Как жили люди в средневековье на руси. Женщины в средневековье. Античность и Средневековье

Джотто. Фрагмент росписи капеллы Скровеньи. 1303-1305 годы Wikimedia Commons

Средневековый человек — это в первую очередь верующий христианин. В широком смысле им может быть и житель Древней Руси, и византиец, и грек, и копт, и сириец. В узком смысле это житель Западной Европы, для которого вера говорит на латыни.

Когда он жил

По учебникам Средневековье начинается с падения Римской империи. Но это не значит, что первый средневековый человек родился в 476 году. Процесс перестройки мышления и образного мира растянулся на столетия — начиная, думаю, с Христа. В какой-то степени средневековый человек — это условность: есть персонажи, в которых уже внутри средневековой цивилизации проявляется новый европейский тип сознания. Например, Петр Абеляр , живший в XII веке, в чем-то ближе к нам, чем к своим современникам, а в Пико делла Мирандола Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) — итальянский философ-гуманист, автор «Речи о достоинстве человека», трактата «О сущем и едином», «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения» и проч. , который считается идеальным ренессансным философом, очень много средневекового. Картины мира и эпохи, сменяя друг друга, одновременно переплетаются. Так же и в сознании средневекового человека переплетаются представления, объединяющие его и с нами, и с предшественниками, и в то же время эти представления во многом специфичны.

Поиск Бога

Прежде всего, в сознании средневекового человека важнейшее место занимает Священное Писание. Для всего Средневековья Библия была книгой, в которой можно было найти ответы на все вопросы, но эти ответы никогда не были окончательными. Часто приходится слышать, что люди Средневековья жили по заранее заданным истинам. Это лишь отчасти верно: истина действительно заранее задана, но она недоступна и непонятна. В отличие от Ветхого Завета, где есть законодательные книги, Новый Завет не дает четких ответов ни на один вопрос, и весь смысл жизни человека заключается в том, чтобы искать эти ответы самому.

Конечно, мы говорим в первую очередь о мыслящем человеке, о том, например, кто пишет стихи, трактаты, фрески. Потому что именно по этим артефактам мы восстанавливаем их картину мира. И мы знаем, что они ищут Царство, и Царство это не от мира сего, оно — там. Но какое оно, никто не знает. Христос не говорит: делай так и так. Он рассказывает притчу, а дальше думай сам. В этом залог определенной свободы средневекового сознания, постоянного творческого поиска.


Святой Дени и Святой Пьят. Миниатюра из кодекса «Le livre d"images de madame Marie». Франция, около 1280-1290 годов

Жизнь человека

Люди Средневековья почти не умели заботиться о себе. Беременная жена Филиппа III Филипп III Смелый (1245-1285) — сын Людовика IX Святого, был провозглашен королем в Тунисе во время Восьмого крестового похода, после того как его отец умер от чумы. , короля Франции, умерла, упав с лошади. Кто догадался посадить ее беременную на лошадь?! А сын короля Англии Генриха I Генрих I (1068-1135) — младший сын Вильгельма Завоевателя, герцог Нормандии и король Англии Вильгельм Этелинг, единственный наследник, с пьяной командой вышел ночью 25 ноября 1120 года на лучшем корабле королевского флота в Ла Манш и утонул, разбившись о скалы. Страна на тридцать лет погрузилась в смуты, а отец в утешение получил написанное в стоических тонах красивое письмо Хильдеберта Лаварденского Хильдеберт Лаварденский (1056-1133) — поэт, богослов и проповедник. : мол не переживай, владея страной, умей совладать и со своей скорбью. Сомнительное утешение для политика.

Земная жизнь в те времена не ценилась, потому что ценилась другая жизнь. У абсолютного большинства средневековых людей неизвестна дата рождения: зачем записывать, если завтра умрет?

В Средневековье был только один идеал человека — святой, а святым может стать только человек, уже ушедший из жизни. Это очень важное понятие, объединяющее вечность и бегущее время. Еще недавно святой был среди нас, мы могли его видеть, а теперь он у трона Царя. Ты же, здесь и сейчас, можешь приложиться к мощам, смотреть на них, молиться им днем и ночью. Вечность оказывается буквально под боком, зрима и ощутима. Поэтому за мощами святых охотились, их крали и распиливали — в прямом смысле слова. Один из приближенных Людовика IX Людовик IX Святой (1214-1270) — король Франции, руководитель Седьмого и Восьмого крестовых походов. Жан Жуанвиль Жан Жуанвиль (1223-1317) — французский историк, биограф Людовика Святого. , когда король умер и его канонизировали, добился того, чтобы для него лично у царственных останков отрезали палец.

Епископ Гуго Линкольнский Гуго Линкольнский (около 1135-1200) — французский монах-картезианец, епископ Линкольнской епархии, крупнейшей в Англии. ездил по разным монастырям, и монахи ему показывали свои главные святыни. Когда в одном монастыре ему принесли руку Марии Магдалины, епископ взял и откусил от кости два кусочка. Аббат и монахи сначала оторопели, потом закричали, но святой муж, судя по всему, не смутился: он-де «изъявил сугубое почтение святой, ведь и Тело Господне он принимает внутрь зубами и губами». Потом он сделал себе браслет, в котором хранил частицы мощей двенадцати разных святых. С этим браслетом его рука была уже не просто рукой, а мощным оружием. Позже он сам был причислен к лику святых.

Лицо и имя

С IV по XII век у человека словно нет лица. Конечно, люди различали друг друга по чертам лица, но всякий знал, что суд Божий нелицеприятен, на Страшном суде судится не облик, а поступки, душа человека. Поэтому индивидуального портрета в Средние века не было. Где-то с XII века глаза открылись: людям стала интересна каждая травинка, а вслед за травинкой изменилась и вся картина мира. Это возрождение, конечно, отразилось в искусстве: в XII-XIII веках скульптура обрела трехмерность, на лицах стали проявляться эмоции. В середине XIII века в скульптурах, сделанных для надгробий высоких церковных иерархов, начало появляться портретное сходство. Живописные и скульптурные портреты прежних государей, не говоря уже об особах менее значимых, в основном — дань условностям и канонам. Тем не менее один из заказчиков Джотто, купец Скровеньи Энрико Скровеньи — богатый падуанский купец, по заказу которого в начале XIV века была построена домовая церковь, расписанная Джотто, — капелла Скровеньи. , уже известен нам по вполне реалистичным, индивидуализированным изображениям, как в его знаменитой падуанской капелле, так и в надгробии: сравнивая фреску и скульптуру, мы видим, как он постарел!

Мы знаем, что Данте не носил бороды, хотя в «Божественной комедии» его облик не описывается, знаем о грузности и медлительности Фомы Аквинского , прозванного одноклассниками Сицилийским Быком. За этим прозвищем уже стоит внимание к внешнему облику человека. Также нам известно, что у Барбароссы Фридрих I Барбаросса (1122-1190) — император Священной Римской империи, один из руководителей Третьего крестового похода. была не только рыжая борода, но и красивые руки — кто-то это упомянул.

Индивидуальный голос человека, иногда считающийся принадлежностью культуры Нового времени, слышится и в Средние века, но слышится долгое время без имени. Голос есть, а имени нет. Произведение средневекового искусства — фреска, миниатюра, икона, даже мозаика, самое дорогое и престижное искусство на протяжении многих веков, — почти всегда анонимно. Для нас странно, что великий мастер не хочет оставить свое имя, но для них подписью служило само произведение. Ведь даже когда все сюжеты заданы, художник остается художником: все знали, как изобразить Благовещение, но хороший мастер всегда вносил в образ свои чувства. Люди знали имена хороших мастеров, но никому не приходило в голову их записывать. И вдруг где-то в XIII-XIV веках они обрели имена.


Зачатие Мерлина. Миниатюра из кодекса «Français 96». Франция, около 1450-1455 годов Bibliothèque nationale de France

Отношение к греху

В Средневековье, конечно, существовали вещи, которые были запрещены и карались по закону. Но для Церкви главное было не наказание, а раскаяние.
Средневековый человек, как и мы, грешил. Все грешили и все исповедовались. Если ты церковный человек, ты не можешь быть безгрешен. Если тебе нечего сказать на исповеди, значит, с тобой что-то не так. Святой Франциск считал себя последним из грешников. В этом заключается неразрешимый конфликт христианина: с одной стороны, ты не должен грешить, но с другой, если ты вдруг решил, что безгрешен, значит, ты возгордился. Ты должен подражать безгрешному Христу, но в этом своем подражании ты не можешь переступить определенную грань. Ты не можешь сказать: я Христос. Или: я апостол. Это уже ересь.

Система грехов (какие прощаемые, какие непрощаемые, какие смертные, какие нет) постоянно видоизменялась, потому что об этом не прекращали думать. К XII веку появилась такая наука, как богословие, со своим инструментарием и со своими факультетами; одной из задач этой науки была как раз выработка четких ориентиров в этике.

Богатство

Для средневекового человека богатство было средством, а не целью, потому что богатство не в деньгах, а в том, чтобы вокруг тебя были люди — а для того чтобы они вокруг тебя были, ты должен раздавать и тратить свое богатство. Феодализм — это в первую очередь система человеческих взаимоотношений. Если ты стоишь выше на иерархической лестнице, ты должен быть «отцом» своим вассалам. Если ты вассал, ты должен любить своего господина фактически так же, как ты любишь отца или Царя Небесного.

Любовь

Как ни парадоксально, многое в Средние века делалось по расчету (не обязательно арифметическому), в том числе и браки. Браки по любви, известные историкам, — большая редкость. Скорее всего, так было не только среди знати, но и у крестьян, но про низшие сословия мы знаем гораздо меньше: там не было принято записывать, кто на ком женился. Но если знать рассчитывала выгоду, когда выдавала своих детей, то беднота, которая считала каждый грош, — тем более.


Миниатюра из Псалтыри Лутрелла. Англия, около 1325-1340 годов British Library

Петр Ломбардский, богослов XII века, писал, что муж, страстно любящий жену, прелюбодействует. Дело даже не в физической составляющей: просто если ты слишком отдаешься своему чувству в браке, ты прелюбодействуешь, потому что смысл брака не в том, чтобы привязываться к каким-либо земным отношениям. Конечно, такую точку зрения можно считать крайностью, но она оказалась влиятельной. Если же как бы посмотреть на нее изнутри, то она — оборотная сторона куртуазной любви: напомню, что куртуазной никогда не бывает любовь в браке, более того, она всегда предмет мечтания об обладании, но не само обладание.

Символизм

В любой книге о Cредневековье вы прочтете, что эта культура очень символична. На мой взгляд, так можно сказать о любой культуре. Но средневековый символизм был всегда единонаправленным: он так или иначе соотносится с христианской догмой или христианской историей, эту догму сформировавшей. Я имею в виду Священное Писание и Священное Предание, то есть историю святых. И даже если какой-то средневековый человек хочет построить для себя свой мир внутри средневекового мира — как, например, Гильом Аквитанский Гильом IX (1071-1126) — граф Пуатье, герцог Аквитании, первый известный трубадур. , создатель нового типа поэзии, мира куртуазной любви и культа Прекрасной Дамы, — этот мир все равно выстраивается, соотносясь с системой ценностей Церкви, в чем-то подражая ей, в чем-то отвергая ее или даже пародируя.

У средневекового человека вообще очень своеобразный способ смотреть на мир. Его взгляд направлен сквозь вещи, за которыми он стремится увидеть некий миропорядок. Поэтому иногда может показаться, что он не видел окружающего мира, а если и видел, то sub specie aeternitatis — c точки зрения вечности, как отражение божественного замысла, являемого как в красоте проходящей мимо тебя Беатриче, так и в падающей с неба лягушке (иногда считалось, что они рождаются из дождя). Хорошим примером этому служит история, как святой Бернар Клервоский Бернар Клервоский (1091-1153) — французский богослов, мистик, возглавлял орден цистерцианцев. долго ехал по берегу Женевского озера, но был настолько погружен в раздумья, что не увидел его и с удивлением спрашивал потом у спутников, о каком озере они говорят.

Античность и Средневековье

Считается, что варварское нашествие смело все достижения предшествующих цивилизаций с лица земли, но это не совсем так. Западноевропейская цивилизация унаследовала от Античности и христианскую веру, и целый ряд ценностей и представлений об Античности, христианству чуждой и враждебной, языческой. Более того, Средневековье говорило с Античностью на одном языке. Безусловно, многое было уничтожено и забыто (школы, политические институты, художественные приемы в искусстве и литературе), но образный мир средневекового христианства непосредственно связан с античным наследием благодаря разного рода энциклопедиям (сводам античного знания о мире — таким как, например, «Этимологии» св. Исидора Севильского Исидор Севильский (560-636) — архиепископ Севильи. Его «Этимологии» — это энциклопедия знаний из разных областей, почерпнутых в том числе из античных сочинений. Считается основателем средневекового энциклопедизма и покровителем интернета. ) и аллегорическим трактатам и поэмам вроде «Бракосочетания Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы Марциан Капелла (1-я половина V века) — античный писатель, автор энциклопедии «Бракосочетание Филологии и Меркурия», посвященной обзору семи свободных искусств и написанной на основе античных сочинений. . Сейчас подобные тексты мало кто читает, совсем мало тех, кто их любит, но тогда, на протяжении многих столетий, ими зачитывались. Старые боги были спасены именно такого рода литературой и стоявшими за ней вкусами читающей публики. 

Становление и эволюция средневековой цивилизации

Средние века в исторической науке

Лекция 3. Государство и общество в средние века

1. Средние века в исторической науке. Понятие «Средние века» возникло в XV в., когда итальянские гуманисты, осознав прошлое как историю, разделённую на периоды, выделили эпоху Античности (древности) и свою эпоху – Новое время, а тысячелетие, лежащее между этими двумя эпохами, они назвали «Средние века». Первое систематическое изложение истории Средних веков в Западной Европе как особого периода истории дал итальянский гуманист Флавио Биондо в своем сочинении «История со времени падения Римской империи».

Эстафету у гуманистов переняли просветители . Именно в эту эпоху сложился «приговор» Средним векам. Наиболее яркое выражение враждебное отношение к Средневековью получило у Вольтера. «Историю этого времени, – говорит он, – необходимо знать лишь для того, чтобы ее презирать». Таким образом, для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения понятие Средневековья было синонимом одичания и грубого невежества, а Средние века – временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Тем не менее, именно в эпоху Просвещения складывается особая отрасль исторического знания – «медиевистика». Сам термин этимологически латинского происхождения, как и выражение «Средние века»; он происходит от сочетания «medium aevum». Морфологически он французского происхождения: medievistique, medieviste.

Историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли Средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных христианских традиций. Любопытным примером попытки синтезировать историческую концепцию романтизма и идеи эпохи Просвещения и тем самым примирить их является творчество великого немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля. История Средневековья для Гегеля – период господства противоречий и «бесконечной лжи». Но, понимая всемирно-исторический процесс как бесконечное диалектическое развитие, он считал, что «…изменение, которое есть гибель, есть в то же время возникновение новой жизни». Перед нами философское обоснование закономерности и плодотворности существования средневекового периода.

С распространением в исторической науке марксистской теории формаций, Средневековье все чаще отождествляли с понятием феодализма. Причем, у самого Маркса докапиталистическая формация предполагала параллельное развитие рабовладельческого, феодального и азиатского способов производства. Поздние марксисты ввели термин «общественно-экономических формаций» как определение отдельных стадий человеческой истории. В соответствии с этой теорией в советской историографии сложилась традиция понимания Средневековья как антагонистической классовой феодальной общественно-экономической формации.



Во второй половине ХIХ в. века происходит некоторое примирение различных точек зрения. Это стало возможно благодаря укоренившемуся уже представлению о том, что история не является калейдоскопом событий, а подчиняется определенным законам, познать которые возможно и необходимо. Была доказана закономерность и плодотворность феодального периода развития Европы и сделаны первые попытки создать универсальную, т.е. глобальную картину истории человечества.

Существенную роль сыграл и развивающийся эволюционизм , т. е представление о развитии как постепенном количественном изменении без скачкообразных переходов. Эволюционизм относился к истории Средних веков более уравновешенно, чем предыдущие точки зрения. Средневековье считается временем развития, хотя для него и характерны замедленность, традиционализм и корпоративный строй общества.

Условия быстроразвивающегося капитализма стимулировали интерес историков к экономической и социальной проблематике. В результате появляется ряд теорий, имеющих непосредственное отношение к медиевистике. Одна из них – марковая (общинная) теория , основные положения которой объясняют специфику Средневековья через понятие марки. Сторонники её считают, что общественному (марковому) строю, основанному на частной земельной собственности, предшествовал строй, основанный на коллективной собственности на землю и коллективной обработке земли. Частная земельная собственность и социальное неравенство возникают в деревне за счет постепенного упадка общинного землевладения. После крушения Римской империи и прекращения передвижений германских племен совершается переход к постоянной обработке отдельными семьями выделенных им участков общинной земли при сохранении совместно используемых неразделенных земельных угодий. В ходе начавшегося процесса социальной дифференциации свободных общинников развивается вотчина. Главной проблемой всей социально-экономической истории Средневековья является проблема взаимоотношения вотчины и общины-марки. Пока марковый строй удерживал свои позиции в качестве противовеса вотчинному строю, в обществе поддерживалась гармония интересов различных классов, при этом государство играло важную посредническую роль во взаимоотношениях между вотчиной и деревней.

Вотчинная теория выявляет сущность Средневековья через понятие «вотчины». Согласно ей феодализм – это общество, в котором господствовало натуральное хозяйство. Вотчина возникла в условиях разложения первобытнообщинной организации. Вотчина развивалась за счет захвата общинных земель и крестьянских аллодов и закрепощения крестьян. В рамках вотчины до XIII – XIV вв. существовала в целом гармония интересов феодалов и крестьян. Именно деятельность вотчинников способствовала совершенствованию сельскохозяйственной техники, развитию ремесла и возникновению средневековых городов.

Все тенденции медиевистики XIX в. характерны были и для первой половины ХХ в. Очень большое влияние на историков того времени оказывали взгляды бельгийского историка Анри Пиренна . С 1922 г. он развивал и пропагандировал своеобразную теорию, получившую наименование «тезис Пиренна». Пиренн не отрицал качественного перелома между античностью и средними веками и натурального характера экономики раннего Средневековья, но предложил искать его в иное время. С его точки зрения, экономическая и общественная жизнь Западной Европы после падения Западной Римской империи долго протекала в ритме античного мира. «Великое переселение народов» и поселение германцев на римской территории ничего не изменило в прежних порядках. Германцы присвоили себе, а не разрушили римскую цивилизацию. Основанные ими королевства, например, франкское, явились прямым продолжением империи. Поэтому, по мнению Пиренна, переход к Средним векам в Западной Европе произошел лишь к VIII в. Появление ислама перевернуло все. Арабы, захватившие, по сути, три из четырех берегов Средиземного моря, изменили направление хозяйства Средиземноморья, разрушили вообще единство средиземноморской античной культуры и создали новый хозяйственный и культурный мир, противоположный и враждебный римско-христианскому.

К кругу историков-медиевистов, оставивших глубокий след в науке, принадлежал и французский историк Марк Блок . В своей классической работе «Апология истории» он выступал за объективную реальность и познаваемость исторического прошлого, отстаивал представление о закономерном развитии общества и призывал исследовать не только поступки людей, но и социально-экономические и природные условия их жизни. Сами экономические категории он рассматривал как отражение определенных взглядов людей и потому феодализм именовал «совокупностью идей и образов». М. Блок провозгласил требование комплексного изучения и понимания феодального общества как целостного социального типа.

Таким образом, вопрос понимания сущности Средневековья тесно связан с проблемой периодизации этой эпохи.

Проблемы периодизации Средних веков давно волнуют историков-медиевистов. Ж. Ле Гофф, один из крупнейших исследователей истории Европы, вплоть до 80-х гг. ХХ в. определял понятие «Средние века» как период с V по ХV вв., от рождения варварских королевств в Европе до кризиса и трансформации средневековой христианской цивилизации. В 1970-е гг. Фернаном Броделем была выдвинута идея «длительного Средневековья», которую впоследствии разделял и Жак Ле Гофф. «Долгое Средневековье» охватывало историю с первых веков христианского летоисчисления и вплоть до конца XVIII или даже начала ХIХ столетия, когда происходит окончательное разрушение ментальности средневекового общества.

Советские историки датировали «Средние века» (феодальную формацию) со времен падения Западной Римской империи (476 г.) до Английской буржуазной революции (1640 г.), открывшей путь к формированию капитализма.

Современные зарубежные и отечественные специалисты чаще всего под «Средними веками» понимают эпоху с Великого переселения народов, давшего жизнь многим цивилизациям Запада и Востока, до Великих географических открытий, способствовавших формированию глобальной океанической цивилизации, взаимопроникновению восточных и западных культур.

Известный востоковед Л.С. Васильев отмечает, что понятие «Средних веков» более подходит для Европы. На Востоке развитие обществ и государств до XIX в. сохраняло значительные традиционные черты. Только колониальная политика западных государств привела в движение стабильную и во многом статичную систему цивилизаций Востока.

2. Становление и эволюция средневековой цивилизации. Варвары, расселившиеся в V в. по Римской империи (эпоха «Великого переселения народов») не были дикими племенами, только что вышедшими из своих лесов и степей. К V в. они прошли долгий путь эволюции, много видели и немало усвоили. Прямо или косвенно большинство европейских народов испытало влияние азиатских культур, иранского мира, а также и греко-римского, особенно его восточных, византийских провинций. В IV–V вв. среди готов, вандалов, бургундов, лангобардов, франков и др. племен распространилось христианство. Уже в начале V в. в Европе были созданы первые ранние государства. Остров Британия был завоеван германскими племенами англов, саксов и ютов, которые создали там несколько государств; на территории Галлии, Германии и Бургундии было создано Хлодвигом Франкское королевство (486 г.); на Пиренейском полуострове располагались королевства вестов и свевов (418 г.); в Италии в 493 г. возникло остготское королевство Теодориха и т.д.

Первоначально для европейских государств были характерны смешанные, западные и восточные, черты развития. Государство строилось на принципах жесткой иерархии. Король обладал высшей военной, законодательной, административной и судебной властью, добивался признания религиозного, сакрального характера своей власти. Большую роль во всех сферах жизни общества начинала играть католическая церковь (католицизм - западная ветвь христианства). Между тем, в экономике и вопросах собственности, в V-VII вв. очевидным было влияние римских традиций. По законам Вестготского, Остготского и Франкского королевств земля, другое движимое и недвижимое имущество продавали, покупали, дарили и завещали. Таким образом, частная собственность существовала и свободно развивалась.

В VIII–X вв. средневековая европейская цивилизация вступает в следующий период развития. В 800 г. папа Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной. Император становился символом единства германских традиций, римского императорского прошлого и христианских начал. Идеи объединения христианского мира стали определяющими для нескольких поколений европейцев. Карл Великий создал огромную державу, куда кроме Галлии входили Испанская марка, Северная и Центральная Италия, территории Баварии и Саксонии, Паннония (Венгрия). Время существования Каролингской державы (середина VIII–начало Х вв.) было временем оформления целого ряда общественных институтов и основных черт культурно-исторического типа, присущего средневековой европейской цивилизации.

Земельные наделы свободных общинников и монастырей постепенно, в результате прямых захватов, насилия, купли и т.д. переходят в руки знати. Так формируется феодальная форма землепользования. Феод или лен – особая наследственная форма землевладения, связанная с обязательным несением военной или гражданской службы. Особенностью феодальной земельной собственности является ее условный характер. Собственность феодала не являлась частной и зависела от системы личного подданства, имеющего иерархический характер. Право собственности феодала на землю и зависимость от него крестьян выражалась в феодальной ренте (барщина, дань, продуктовый или денежный оброк). Частная собственность была представлена узким кругом крупных землевладельцев (князья, герцоги, графы, бароны), с которыми государства (король) вело постоянную борьбу, стремясь поставить их под контроль и ограничить их независимость.

Общественная система средневековой цивилизации основывалась на принципах вассалитета . Вольный сеньор на оскорбление со стороны короля имел право ответить объявлением войны. Вассальные отношения предусматривали наличие взаимных прав и обязанностей. Вассалитет предполагал некоторую децентрализацию власти за счет делегирования ряда полномочий сеньора вассалам. Совокупность определенных прав вассалов и территорий, на которых эти права были действительны, называлась «иммунитетом». Вассальные отношения и присущий им иммунитет являются особенностью средневековой европейской цивилизации.

Центром экономической и социальной жизни была деревня. Земля почиталась главной ценностью, а крестьяне были носителями основных духовных и культурных традиций. Средневековая Европа отличалась общинно-корпоративным устройством: цехи, гильдии, рыцарские ордена, церковные и сельские общины. Корпорации одного уровня объединялись в сословие. Сложная социальная структура феодального общества, в котором присутствует как классовое, так и сословное деление, служит одним из характерных его признаков. Факт сословного деления, осмысленный в средневековой идеологии уже на рубеже развитого феодализма, связывался с разностью общественных функций. В тройственной схеме общества, разработанной в начале XI в., каждое сословие – молящиеся (oratores), сражающиеся (bellatores) и трудящиеся (laboratores) – объявлялось частью единого тела, а служба каждого – условием службы другого. При этом трудящиеся назывались сервами, предназначенными ради общего блага к труду и страданиям.

VIII -X вв. стали периодом отражения европейцами натиска викингов, скандинавских воинов-мореходов, и кочевников (аваров, тюркских болгар, венгров, печенегов, половцев). На севере Франции викингами было создано фактически независимое герцогство Нормандия. Выходцы из этого герцогства в 1066 г. завоевывают англосаксонскую Англию. Кочевники захватывают юго-западные территории Европы, основывают Болгарское и Венгерское государства. Особенностью таких завоеваний было ассимилирование захватчиков с коренными народами и по сути «растворение» их в общем европейском котле народов.

В середине Х в. Оттон I Великий предпринял попытку воссоздать единое могущественное государство в Европе. В 962 г. он захватил Италию и объявил себя императором «Священной Римской империи». На некоторое время в Европе установился мир.

Третий период развития средневековой цивилизации Европы, X–XIII вв., был насыщен очень важными и внутренне противоречивыми событиями. Выделим основные факторы развития цивилизации в это время.

-Аграрная революция и демографический подъем. Наступивший после долгого периода завоевательных походов мир привел к оседанию знати на землю и поощрению сельскохозяйственного производства. Распространению трехпольного севооборота позволило увеличивать засеваемые площади, менять культуры. Использование ассиметричного колесного плуга с отвалом, железных орудий труда обеспечивало более глубокую вспашку. Повышение урожайности, производство разнообразной продукции улучшили питание и способствовали увеличению народонаселения. В период между X и XIV вв. население Западной Европы увеличилось более, чем вдвое (с 22,5 млн. к 950 г. до 54,4 млн. к середине XIV в.).

Внутренняя и внешняя экспансия христианского мира. Демографический подъем имел решающее значение для экспансии христианского мира. Феодальный способ производства, основанный на экстенсивных методах, требовал для удовлетворения растущих потребностей населения расширения площадей. Внутренняя экспансия состояла в освоении новых целинных европейских земель и осушении болот. Параллельно с внутренней экспансией христианский мир прибег и к внешней. К XI–XIII вв. стали периодом завоевательных крестовых походов в мусульманские страны Востока и языческие европейские государства.

Расцвет европейских средневековых городов. В римском мире города были, прежде всего, политическими, административными и военными центрами и только затем - экономическими. Европейские средневековые города были порождены пробудившейся торговлей, подъемом сельского хозяйства на Западе, которое стало лучше обеспечивать городские центры припасами и людьми. Миграция из сельской местности в города между X и XIV вв. была одним их важнейших факторов развития христианского мира. Именно город, состоявший из разнообразных социальных элементов, создавал новое общество. И хотя оно по-прежнему было феодальным, в его недрах зарождались семена будущего – товарно-денежные отношения, разделение труда, специализация ремесла. В X–XIII вв. города превращаются в центры культуры. Свидетельством роста политического и экономического влияния городов в Средневековой Европе стало появление в XI–XIII вв. коммунального движения, в результате которого горожане обрели свободу и права самоуправления.

Формирование современных государств. Важнейшим элементом цивилизационного развития Европы в X–XIII вв. стало формирование современных государств. На пути к формированию единых национальных государств лежал период раздробленности. Среди причин феодальной раздробленности можно выделить следующие: господство натурального хозяйства; расширение крупного землевладения и вассального иммунитета; внутренняя сплоченность и внешняя обособленность феодальной знати, живущей по принципу: «Вассал моего вассала – не мой вассал»; рост городов и их политического влияния.

Формирование национальных государств в Европе началось в конце XI–XIII вв., а завершилось в ряде случаев уже в Новое время. Особенностью складывания национальных государств было возникновение сословно-представительных учреждений. Так в Англии в 1215 году была принята первая конституция – Великая хартия вольностей, а в 1265 г. – появился парламент. Во Франции при Филиппе Красивом (1285–1314 гг.) были впервые созваны Генеральные штаты, наделенные законосовещательными функциями, в Германии при Максимилиане I в XV в. был создан Имперский сейм - рейхстаг.

В XIV–XV вв. средневековая Европа вступила в последний период своего существования, который означал кризис христианского мира, мутацию и трансформацию основ цивилизации.

Уже к концу XIII в. внутренняя и внешняя экспансия европейских народов закончилась. Прекратились распашки и освоение новой земли, а даже окраинные земли, возделывавшиеся под давлением роста населения и в пылу экспансии, были теперь заброшены, поскольку являлись малодоходными. Крестовые походы к концу XIII в. практически прекратились, а в 1291 г. произошло падение Акры – последнего оплота крестоносцев на Востоке, история христианских государств в Палестине завершилась. С другой стороны, прекратились и нашествия кочевников. Вторжения монголов 1241–1243 гг. оставили в Польше и Венгрии страшные следы, но они были последними.

Наряду с этими крупными явлениями общего характера, в XIV - XV вв. происходят другие события, ярко свидетельствовавшие о начавшемся кризисе. Во-первых, практически повсюду в Европе началась девальвация монеты, ее порча. Во-вторых, целая серия выступлений, городских бунтов, восстаний против феодальной и городской знати поразила Европу (в Руане, Орлеане, Провансе в 1280-м году, в Тулузе в 1288г., Реймсе в 1292 г., Париже в 1306 г., Бельгии в 1302 г.). В-третьих, в 1315–1317 гг. ненастная погода повлекла за собой плохие урожаи, рост цен, голод. В-четвертых, снижение физической сопротивляемости человеческого организма вследствие постоянного недоедания сыграло свою роль в тех опустошениях, которые произвела Великая чума с 1348 г. В-пятых, пораженный кризисом феодализм прибегнул к войне как средству облегчения положения господствующих классов. Наиболее знаменательным тому примером является Столетняя война 1337–1453 гг. между Францией и Англией из-за графства Фландрии и претензий англичан на французский престол.

Между тем, войны не разрешили проблем феодального общества, но создали новые. Союз короля с городами позволил создать и содержать постоянную наемную армию, надобность в служилом рыцарстве отпала. А с появлением огнестрельного оружия и артиллерии, рыцарство теряет монополию на военное дело. События Столетней войны продемонстрировали преимущества наемных войск, что подорвало авторитет всей сословной системы.

Подводя итоги, отметим: средневековое общество Европы являлось традиционным, т.к. преобладал аграрный сектор в экономике, повсюду использовался ручной труд, наблюдалось строгое следование традиции и христианским заповедям, в обществе наблюдалось стремление к внутреннему единству и внешней обособленности, корпоративность. Между тем, цивилизация развивалась и к концу XV в. подошла к определенному рубежу, за которым скрывались неведомые горизонты.

3. Феномен средневековой культуры. Повседневная жизнь человека Средневековья. Наиболее важной особенностью культуры Средневековья является вопрос её корней. По типу производства Античность и Средневековье представляют одну, аграрную, культуру. Но в других сферах культуры произошёл разрыв с античной традицией: ухудшилась градостроительная техника, прекратилось строительство акведуков и дорог, упала грамотность и т. д. Таким образом, Средневековье, развивая свою историческую культурную традицию, избирательно относится к культуре Античности, в том числе и культуре римской цивилизации.

У средневековой европейской культуры было множество истоков, но важнейшими из них были те родники, которые пробивались из её собственной, ещё варварской, почвы. Французский исследователь Ж. Ле Гофф отмечал, что сознание Средневековья было «антитехнично». И повинен в этом господствующий класс - рыцарство. Рыцарство было заинтересовано в развитии техники военного дела, а не в её производительном применении. Но и трудящееся население не было заинтересовано в применении техники. Прибавочный продукт, который производился земледельцем, поступал в полное распоряжение феодала, которого не интересовало оснащение труда. А у земледельца не хватало ни времени, ни знаний для технического перевооружения аграрного производства.

Эклектизм культуры Средневековья – её характерная черта и вторая важная проблема.

Здесь соседствуют, борются, влияют друг на друга две культуры:

1. Господствующая культура верхов: церковной и светской знати. Эта культура - христианская, библейская, она преимущественно распространена была в церковной, монастырской среде, и при дворе короля и в замках феодалов. Она использовала латинский язык.

2. Другая культура – народная, низов общества – языческая, сохраняющаяся ещё с варварских времен, использующая родной язык – наречие того или иного народа.

Эстетический и художественный вкус того времени в чем-то груб, в чем-то тонок. Обыденные «критерии» красоты наивно-зрелищны: блеск, яркий цвет, сочный звук (особенно колокольный звон). Красота телесная, при этом, скорее скрывалось. Именно Средние века породили так называемый «каркасный» тип одежды, которая не подчеркивала формы тела, не открывала его и не освобождала для движений, а создавала искусственные формы.

Искусство Средневековья почти во всем было ремесленно-прикладным, тесно связанным с жизнью. Его задачей стало наполнять красотой формы, в которых протекала жизнь, а также – содействовать укреплению христианской веры. Как искусство, в нашем его понимании, оно еще не было осознано и оценено.

Первые ростки любви собственно к искусству появились в то время у знати, в связи с нарастанием художественной продукции, уже «бесполезных», но ценных предметов, предметов роскоши, и в связи с усложнением форм бытового общения, развлечений знати. У простого народа, впрочем, наблюдалось нечто подобное в русле так называемого «народного творчества», с песнями, танцами, балаганными представлениями.

Из видов искусства в Средние века, помимо чисто прикладных, особенно активно развиваются архитектура, вместе со скульптурой и иконописью, а также литература. Архитектура Средневековья начала мощное развитие где-то после 1000 года. Во всяком случае, к XI–XII вв. относится расцвет ее «романского» стиля. Сам этот эпитет «романская» появился в XIX в., когда были обнаружены связи средневековой архитектуры с древнеримской. Архитектура романского стиля развилась тогда, когда Европа вступила в полосу относительно устойчивой жизни, когда уже укрепились феодальные отношения, христианская церковь, и наступило некоторое экономическое оживление. Влияние церкви в этот период было огромным. У нее скопились большие материальные средства. Она и выступила основным заказчиком архитектурных сооружений.

Романские храмовые постройки отличали толстые стены, выложенные из камня или кирпича, усиленные снаружи специальными устройствами (контрфорсами). Форма храма была простой, прямоугольных очертаний, крыша – двускатной. В мощных стенах делались узкие проемы окон. Храм был массивен, слабо освещен извне, со скромным интерьером. Все создавало впечатление величавости, строгости, зачастую до суровости.

Светская архитектура этого периода была еще скромнее. Замки и городские здания переняли кое-что от церковных строений.

На стенах романских храмов, при обилии свободных плоскостей, развились монументальная фресковая живопись и скульптура в виде рельефов. Сюжеты изображений были религиозно-поучительными, в назидание входящим в храм. Художники не стремились создавать иллюзию реального мира, не искали правдоподобия в изображении фигур, помещали разновременные события бок о бок, очень слабо использовали объемность. Но попадались верно схваченные, художественно-выразительные детали. Хотя в целом изображения отличались наивной непосредственностью.

Кардинальное изменение стиля, не только архитектуры, произошло в XIII–XIV вв., когда расцвела «готика». Термин, опять-таки, условный, возникший тогда, когда это искусство казалось варварским (искусство готов). Но к реальному племени готов этот, северный по происхождению, стиль не имел никакого отношения.

Главными отличительными чертами готики в архитектуре стало наличие в здании стрельчатых арок и неудержимая устремленность ввысь всех форм и структурных элементов. Готическая архитектура (и не только она, но и мода в одежде периода) выражала чувство религиозного порыва эпохи, которая пережили массовый фанатизм крестовых походов за овладение священной землей. Громадные окна этих соборов заполнялись легким каменным переплетом, в интервалы которого вставлялись цветные стекла. Образовалось как бы каменное кружево. Внутрь здания через витражи лились потоки разноокрашенного света.

Фрески и рельефы, для которых не оказалось места на стенах, заместились скульптурой, украшавшей и внутренность храма, и его фасады. В каждом из храмов было огромное количество скульптур; в некоторых – более 2-х тысяч. Тематика скульптурных изображений осталась религиозной с элементами мистики и фантастики. Но повышалась и роль светских сюжетов, усилилось правдоподобие деталей, активно использовалась объемность скульптуры.

Замковая архитектура стала перенимать многое от готической соборной с ее основным мотивом – устремленности к Богу, к небу, ввысь. Вертикальность средневековой культуры нашла, наконец-то, адекватное архитектурное, и вообще стилевое, воплощение.

Итак, средневековая культура проявилась в обработке, оформлении, облагораживании и природы (окружающей человека среды) и самого человека. Что касается природы, то она оформлялась и в крестьянском труде (природопользовании) и в труде ремесленном, создававшем своеобразную эстетику быта, в строительстве храмов, замков (и иных сооружений), насыщении их произведениями искусства.

Обработка человека касалась и его внешности, и поведения, и духовного мира. Разнообразие одеяний, причесок, украшений, развитие к концу Средневековья личной гигиены, – все это и многое другое, было моментами и цивилизующими и окультуривающими жизнь.

Если жизнь мужчины в Средние века была более или менее публична и связана с его сословием, то жизнь женщины гораздо меньше освещена в литературе. Положение женщины в средневековом обществе определялось и регулировалось существовавшим правом. В частности, в каноническом праве говорилось: «Совершенно ясно, что жёны должны повиноваться своим мужьям и быть им почти слугами».

Сословная иерархия, существовавшая в средневековом обществе, касалась и женщин. Социальный статус женщины, как и статус мужчины, определялся рождением. Считалось, что в жилах знати течет кровь иная, чем, например, у крестьянина; женщина же разделяла статус отца и мужа, и потому мужчины низкого происхождения должны были проявлять уважение к женщине более высокого социального статуса. И все же между статусом знатных и незнатных мужчин дистанция была гораздо больше, чем между статусом знатных и незнатных женщин.

Женщина не имела права поступать на военную службу, исполнять обязанности священника, быть врачом, адвокатом, судьей или заниматься любой другой работой, требующей университетского диплома. Заметим, что, не имея прав мужчины, женщина не имела и его обязанностей в публичной сфере. Налоговые платежи за замужнюю горожанку или крестьянку платил муж (знать, как известно, освобождалась от налогов вовсе); женщина не несла ответственности за все сопряженные с землевладением службы; муж отвечал за долги жены и за ее недостойное поведение.

Сегодня я хочу показать вам насколько тяжело жилось нашим предкам в русской деревне 10-го века. Все дело в том, что в те годы средний возраст человека составлял примерно 40-45 лет, а мужчина считался взрослым уже в 14-15 лет и на тот момент мог даже обзавестись детьми. Смотрим и читаем далее, довольно интересно.

В историко-культурный комплекс "Любытино" мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний "Автомир". Он не зря носит название "Одноэтажная Россия" - посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.
Кстати, перед входом в дом крытая площадка - это те самые сени из песни про "сени новые, кленовые".

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.
При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке "по черному" есть один большой плюс - в таком доме нет грызунов и насекомых.



Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.

Вот так сделана кровля

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание - хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.

Зерно хранили в амбаре - постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.

В амбаре были устроены сусеки, помните - "по сусекам поскребла..."? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

Также в деревне был утроен ледник - погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.
Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.



Овин - эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим - томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?
Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.
Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.



Вот так жили наши предки. Жизнь была нелегкой. Часто случались неурожаи, еще чаще - набеги татар, викингов, просто бандитов. Основным видом экспорта были меха, мед, шкуры. Крестьяне собирали грибы и ягоды, всевозможные травы, ловили рыбу.

При обороне от неприятеля основой экипировкой воина была кольчуга, шит, шлем. Из оружия - копье, топорик, меч. Кольчуга не сказать, что легкая, но в отличие от лат, в ней можно бегать.

Вопрос. Вспомните основные черты повседневной жизни крестьян и горожан в период Средневековья.

Основные черты повседневной жизни крестьян и горожан в эпоху средневековья заключались в следующем: аграрная экономика, натуральное хозяйство, малонаселенность, общинность, религиозное сознание, следование обычаям и традициям.

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Объясните, почему молитва французских крестьян начиналась словами: «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны».

Повседневными же врагами человека в то время были чума, голод и война.

Постоянные войны рождали у населения чувство неуверенности и страха. Войны грозили разорением, грабежом, насилием, убийствами. В те времена война кормила себя сама: солдаты жили за счёт беззащитных горожан и прежде всего крестьян, лишённых права носить оружие. Голод был частым гостем в основном из-за крайне низких урожаев. В Германии, например, между 1660 и 1807 гг. в среднем каждый четвёртый год был неурожайным. Чума, бывшая бичом в эпоху Средневековья, не оставляла людей и в начале Нового времени. Не умели в то время лечить и такие болезни, как оспа и сыпной тиф. В XVIII в. оспа поражала 95 человек из 100, а умирал каждый седьмой больной.

Вопрос 2. Объясните выражение «столетия редкого человека».

Это выражение означает, что европейское население росло медленно, а то и не росло совсем. Средняя продолжительность жизни составляла 30 лет.

Вопрос 3. Почему в XVII в. люди часто болели?

В XVII в. люди болели часто, т.к. тяжелого труда, низкого уровня медицины, отсутствия личной гигиены

Вопрос 4. Как вы понимаете выражение: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть»?

Это выражение означает, что по тем продуктам, которые может позволить себе человек, можно определить его социальный статус. Например, дворяне мало ели овощей, считая их едой простолюдинов, и наоборот крестьяне мало ели мяса.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Почему в раннее Новое время люди не могли быть уверены в завтрашнем дне? Какие события вызывали у них парах и неуверенность?

В раннее Новое время люди не были уверены в завтрашнем дне из-за частых войн, регулярных неурожаев, за которым следовал голод, а также частых эпидемий чумы, тифа и других болезней, которые были неизлечимы для того времени. Эти события вызвали страх и неуверенность у средневекового человека, т.к. он не знал когда они могут повториться и сможет ли он их пережить.

Вопрос 2. Какими причинами вы можете объяснить медленный рост численности населения в Европе в XVI-XVII вв.?

Медленный рост населения связан с частым недоеданием, что вело к ослаблению здоровья, частыми эпидемиями, низким уровнем развития медицины и личной гигиены, высокой смертностью, особенно детской, короткой продолжительностью жизни.

Вопрос 3. Обсудите в классе, произошли ли изменения в повседневной жизни человека в XVI-XVII вв. по сравнению с XIV-XV вв.

В повседневной жизни в XVI-XVII вв. произошли изменения по сравнению с XIV-XV вв.Гигиена и медицина оставались на низком уровне. Хотя рост благосостояния отдельных горожан заставлял их следить за собой, подчеркивая свой статус. Повседневная пища оставалась грубой, состоявшей в основном из зерновых культуры (ячменя, овса и просо). Мясо и хлеб из пшеницы оставались роскошью для большей части населения. В городах лишь постепенно появлялась канализация. Более радикальные перемены в повседневной жизни произошли в XVIII в.

Вопрос 4. Подготовьте и проведите экскурсию по Лондону XVII в. по одной из тем: «Лондон XVII в. - самый большой европейский город», «Лондон крупный торговый центр», «В гостях у лондонского богача», «В гостях у лондонского бедняка», «Развлечения лондонцев». Используйте дополнительные материалы учебника и интернет-ресурсы.

Экскурсия по Лондону по теме «Лондон XVII в. – самый большой европейский город»

Самым красивым городом Европы в 1700 г. был Лондон. Особое своеобразие и очарование ему придавали силуэты храмов, воздвигнутых архитектором Кристофером Реном. Среди церковных зданий выделялся собор Святого Павла, строительство которого в то время еще не было завершено. Оставалось возвести купол. Окончание работ затягивалось, и в народе в шутку стали говорить о медлительных людях: "Спешит, как строитель с ведром раствора на купол собора Святого Павла".

Главной водной артерией Великобритании, ее самой оживленной магистралью была река Темза, усеянная тысячами точек прогулочных, пассажирских и торговых судов.

Единственный Лондонский мост связывал северный и южный берега Темзы. Ниже по реке находился порт, в котором постоянно разгружались корабли, прибывшие со всех уголков земли с заморскими товарами.

Милые маленькие деревушки, расположенные в нескольких милях от центра города, Хампстед и Хайгет, были ярким контрастом с процветающей столицей. В эпоху, о которой идет речь, Лондон играл такую значительную роль в жизни королевства, как никогда ни ранее, ни позже. Здесь проживало не менее 530 тыс. человек, что составляло девятую часть населения всего государства, в то время как во втором по величине городе, Норидже, - лишь 30 тыс. жителей. Лондон как магнит притягивал людей разных сословий. Сюда стекались представители аристократии и дворянства, стремясь, чтобы их заметили при дворе. Они заседали в парламенте, улаживали свои дела в суде, развлекались, искали выгодные партии для своих детей, делали покупки... Лондон был настоящим раем для покупателей, он представлял собой огромный торговый центр, который мог удовлетворить любые запросы.

Для издателей газет рынком сбыта стали кофейни города, где посетители часы напролет проводили в дискуссиях и обсуждениях опубликованных материалов. Лондон был центром издательской деятельности, театральной и музыкальной жизни страны. Гости столицы знакомились здесь с новомодными течениями в искусстве и распространяли мнение о них по всему королевству.

Но этот огромный город не мог обеспечить себя людскими ресурсами. Смертность здесь возросла по сравнению с предыдущим столетием. В Лондоне теперь чаще хоронили, чем крестили. Каждый третий младенец умирал, не дожив до двух лет. И лишь только половина остальных детей доживала до пятнадцати лет. Взрослые же люди, становившиеся уже кормильцами больших семейств, очень часто уходили из жизни в 30-40 лет.

Вдоль улиц столицы тянулись сточные канавы; питьевая вода была загрязнена; зловоние помоек распространялось по всей округе; захоронения на переполненных кладбищах проходили бесконтрольно; жилища горожан не имели ни водопровода, ни канализации. Одним словом, в то время в Лондоне не существовало ни малейшего понятия об общественной гигиене. Дышать было нечем: атмосферу загрязнял дым тысячи мелких пожаров, вредивших как людям, так и природе. Широко распространен был туберкулез, и эпидемии оспы жестоко косили жителей густонаселенного города. Лекарства в то время были малоэффективны, и поэтому даже незначительное телесное повреждение человека могло повлечь за собой опасное заболевание, чреватое смертельным исходом. И это неудивительно, так как коренные лондонцы отличались слабым здоровьем и страдали, как правило, целым рядом хронических заболеваний. Поэтому столица нуждалась в постоянном притоке мигрантов. Ежегодно в Лондон прибывало на жительство примерно 8 тыс. молодых людей из всех частей королевства, их привлекали заработки, которые были на 30 процентов выше средних по стране.

Великий пожар 1666 г., вернее, необходимость восстанавливать город дала толчок к развитию Лондона, его территориальному росту. Город значительно расширил свои границы. Расположенный на южном берегу Темзы Саутуорк, известный своей металлообрабатывающей промышленностью и пивоваренными заводами, вплотную подходил к сельскохозяйственным угодьям столицы. На севере, вне черты района Лондона Сити, остались незастроенная территория Моорфилда и кладбище Банхилл. К северо-западу от Сити район Кларкенуэлл населяли ремесленники, занимавшиеся производством часов, а на востоке от Спитлфилдз до Уайтчепел располагались деревеньки ткачей, которые очень быстро застраивались кирпичными домами и сливались с городом.

На запад вели две дороги, связывавшие Сити с Вестминстером. Открытые поля простирались к северу от Оксфордской дороги и подходили к Новой дороге, которая соединяла деревню Мэрилибоун на западе с Сент- Панкрасом на. востоке. К югу от Оксфордской дороги располагался Сохо с его людными улицами и благоустроенной площадью; этот район населяли в основном ремесленники и торговцы предметами роскоши.

Самая южная дорога вела из Сити по Флит-стрит до Странда и далее мимо статуи Карла I на Чаринг-кросс до Уайт-Холла. Дворец Уайт-Холл сгорел в 1698 г., и от него остался лишь Банкетинг-Хаус. После реставрации, когда королевские приближенные вновь заняли дворцы Уайт-Холл и Сент-Джеймс, на площади возле последнего были возведены дома знати. С северо-восточной части района Сент-Джеймс шла Пиккадилли, она пересекалась с Португальской улицей (названной так в честь королевы, супруги Карла II, дочери короля Португалии), которая вела к Гайд-парку.

Домов в районах Сент-Джеймс и Гайд-парк было немного, и здесь свободно разгуливали олени.Мейфэр еще только формировался, здесь проходили ярмарки, которые пользовались столь дурной славой, что городские власти собирались отменить их. Посетители нового дворца королевской четы Вильгельма и Марии, расположенного в деревне Кенсингтон, добирались туда через Гайд-парк по Королевской дороге, которую в народе окрестили Гнилой дорогой. От Уайт-Холла она шла в западном направлении к Вестминстерскому аббатству и к Хорс-Ферри, где кареты и верховые лошади переправлялись через реку. За рекой простирались поля. Западнее находилась деревня Челси с ее садом и пансионами для молодых леди

Никогда еще в истории государства в столице не наблюдалось такого большого количества торговых, промышленных и ремесленных предприятий. Писатель Даниель Дефо называл Лондон «сердцем нации». В столицу стекались сырье, продукты и товары изо всех областей страны и со всего мира, здесь их перерабатывали и потребляли или развозили по другим районам государства.

Развитие Лондона стимулировало рост других городов. Суда доставляли по рекам королевства уголь из Ньюкасла, а средства от сбора налога на уголь пошли на восстановление Лондона после Великого пожара.

Популярные картины Средневековья редко глубоко вникают в подробности жизни обычных людей. Однако именно эти часто игнорируемые моменты могут быть экстраординарными. Кажется, современные учёные начинают понимать: когда речь заходит о жителях городов Средневековья, ничто не может считаться само собой разумеющимся.

Давно покончившие с примитивной сельской жизнью, люди во времена Средневековья имели свои обряды и обычаи и отличались довольно сложными взаимоотношениями. Возможно, что как раз мелкие бытовые детали и способны больше всего поразить воображение современного человека. Простые вещи могли довести общество до смертельного бешенства, а подход к браку и воспитанию детей имел мало общего с тем, что есть у нас сейчас.

10. Потревоженные могилы

Около 40 процентов захоронений средневековой Европы имеют следы значительных повреждений. Раньше в этом обвиняли бессовестных грабителей, однако недавние раскопки на двух кладбищах показали, что это могло быть и делом рук почтенных жителей. Австрийское кладбище Брунн-ам-Гебирге содержало 42 могилы лангобардов, германского племени шестого века. Все могилы, кроме одной, были повреждены, и характер повреждений везде был одним и тем же.

В большинстве могил отсутствовали черепа. В то же время в двух могилах было отмечено наличие у покойника двух черепов. Многие кости были перемешаны с помощью какого-то инструмента. Мотив этих действий не ясен, но возможно, что жители пытались таким образом воспрепятствовать возрождению нежити. Кроме того, есть версия, что черепа оставляли себе лангобарды, родственники покойных, в качестве напоминания о близких.

На английском кладбище Винналл II (седьмой и восьмой века) скелеты были связаны и обезглавлены, их ноги были согнуты или скрючены; кроме того, могилы содержали «лишние» человеческие кости. Первоначально считалось, что это было частью какого-то необычного похоронного обряда, однако выявлено много доказательств того, что все манипуляции производились значительно позднее похорон. Вероятно, что совершались они всё с той же целью – угомонить беспокойных покойников.

9. Брак было трудно доказать

Выйти замуж в средневековой Англии было легче, чем споткнуться о бревно. Всё, что требовалось для заключения брака – это наличие мужчины, женщины и их устное согласие на заключение союза. Если девушке уже исполнилось 12 лет, а юноше – 14, то не требовалось никакого согласия со стороны семьи. И ни одна церковь и ни один священник не участвовали в этом процессе.

Люди часто заключали брачный союз в любом месте, будь то в местном пабе или постели. (Вступление в сексуальные отношения автоматически считалось заключением брака.) Церковь предостерегала от опасностей такого поспешного супружества. Она предупреждала молодых людей о том, что им не следует злоупотреблять доверием девушек ради занятия с ними сексом. Как правило, если дело доходило до судебного разбирательства, связанного с супружескими отношениями, следовало доказать, что свадьба действительно была.

Если у пары не было свидетелей, то было трудно доказать добровольное заключение союза, именно по этой причине поощрялось присутствие священника. Развод мог состояться, в первую очередь, по той причине, что союз никогда и не был законным. Кроме того, причиной развода могло быть выяснение того обстоятельства, что один из супругов уже состоял в браке, что супруги оказались родственниками (отдалённые родственные связи часто просто придумывались) или что кто-то из супругов не был христианином.

8. Мужчин лечили от бесплодия

В древнем мире в случае отсутствия в семье детей обычно винили жену. Предполагалось, что так же было и в средневековой Англии, но исследователи обнаружили доказательства противоположного. Начиная с XIII века стали считать, что виновниками бесплодия могут быть и мужчины, в медицинских книгах того времени обсуждаются проблемы мужской репродуктивности.

На страницах книг излагаются весьма своеобразные рекомендации по определению бесплодного партнёра и способов его лечения. В частности, оба супруга должны были помочиться в отдельные ёмкости с отрубями, запечатать их на девять дней, а затем проверить их на наличие червей. Если оказывалось, что в лечении нуждается муж, то предполагалось несколько вариантов его излечения от «неподобающего семени». Например, один из рецептов предлагал высушить в земле свиные яички, после чего в течение трёх дней употреблять их вместе с вином.

Хотя врачи и относились с пониманием к бесплодию мужчин, средневековые суды были менее снисходительны. Жена могла развестись с мужем, если он был импотентом.

7. Отданные в ученики подростки доставляли много хлопот

В Северной Европе у родителей был обычай отдавать подросших детей в подмастерья, обычно обучение длилось в течение десяти лет. Таким образом семья избавлялась от лишнего рта, а мастер получал дешёвую рабочую силу.

Дошедшие до наших дней письма учеников тех времён показывают, что их жизнь была довольно суровой. Некоторые историки считают, что в ученики отдавали наиболее непослушных, так как родители надеялись, что обучение даст свой положительный эффект. Возможно, что мастера знали об этом, поэтому многие из них подписывали контракт, как ученик должен себя вести. Тем не менее, подмастерья приобрели дурную славу. Будучи вдали от семей, они возмущались своей трудовой жизнью и, связавшись с такими же недовольными, сбивались в молодёжные банды.

Чаще всего они играли в азартные игры и посещали бордели. В Германии, Франции и Швейцарии они бузили на праздниках, нарушали порядок и однажды даже устроили общегородской погром. На улицах Лондона происходили целые битвы между различными гильдиями, а в 1517 году они разграбили город. Вполне вероятно, что всё это происходило от разочарования. Многие понимали, что, несмотря на долгие годы обучения, у них нет никаких гарантий будущей работы.

6. Реальная жизнь стариков в Средневековье

В Англии начала Средневековья человек в возрасте 50 лет уже считался старым. Британские учёные описывали эту эпоху как «золотой век» людей преклонного возраста. Считалось, что общество почитало их за мудрость и опыт. В реальности это было не совсем так. Очевидно, что не было никакого понятия о том, чтобы позволить кому-то спокойно выйти на пенсию, пожилым людям приходилось доказывать свою ценность. Общество ожидало от них, что в обмен на уважение пожилые члены будут продолжать вносить свой вклад, особенно воины, благочестивые люди и признанные авторитеты. Солдаты продолжали сражаться, а рабочие – работать.

Средневековые авторы высказывают противоречивые мнения по поводу старости. Некоторые соглашаются с тем, что пожилые люди были духовными лидерами, в то время как другие называют их «столетними детьми». Собственно старость не заслужила хороших стихов. Тексты характеризуют её как «предвкушение ада». Ещё одно заблуждение состоит в том, что все умирали, не доживая до старости. Отдельные люди продолжали нормально жить даже в свои восемьдесят или девяносто лет.

5. Повседневная смертность

В Средние века не все погибали от насилия в обществе и постоянных войн. Люди гибли также от насилия в семье, несчастных случаев и слишком «активного отдыха». В 2015 году были исследованы записи средневековых коронеров Уорикшира, Лондона и Бедфордшира. Результаты позволили совершенно по-новому взглянуть на повседневную жизнь в этих районах.

Были реальные смерти от зубов свиней. В 1322 году двухмесячная Йоханна де Ирланде умерла в своей кроватке от того, что свинья укусила её за голову. Другая свинья убила мужчину в 1394 году. Несколько человек погибли по вине коров. Но, по записям коронеров, преобладали среди случайных смертей утопленники. Люди тонули во рвах, колодцах и реках.

Случались и убийства. Одна из историй подробно описывает, как в 1276 году Джоана Клариче перерезала горло своему мужу и буквально выпотрошила его мозг. Несколько человек погибли во время драк, но не меньше людей погибло и в результате падений. Люди падали с деревьев, крыш зданий и просто с ног, когда слишком сильно напивались. Одна женщина упала с кресла, на которое встала, пытаясь дотянуться до свечи. В 1366 году Джон Кук решил в шутку побороться со своим другом, но на следующий день умер от полученных травм.

4. Лондон считался одним из худших мест

Говоря о насилии, достаточно сказать, что никто не хотел перевозить в Лондон свои семьи. Это был самый жестокий город в Англии. Археологи долго размышляли над 399 черепами, датируемыми с 1050 по 1550 годы. Они принадлежали представителям разных социальных классов и были собраны с шести разных лондонских кладбищ. Почти семь процентов из них были с подозрительными физическими травмами. Большинство из них принадлежало людям в возрасте от 26 до 35 лет из беднейших слоёв общества. Кладбища показали, что насилия было вдвое больше, чем в любом другом регионе, при этом мужчины из рабочего класса часто становились жертвами самой крайней формы агрессии.

Записки коронеров дали некоторые представления и о быте того времени. Нереально большое количество убийств приходилось на воскресные вечера, когда большинство людей из беднейших классов находились в тавернах. Вполне вероятно, что пьяные споры часто приводили к фатальным результатам. Кроме того, только высшие классы могли себе позволить адвокатов или участие в поединках, где обе стороны имели возможность защищаться. Остальным приходилось улаживать разногласия или мстить с помощью неформальных методов.

3. Пристрастия читателей Средневековья

В XV-XVI веках все сферы жизни людей пронизывала религия. Особенно были популярны молитвенные книги. Используя технику, которая вычисляет количество отпечатков на поверхности страниц, искусствоведы поняли, что чем грязнее страница, тем большее количество читателей привлекло её содержание.

Чтобы понять, каковы были предпочтения того времени, а также возможные причины этого, было просмотрено несколько молитвенных книг. Наиболее загрязнённые страницы показали, что средневековые европейцы не так уж сильно отличались друг от друга. В одной рукописи была приведена молитва, посвящённая святому Себастьяну, которая, как говорили, спасала от чумы. Эта молитва перечитывалась много раз – очевидно, теми, кто опасался болезни. Много внимания также уделялось разным молитвам о личном спасении – намного больше, чем молитвам о спасении других.

Эти молитвенные книги хранились во многих домах и читались ежедневно. Однако есть и одна забавная подробность. Наиболее истрёпанными у всех книг оказались только первые страницы. Очевидно, чтения их оказывалось достаточным для того, чтобы людей начинало клонить в сон.

2. В Средневековье с кошек сдирали шкуры

Проведённое в 2017 году исследование показало, что в Испании была довольно распространена выделка кошачьих шкур. Это касалось как диких, так и домашних кошек.

1000 лет назад Эль Борделле был крестьянским посёлком. Среди его многочисленных средневековых находок есть ямы, которые, как полагают, использовались для хранения урожая. Но в некоторые из них были найдены кости животных, и неожиданно большое количество их, около 900 скелетов, принадлежало кошкам. Все они находились в одной и той же яме. Анализ костей показал, что они принадлежали особям в возрасте от девяти до двадцати месяцев – это лучший возраст для получения большой и неповреждённой шкуры. Ещё одним доказательством обдирания кошек были следы на костях. Они характерны для инструментов, с помощью которых обычно сдирали шкуры.

Это может заставить поёжиться любителей домашних животных, но в Северной Европе тоже убивали кошек ради изготовления одежды из их шкур. Тем не менее, исследователи полагают, что в Эль Борделле кошек могли убивать и в рамках религиозного ритуала. В яме с кошачьими скелетами были найдены также череп лошади, куриное яйцо и рог козла. Все эти предметы часто использовались в магических средневековых обрядах.

1. За полосатую одежду могли и убить

Полосы снова и снова входят в моду каждые несколько лет, но в то время подобный нарядный костюм мог привести к смерти. В 1310 году французский сапожник решил походить днём в полосатой одежде и был приговорён к смертной казни за это решение. Этот мужчина не совсем понимал, что полосы означают принадлежность к дьяволу, и он стал жертвой городского духовенства.

Добропорядочным гражданам надлежало любой ценой избегать полос. Доказательная база в документах XII и XIII веков показывает, что власти строго придерживались этой позиции. Полосатую одежду надлежало носить наиболее опустившимся проституткам, палачам, прокажённым, еретикам и, по определённым причинам, шутам. Даже инвалиды, внебрачные дети, евреи и африканцы освобождались от ношения полос.

Откуда взялась эта ненависть к полоскам, остаётся загадкой. Почему не пятна или клетка? Ни одна теория не может адекватно объяснить связь между сатаной и полосками. Одно из довольно натянутых объяснений ссылается на строчку из Библии: «Вы не будете носить на себе предмет одежды, который состоит из двух». Возможно, что чей-то средневековый мозг счёл этот отрывок как ссылку на полосы. Но какова бы ни была причина, к XVIII веку эта нетерпимость прошла.