Комсомолка окаменела с иконой. Стояние Зои. Факты. «Да, произошло это чудо - позорное для нас, коммунистов…»

Здравствуйте. Верить или не верить в это чудо, но о том, что была девушка, танцующая с иконой Николая Чудотворца передавалась из уст в уста всеми верующими людьми.

Предание или правда?

Статья в газете «Дикий случай».

Еще в 1956 году в одной из газет города Куйбышева «Волжская коммуна», был напечатан фельетон, который назывался «Дикий случай».

Автор фельетона старался опровергнуть слухи, которые быстро разлетелись по городу о девушке, решившейся танцевать в Рождественский пост с иконой Николая Угодника. Говорили, что она окаменела. По преданию, это случилось в доме №84 по улице Чкалова, где проживала Зоя Карнаухова.


А случилось это в Новый год на вечеринке, которую устроила сама Зоя. Ее мать была верующим человеком, поэтому запретила дочери веселиться в пост, но дочка не послушалась и созвала гостей.

Все девушки пришли с женихами, а ее избранник, по имени Николай, опаздывал. Девушка сильно рассердилась, но нашла, по ее мнению, отличный выход: схватила икону Николая Чудотворца и начала с ней танцевать.

Опешившие подруги принялись ее уговаривать вернуть образ на свое место. Но Зоя словно ошалела. Она отвечала подругам, что если Бог есть, то он ее накажет. Девушка все кружилась и кружилась по комнате, пока в комнате не поднялся вихрь, не сверкнула молния. В этот миг грешница застыла там, где остановилась: а ее тело стало твердым, как камень.

Подоспевшие подруги пытались сдвинуть Зою с места, или хотя бы взять икону из окаменевших рук – ничего у них не получалось. Грешница так крепко застыла, что не подавала признаков жизни, только был слышен стук ее сердца. Все, кто присутствовал при этом происшествии, пришли в ужас.

Оказанная помощь была безрезультатной

Присутствующие вызвали Скорую помощь, пришли представители милиции, никто ничего не смог поделать. Врачи пытались сделать укол, но иголки ломались, словно они натыкались на мрамор. В доме отслужили молебен, но и это не помогло.

С этого дня девушка не могла ни есть, ни пить, но жизнь теплилась в ее теле. Зато среди ночи все могли слышать ее выкрики и мольбы, в которых звучала ее просьба - молиться за грехи людей. Икона все еще была в ее руках.


Однажды, на праздник Благовещения, к дому подошел старец, который попросил милиционеров, охранявших дом, пропустить его к девушке. Это был иеромонах Серафим Тяпочкин, служивший в местной церкви. Ему удалось убрать образ из рук грешницы.

После этого он сказал, что ей предстоит простоять в таком виде до самой Пасхи. Его слова сбылись: девушка стояла совершенно без движения целых 128 дней. Только на Пасху к ней вернулась жизнь, но ее тело стало слишком мягким.


Перед самой Пасхой она особенно громко кричала: Молитесь за свои грехи!» Когда спросили, чем она питалась все эти дни, Зоя ответила, что к ней прилетали голуби и кормили ее.

Через три дня она скончалась. Значит Бог простил ее, если к ней прилетали голуби, чтобы ее покормить.

Говорят, что многие люди, никогда не верящие в Бога, стали молиться, ходить в церковь, поститься, проходить обряд Покаяния и Причастия. Многие некрещеные люди покрестились и стали глубоко верующими людьми. В церкви так разбирали крестики, что всем не хватило.

Есть еще одна версия, что рассказ об окаменевшей девушке – выдумка, что в этом доме жила женщина с сыном, а звали ее Клавдия Болонкина. Действительно, в этом доме была вечеринка, на которой веселились Зоя Карнаухова с Николаем - молодым практикантом.

Николай действительно опоздал на вечеринку, тогда кто-то из девушек, а может быть это была Зоя, принялась кружиться в танце с образом Николая Чудотворца.

Мимо дома проходили монашки, которые и увидели этот греховный танец. Одна из них в гневе произнесла: «За такой грех обернешься ты соляным столбом!» Говорят, что хозяйка дома сама это рассказала.

А была ли девушка Зоя?

По утверждению настоятеля храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области отца Романа Державина, факт «Зоиного стояния» - был. Об этом настоятелю рассказал его отец. Говорят, что к этому дому постоянно шел народ, поэтому здесь поставили милицейскую охрану.

Слухи о Зое возобновились в 2000 году, после выхода в свет документального фильма «Стояние Зои». Через 9 лет, то есть в 2009 году был снят художественный фильм «Чудо», режиссера Александра Прошкина.

А совсем недавно, в 2015 году, люди увидели телевизионный фильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева, прочитали повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние».

Пропаганда сделала свое дело, к знаменитому дому на улице Чкалова, стекались православные паломники, что привело к установлению памятника Николаю Чудотворцу. А 12 мая 2014 года пожар уничтожил «Зоин» дом. Но многие люди говорят, что дом стоит до сих пор.

Уважаемые друзья, верить и ли не верить - право каждого человека. Но после этого случая ни одна девушка не отважилась повторить, так называемый «подвиг» Зои, а вот истинно верующих людей стало намного больше.

60 лет назад произошло одно из самых удивительных событий в истории Союза. На окраине закрытого Куйбышева молодая девушка Зоя окаменела с иконой Николая Чудотворца в руках. Стояние Зои стало всесоюзным скандалом: толпы народа от дома Зои разгоняла конная милиция, партийные чиновники делали все, чтобы скрыть это загадочное происшествие.

«Весь город гудит как улей! Вы тут сидите, а там… Девушка застыла с иконой в руках, как вкопанная! Говорят, её Бог наказал!» - доктор Анна задыхалась от волнения.
О том, что факт окаменения девушки был, есть свидетельства очевидцев тех дней, документы партийных заседаний.
Это чрезвычайное и загадочное событие произошло 31 декабря 1956 года в доме 84 по улице Чкалова. В нём жила обычная женщина Клавдия Болонкина, сын которой надумал пригласить в новогоднюю ночь своих друзей. Среди приглашённых была девушка Зоя, с которой Николай незадолго до этого начал встречаться.

Все подруги - с кавалерами, а Зоя всё сидела одна, Коля задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где висели иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук - она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала. Но в области сердца был слышен едва уловимый стук.
Врач «скорой» Анна пыталась оживить Зою. Родная сестра Анны, Нина Павловна Калашникова, и сейчас жива, мне удалось с ней поговорить.
- Она прибежала домой взбудораженная. И хотя милиция взяла с неё подписку о неразглашении, всё рассказала. И о том, как она пробовала делать девушке уколы, но это оказалось невозможно. Тело Зои было таким твёрдым, что иглы шприцев в него не входили, ломались…

О происшествии немедленно стало известно правоохранительным органам Самары. Так как это было связано с религией, делу дали статус чрезвычайного, к дому отправили наряд милиции, чтобы не пускать внутрь зевак. Волноваться было о чём. К третьему дню стояния Зои все улицы рядом с домом были запружены тысячами людей. Девушку прозвали «Зоя каменная».
В дом к «каменной Зое» всё же пришлось приглашать священнослужителей, ибо приближаться к ней, держащей икону, милиционеры боялись. Но никому из батюшек не удавалось что-то изменить, пока не пришёл иеромонах Серафим (Полоз). Говорят, он был настолько светел душой и добр, что даже обладал даром предсказания. Он и смог забрать икону из застывших рук Зои, после чего предрёк, что её «стояние» закончится в день Пасхи. Так оно и вышло. Говорят, что Полоза после этого власти просили отказаться от причастности к делу Зои, но он отверг предложение. Тогда ему сфабриковали статью о мужеложстве и отправили отбывать срок. После освобождения в Самару он не вернулся…

Телом Зоя ожила, но рассудок её уже не был прежним. В первые дни она всё кричала: «В грехах земля погибает! Молитесь, веруйте!» С научной и медицинской точки зрения трудно представить, как организм молодой девушки мог продержаться 128 дней без еды и воды. Столичные учёные, приезжавшие в ту пору в Самару ради такого сверхъестественного случая, так и не смогли определить «диагноз», который поначалу приняли за некий вид столбняка.
После случая с Зоей, как свидетельствуют её современники, народ массово потянулся в церкви и храмы. Люди скупали кресты, свечи, иконы. Кто не был крещён, крестился… Только ведь известно: от испуга изменение в сознании и сердце наступает в исключительных случаях. Как правило, «хорошим» человек становится лишь на время. Чтобы глубоко прочувствовать суть всего духовного и настоящего, раскрыть сердце добру и любви, требуется работа души. И религиозные, как и любые внешние атрибуты тут ни при чём.
Поэтому, говорим мы о Зое или о каком другом персонаже, с которым случилось что-то из ряда вон, вопрос напрашивается следующий: почему нам, для того чтобы обрести веру, обратить внимание на себя, свои поступки, собственную жизнь, требуются драмы, трагедии или чудеса и мистика? Пока гром не грянет, мужик не перекрестится?

Чего только в мире не случается! Достаточно открыть любой сайт и прочитать целый ворох мистических и загадочных историй - романтических или страшных, веселых или поучительных...

Всем эти истории хороши, вот только верится в них с трудом, потому что доказательств - никаких. Но однажды, 61 год назад, случилось поистине душераздирающее мистическое событие, которое нашло отражение и в газетах, и на ТВ. Оно даже получило название: стояние Зои. Было оно на самом деле, или нет, пусть каждый решит для себя сам...

История началась 31 декабря 1955 г. в Куйбышеве (ныне Самара). Известен даже точный адрес, по которому случилась эта более чем таинственная и совершенно необъяснимая с точки зрения физиологии история: улица Чкалова, 84.

В этом доме жила обычная семья: мать - Клавдия Болонкина, и ее сын. Правда, на тот момент он отбывал наказание в местах не столь отдаленных. По другой версии, уже освободился и решил устроить вечеринку. В числе гостей была и молоденькая работница трубного завода, комсомолка Зоя Карнаухова.

Болонкина просила сына не устраивать празднования - ведь Новый год падает на Рождественский пост, и веселиться в эти дни грешно. Но сын мать не послушал; та же к вечеру ушла в церковь.

За некоторое время до этого Зоя познакомилась с молодым практикантом Николаем, который ей очень понравился. То ли они просто встречались, то ли даже были женихом и невестой - разные источники говорят по-разному. Николая тоже пригласили, но он почему-то задерживался.

Когда после застолья начались танцы и все Зоины подружки танцевали с парнями, она сидела в одиночестве - ждала Николая. Через какое-то время Зое это надоело, она подошла к Красному углу, где висели иконы, взяла образ Николая Чудотворца и заявила: "Раз нет моего Николая, буду с этим танцевать!".

И хотя комсомольцам в те времена не пристало обращать внимания на всякие религиозные предрассудки, несколько человек ей все же сказали: "Зоя, так нельзя! Это грех!".

Но Зое уже было море по колено и она воскликнула: "Грех? Ну, если Бог есть, пусть он меня накажет!". Она взяла икону, прижала ее к груди и вошла в круг танцующих.

Дальше очевидцы событий рассказывают немного по-разному. Одни говорят, что случилось что-то невероятное - типа грома и молнии, другие - что не случилось ровным счетом ничего, но Зоя как вошла в круг танцующих - так и окаменела с иконой в руке.

Зоя стояла так, словно вросла в пол. Ее невозможно было сдвинуть с места, на ощупь она моментально стала холодной и твердой, словно камень. Руки так крепко держали икону, что разжать их не было никакой возможности.

Девушка не подавала никаких признаков жизни, даже не дышала. Только сердце еле слышно билось. Гости были в шоке, кто тут же поспешил домой, кто пытался привести Зою в чувство, кто побежал за врачом.

История быстро облетела город, в дом к Болонкиным приехала и милиция, которая, кстати, побоялась подойти к обездвиженной девушке, и "Скорая". Врачи разводили руками, не зная, как ей помочь. Пытались сделать Зое какой-то укол, но иглы ломались - они не входили в твердую, как камень, кожу.

Девушку пытались забрать в больницу - для наблюдений, но по-прежнему не могли сдвинуть ее с места. Даже просто поднять не могли - она словно приклеилась к полу. И ни на что не реагировала. Излишне говорить, что есть и пить она тоже не могла.

В первые дни дом был окружен множеством народа: приходили и приезжали издалека верующие, медики, духовные лица, просто любопытные. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для посетителей: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд милиционеров. А приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не было.

Кто-то из священнослужителей сообщил о невероятном происшествии самому патриарху и просил его помолиться за Зою. Патриарх ответил: "Кто наказал, тот и помилует". Мать же Зои ходила по священникам и просила их сделать хоть что-нибудь.

Священники приходили, пытались забрать из окаменевших рук Зои икону. Но даже после чтения многочисленных молитв они не могли этого сделать.

В праздник Рождества приехал о. Серафим (в миру Дмитрий Тяпочкин, с 1970 г. - архимандрит Русской православной церкви), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату.

После этого ему удалось забрать из рук Зои икону. На вопрос, когда же Зоя придет в себя, о. Серафим ответил: "Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть на Пасху)! Если же оно не последует, недалек конец мира".

Позже Зою посетил и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, который также отслужил молебен и сказал, что нового знамения надо ждать в Великий день (т.е. опять же на Пасху), повторив слова благочестивого иеромонаха.

Рассказывают, что перед праздником Благовещения (7 апреля) к охране, которая продолжала стоять вокруг дома, подошел некий благообразный старец и попросил пропустить его. Ему отказали.

Старец пришел на следующий день, но и другая смена его не пропустила. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок говорил Зое: "Ну что, устала стоять?"

Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили. Все свидетели происшедшего убеждены, что это являлся сам Николай Чудотворец.

Как и было предсказано, Зоя простояла до самой Пасхи, т.е. 128 дней. В ночь на Пасху она громко вскрикнула: "Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!"

С этого времени она начала оживать. Ее смогли уложить в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем в грехах, о земле, горящей в беззакониях. На вопрос, как она выдержала эти дни без еды и кто ее кормил, она отвечала, что голуби.

История может показаться совершеннейшей выдумкой, тем более что 24 января 1956 г. в фельетоне "Дикий случай", опубликованном в городской куйбышевской газете "Волжская коммуна", было в красках описано, как весь город поверил в небылицу, которую придумала некая женщина, та самая Клавдия Болонкина.

Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области о. Роман Державин утверждает: "Стояние Зои" - факт, который имел место на самом деле. Мне эту историю рассказывал мой отец". Далее о. Роман описывает историю, которую мы уже привели.

История эта наделала шуму не только в то время, когда случилась, - отголоски ее слышны до сих пор. В 2008 г. известная газета "Московский комсомолец", во времена перестройки и до нее имевшая прекрасную репутацию, а потом вдруг резко "пожелтевшая", разразилась разоблачительной статьей под вполне характерным для газеты названием: "Тайна Зойкиной квартиры".

В статье той рассказывается, что никакой окаменевшей Зои не было, что никакого чуда под новый 1956 г. в Куйбышеве не случалось, что все это выдумки пьющей старухи Клавдии, которая якобы брала по десятке за то, чтобы посмотреть на окаменевшую девушку.

Но если не было никакого "стояния", за какое зрелище Клавдия Болонкина брала по десятке?!

В другой статье, так же разоблачающей, было объяснено - зачем. Чтобы показать желающим, что в доме никто не стоит. Так и представляются толпы людей, платящих по десятке (это в те времена, когда кружка пива стоила 28 копеек), чтобы убедиться в том, что в доме нет никакой окаменевшей девушки.

Далее журналист договорился до того, что и историчность самого о. Серафима (Тяпочкина) под вопросом. Мол, не доказано, что такой вообще существовал! Хотя прекрасно известна его биография, есть его фотографии, даты рождения и смерти и даже памятник, открытый ему в селе Ракитное, где он прослужил 21 год. И куча солидных источников, в которых описывается его жизнь и служение.

Кстати, советская пресса тех лет также может служить источником сведений о "стоянии Зои". Отвечая на письма в редакцию, некий ученый подтвердил, что событие с Зоей действительно не выдумка, однако представляет собой случай столбняка, еще не известный науке.

Но, во-первых, при столбняке не бывает такой каменной жесткости и врачи всегда могут сделать укол больному; во-вторых, при столбняке можно переносить больного с места на место и он лежит, а ведь Зоя стояла, и стояла столько, сколько не по силам простоять даже и здоровому человеку, и притом ее не могли сдвинуть с места.

И, в-третьих, столбняк сам по себе не обращает человека к Богу и не дает откровений свыше, а благодаря Зоиному стоянию тысячи человек обратились к вере. Ясно, что не столбняк был тому причиной.

Когда спустя годы архимандриту Серафиму задавали вопросы о его встрече с Зоей, он всегда уклонялся от ответа. Вот что вспоминает протоиерей Анатолий Литвинко, клирик Самарской епархии.

"Я спросил о. Серафима: "Батюшка, это вы взяли икону из рук Зои?" Он смиренно опустил голову. И по его молчанию я понял: он. Батюшка скрывал это по своему смирению".

Да и власти могли вновь начать на него гонения (в 1940-1950 гг. о. Серафим отбывал срок за незаконные богослужения на дому, а потом еще 5 лет находился в ссылке) из-за большого притока паломников, желавших приложиться к чудотворной иконе святителя Николая, которая всегда была в храме, где служил о. Серафим. Со временем власти потребовали убрать икону, скрыть от народа, и она была перенесена в алтарь.

Была найдена и врач "Скорой", которая пыталась сделать Зое укол: Анна Павловна Калашникова. Она подтвердила, что вся история - чиста правда. И хоть она скончалась в 1996 г., осталось еще немало людей, кому она успела в тот самый первый день нового 1956 г. рассказать о случившемся.

А что же стало с Зоей? Тут достоверных сведений нет. Согласно одним данным, подвижность к ней вернулась, а рассудок - нет, и свои дни она окончила в психиатрической клинике.

Согласно другим она стала истово верующей и убеждала окружающих обернуться к Богу и молиться о мире. Свои дни она окончила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

Третьи утверждают, что Зоя умерла на третий день после того, как пришла в себя от стояния.

По мотивам данной истории в 2001 г. творческая группа "35 мм" сняла документальный фильм "Стояние Зои". В 2009 г. был снят художественный фильм режиссера Александра Прошкина "Чудо". В нем снялись Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова. Кадрами из этого фильма иллюстрирована данная статья.


В 2015 г. в издательстве Сретенского монастыря (Москва) вышла повесть протоиерея Николая Агафонова "Стояние", целиком посвященная Зоиному стоянию. Повесть, по словам автора, написана на максимально достоверном историческом материале, который он собирал долгое время.

А что же стало с домом №84 по улице Чкалова? Он на самом деле принадлежал Клавдии Болонкиной и после происшествия стал местом паломничества православных. В 2009 г. епархия обратилась к городским властям с просьбой об установлении памятного знака в честь самарского чуда.

В 2012 г. на улице Чкалова был установлен памятник Николаю Чудотворцу. Его установили перед домом №86, за которым в глубине квартала располагался дом семьи Болонкиных.

В мае 2014 г., 12 числа, дом сгорел. Во многих самарских СМИ высказывались версии о поджоге.

Так была или нет такая история? Сейчас вокруг нее развернулся ажиотаж не меньший, чем тот, что был в январе 1956 года. Находятся свидетели, которые говорят, что ничего такого не было, например, Ирина Николаевна Лазарева, заведующая отделом современной истории Самарского историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина. Правда, рассказ свой о том, "чего не было", она предваряет вот такой фразой: "В момент событий, происходивших в январе 1956 года в Куйбышеве вокруг дома № 84 на улице Чкаловской, мне было два года и один месяц. Так что лично ничего из этих событий я не помню, и знаю о них только по рассказам мамы, папы и бабушки".

Находится другой свидетель, запись беседы с которым якобы есть у журналиста. Правда, с прискорбием сообщается, что свидетель скончался, но также якобы утверждал, что все это неправда. Примерно одними же словами с работницей музея. Что якобы кто-то пустил в январе 1956 г. по Куйбышеву слух, слух разросся до масштабов массового психоза, и в итоге мы имеем то, что имеем.

Можно, конечно, предположить, что вся эта история - байки священников: для привлечения верующих. В одном из самарских храмов есть даже икона, навеянная стоянием Зои.

В принципе, от жадных до прибыли "святых отцов" всего можно ожидать, но куда в данном случае деть свидетелей, видевших своими глазами данный феномен?..


Эта история случилась в простой советской семье в городе Куйбышеве, ныне Самаре, в конце 50-х годов. Мать и дочь собирались встречать Новый год. Дочь Зоя, пригласила семь своих подруг и молодых людей на вечеринку с танцами. Шел Рождественский пост, и верующая мать просила Зою не устраивать вечеринки, но дочь настояла на своем. Вечером мать ушла в церковь помолиться.

Гости собрались, а Зоин жених по имени Николай еще не пришел. Его не стали ждать, начались танцы. Девушки и молодые люди соединились в пары, а Зоя осталась одна. С досады она взяла образ святителя Николая Чудотворца и сказала: «Возьму этого Николая и пойду с ним танцевать», - не слушая своих подруг, которые советовали ей не делать такого кощунства. «Если Бог есть, Он меня накажет», - бросила она.

Начались танцы, прошли круга два, и вдруг в комнате поднялся невообразимый шум, вихрь, засверкал ослепительный свет.

Веселье обратилось в ужас. Все в страхе выбежали из комнаты. Одна Зоя осталась стоять с иконой святителя, прижав ее к груди, - окаменевшая, холодная, как мрамор. Никакие усилия прибывших врачей не могли привести ее в себя. Иглы при уколе ломались и гнулись, как будто встречая каменное препятствие. Хотели взять девушку в больницу для наблюдения, но не могли сдвинуть ее с места: ее ноги были как бы прикованы к полу. Но сердце билось - Зоя жила. С этого времени она не могла ни пить, ни есть.

Когда вернулась мать и увидела случившееся, она потеряла сознание и была увезена в больницу, откуда возвратилась через несколько дней: вера в милосердие Божие, горячие молитвы о помиловании своей дочери восстановили ее силы. Она пришла в себя и слезно молилась о прощении и помощи.

Первые дни дом был окружен множеством народа: приходили и приезжали издалека верующие, медики, духовные лица, просто любопытные. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для посетителей. В нем дежурили посменно по 8 часов два милиционера. Некоторые из дежурных, еще совсем молодые (28-32-х лет), поседели от ужаса, когда в полночь Зоя страшно кричала. По ночам около нее молилась мать.

«Мама! Молись! - кричала Зоя. - Молись! В грехах погибаем! Молись!» О всем случившемся известили патриарха и просили его помолиться о помиловании Зои. Патриарх ответил: «Кто наказал, Тот и помилует».

Из посетителей к Зое были допущены следующие лица:

1. Приехавший из Москвы известный профессор медицины. Он подтвердил, что биение сердца у Зои не прекращалось, несмотря на внешнюю окаменелость.

2. По просьбе матери были приглашены священники, чтобы взять из окаменевших рук Зои икону святителя Николая. Но и они не могли этого сделать.

3. В праздник Рождества Христова приехал иеромонах Серафим (вероятно, из Глинской пустыни), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он сумел взять икону из рук Зои и, воздав образу святителя должные почести, возвратил его на прежнее место. Он сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть на Пасху)! Если же оно не последует, недалек конец мира».

4. Посетил Зою и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, который также отслужил молебен и сказал, что нового знамения надо ждать в Великий день (то есть на Пасху), повторив слова благочестивого иеромонаха.

5. Перед праздником Благовещения (в тот год оно было в субботу третьей недели Великого поста) приходил благообразный старец и просил допустить его к Зое. Но дежурные милиционеры отказали ему.

Он приходил и на другой день, но и опять, от других дежурных, получил отказ.

В третий раз, в самый день Благовещения дежурные пропустили его. Охрана слышала, как он ласково сказал Зое: «Ну, что, устала стоять?»

Прошло некоторое время, и когда дежурные милиционеры хотели выпустить старца, его там не оказалось. Все убеждены, что это был сам святитель Николай.

Так Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю).

В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя стала особенно громко взывать: «Молитесь!»

Жутко стало ночным охранникам, и они стали спрашивать ее: «Что ты так ужасно кричишь?» И последовал ответ: «Страшно, земля горит! Молитесь! Весь мир во грехах гибнет, молитесь!»

С этого времени она вдруг ожила, в мышцах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях.

Как ты жила? - спрашивали ее. - Кто тебя кормил?

Голуби, голуби меня кормили, - был ответ, в котором ясно возвещается помилование и прощение от Господа. Господь простил ей грехи предстательством святого угодника Божия, милостивого Николая Чудотворца и ради ее великих страданий и стояния в течение 128 дней.

Все случившееся настолько поразило живущих в городе Куйбышеве и его окрестностях, что множество людей, видя чудеса, слыша крики и просьбы молиться за людей, гибнущих во грехах, обратились к вере. Спешили в церковь с покаянием. Некрещеные крестились. Не носившие креста стали его носить. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих.

Со страхом и слезами молился народ о прощении грехов, повторяя слова Зои: «Страшно. Земля горит, в грехах погибаем. Молитесь! Люди в беззакониях гибнут».

На третий день Пасхи Зоя отошла ко Господу, пройдя тяжелый путь - 128 дней стояния пред лицем Господним во искупление своего прегрешения. Дух Святый хранил жизнь души, воскресив ее от смертных грехов, чтобы в будущий вечный день Воскресения всех живых и мертвых воскреснуть ей в теле для вечной жизни. Ведь и само имя Зоя означает «жизнь».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Советская печать не смогла умолчать об этом происшествии: отвечая на письма в редакцию, некий ученый подтвердил, что, действительно, событие с Зоей не выдумка, однако представляет собой случай столбняка, еще не известный науке.

Но во-первых, при столбняке не бывает такой каменной жесткости и врачи всегда могут сделать укол больному; во-вторых, при столбняке можно переносить больного с места на место и он лежит, а ведь Зоя стояла, и стояла столько, сколько не по силам простоять даже и здоровому человеку, и притом ее не могли сдвинуть с места; и, в-третьих, столбняк сам по себе не обращает человека к Богу и не дает откровений свыше, а при Зое не только тысячи человек обратились к вере в Бога, но и веру свою явили делами: крестились и стали жить по-христиански. Ясно, что не столбняк был тому причиной, а действие Самого Бога, Который чудесами утверждает веру, дабы избавить людей от грехов и от наказания за грехи.

"Весь город гудит как улей! Вы тут сидите, а там... Девушка застыла с иконой в руках, как вкопанная! Говорят, её Бог наказал!" - доктор Анна задыхалась от волнения.

50 ЛЕТ назад в Самаре случилось нечто - 18-летняя девушка Зоя внезапно окаменела, "танцуя с иконой Николая Угодника". Удивительно, но эта история будоражит многих и сегодня, неся за собой шлейф вопросов, самый простой из которых: это быль или небыль? Самый сложный из них: в чём высший смысл "ужасающих и таинственных происшествий"?

Иглы шприцев в тело не входили

О ТОМ, что факт окаменения девушки был, есть свидетельства очевидцев тех дней, документы партийных заседаний. "Это не сказка, а быль с бесконечным продолжением, - говорит Антон Жоголев, редактор самарской православной газеты "Благовест", автор книги о Зое, который в течение многих лет занимался "расследованием" этого случая. - Есть свидетели, некоторые живы до сих пор. А уже сюжет люди достроили на интуиции".

Итак, исходя из сюжета, это чрезвычайное и загадочное событие произошло 31 декабря 1956 года в доме 84 по улице Чкалова. В нём жила обычная женщина Клавдия Болонкина, сын которой надумал пригласить в новогоднюю ночь своих друзей. Среди приглашённых была девушка Зоя, с которой Николай незадолго до этого начал встречаться.

Все подруги - с кавалерами, а Зоя всё сидела одна, Коля задерживался. Когда начались танцы, она заявила: "Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!" И направилась к углу, где висели иконы. Друзья ужаснулись: "Зоя, это грех", но она сказала: "Если есть Бог, пусть он меня накажет!" Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук - она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала. Но в области сердца был слышен едва уловимый стук.

Врач "скорой" Анна пыталась оживить Зою. Родная сестра Анны, Нина Павловна Калашникова, и сейчас жива, мне удалось с ней поговорить.

Она прибежала домой взбудораженная. И хотя милиция взяла с неё подписку о неразглашении, всё рассказала. И о том, как она пробовала делать девушке уколы, но это оказалось невозможно. Тело Зои было таким твёрдым, что иглы шприцев в него не входили, ломались...

О происшествии немедленно стало известно правоохранительным органам Самары. Так как это было связано с религией, делу дали статус чрезвычайного, к дому отправили наряд милиции, чтобы не пускать внутрь зевак. Волноваться было о чём. К третьему дню стояния Зои все улицы рядом с домом были запружены тысячами людей. Девушку прозвали "Зоя каменная".

В дом к "каменной Зое" всё же пришлось приглашать священнослужителей, ибо приближаться к ней, держащей икону, милиционеры боялись. Но никому из батюшек не удавалось что-то изменить, пока не пришёл иеромонах Серафим (Полоз). Говорят, он был настолько светел душой и добр, что даже обладал даром предсказания. Он и смог забрать икону из застывших рук Зои, после чего предрёк, что её "стояние" закончится в день Пасхи. Так оно и вышло. Говорят, что Полоза после этого власти просили отказаться от причастности к делу Зои, но он отверг предложение. Тогда ему сфабриковали статью о мужеложстве и отправили отбывать срок. После освобождения в Самару он не вернулся...

128 дней без еды и воды

КАК гласят народные рассказы, телом Зоя ожила, но рассудок её уже не был прежним. В первые дни она всё кричала: "В грехах земля погибает! Молитесь, веруйте!" С научной и медицинской точки зрения трудно представить, как организм молодой девушки мог продержаться 128 дней без еды и воды. Столичные учёные, приезжавшие в ту пору в Самару ради такого сверхъестественного случая, так и не смогли определить "диагноз", который поначалу приняли за некий вид столбняка.

Как оказалось, случай с Зоей - не единственный. Например, в деревне Зуевка под Тольятти до недавнего времени жила Марина Ильинична Курбатова, с которой в 1932 году, когда ей было 15 лет, случилось нечто похожее, и она всю жизнь потом об этом помнила. Застыла она в огороде и пробыла в окаменении почти полгода, после чего прожила всю жизнь вместе с сестрой, страдая небольшим расстройством рассудка. С ней и её сестрой встречалась Татьяна Трубина, соавтор Жоголева по книге.

Дом, где всё случилось, стоит до сих пор и стал местом паломничества для любопытствующих со всей страны. Хозяйка его давно продала. Может, конечно, совпадение какое, но снимает этот дом парень по имени... Николай, который, расплываясь в пьяной улыбке, рассказал, что и сына своего Колькой назвал - в честь Николая Чудотворца. В скором времени дом должны снести, а на его месте Самарская епархия собралась возводить небольшую часовню.

После случая с Зоей, как свидетельствуют её современники, народ массово потянулся в церкви и храмы. Люди скупали кресты, свечи, иконы. Кто не был крещён, крестился... Только ведь известно: от испуга изменение в сознании и сердце наступает в исключительных случаях. Как правило, "хорошим" человек становится лишь на время. Чтобы глубоко прочувствовать суть всего духовного и настоящего, раскрыть сердце добру и любви, требуется работа души. И религиозные, как и любые внешние атрибуты тут ни при чём.

Поэтому, говорим мы о Зое или о каком другом персонаже, с которым случилось что-то из ряда вон, вопрос напрашивается следующий: почему нам, для того чтобы обрести веру, обратить внимание на себя, свои поступки, собственную жизнь, требуются драмы, трагедии или чудеса и мистика? Пока гром не грянет, мужик не перекрестится?