Лестница леонардо да винчи в замке шамбор. Замок Шамбор во Франции, Париж: история, описание и фото

У многих девочек в детстве (признавайтесь!) была мечта - стать принцессой и жить в замке, и я признаюсь, что я не исключение - диснеевские мультики и рассказы о рыцаре на белом коне определенно наложили свой след на мое мировоззрение. Увы и ах, повзрослев, я осознала, что реальность далека от сказок, но при этом должна сказать, что в моей жизни был такой момент, когда казалось, что чудеса существуют. Речь идет о том дне, когда я посетила волшебный замок Шамбор, который находится в знаменитой долине Луары, богатой изысканными архитектурными произведениями искусства.

Важная информация

Начну с того, что на входе в замок есть информационный центр, где вы можете взять брошюру или аудиогид (стоит он 5 EUR)на русском языке. Рядом вы увидите кассы, где можно купить билеты. Простое посещение замка стоит 11 EUR, если вы хотите совместить это с вечерним представлением или конным шоу, о которых прочитаете чуть ниже - берите комбинированный билет (о них также немного позже).

Шамбор открыт для туристов целый год. Исключение составляют несколько праздничных дней: 25 декабря, 1 и 31 января. В период с 26 марта по 2 ноября замок «работает» с 9:00 до 18:00, в остальное время - с 9:00 до 17:00. Важно знать, что кассы работают до 17:30 и 16:30 соответственно.

Если вы хотите приобрести какие-либо сувениры на память - на территории дворцово-паркового комплекса есть несколько магазинов, где можно купить различные вещи на память - от стандартных магнитов и открыток до необычных местных деликатесов. В соседних городках есть множество уютных и недорогих кафешек.

Как добраться

Замок Шамбор (он же Шамборский замок, а по-французски - Château de Chambord) находится в 180 км от Парижа, и поэтому отлично подойдет для однодневной вылазки из французской столицы. До замка можно добраться двумя способами: на машине и на общественном транспорте.

На машине

Автомобиль, конечно, дает большую свободу перемещения: вы не зависите от расписания поездов и автобусов и вольны сами выбирать и время отправления, и свой конкретный маршрут. Мы, например, решили попробовать охватить необъятное и вполне успешно с этим справились, посетив сразу два замка за один день. Думаю, что при желании и большом запасе времени можно даже постараться увидеть и три, и даже четыре.

Итак, если вы взяли в аренду автомобиль или, что еще круче, приехали во Францию, на своей машине, выезжайте из Парижа на трассу А10 и по истечении примерно полутора часов начинайте искать съезд на небольшой город Мер (Mer). После того, как вы проедете его насквозь и пересечете реку Луару, в честь которой и названа долина, вы увидите широкие леса - это и есть территория замка Шамбор. Езжайте по указателям, и буквально через пару минут вы заедете на парковку, которая, кстати, для легковых автомобилей стоит всего 4 EUR в сутки, для кемперов - 7 EUR.

Общественным транспортом

История

О том, как создавался Шамбор, ходит множество легенд, что делает его еще более таинственным. Известно, что строительство замка началось в 1519 году, и поговаривают, что в его проектировании принимал участие сам Леонардо да Винчи, в то время служивший при дворе короля Франциска I. Знаменитый творец скончался незадолго до начала работ, но оставил после себя схемы двойной спиральной лестницы, которая до сих пор удивляет многих туристов. О ней вы, впрочем, прочитаете немного позже. В одной книге я прочитала, что в создании этого удивительного архитектурного ансамбля участвовало около 2000 рабочих, а для сооружения самого замка понадобилось более 220 000 тонн камня! За каменные блоки, кстати, отвечали специально обученные люди, которым платили за каждый отдельный вытесанный блок. Поэтому присмотритесь к ним внимательнее - на каждом камне Шамборского замка высечено имя его мастера - так сказать, подпись или метка. Строительство продолжалось вплоть до 1547 года и в общей сложности заняло около 30 лет. Создатели замка хотели, чтобы его великолепие затмило чуть ли не все европейские дворцы, и, как мне кажется, они вполне достигли своей цели. До появления Версаля Шамбор по праву считался самым роскошным замком своего времени.


После того, как скончался инициатор создания замка Франциск I, Шамбор, бывшая охотничья резиденция французского короля, за пять веков успел поменять десятки владельцев. На протяжении какого-то времени в нем даже располагалась экспериментальная химическая лаборатория Сен-Жермен, а также прятался польский король Лещинский. Ближе к середине 20 века французскому правительству удалось выкупить замок у его последнего владельца, после чего он был признан национальным наследием Франции и даже был занесен в список ЮНЕСКО.

Шамбор сегодня: внешний облик и внутреннее убранство

Чтобы осознать величие и великолепие замка Шамбор, нужно его увидеть вживую - ни самые лучшие эпитеты, ни самые качественные фотографии не смогут передать то, что открывается перед вашими глазами, когда вы заезжаете на территорию дворца. Попав внутрь, вам кажется, что вы находитесь в небольшом отдельном городке со своими улицами и площадями.


Впрочем, приведу несколько цифр, чтобы у вас была возможность хотя бы немного представить, насколько роскошно жили раньше французские правители. Итак, вообразите себе: в замке насчитывается 426 комнат, 282 камина и 77 лестниц. Надо отметить, лестницам здесь уделяется много внимания, а в особенности той, которую спроектировал да Винчи. Ее особенность заключается в том, что она, по сути, состоит из двух лестниц - обе они поворачиваются в одном и том же направлении, но при этом никогда не пересекаются, поэтому те люди, которые спускаются, никак не могут столкнуться с теми, кто поднимается. Кроме этой удивительной особенности, спиральная лестница украшена резным орнаментом, лепными фигурами загадочных нимф, химер и фавнов и сама по себе представляет уникальную архитектурную ценность. По этой лестнице можно подняться на большую террасу, откуда открывается вид на окрестности дворца: лесной парк - между прочим, самый крупный в Европе, в котором охотились французские короли, свежепостроенные гостиницы неподалеку, берег реки, где можно арендовать лодку и, собственно, саму реку, которая называется Коссон. Изначально Франциск I хотел изменить течение реки Луары, повернув ее русло так, чтобы она протекала прямо перед замком, и он, таким образом отражался бы в ее водах. В итоге обстоятельства сложились так, что от первоначальной идеи пришлось отказаться, и к Шамбору провели русло реки Коссон. Сама терраса украшена разнообразными каминными трубами, фигурами сказочных существ, удивительно декорированными раковинами и ромбами. На экскурсии мне рассказали, что однажды в замок прибыл венецианский посол и, поднявшись на террасу Шамбора, он, изумленный красотой и величием дворца, признался, что на какой-то момент ему почудилось, будто бы он находится в сказке. Думаю, такое ощущение возникает у большинства людей, которые приехали в Шамбор.


Теперь расскажу вкратце о внешнем виде замка: Шамбор состоит из пятиэтажного донжона (иными словами, это главная башня в феодальных замках) и двух пристройках к нему - восточное и западное крыло. Планировка замка очень хитрая и запутанная, но при этом все коридоры пересекаются в центре этажа около вышеописанной лестницы. Согласно легенде, любвеобильный король Франциск сам настоял на такой хаотичной схеме дворца, чтобы его многочисленные фаворитки не могли столкнуться друг с другом, прогуливаясь по бесконечным длинным коридорам.


Обратите внимание на третий этаж - своды залов там отделаны удивительной красоты резьбой, на которой видны первая буква имени Франциска - «F», а также его символ - мифическое животное саламандра, которая, по преданиям, может жить в огне.

Чем заняться в замке и его окрестностях

Если вы уже «находились» по замку, повздыхали о том, как здорово, наверное, было бы иметь такую летнюю резиденцию, и даже поднялись на террасу, самое время ознакомиться с иными вариантами времяпровождения, которые есть в Шамборе.

Поездка на лодке по каналу перед замком

Как я уже писала, в лесном парке, что вокруг замка, есть канал, рядом с которым находится пункт аренды лодок. Они тут достаточно необычные, не весельные, а на электрических двигателях, поэтому теоретически даже самые хрупкие девушки могут спокойно с ними управляться. Надо сказать, что лодки двигаются совсем не быстро, поэтому рассчитывать на катание с ветерком не стоит - вместо этого вы получите спокойную и расслабленную прогулку по каналу. Полчаса такого удовольствия стоят 14 EUR. За эти 30 минут вы получите колоссальное эстетическое удовольствие и почувствуете такое умиротворение, что наверняка поддадитесь соблазну продлить это блаженство еще хотя бы ненадолго…


Вечернее шоу «Шамбор - мечта и огни»

Если прогулка на лодочке - это, скорее, приятное дополнение к обычному посещению замка, то еще один вариант времяпровождения может смело выступать как отдельная достопримечательность. Это доказывает немаленькое количество машин, заполняющих парковку ближе к вечеру. Эти люди приезжают специально к вечернему светомузыкальному представлению. По моему скромному мнению, не попасть на него, уже находясь на территории замка - ну просто самое настоящее преступление. Единственная загвоздка в том, что шоу идет лишь в период с начала июля до середины сентября (в июле в 23.00, в августе после 22.30, в сентябре после 21.30). Оно длится чуть меньше часа, однако будьте готовы, что, возможно, вам придется задержаться еще на минут 20-30, поскольку иногда начало спектакля немного задерживается из-за светлых французских ночей. Сегодняшнее представление называется «Шамбор - мечта и огни». Оно, как говорилось в путеводителе, «объединяет звук и свет». Первое такое шоу было проведено в 1952 году и встретило полнейшее одобрение среди публики, поэтому создатели решили двигаться дальше и за полвека успели показать целую серию удивительных постановок, таких как «Битва дня и ночи», «Метаморфозы» и многое другое.

Цена на посещение - 13 EUR, но если покупать комбинированный билет: вход в замок + представление, можно немного сэкономить, поскольку он стоит 18 EUR. Впрочем, для любителей крутых лайфхаков есть еще один вариант. В то время как добропорядочные зрители располагаются на специальных лавочках, которые находятся на противоположной от Шамбора стороне канала, те хитрые туристы, кому было неохота покупать билеты, сидят сбоку от замка. Никто их не прогоняет (но это не точно), но вид оттуда, конечно, не совсем тот. Впрочем, если ваш бюджет очень ограничен, а посмотреть на такое волшебство хочется - вполне рабочий вариант.


Описать то, что вы чувствуете во время просмотра этого шоу, просто-напросто невозможно, но попробуйте себе вообразить такую картину: теплая летняя ночь, чистейший воздух, один из красивейших замков и удивительные картины на нем. Спектакль показывает историю создания Шамбора, параллельно идет рассказ на французском. Увы и ах, я не говорю на этом языке, поэтому очень советую вам заранее почитать о том, как строился этот архитектурный шедевр, чтобы не чувствовать себя там не в своей тарелке. Лично мне очень запомнилось, когда на замке показывалось, что было раньше на месте Шамбора - леса, поля и пасущиеся там олени. Впрочем, их и других представителей дикой природы можно встретить там и сейчас. Нам, например, на пути обратно перебежал дорогу вполне себе упитанный кабанчик. Напоследок о представлении скажу, что оно оставило у меня одни из самых ярких и теплых воспоминаний из той поездки, поэтому очень и очень рекомендую его всем тем, кто еще не соблазнился моим рассказом!

Конное представление

Помимо этого, с мая по сентябрь в конюшнях маршала Саксонского устраивают конный спектакль (Spectacle équestre) под названием «В лесу истории». Билеты продаются там же, а не в основной кассе замка, и стоят 9,5 EUR и 7 EUR для взрослых и детей соответственно. В мае, июне и сентябре спектакль идет во все дни кроме понедельника и начинается в 11:45 по будням и в 11:45 и 16:30 в выходные. В высокий сезон - июль и август - шоу показывают каждый день и в 11:45, и в 16:30.


Это представление длится чуть больше сорока минут и включает в себя множество всего интересного. Лошади исполняют различные трюки, а артисты рассказывают забавные истории и демонстрируют акробатическое мастерство, находясь при этом на лошади. Выглядит это невероятно круто и даже несколько страшно. Кстати, в любое другое время вы также можете попасть в конюшни и посмотреть на различные экипажи, или даже прокатиться в одном из них по территории замка. Такая поездка стоит, если не ошибаюсь, около 11 EUR, а комбинированный билет «посещение замка + поездка на экипаже» обойдется вам в 20 EUR.

Выставка картин

Все еще не устали и готовы к чему-то еще? Тогда держите еще один вариант - с 1 апреля и до самого конца сентября в Шамборе проходят выставки достаточно знаменитого в определенных кругах художника Джамеля Тата. Я думаю, экспозиция будет интересна тем, кто любит современное искусство (увы и ах, я не в числе этих людей). Надо отметить, что картины этого живописца висят в галереях по всему миру, а вход на выставку включен в стоимость билета в замок - поэтому есть если время, стоит заглянуть

Игры оленей

Вы наверняка заметили, что все вышеописанные варианты актуальны лишь в теплое время года, в туристический сезон. А ведь есть и такие люди, для которых конец лета - это только время начала путешествия. Для них есть чудесная возможность прогуляться по заповеднику с гидом и посмотреть на animal show, которое называется «Разгар гона».


Во время этого уникального зрелища вы сможете понаблюдать за тем, как олени, обитающие в лесах близ замка, устраивают, так сказать, любовные игрища и дерутся рогами с соперниками за установление первенства. Такая необычная экскурсия длится около 3 часов и стоит 35 EUR.

Прогулка по окрестностям замка

Кроме того, каждую среду и субботу на территории парка организуются экскурсии, на которых вы вместе с гидом проедете на внедорожнике по основным природным достопримечательностям местности, даже самым труднодоступным. Стоит такое развлечение 18 EUR для взрослых и 12 EUR для детей от 6 до 17 лет.


И многое-многое другое

Нередко в замке организуются различные временные выставки или создаются новые экскурсии - для того, чтобы быть в курсе всех нововведений, следите за актуальной информацией на официальном сайте Шамбораэ

Напоследок

Итак, подытожим: для чего, когда и кому стоит ехать в Шамбор?

  • Для чего? Для того, чтобы отвлечься от повседневной рутины, почувствовать себя героями рассказов о средневековых королях, полюбоваться шедевром французской архитектуры, увидеть удивительное вечернее шоу и, конечно, совершенно неожиданно встретить оленя или кабана, перебегающего вам дорогу.
  • Когда? Определенно тогда, когда вам начнут надоедать городские пейзажи Парижа, а ежедневно сверкающая башня начнет действовать на нервы (не удивляйтесь - такое бывает), срочно садитесь на поезд/автобус/за руль автомобиля и езжайте в долину Луары. Ну, или когда просто выдастся свободный денек. Что же касается «сезона», лично я думаю, что лучше всего будет отправиться в Шамбор в сентябре. Логично ведь, что отпускной сезон заканчивается, туристов с каждым днем становится меньше, а значит, атмосфера волшебства чувствуется все лучше и лучше. При этом светомузыкальное представление все еще идет по вечерам. Впрочем, мы ездили в замок в конце июля и остались крайне довольны его посещением, поэтому писать о том, что летом здесь совсем уж людно, будет неправильно.
  • Кому? Всем-всем-всем! От серьезных взрослых любителей истории до самых маленьких детей - это место не оставит равнодушным никого. Искренне надеюсь, что после этой статьи вы как минимум добавите Шамбор в список мест, которые нужно посетить, а как максимум - купите билеты в самую романтичную страну на свете.

А любишь ли ты посмотреть этот Мир?А ездишь ли в разные страны?
А в замке Шамборе когда-то ты был?Гулял по долинам Луары?
Там замки стоят,отражаясь в реке и рвутся их лестницы в небо.
Построили их, потакая мечте короли для королевы.
Азулай Елена

Замковый комплекс Шамбор, признанный частью Всемирного наследия в 1981г., был внесен в классификацию памятников долины Луары.
Он является«выдающимся образцом сооружения, архитектурного ансамбля или пейзажа,иллюстрирующего один или несколько значимых периодов истории человечества».


От самой истории возникновения этого замка веет романтикой, ведь построен он был Франциском I лишь для того, чтобы король мог быть ближе к своей возлюбленной — жившей неподалёку графине Тури — и при этом в состоянии в принимать гостей в королевской резиденции


Замок Шамбор или Шамборский замок (фр. Château de Chambord) — один из замков Луары. Был построен по приказу Франциска I, который хотел быть ближе к любимой даме — графине Тури, жившей неподалёку.

Строительство велось между 1519 и 1547 годами на изгибе реки Коссон (фр. Cosson) — небольшого притока реки Бёврон (фр. Beuvron), впадающей в Луару, приблизительно в 6 км от левого берега Луары и в 14 км на восток от Блуа во французском департаменте Луар и Шер (номер департамента 41).
Удивительно, что для возведения такой громадины потребовалось всего 29 лет (с 1519 по 1547) — по средневековым меркам очень немного времени

Но такой темп строительства стал возможным лишь потому, что здесь была развёрнута одна из самых крупных стройплощадок эпохи Ренессанса, на которой ежедневно трудилось почти 2 тысячи рабочих


Кроме масштабов следует отметить ещё и трудность строительных работ, ведь замок возводился на болотистой местности, из-за чего рабочим пришлось вбивать сваи фундамента в землю на 12 метров, а множество трудившихся здесь строителей скончались от болотной лихорадки…


Во время недавних профилактических раскопок под замком были найдены остатки круглой, похожей на башню постройки из песчаника, оставшейся от замка герцога Орлеанского (Людовика XII), разрушенного Франциском I для строительства своего охотничьего замка в стиле итальянского ренессанса

Вполне возможно, что к проекту замка приложил руку любимец Франциска I — Леонардо да Винчи, живший в замке Кло-Люсе, но умерший перед самым началом строительства резиденции. Вероятность его участия велика хотя бы потому, что король старался задействовать беспредентный талант Леонардо практически везде
Архитектура
Шамбор, бесспорно, один из самых узнаваемых замков, архитектурный шедевр эпохи Ренессанса. Длина фасада 156 м, ширина 117 м, в замке 426 комнат, 77 лестниц, 282 камина и 800 скульптурно украшенных капителей.


Имя архитектора неизвестно, но исследования доказывают участие в проекте Леонардо да Винчи, бывшего в то времяархитектором при дворе короля Франциска I, но умершего за несколько месяцев до начала строительства, а также участие Доменико да Кортона, прозванного Боккадор.



План замка нарисован вокруг центрального объекта, названного «донжоном», потому что, хоть он и не предназначался никогда для отражения атак, но построен по образцу укреплённых замков Средневековья.


Внутри донжона находятся 5 жилых этажей. На каждом этаже по 4 квадратных и 4 круглых помещения; четыре коридора между помещениями, как будто с четырёх сторон света, ведут к двойной лестнице в центре. Король Франциск I впоследствии расширил замок и квартировал в более просторных помещениях восточного крыла.


В западном крыле была построена часовня, законченная Жаном ле Гумбль (фр. Jean le Humble). Подобное расположение часовни и королевских покоев было необычным для того времени: поместив себя в направлении Иерусалима, король хотел показать себя правителем духовной власти в своём королевстве.


Поговаривали, что Франциск I со своим другом Жаном ле Гумбль хотели даже изменить русло течения Луары, чтобы она текла прямо перед замком, но отказались от такой идеи.


Двойная, двухзаходная винтовая лестница в самом центре замка более чем хорошо передаёт творческий стиль Леонардо да Винчи.

Двухзаходная — из двух лестниц спиралью, поворачивающихся в одном и том же направлении, но ни разу не пересекающихся, так чтобы спускавшиеся могли избежать встречи с теми, кто поднимался им навстречу, и наоборот


По этой монументальной лестнице с резным орнаментом можно подняться на большую террасу, также задуманную Леонардо, полюбоваться на дымоходы и капители крыши и обойти донжон по периметру.



Над лестницей возвышается маяковая башенка, видная и внутри здания с нижних этажей. Она возвышается над всеми каминными трубами, достигая высоты 32 м; на самом верху не привычный крест, а королевская лилия.

Второй этаж также примечателен своими сводами, украшенными эмблемой короля (монограмма F, увенчанная короной, и саламандра) в сопровождении шнура в узелках — эмблемы его матери, Луизы Савойской.

Некоторые монограммы лестницы на уровне террас выполнены вверх ногами, — «чтобы Бог с высоты неба видел королевскую мощь»!


Архитектурные детали:










Двор



История строительства

Строительство началось в 1519 году и стало одной из самых крупных строек Возрождения.
Рассказывают, что на стройке было занято до 1700—1800 рабочих. Потребовалось около 220 000 тонн камня



Жизнь на стройке была не из легких, тем более, что замок строился на болотистом месте, много рабочих умерли от болотной лихорадки.

Плотники загоняли дубовые сваи фундамента на глубину до 12 метров. Во время профилактических раскопок 2007 году обнаружено, что юго-западная башня опирается на скалу известкового происхождения, что сохранились следы круглой постройки из песчаника — возможно остатков башни средневекового замка, существовавшего до строительства настоящего замка


На телегах из порта Сен-Дье (фр. Saint-Dyé) привозились строительные материалы и особенно каменные блоки из белого песчаника — камня белого цвета, рыхлого и хрупкого. Каменотесы, не в пример другим рабочим, не имели фиксированной зарплаты, им платили сдельно, как и положено за работу сдельщика.


Поэтому на каждом обработанном камне они вырезали свой особый неприметный знак. Такая подпись позволяла казначею оценивать и оплачивать работу; знаки до сих пор видны на некоторых каменных блоках, ещё не пострадавших от граффити после открытия замка публике.
История владельцев замка

Саламандра, эмблема короля Франциска I
В 1392 году семья герцогов Орлеанских покупает у графа Блуа большое лесистое поместье Шамбор. Когда герцог Орлеанский становится в 1498 году королём Франции под именем Людовика XII, Шамбор соответственно превращается в королевскую собственность.

В 1516 году Франциск I возвращается из Италии вместе с Леонардо да Винчи и желанием осуществить нечто большое в стиле итальянской ренессансной архитектуры той поры. В 1519 году он выбирает Шамбор для строительства охотничьего замка на месте бывшего крепостного замка.


Начиная с 1526 года, 1800 рабочих задействовано на строительстве нового замка, завершённого после многочисленных пристроек в 1547 году, уже после смерти короля. Франциск I проводит, в конечном счёте, довольно мало времени в Шамборе — всего несколько раз поохотиться и продемонстрировать своё богатство и величие сопернику испанцу Карлу V.

После смерти Франциска I последующие французские короли не особо интересуются заброшенным замком

В 1639 году Людовик XIIIдарит его своему брату Гастону Орлеанскому.

Людовик XIV Станислав Лещинский
Людовик XIV в 1684 году распоряжается о новых внутренних перестройках замка, о новой крыше для часовни, о том, чтобы соединить четыре жилых покоя северного вестибюля второго этажа в анфиладу комнат для короля, типа королевских апартаментов в Версальском дворце. 14 октября 1670 года Мольер с театральной группой из Парижа, приглашенной Людовиком XIV, дает в замке самое первое представление пьесы «Мещанин во дворянстве».

С 1725 по 1733 годы замок был занят Станиславом Лещинским — свергнутым польским королём и тестем Людовика XV. С 1745 по 1750 годы он служит казармой для полка Морица.

Людовик XV Граф Сен-Жермен

Туристам рассказывают, что в середине XVIII века по разрешению Людовика XV в замке располагалась химическая лаборатория графа Сен-Жермена.

В 1792 году революционное правительство распродаёт мебель. Наполеон Бонапарт отдаёт замок маршалу Бертье. В 1821 году поместье будет выкуплено у его вдовы благодаря национальной подписке и передано юному Анри д’Артуа, герцогу Бордосскому, родившимуся за год до этого.


Во время франко-прусской войны замок служит как полевой госпиталь. Граф Шамборский в 1871 г. обратится к французам из Шамбора с манифестом, призывающим к восстановлению монархии и белого флага.

С 1883 года замок принадлежит герцогам Пармским: герцог Роберт Пармский наследует замок от графа Шамборского, своего дяди по материнской линии.

Роберт Пармский
Выкупленный в 1930 году у Элии Бурбонского за 11 миллионов франков золотом, Шамбор становится собственностью французского государства и управляется при посредничестве «Ассоциации друзей Шамбора».


В 1945 году из-за пожара частично уничтожена кровля юго-восточного донжона. В 1947 году начинается большая работа по превращению замка в важнейший туристический объект, предлагающий с 1952 года также свето-звуковые вечерние представления.


Интерьеры:







Кстати говоря, парк замка Шамбор является сегодня крупнейшим в Европе огороженным парком лесного типа — территория в 5 441 гектар (из которых 1 000 га открыты для публики) окружена самой длинной стеной во Франции, протяженностью 32 км!





С 1981 года внесён в список всемирного достояния ЮНЕСКО под номером 933. С 2005 года замок имеет статус государственного общественно-коммерческого предприятия.

В 2007 году 17 300 скаутов в течение трёх дней праздновали в парке замка столетие создания скаутской организации лордом Баден Пауэллом. На втором этаже замка ныне располагается отделение Музея охоты и природы.

«Пустота» этого исторического монумента - это миф и ложное впечатление, хотя фактически с момента его возведения замок периодически пустовал. Передвижной двор менял свою резиденцию в зависимости от времени года, и обустройство королевских покоев носило временный и скорее необходимый характер.

Таким образом, отсутствие постоянной меблировки было оправданным. В итоге, перед администрацией комплекса Шамбор возник вопрос, интерьеру какого периода отдать предпочтение при восстановлении исторической обстановки замка - периоду Ренессанса или XVII и XVIII веков.
Обставить Шамбор в стиле эпохи Франциска I не представлялось возможным. Королевских мебельных гарнитуров времен Возрождения не сохранились до нашего времени, в том числе даже в таких учреждениях, специализирующихся на истории того периода, как, к примеру, Национальный музей Ренессанса в Экуане. В XVI веке основное внимание уделялось архитектуре замка, который сам по себе и был настоящим предметом искусства
Часы работы и билеты
График работы: замок открыт для туристов круглый год, за исключением 1 января и 25 декабря. Со 2 января по 31 марта — с 10.00 до 17.00, с 1 апреля по 30 сентября — с 9.00 до 18.00, с 1 октября по 31 декабря — с 10.00 до 17.00. Кассы прекращают работу за полчаса до закрытия


Стоимость билетов: вход в замок стоит 9.50 евро. Для посетителей младше 18 лет в сопровождении родителей — вход бесплатный. Парковка автомобилей платная — 3 евро в день.

Есть аудиогиды на русском языке. Стоимость - 4 евро. Время аудиоэкскурсии - полтора часа. Специальные бесплатные буклеты на русском языке, выдаваемые при входе, представляют собой мини-путеводитель по замку.

Как ориентироваться
Шамбор состоит из двух частей: самого замка и окружающего его парка-заповедника. Самым известным и заметным элементом архитектуры замка является двойная лестница, шедевр, обязанный своему существованию мысли Леонардо да Винчи. Образованная двумя спиралями лестница в центральной части сооружения устроена таким образом, что спускающиеся и поднимающиеся могли избежать встречи лично. Смотровые площадки позволяют увидеть поместье целиком, а часовня, построенная в противоположном от короля крыле, — задуматься о вечном.

Террасы замка, с которых открывается великолепный вид на крыши, - лучшее место, чтобы сделать фотографии.
Смотровые площадки парка для тех, кто любит природу, и готов ждать в тишине, чтобы увидеть некоторых, редких в сегодняшнем мире, обитателей заповедника.

Как добраться до Шамбора
Из Парижа в сторону замка Шамбор поезда TGV отправляются с вокзала Аустрелиц (Gare d’Austerlitz)

Франция, замок Шамбор: мечта молодого короля (замки Луары)
Вдоль Луары, одной из красивейших французских рек, выстроились, словно в почетном карауле, необычайной красоты каменные замки. Одним из самых красивых, самых грандиозных и экстраординарных является замок Шамбор .


Шамбор был построен по приказу короля Франциска I, сердце которого рвалось поближе к своей любимой - графине Тури, проживавшей неподалеку.


Строительство замка, началось в 1519 году на месте охотничьего домика. Великолепный и роскошный замок возводился более 15 лет, и, не взирая на финансовые проблемы, монарх не жалел денег на любимое детище. Даже когда ему понадобились средства для уплаты выкупа за своих сыновей, которые остались в плену в Испании, Франциск I предпочел воспользоваться серебром своих подданных и имуществом церкви, но строительство не прекратил.


В разработке проекта замка «достойного богов и легендарных королей», как считается, принимал участие сам Леонардо да Винчи, однако смерть великого мастера помешала ему закончить начатое. И все же множество его идей было взято за основу при строительстве замка Шамбор.
Волшебный замок был построен в 1537 году. Его масштабы не просто поражают - они ошеломляют! Длина замка - 156 м, высота - 56 м, в нем 426 комнат, 365 каминов и 77 лестниц (поговаривают, что эта запутанная сеть лабиринтов лестниц замка не позволяла столкнуться многочисленным фавориткам короля).



Замок, являющийся воплощением всей роскоши и величия эпохи Возрождения, расположен в самом большом огражденном парке Европы, площадь которого 5500 га (для сравнения - такова площадь Парижа в черте города), и окружен стеной длиною 35 км!




Замок потрясает утонченностью и одновременно грандиозностью роскошных интерьеров и внешней архитектуры.




И только одна идея осталась нереализованной - вместо того, чтобы изменить русло Луары, заставив ее течь перед Шамбором, изменили русло ближайшей к Шамбору речки Клоссон, которая и наполняла ров вокруг строения.


А что же Франциск I? За все время своего правления монарх провел в Шамборе всего лишь 42 дня… Он был здесь наездами и так и не обустроил замок до конца своей жизни.


А вот его преемник, Людовик XIV, напротив, очень любил бывать в Шамборе. При нем здесь проводились блистательные балы, пышные рыцарские турниры, яркие праздники, военные парады, ставились оперы и пьесы Мольера. Он же и закончил обустройство королевских апартаментов и строительство замковой часовни.
В 1930 году Шамбор был выкуплен за 11 млн. франков и сегодня принадлежит правительству Франции.

Когда герцог Орлеанский взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции.

Франциск I. Портрет работы Жана Клуэ, 1525, Лувр


После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии и тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи.

Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем было удовлетворено лишь частично с реконструкцией замка.

Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен; в 1519 году он умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза.

Francois I with Leonardo da Vinciin 1519

В этот же год были начаты строительные работы по возведению здания, предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку.

План замка

В строительных работах по возведению и дальнейшему расширению здания, начатых с 1526 года, было занято более 1800 человек.

Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона.

Архитекторы планировали строить крепость, поэтому стены здесь толстые, потолки высокие, залы сырые и холодные.

Пьер-Дени Мартен - Вид на замок Шамбор со стороны парка 1722

Их должны были обогревать 365 каминов, расположенные в опочивальнях (их количество совпадает с числом дней в году). В замке три этажа, более 440 помещений.

И хотя в ходе работ Шамбор попытались превратить в комфортное жилье, внутреннее устройство все-таки больше подходит для обороны от врагов, чем для отдыха.

Старый чертеж замка Шамбор, юго-восточная сторона Дата 1749

Сердце замка - донжон - квадратное в плане помещение с круглыми башнями по углам. Конечно, это сооружение уже не было рассчитано на оборону. Своими монументальными формами он должен символизироваться величие власти владельца. Впрочем, согласно традиции, перед замком был вырыт глубокий ров с водой (засыпан в XVIII веке) и установлен подъемный мост.

Ограждение замка имеет прямоугольную форму. Две круглые башни ограждения, фланкирующие центральный въезд, позже названы "Королевским", были невысокими, с плоской крышей, так что там могла находиться стража с приданными ей легкими пушками. Две другие башни, завершенные высокими коническими кровлями, уже связывались с композицией противоположного, северо-западного фасада, который стал основным. Во внутренних углах их разместились винтовые лестницы, напоминавшие лестницу в замке Блуа.

Знаменитая двойная спиральная лестница в центре замка поднимается с первого этажа до светового фонаря, возвышающегося над крышей. Двойные спирали ее маршей заключены в восьмигранник, образующий мощный ствол. Это словно самостоятельный павильон, стоящий в центре греческого равноконечного креста пересекающихся сводчатых залов - "Залов Стражи".

Такая необычная архитектурная фантазия создавала своеобразный игровой лабиринт в духе новых светских затей, что существенно отличало эту лестницу от ее прототипа - лестницы с двумя самостоятельными маршами в парижской церкви св. Бернардена. В отличие от примеров готического зодчества, придававших лестнице служебное назначение и заключавших ее в каменный футляр, здесь лестница занимает центральное положение в композиции интерьерного пространства, являясь его лучшим украшением. Белый камень с берегов Шера и Эндра, который заставлял фасады дворца светиться на солнце, подобно кристаллу, в интерьере с приглушенным освещением, открывается иными своими качествами - почти скульптурной пластичностью всех элементов, мягко прорисовывая каждую деталь.

Поднимаясь по одному ряду ступеней и спускаясь по другому, каждый раз можно по-новому воспринимать одно и то же пространство интерьера. Крестообразные переходы, наподобие мостиков, ведут от ступеней лестницы на второй этаж. Сама же она поднимается в башнеобразный фонарь, возвышающийся на террасе донжона. Кессонированные своды лестницы содержат, чередуясь в шахматном порядке инициал F и изображение саламандры (символы Франциска I).

На каждый спиральный марш есть свой вход.

Панорамный вид двойной спирали лестницы.

Человек, поднимающийся по "своей" спирали, может увидеть идущего по другой только сквозь небольшие окна, но встретиться друг с другом они не смогут. Эта лестница, несомненно, имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства была упрощена.

План замка, строго симметричный, имеет символическое значение: жилой корпус с его идентичными апартаментами, предназначавшимися для дворцовой знати, был расположен между королевским крылом и крылом с молельней, то есть между властью земной - преходящей, и властью небесной - вечной. Другие аналогии возникают при внимательном изучении парка: деревья высоких строевых лесов символизируют собой французский народ, защищенный границами страны, представленными круглой крепостной стеной, длиной в 33 километра...

Все апартаменты, расположенные на разных этажах донжона, выходят окнами во внутренние помещения, образующие крест с лестницей в центре.

Жилой корпус являлся резиденцией двора; на каждом из трех его этажей находились крестообразно расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь обитателей замка. На третьем этаже в залах с кессонированными и сводчатыми потолками устраивались балы. В секторах, разделенных перекладинами креста, размещалось по четыре апартамента на каждом этаже, а четыре других находились в угловых башнях. Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты, что и этаж, и две другие комнаты - спальню и гардеробную, над которыми располагались комнаты прислуги. Большая часть комнат, а точнее 365 из 440, были снабжены каминами, дающими возможность автономного отопления.

Первый этаж

Здесь находится вход в часовню (западное крыло), вход в королевское (восточное) крыло, выставка карет и выставка скульптуры.
В помещении для карет собраны конные экипажи. Они никогда не использовались, так как были заказаны графом Шамбор у каретного мастера Биндера в 1871 году специально для торжественного въезда нового короля в Париж, который так и не состоялся. Седла и прочие шорные изделия были выполнены знаменитой парижской фирмой Гермес.

Скульптурное убранство интерьеров замка, выполненное в 1525-1550 гг., явно тяготеет к итальянскому классическому искусству. Резьба капителей классического ордера обнаруживает, однако, типично французский вкус.

Statue of Madame Élisabeth 1792Sister of Louis XVI

Второй этаж

На втором этаже посетители могут ознакомиться с различными вариантами обстановки жилых помещений замка с XVI по XIX века, благодаря воссозданию элементов интерьера тех времен.

Камин на втором этаже замка Шамбор

Покои Франциска I расположены в восточном крыле. Это легко заметить по многочисленным изображениям лилий и саламандры (королевского геральдического символа), используемых во внешней и внутренней отделке, например, на двери:

Поначалу Франциск размещался в донжоне, но вскоре решил перебраться в восточное крыло здания, в которое ведут галерея и наружная винтовая лестница. В это крыло входят одна комната, два кабинета, небольшая молельня и зал заседаний.

Королевская кровать

The royal statue of King Francis I (1494-1547)

Апартаменты короля , расположенные в северо-восточном углу, включали две дополнительные комнаты: огромный вытянутый зал, предназначавшийся для официальных приемов, освещенный чередой окон, похожих на окна некоторых залов дворца Фонтенбло, и другой, меньших размеров зал, в который можно было подняться по лестнице. Этот зал, служивший рабочим кабинетом, был выполнен в стиле итальянского Возрождения. Кессонированный потолок зала, с двух сторон освещаемого окнами, прорезанными в стенах, украшен скульптурными рельефами, воспроизводящими саламандру и букву F - эмблему короля Франциска I. Саламандры символизируют девиз короля "Nutrsco et extinguo", что можно перевести как "я питаюсь (хорошим огнем) и гашу (плохой огонь)".

Рабочий кабинет Франциска I

Парадные апартаменты были созданы в 1680 году, когда две отдельные квартиры, расположенные вдоль северного фасада здания, были объединены в одну для приведения замка в соответствие правилам этикета, которые были введены при царствовании Людовика XIV.

Парадные апартаменты 1861 г.

Поэтому северный вестибюль был устранен. Зал охраны, первая и вторая прихожая, парадный зал и частные апартаменты переходят одна в другую, как в Версале. Оформление парадных апартаментов, которое вы видите сегодня, было выполнено по заказу маршала Саксонского в XVIII веке. Меблировка была восстановлена по этому последнему известному состоянию помещений.

Есть гобелены и портреты известных исторических личностей и мраморный бюст самого Людовика.

Королевскую часовню (вход с первого этажа), занимающую западную башню Шамбор, начали строить при Франциске I, а заканчивал при Людовике XIV архитектор Версаля Ж.А Мансар. Ее архитектурное решение также навеяно итальянским искусством, восходящим к античности: две парные колонны дорического ордера и фронтоны соединяются на верху большого свода, который в первоначальном проекте имел также кессонированную декорировку. Зал часовни необыкновенных размеров представляет собой самое большое помещение замка.

Апартаменты королевы , в которых по очереди жили две супруги Людовика XIV, Мария-Тереза Австрийская и маркиза де Ментенон, расположены в башне по соседству с апартаментами короля. Они так же состояли из зала охраны, двух прихожих, зала и частных апартаментов. В XIX веке одна из прихожих была переделана в столовую по заказу герцогини де Берри.

Апартаменты XVIII века видели самое оживленное время в жизни замка - в течение целых 12 лет их занимали приближенные персоны Станислава Лещинского и маршала Саксонского. Критерии комфорта значительно изменились со времен Франциска I: чтобы обеспечить достаточное отопление замка, объем залов был уменьшен путем их разделения на несколько помещений, создания ниш и опускания потолков. В больших каминах XVI века были устроены камины более скромных размеров. Здесь воссоздана обстановка эпохи Просвещения.

Польская кровать из "комнаты олеандров"

Печь с гербом маршала Саксонского

Жилые помещения были переоборудованы и под Музей графа Шамбор - последнего владельца замка и последнего из прямых потомков Людовика XVI - в память об одном из важных периодов истории Франции. Граф Шамбор оставался владельцем замка с 1821 года до самой смерти в 1883 году, но он провел в нем всего лишь три дня. Он должен был вступить на престол Франции в 1871 году после поражения Франции в войне с Пруссией. Отказавшись от трона, граф отправился в изгнание, и во Франции была провозглашена Третья Республика. Среди экспонатов музея - коллекция военных игрушек графа, его посуда и столовое серебро, его парадная кровать, а также серия гравюр и портретов, которые принадлежали его матери, герцогине де Берри.

Галерея миниатюрных пушек

Кровать графа де Шамбор, выполненная в Нанте в 1873 году Эмилем Пуансоном


Цитата сообщения

Ему очень захотелось построить что-то подобное тем дворцам, которые он там видел, и подарить замок даме своего сердца. Так, согласно одной легенде, в появился величественный замок Шамбор . Считается, что он построен по чертежам Леонардо да Винчи. Строился замок Шамбор на болотистой местности больше четверти века — с 1519-го по 1551-й год. Около двух тысяч рабочих было задействовано в строительстве замка. Весь архитектурный ансамбль оформлен под его центральный объект — «донжон». А состоит комплекс из двух частей — собственно замка и парковой зоны.

Замок Шамбор — видео

Франция, замок Шамбор — фото

Замок Шамбор , один из самых узнаваемых символов Франции, построен в стиле ренессанс. Его убранство невероятно красиво — он насчитывает больше 400-т комнат, среди которых даже есть потайные, а так же множество лестниц, каминов и скульптур. Среди лестниц до сих пор поражают внимание две витые спиральные (лестница Леонардо да Винчи ) — они нигде не пересекаются, хотя поднимаются до пятого этажа. Поднявшись по ним, Вы сможете выйти на большую террасу и обойти весь замок по периметру.

Замок Шамбор был построен похожим на укрепленную крепость, хотя таким никогда не являлся. С самого начала это был "загородный охотничий домик" короля. Но Франциск мало интересовался замком и практически никогда туда не приезжал. Не оценили достоинство Шамбора и потомки Франциска. Только лишь Людовику XIV по настоящему понравились красоты этого места и он охотно сюда приезжал. Самые пышные мероприятия в нем проводились именно во времена Людовика XIV, известного любителя роскоши. При нем здесь происходили балы, королевская охота, театральные представления, а так же рыцарские турниры.

Вскоре после его смерти замок стал переходить из рук в руки и постепенно пришел в полное запустение. Только спустя несколько десятилетий он окончательно перешел под французскую корону. Во время Французской революции он очень пострадал, был разграблен, оттуда продали практически всю мебель. В 1930-м году замок национализируют, а после войны — преобразовывают в туристический объект. Замок Шамбор становится одним из первых объектов, находящихся под опекой ЮНЕСКО.

Сейчас замок Шамбор — самый большой замок не только долины Луары, но и всей Франции. В нем расположена часть парижского Музея охоты и природы, в его картинной галерее выставлены портреты всех французских королей, а вокруг замка тянется огромная (больше 30-ти километров по кругу) парковая зона.

Замок Шамбор — режим работы, стоимость билетов

Посетить замок Шамбор можно в любой день — он открыт для посещения круглый год (кроме 1-го и 31-го января и 25-го декабря). Режим работы замка: в период с января по март замок открыт с 10:00 до 17:00, с апреля по сентябрь — с 9:00 до 17:00, а с октября по декабрь — с 10:00 до 17:00.

Стоимость билетов для посещения замка составляет примерно 11 евро.


Замок Шамбор — как добраться

Доехать до замка Шамбор из можно на поезде, который ходит с вокзала Аустерлиц. Выходить нужно на остановке Блуа, время в пути составляет примерно 1,5 часа.

Замок Шамбор на карте, панорама

Посещая достопримечательности Франции, можно ли обойти стороной замок Шамбор?! Этот величественный дворец, по которому ходили знатные особы, сегодня можно посетить в ходе экскурсий. Опытный гид расскажет об истории строения, особенностях архитектуры, а также поделится переходящими из уст в уста легендами.

Основные данные о замке Шамбор

Шамборский замок принадлежит к числу архитектурных сооружений Луары. Многих заинтересует, где находится резиденция королей, так как ее нередко посещают во время пребывания во Франции. Быстрее всего сюда добраться из Блуа, преодолев расстояние в 14 километров. Замок расположен у реки Беврон. Точный адрес не сообщается, так как строение стоит особняком в парковой зоне, вдали от городской местности. Впрочем, упустить его из вида невозможно, поскольку он довольно массивный.

В эпоху Ренессанса дворцы строились с размахом, поэтому сооружение может удивить своими характеристиками:

  • длина – 156 метров;
  • ширина – 117 метров;
  • капители со скульптурами – 800;
  • помещения – 426;
  • камины – 282;
  • лестницы – 77.


Посетить все комнаты замка невозможно, но основные архитектурные красоты будут показаны сполна. Кроме того, огромной популярностью пользуется главная лестница с удивительной винтовой конструкцией.


Отдельное внимание следует уделить прогулкам по долине лесного типа. Это крупнейший в Европе огороженный парк. Для посетителей доступно около 1000 га, на которых можно не только отдохнуть под открытым небом, но и познакомиться с флорой и фауной здешних мест.

Возведение замка Шамбор началось в 1519 году по инициативе короля Франции Франциска I, пожелавшего поселиться вблизи со своей возлюбленной графиней Тури. Потребовалось 28 лет, чтобы этот дворец заиграл своим очарованием в полной мере, хотя его владелец и до завершения строительства уже посещал залы и встречал в нем гостей.

Работа над замком была непростой, так как его начали строить в болотистой местности. В связи с этим необходимо было больше внимания уделить основанию. Сваи из дуба погружались глубоко в почву, на расстояние 12 метров. Более двух сотен тысяч тонн камня привезли к реке Беврон, где 1800 рабочих день за днем трудились над изысканными формами одного из крупнейших дворцов эпохи Возрождения.

Несмотря на то, что Шамборский замок чарует своим величием, Франциск I посещал его редко. После его смерти резиденция потеряла свою популярность. Позднее Людовик XIII подарил дворец брату – герцогу Орлеанскому. С этого периода сюда стала съезжаться французская элита. Даже Мольер не раз ставил свои премьеры в замке Шамбор.

С начала 18 века дворец нередко становился пристанищем для армейских сил во время различных войн. Многие архитектурные красоты были испорчены, предметы интерьера распроданы, но в середине 20 века замок стал туристическим объектом, за которым стали следить с большей тщательностью. Частью Всемирного наследия Шамборский дворец стал в 1981 году.

Архитектурное величие эпохи Возрождения

Ни одно описание не передаст истинных красот, которые можно увидеть, прогуливаясь внутри замка или по его окрестностям. Симметричное исполнение с множеством капителей и скульптур делает его сказочно величественным. Никто не может с точностью сказать, кому принадлежит идея общего вида замка Шамбор, но по слухам над его конструкцией работал сам Леонардо да Винчи. Подтверждением этому является главная лестница.

Многие туристы мечтают сделать фото на изящной винтовой лестнице, которая раскручивается по спирали и переплетается таким образом, что подымающиеся и спускающиеся по ней люди не встречаются между собой. Сложная конструкция выполнена по всем законам, описанным да Винчи в своих работах. К тому же всем известно, насколько часто он использовал спирали в своих творениях.

И хотя внешне строение замка Шамбор не кажется удивительным, на картинках с планами можно увидеть, что основная зона состоит из четырех квадратных и четырех круглых залов, представляющих собой центр конструкции, вокруг которой формируется симметрия. В ходе экскурсий этот нюанс обязательно упоминается, ведь он является архитектурной особенностью дворца.