Падежные окончания имен прилагательных. Склонение прилагательных

Для того, чтобы правильно склонять имена прилагательные, нужно знать их падежные вопросы в обоих числах.

Окончания и прилагательных удобнее всего проверять подстановкой вопроса какой? в нужной форме, так как окончания вопроса и прилагательного совпадают, например: Ему было тяжело идти после трудного (какого ?) дня . Исключением является именительный падеж единственного числа мужского рода (и сходный с ним винительный падеж), где под ударением пишется окончание -ой (отрывно́й календарь, делово́й человек ), а без ударения —ый или -ий (насто́льный календарь, и́скренний человек ).

В прилагательных на -ий , -ья , -ье (волчий , волчья , волчье ) во всех падежах, кроме именительного (и сходного с ним винительного) падежа мужского рода единственного числа, пишется буква ь , например: волчь я (стая), волчь е (логово), волчь и (следы); волчь его, волчь ей, волчь их, волчь им и т. д. (но: волчий вой ).

Окончания именительного падежа

В женском роде в именительном падеже единственного числа пишется окончание -ая или -яя , а в среднем роде — -ое или -ее (какая? заочная средняя школа ; какое? интересное всестороннее исследование ).

Во множественном числе всех трех родов пишется окончание -ые или -ие (какие? морозные зимние дни, ночи, утра ).

Окончания винительного падежа

В женском роде в винительном падеже единственного числа пишется окончание -ую или -юю (отвечает на вопрос какую? ), например: окончить (какую?) заочную среднюю школу .

Окончания творительного падежа

В мужском и среднем роде в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ым или -им (отвечает на вопрос каким? ), например: наслаждаться (каким?) теплым осенним днем, утром .

В женском роде единственного числа пишется окончание -ой (-ою ) или -ей (-ею ) (отвечает на вопрос какой? какою? ), например: шефствовать над (какой? какою?) сменной средней школой .

Окончания предложного падежа

В мужском и среднем роде в предложном падеже единственного числа пишется окончание -ом или -ем (отвечает на вопрос каком? ), например: писать о (каком?) теплом осеннем дне, утре .

Склонения причастий, порядковых числительных

Так же, как качественные и относительные прилагательные, изменяются (склоняются) причастия, некоторые местоимения (каждый, всякий, самый, этот и др.), порядковые числительные (первый, второй, четвертый и т. д., кроме третий, склоняющегося, как притяжательное прилагательное волчий). Правописание окончаний всех этих слов можно проверять подстановкой вопроса какой? в нужной форме, например: Он стремился почитать (какую?) каждую появляющуюся научную статью по (какому?) интересующему его вопросу.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Цели урока: Повторить материал, изученный в 4-м классе по данной теме.

Формировать умения:

  1. Находить изученную часть речи (гл., сущ., прилаг.)
  2. Определять, в какой части слова орфограмма.
  3. Объяснять написание гласных в безударных окончаниях гл., сущ., прилаг.

Ход урока

I. Повторение по теме,Правописания безударных окончаний глаголов”

1) К доске выходит ученик, который задаёт классу вопросы (формулирует вопросы сам)

– Что нужно знать, чтобы верно написать гласные в безударных окончаниях глагола?

– Как определить спряжение глагола?

– Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

На экране после проведённого опроса появляется запись:

Спряжение глаголов

2 спр.

  1. Все глаголы на - ить - (кроме,брить” и,стелить”)
  2. 4 гл. на - ать - (слышать, дышать, держать, гнать)
  3. 7 гл. на - еть - (видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, зависеть, вертеть, смотреть)

Остальные к 1 спр.

2) Работа над правописанием безударных глагольных окончаний

А) Индивидуальные задания (у доски 2 ученика)

Карточка 1. Даны 2 предложения.

– Вставить пропущенные буквы в окончания глаголов.

– Найти слова с безударными гласными в корне слова.

– Определить количество букв и звуков в слове,листья”

Осенний лес реде…т. Только местами на ветках дуба держ…тся багровые листья.

Б) Задание классу:

Цифровой диктант (слово не пишут, только номер слова и букву)

Слова: строит, пашет, гуляет, рубит, пахнет, лечит, смотрит, дышит, слышат, скачут.

Вывод: чтобы определить гласную в безударном окончании глагола нужно:

  1. поставить глагол в неопределённую форму
  2. определить спряжение
  3. 1 спр.- е ; ут-ют (мн.ч.)
    2 спр.- и ; ат-ят (мн.ч.)

В) Задание всему классу: распределительный диктант

– оВыписать глаголы с безударными окончаниями, распределив на группы: ед.ч мн.ч. (текст на экране)

Осень. Ветер гонит опавшие листья. Шепчут на ветру деревья. Слышатся голоса собирающихся к отлёту птиц. В воздухе чувствуется холодок. Ребята отправляются на прогулку в осенний лес.

Дополнительные задания к этому упражнению:

  • озаглавить текст
  • поработать над определением широкой и узкой темы
  • назвать орфограммы, которые встретились в тексте (текст писать без пропуска букв на месте орфограммы – дети сами должны увидеть её.)

Одна из орфограмм, встретившаяся в тексте - е-и в окончании сущ.

Уч-ся находят её. Класс переходит к повторению этой орфограммы.

II. Повторение по теме,Е-И в окончании имен сущ.”

1) Работа в паре

Выходят два ученика к доске и задают друг другу вопросы (формулируют сами)

Вопросы: - Как определить, что написать в безударном окончании существительных?

– Какие существительные относятся к 1, 2, 3 спр.?

– Нужно ли определять спр. у существительных 2 и 3 склонения? А 1 склонения?

На экране таблица

2) Тренировочные упр-ия

А) Задание классу.

Игра,Третий лишний”. Слова на экране:

  1. На ели, на ветви, на ветке.
  2. О юноши, от юноше, у проруби.
  3. По дороге, в тетради, в тетрадке.

(лишнее слово выписывают, обозначают орфографически, остальные слова разбирают устно)

Индивидуальное задание:

– выписать словосочетание, в которых встречается данная орфограмма.

Мы бежали по лесной дороге к земляничной поляне.

Вывод: чтобы определить гласную в безударных окончаниях сущ. необходимо знать склонение, а в 1 скл. и падеж (или подставить,земля”)

III. Безударные окончания прилагательных

Учитель задаёт вопрос классу:

– как проверить правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных?

1. Тренировочные упражнения.

Экран. С одной стороны экрана текст, с другой пейзажи зарисовки на тему,Осень”. Звучит музыка П.И. Чайковского.

Текст на экране

Осень – о причудливая волшебница. Приходит она и расстилает жёлтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья, приносит запах свежести, лёгкого морозца.

Хорошо в парке в такие удивительные дни. Деревья объяты пламенем. Не остановить осеннего пожара.

а) выписать словосочетания

сущ.+ прил.

б) графически обозначьте орфограммы.

Индивидуальное задание: а) написать небольшой рассказ по картине (несколько сильных учеников)

Музыка, репродукция с картины, связный рассказ - метапредметные связи.

После выполнения задания уч-ся делают вывод: чтобы определить написание гласной в безударном окончание прилагательных, нужно задать вопрос от существительного, с которым согласованно прилагательное.

IV. Итоги урока

– Посмотрите внимательно на текст. Найдите орфограммы, над которыми мы сегодня работали. (уч-ся называют слова, части речи, орфограммы, проговаривают правила правописания)

– Чем ценны выполненные упр-ия для вас, ребята? (личностное восприятие)

Данные упр-ия помогают учащимся закрепить правила правописания гласных в окончаниях гл., сущ., прилаг., самим формулировать вопросы, заостряя внимание на основных моментах, совершенствовать речевые навыки.

Склонение имен прилагательных

Как цветок не может жить без воды и солнечного света, так и имя прилагательное не может жить без имени существительного и все за ним повторяет. Поэтому имена прилагательные так же, как и существительные, изменяются по падежам, то есть склоняются.

Просклоняем имя прилагательное солнечный .

И.п. солнечный день

Р.п. солнечного дня

Д.п. солнечному дню

В.п. солнечный день

Т.п. солнечным днём

П.п. о солнечном дне

Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, от которого оно зависит. Рассмотрим пример.

Радоваться новой игрушке

Чтобы определить падеж имени прилагательного новой , сначала определяем падеж имени существительного игрушке . Радоваться (чему?) игрушке . На вопросы кому? чему? отвечает дательный падеж. Прилагательное новой повторяет падеж существительного игрушке , следовательно, употребляется в дательном падеже.

Правописание окончаний имен прилагательных

При склонении имен прилагательных ударение не всегда падает на падежное окончание, и поэтому на слух нельзя точно определить, какую гласную букву следует писать в этом случае.

Радоваться нов…й игрушке. В безударном окончании прилагательного слышится то ли А, то ли О. Возникает «ошибкоопасная» ситуация. Чтобы верно написать безударное падежное окончание имени прилагательного, надо:

- задать к имени прилагательному вопрос от существительного,

- выделить окончание в вопросительном слове,

- написать в прилагательном такое же окончание, которое мы выделили в вопросительном слове.

Применим этот алгоритм к примеру: радоваться игрушке (какОЙ?) новОЙ.

В имени прилагательном новОЙ пишется то же самое окончание ОЙ, которое мы выделили в вопросительном слове какОЙ?

Следующая стихотворная подсказка поможет вам успешно применять это несложное орфографическое правило на практике и правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных.

Когда есть прилагательное

И нужно окончательно

Узнать про окончание -

Внимание, внимание! -

Бегите к существительному

И ласково скажите

Простое заклинание

От всякого незнания:

«Эне-бене, туфи-рос!

Нужен от тебя вопрос!»

Правил проще нет на свете:

Что в вопросе - то в ответе!

Определим, какую гласную букву следует писать в безударных «ошибкоопасных» окончаниях следующих имен прилагательных.

Подойти к стар…му дому. К дому (какОМУ?). В вопросительном слове отчетливо слышится окончание ОМУ, такое же окончание мы пишем и в прилагательном старОМУ .

Побывать у дальн…го озера. Пользуясь алгоритмом, задаем от имени существительного озера вопрос к имени прилагательному дальнего . У озера (какОГО?). Помним: какое окончание в вопросительном слове, такое и в прилагательном, только после мягкого согласного вместо О пишется Е. У озера (какОГО?) дальнЕГО .

Купить вечерн…ю газету. Купить газету (какУЮ?) вечернЮЮ.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Gramota.ru ().
  2. Terver.ru ().

Согласуйте поставленные в скобках прилагательные с теми существительными, к которым они относятся. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки.

1. В (соседний) комнате постукивал на своём аппарате глухой телеграфист (Чехов). 2. Ворона каркнула во всё (вороний) горло (Крылов). 3. Жена долго ещё ш..птала мне какую (то) чепуху про деспота-дядюшку, про слабость (человеческий) вообще и (молодой) жён в частности, про (прямой) обязанность нашу давать пр..ют всем, даже (большой) грешникам (Чехов). 4. Круглолиц..й, с (хороший), очень (ясный) взглядом (девичий) глаз, он понравился мне (М. Горький). 5. (Удивительный) вещи увидели мы на (птичий) базаре (Арсеньев). 6. Днепр серебрится, как (волчий) шерсть среди ночи (Гоголь). 7. Море и небо сливались в (синий) бесконечность (М. Горький). 8. В (стоячий) воде много тины (пословица). 9. Туман прогнало (утренний) ветерком (Чехов). 10. (Маленький) дело лучше (большой) безделья (пословица). 11. Вообще (пр..скучнейший) жизнь (Чехов). 12. Он специально (собачий) повара содержал (Помяловский). 13. За столом сидела (маленький) жен..щина с (большой) глазами (Чехов). 14. Для («народный») гулян..я выбрали (широкий) часть реки между рынком и (архиерейский) двором (Чехов). 15. В песок косы, усеянной (рыбий) чешуёй, были воткнуты (деревянный) колья (М. Горький). 16. Жил в (соседний помещичий) лесу сторож Михайло Песков (Гладков). 17. (Весенний прохладный) небо темнело, будто уходило выше (Платонов). 18. (Горячий) со..нце было матер..ю каждой травинки, каждой ягодки (Пришвин). 19. Поднимается (могучий) светило (Тургенев). 20. На море (синий) вечерний пал туман (Пушкин). 21. Нам открывать миры (далёкий), нам покорять глубины (синий) (Калугин). 22. (Ранний июльский) утром выехала и с грохотом покатилась по (поч..товый) тракту брич..ка (Гоголь). 23. Над (бездымный рыжий) плам..нем костра висело ведро на тр..ноге (Грибов). 24. Меж тем скво..ь (утренний) мглу стало пробиваться со..нце (Чехов). 25. В (жаркий летний) пору лошадей выгоняют у нас на ноч.. кормиться в поле (Тургенев). 26. Однажды в (осенний грибной) пору в вагоне электрич..ки ехали грибники (Козлов). 27. Черского усадили на (свежий олений) шкуру (Алданов). 28. Вечерами мы говорим о (буду..щий) экспедиц..и (Козлов). 29. (Новый) зеленью лепечут песню (новый) и липа (бледн..листый), и (белый) берёз..нька с (зелёный) косой! (Некрасов). 30. К (круглолицый) мальчику подбежал щенок (Козлов). 31. Жгуч.. мороз трескучий (Никитин). 32. Воздух прозрачен, свеж.. и тёпел (Чехов). 33. Лес был стар и дремуч.. (Бубенцов). 34. Вот бреду я вдоль (большой) дороги в (тихий) свете (гаснущий) дня (Тютчев).

Суффиксы прилагательных

Имена прилагательные пополняют словарный состав русского языка так же активно, как и имена существительные, за счет разнообразных способов морфологического образования: от основ существительных (добрый, пластмассовый, медвежий ), прилагательных (красно-коричневый, кисло-сладкий ), глаголов (ходкий, обманчивый, ворчливый ). Наиболее продуктивным способом образования является суффиксальный. При этом суффиксы, как правило, употребляются в зависимости от частеречной основы. Так, от именных основ прилагательные образуются с помощью суффиксов -енн-, -онн-, -ан-(-ян-), -м-, -ий-, -ов-(-ев-), -ий- и др.; от глагольных - -чив-, -нн-, -ем-, -им-, -ист- и др.

Правописание суффиксов в отыменных и отглагольных прилагательных регламентируется специальными правилами

Суффиксы прилагательных, образованных от имен существительных и прилагательных

1. Суффикс -ив- пишется у прилагательных под ударением, суффикс

-ев- - без ударения : игривый, красивый, плаксивый, учтивый, но: алюминиевый, горностаевый, гостевой, грязевой, долевой, дрожжевой, калиевый, каракулевый, клеевой, пулевой, рулевой, соевый, стержневой .

Исключения: милостивый , юродивый .

2. Суффиксы -лив-, -чив- пишутся только с гласной и (в русском языке суффиксов «-лев-», «-чев-» нет): причудливый , участливый , совестливый , опрометчивый .

В прилагательных гуттаперчевый , эмалевый суффикс -ев-, а согласные ч, л входят в корень (гуттаперча, эмаль).

3.Суффикс -ий (вариант суффикса -j-) пишется у прилагательных, образованных от существительных с суффиксами -ик-, -ник-, -чик-, при этом к чередуется с ч : извозчичий (извозчик), охотничий (охотник), плотничий (плотник), полковничий (полковник), помещичий (помещик). В косвенных падежах у этих прилагательных пишется буква ь (помещичьего , помещичьему и т.п.).

В прилагательных типа лягушечий и лягушачий в безударном положении пишется только е: индюшечий - индюшачий , старушечий , мальчишечий , кошачий (написание кошечий устарело).

4. Суффиксы -ов-, -оват-, -овит- пишутся после твердых согласных (кроме ц); -ев-, -еват-, -евит- пишутся после мягких согласных, после шипящих и ц : беловатый, деловой, угловатый, домовитый, речевой, ноздреватый, рыжеватый, глянцевитый, рубцеватый .

5. Суффикс -оньк- пишется после заднеязычных г, к, ж; после других согласных пишется суффикс -еньк-: высоконький, лёгонький, сухонький; синенький, дешевенький, дрянненький (от дрянной), тепленький .

6. В прилагательных перед суффиксом -ск- конечные согласные основы существительного, от которого образовано прилагательное, в одних случаях сохраняются без изменения, а в других - чередуются или исчезают :

1) сохраняются согласные д, т, з, с: аббат-ск-ий, адъютантский, абхазский, вогезский, волгоградский, голландский, гигантский, дилетантский, декадентский, канадский, кронштадтский, курдский, оккупантский, почтамтский, позитивистский, полесский.

Если основа существительного оканчивается на ц (или цц), которой предшествует гласная, то в прилагательном употребляется суффикс -к-: череповецкий (Череповец), ниццкий (Ницца), немецкий;

2) согласные к и ч основы существительных чередуются с ц, при этом в прилагательных пишется –к- : батрац-к-ий (батрак), бурлацкий (бурлак), горняцкий (горняк), кабацкий (кабак), калмыцкий (калмык), пермяцкий (пермяк), рыбацкий (рыбак), словацкий (словак), ткацкий (ткач).

У некоторых прилагательных конечная согласная основы не изменяется и пишется суффикс -ск-: узбек-ск-ий (узбек), таджикский (таджик), угличский (Углич);

3) если основа существительного оканчивается на с, которой предшествует согласная, то конечная с в основе существительного исчезает: рейм-ский (Реймс), уэльский (Уэльс), одесский (Одесса), черкасский (Черкассы).

Исключение: гельсингфорс-ский (Гельсингфорс), даугавпилсский (Даугавпилс), таммерфорсский (Таммерфорс).

В прилагательных абоский (Або - шведское название финского города Турку), бордоский (Бордо), тартуский (Тарту) пишется одна с (суффикс -ск-);

4) в прилагательных, образованных от русских географических наименований, оканчивающихся на ск, пишется одна с, так как происходит наложение суффикса -ск- на ск основы: амурский (Амурск), омский (Омск), приволжский (Приволжск). Иноязычные же наименования подобного типа утрачивают в основе конечное к, поэтому в прилагательных пишется сс: дамас-ский (Дамаск), сан-францисский (Сан-Франциско), этрусский (этруск).

Исключение: баскский (баск), оскский (оски).

7. В прилагательных перед суффиксом -ск- не пишется буква ь, если основа существительного оканчивается на нь или рь: амгун-ский (Амгунь), кубанский (Кубань), рязанский (Рязань), егерский (егерь), знахарский (знахарь), монастырский (монастырь), писарский (писарь).

Исключения: а) прилагательные, образованные от названий месяцев: июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский (но: январский), а также сочетание день-деньской; б) прилагательные, образованные от иноязычных наименований: сычуаньский, тайваньский, тянь-шаньский.

8. Различается написание согласных перед суффиксами -ат-, -ан- в прилагательных типа дощатый , брусчатый : щ пишется в тех случаях, когда обозначаемые ею звуки относятся к одной морфеме (значащей части слова): дощ -ат -ый - доск-а (щ чередуется с ск в пределах одной морфемы - корня), вощ -ан -ой - воск.

9. Перед суффиксом -чат- конечная ц основы существительногсо чередуется с т: крупит-чат-ый (крупица), реснитчатый (ресница), черепитчатый (черепица).

10. Прилагательные оканчиваются на -инский :

1) если они образованы от существительных на -а, -ы (-и): ельнинский (Ельня), охтинский (Охта), мытищинский (Мытищи), таборинский (Таборы);

2) если от соответствующих существительных возможно образовать притяжательные прилагательные на ин: елизаветинский (Елизавета - Елизаветин), мариинский (Мария - Мариин), ольгинский (Ольга - Ольгин), сестринский (сестра - сестрин );

3) если прилагательное образовано от существительного на ин: воинский (воин), эллинский (эллин).

В остальных случаях прилагательные оканчиваются на -енский: грозненский (Грозный), зареченский (Заречье), керченский (Керчь), кладбищенский (кладбище), нищенский (нищий).

Прилагательные коломенский (Коломна), крапивенский (Крапивна), ливанский (Ливны) и некоторые, им подобные, образованы от существительных с помощью суффикса -ск-, а гласная е (обозначающая беглый звук) входит в состав корня.

Прилагательные инзенский , лопасненский , пензенский , пресненский пишутся с е по традиции (хотя Инза, Лопасня, Пенза, Пресня).

13. В прилагательных, образованных от основ на к, ц, ч, перед суффиксом -н- пишется ч (хотя может произноситься [ш]): горчич-н-ый (горчица), перечный (перец), кулачный (кулак), скворечн ый (скворец), молочный (молоко), булочная (булка), скучный (скука).

В прилагательных, образованных от основ на х, перед суффиксом -н- пишется ш : гречиш-н-ый (гречиха), потешный (потеха), суматошный (суматоха).

Варианты написания будничный и буднишный одинаково допустимы, хотя первый предпочтительнее.

Суффиксы прилагательных, образованных от глаголов

1. Суффиксы -ив-, -лив- у отглагольных прилагательных пишутся только с гласной и независимо от того, под ударением или без ударения они находятся: льстивый , медоточивый , завистливый , говорливый , выносливый .

2. Суффиксы -ем-, -им- употребляются при образовании прилагательных с приставкой не- и без нее от непереходных глаголов, а также от переходных глаголов совершенного вида: -ем- пишется без ударения, -им- - под ударением: неописуемый , непререкаемый , непромокаемый , невредимый , неодолимый , неопровержимый , непобедимый , неугасимый .

3. Суффикс -ист- пишется только с гласной и: заливистый , игристый , изворотистый , надрывистый , раскатистый . Ср. также у прилагательных, образованных от существительных: глинистый , плечистый , речистый .

Окончания прилагательных

Прилагательные характеризуются тем, что они не имеют самостоятельных морфологических признаков рода, числа и падежа. Эти признаки определяются по имени существительному, с которым прилагательное сочетается, т.е. находится в связи согласования. Иными словами, значения рода, числа и падежа у прилагательного выражается синтаксически.

1. У прилагательных пишутся окончания, аналогичные окончаниям вопросительного слова какой , которое задается от имени существительного: с веселым (каким ?) характером, о веселом (каком ?) характере и т.д.

Следует различать:

а) у прилагательных мужского и среднего рода единственного числа окончания -ым (-им) в творительном падеже (ветром каким ? свежим , зарубежьем каким ? дальним ) и окончания -ом (-ем) в предложном падеже (о ветре каком ? свежем , о зарубежье каком ? дальнем );

б) у прилагательных женского рода единственного числа окончания -ую (-юю) в винительном падеже (дорогу какую ? ровную , зарю какую ? весеннюю ) и окончания -ою (-ею) в творительном падеже (дорогою какою ? ровною , зарею какою ? весеннею ).

2. В родительном падеже единственного числа прилагательных мужского и среднего рода в окончании -ого (-его ) пишется по традиции буква г , хотя произносится в , напр.: доброго, хорошего, большого, синего.

3. Притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи (заячий, заячья, заячье, заячьи ) во всех падежах, кроме именительного и сходного с ним винительного падежа мужского рода единственного числа, пишутся с ь: медвежий, медвежьего, медвежьему, медвежьим, о медвежьем; медвежьи, медвежьих, медвежьим, медвежьи, медвежьими, о медвежьих.

Подобные прилагательные образуются от имен существительных с помощью суффикса -j- (йот), поэтому перед окончанием пишется разделительный ь как показатель этого суффикса.

4. Прилагательные загородный, междугородный, пригородный изменяются по твердой разновидности склонения и пишутся с окончаниями

-ый, -ая, -ое, -ь/е ; прилагательные иногородний, бескрайний изменяются по мягкой разновидности склонения и пишутся с окончаниями -ий, -яя, -ее, -ое (формы иногородный и бескрайный - устаревшие). Прилагательное междугородный имеет вариант междугородний .

5. Прилагательные, оканчивающиеся на -йный , имеют в именительном падеже единственного числа мужского рода краткую форму на -ен : знойный - зноен, спокойный - спокоен, стройный - строен. Исключение : достойный –достоин.

Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже.

Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо найти в предложении существительное, к которому относится это прилагательное и определить его род и падеж. Затем вспомнить окончание прилагательного в этом падеже. Далее сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.

Дятел угощался вкусными шишками ели . → угощался (чем?) шишками ТП, шишками (какими ?) вкусными .

Прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ый , -ий .

Мужской род : как ой ? -ой , -ый , -ий : лихой , смелый , великий

Средний род : какое ? -ое , -ее : белое , синее

Пример: В цирке был веселый клоун . → был (кто?) клоун ИП , клоун (какой ?) смелый . м.р. ИП

Родительном падеже отвечают на вопрос какого? и имеют окончания -ого , -его : ближнего , веселого .

Сережа позвал своего любимого щенка позвал (кого?) щенка РП , щенка (какого ?) любимого . м.р. РП

Прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос (какому?) и имеют окончания -ому , -ему : красивому , ближнему .

Мы подъехали к красивому зданию . → подъехали (к чему?) к зданию ДП , зданию (какому ?) красивому . с.р. ДП

Прилагательное мужского и среднего рода в творительном падеже отвечают на вопрос (каким?) имеют окончание -ым , -им : хорошим , веселым .

Самолет летел над огромным городом . → летел над (чем?) городом ТП , городом (каким?) огромным . м.р. ТП

Прилагательное мужского и среднего рода в предложном падеже отвечают на вопрос (о каком?) и имеют окончания -ом , -ем : о веселом , о ближнем .

Я рассказал о любимом писателе . → рассказал (о ком?) о писателе ПП , писателе (каком ?) любимом . м.р. ПП

Прилагательные женского рода в родительном , дательном , творительном и предложном падежах , отвечают на вопросы какой? и имеют окончания -ой , -ей . красивой , старшей .

Она была веселой девочкой . → была (кем?) девочкой ТП , девочкой (какой ?) веселой . ж.р. ТП

В творительном падеже могут быть еще окончания -ою , -ею .

Прилагательные женского рода в винительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания -ую , -юю .

Они пошли на вечернюю дискотеку . → Пошли (куда? на что?) на дискотеку ВП , дискотеку (какую?) вечернюю . ж.р. ВП