Кто пошел за золотым руном. Миф о ясоне и аргонавтах в изобразительном искусстве. Аргонавты в Колхиде

Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война Носовский Глеб Владимирович

3.7. Плавание аргонавтов в Колхиду за Золотым Руном - это путешествие Андроника-Христа на Русь к месторождениям золота

Плавание аргонавтов - поход к месторождениям золота

Греческое (то есть христианское) сказание сообщает следующее. Хитрый и коварный царь Пелий, не желая отдавать Ясону царскую власть в Иолке, придумал ему задание, которое, как он надеялся, окажется невыполнимым. А именно, он послал Ясона в Колхиду за Золотым Руном. Колхида была настолько далекой и труднодоступной, что мало кто верил в успех предприятия.

Задумаемся о цели похода Аргонавтов. Они строят корабль Арго, рис. 2.23, и отправляются морем в загадочную и малоизведанную страну. Там они надеются найти Золотое Руно и привезти его домой. Что касается Руна, то есть шкуры барана или агнца, то здесь, скорее всего, проявляется христианская символика. Поскольку Ясон соответствует Христу, то в мифе появляется и Агнец-Овен. Точнее, его Руно. По-видимому, главный смысл предприятия содержится все-таки в слове ЗОЛОТОЕ. Аргонавты плывут вдаль за ЗОЛОТОМ. Цель вполне понятная. Деньги раньше были золотыми. Поэтому золото, по сути, означало деньги.

Обратимся к истории Христа по Евангелиям и по византийской версии. Описано ли там какое-либо далекое путешествие в страну, где есть богатые месторождения золота? Сразу скажем, что это не могла быть современная Грузия, - с которой комментаторы пытаются отождествить мифическую Колхиду - цель похода Аргонавтов. Во-первых, потому, что промышленных месторождений золота на Кавказе ранее вообще не отмечалось. Лишь в 60-е годы XX века на Кавказе обнаружили коренное месторождение золота , статья «Золотодобывающая промышленность».

Во-вторых, Грузия не так далеко расположена от «зон античности» - Турции и от той же Греции, чтобы плавание туда рассматривалось как нечто из ряда вон выходящее. Например, с грузинского побережья Черного моря видны горы на турецком берегу.

Спрашивается, куда могли плавать Аргонавты? Византийская версия истории Андроника-Христа отвечает на вопрос. Как мы выяснили в книге «Царь Славян», Христос - он же император Андроник - много времени провел на Руси. Следы его пребывания остались, в частности, во Владимиро-Суздальской Руси. Не исключено, что он мог побывать и на Урале. Где, как известно, МНОГО ЗОЛОТА и остались многочисленные следы древних золотых разработок - так называемые чудские рудники.

Рис. 2.23. «Античный» барельеф, изображающий строительство корабля «Арго». Взято из , с. 157, илл. 149

Теоретически есть еще одна возможность - что Аргонавты плавали за золотом в африканский Египет. Там тоже есть золотоносные месторождения. Но многочисленные указания мифа, о которых мы ниже расскажем, недвусмысленно говорят, что Аргонавты все-таки направлялись на северо-восток, в сторону Руси. А вовсе не на юго-запад, к Египту.

Следовательно, скорее всего, легенда об Аргонавтах повествует о походе Андроника-Христа, будущего императора, в далекую Русь - страну золота.

Некоторые историки уже высказывали мысль, что плавание Аргонавтов за Золотым Руном было плаванием за ЗОЛОТОМ. Более того, об этом прямо писал «античный» Страбон. «Как утверждает Страбон, появившиеся в Понте Эвксинском (Черном море - Авт. ) аргонавты устремились на поиски аллювиального ЗОЛОТА в колхидской реке Фасис… которое местные жители моют, используя расстилаемые на дне реки овечьи шкуры» , с. 232. См. также , с. 473.

Двенадцать первых аргонавтов и двенадцать апостолов Христа

Отметим по ходу дела, что по некоторым известиям первоначально к Ясону присоединилось только ДВЕНАДЦАТЬ Аргонавтов. Возможно, здесь прослеживается связь с ДВЕНАДЦАТЬЮ апостолами Христа. Сообщается следующее. На зов Ясона, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, пришли: Мелангр, Тезей, Анкей, Теламон, близнецы Кастор и Полидевк, два других брата (сыновья бога северных ветров Борея), Линкей, Мопс, Евфал, Пелей - отец Ахилла. Итого, двенадцать человек. Остальные Аргонавты присоединились к Ясону ПОЗЖЕ , с. 215–216. Другие источники сначала называют тринадцать имен , с. 270. Впоследствии число Аргонавтов выросло примерно до пятидесяти , с. 270. В дальнейшем их число увеличили даже до сотни: «Только один Цец приводит сотню имен» , с. 232. Но вернемся к первичному списку из 12 аргонавтов.

Отметим, что среди апостолов Христа тоже были близнецы. Например, апостол Фома, согласно Евангелиям, имел прозвище БЛИЗНЕЦ (Иоанн 11:16, 20:24, 21:2). Далее, среди апостолов Христа тоже были братья: Петр и Андрей, а также Иаков Заведеев и Иоанн (Матфей 10:2).

Но тогда возникает интересный вопрос - а был ли среди Аргонавтов предатель Иуда? Оказывается, действительно, из перечисленных двенадцати Аргонавтов один «был нехорошим». Причем плохим был только он один. Все остальные описаны положительно. Речь идет о «хмуром Теламоне, все видевшем в мрачном свете» , с. 216. Мифологический Словарь сообщает: «Теламон в греческой мифологии саламинский герой… появился на острове Саламин, будучи изгнан отцом с острова Эгина, ПОСЛЕ УБИЙСТВА ЕДИНОКРОВНОГО БРАТА ФОКА… Теламон участвовал… в походе аргонавтов» , т. 2, с. 497.

Во время похода он был единственным, кто выступил против Ясона и более того, обрушился на него с ругательствами. Правда, потом Ясон его простил. «Стыд и позор тебе сын Эсона! - воскликнул он (Теламон - Авт. ), сжимая кулаки. - Я понял теперь: черное сердце твое полно радости. Все рыдают, а ты молчишь… Я НЕ СПУТНИК ТЕБЕ… Напрасно уговаривал БЕЗУМНОГО (Теламона - Авт .) вещий Мопс. Тщетно убеждали братья Бореады» , с. 221.

В таком виде в «античном» мифе, по-видимому, преломился евангельский рассказ об Иуде-предателе.

Изобретение паруса в XII веке н. э.

Поскольку, как мы поняли, поход Аргонавтов относится к XII веку - эпохе Христа, то появляется возможность датировать такое важное открытие, как изобретение паруса. Дело в том, что, согласно некоторым «античным» авторам, именно Аргонавты впервые применили сложный парус для плавания по открытому морю. До них парусов либо не было вообще, либо они были очень примитивны. Так, например, «латинский поэт Сенека назвал Тифия, кормчего „Арго“, ПЕРВЫМ, КТО ПРИМЕНИЛ НА ПРАКТИКЕ ПАРУСА: „Тифий первым отважился распустить паруса на морских просторах и диктовать ветрам новые законы, то подставляя паруса дыханию Нота (южного ветра), то сворачивая их вдоль длинных реек, посредине мачты, а иногда на конце“» , с. 155.

Изобретение парусов в XII веке вполне согласуется с новой хронологией. В те времена плавание было еще каботажным, вдоль берегов, и не требовало сложных парусов. Империя того времени колонизировала, в основном, только побережья Средиземного и Черного морей. И лишь впоследствии, с изобретением полноценных парусов, корабли стали выходить в открытое море, смогли плыть против ветра. А затем, с появлением конницы, Империя колонизировала огромные пространства Евразии. Но произошло это уже в XIII–XIV веках.

Куда плыли аргонавты?

Босфорская гора Бейкос на пути аргонавтов

Современные комментаторы, ошибочно считая, что Аргонавты плыли в Грузию, якобы именно ее называли Колхидой, тем не менее, правильно указали общее направление первоначального движения Аргонавтов. А именно, НА ВОСТОК. Этому есть несколько подтверждений. Например, сохранились легенды о стоянке Аргонавтов на Босфоре, у горы Бейкос.

Турецкий историк XIX века Джелал Эссад пишет: «Следуя вдоль азиатского побережья Босфора, достигаем до маленькой пристани, называемой Сютлюджэ, откуда тропинка ведет на САМУЮ ВЫСОКУЮ ГОРУ Верхнего Босфора… В византийскую эпоху это место называлось КЛИНЭ ИРАКЛЕОС, ложе Геракла… У ПОДНОЖИЯ ЭТОЙ ГОРЫ находится ЗНАМЕНИТОЕ селение Бейкос, где АРГОНАВТЫ запаслись съестными припасами и где БЫЛ УБИТ ЦАРЬ АМИК» , с. 76–77. На рис. 2.24 и рис. 2.25 приведены старинные эт-русские изображения убийства Амика Поллуксом.

Рис. 2.24. «Античное» изображение Амика и Поллукса. Сцена из похода Аргонавтов. Взято из , с. 158, илл. 150

Рис. 2.25. Старинный этрусский ладанник. Слева - Поллукс, победитель Амика. Справа - Аргонавты у источника. Взято из , с. 158, илл. 150а

Из того, что Аргонавты запасались припасами у Бейкоса, следует, что они плыли именно на восток, через Босфор в Черное море. Если бы они направлялись на юго-запад, в Египет, то босфорский Бейкос был бы им совершенно не по пути.

Река Фасис в «античной» Колхиде - это русская Волга.

Мосхи на Фасисе - это московиты на Волге

В далекой Колхиде, куда направляются Аргонавты, течет «широкая река Фасис» , с. 245. В [ХРОН5] мы уже анализировали некоторые старинные источники (включая Библию), говорящие о реке Фасис, и высказали идею, что под этим именем «античные» авторы имели в виду Волгу, или один из ее притоков. Получается, что Колхида, куда плыли Аргонавты, не имеет никакого отношения к современной Грузии. Вероятно, Аргонавты плыли за золотом на Русь. Путь их понятен. Проплыв по Черному морю в Азовское, они вошли в реку Дон, поднялись по ней вверх до того места, где Дон сближается с Волгой. Затем сделали волок в Волгу. По Волге Аргонавты могли проплыть либо во Владимиро-Суздальскую Русь, либо же, войдя в реку Каму, - двинуться на восток в сторону Урала с его известными золотыми месторождениями.

Отождествление реки Фасис с русской Волгой независимо подтверждается еще несколькими источниками. Обратимся, например, к «античному» Страбону. Он пишет: «Через Колхиду протекает Фасис - БОЛЬШАЯ РЕКА… На реке Фасис лежит одноименный город - торговый центр колхов, огражденный с одной стороны рекой, с другой - озером, а с третьей - морем… Земля на морских берегах ТОПКАЯ и в устьях рек БОЛОТИСТАЯ. Страна замечательна… всем необходимым для кораблестроения. ОНА ПРОИЗВОДИТ МНОГО ЛЕСА И СПЛАВЛЯЕТ ЕГО ПО РЕКАМ. Жители выделывают много льняного полотна, пеньки, добывают воск и смолу. Льняные ткани местного производства пользуются даже широкой известностью. Действительно, они вывозили льняные ткани в чужие страны… В стране МОСХОВ над вышеупомянутыми реками находится основанное ФРИКСОМ святилище Левкофеи и оракул ФРИКСА» , с. 472–473.

По пути к Колхиде, к Золотому Руну, Аргонавты проплывают «страну МОССИНЕКОВ, ЖИВУЩИХ В ДЕРЕВЯННЫХ ДОМАХ» , с. 244. По-видимому, имеются в виду те же МОСХИ. То есть, русские, жители МОСКОВИИ, московиты. Напомним, что, согласно средневековым представлениям, название МОСКОВИИ происходило от имени библейского патриарха МОСХА [ХРОН5].

Страбон сообщает, что через реку Фасис было перекинуто 120 - сто двадцать! - мостов , с. 474. Причем мосты перекинуты через реку, по которой СПЛАВЛЯЮТ ЛЕС. Подчеркивается, что Фасис - судоходная река. Поэтому сто двадцать мостов, перекинутых через большую судоходную реку, однозначно указывают, что речь шла не о Грузии.

Все описание Колхиды и великой реки Фасис, текущей по ней, указывает на Русь. Большое количество леса, производство льна, пеньки, воска. Сплав леса по реке Фасис. И наконец, страна МОСХОВ, то есть МОСКОВИЯ.

В другом месте Страбон упоминает Фасис в списке «самых славных» рек Европы: Истр, Танаис, Борисфен, Гипанис, Фасис, Фермодонт и Галис , с. 273. Здесь сразу же узнаются ДУНАЙ = Истр, ДОН = Танаис и ДНЕПР = Борисфен, БУГ = Гипанис . В ряду таких рек как Дунай, Дон и Днепр, безусловно, должна присутствовать Волга.

Страбон дает также следующее указание по поводу Фасиса, хорошо соответствующее Волге. Он пишет: «Песчаное низкое устье Фасиса и топкое побережье Колхиды» , с. 60. И действительно, дельта Волги представляет из себя обширную низкую и болотистую местность, заросшую камышом. Здесь водится много животных. Сегодня тут известные заповедники.

А вот что говорит миф о плавании Аргонавтов по реке Фасис. «Корабль „Арго“ уже вплотную подошел к берегу. ДЛИННЫЕ ЛИСТЬЯ ГУСТОГО КАМЫША, РАСТУЩЕГО В ИЗОБИЛИИ ВОЗЛЕ УСТЬЯ КОЛХИДСКОЙ РЕКИ ФАЗИСА, зашуршали по его бортам… Настала ночь… В камышовых зарослях, фыркая, бродили барсы и вепри дикой страны» , с. 228.

Теперь мы понимаем, что миф доносит до нас впечатления путешественников XII века, сопровождавших Христа в его трудной и далекой поездке на Русь. Недаром некоторые комментаторы правильно предлагали «для „Арго“ путь к верховьям Танаиса (ныне Дон)» , с. 254. Однако подобные здравые мысли не нашли развития, наталкиваясь на ошибочную скалигеровскую версию.

Согласно «античному» Диодору, река Фасис - это Волга

Выше мы высказали мысль, что «античная» река Фасис - это на самом деле Волга. Аргонавты плыли из Царь-Града на Русь через Азовское море, затем вверх по Дону, сделали волок в Волгу, после чего поплыли по Волге-Фасису. Данная мысль находит ПРЯМОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ у «античных» авторов. Так, например, Диодор «заставляет аргонавтов плыть по Азовскому морю и Дону через издавна знаменитое место волока - Царицынский перешеек, откуда они попадают на Волгу и по ней - в Каспийское море» , т. 1, с. 40. Имеется в виду древний волок, проходящий мимо города Калач в Волгоградской - бывшей Царицынской - области. Волок шел «из долины Карповки, притока Дона, в долину Царицы, притока Волги» , с. 40.

Таким образом, Диодор в точности описал тот путь аргонавтов, который мы восстановили. При этом река Фасис - это Волга. Так утверждает Диодор. Естественно, современным комментаторам это не нравится. Поэтому они с неудовольствием пишут, что Диодор, дескать, ЗАСТАВЛЯЕТ аргонавтов плыть «не по тому пути». Тем не менее, как мы теперь понимаем, Диодор был прав. Более того, отождествление Фасиса с Волгой находит и другие подтверждения в старинных источниках.

Например, считается, будто некоторые древние авторы полагали, что река Фасис была стоком Каспийского моря. «Согласно более древнему варианту мифа об аргонавтах, как он был передан Гекатеем, мореплаватели на обратном пути достигли Океана по реке Фасис, которую в 500 г. до н. э. считали стоком Каспийского моря… Каспийское море рассматривалось как залив мирового моря - Океана» , с. 39.

Река Фасис = Волга, согласно Макарьевской Минее

Обратимся к Макарьевским Четьям Минеям . На 22 сентября там помещено, в частности, «Астерия, епископа Амасийскаго похвальное слово святому и славному Христову мученику Фоце». В «Слове», в частности, есть следующие слова.

«Егда и въ варвары возвестися чудо, и вси свирепейши скифе, елици на обонполъ понтшскаго моря суши пребываютъ, рождественнаго блата и реки танаиды жители, елици морская устiя населяютъ, и до фасида реки приходя, вси сiи дароносятъ ветроградарю…» (лист 325). См. рис. 2.26.

В переводе на современный русский язык:

«После того, как среди варваров возвестилось чудо и все свирепейшие скифы, которые пребывают на другом берегу Понтийского моря, жители Рождественного болота и реки Танаиды, населяющие морские устья, до самой реки Фасида, все эти [народы] стали приносить дары ветроградарю…».

Вчитаемся внимательно в приведенное географическое описание. Оно понимается однозначно и не вызывает вопросов. Речь идет о побережье Черного = Понтийского моря и о народах, живущих на его северном берегу, который для автора текста является «другим берегом моря». То есть автор живет на юге. Говорится о скифах, живущих по берегам рек, впадающих в Черное море. Перечисление идет с запада на восток. Сначала упоминается Рождественное болото. По-видимому, это - известный Сиваш. Который действительно является болотом. Потом говорится об устье Дона = Танаиды. А затем говорится, о народах, живущих на восток от Дона до самой реки Фасида. Одного взгляда на карту достаточно, чтобы понять, что Фасидом здесь может быть названа только Волга.

Таким образом, наименование реки Волги ФАСИДОМ или ФАСИСОМ употреблялось не в столь далекие времена. Ведь «Слово» епископа Астерия вовсе не такое уж древнее. В нем, например, уже упоминается плавание через Атлантику к Америке. То есть «Слово» написано после Колумба, не ранее конца XV века. И тем не менее, река Волга названа в нем «рекой Фасид».

Приведем отрывок «Слова», где говорится о плавании в Америку, через Атлантический океан. «Возчие же и пловцы, иже повсюду, не понтийскую преплывающии токмо пучину, но безстрашно секущие, и глубиною носимии, и елици океанъ преплывая, ЗАПАДНЫЙ, и ефиопскимъ недромъ приближающеся» (лист 324 оборот). Речь идет о плавании через Западный океан = Атлантику. Кстати, Америка названа здесь «ефиопскими недрами», то есть «внутренней Эфиопской землей».

Итак, мы видим, что даже в XVI веке, а может быть и в XVII–XVIII веках, греческие авторы иногда называли Волгу еще именем Фасид или Фасис. Что прекрасно согласуется с нашими результатами, согласно которым, плавание Аргонавтов по Фасису - это путешествие по Волге на Русь.

Льдины на русских реках - это ужасные Симплегады на пути аргонавтов

Миф говорит: «Финей предупредил аргонавтов об ужасных скалах, называемых Симплегадами, Планетами или Кианеями, которые постоянно ОКУТАНЫ ТУМАНОМ… Когда корабль пытается пройти между ними, они смыкаются, сокрушая его корпус» , с. 243. Однако Аргонавтам все-таки удалось пройти между страшными Симплегадами, после чего «скалы застыли навеки на своих местах по обе стороны пролива. Хотя течение в проливе было таким сильным, что корабль оказался почти неуправляемым, аргонавты гребли так, что весла гнулись, как луки» , с. 243.

Скорее всего, здесь описана встреча со льдинами во время ледохода на большой реке. Например, на Волге. Льдины плывут вниз по течению и угрожают кораблю. Некоторые льдины наползают на берег и остаются там, по бокам «пролива». Кстати, миф говорит о проливе с сильным течением. Вероятно, речь шла о половодье. А, следовательно, о реке, а не о морском проливе. Половодье действительно сопровождается быстрым течением. Плавание по реке во время ледохода действительно очень опасно. Недаром корабль «Арго» был поврежден. Симплегады вырвали доску из корабельного руля и «растерли ее в щепки» , с. 225.

Миф сообщает, что Симплегады издавали страшный грохот. «Раздался грохот, какого не выдержать уху простого смертного» , с. 225. И действительно, ледоход на большой реке начинается сильным грохотом ломающегося льда. Недаром Аргонавты, никогда раньше не видевшие ледохода, настолько поражены, что надолго запомнили грохот «симплегад».

Теперь, после того как суть мифа стала ясна, попытаемся понять происхождение слова СИМПЛЕГАДЫ. Возможно, оно состоит из слов: СИМ-ПЛ-ЛЕГАДЫ. То есть САМО-ПЛавающие-ЛЕЖНИ (ЛЕГАДЫ). Или же САМО-ПЛавающие ЛЬДИНЫ. Льдины на реке действительно могли назвать «лежащими» = легадами. Ведь они ЛЕЖАТ на поверхности реки. Во время ледохода сдвигаются с места и начинают САМИ ПЛЫТЬ.

Когда золото превратилось в деньги?

Выше мы увидели, что миф об Аргонавтах рассказывает, скорее всего, о путешествии Христа и его учеников (апостолов?) на Русь к богатым месторождениям золота. Отметим, что золото считается символом Христа. В православном христианском богослужении постоянно используется золото. Золотом покрывают иконостасы, сами иконы, деревянную резьбу внутри храмов. Золотом обильно вышивают одежды священников. Из золота делают чаши и оклады для икон. Золотом покрывают купола православных храмов и кресты на них. Сегодня такой обычай в значительной мере утрачен и вместо золота часто стараются применять его заменители. Но раньше в православных церквах использовались именно золото.

Выскажем следующую мысль. Возможно, именно в XII веке, в эпоху Христа, золото впервые стали широко использовать в качестве денег. Возможно, это произошло при императоре Андронике-Христе. Поэтому золото и стало его символом. Тогда становится понятным и поход Аргонавтов - Христа и апостолов - за золотом на Русь.

Первоначально, когда люди открыли золото, им не сразу пришла в голову мысль использовать его в качестве денег. Скорее всего, из золота сначала изготавливали посуду. Золото не ржавеет. Это очень мягкий и пластичный металл. Из него легко делать сосуды любой формы, в том числе и замысловатой, красивой. А вот для оружия или для инструментов золото явно не годится - оно слишком мягкое. Ввиду редкости золота, его ценности и удобства изготовления из него посуды, золотыми изделиями в древности весьма дорожили. Кстати, когда в старинных летописях рассказывается о каком-либо грабеже или о подарках, то часто говорится именно о золотых сосудах, чашах и т. п., как о ценностях, которые присваивают себе победители или дарят друзьям. Отсюда видно, что в древности сначала именно золотая посуда играла роль денег, «валюты».

Например, Плутарх, рассказывая о пире сына Антония с друзьями, приводит следующий эпизод. Речь некоего Филота настолько понравилась сыну Антония, что тот «засмеялся и крикнул: „Все, что здесь есть, дарю тебе, Филот!“ … Спустя некоторое время, является один из рабов, ПРИНОСИТ КОРЗИНУ С КУБКАМИ, и велит ему скрепить своей печатью расписку» , т. 3, с. 242. Причем раб отметил, что сын Антония может подарить и существенно больше: «Он может подарить и ЗОЛОТЫХ кубков столько же» , т. 3, с. 242.

Здесь мы видим старинный обычай расплачиваться посудой. Причем золотая посуда считалась, естественно, наиболее дорогой.

И лишь со временем, по-видимому, в XII–XIII веках, золото стало деньгами в прямом смысле - стали расплачиваться кусками золота. Сначала мерили его на вес, а потом стали надчеканивать куски стандартного веса. Что вскоре привело к появлению золотых и серебряных монет как средства платежа. Уже потом, по бедности, кое-где стали использовать медь и другие дешевые металлы. Их ценность в переплавленном виде пропадала. Так что медные деньги были УСЛОВНЫМИ, их ценность устанавливалась лишь законом, который обязывал принимать их как платежное средство.

Широкая чеканка таких «условных денег», - не имеющих собственной ценности, в отличие от золота и серебра, - началась лишь в XVII веке, уже после распада Великой = «Монгольской» Империи. Здесь полезно обратить внимание, что введение, например, в России при первых Романовых медных денег взамен прежних золотых и серебряных, вызывало бурные протесты русского населения, привыкшего к НАСТОЯЩИМ ДЕНЬГАМ, то есть к золотым и серебряным монетам. Вспыхнули известные «медные бунты». Их подавили силой, заставив людей принять новые правила. Тогда же Романовы прекратили свободную чеканку и монополизировали ее. С тех пор чеканка денег стала монополией государства. Раньше, в эпоху Руси-Орды, все было по-другому. Чеканка золотой и серебряной монеты была свободным ремеслом. Необходимо было получить, конечно, разрешение, удостоверяющее честность чеканщика. В остальном препятствий не чинилось. Золото хорошо также тем, что его чистоту легко проверить «на зуб». Так что нечестного чеканщика в принципе нетрудно было изобличить.

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора

Из книги Царь славян. автора Носовский Глеб Владимирович

28.5. Лук Христа-Андроника В описаниях Никиты Хониата, Робера де Клари и других авторов, рассказывавших о падении Андроника, довольно много места уделяется тому, как Андроник во время мятежа лично стрелял из лука. Выше мы уже привели слова Робера де Клари: «Когда он (Андроник

Из книги Царь славян. автора Носовский Глеб Владимирович

35. Страсти Христа и казнь Андроника История страстей Христа хорошо известна по Евангелиям и другим христианским сочинениям, см., например, книгу «Страсти Христовы» . Мы не будем описывать их здесь отдельно, поскольку читатель может обратиться к традиционным текстам.

автора Носовский Глеб Владимирович

5.21. Предсмертное плавание по морю Андроника-Христа и предсмертное «жилище среди волн» Антония Напомним, что император Андроник после мятежа не сразу был схвачен своими противниками. Он попытался бежать на Русь морем, но помешала неожиданная буря. Случилось так, что перед

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

2.2. Фрикс, принесённый в жертву и вознесённый на небо Золотым Овном, - отражение распятого Христа 2.2.1. Миф о Фриксе и Золотом Овне У царя Афаманта и его жены Нефелы были сын Фрикс и дочь Гелла. Вскоре царь Афамант полюбил другую женщину - Ино, и взял её себе в жёны, прогнав

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

3.7. Плавание Аргонавтов в Колхиду за Золотым Руном - это путешествие Андроника-Христа на Русь к месторождениям золота 3.7.1. Плавание Аргонавтов - поход к месторождениям золота Миф сообщает следующее. Хитрый и коварный царь Пелий, не желая отдавать Ясону царскую власть в

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

3.7.1. Плавание Аргонавтов - поход к месторождениям золота Миф сообщает следующее. Хитрый и коварный царь Пелий, не желая отдавать Ясону царскую власть в Иолке, придумал ему задание, которое, как он надеялся, окажется невыполнимым. А именно, он послал Ясона в Колхиду за

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

3.7.2. Двенадцать первых Аргонавтов и двенадцать Апостолов Христа Отметим по ходу дела, что по некоторым известиям первоначально к Ясону присоединилось только ДВЕНАДЦАТЬ Аргонавтов. Возможно, здесь прослеживается связь с ДВЕНАДЦАТЬЮ апостолами Христа. Сообщается

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

автора Носовский Глеб Владимирович

5.21. Предсмертное плавание по морю Андроника-Христа и предсмертное «Жилище среди волн» Антония Напомним, что император Андроник после мятежа не сразу был схвачен своими противниками. Он попытался бежать на Русь морем, но помешала неожиданная буря. Случилось так, что перед

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

2.2. Фрикс, принесенный в жертву и вознесенный на небо Золотым Овном - это отражение Распятого Христа Миф о Фриксе и Золотом ОвнеУ царя Афаманта и его жены Нефелы были сын Фрике и дочь Гелла. Вскоре царь Афамант полюбил другую женщину - Ино и взял ее себе в жены, прогнав

Из книги Доктор Фауст. Христос глазами антихриста. Корабль «Ваза» автора Носовский Глеб Владимирович

65. Дальнейшая судьба Иоанна, ученика-апостола Фауста-Христа Путешествие апостола Иоанна на остров Патмос и плавание Иоанна Христофора Вагнера в Новый Свет Христианские источники сообщают о судьбе апостола Иоанна следующее. После смерти Христа, когда начались гонения

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

28.5. ЛУК ХРИСТА-АНДРОНИКА В описаниях Никиты Хониата, Робера де Клари и других авторов, рассказывавших о падении Андроника, довольно много места уделяется тому, как Андроник во время мятежа лично стрелял из лука. Выше мы уже привели слова Робера де Клари: «Когда он (Андроник

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

1. «Римский папа Григорий Гильдебранд» из XI века является отражением Андроника-Христа из XII века при сдвиге на сто лет Затем хронологи сдвинули жизнь Христа еще на 1050 лет вниз, в I век В истории Западной Европы и западно-европейской христианской церкви хорошо известна

Из книги Пасха [Календарно-астрономическое расследование хронологии. Гильдебранд и Кресцентий. Готская война] автора Носовский Глеб Владимирович

1 «Римский папа Григорий Гильдебранд» из XI века н. э. является отражением Андроника-Христа из XII века н. э. при сдвиге на сто лет. Затем хронологи сдвинули жизнь Иисуса Христа еще на 1050 лет вниз, в I век В истории Западной Европы и западноевропейской христианской церкви

Из книги Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II автора Проскурина Вера Юрьевна

В поход за золотым руном Предсказания четвертой эклоги Вергилия о новых войнах, о греческом корабле Арго («Явится новый Тифис и Арго, судно героев/ Избранных. Боле того возникнут и новые войны…»), об очередном разрушении новой Трои - в контексте профетических описаний

Если вам нужно ПОДРОБНОЕ изложение этого мифа, перейдите на страницу «Поход аргонавтов ». Там можно ознакомиться с историей возникновения легенды о плавании за золотым руном и перейти к ссылкам с подробным изложением различных её эпизодов. Наш список страниц, посвященных мифам и эпосу будет постоянно пополняться

Миф о золотом руне (краткое содержание)

Согласно греческому мифу, в городе Орхомене (область Беотия) некогда правил древним племенем минийцев царь Афамант. От богини облаков Нефелы он имел сына Фрикса и дочь Геллу . Этих детей ненавидела вторая жена Афаманта, Ино. В неурожайный год Ино обманом склонила мужа принести их в жертву богам для прекращения голода. Однако в последний момент Фрикса и Геллу спас из-под ножа жреца баран с золотым руном (шерстью), посланный их матерью Нефелой. Дети сели на барана, и он понёс их по воздуху далеко на север. Гелла во время полёта упала в море и утонула в проливе, который с тех пор стали называть по её имени Геллеспонтом (Дарданеллы). Фрикса же баран унёс в Колхиду (ныне – Грузия), где его воспитал как сына местный царь Ээт, сын бога Гелиоса . Летучего барана Ээт принёс в жертву Зевсу , а его золотое руно повесил в роще бога войны Ареса , приставив сторожем к нему могучего дракона.

Аргонавты (Золотое руно). Союзмультфильм

Тем временем другие потомки Афаманта построили в Фессалии порт Иолк. Внук Афаманта, Эсон, царивший в Иолке, был свергнут с трона своим сводным братом, Пелием. Опасаясь козней Пелия, Эсон скрыл своего сына, Ясона, в горах у мудрого кентавра Хирона. Ставший вскоре сильным и смелым юношей Ясон жил у Хирона до 20 лет. Кентавр обучил его военным искусствам и науке врачевания.

Вождь аргонавтов, Ясон

Когда Ясону исполнилось 20 лет, он отправился в Иолк требовать, чтобы Пелий вернул ему, наследнику законного царя, власть над городом. Своей красотой и силой Ясон сразу обратил на себя внимание граждан Иолка. Он посетил дом своего отца, а потом отправился к Пелию и предъявил ему своё требование. Пелий сделал вид, что согласен уступить престол, но поставил условием, чтобы Ясон отправился в Колхиду и добыл там золотое руно: ходили слухи, что от обладания этой святыней зависит благоденствие потомков Афаманта. Пелий рассчитывал, что его молодой соперник погибнет в этой экспедиции.

Покинув Коринф, Медея поселилась в Афинах, став женой царя Эгея, отца великого героя Тесея. Бывший вождь аргонавтов Ясон по одному из вариантов мифа, вслед за гибелью детей покончил жизнь самоубийством. По другому мифическому рассказу, он безрадостно влачил остаток жизни в бедственных странствиях, нигде не находя постоянного приюта. Проходя однажды через перешеек Истм, Ясон увидел полуразвалившийся Арго, который некогда был вытащен здесь аргонавтами на морской берег. Усталый странник лёг отдохнуть в тени Арго. Пока он спал, корма корабля обвалилась и погребла Ясона под своими обломками.

Аргонавты (букв. плывущие на корабле "Арго") — в древнегреческой мифологии участники плавания в Колхиду за Золотым руном, приносящим счастье. Источники называют разное число участников похода — во всяком случае, не меньше шестидесяти семи человек. Греческий герой Язон возглавлял путешествие длиною в две с половиной тысячи километров от берегов Эллады до черноморской Колхиды, которой правил тогда царь Айэт.

Прибыв в Колхиду, аргонавты увидели величественный дворец Айэта. "Высоки были его стены с множеством башен, уходящих в небо. Широкие ворота, украшенные мрамором, вели во дворец. Ряды белых колонн сверкали на солнце, образуя портик". По углам дворца располагались четыре источника — с водой, вином, молоком и маслом.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Могучий царь, встретив чужеземцев, устроил для них роскошный пир. Во время пиршества Язон попросил правителя Колхиды отдать им Золотое руно, взамен он пообещал, если нужно, отслужить ему службою против любого врага.

"С врагами я справлюсь и один, — ответил Айэт. — А для тебя у меня испытание другое. Есть у меня два быка, медноногих, медногорлых, огнедышащих; есть поле, посвященное Аресу, богу войны; есть семена — драконовы зубы, из которых вырастают, как колосья, воины в медных доспехах. На заре я запрягаю быков, утром сею, вечером собираю жатву, — сделай то же, и руно будет твое".

Язон принял вызов, хоть и понимал, что для него это означало смерть. Спасла Язона от неминуемой гибели полюбившая его дочь Айэта волшебница Медея. С помощью волшебного зелья она помогла предводителю аргонавтов завладеть Золотым руном и выдержать все испытания, которым Язона и его команду подверг ее отец. После множества приключений аргонавты вместе с колхидской царевной благополучно вернулись в Грецию.

Миф о Золотом руне отражает историю давних связей между Древней Грецией и Кавказом. По преданию, золото в Колхиде добывали, погружая шкуру барана в воды золотоносной реки. Руно, на котором оседали частицы золота, приобретало большую ценность. В античные времена между Элладой и Колхидой пролегал популярный торговый маршрут. И, по всей видимости, рассказы моряков о несметных богатствах Колхидского царства породили знаменитую легенду о похищении Золотого руна.

Для нынешних потомков царя Айэта важен тот факт, что 35 столетий назад на территории современной Грузии существовало могучее процветающее государство. И в этом видится историческая знаковость мифа об аргонавтах.

© photo: Sputnik / Александр Имедашвили

Древний сосуд, весло современного "Арго" и фотографии "аргонавтов" из экспедиции 1984 года. Потийский Музей колхидской культуры

Звиад Гамсахурдиа, известный еще как специалист по филологии, называл поход аргонавтов в Колхиду "прообразом христианской инициации". Он обращал внимание на то, что в духовной науке Золотое руно названо классическим Граалем. "Золотое руно в период классицизма и античности это то же, что Грааль и философский камень в средние века, - отмечал Звиад Гамсахурдиа. - Философский камень и Грааль - это понятия идентичные. Поиски философского камня - это не просто поиск физического золота, но и поиск духовной инициации, поиск Бога, поиск определенного уровня духовного познания, который в античных мистериях, древнегреческих мистериях был выражен поисками Золотого руна. А Золотое руно, как известно, находилось в Колхиде".

"Все знают с детства, что когда-то из древней Греции аргонавты отправились в Колхиду за Золотым Руном. Но мало кто знает, что речь идет о древних рунах, руническом письме, которым до сего дня пользуются грузины, - заметил, выступая перед публикой в Канаде, Леонид Бердичевский, известный писатель, режиссер, художник. - Выше всего в древнем мире ценились ум и знания… Миф об аргонавтах - это история о поездке за знаниями, рассказ о пергаменте, на котором золотыми рунами были начертаны законы мироустройства, смысл жизни, ключ к пониманию Вселенной. Грузия, древнейшая земля - рай, настоящий цветущий рай. И живут в нем прекрасные полноценные люди".

…В 1984 году экспедиция английского ученого и путешественника Тима Северина - "Новые аргонавты", проделала тот же путь, что и легендарный Ясон на своем "Арго" три тысячи лет тому назад. Создав копию древнегреческого судна - 20-весельную 18-метровую галеру, Тим Северин прошел по предполагаемому маршруту Ясона и аргонавтов.

© photo: Sputnik / Александр Имедашвили

Стенд, посвященный современным "аргонавтам". Потийский Музей колхидской культуры

Путь "Новых аргонавтов" начинался от греческого города Волос, далее проходил через Эгейское море, пролив Дарданеллы, Мраморное море, Босфорский пролив и Черное море до города Поти, а потом вверх по реке Риони до города Кутаиси. Путешествие Северина подтвердило, что все мореплавательные средства, описанные в сказании об аргонавтах, правдивы и применялись в древности. "Новые аргонавты" посетили и Сванети, как место, где находилось легендарное Золотое Руно. Сванети - единственное место, где до сегодняшнего дня сохранилась тайна добычи из рек золотого песка.


Рассказ о путешествии аргонавтов - первый греческий миф, повествующий о дальнем морском походе за пределы греческого мира. Возглавил его Ясон, современник Геракла и Тесея. Событие это можно отнести примерно к XIII веку до н.э., за 20-25 лет до Троянской войны.

Ясон был сыном Эсона, царя города Полка в Фессалии. Когда его дядя Пелий захватил власть, маленькому Ясону пришлось скрываться. Достигнув двадцатилетнего возраста, он явился к Пелию и потребовал вернуть законно принадлежавшее ему царство. Пелий обещал сделать это при условии, что юноша добудет и привезёт ему из Колхиды золотое руно.

Задача, поставленная хитрым и жестоким Пелием, была явно невыполнимой. В те времена греки плавали обычно по Средиземному морю и плохо знали, что находится за его пределами. А плыть предстояло в восточную часть Чёрного моря. Колхида занимает территорию одноимённой низменности в приморской части современных Абхазии и Западной Грузии.

Отправляться за золотым руном в столь дальний путь не было нужды. Золотоносный песок встречался и в Греции. Промывали его с помощью бараньих шкур, которые потом сжигали и получали золотой слиток.

НА КРАЙ ОЙКУМЕНЫ

Вернёмся, впрочем, к нашему мифу. Решив плыть в Колхиду, Ясон с помощью богини Афины построил корабль, каких до него ещё не было. Собрал со всей Греции самых известных героев и умельцев. Среди них были знаменитый кораблестроитель плотник Арг (в честь него было названо судно), лучший кормчий Эллады Тифис, самый быстрый бегун того времени Евфем из Тенара, близнецы Кастор и Поллукс, искуснейшие наездники и кулачные бойцы, сыновья северного ветра Борея братья Калаид и Зет. Последние умели даже летать. На борт корабля взошли также великий герой Греции Геракл и сладкоголосый певец Орфей.

Первую остановку аргонавты сделали на острове Лемнос. Оказалось, что там живут одни женщины. Год назад они перебили всех своих мужчин за измены и потому наших путешественников быстро разобрали по домам. Ясон, естественно, достался царице острова. Мужчины быстро забыли о цели своего путешествия. И только Гераклу с большим трудом удалось вернуть аргонавтов на корабль и продолжить путь.

Дальше плыли только по ночам, поскольку цари Трои не пропускали в свои воды чужие корабли. Правда, Геллеспонт (Дарданеллы) прошли благополучно и вступили в Мраморное море. Около города Кизика во Фригии путешественникам пришлось сражаться с шестирукими великанами, которые забрасывали проходящие суда обломками скал. С помощью Геракла великаны были перебиты. А дальше боги дали Гераклу другое поручение - и он покинул аргонавтов.

Впереди был пролив Босфор, самый опасный участок пути. Слепой прорицатель Финей подсказал мореплавателям, как безопасно пройти по нему, а главное, как перед самым выходом в Чёрное море (Понт Эвксинский) преодолеть сходящиеся и расходящиеся скалы Симплегады. По совету старца Ясон выслал вперёд голубя, а кормчий Тифис, следуя за птицей, успел провести корабль между скал.

Теперь аргонавты, двигаясь вдоль черноморского побережья современной Турции, миновали страну амазонок и приблизились к Кавказским горам. Там они заметили огромного летящего орла и услышали громкие стоны. Орёл этот по велению Зевса терзал прикованного к скале Прометея. Позднее Геракл убьёт этого орла и освободит Прометея от оков...

В КОЛХИДЕ

«Арго» благополучно вошёл в устье реки Фасис (Риони) и остановился у города Эйя, столицы Колхидского царства. Расположенные к Ясону богини Афина и Гера попросили Афродиту послать Эрота, чтобы он зажёг в сердце Медеи, дочери колхидского царя, любовь к герою. И когда Ясон со спутниками появился во дворце местного царя Ээта, Медея уже пылала страстью к предводителю аргонавтов.

Ясон предложил царю отдать ему золотое руно в обмен на помощь в его войне с враждебными соседями. Однако царь не собирался расставаться со своим сокровищем. Он предложил Ясону запрячь в плуг двух огнедышащих быков, вспахать поле и засеять его зубами дракона. Из этих зубов вырастут воины, которых Ясон должен был победить. Всё это надо было совершить в течение одного дня. Только тогда царь соглашался отдать золотое руно.

Такое испытание было не под силу даже знаменитым греческим героям. Используя свои волшебные способности, Медея помогла чужеземцу в совершении этого подвига. А потом Ясон и Медея усыпили дракона, охранявшего золотое руно, и, захватив драгоценную ношу, бежали из столицы.

Российский исследователь И.В. Машников, автор книги «Расшифрованные тайны древних мифов», выдвинул идею, что аргонавты плыли в Колхиду отнюдь не за золотом, а... за льняной тканью. Богатые гречанки очень любили одеяния из льна. Лён в Греции был, но в местном климате он получался низкорослым, с короткими волокнами. Длинноволокнистый лён привозили в Элладу из Египта и ещё откуда-то с Востока.

Стоили такие ткани очень дорого. Подсчитали, что один грамм льна стоил столько же, сколько 13 граммов золота. А тонкая льняная ткань была ещё дороже. За таким сокровищем можно было отправиться в столь дальнее путешествие.

Некоторые детали мифа об аргонавтах, казалось бы, подтверждают эту гипотезу. Золотое руно почему-то надо было вымачивать в горной речке два дня. Если в мифе речь идёт о бараньей шкуре, такой срок непонятен. Чем дольше держишь шкуру в проточной воде, тем больше частичек золота туда попадёт. А вот для замачивания льна такой срок как раз и нужен.

Ещё одна любопытная деталь. Захватив золотое руно, Ясон спрятал его под рубашку. Вряд ли большую тяжёлую шкуру, полную золотого песка, можно было туда засунуть. А рулон тонкой льняной ткани можно было так спрятать.

И.В. Машников полагает, что аргонавты стремились не столько к тому, чтобы привезти из Колхиды льняную ткань. Им надо было узнать, как такой лён выращивается, как получается из него этот необыкновенный материал. В древности подобные секреты производства обычно сохранялись жрецами. Царская дочь Медея была жрицей храма богини Гекаты и, возможно, эти секреты знала. Потому Ясон и увёз Медею тайно от отца.

Колхидский царь сразу же перекрыл своими кораблями проход к черноморским проливам. Однако аргонавты двинулись другим путём. Они поднялись вверх по Истру (Дунаю) и по его притокам добрались до Адриатического моря.

Миф об аргонавтах пользовался огромной популярностью в античные времена. До нас дошло немало керамических изделий с изображениями отдельных эпизодов этого легендарного путешествия. Аполлоний Родосский в III веке до н. э., работая в знаменитой Александрийской библиотеке, собрал много материалов по этому мифу и написал поэму «Аргонавтика», которая, к счастью, дошла до нас.

МАРШРУТОМ АРГОНАВТОВ

Летом 1984 года ирландец Тим Северин, руководствуясь содержанием поэмы «Аргонавтика», повторил путь от Греции до Абхазии. Для этой цели он построил копию греческого корабля бронзового века, правда, несколько меньшую, чем «Арго».

Экспедиция Тима Северина покрыла расстояние в 1500 морских миль, хотя мало кто из специалистов верил в возможность успешного плавания на таком примитивном судне. Северин не стремился подтвердить правдивость мифа, сам факт существования Ясона и плавания аргонавтов. Ему важно было доказать другое: тридцать три века назад древние греки на небольшом корабле могли в принципе пройти этот путь.

Известно, что греки начали колонизацию Причерноморья в VII веке до н. э. Дерзкий эксперимент ирландца показал, что ещё за пять веков до этого греки проникали в Чёрное море, в результате чего и родился увлекательный героический эпос, который живёт вот уже четвёртое тысячелетие.

Фрикс и Гелла. - Герой Ясон, человек об одной сандалии. - Корабль Арго. - Женщины Лемноса. - Царь бебриков. - Финей и Гарпии. - Симплегадские скалы. - Стимфальские птицы. - Волшебница Медея. - Быки Ээта. - Дочери Пелия. - Ярость и мщение Медеи.

Фрикс и Гелла

Древнегреческий миф об Аргонавтах сложился, вероятно, под впечатлением ужасов, которые переживали мореплаватели в те отдаленные времена, когда искусство управлять кораблем было только в зачаточном состоянии и когда подводные камни, бури, скалы и сильное течение представлялись глазам напуганных путешественников чем-то сверхъестественным.

Поход этот был предпринят с целью отыскать золотое руно , о происхождении которого рассказывается следующее.

Гермес подарил барана (овна), шерсть которого была золотой, царице Нефеле, жене минийского царя Афаманта. Этот мифологический златорунный баран был сын Посейдона, обладал даром слова, мог переплывать моря и быстрее ветра переноситься с одного места на другое.

После смерти Нефелы Афамант женился на Ино. Злая мачеха принялась преследовать детей умершей царицы - Фрикса и Геллу - и довела свои козни до того, что царь согласился принести Фрикса в жертву Зевсу. Тогда Фрикс и Гелла решили спастись бегством. Так как они знали о необычайных качествах златорунного барана, то Фрикс и Гелла сели на него верхом, и баран быстро понес их через моря. Но при переправе из Европы в Азию Гелла выпустила из рук шерсть златорунного барана, за которую Гелла тогда держалась, потеряла равновесие и упала в море, получившее с тех пор название Геллеспонта, т. е. моря Геллы. Фрикс же благополучно добрался до Колхиды, где был дружески принят царем Ээтом.

По приказанию Гермеса Фрикс принес в жертву Зевсу златорунного барана, а шкуру его (золотое руно) повесил в рощу Арея (Марса), и к ней был приставлен стеречь ее страшный дракон, который бодрствовал днем и ночью.

Герой Ясон, человек об одной сандалии

Это золотое руно было олицетворением благоденствия и богатства страны. Перенесенное в другую страну, золотое руно проявляло и там свою силу, потому-то отыскать и добыть золотое руно стало непременным желанием и стремлением каждого героя, но оно находилось в далекой, малоизвестной стране, куда немногие мореплаватели решались отправляться.

Вот при каких обстоятельствах древнегреческий герой Ясон , сын Эсона, царя Иолка, отправился добывать золотое руно: Пелий, зять Эсона, сверг его с престола, а Ясона отправил на воспитание к кентавру Хирону. Когда Ясону минуло двадцать лет, он решился отправиться к Пелию и потребовать от него наследство своего отца Эсона. На своем пути Ясон встретил нищую старуху, тщетно пытавшуюся перейти реку. Тронутый ее беспомощностью, Ясон предложил ей перенести ее на своих плечах. Старуха с благодарностью приняла предложение Ясона. Во время переправы Ясон потерял одну сандалию, но не захотел спустить с плеч старуху, чтобы поискать свою обувь. Переправившись на другой берег, старуха приняла свой настоящий образ: это была богиня Гера, пожелавшая испытать доброту Ясона. Гера поблагодарила его и обещала Ясону свою помощь во всех его предприятиях.

Ясон, довольный таким приключением, позабыл о том, что потерял сандалию, и отправился прямо во дворец Пелия, которому оракул предсказал, что он должен опасаться человека, имеющего только одну сандалию. Ужас и смущение Пелия еще более увеличились, когда он узнал в прибывшем Ясона.

Пелий тотчас же обратился к Ясону с таким вопросом «Пришелец, что бы ты сделал с человеком, который, по предсказанию оракула, будет опасен для твоей жизни?» «Я бы послал его добывать золотое руно», - не колеблясь, отвечал Ясон, так как он, подобно другим, считал такое предприятие весьма опасным и полагал, что смельчак, отважившийся на это, никогда не возвратится. Ясон не подозревал, что своим ответом произнес свой собственный приговор. Действительно, Пелий приказал Ясону отправиться отыскивать золотое руно.

Прекрасная статуя, находящаяся в Лувре, изображает Ясона в тот момент, когда он привязывает сандалию, главную виновницу похода Аргонавтов.

Корабль Арго

Услыхав о намечающейся экспедиции за золотым руном, многие мифологические герои захотели принять в ней участие. Между ними были Тесей, Геракл, Кастор и Поллукс, Орфей, Мелеагр, Зет и Калаид, крылатые сыновья северного ветра Борея, и многие другие. Всех участников похода Аргонавтов было пятьдесят человек - по числу весел на корабле Арго; кормчим на нем был Тифий, а предводителем Ясон.

Рассказ о постройке корабля Арго под надзором Афины и все путешествие Аргонавтов указывает на начало парусного судоходства. Античный барельеф, сохранившийся до наших дней, изображает Афину, показывающую рабочему, как нужно прикреплять парус к мачте.

Древнеримский поэт Сенека указывает на кормчего Тифия как на первого мореплавателя, употребившего в плавании паруса: «Тифий дерзнул первым развернуть паруса над необозримой поверхностью моря, он осмелился дать новые законы ветрам, он победил море и прибавил ко всем опасностям нашей жизни еще опасности этой страшной стихии».

Замечательно то, что Сенека как бы предвидел открытие Америки. Сенека говорит дальше: «Придет время в последующие века, когда океан расширит земной шар на всем своем протяжении, а новый Тифий откроет нам Новый Свет, и Фула [так в античности называли Исландию] перестанет быть для нас концом вселенной».

На корабле Арго были также и весла, как мы это видим на старинных изображениях корабля. Корабль Арго был построен из пелионских сосен, а мачта была вырублена в священной дубовой роще Додоны и поэтому обладала даром предсказания.

Вновь построенный корабль, несмотря на соединенные силы всех Аргонавтов, не спускался в море, и только Орфей звуками своей лиры заставил его добровольно спуститься в море.

Женщины Лемноса

Первым местом остановки корабля Арго был остров Лемнос, все женщины которого, возмущенные постоянной неверностью своих мужей, беспощадно умертвили их всех до единого. Афродита, возмущенная таким преступлением, внушила женщинам Лемноса страстное желание вновь выйти замуж, но, окруженные со всех сторон водой и не имея кораблей, чтобы покинуть их пустынный остров, они могли только проливать горькие слезы и томиться. Приезжие были приняты ими с распростертыми объятиями, и обитательницы Лемноса охотно бы удержали их навсегда, но предусмотрительный Ясон, поняв опасность, собрал всех своих спутников на палубу корабля Арго, как бы желая им передать важные сведения, перерубил канат, которым был укреплен корабль, и пустился в дальнейший путь.

В то время как Аргонавты проезжали мимо Самофракии, страшная буря выбросила корабль Арго на берег Херсонеса, где находилась высокая гора, обитаемая шестирукими великанами Долионами. Великаны Долионы приняли Аргонавтов далеко не так дружелюбно, как прекрасные лемниянки, и ожесточенный бой возгорелся очень быстро между Долионами и Аргонавтами. Но Геракл пустил в ход свои стрелы и уничтожил всех Долионов.

В Мисии Геракл покинул своих спутников: он отправился отыскивать своего любимца Гиласа, которого нимфы увлекли на дно источника.

Царь бебриков

Герои Аргонавты прибыли затем в Вифинию, страну бебриков, где царствовал жестокий и тщеславный царь Амик.

Царь бебриков Амик заставлял всех чужестранцев выходить с ним на поединок, и уже немало людей отправил Амик таким образом в царство теней.

Лишь только царь бебриков заметил приближающийся корабль Арго, он вышел на берег и стал дерзко вызывать самого сильного и ловкого из Аргонавтов померяться с ним силами. Диоскур Поллукс, оскорбленный более других этим дерзким вызовом, принимает его и после довольно продолжительного боя побеждает и убивает царя бебриков.

Поллукс считался с тех пор покровителем кулачных бойцов и атлетов.

Финей и Гарпии

Благодаря ловкости и умению своего кормчего Тифия Аргонавты быстро подвигались вперед. Скоро прибыли Аргонавты в Салмидесс Фракийский, где жил прорицатель Финей. Аполлон даровал Финею способность предвидеть и предсказывать будущее, но этот опасный дар погубил его. Финей, забыв должное уважение к властителю богов, открывал смертным его самые тайные замыслы и решения. Разгневанный Зевс приговорил Финея к вечной старости, лишил его зрения и возможности насыщаться.

Несмотря на то, что Финею приносили разные кушанья все обращавшиеся к нему за предсказаниями, несчастному старику они не доставались: едва их приносили, как крылатые Гарпии, которым поручил Зевс мучить несчастного Финея, слетали с небес и похищали все кушанья. Иногда Гарпии, чтобы увеличить мучения Финея, оставляли ему жалкие остатки пищи, но и те поливали грязью.

Эти Гарпии были сначала олицетворением всесокрушающего вихря, но в мифе об Аргонавтах Гарпии уже являются олицетворением страшного всепожирающего голода и поэтому изображаются отвратительными крылатыми существами: наполовину птицы, наполовину женщины с бледными, искаженными лицами и страшными когтями.

Услыхав о прибытии Аргонавтов, Финей, который знает, что согласно воле Зевса эти чужестранцы должны его освободить от Гарпий, выходит ощупью к ним, еле передвигая ноги. Несчастный вид Финея вызывает в героях глубокое к нему сожаление. Аргонавты объявляют, что готовы помочь Финею. Они становятся подле него и, когда отвратительные Гарпии прилетают, прогоняют их своими мечами. А Зет и Калаид, крылатые сыновья Борея, преследуют их до Строфадских островов, где Гарпии молят о пощаде и дают клятвенное обещание не тревожить больше Финея.

Симплегадские скалы

Желая отблагодарить своих избавителей, Финей говорит Аргонавтам: «Слушайте, друзья мои, то, что мне дозволено вам сообщить, потому что Зевс, справедливо разгневанный на меня, не позволяет открыть вам все, что с вами произойдет. Покинув этот берег, вы увидите в конце пролива две скалы, между ними еще ни один смертный не проехал: они постоянно движутся и часто сдвигаются вместе, составляя как бы одно целое, и горе тому, кто попадет между ними. Прежде чем пытаться проехать, выпустите голубя; если он пролетит благополучно, то гребите как можно сильнее и спешите проехать; помните, что ваша жизнь зависит от силы и быстроты ваших рук. Если же голубь погибнет, придавленный скалами, не делайте более никаких попыток, покоритесь воле богов и возвращайтесь обратно».

Предупрежденные Финеем, Аргонавты взяли с собой голубя. Подъехав к узкому проливу, усеянному подводными камнями, Аргонавты увидали зрелище, которого после них не видел ни один смертный. Симплегадские скалы раскрылись и отошли одна от другой. Один из Аргонавтов выпустил голубя, и все глаза устремились вслед за птицей. Вдруг со страшным шумом и треском обе скалы вновь соединяются, море с ревом вздымает свои пенистые волны до их верхушек, брызги летят во все стороны, несчастный корабль Арго сильно накреняется и повертывается кругом, но голубь благополучно достигает берега, оставив между скал только часть своего хвоста.

Тифий уговаривает своих спутников употребить все усилия и грести как можно быстрее, лишь бы скорее пройти это страшное место; Аргонавты дружно повинуются, но вдруг перед ними вздымается гигантская волна. Аргонавты уже считают себя погибшими и молят богов о спасении. Афина, услыхав мольбы Аргонавтов, спешит к ним на помощь, и корабль Арго благополучно проходит.

С тех пор Симплегады больше не сдвигаются: они остались навсегда неподвижными.

Стимфальские птицы

Избегнув опасности в Симплегадском проливе, Аргонавты приблизились к острову Арея (Марса), где жили Стимфальские птицы, перья которых были острыми стрелами, и они могли их кидать в смельчаков, отваживавшихся подъезжать к их острову.

Видя одного из своих спутников убитым подобной стрелой, Ясон прибегает к хитрости: он приказывает одним Аргонавтам быстро грести, а другим прикрывать гребцов щитами и в то же время ударять мечами о шлемы и испускать громкие крики.

Стимфальские птицы, испуганные таким страшным шумом, улетают далеко в горы, а корабль Арго продолжает свой путь уже без всяких приключений. Отважные Аргонавты видят снежные вершины Кавказа, слышат жалобы прикованного Прометея, печень которого терзает орел, оплакивают смерть своего искусного кормчего Тифия и, наконец, достигают Колхиды, где находится золотое руно.

Волшебница Медея

Быки Ээта

Ясон рассказывает Ээту, волшебнику и царю Колхиды, о цели их прибытия и просит отдать ему золотое руно. Царь Ээт отвечает Ясону: «Чужестранец, напрасны твои длинные речи и твои просьбы: прежде, нежели я отдам тебе золотое руно, я должен убедиться, что в тебе течет кровь богов и что ты достаточно храбр, чтобы силой отнять у меня то, что мне принадлежит. Вот испытание, которое я тебе предлагаю; выдержишь ты его, золотое руно будет принадлежать тебе. Я владею двумя быками, у них медные копыта, и пасти их извергают пламя и дым. Поймай их, запряги их в плуг и вспахай поле, но вместо даров Деметры засей это поле зубами дракона, которые я тебе дам; к вечеру из них вырастут вооруженные великаны; победи и истреби их твоим мечом» (древнегреческий эпический поэт Аполлоний Родосский, поэма «Аргонавтика»).

Аргонавты с ужасом выслушивают страшные условия царя Ээта, и надо полагать, что Ясон не мог бы их выполнить, если б Гера, его покровительница, не обратилась за помощью к Афродите. Эта богиня возбудила в сердце Медеи, дочери Ээта и могущественной волшебницы, сильную любовь к Ясону.

Медея приготовила мазь и дала ее Ясону, приказав ему намазать ею все тело и руки. Эта чудодейственная мазь придала Ясону не только страшную силу, но сделала его неуязвимым, так что огонь, исходивший из пасти медных быков, не мог причинить ему вреда.

Вспахав и засеяв поле, Ясон дождался, когда из земли, подобно бесчисленным колосьям, выросли вооруженные великаны. Следуя совету Медеи, Ясон взял огромный камень и кинул его между ними. Подобно собакам, кидающимся на добычу, ринулись великаны на камень, убивая в озлоблении друг друга, и скоро все поле покрылось их телами.

Но Ээт, несмотря на свое обещание, отказался выдать золотое руно; тогда Медея ночью провела Ясона в ту рощу, где оно находилось; при помощи чар Медеи герой Ясон убивает дракона и овладевает сокровищем.

Античная камея изображает Ясона в шлеме и с мечом в руке; он любуется золотым руном, висящим на дереве, вокруг которого обвился дракон наподобие змеи.

Затем вместе с Медеей возвращается Ясон на корабль Арго и тотчас же пускается в обратный путь, опасаясь погони Ээта. Действительно, царь Ээт гонится за ними, но жестокая Медея, захватившая с собой своего маленького брата, разрубает его на куски и, начиная с головы, постепенно кидает эти куски в море. Несчастный отец, узнав голову сына, останавливается, чтобы подобрать останки его, и тем дает возможность Аргонавтам уйти.

Дочери Пелия

Возвратясь на родину, Ясон узнает, что Пелий, отправив его в такое опасное путешествие и надеясь, что он там погибнет, приказал умертвить его отца Эсона и всю семью.

Волшебница Медея, став женой Ясона, берется отомстить Пелию.

Медея отправляется в Иолк под видом старухи и объявляет там всем, что обладает даром превращать старых в молодых, и для подтверждения своих слов превращается на глазах дочерей Пелия в молодую девушку. Точно так же превращает Медея старого барана в ягненка, предварительно разрубив барана на части и положив их в котел вариться.

Дочери Пелия, поверив Медее и желая возвратить молодость отцу, разрезают Пелия на куски и точно так же кладут его в котел вариться, но жестокая Медея отказывается оживить Пелия.

На одной античной вазе изображена Медея с мечом в руках и две дочери Пелия, слушающие ее рассказы.

Ярость и мщение Медеи

Медея надеялась, что после смерти Пелия Ясон станет царем, но престолом завладевает сын умершего и изгоняет из своих владений Ясона и Медею.

Они отправились в Коринф к царю Креонту, который предложил Ясону жениться на его дочери, прекрасной Креусе; Ясон соглашается, и царь, опасаясь мести Медеи, приказал ей удалиться из Коринфа. Напрасно молит Медея Ясона не отвергать ее, припоминает ему все, что сделала для него, но все мольбы Медеи напрасны - Ясон остается неумолимым.

Тогда Медея просит позволения остаться еще один день, притворяется, что простила своему вероломному мужу, говорит, что желает сделать подарок своей счастливой сопернице, которую просит взять под свое покровительство ее двух детей. Медея приказывает детям отнести эти подарки - золотую корону и платье из прекрасной блестящей ткани. В восторге от подарков, Креуса их тотчас же надевает, но едва платье и корона надеты, как она тотчас же начинает испытывать страшные страдания от яда, которым мстительная Медея пропитала свои дары, и вскоре умирает среди ужасных мучений.

Но это еще не удовлетворяет Медею: она хочет отнять у Ясона все, что он любит; а он любит детей, и она в припадке страшного исступления убивает их. Ясон прибегает на их крики, но застает их уже мертвыми, а Медея садится в колесницу, запряженную крылатыми драконами, и исчезает в пространстве.

Страшная месть Медеи послужила сюжетом для многих произведений искусства. Древнегреческий живописец Тиманф прекрасно выразил жестокость и исступление Медеи в тот момент, когда она убивает своих детей.

Из художников новейших времен Рафаэль написал прекрасную фигуру Медеи в одном из своих мифологических эскизов, а Эжен Делакруа изобразил в своей знаменитой картине Медею в каком-то гроте с кинжалом в руке: она, подобно разъяренной львице, прижимает к себе детей, а черты лица Медеи прекрасно выражают ту страшную борьбу, которая в ней происходит между чувством любви к детям и жаждой мести. Эта картина - одно из лучших произведений Делакруа - находится в музее в Лилле.

Немецкий художник Фейербах написал на ту же тему очень интересную по выражению и трактовке картину. Она находится в Мюнхене, в галерее графа Шака.

Герой Ясон, так жестоко наказанный за вероломство, влачит еще некоторое время свое жалкое существование. Однажды, когда Ясон, по своему обыкновению, спал подле своего полуразвалившегося корабля Арго, на него обрушилась мачта этого корабля, и Ясон погиб под нею.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.