Мастерская о ценностях дисциплины и дисциплинированности. Построй себя сам. Пример: что легче будет перенести

Дисциплинированность как качество личности – склонность к безоговорочному соблюдению дисциплинарных требований: правил работы, норм поведения и установленного порядка жизнедеятельности.

Храбрый не наступает один, трус не отступает один. Один воин, не выдержав напряжения предстоящего боя подбежал к вражеским позициям, отрубил две головы, и с ними вернулся. Но полководец распорядился к этим двум добавить и голову героя. Поскольку приказа о наступлении не было. Эти три головы в ряд — символ запрета на наступление без приказа. Храбрый не наступает один. Нельзя поддерживать дисциплину, если храбрый будет наступать без приказа. Вот сидят в окопе солдаты. С нетерпением ждут начала сражения. Храбрый поднялся и не дожидаясь приказа, отправился в наступление. За ним другой, третий, и вся рота. Остался в окопе только трус. Он один дисциплинирован и ждёт приказа. Но приказа нет, поскольку все уже и так ушли. Как оценить поведение труса? Как дисциплинированность, и наградить! Или как трусость, и наказать? Если год прошёл, а он всё сидит и ждёт приказа? Если каждая вещь на своем месте, каждый человек там, где должен быть, и делает то, что должен делать — это порядок. Если порядок нарушается, то можно сказать, кто нарушитель и что нарушил — это беспорядок. Если порядок нарушен, но нельзя сказать, кто именно виноват и что именно он нарушил — это дезорганизация. Дезорганизация страшнее беспорядка. При ней страх и бесстрашие меняются местами. Страшно соблюдать порядок. И нестрашно его нарушать. Вот что такое дезорганизация. Когда трус отступает один, он производит беспорядок. Когда храбрый наступает один, он производит дезорганизацию. Путь от дезорганизации к порядку лежит через беспорядок. Сперва превратить дезорганизацию в беспорядок. Затем наказать виновного в этом новом беспорядке. Вернуть картину мира, когда страшно нарушать порядок, и не страшно не нарушать. Войско панически мечется во внезапном окружении. Никто не слушает командиров. Влетает командир на лошади. Кричит: Вот он — провокатор! Стой, не уйдешь! И рубит пополам первого попавшегося. Все успокаиваются. Восстанавливается дисциплина и боеспособность. Потому что мгновенно вернулась картина мира. Все нашло быстрое объяснение. Подобно тому, как нашёл для себя и быстро успокоился принц. Только он нашёл истинное объяснение, а генерал — правдоподобное на момент. Не поддавайтесь обаянию храбрых, забегающих вперёд, слишком понятливых, сверхинициативных. Иначе ждет дезорганизация. Вот почему из двух кандидатов, одинаково пригодных к данной должности, выбирают более глупого. Умный пусть выполняет иную работу, требующую больше ума.

При описании качеств людей, находящихся под воздействием энергии благости обязательно указывают на дисциплинированность. Иными словами, дисциплинированность – благостное качество личности. Люди в благости живут по высоким моральным законам, проявляют ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, чистоту. Умеют поддерживать гармоничные отношения с другими людьми, проявляют бескорыстие, уважительность и заботливость к людям.

Дисциплинированность многогранна по формам проявления. Качеством личности она становится только в союзе с осознанностью, сознательностью и чувством долга. Насильно, из под палки человека дисциплинированным не сделаешь. Страх перед наказанием, безусловно, понуждает человека к проявлению вынужденной и неискренней дисциплинированности. Но страх, как мотивация дисциплины, его карательная составляющая выгребает из людей активность, энергичность, инициативность и энтузиазм. Стоит карательной системе дать сбой и от дисциплинированности останется пшик.

А.И. Деникин в «Очерках Русской Смуты» пишет, как палочная дисциплинированность царской армии рухнула под напором «демократизаторов», что привело к полной вакханалии в управлении войсками: «Получен был первый приказ военного министра Гучкова, с изменениями устава внутренней службы в пользу «демократизации армии». Этим приказом, на первый взгляд довольно безобидным, отменялось титулование офицеров, обращение к солдатам на «ты» и целый ряд мелких ограничений, установленных для солдат уставом — воспрещение курения на улицах и в других общественных местах, посещения клубов и собраний, игры в карты и т. д. Последствия были совершенно неожиданные для лиц, не знавших солдатской психологии. Строевые же начальники понимали, что, если необходимо устранить некоторые отжившие формы, то делать это надо исподволь, осторожно, а главное, отнюдь не придавая этому характера «завоеваний революции»… Солдатская масса, не вдумавшись нисколько в смысл этих мелких изменений устава, приняла их просто, как освобождение от стеснительного регламента службы, быта и чинопочитания. — Свобода, и кончено! Нарушение дисциплины и неуважительное отношение к начальникам усилились. В частях начала сильно развиваться карточная игра с дурными последствиями для солдат, имевших на руках казенные деньги или причастных к хозяйству. Командовавший 4-ой армией для прекращения этого.явления принял весьма демократическую меру, запретив на время войны карточную игру всем — генералам, офицерам и солдатам. Временное правительство, обеспокоенное последствиями этого, казалось, мелкого изменения устава в пользу демократизации, сочло себя вынужденным особым постановлением «воспретить военнослужащим на театре военных действий, а также в казармах, дворах, военных помещениях и вне театра войны — всякую игру в карты». Но если все эти мелкие изменения устава, распространительно толкуемые солдатами, отражались только в большей или меньшей степени на воинской дисциплине, то разрешение военным лицам во время войны и революции «участвовать в качестве членов в различных союзах и обществах, образуемых с политической целью»… представляло уже угрозу самому существованию армии».

Сознательная дисциплинированность стоит на платформе добросовестного исполнения своего долга, стремления реализовать свои знания на практике и внести свой вклад в развитие общего дела. А.С. Макаренко подчеркивал, что «дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то не было трудности и неприятности».

Мало проку и от подражательной дисциплинированности, характерной для работников – конформистов. Они не осознали своего отношения к дисциплинарным требованиям и поэтому выбрали самый удобный и легкий путь – подражать начальникам, командирам, старожилам коллектива. Их дисциплинированность не устойчива и не стабильна, ибо подвержено влиянию социально-психологических факторов. К примеру, пришла «новая метла», которая, как известно, по-новому метет и от прежних дисциплинарных требований может остаться либо ностальгическое воспоминание, либо содрогание и негодование людей.

В одном зоологическом исследовательском институте чтобы повысить дисциплинированность сотрудников стали выпускать в рабочее время львов. Они гуляли по коридорам, люди боялись выходить туда, и им ничего не оставалось, как работать. Через какое-то время один лев съел уборщицу, и их перестали выпускать. Сидят они в клетке и старый лев говорит молодому: — Вот зачем тебе понадобилось жрать эту уборщицу? Я вот десятка два научных сотрудников съел и хоть бы кто заметил!

Не может стать качественной особенностью личности дисциплинированность, основанная на корысти и подхалимаже. Посредством прагматичной дисциплинированности работник стремится добиться командирского или начальственного расположения, получить какие-то преимущества и льготы.

Подлинная дисциплинированность произрастает из самодисциплины и самоконтроля, подчиненных разуму. Самоконтроль как качество личности представляет собой способность не погружаться в чувственное наслаждение больше, чем необходимо, отвергать всё, что отклоняет от пути самоосознания, обращаться внутрь себя, осознавать и оценивать собственные действия, психические процессы и состояния. Сознательно вытесняя с помощью самодисциплины и самоконтроля свои низшие качества, человек делается дисциплинированным.

Природа человека так устроена, что стоит потянуть, к примеру, «ниточку» ответственности и распустишь весь клубок добродетелей. Попутно человек станет обладателем заботливости, обязательности, постоянства, словом, всех достоинств, в том числе и дисциплинированности. Зная этот секрет, разумно не распыляться, а сконцентрироваться на одном – двух достоинствах. Например, воспитайте у человека чувство долга и обязательность, и он синхронно будет приверженцем дисциплинированности.

Петр Ковалев

Когда люди сталкиваются со словом «дисциплина», их это возмущает. Многие проходили в своем детстве через попытку их дисциплинировать. Зачастую те, кто сопротивлялся, подвергался жестокому наказанию. Родители пытались привить нам хорошее качество, однако их методы были настолько неприятными и жестокими, что у всех выработалось негативное отношение к дисциплине – качеству, которое помогает в достижении целей. И здесь возникает вопрос, как дисциплинировать себя.

Начнем с определения дисциплины – что это такое? Это некое самоограничение, которое подразумевает придерживание некоторых правил. Человек занимает подчиняющуюся позицию по отношению к определенным алгоритмам, правилам, законам и т. д. Дисциплину можно сравнить с законопослушанием – когда человек знает законы и придерживается их, не нарушает. Однако за нарушение дисциплины не всегда следует наказание, особенно если речь идет о взрослом человеке.

На сегодняшний день распространенным стал культ свободы. Человек должен быть свободным.. Многие понимают под свободой возможность делать все, что они захотят. Однако психологи считают свободой способность человека жить в угоду своим желаниям, достигать их. Ощутите разницу между делать все, что взбредет в голову, и тем, чтобы реализовывать свои желания.

Возникает естественный вопрос: зачем становиться дисциплинированными? Данное качество, как утверждают психологи, помогает в реализации своих желаний. Другими словами, дисциплинированный человек становится успешным, счастливым. Он может достичь всего, чего пожелает, а не просто тратить время на то, чтобы доказывать наличие у себя свободы.

Дисциплинированный человек – свободный человек, поскольку может иметь все, что пожелает. Как раз те люди, которые избегают дисциплины, но кричат о своей свободе, являются несчастными и ограниченными. Они несвободны от своей свободы, в то время как дисциплинированный человек становится свободным, достигая своих целей путем использования дисциплины.

Что такое дисциплина? Это соблюдение конкретных правил, которые помогают достичь цели. Человек просто совершает те действия, которые приведут его к цели, и контролирует данный процесс. Это и является самодисциплиной.

Как дисциплинировать себя?

Чтобы себя дисциплинировать, нужно иметь цель. Желание дисциплинирует человека, поскольку заставляет его придерживаться конкретных правил, если он хочет чего-то достичь. Правила бывают внешними и внутренне установленными. Для дисциплинированного человека не имеет значения, кто их придумал. Если они помогают ему достигать целей, значит, их нужно придерживаться.

Дисциплинированные люди – это люди порядка. Они понимают, что все в этом мире закономерно. Если не соблюдать порядка, тогда все будет разрушаться, идти «кое как», не быть в зоне контроля. Люди, стремящиеся к свободе, живут кое как. А люди, соблюдающие порядок, постепенно достигают той жизни, которой желают жить.

Успешными становятся люди, которые умеют дисциплинировать себя. Они умеют контролировать процесс, переводить отрицательные события в выгодные для себя, сохранять равновесие и порядок. Это может показаться кому-то скучным. Однако мастерство достигается лишь путем установления определенных правил и соблюдения их. Здесь нужно уметь подчиняться тем законам, которые помогают в достижении целей.

Лидер, начальник, полководец, управляющий, президент и т. д. – это человек, который стоит во главе какой-то структуры, которая должна под его руководством работать и достигать определенных целей. Таким образом, лидер – это не просто возможность кем-то командовать (как многие люди мечтают, организовывая собственное дело), но и способность выстраивать планы, четко им следовать, нести ответственность за все действия своих подчиненных и соответственно получать те результаты, к которым он привел свою структуру. Умелый лидер должен обладать определенными качествами характера, знаниями и силой воли. Также лидер придерживается некоторых правил.

Самодисциплина – это верный помощник в достижении любых целей. Как ее воспитать в себе? Для этого не потребуется железная воля и нервы. Вам всего лишь нужно четко обозначить свои цели и планы по их достижению. Как только у вас на руках будет конкретная картина того, к чему вы собираетесь двигаться, тогда самодисциплина возникает как бы сама собой, а эмоции и желания заменяют железную волю. И тогда, когда вы ставите перед собой задачи, будьте уверены, что выполните их. Однако этот процесс нудно контролировать, так как человеку иногда хочется уйти от собственных дел, чтобы полентяйничать.

Будьте сами себе начальником и подчиненным. Будучи лидером, вы не должны думать, что вашу работу вместо вас будут делать другие, так как вы тогда оказываетесь лишним звеном. Вы должны уметь как разрабатывать стратегию, давать поручения и контролировать ход развития событий, так и претворять планы в жизнь, выполнять рутинную работу и подчиняться собственным указаниям. Любые отговорки и ссылки на трудности должны сразу же отсекаться вами, как у начальника. Вы должны контролировать, чтобы ваши старые привычки, которые присущи подчиненному, не позволяли вам отходить от дел. В ином случае, как вы можете управлять другими, если не способны управлять самим собой?

Лидер придерживается еще одного особого правила, который присущ не всем людям, — это быть честным перед самим собой. Если вы сами себе лжете и пытаетесь как-то оправдаться, то никаких конструктивных результатов вам данное занятие не принесет. До тех пор пока вы сами себя будете обманывать, вы не будете способны увидеть ситуацию в целом, что закроет от вас различные возможности достижения целей в любом деле. Вы можете делать вид, что целый день заняты, но если это не приводит к положительным результатам, значит, вы на самом деле обманываетесь. Лидер всегда придерживается правила быть честным перед самим собой, иначе он просто не сможет увидеть других возможностей для продвижения какого-либо дела, ведь он убегает от реальности в попытках самообмана.

Задавайте себе каждый вечер вопрос: «Что я сегодня сделал для конструктивных результатов?». Вы должны ориентироваться на сегодняшний результат, а не тот, который был 5-10 месяцев тому. Ответьте себе честно, насколько продуктивными вы были в настоящий день.

Самообмануться можно очень легко. Вы что-то себе обещаете, строите какие-то планы у себя в голове. Проходят дни, и ваша память стирает границы некоторых ваших обещаний в зависимости от того, придерживались вы их или нет. Вам будет казаться, что вы действительно сделали очень многое, хотя это всего лишь ваша память стерла некоторые невыгодные вам планы. Поэтому любой лидер ведет свои планы и цели в письменном виде. Именно ваши записи помогут вам реально посмотреть на то, каким образом вы выполняете собственные обещания. В данном случае вам уже не помогут самооправдания и отговорки, так как записанное и проделанное явно покажут результаты вашей деятельности или бездеятельности.

Самокритика и самопохвала присущи лидеру, который реально смотрит на положение дел в своей структуре. Критика позволяет ему самосовершенствоваться, а похвала – испытывать приятные чувства за проделанную работу. Но это лишь в том случае, когда оценка человека является объективной, а не надуманной.

Правила хорошего лидера доступны всем людям. Однако только от вас самих зависит, достигнете вы каких-либо высот в собственном деле или будете продолжать терпеть поражение в силу самообмана. Если вы действительно к чему-либо стремитесь, тогда вам придется занять позицию лидера, который придерживается определенных правил.

Как стать дисциплинированным?

Чтобы стать дисциплинированными, необходимо придерживаться определенного распорядка, который устанавливается исключительно вами в зависимости от целей, которые вы желаете достичь. Цель требует совершения определенных действий в конкретное время и при соблюдении условий. Если всего этого не придерживаться, тогда цель не будет достигнута. Если человек это понимает, тогда он сам устанавливает правила, которых будет придерживаться, были они придуманы им самим или взяты извне.

Для соблюдения дисциплины вам помогут письменные записи:

  1. Цель – обозначьте, что вы хотите достичь.
  2. Список действий, которые необходимо совершить для достижения цели.
  3. Время их свершения – когда вы начнете совершать нужные действия?
  4. Возможные трудности, которые могут вас настигнуть при совершении конкретных действий.
  5. Способы преодоления этих трудностей, если они возникнуть.
  6. Отчет – что вы сделали, что происходило, как вы с этим справлялись?

После составления плана необходимо перейти к его реализации. Совершайте действия, вносите пометки, перечитывайте свои записи. Если что-то идет не в направлении вашей цели, необходимо пересмотреть свой план действий. Возможно, что-то не было учтено, необходимо поступить по-другому. Соблюдайте план, но будьте гибкими, если ваша стратегия не срабатывает.

Если цели не удается достичь, не следует унывать. Дисциплина включает в себя контролирование собственных эмоций человеком, который не унывает, а пересматривает свою стратегию, чтобы составить новый план действий.

Чтобы себя дисциплинировать, следует придерживаться таких правил:

  • Отказаться от ненужных дел, которые отнимают силы и время.
  • Давать себе полноценный отдых, сон и питание, чтобы иметь достаточно энергии.
  • Хвалить себя за первые достигнутые результаты, чтобы отмечать правильность совершенных действий.
  • Придерживаться правил, которые говорят о том, что нужно сделать, чтобы достичь желаемого.
  • Учиться концентрировать свое внимание на важных и нужных моментах, отсекая все остальное.
  • Контролировать свои эмоции, не позволять себе вольностей и расслабления.
  • Управлять своей жизнью и ресурсами единолично, никому не позволяя делать это вместо вас.

Как дисциплинировать ребенка?

Дисциплина обычно прививается с детства. Все родители желают дисциплинировать своих детей. Однако, как уже писалось, многие делают это неправильно. Главной ошибкой в обучении ребенка является жестокое наказание его за непослушание и несоблюдение дисциплины. В итоге это приводит к негативному отношению ребенка к данному качеству.

Чтобы дисциплинировать ребенка, придерживайтесь следующих принципов:

  1. Хвалите ребенка за его достижения. Делайте это лишь по факту достигнутого.
  2. Давайте ребенку право выбора, чтобы он чувствовал себя независимым и ответственным за взятые на себя обещания.
  3. Создавать или обучать ребенка попадать в благоприятную обстановку, в которой выполнение запланированных действий приведет к желаемому результату.
  4. Создавать для ребенка правила и ограничения внутри семьи, придерживаясь которых он будет получать похвалу. Он должен понимать, что, лишь совершая «правильные» действия, достигнет желаемого результата. Здесь необходимо интересоваться тем, что ребенок хочет получить в той или иной ситуации.

Итог

Дисциплина – это состояние, которое выбирает сам человек, желающий жить так, как он того хочет. Свободные люди плывут по течению, а дисциплинированные личности приобретают лодку и весла и гребут в том направлении, куда они хотят попасть.

Чего дети так часто избегают? Дисциплины. Многие могут вспомнить свое детство, когда родители заставляли вставать в одно и то же время, выполнять действия по уходу за собственным телом, кушать исключительно полезную пищу, вовремя выполнять домашнее задание и т. д. Как же ненавистно это было каждому ребенку, который хотел жить свободно и как захочется. Однако наверняка каждый взрослый человек со временем пришел к тому, что в любом деле важна дисциплина. Психологи интернет-журнала сайт дадут советы и рекомендации, как дисциплинировать себя.

Что такое дисциплина? Достаточно трудно дать определение тому, что человек пытается избежать и чего нельзя потрогать. Под дисциплиной можно понимать контролируемое выполнение действий в строгой последовательности, которые должны привести человека к определенному результату. Удивительно, но оказывается, что для достижения любой цели тоже выполнять конкретные действия в строгой последовательности, несмотря на то, что они могут не нравиться и их не хочется выполнять.

Получается, что дисциплина – это состояние, при котором человек достигает поставленной цели. Возможно, детям ненавистна дисциплина лишь потому, что она навязана извне, а не исходит из внутреннего желания что-либо делать. Если посмотреть, как родители воспитывают своих детей, то можно увидеть принуждения и насилие. Детей заставляют что-то делать. А на вопрос «Зачем мне это делать?» отвечают: «Так надо». Кому надо? Зачем надо? Дети не понимают, зачем им нужно выполнять конкретные действия, из-за чего любая дисциплина станет им ненавистной.

Когда же человек становится взрослым, он теперь сам ставит перед собой цели. Чтобы чего-либо достичь, нужно иметь четкий план действий, яркое видение того, что будет происходить, просчитывать все риски и быть готовыми к ним, чтобы устранять трудности, и последовательно следовать плану. Достижение цели – это последовательное выполнение действий, которые способствуют процессу, а не нарушают его. К примеру:

  1. Чтобы зубы были здоровыми, необходимо ежедневно их чистить утром и вечером, в течение дня полоскать рот после еды, а также посещать стоматолога, если все-таки появились различные болезни. Здесь нужно все действия выполнять независимо от того, нравятся они вам и хотите ли вы их совершать.
  2. Чтобы похудеть, нужно ежедневно соблюдать определенную диету, заниматься спортом, вести активный образ жизни. Нельзя давать себе поблажек и устраивать перекусы, которые лишь приводят к срыву человека и поглощению еды. Нужно четко придерживаться распорядка дня, чтобы достичь поставленной цели.
  3. Чтобы стать профессионалом любого дела, нужно самообучаться, черпать любые знания, которые касаются работы, обучаться навыкам, которые будут способствовать выполнению любых заданий. На все это нужно время, терпение и мотивация, которые человек сам должен выделять.

Дисциплиной можно назвать контроль и силу воли человека, которые он прикладывает при последовательном выполнении необходимых действий, ведущих его к определенной цели.

Психологи говорят о том, что успешными люди становятся тогда, когда могут быть дисциплинированными. Ведь тогда они начинают выполнять именно те действия, которые позволят достичь им поставленных целей. Они четко следуют плану, не дают себе поблажек, не «откатываются» назад и не начинают складывать руки при появлении проблем. Дисциплина предполагает, что человек будет постепенно идти к своей цели, преодолевая любые трудности и решая все возникающие проблемы. А это все требует от него контроля, осознанности и готовности познавать, обучаться новому.

Как дисциплинировать себя?

Многим людям кажется, что нужно везенье для достижения поставленных целей. Они ссылаются на быстрый взлет неких личностей, которые еще вчера никому не были известны, а сегодня находятся у всех на слуху. Несомненно, даже психологи не исключают такой фактор, как везенье. Однако даже везенье может не помочь человеку, если он не готов к совершению действий, которые оно от него требует. А приобретение различных навыков и знаний всегда требует дисциплины. Как ее в себе развить?

Как дисциплинировать себя, волнует людей, которые понимают, что они сдаются, опускают руки, перестают верить в себя и поддаются влиянию внешних факторов, которые мешают им достигать целей. На самом деле все очень просто: чтобы себя дисциплинировать, нужно поставить цель, которая будет намного важнее и ценнее, нежели какие-то там внешние факторы, жалость к себе и пр.

Любая цель дисциплинирует человека. Если он желает чего-либо достичь, то становится вынужденным подчиняться определенным правилам. Быть дисциплинированными – это соблюдать определенные правила, которые диктуются той целью, которую он перед собой поставил. И здесь уже становится неважно, нравятся вам эти правила и действия, которые нужно совершить, или нет. Если вы хотите достичь цели, то должны их выполнять.

Дисциплина приводит к порядку, о котором многие люди мечтают. Вспомним о том, как многим не хватает стабильности, умиротворенности, спокойствия. Все эти понятия подразумевают под собой порядок (к примеру, вы должны быть уверены, что ключи лежат на конкретном шкафу в конкретном месте, чтобы каждый раз не переживать, когда они вам понадобятся, и не искать их). Порядок – это когда вы понимаете, что происходит, знаете, что нужно делать, и уверены, что продвинетесь дальше.

У дисциплинированных людей чаще и больше присутствует ощущение спокойствия, уверенности в себе и стабильности. Несомненно, в их жизнь могут ворваться непредвиденные обстоятельства, которые могут не замечаться человеком из-за узости своего взгляда на мир и оценки возможного развития событий впоследствии совершения определенных действий. Однако дисциплинированный человек не позволяет внешним факторам влиять на его решение. Он намерен достичь цели, а это значит, что любые трудности и неожиданности должны преодолеваться.

Из-за того, что люди избегают дисциплинированности с самого детства, когда ее им навязывали, не объясняя, зачем она нужна, вырастают личности, которые не могут достигать целей, часто бросают дело на полпути и не имеют ничего стабильного в своей жизни. Частые разводы в современном обществе, появление детей в семье родителей-одиночек, отсутствие финансовой независимости и благосостояния – все это является результатом отсутствия дисциплины.

Как распознать недисциплинированных людей?

  1. У них расхлябанная походка.
  2. Они импульсивные и легко отвлекаемые.
  3. Не умеют контролировать свои высказывания.
  4. Они суетливые и несобранные.
  5. Имеют привычку часто жаловаться и занимать позицию жертвы.
  6. Ссылаются на внешние обстоятельства, когда нужно оправдать свои неудачи.
  7. Часто забывают что-то.
  8. Не умеют держать свое слово.
  9. Вечно опаздывают.

Следует отметить, что каждого дисциплинированного человека окружающие люди уважают. Это происходит не потому, что он дисциплинированный, а из-за того, что дисциплина ему позволяет достигать и делать по жизни и в отношениях с другими людьми.

Как стать дисциплинированным?

Если кому-то кажется, что стать дисциплинированными – это трудно, можно сказать, что этому человеку просто не хочется контролировать себя, прикладывать усилия и приобретать полезное качество. Стать дисциплинированным или продолжать вести хаотичный образ жизни, остается выбором каждого человека. Те, кто желает развить в себе полезное качество, может начать со следующих рекомендаций:

  1. Поставьте цель. Она должна быть желанной, значимой и очень важной для вас. Желательно, чтобы поставленная цель исходила из ваших внутренних убеждений о том, что ее достижение действительно сделает вас счастливым человеком. Не ставьте цель ради эксперимента. Ставьте цель, которую действительно хотите достичь.
  2. Определитесь с последовательностью действий, которые вы будете совершать, чтобы достичь цели. Чем более подробным будет план, тем лучше. Готовьтесь беспрекословно и в обязательном порядке ему следовать. Проверьте, действительно ли описанные вами шаги позволят вам достичь цели?
  3. Обозначьте точные сроки, когда вы начнете достигать поставленной цели. Когда вы будете совершать каждый из описанных шагов на пути к вашей цели? Эти сроки нельзя отодвигать, растягивать и убирать по собственному желанию. Возможны передвижения во времени и даже замена шагов на другие, если складываются обстоятельства так, что нужно пересмотреть план своих действий. Дисциплина не означает, что вы теряете гибкость при появлении обстоятельств, которые указывают на то, что ваши поступки являются неверными. Ваш план хоть и должен реализовываться, но предполагает, что в нем чего-то не учтено, поэтому придется его немного менять. Главное при этом всем – постоянное движение к цели. Вы меняете план не для того, чтобы перестать что-либо делать, а лишь потому, что появились обстоятельства, которые указывают на необходимость совершения каких-то других действий.
  4. Предвидьте сложности, с которыми вам придется столкнуться. Обязательно продумайте, как вы будете устранять трудности, если они возникнут. К примеру, что вы будете делать, если вам не захочется вставать в 7 часов утра, как вы это запланировали? Вы должна встать в 7 часов утра – от вас теперь зависит, какие действия вы для этого предпримете.
  5. Ведите отчет. Здесь нужно отмечать лично для себя, какие действия помогли вам в преодолении трудностей и продвижении к своей цели. Также следует отмечать поступки, которые не помогли достичь желаемого.

Каждый раз отмечайте продвижение себя к успеху. Помните, что план может меняться, если обстоятельства говорят о том, что его нужно пересмотреть. Отказывайтесь от действий, которые вам не помогают в достижении желаемого. Невозможно все предусмотреть заранее, поэтому сохраняйте гибкость. Ваша дисциплинированность будет заключаться в том, что, несмотря на все изменения и проблемы, вы продолжаете идти к цели.

При каждой неудаче нельзя падать духом и отказываться от своей цели. Дополнительными факторами в развитии дисциплины станут:

  1. Научение себя самоконтролю. Нужно отслеживать свои мысли, понимать, какие поступки и зачем их совершаете, контролировать расход денег и прочих своих ресурсов.
  2. Концентрация внимания. Обращайте внимание на все, что связано с вашей целью. Ничто не должно пройти мимо вашего внимания.
  3. Включение памяти. Запоминайте, учитесь держать слово и не забывать о важных моментах в достижении желаемого.

Как дисциплинировать ребенка?

Научить кого-то, особенно ребенка, дисциплине намного труднее. Здесь родители должны отказаться от назиданий и наказания. Такими методами дисциплине не научить. Применяйте следующие методы:

  • Хвалите и даже поощряйте любое достижение, совершенное ребенком.
  • Давайте выбор ребенку в принятии решений, чтобы он ощущал свою ответственность.
  • Назначайте обязанности по дому, которые он должен выполнять совместно с родителями. Здесь нужно учитывать возраст ребенка, а также создавать благоприятные условия при выполнении дел. Не наказывать, а доброжелательно все объяснять малышу.
  • Давая команды ребенку, которые он не желает выполнять, следует пояснять, какие последствия появятся, если он не сделает то, что вы от него хотите.

Итог

Дисциплина – это состояние человека, который подчиняется определенным правилам, чтобы достичь поставленной цели. Хорошо, если человек сам ставит эти цели, поскольку тогда у него появляется мотивация, зачем ему нужно быть дисциплинированным. Вот почему нужно ставить перед ребенком такие задачи, которые будут соответствовать его целям и интересам. Они-то и будут теми мотивами, из-за которых он будет совершать нужные действия и подчиняться определенным правилам.

Нормы и требования воинской дисциплины охватывают все стороны жизни и деятельности военнослужащих. Они распространяются не только на их служебную деятельность, но и на поведение вне службы, на их отношения между собой, на внешний вид -- на все, из чего складывается дисциплинированность воина. В дисциплинированности воина как в зеркале отражаются его высокая сознательность, внутренняя собранность, готовность самоотверженно выполнить свой священный долг защитника Отечества.

Дисциплинированность -- это внутреннее качество личности военнослужащего. Она складывается на основе глубокого знания каждым солдатом и матросом требований законов, воинских уставов, инструкций, наставлений, своих служебных обязанностей, а также норм и правил, регулирующих взаимоотношения военнослужащих. Твердо знать требования воинских уставов, точно и пунктуально выполнять их -- первейшая обязанность каждого воина. Военнослужащий, хорошо знающий требования уставов, как правило, легче справляется со своими обязанностями, более эффективно использует каждую минуту учебного времени.

Но для дисциплинированного воина одного знания уставов недостаточно. Необходима внутренняя убежденность в обязательности выполнения их требований, сознательное отношение к воинской службе, навыки, умения, привычки действовать строго по уставу. Существенной стороной дисциплинированности являются волевые факторы -- умение управлять собой в соответствии с уставными требованиями, подчинять им свои действия и поступки. Таким образом, дисциплинированность -- это совокупное выражение глубоких знаний, сознательности, воли, навыков и привычек военнослужащего.

Высшим проявлением дисциплинированности выступает самодисциплина, под которой понимают способность воина управлять собой, своими поступками, самостоятельно оценивать и контролировать выполнение требований воинской дисциплины, в нужный момент приказывать самому себе. При выполнении задач воинской службы многие солдаты и матросы, сержанты и старшины на долгие часы остаются наедине, и только самодисциплина руководит их поступками, побуждает отдавать все силы и способности выполнению поставленной задачи, помогает вовремя заметить собственную ошибку, неточность и устранить их.

Весь уклад армейской и флотской жизни оказывает постоянное воздействие на формирование у воинов сознательного отношения к выполнению уставных требований, исполнительности, дисциплинированности. Каждый воин должен понимать, что строгая организация жизни и быта, предусмотренная уставами (уставной порядок), подтягивает, дисциплинирует, позволяет предупредить негативные явления в воинских коллективах. Следует помнить, что в уставах аккумулирован огромный опыт войсковой практики. За каждым положением устава -- научно обоснованный вывод о наиболее целесообразном, отвечающем интересам боевой готовности решении того или иного вопроса, связанного со службой войск, бытом, учебой личного состава. Уставной порядок выражает такую степень организованности, которая гарантирует наиболее эффективное обучение и воспитание воинов, обеспечивает постоянную готовность подразделения, части, корабля к выполнению боевой задачи.

Важнейшими элементами уставного порядка являются выполнение распорядка дня, организация боевой учебы, службы суточного наряда, несение караульной и гарнизонной служб, порядок хранения и выдачи оружия, организация парковой службы и контрольно-пропускного режима, соблюдение формы одежды, правил поведения и отдания воинской чести, поддержание чистоты в помещениях и городках. Следует помнить, что каждый элемент уставного порядка обеспечивает четкость и организованность в учебе и поддержании высокой боевой готовности подразделения, части, корабля.

Неукоснительное соблюдение уставного порядка способствует постепенному формированию у воинов дисциплинированности и исполнительности. Очень образно написал об этом первый космонавт Ю.А. Гагарин: "За время службы в армии я не имел ни одного взыскания, строго соблюдал внутренний порядок. Меня радовало, что все в части происходит по расписанию, точно в установленное время: и работа, и еда, и отдых, и сон. Меня ничуточки не тяготило, что это повторялось изо дня в день. Я видел, а еще больше чувствовал, как сознательная воинская дисциплина, постоянное поддержание образцового внутреннего порядка сплачивали личный состав, делали воинскую часть дружным боевым коллективом, обеспечивали единство действий, согласованность и целеустремленность, поддерживали постоянную боевую готовность и неусыпную бдительность... В армии я привык жить и учиться по уставам. Уставы отвечали на все вопросы, связанные с жизнью, учебой, службой, ясно указывали, как служить, изучать военное дело, овладевать оружием и боевой техникой, повседневно повышать политическую сознательность".

Важное значение для формирования дисциплинированности имеют сложившиеся в армейских и флотских коллективах взаимоотношения. Уставы обязывают воинов дорожить войсковым товариществом, удерживать своих товарищей от недостойных поступков, не допускать грубости и издевательств. Моральную атмосферу в воинских коллективах составляют те взаимоотношения, которые четко соответствуют нашим законам и требованиям уставов. Железная спайка, взаимопомощь, способность заменить своего товарища у орудия, ракеты, механизма корабля, готовность перенести трудности во имя общего успеха -- это важные слагаемые высокой дисциплинированности воинов.

Очень важны и уставные взаимоотношения опытных и молодых солдат и матросов. Не случайно в частях и на кораблях радушно и сердечно принимают молодых воинов. Их окружают вниманием, с ними щедро делятся опытом, их предостерегают от неверных шагов, опрометчивых поступков. Надо, чтобы молодые солдаты и матросы с первых шагов чувствовали себя как в родной семье. Взаимоотношения между воинами -- результат их культуры, человеческого в человеке. Чем богаче взаимоотношения, тем более интересна жизнь и служба солдата. Бескультурье всегда агрессивно. Когда воину нечем самоутвердиться как личности, он начинает самоутверждаться своими инстинктами. Агрессивность, которая проявляет себя в неуставных взаимоотношениях, есть проявление животного "инстинкта власти, силы". Каждый военнослужащий должен помнить, что боевая деятельность требует взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимовыручки. Можно ли их ожидать, если в подразделении процветают неуставные взаимоотношения? Если в условиях мирного времени товарищеские взаимоотношения не формируются, то им неоткуда взяться в экстремальной ситуации. Тому, кто пытается строить свои отношения с другими воинами на "неуставных нормах", не стоит рассчитывать на поддержку товарищей в боевых условиях. Здоровый сплоченный коллектив не может терпеть в своих рядах даже малейших отклонений от уставного порядка.

Дисциплинированность, как качество личности, не рождается вместе с человеком. Она складывается еще в доармейский период и окончательно формируется и развивается в процессе армейской и флотской службы. Каждый военнослужащий должен понимать, что формирование дисциплинированности зависит от него самого, от особенностей его характера, темперамента, способностей, наклонностей, уровня его знаний, навыков, умений, от того, насколько настойчиво он работает над собой. Расширяя свои знания о дисциплине и воинской службе, вырабатывая навыки и умения уставного поведения, совершенствуя волевые качества, каждый солдат и матрос самостоятельно формирует свою дисциплинированность.

В процессе самодисциплинирования можно выделить определенные этапы. Первый из них включает период времени, связанный с вхождением солдата (матроса) в воинский коллектив, когда происходит освоение им новой социальной роли военнослужащего, овладение воинской специальностью, нормами и правилами дисциплинированного поведения, привыкания к требовательности командиров, вырабатывается первичное отношение к этим нормам и требованиям. В ходе второго этапа воином накапливается служебный опыт, устанавливаются прочные взаимоотношения в воинском коллективе, у него появляется определенный авторитет среди сослуживцев, нарабатываются убеждения и навыки дисциплинированного поведения. Третий этап -- этап упрочения дисциплинированности. Он связывается с уже выработанными воином установками на дисциплинированное поведение, с глубоким пониманием им значения личной дисциплинированности, с устойчивым стремлением приобретать и совершенствовать необходимые знания, навыки и умения для обеспечения высокой боевой готовности подразделения, части, корабля.

О воинах дисциплинированных, стойких, надежных говорят: это люди долга. Постоянное чувство высокой ответственности, готовности выполнить воинский долг воспринимается ими как дело чести и совести. Именно на этой основе возможно достижение дисциплины высшего предела, то есть такой степени сознательного отношения к воинскому долгу, когда знания, убеждения и воля человека становятся единым сплавом, когда приказ командира подкрепляется велением совести, когда требования дисциплины сливаются с внутренней потребностью дисциплинированного поведения каждого воина

Контрольные вопросы

  • 1. Почему в современных условиях возрастает значение воинской дисциплины?
  • 2. Каким образом воинская дисциплина влияет на повышение боевой готовности подразделения?
  • 3. Что значит быть дисциплинированным воином?
  • 4. Какие факторы и условия влияют на дисциплинированность военнослужащего?
  • 5. Расскажите об основных направлениях формирования дисциплинированности.
  • 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВОИНА К БОЮ

воин патриотизм дисциплина товарищество

Даже в эпоху высокоразвитой боевой техники и совершенного оружия главная роль на войне принадлежит солдату. Результаты боевых действий в современных условиях во многом зависят от морально-психологического состояния личного состава, его способности переносить военные тяготы и лишения, преодолевать страх в бою и сохранять волю к победе.

Нет ничего более важного для боевой готовности, чем отношение солдата к своему долгу, его боевой настрой и поведение на поле боя. Каждый воин должен сознательно готовиться к боевым действиям, вырабатывать у себя психологическую устойчивость и умение сражаться в любых условиях боевой обстановки.

Когда люди сталкиваются со словом «дисциплина», их это возмущает. Многие проходили в своем детстве через попытку их дисциплинировать. Зачастую те, кто сопротивлялся, подвергался жестокому наказанию. Родители пытались привить нам хорошее качество, однако их методы были настолько неприятными и жестокими, что у всех выработалось негативное отношение к дисциплине – качеству, которое помогает в достижении целей. И здесь возникает вопрос, как дисциплинировать себя.

Почему возникают проблемы с дисциплиной

Начнем с определения дисциплины – что это такое? Это некое самоограничение, которое подразумевает придерживание некоторых правил. Человек занимает подчиняющуюся позицию по отношению к определенным алгоритмам, правилам, законам и т. д. Дисциплину можно сравнить с законопослушанием – когда человек знает законы и придерживается их, не нарушает. Однако за нарушение дисциплины не всегда следует наказание, особенно если речь идет о взрослом человеке.

На сегодняшний день распространенным стал культ свободы. Человек должен быть свободным. Однако многие люди не понимают, что это означает. Многие понимают под свободой возможность делать все, что они захотят. Однако психологи считают свободой способность человека жить в угоду своим желаниям, достигать их. Ощутите разницу между делать все, что взбредет в голову, и тем, чтобы реализовывать свои желания.

Возникает естественный вопрос: зачем становиться дисциплинированными? Данное качество, как утверждают психологи, помогает в реализации своих желаний. Другими словами, дисциплинированный человек становится успешным, счастливым. Он может достичь всего, чего пожелает, а не просто тратить время на то, чтобы доказывать наличие у себя свободы.

Дисциплинированный человек – свободный человек, поскольку может иметь все, что пожелает. Как раз те люди, которые избегают дисциплины, но кричат о своей свободе, являются несчастными и ограниченными.
Они несвободны от своей свободы, в то время как дисциплинированный человек становится свободным, достигая своих целей путем использования дисциплины. Что такое дисциплина?
Это соблюдение конкретных правил, которые помогают достичь цели. Человек просто совершает те действия, которые приведут его к цели, и контролирует данный процесс. Это и является самодисциплиной.

Как дисциплинировать себя?

Рассмотрим пошагово всё, что нужно делать, чтобы воспитать в себе самодисциплину.

1. Полюбить дисциплину и научиться воспринимать её как огромное благо. Упражнения:

  • Опишите минимум 10 примеров, как дисциплина, самодисциплина помогает человеку достигать его цели и желаемого счастья!
  • Напишите сочинение на тему “Дисциплина – моя сила!”. Поверьте, такие сочинения невероятно помогают и являются очень эффективными. Сочинение должно быть не менее чем на 1 страницу.

2. Создайте мощную мотивацию к Самодисциплине. Упражнения:

  • Напишите в своей рабочей тетради (не скупясь на слова и бумагу) минимум 20 значимых причин – для чего вам нужна Дисциплина?
  • Опишите (на бумаге) в красках, с примерами и образами, – как изменитесь вы, ваша личность, когда вы воспитаете в себе самодисциплину? (минимум 5 страниц)
  • Опишите максимально ярко – как изменится ваша жизнь, судьба, когда вы дисциплинируете себя? (минимум 5 страниц)

3. Создайте дисциплинирующие вас ритмы жизни! Что-то такое, что будет вам помогать выстроить правильный и эффективный ритм. Очень хорошо в решении этой задачи помогает спорт, любые спортивные секции. Например, вы начинаете посещать фитнес клуб, спортзал – 3 раза утром (перед работой) и 3 раза вечером (в другие дни). Вам поможет утренняя йога, бег, другое. Так же, хорошо дисциплинируют боевые искусства, рекомендую.

Наполните вашу жизнь и другими дисциплинирующими мероприятиями. Очень хорошо начать посещать тренинги личностного роста, на тему дисциплины в том числе.

Учитесь осознанно управлять собой – осваивайте самовнушение и аффирмации. Для этого читайте соответствующие статьи по ссылкам. Например:

  • “Я управляю собой, я подчиняю свой внутренний мир своим Целям”
  • “Я включаю активность, радость и силу для достижения своей Цели”
  • “Я выключаю, я сжигаю лень и пассивность”
  • “Я пробуждаю волю, все силы к цели”

Такие команды самовнушения переключают ваше сознание в активный режим работы, чтобы выключить слабость и мешающие проявления, включить волю, побудить энергию и приступить к действиям.

5. Найдите себе хорошего наставника, коуча, тренера, который будет вам помогать вырабатывать самодисциплину. По статистике, у 99% всех успешных и великих людей были наставники и тренера. И чем более жёсткими и требовательными были их учителя, тем быстрее они достигали поставленных целей. Об этом говорит большинство из них.

Видео по теме

Сон по графику

Установите для себя оптимальное время для утреннего подъема и вечернего засыпания. Вы прекрасно знаете, во сколько вам нужно проснуться, чтобы спокойно собраться на работу и успеть туда вовремя. Также вы знаете, сколько часов вам нужно поспать, чтобы выспаться и хорошо себя чувствовать весь день. У каждого человека всё это индивидуально, поэтому составьте себе график, который будет наиболее удобен именно вам. И неукоснительно ему следуйте. Сложно будет только поначалу, затем соблюдение этих правил будет даваться вам очень легко.

Если вдруг вы нарушили расписание, то накажите себя – как бы смешно это ни звучало. Наказанием может быть всё, что угодно – тридцать отжиманий от пола, лишение себя любимого пирожного и так далее. И конечно, чем меньше вы будете нарушать установленные рамки, тем легче в дальнейшем вам будет их соблюдать.

Занятия спортом

Любой спорт дисциплинирует человека, если, конечно, серьезно к нему относиться. Найдите вид спорта, который вам по душе и запишитесь в соответствующую секцию. Вы будете посещать занятия, например, в понедельник, среду и пятницу, с 18.00 до 19.30. Если не будете пропускать занятия без уважительной причины, то соблюдение этого графика приучит вас к дисциплинированности и в других сферах жизни.

Можно также и самостоятельно заняться спортом, например, бегать по утрам определенное количество времени или выполнять комплекс упражнений. Однако, так заставить себя делать это регулярно будет несколько сложнее, так как вы знаете, что вас никто не проконтролирует и не поругает за плохие результаты, к тому же деньги за пропущенное занятие не пропадут, как в случае с посещением секции. Помимо развития в себе дисциплинированности, занятия спортом несут в себе еще одно неоспоримое преимущество – крепкое здоровье и красивое тело.

Ежедневное расписание

Заведите себе небольшой блокнот или ежедневник, куда записывайте все важные дела, которые вам необходимо сделать. Причем записывайте их в таком формате: задание – примерное время на выполнение – приоритетность. Если вы сможете с максимальной точностью определить, сколько времени вам потребуется на выполнение каждой задачи, то это поможет вам рассчитать, сколько заданий вы реально сможете сделать за один день. Приоритет задания нужно определять для того, чтобы понимать, какое задание можно перекинуть на следующий день в случае нехватки времени, а какое нельзя. Например, полочку можно прибить и завтра, а сегодня лучше съездить в гости к бабушке, ведь вы ей уже давно обещали.

Если речь идет о рабочих обязанностях, то учитывайте не только срочность задания, но и вероятность того, что вам возможно придется его переделывать или дорабатывать.

И последнее. Забудьте фразы «я слабовольный человек», «это слишком сложно для меня», «я слишком ленив и буду лениться всю жизнь». Всё это лишь отмазки для тех, кто не хочет ничего менять в своей жизни. И если вы будете повторять себе подобные фразы, то не ждите никакой внутренней мотивации и воли – они не появятся. Говорите себе, что всё, что вы наметили, у вас получится. И тогда увидите, как внутренняя сила воли начнет наполнять вас и вам не будет составлять никакого труда поддерживать самодисциплину.