на следующий день ему больше импонирует профессия логиста. Уследить за ходом мыслей подростка может быть очень сложно, тем не менее, к моменту окончания школы важно сделать так, чтобы ребенок понимал, каково его жизненное предназначение, и в какой сфере деятельности ему лучше всего работать.

Сегодня существует множество различных способов определить, какая профессия больше других подходит вашему сыну или дочери. Безусловно, ребенок должен сам принять решение, в каком направлении он будет получать дальнейшее образование, и в какой сфере деятельности сможет добиться успехов. Вы же можете только помочь своему отпрыску и «подтолкнуть» его к правильному выбору.

Самым простым и в то же время эффективным направлением является проведение различных и тестов, направленных на определение круга интересов ребенка и подходящих для него профессий. Организовать подобные тестирования для своего сына или дочери можно и в домашних условиях, поскольку они не требуют наличия никаких специальных приспособлений. В данной статье мы познакомим вас с некоторыми из них.

Тест на определение будущей профессии для школьников Дж. Холланда

Тест на выбор профессии для подростков авторства Дж. Холланда проводится необычайно просто. С помощью него можно определить, к какому типу личности относится школьник, и в какой сфере деятельности он сможет работать с большим успехом и энтузиазмом.

Опросник Дж. Холланда состоит из 42 пар профессий. Ребенок, который проходит тест, должен, не задумываясь, выбрать в каждой паре ту работу, которая для него ближе. Список вопросов Дж. Холланда выглядит следующим образом:

  1. Инженер-технолог (1) или конструктор (2).
  2. Электротехник (1) или санитарный врач (3).
  3. Повар (1) или наборщик текста (4).
  4. Фотограф (1) или заведующий магазином (5).
  5. Чертежник (1) или дизайнер (6).
  6. Философ (2) или психиатр (3).
  7. Ученый-химик (2) или бухгалтер (4).
  8. Редактор научного журнала (2) или адвокат (5).
  9. Лингвист (2) или переводчик художественной литературы (6).
  10. Педиатр (3) или статистик (4).
  11. Завуч по внеклассной работе (3) или председатель профсоюзного комитета (5).
  12. Спортивный врач (3) или фельетонист (6).
  13. Нотариус (4) или снабженец (5).
  14. Оператор ЭВМ (4) или карикатурист (6).
  15. Политический деятель (5) или писатель (6).
  16. Садовник (1) или метеоролог (2).
  17. Водитель троллейбуса (1) или фельдшер (3).
  18. Инженер-электронщик (1) или делопроизводитель (4).
  19. Маляр (1) или художник по металлу (6).
  20. Биолог (2) или офтальмолог (3).
  21. Телерепортер (5) или актер (6).
  22. Гидролог (2) или ревизор (4).
  23. Зоолог (2) или главный зоотехник (5).
  24. Математик (2) или архитектор (6).
  25. Работник детской комнаты милиции (3) или счетовод (4).
  26. Учитель (3) или руководитель клуба для подростков (5).
  27. Воспитатель (3) или художник по керамике (6).
  28. Экономист (4) или заведующий отделом (5).
  29. Корректор (4) или критик (6).
  30. Заведующий хозяйством (5) или дирижер (6).
  31. Радиооператор (1) или специалист по ядерной физике (2).
  32. Часовой мастер (1) или монтажник (4).
  33. Агроном-семеновод (1) или председатель с/х кооператива (5).
  34. Закройщик (1) или декоратор (6).
  35. Археолог (2) или эксперт (4).
  36. Работник музея (2) или консультант (3).
  37. Ученый (2) или режиссер (6).
  38. Логопед (3) или стенографист (6).
  39. Врач (3) или дипломат (5).
  40. Копировщик (4) или директор (5).
  41. Поэт (6) или психолог (3).
  42. Телемеханик (1) или прораб (5).

Обратите внимание, что после каждого названия профессии в скобках указана цифра. Это – номер группы, к которой следует отнести ответ ребенка, если он выбрал данную сферу деятельности. После того, как подросток даст все ответы, необходимо сложить, сколько профессий выбрано в каждой категории. В зависимости от того, в какой группе школьник выбрал больше всего работ, вы сможете понять, к какой сфере деятельности он расположен, так:

  • ребята, отдавшие свое предпочтение профессиям из первой группы, могут работать механиком, инженером, агрономом, водителем, а также выполнять любую работу, связанную с исполнением четко поставленных задач;
  • вторая группа профессий определяет выбор людей, работа которых должна быть связана с непрекращающимся мыслительным процессом. Это, в первую очередь, ученые-теоретики, работающие в таких областях, как физика, химия, математика и так далее;
  • мальчики и девочки, выбравшие преимущественно ответы из третьей группы, не мыслят своей жизни без общения с людьми. Идеальные профессии для них – врачи, учителя, психологи, экскурсоводы;
  • к четвертой группе относятся офисные клерки – бухгалтеры, менеджеры, делопроизводители, секретари и так далее;
  • профессии из пятой группы выбирают ребята с ярко выраженными лидерскими качествами и организаторскими способностями. Из них получатся превосходные заведующие, директора, кооператоры;
  • наконец, к шестому типу относятся все юноши и девушки с выраженными творческими наклонностями. Это будущие актеры, певцы, дирижеры, музыканты и все работники аналогичных профессий.

Тест «Как определиться с выбором профессии подростку?» И.Л. Соломина

Опросник И.Л. Соломина имеет в своей основе известный тест академика Климова. Во время проведения данного тестирования испытуемому ребенку предлагается несколько утверждений, каждое из которых он должен оценить по следующей шкале:

  • 0 – вовсе нет;
  • 1 – пожалуй так;
  • 2 – верно;
  • 3 – совершенно верно.

Первая группа утверждений начинается с фразы «Я хочу…»:

    1. Обслуживать людей.
    2. Заниматься лечением.
    3. Обучать, воспитывать.
    4. Защищать права и безопасность.
    5. Управлять людьми.
    1. Управлять машинами.
    2. Ремонтировать оборудование.
    3. Собирать и налаживать технику.
    4. Обрабатывать материалы, изготовлять предметы и вещи.
    5. Заниматься строительством.
    1. Редактировать тексты и таблицы.
    2. Производить расчеты и вычисления.
    3. Обрабатывать информацию.
    4. Работать с чертежами, картами и схемами.
    5. Принимать и передавать сигналы и сообщения.
    1. Заниматься художественным оформлением.
    2. Рисовать, фотографировать.
    3. Создавать произведения искусства.
    4. Выступать на сцене.
    5. Шить, вышивать, вязать.
    1. Ухаживать за животными.
    2. Заготавливать продукты.
    3. Работать на открытом воздухе.
    4. Выращивать овощи и фрукты.
    5. Иметь дело с природой.
    1. Работать руками.
    2. Выполнять решения.
    3. Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать.
    4. Получать конкретный практический результат.
    5. Воплощать идеи в жизнь.
    1. Работать головой.
    2. Принимать решения.
    3. Создавать новые образцы.
    4. Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать.
    5. Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать.

Вторая группа вопросов начинается с фразы «Я могу…»:

    1. Знакомиться с новыми людьми.
    2. Быть чутким и доброжелательным.
    3. Выслушивать людей.
    4. Разбираться в людях.
    5. Хорошо говорить и выступать публично.
    1. Искать и устранять неисправности.
    2. Использовать приборы, машины, механизмы.
    3. Разбираться в технических устройствах.
    4. Ловко обращаться с инструментами.
    5. Хорошо ориентироваться в пространстве.
    1. Быть сосредоточенным и усидчивым.
    2. Хорошо считать в уме.
    3. Преобразовывать информацию.
    4. Оперировать знаками и символами.
    5. Искать и исправлять ошибки.
    1. Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи.
    2. Разбираться в литературе и искусстве.
    3. Петь, играть на музыкальных инструментах.
    4. Сочинять стихи, писать рассказы.
    5. Рисовать.
    1. Разбираться в животных или растениях.
    2. Разводить растения или животных.
    3. Бороться с болезнями, вредителями.
    4. Ориентироваться в природных явлениях.
    5. Работать на земле.
    1. Быстро выполнять указания.
    2. Точно следовать инструкциям.
    3. Работать по заданному алгоритму.
    4. Выполнять однообразную работу.
    5. Соблюдать правила и нормативы.
    1. Создавать новые инструкции и давать указания.
    2. Принимать нестандартные решения.
    3. Легко придумывать новые способы поведения.
    4. Брать на себя ответственность.
    5. Самостоятельно организовывать свою работу.

Как видите, утверждения объединены в группы по 5 штук в каждой. В этих группах необходимо рассчитать общее количество баллов (оно всегда будет находиться в диапазоне от 0 до 15) и сравнить эти величины между собой. Первоначально сравнивают полученные значения в группах 1-5, они обозначают следующие типы:

  1. Человек – человек.
  2. Человек – техника.
  3. Человек - знаковая система.
  4. Человек - художественный образ.
  5. Человек - природа.

После этого определяют, в какой группе больше баллов, в 6 или 7. В зависимости от этого можно узнать, к какому типу профессии более склонен ребенок – к исполнительному (6 группа) или творческому (7). Объединив все полученные показатели, можно определить список профессий, наиболее подходящий для каждого подростка:

С помощью этих и других тестов можно без труда подобрать для каждого ребенка интересную профессию, в которой он сможет состояться.

Для выбора оптимальной профессии для себя или Вашего ребенка, сначала необходимо определиться со сферой, к которой Вы или Ваш ребенок ближе. Пройдя несложное тестирование, Вам легче будет определиться с выбором школы, колледжа или техникума. Наш тест [Выбор будущей профессии] предоставит Вашему ребенку или Вам право самостоятельного выбора будущей профессии, поможет лучше реализовать свои способности в жизни. Ответьте на все вопросы предельно искренне, обязательно поверив в свои силы и в то, что Вам или Вашему ребенку будет по плечу любая работа. Тестирование для детей лучше проводит в возрасте от 12 до 13 лет. В конце теста Вам будет предоставлена оценка сферы деятельности, наиболее близкой для Вас или Вашего ребенка. Наш тест онлайн: [Выбор будущей профессии] совершенно бесплатный без смс и регистраций! Результат будет показан сразу после ответа на последний вопрос!

Тест содержит 20 вопросов!

Начать тест онлайн:

Другие тесты онлайн:
Название теста Категория Вопросов
1.

Определите уровень Вашего интеллекта. IQ тест длится 30 минут и содержит 40 простых вопросов.
интеллект 40
2.

IQ тест 2 онлайн

Определите уровень Вашего интеллекта. IQ тест длится 40 минут и содержит 50 вопросов.
интеллект 50 Начать тест:
3.

Тест позволяет улучшить знания дорожных знаков РФ, утвержденных правилами дорожного движения (ПДД). Вопросы генерируются случайно.
знания 100
4.

Тест на знание государств мира по флагам, расположению, площади, рекам, горам, морям, столицам, городам, населению, валютам
знания 100
5.

Определите характер Вашего ребенка, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
характер 89
6.

Определите темперамент Вашего ребенка, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
темперамент 100
7.

Определите Ваш темперамент, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
темперамент 80
8.

Определите тип Вашего характера, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
характер 30
9.

Определите наиболее подходящую для Вас или Вашего ребенка профессию, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического
профессия 20
10.

Определите Ваш уровень коммуникабельности, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
коммуникабельность 16
11.

Определите уровень Ваших способностей лидера, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
лидерство 13
12.

Определите уравновешенность Вашего характера, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
характер 12
13.

Определите уровень Ваших творческих способностей, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
способности 24
14.

Определите уровень Вашей нервозности, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
нервозность 15
15.

Определите достаточно ли Вы внимательны, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
внимательность 15
16.

Определите достаточно ли у Вас сильная воля, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
сила воли 15
17.

Определите уровень Вашей визуальной памяти, ответив на вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
память 10
18.

Определите уровень Вашей отзывчивости, ответив на вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
характер 12
19.

Определите уровень Вашей терпимости, ответив на вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
характер 9
20.

Определите Ваш образ жизни, ответив на вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
характер 27


  • Пройдите тест на знание континентов и материков, укрепите свои знания по географии


  • Предлагаем Вам бесплатное тестирование Вашей памяти, способом запоминания картинок


  • Тест будет длиться около 5 минут и будет содержать 50 попыток

 /  Выбор профессии для ребенка

Рано или поздно ребенок вырастает, а взрослая жизнь маячит на горизонте. В средних и старших классах школы вы уже задаете сыну или дочке вопросы о будущей карьере. Действительно, выбор профессии - очень важный и ответственный шаг, а ваша задача на этом этапе заключается в том, чтобы сделать его максимально безболезненным и полезным для ребенка.

Из статьи вы узнаете о том, как выбрать профессию для ребенка. Мы поговорим о проблемах такого выбора и поймем, как повлиять на подростка.

Как выбрать профессию?

Пожалуй, почти у каждого из нас есть история о том, кем он хотел быть в детстве. Согласитесь, что далеко не всегда мечта находит себя в реальной жизни. И дело здесь не только в родителях или возможностях: с возрастом круг интересов ребенка изменяется, то, что было интересно еще 3-4 года назад, становится скучным и не таким уж важным. Именно поэтому не пугайтесь, если в 8—10 лет ваш ребенок на полном серьезе решит стать сварщиком, сантехником или кем-то еще. Скорее всего, через пару лет его позиция кардинально изменится.

В каком возрасте уже можно задумываться о выборе профессии? Психологи утверждают, что с 12-13 лет ребенок уже может сделать свой выбор.

С этого периода можно подключать различные тесты, помогающие определить профессиональную ориентацию, а успехи в школе по тем или иным предметам начинают «выдавать» ребенка: кто-то успешен в области гуманитарных наук (русский язык, литература, обществознание и другие), кто-то в области точных (математика, физика и другие), а кто-то уважает естественные (биология, химия).

Опираясь на способности и предпочтения ребенка, можно выбрать соответствующий профильный класс или дополнительные курсы — все зависит от вашей школы и финансовых возможностей.

Кроме того, в выборе профессии помогают различные дополнительные занятия и секции.

Согласитесь, если в школе у ребенка было 1-2 урока информатики в неделю, а все свободное время после уроков он занимался программированием, вряд ли ваш малыш отправится в литературный институт. Так при выборе профессии обязательно нужно учитывать побочные интересы, ведь именно они могут стать основой дела целой жизни.

Еще один способ, который может помочь выбрать профессию — психологические тесты, говорящие о способностях и особенностях мышления ребенка. В подростковом возрасте такие тесты дети проходят в школе, но современные технологии позволяют повторить их дома, на интернет-страницах. Мы подобрали для вас несколько ссылок:

Подобные тесты разделяют людей на группы по способам взаимодействия с окружающим миром:

1) человек — природа;

2) человек — техника;

3) человек — человек;

4) человек — «знаковая система»

5) человек — «художественный образ».

В зависимости от результатов можно выбрать будущую профессию из списка. Так, например, ребенок с результатом «человек — природа» станет прекрасным химиком или экологом.

Некоторые развивающие центры предлагают ребенку определиться с будущей профессией в игровой форме. Так, детский развивающий центр DreamLand (ул. Телевизорная, 1. стр. 4, т. 290-15-15) предлагает целое путешествие в Страну профессий для детей. В ходе увлекательной игры ребенок знакомится с десятками профессий и может пройти профессиональный путь за один день. Такое однодневное приключение может стать отличным подспорьем для выбора будущей карьеры.

Пожалуй, этих способов и ваших дружеских разговоров с ребенком будет достаточно для выбора будущей профессии, однако не всегда ситуация столь идеальна. Выбор профиля порождает определенные проблемы во многих семьях и в некоторых случаях может привести к серьезным конфликтам.

Проблемы выбора профессии

Первая и самая главная проблема выбора профессии для ребенка — мнение чада не совпадает с планами и убеждениями родителей по поводу карьеры ребенка. Многие рассматривают будущую профессию сына или дочки в качестве собственной профессиональной ориентации. Особенно это касается тех семей, которые воспитывают ребенка как наследника бизнеса — вы хотели получить юриста и экономиста, а вырос врач или педагог.

Как поступать в такой ситуации? Искать компромисс и прислушиваться к ребенку. Конечно, многие родители успешно уговаривают школьника оставить мечту и строить прибыльную карьеру — иногда из этого что-то получается. Но во многих случаях такие уговоры заканчиваются незаконченным высшим образованием или пожизненными страданиями о нелюбимой работе. Наш совет — больше говорите друг с другом и приходите к общему мнению. Мы уверены, что у вас все получится, но, возможно, не сразу.

Вторая проблема — может измениться мнение ребенка. Такие проблемы действительно возможны, ведь тесты на профессиональную ориентацию врут, учителя ошибаются, оценки в журнале порой зависят от учителя, а не от способностей, а в высшем учебном заведении представление о специальности меняется. Такие неприятности сложно предотвратить, но, опять же, обращайте больше внимания на вашего ребенка — вы лучше других разбираетесь в нем, уж поверьте.

«Конечно же, беседы с ребенком должны проводиться, кто как ни папа или мама объяснят ему, что лучше, а что хуже, где требуется внимание, где усидчивость. Но настаивать на выборе профессии для ребенка нельзя ни в коем случае. В итоге, если в будущем у вашего ребенка что-то не получится, он будет винить в этом именно вас! Ну и нужно уважать выбор ребенка!»

Счастливый папа Артем Артемьев

Как повлиять на ребенка?

Если выбор профессии ребенка вас категорически не устраивает и вы намерены повлиять на школьника, то делать это нужно очень аккуратно. Конечно, будет лучше, если вы почти не будете влиять на такой сложный аспект его жизни, но случается всякое, поэтому прислушайтесь к нашим рекомендациям.

Во-первых, никогда не говорите свое громкое и категоричное «нельзя» и «нет» о выборе ребенка. Хотите что-то изменить — делайте это аккуратно. Разговаривайте с ним о плюсах и минусах той или иной специальности, предложите свой вариант профессии, которая устраивает обе стороны.

Во-вторых, никогда не говорите ребенку, что у него не получится что-то. «Ты смеешься? Да ты никогда и рисовать-то не умел?» — так может закончится карьера будущего архитектора или великого художника. Благодаря вам. Есть одно правило: хотите что-то сказать — говорите это мягко. Расскажите о том, что любая профессия требует колоссальных усилий, труда, упорства. Вы действительно можете помочь ребенку дельным советом.

В-третьих, расскажите о том, что высшее образование порой позволяет работать в другой области, о важности самообразования в жизни взрослого человека. Это даст понять ребенку, что выбор учебного заведения не так критичен и может измениться в зависимости от дальнейшей судьбы и интересов уже взрослого человека.

«Ребенка нельзя оставлять совсем наедине только с самим собой в этой ситуации. Здесь важно помочь, именно помочь, но не повлиять, не склонить в сторону того варианта, который родитель считает «правильным». Для этого можно задать вопросы, проблематизирующие, усомневающие, проверяющие варианты, которые выбрал ребенок, проверяющие желание, не для чтобы он отказался от этих вариантов, а для того, чтобы он задумался о рисках и трудностях, увидел ограничения вариантов, важно открыть другие возможности — показать какие-то варианты, способы, о которых ребенок даже ее задумывался.

Например, в последние годы есть явный тренд получения только высшего образования после школы, ребята даже не представляют, что можно по-другому. А ведь есть масса плюсов в получения ступенчатого образования: сначала среднее профессиональное, затем высшее.

С другой стороны, важно сопровождать, но не мешать ребенку. Безусловно, родителям хочется, чтобы ребенок выбрал все верно, правильно и даже идеально, чтобы это был самый лучший ВУЗ, самая востребованная профессия. Но не стоит бояться неудач, иногда нужно дать возможность ошибиться, возможно, через год понять, что выбор был сделан неверно, и поступить вообще на другой факультет и совершенно другую специальность».

Дарья Шторк, психолог гимназии №1 «Универс», сотрудник кафедры психологии развития и консультирования СФУ

Мы уверены, что выбор будущей профессии не станет для вашей семьи большой проблемой, а возможные проблемы вы решите спокойно, без споров и криков. Помните о том, что от выбора будущей профессии зависит дальнейшая жизнь вашего ребенка. Уделите этому моменту особенное внимание, дорогие родители!

Как верно выбрать профессиональное направление, когда тебе всего 14 или 15 лет? В этом возрасте неумолимо подступает время, когда придётся выбирать ВУЗ, а многие подростки даже не представляют себе, чем конкретно хотели бы заниматься в будущем. Как понять, какая профессия подходит? На какой остановиться? Советы старшеклассникам и их родителям по правильной профессиональной ориентации – в нашей статье.

В чём заключаются сложности выбора?

Проблема профессионального самоопределения начинает беспокоить подростков и их родителей уже в 14 или 15 лет.

«Это интересно. Ежегодные исследования показывают, что только лишь около 15% школьников уже определились с профессиональным выбором. Такое же количество учащихся вообще не думает о самоопределении. А 70% не имеют чёткого понятия о том, какую профессию всё-таки выбрать».

Выбор профессии – первая по-настоящему серьёзная задача, которую следует старшекласснику решить. И от того, насколько успешным будет решение этой проблемы, настолько же комфортно и уверенно будет чувствовать себя .

Рассмотрим причины сложностей выбора профессии :

  1. Появление новых профессий. Технический прогресс повлиял на то, что многие профессии исчезли, уступив место новым.
  2. Отсутствие возможностей ознакомиться с разными профессиями. Родственники не всегда охотно посвящают детей в таинства своей профессиональной деятельности, а узнать о других профессиях сложно.
  3. Исчезновение кружков по интересам. Если раньше ребёнок проявлял интерес к технике – он начинал посещать радиотехнический или конструкторский кружок, если умел красиво излагать мысли – в кружок по журналистике, если интересовался животными – в кружок юннатов и т. д. Это была прекрасная возможность проявить себя в том или ином виде деятельности, и понять, хочет ли он этому посвятить жизнь. Сейчас такие возможности ограничены.

Какие существуют мотивы?

Выделяют внешние и внутренние мотивы выбора профессии.

Внешние мотивы основаны на влиянии окружающей подростка среды, что выражается в:

  • мнении родителей, родственников, друзей и сверстников
  • желании быть успешным в глазах окружающих
  • боязнь быть непринятым обществом, осуждённым.

Внутренние мотивы связаны с:

  • характером подростка
  • склонностями
  • привычками.

Мотивы, побуждающие подростка выбрать тут или иную профессию:

  1. Престиж.
  2. Высокий уровень зарплаты.
  3. Карьерный рост.
  4. Интерес к профессии.
  5. Условия работы.
  6. Образовательные возможности (доступность образования).

Многие из мотивов являются ошибочными. Например, престижность профессии - весьма относительное понятие, а для того, чтобы получать высокую зарплату, жизнь показывает, что необязательно и учиться.

Профориентация в школе

В связи с трудностями профессионального самоопределения учащихся нужно уделять достаточно внимания профориентационной работе. Профессиональная ориентация в основном проводится в школе.

«Это интересно. - комплексная система оказания школьникам помощи по выявлению и развитию их личностных качеств и способностей, познавательных и профессиональных интересов, атак же готовности к труду и профессиональной деятельности».

Профориентация направлена на формирование профессиональное развитие личности и поиск путей её реализации.

Цели профориентации:

  • профориентационная поддержка школьников по выбору профиля обучения и направления будущей профессии
  • воспитание у учащихся сознательного и ответственного отношения к труду
  • самоопределение учеников в условиях свободы выбора с учётом своих возможностей и способностей, ориентацией на потребности рынка труда.

Профориентация включает в себя:

  • просвещение и воспитание учеников
  • изучение особенностей, потребностей и возможностей учащихся
  • диагностику личности
  • организацию консультирования по вопросам трудоустройства.

1 этап: 1-4 классы. На этом этапе учитель формирует у младших школьников ценностное отношение к труду и осознание его роли, развивает интерес к учебной и познавательной деятельности.

2 этап: 5-7 классы. На данном этапе развивается устойчивый интерес к профессиональной сфере, формируются представления учеников о своих интересах и способностях («Я-образ»), приобретается начальный опыт в разных видах деятельности (наука, искусство, техника, сельское хозяйство и пр.)

3 этап: 8-9 классы. Осуществляется уточнение запросов учеников с помощью введения факультативов и кружков по интересам; проводится консультирование с целью адекватного выбора ученикам сферы будущей деятельности и профиля обучения.

4 этап: 10-11 классы. Этот этап подразумевает обучение старшеклассников методам самоподготовки и саморазвития, формирование у них профессиональных качеств в соответствии с выбором профессии, оценку готовности к выбранной деятельности и коррекцию профессионального выбора.

Как видим, школа обладаем массой возможностей для того, чтобы помочь ученику профессионально определиться. Однако в большинстве случаев без поддержки родителей подростку не обойтись.

Поддержка родителей

Именно семья является тем пространством, где у ребёнка будет формироваться , к сознанному выбору профессиональной деятельности. Когда подросток пытается найти своё призвание – роль поддержки родителей чрезвычайна важна.

Как быть действительно понимающими родителями и поддержать ребёнка на пути самоопределения?

  1. Слушайте. Поговорите с ребёнком, какие сомнения его мучают при раздумьях о выборе будущей профессиональной деятельности. Выслушивайте его внимательно, с интересом. Расскажите, как вы определялись с профессией, как это делали ваши друзья, одноклассники.
  2. Помогите подростку лучше понять себя. Попросите ребёнка объяснить свой выбор, если него есть уже соображения по поводу будущего. Чаще всего старшеклассники имеют поверхностное или ошибочное представление о профессиях. Подростки склонны оценивать профессии по уровню зарплаты, а не по содержанию и по соотношению с собственными способностями. Нужно помочь старшекласснику сориентироваться в выборе будущей профессии. Даже если вы не в восторге от выбора ребёнка – не запрещайте ему развиваться в выбранном направлении. Помогите подростку правильно оценить свои возможности, осознать, будет ли ему комфортно в той или иной профессии.
  3. Возложите часть ответственности за выбор профессии на подростка. Конечно, родителям нужно приложить усилия, чтобы у ребёнка было светлое будущее и хорошая, конкурентоспособная профессия. Передавайте свой жизненный опыт, но не заставляйте. Пусть подросток сам размышляет и несёт ответственность за свой выбор – с вашей мудрой помощью.
  4. Выступайте в качестве эксперта. Делитесь информацией с ребёнком по поводу профессионального самоопределения. Предоставьте максимум информации об особенностях той или иной профессиональной деятельности. Приводите примеры из жизни.

«А знаете ли вы, что на выбор профессии может повлиять пример родственников? Когда в семье несколько поколений продолжают заниматься одной и той же профессией – это называется династией. В этом случае и ваш ребёнок может сказать: «Буду врачом, как папа и дедушка».

Смотрите видеосюжет с советами специалиста, как подростку не ошибиться в выборе профессии

Профориентацией своего ребёнка следует заняться как можно раньше. Выявить способности к конкретному виду деятельности и степень готовности к нему можно сделать с помощью психологического тестирования.

Разобраться в себе и закрепить определённые навыки помогут , в ходе которых подростки увидят свои наклонности, глубже познают себя, научатся ставить цели и находить пути их достижения.

Наши советы помогут родителям подростков правильно выбрать профессию:

  1. Предоставьте подростку возможность испытать себя в разных направлениях профессиональной деятельности. Хорошо, если старшеклассник не останавливается на одном занятии, а пытается попробовать и другие виды деятельности. Так он познает особенности разных профессий и о том, как достигают результатов в разных сферах.
  2. Знакомьте подростка с представителями разных специальностей. Так он расширит кругозор и будет лучше представлять поле деятельности разных специалистов.
  3. Максимально подготовьте своего ребёнка к осознанному выбору профессии. Быть готовым - значит, быть независимым и ответственным за свои мысли, суждения и поступки; действовать, руководствуясь собственным мнением; иметь идеалы; уметь самому принимать решения. Такие качества формируются при активном участии родителей.
  4. Не выбирайте профессию за подростка. Многие родители, навязывая профессию, делают детей несчастными в будущем. Лучше создать условия, в которых ребёнок сам сделает хороший выбор. Не критикуйте подростка, если не получается найти общего языка: лучше обратитесь к специалисту-психологу.

Уважаемые родители, развивайте готовность к профессиональной деятельности у ребёнка с детства, создавая для этого благоприятные условия, при которых он будет узнавать больше о мире профессий. Подросток лучше узнает себя и свои способности, научится отвечать за свои желания и действия, и в итоге сам сможет выбрать профессию.