«Памяти Добролюбова» Н. Некрасов. Анализ стихотворения памяти добролюбова некрасова

С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов. По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов. Вместе с тем, у Николая Добролюбова был несомненный дар на по-настоящему талантливых поэтов и писателей. Их произведения он анализировал с особой тщательностью, а в своих рецензиях старался объяснить читателям, почему, к примеру, пьесу Островского «Гроза» следует рассматривать, как образец революционной драматургии, а роман Гончарова «Обломов» является символом эпохи ленивых, безграмотных и ни к чему не стремящихся людей. Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие – нет.

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова», в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества.«Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», - именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека. Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, чтоДобролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать» . В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

Обращаясь к Добролюбову, Некрасов отмечает, что «как женщину, ты родину любил», отдав ей свои лучшие годы жизни, покоряя ее своими произведениями и «взывая к жизни новой». Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист. Возможно, если бы не смертельная болезнь, Добролюбову удалось бы изменить своими произведениями общественное мнение и заложить мощный фундамент для нового социального строя. Однако этого не произошло, хотя сам Некрасов не отрицает, что во многом именно творчеству Добролюбова Россия обязана отменой крепостного права.

«Года минули, страсти улеглись, и высоко вознесся ты над нами…», отмечает поэт, подчеркивая, что со времен своего существования русская земля «такого сына не рождала». При этом Некрасов убежден, что «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно», акцентируя внимание читателей на том, что Добролюбов жил и творил не ради славы и денег, а во имя России, которую хотел изменить. И если бы на русской земле хоть изредка не рождались такие самоотверженные и патриотичные люди, то, по мнению автора, «заглохла б нива жизни».

Некрасов перечисляет основные христианские добродетели, причём описывая их на характерном идиоматическом языке: борьба со страстями, мирскими наслаждениями, добровольный аскетизм, бескорыстное служение родине, проповедь и обращение "честных сердец", затем мученическая кончина. Но христианские черты наполняются у Некрасова иным смыслом, ведь в центре его поэтического мира - родина, а не Бог.

«Пророк» (1874). Борение против зла силой поэтического слова казалась Некрасову малым по сравнению с настоящей революционной борьбой. Поэтому высшую дань уважения отдавал поэт людям, посвятившим жизнь такой борьбе. В связи с этим в творчестве Некрасова особое место занимают идеальные образы революционеров, прототипами которых были Белинский, Добролюбов и Чернышевский. Так, написанное в 1874 году стихотворение «Пророк» Некрасов посвящает Н.Г. Чернышевскому. С 1853 по 1861 г. Н. Г. Чернышевский работал в журнале «Современник», заведуя главными отделами. Некрасов любил и ценил Чернышевского как ученого, критика, публициста, просто как соратника, считал его человеком высочайшего ума и благородства. В 1862 г. Чернышевский был заключен в Петропавловскую крепость и приговорен к 14 годам каторжных работ на рудниках с последующей высылкой в Сибирь навсегда. Вернулся из ссылки в 1883 г. и умер в Саратове (в столицах жить ему было запрещено) в 1889 г. В стихотворении создан предельно обобщенный образ героя-жертвы, восходящий к Христу. Н. Г. Чернышевский был дорог Некрасову как соратник и сподвижник, но еще более - как пример величайшего подвига - самопожертвования по имя высшей идеи. Именно поэтому герой стихотворения практически не наделен никакими личностными чертами. Сразу обращает на себя внимание название стихотворения. Традиционно в русской классической литературе это слово употребляется по отношению к поэту (вспомним хотя бы пушкинского «Пророка»). Некрасов по-своему нарушает эту традицию, признавая высшей ценностью жизни служение идеалом свободы, правды и справедливости.

Некрасов несколько нарушает привычное себе исполнение стихотворений и пишет своего «Пророка», признавая высшими ценностями в жизни каждого человека, поиски свободы, справедливости, истины и гармонии. Окидывая мимолетным взглядом судьбу каждого из поэтов-революционеров, поэт пытается разглядеть проделанный нелегкий путь и оценить заслуги в «бою». Написанное классическим слогом, ямбом, столь непривычным для Некрасова, стихотворение становится в один ряд с классическими произведениями того же Пушкина и Лермонтова.

Стихотворение полно христианских мотивов, мотивов заступничества, жертвенности ради цели, которая оправдывает все средства. И грусть и нескрываемая печаль слышится в строчках произведения, автор скорбит о «распятых», преклоняя перед ними голову, перед теми, кто не боится идти вперёд для общего дела, а не ради собственных интересов. Сопереживая «пророкам» Некрасов твердит о неизбежности каждого поэта этой участи на тернистом пути борьбы за страну и идеалы. Быть распятым, как сын Божий Иисус Христос во имя мечтаний, идеалов, стремлений… Сам же Некрасов полон чувства вины, и корит себя за то, что сам «не борец», «жертвенный революционер», идущий на борьбу, как его товарищи-классики. Он полон грустных дум, о судьбе, о будущности страны и народа, и вполне заслуживает называется «борцом-поэтом», как и его собратья по перу.

Начинается стихотворение очень по-некрасовски. Мы как будто оказываемся свидетелями продолжения начавшегося ранее разговора, может быть, даже спора. Первое же возражение поэта подчеркивает сознательность выбора своего пути тем, кто «видит невозможность служить добру, не жертвуя собой» . Тут же автор спешит объяснить, откуда у таких людей брались силы для этой жертвы: Но любит он возвышенней и шире, В его душе нет помыслов мирских . Образом распятого Христа завершается стихотворение, и здесь мы не можем не почувствовать едва сдерживаемую скорбь поэта. Причем это не только личные переживания автора, но и выражение чувств лучшей части современников, преклоняющихся перед человеком, считавшим, что «умереть возможно для других».

41. Тема социальной трагедии в городской и крестьянской лирике Некрасова. Язык некрасовской поэзии // Роман Чернышевского «Что делать?»: основные идеи, поэтика.

Имя Н. А. Некрасова неразрывно связано в нашем представлении с крестьянской Россией. Пожалуй, никто из поэтов не смог так постичь душу народа, его психологию, высокие нравственные качества. Стихи Некрасова наполнены могучим чувством сострадания к своему народу, его бесправной, подневольной судьбе, огромным желанием сделать его будущее светлым и прекрасным. Некрасова называют "певцом народного горя". Его "кнутом иссеченная муза" служила делу пробуждения многомиллионных масс трудящихся к борьбе за свои права. Творчество Некрасова охватывает значительный период русской истории. В его произведениях предстает и крепостническая, и пореформенная Россия, в которой неизменным оставалось нищенское и бесправное положение народа. В лирике Н. А. Некрасова городской тематике в основном посвящены стихотворения 40-50-х годов. Среди них можно выделить произведения, посвященные жизни городской бедноты, и стихотворения, рисующие отвратительный нравственный облик хозяев жизни: буржуа, чиновников, благовоспитанных зажиточных горожан. К первой группе относятся стихотворение "Еду ли ночью по улице темной" (1847), цикл стихов "На улице" (1850), "О погоде" (1859). В них предстает безысходная, тяжелая жизнь городских низов, полная горя, унижений, нищеты и обид. Герои этих стихотворений, их жизненные драмы, искалеченные судьбы вызывают глубокое сочувствие и сострадание автора. К сатирическим стихотворениям, посвященным изображению господствующих сословий, относятся "Современная ода" (1845), "Секрет" (1855), "Колыбельная песня" (1845), "Нравственный человек" (1847). Некрасов подчеркивает бесчеловечную, фальшивую, лицемерную мораль этих героев, широко используя иронию и сарказм. Чем же была родина для Некрасова? Идиллическим "дворянским гнездом", с которым связаны светлые детские воспоминания? К такому выводу приходит Некрасов в стихотворении "Родина" , вспоминая о своих детских годах, проведенных в отцовской усадьбе. На первый взгляд, это стихотворение воспроизводит картины биографии поэта. Но они настолько типичны, что представляют собой обобщенный образ крепостной России. И автор выносит ей свой беспощадный приговор. Атмосфера рабства влияла и на крестьян, и на их господ, обрекая одних на бесправие и нищету, других – на роскошь и праздность. На что же надеется задавленный нуждой русский мужик? Один из вариантов ответа на этот вопрос мы находим в стихотворении "Забытая деревня" (1855). В каждой из пяти строф этого стихотворения удивительно емко и лаконично дана отдельная законченная картина из жизни "забытой деревни". И в каждой из них – человеческие судьбы, заботы и проблемы: здесь и просьба "бабушки Ненилы" починить избенку, и произвол "лихоимца жадного", отрезавшего у крестьян "землицы косячок изрядный", и мечты Наташи и вольного хлебопашца о свадьбе и семейном счастье. Все надежды этих людей связаны с предполагаемым приездом барина. "Вот приедет барин – барин нас рассудит" – этот рефрен проходит через все некрасовское стихотворение. Но напрасно крестьяне надеются на справедливое и гуманное отношение к ним барина. Ему нет дела до крестьян. Прошли годы, прежде чем они дождались барина, привезенного в гробу.Этими наполненными горькой иронией строчками заканчивается стихотворение, в котором явственно звучит мысль о бесполезности и безрезультатности просьб и жалоб крестьян к господам. Эта тема находит продолжение в стихотворении "Размышления у парадного подъезда" (1858), в котором автор с огромной обобщающей силой рисует угнетенное положение русского народа. Перед глазами лирического героя разыгрывается типичная сцена. Крестьяне-ходатаи приходят к парадному подъезду в поисках защиты от произвола мироедов у влиятельного петербургского сановника. "С выраженьем надежды и муки" обращаются они к швейцару, прося допустить их к вельможе и предлагая жалкие крестьянские гроши. «Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,/ И пошли они, солнцем палимы...». Эта сцена, выразительно, реалистически нарисованная автором, вызывает естественное чувство сострадания к униженному, подневольному народу. В этом эпизоде явственно проступают такие черты русского крестьянства, как смирение, покорность, привычка безропотно подчиняться силе. Ведь мужики не делают никакой попытки добиться аудиенции у вельможи, чтобы выполнить возложенную на них миссию, а ведь "брели-то долгонько они из каких-нибудь дальних губерний". Прогнанные швейцаром, они "с непокрытыми шли головами". Эта выразительная деталь подчеркивает пассивность крестьянства, неумение отстаивать свои права. Описанный эпизод заставил лирического героя задуматься над нынешним положением русского народа, судьба которого находится в руках вельмож, почивающих в "роскошных палатах". Обращаясь к этому влиятельному сановнику, автор тщетно пытается пробудить в его душе добро, воротить ушедших крестьян. Но "счастливые глухи к добру", – горестно констатирует герой. Вельможе и ему подобным безразлична судьба собственного народа, его страдания, тем более, что русский мужик привык терпеть. Автор обращается с риторическими вопросами к Волге, к родной земле, к народу. Смысл этих обращений – в стремлении вывести народ из состояния духовного сна, поднять его на борьбу за лучшее будущее, ибо он может освободиться только собственными силами. В "Железной дороге" (1864) уже слышится уверенность поэта в светлом будущем русского народа, хотя он и отдает себе отчет в том, что эта прекрасная пора наступит нескоро. А в настоящем в "Железной дороге" предстает та же картина духовного сна, пассивности, забитости и смирения. Предпосланный стихотворению эпиграф помогает автору высказать свой взгляд на народ в полемике с генералом, который называет строителем железной дороги графа Клейнмихеля, а народ в его представлении – это "варвары, дикое скопище пьяниц". Некрасов в стихотворении опровергает это утверждение генерала, рисуя образы подлинных строителей дороги, рассказывая о тяжелейших условиях их жизни и труда. Но поэт стремится пробудить в юном Ване, олицетворяющем молодое поколение России, не только жалость и сострадание к угнетенному народу, но и глубокое уважение к нему, к его созидательному труду.Народ в представлении Некрасова – это "сеятель и хранитель" русской земли, создатель всех материальных ценностей, творец жизни на земле. В нем таятся скрытые могучие силы, которые рано или поздно вырвутся на простор. Поэтому Некрасов верит в то, что народ преодолеет все трудности и "широкую, ясную грудью дорогу проложит себе". Но, чтобы наступило это долгожданное время, нужно с колыбели внушать мысли о том, что счастье – не в холопском терпении и покорности, а в борьбе с угнетателями, в бескорыстном труде. В "Песне Еремушке " сталкиваются два мировоззрения, два возможных жизненных пути, которые ожидают пока еще несмышленого младенца. Одна судьба, которую пророчит ему в песне няня, – это путь рабской покорности, который приведет его к "привольной и праздной" жизни. Этой холопской, лакейской морали противопоставлено иное представление о счастье, которое раскрывается в песне "проезжего городского". Оно понимается как борьба за народные интересы, которая наполнит жизнь высоким смыслом, подчинит благородной цели.

ГОРОДСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ НЕКРАСОВА

В некрасовской поэзии, отличающейся исключительной тематическои широтой, большое место занимает город. Город Некрасова - город социальных контрастов. Своё внимание поэт уделяет не пышным кварталам, не обитателям дворцов, а «предместьям дальним». На город Некрасов смотрит глазами обездоленного разночинца-демократа, глазами обитателя чердаков и подвалов, голодного труженика, С жизнью этих пасынков города неизменно связаны его мысли. В гуле и грохоте города он различает не «шум приятный», а «ужасный концерт», скрежет пил и молотков, которым в ответ «гремит мостовая»,- «дикий крик продавца-мужика и шарманка с пронзительным воем». Он видит солдата, несущего детский гроб и сурово плачущего, старушонку в мужских сапогах, провожающую на кладбище горемыку-чиновника, голодного, босого, оборванного бедняка, укравшего калач. Нищие, ремесленники, голодные дети, писатели, умирающие в больницах для бедных, нескончаемой вереницей проходят перед читателем в «городских» стихах Некрасова.

В одном из ранних стихотворений «Еду ли ночью по улице тёмной» (1847) Некрасов суровыми словами рассказывает об одной из таких драм: в семье голодного бедняка умер единственный ребёнок, и мать, чтобы накормить мужа и купить гробик ребёнку, пошла на улицу. Об этом стихотворении Тургенев писал Белинскому: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение - и уже наизусть выучил».

Город с его социальными контрастами Некрасов назвал «роковым» и забыть о нём никогда не мог. Видения городского ада преследовали Некрасова всю жизнь. Поэт знал, что именно здесь, в городе, «цепи куют на несчастный народ». И в ряде своих городских стихов он нарисовал отталкивающие портреты тех. кто куёт эти цепи. Поэт пишет о «владельцах роскошных палат», не любящих «оборванной черни», ростовщиках, чиновниках-взяточниках, генералах, банкирах и многих других. Некрасов с ненавистью и презрением посылает им страстные проклятья. Но поэт знал и другой город, город подавленных, но не покорившихся низов, город Белинского, Чернышевского, Добролюбова - борцов за народное счастье.

Никто из русских поэтов до Некрасова не писал так часто о городе, а главное, никто из них не видел в городе столько ужасов и горя, сколько увидел он. Сила воздействия его стихотворений была настолько велика, что некоторые из современных Некрасову писателей, вольно или невольно, переносили в свои произведения его поэтические наблюдения. Так, отдельные сцены из стихотворения «О погоде» потом были повторены Достоевским в романе «Преступление и наказание».

Многие поэты и писатели обращались к образам крестьян , но лишь у одного Некрасова они столь реалистичны и написаны с таким глубоким авторским пониманием. Образы русских людей у него не серые, унылые, забитые и убогие, как у большинства писателей. Нет, крестьяне Некрасова - зачастую люди высоких душевных качеств, сильные физически, обладающие огромным обаянием, умные . Но судьба (а лучше сказать, общественный строй) сгибает этих прекрасных людей, превращает их в угрюмых рабов, саму красоту преображает до неузнаваемости, до уродливости. Причина народных страданий одна - тяжкое ярмо крепостного права. В нем источник всех бед, оно превращает людей практически в скот. Вот почему Некрасов с таким негодованием отзывается о крепостничестве и пишет столько стихотворений, направленных на защиту униженных мужиков и против угнетателей («В дороге», «Извозчик», «Забытая деревня»). Радует поэта лишь то, что в народе, пусть исподволь, очень медленно и неуверенно, но все же назревает недовольство, которое даже сложно еще назвать протестом («Вино», «Псовая охота»). В стихотворении «Вино» герой практически готов открыто протестовать и защищать свое достоинство, но каждый раз выпитое вино мешает ему привести замыслы в действие. Вот и еще одна причина, по которой народ молчит и не поднимает головы, когда его быт - пресловутое русское пьянство. Русский мужик привык решать свои проблемы с помощью выпивки. Но, несмотря ни на что, все же Некрасов верит в народ и в его светлое будущее. Спасение русского народа Некрасов видит в учении . Чем образованнее человек, тем нетерпимее он относится к своим угнетателям . Тем более что в душе русского мужика хранятся неисчерпаемые богатства: доброта, щедрость, благородство, сострадание, милосердие. Все это должно найти выход, стать достоянием общества, а не погибать в измученных, истощенных людях.

Каждым новым стихотворением Некрасов добавлял яркие штрихи в картину народных бедствий. Тем самым он призывал мыслящих людей всеми силами бороться с крепостничеством, как с самым тяжким злом. Некрасов стремился также к тому, чтобы распространить свои произведения в народе. Об этом говорит и то, что он использовал в творчестве элементы народного языка. Многие произведения Некрасова имеют форму былины, сказки или песни. Это еще сильнее подчеркивает народность его лирики.

Сочувственное изображение крестьянского быта - основная черта некрасовской лирики. Поэтому Некрасов более всего заслуживает называться «народным поэтом» и занимает эту нишу в русской классической литературе по праву.

Язык произведений Некрасова иногда называют однообразным. Мнение неверное. Некрасов - это и поэт-лирик, и поэт-трибун, и поэт-рассказчик, и поэт-сатирик, обличитель. Разнообразие стиля Некрасова-поэта станет очевидно, если сравним, с одной стороны, такие стихотворения, как «Мы с тобой бестолковые люди...», и, с другой - «Н. Г. Чернышевский», или «Кумушки», или, скажем, «Нравственный человек». Поэт постоянно искал такой стиль, который бы наиболее соответствовал содержанию стихотворений.

Однако при всех этих различиях у языка произведений Некрасова есть общие черты. Именно в этих чертах кроется причина глубокого воздействия поэтического слова Некрасова на читателей-современников и на потомков. Слова и обороты, известные донекрасовской поэзии, в произведениях Некрасова часто изменяют свой смысл Примером этому может служить стихотворение «Душно. Без счастья и воли». Его глубинное содержание (подтекст) связано с расширением значений слов ночь, буря, чаша. Слово ночь с определением «без счастья и воли» не просто называет только время суток, оно говорит об условиях жизни в России. Слово буря не только обозначение бури в природе, но и образ общественного потрясения.
Главная особенность изменения смысла слов в поэзии Некрасова состоит в том, что слова обогащаются и изменяются в одном направлении, в них углубляется социальное содержание . К И Чуковский писал, что слово дело у Некрасова «почти всегда означало революционное служение народу», слово терпение (а также терпеть, терпеливый) «почти всегда имело укоризненный смысл и было синонимом примирения с действительностью» В приведенном стихотворении и слово чаша осмысливается в социальном плане Его содержание и традиционно, и в то же время ново использован традиционный фразеологизм чаша терпения, горя, но речь идет о переполненной чаше терпения народного.

Изменение содержания старых средств поэзии осуществляется Некрасовым наряду с широким вовлечением в поэтический язык нового словесного материала Особенное, некрасовское здесь - это обилие слов социально-бытовой речи наименований предметов, явлений и бытовых процессов , трудовых будничных дел различных слоев населения. Особенно много таких слов в произведениях о народной жизни. Эти слова не только сообщали колорит простоты, безыскусственности, «живой» жизни Они обрастали новыми образными значениями, получали возможность передавать не свойственное им в бытовой речи содержание. Например, в стихотворении «Друзья » слова проторить, лапти устанавливают своеобразную перекличку с высокой темой пушкинского «Памятника», с темой народной памяти о поэте.

Языковая палитра Некрасова содержит и совсем новые краски. Поэт черпает их из народной жизни, из устного народного творчества Они-то в большей мере и характеризуют неповторимую некрасовскую манеру. Чрезвычайно важно при этом, что образные и речевые средства из народного источника используются не только в произведениях о жизни народа, таких, как «Забытая деревня», «Притча о Ермолае трудящемся» Здесь их применение можно объяснить самим предметом изображения. Они употребляются и в глубоко «личных» лирических стихотворениях, раскрывающих внутренний духовный мир поэта. В них звучит голос самого поэта-лирика - явление новое в развитии поэтической речи. Поэт полностью отказывается от специфичных для языка поэзии словесных украшений и отдает предпочтение словам из родного речевого источника.

Лирический текст как бы пропитан фольклорным духом В нем налицо многие приметы поэтики фольклора и постоянные эпитеты (словцо доброе, Русь родная), и форма творительного падежа для выражения сравнения (снежным комом в значении «как снежный ком»), и разнообразные повторы. Разговорный и народно поэтический стиль стихотворения создают и синтаксические средства: нет длинных, сложных фраз, предложений с причастными и деепричастными оборотами . Строй стихотворения простой, разговорный, прямое обращение, формы повелительного наклонения глаголов в значении просьбы, употребление частиц уж, пусть способствуют возникновению доверительного тона, задушевности.

Выражению мыслей и чувств поэта с помощью средств народной речи служит и распределение звуков в стихе - стихотворный размер и рифма. В области звуковой организации стиха Некрасов тоже выступил новатором. В донекрасовской поэзии было почти безраздельное господство размеров с двусложной стопой, преимущественно ямба, и точной рифмы, мужской и женской. Такие стихи есть и у Некрасова. Однако специфичны для Некрасова-поэта трехсложные размеры, особенно анапест, и дактилическая рифма (ударение на третьем слоге с конца слова), которые ориентированы на народную поэзию.

Не менее ярко передана Некрасовым своеобразная речь крестьян, бар, попов, купцов. Блестящие образцы таких речевых характеристик во множестве рассыпаны в его произведениях, особенно в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Важнейшей отличительной чертой поэзии Некрасова являются народно-песенные мотивы, пронизывающие всё его творчество. Его стихи нередко вырастали из народных песен и так правдиво передавали образ мыслей и характер чувствований народа, что в свою очередь входили в песенный обиход народа. До сих пор, например, поются некрасовские стихи из поэмы «Коробейники»: «Ой полна, полна коробушка, есть и ситцы, и парча...». На поэтическом использовании певучей народной речи и устного народного творчества целиком основано замечательное творение Некрасова - поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Роман Чернышевского «Что делать?»: основные идеи, поэтика. Чернышевский – романист олицетворяет новый тип художественного мышления, запечатлевшего эпохальные сдвиги в жизги общества, в социальной психологии людей, оказавшихся первооткрывателями на крутых поворотах истории. Писатель доводит мысль до «поэзии». Чернышевский считал, что в жизни ежеминутно встречаются поэтические события. 1863 г., когда он находился в Петропавловской крепости. “Что делать?” - это философско-утопич. роман. Мысль о жизни преобладает над непосредственным изображ-ем ее. Роман рассчитан не на чувственную, образную, а на рациональную, рассудочную способность читателя. Ч. надеется, что его роман заставит рус. читателей пересмотреть свои взгляды на жизнь и принять истину революционно-демократического, социалистич. миросозерцания как рук-во к дей-ю. Роман явился “учебником жизни” для нескольких поколений рус. революционеров. Создавая образ профессионального революционера, Ч. тоже заглядывает в будущее, во многом опережая свое время. Но характерные св-ва людей этого типа писатель определяет с максимально возможной для его времени полнотой. Во-первых, он показывает процесс становления революционера, расчленяя жизненный путь Рахметова на три стадии: теоретич. подготовка, практич. приобщение к жизни народа и переход к проф. революционной деят-ти. Во-вторых, на всех этапах своей жизни Рахметов действует с полной самоотдачей. Он проходит поистине богатырскую закалку и в умственных занятиях, и в практич. жизни, где в течение нескольких лет исполняет тяжелую физич. работу. И теперь у него “бездна дел”, о к-рых Ч. специально не говорит, чтобы не дразнить цензуру. Гл. отличие Рахметова от новых людей заключ. в том, что “любит он возвышенней и шире”: не случайно д/новых людей он немножко страшен, а для простых (горничная Маша) - свой чел-к. Чуткость к пониманию первоочередных и самых насущных человеч. потребностей превращают Рахметова в историч. личность. Он принадлежит к той породе людей, для к-рых великое общ. дело историч. масштаба стало смыслом существования. В отказе Рахметова от любви не чувствуется сожаления, ибо рахметовский “разумный эгоизм” масштабнее и полнее разумного эгоизма новых людей. Вера Павловна говорит: “Но разве человеку, -такому как мы, не орлу, - разве ему до других, когда ему самому очень тяжело? Разве его занимают убеждения, когда его мучат чувства?” Но здесь же героиня выказывает желание перейти на высшую ступень развития, которой достиг Рахметов. “Нет, нужно личное дело, необходимое дело, от которого зависела бы собственная жизнь, которое... для всей моей судьбы было бы важнее всех моих увлечений страстью...” Так открывается в романе перспектива перехода новых людей на ступень высших, выстраивается преемственная связь между ними. Но в то же время Ч. не считает “ригоризм” Рахметова нормой повседневного человеч. существования. Такие люди нужны на крутых перевалах истории как личности, вбирающие в себя общенародные потребности и глубоко чувствующие общенародную боль. Вот почему в главе “Перемена декораций” “дама в трауре” сменяет свой наряд на подвенечное платье, а рядом с нею оказывается чел-к лет 30. Счастье любви возвращается к Рахметову после свершения революции.

42. Тургенев в середине 1860-х гг.: пессимистические мотивы в повести «Призраки» (или «Довольно!») и романе «Дым». Смысл названия романа.

Романы Тургенева 60-70-х гг. отличаются от предшествующих тем, что в них приобретала большое значение политическая проблематика. Эта их особенность открыто и полно обнаружилась в «Дыме» и «Нови», но её проявления явственно ощутимы и в романе «Отцы и дети». Действие романа «Дым (1867) относится к 1862 году – году появления «Отцов и детей». Роман изображает политические обстоятельства эпохи, и выражает разочарование в плодотворности политической деятельности. Это разочарование прежде всего проявляется в отношении писателя к среде, причастной к политике правительственных верхов. В Дыме скептицизм перерастает в ненависть и презрение. Тургенев выступает здесь не только как аналитик, но и как гневный обличитель и сатирик. Среда, представляющаяся писателю средоточием политического протеста не рисуется как способная выдвинуть полезных, исторически значительных деятелей. На ней лежит печать измельченмя, оторванности от народа. Дым представляет собой роман-памфлет. Трагическая его сатиричность передавала глубокую грусть автора, расставшегося с надеждами на политическое возрождение страны, на демократизацию её строя, которые он питал в преддверии реформ. Рассматривая современную политическую жизнь как дым, бесполезный и бессмысленный (смысл названия!), писатель видит, что этот «дым» проникает во все поры существования общества и человека – и сама жизнь делается эфемерной, как тень, бегущая от дыма. Сомнение во всём. Этот лирический пессимизм романа более любых политических деклараций раскрывал, как дороги писателю были социальные завоевания его народа, важнейшим из которых он считал отмену крепостного права.

Повесть «Довольно» была задумана в 1862 году, но закончена только в 1864-м. Как и «Призраки», «Довольно» - своеобразная исповедь, интимная «автобиография» Тургенева. по структуре “Довольно” представляет собой “смешанный” жанр. Исследователи не пришли к окончательному выводу о жанре этого произведения, поскольку оно отличается ещё большим философствованием, большим присутствием личности самого автора и меньшей степенью художественной условности по сравнению с “Призраками”.Самая жизнь, как верно отметил П.Л.Лавров, представлялась Тургеневу «одним бесцельным повторением бессодержательных действий» , всё равно каких – личных, исторических или природных. Произведение и строится как последовательное доказательство этого тезиса и делится на три неразрывно связанные друг с другом части: любовь, деятельность историческая и красота в природе и искусстве, из чего мы можем с уверенностью выявить две формы повествования – лирический дневник и философский очерк.

Первые главы произведения – это главы-воспоминания, последние – это философские размышления о смысле жизни, о месте и роли человека, о стихийном развитии природы. Начало «Довольно» пронизано интимными воспоминаниями, что наталкивает на мысль о дневниковых записях героя. Само заглавие, подзаголовок «Отрывок из записок умершего художника», лирическая тональность повествования – всё это говорит, что «Довольно» – автобиографическая исповедь, своего рода итог творчества писателя. «Довольно» своеобразная философская исповедь писателя проникнутая глубоко пессимистическим пониманием истории человеческого общества, природы, искусства.

Вторая часть, баз сомнения, является и по содержанию и по форме философским очерком. Эта часть произведения насыщена размышлениями о мгновенности, краткости человеческой жизни, обусловленной неизменным и слепым законом природы. Это и определяет, по мысли автора дневника, близкого по мироощущению Тургеневу, ничтожество личности, исторической жизни человека и её самого высокого проявления – искусства. У героя нет радости от общения с природой, потому что «всё изведано – всё перечувствовано много раз, нет даже ощущения счастья. Следовательно, человеческие пороки даны человеку той же природой. А великие слова так и остаются словами. Но искусство выше человеческих норм государства, права и принципов свободы, равенства и братства, провозглашенных Великой французской революцией. такое взаимопроникновение интимного, субъективного и философских размышлений характерно для такого стихотворного жанра, как философская лирика. Поэтому, по нашему мнению, правомерным было бы считать «Довольно» стихотворением в прозе, по размерам возросшим до объема повести. Об этом свидетельствуют окрашенные поэтическим чувством картины «личных воспоминаний» о прошлом, сменяющиеся раздумьями о тщете всего человеческого, всякой деятельности.

После публикации «Отцов и детей» начинается кризисная полоса в жизни Тургенева. Его, призывавшего к духовному примирению и социальной консолидации, объявили своим врагом как консерваторы, обвинив в потворстве бунтующей молодежи, так и молодые радикалы, обвинявшие его, в свою очередь, в идейном консерватизме и обтекаемости политической позиции. Кризис усугублялся также событиями начала 60х годов, когда, после обнародования манифеста об отмене крепостного права, в ответ на угрозы со стороны радикалов, правительство ответило суровыми репрессиями (наряду с прочими был арестован Чернышевский).

Кризисными настроениями пропитаны написанные в те годы два небольших произведения Тургенева: повесть «Призраки» (1864) и лирико-философский этюд «Довольно!» (1865). В первой фантастический сюжет – ночные полеты безымянного героя с таинственной, бесплотной девушкой Эллис по разным странам и эпохам – достаточно прозрачно выражает мысль автора о бесперспективности движения Истории, в которой вечно – и в древности, и в современности – сталкиваются две одинаково жестокие силы: сила государственного давления и сила разрушительного бунта «низов»; и в Риме времен Цезаря, и в России времен Разина, и в «сегодняшних» Париже и Петербурге люди продолжают лить кровь и уничтожать друг друга, и никто не в состоянии прекратить эту бессмысленную вселенскую бойню. В «Довольно!», написанном от лица «художника», Тургенев сначала провозглашает верховенство «чистого» искусства с его нетленной и независящей от злобы дня красотой над любыми политическими доктринами, включая и либеральные, всегда ведущими, как это видится ему теперь, только к насилию, крови и пошлости, а потом и само искусство, последнее утешение человека на этой земле, объявляет тленным, преходящим и бессильным противостоять всепожирающей смерти.т

«Дым». Этюдом «Довольно!» Тургенев предполагал завершить свою писательскую карьеру и никогда больше не браться за перо. Однако уже через два года он публикует новый роман «Дым». От предыдущих романов «Дым» отличается отсутствием в нем центрального героя – вершителя Истории. Масштабное, грандиозное деяние должно быть заменено спокойной и мудрой цивилизаторской работой по медленному преобразованию русской жизни, еще не знающей ни подлинной культуры, ни подлинного просвещения и потому упорно, по варварски, продолжающей апеллировать к грубой силе и слепой мощи стихийного порыва, – такова главная мысль романа. Теоретически ее обосновывает далеко уже не молодой человек, разночинец Потугин, «alter ego» автора и рупор его идей, демонстративно противопоставленный разночинцам Инсарову и Базарову. Тургенев хочет сказать, что «деятельный» разночинец, прежде чем действовать, должен обрести некоторые культурные навыки, чтобы его действия не стали гибельными для него самого и для общества, которое он стремится преобразовать.

Образцом и гарантом подлинной культуры, регулирующей и гармонизирующей стихийное начало в отдельном человеке и в обществе, выступает в романе европейская цивилизация, которую с неизменным пафосом и защищает Потугин, попутно обличая неурегулированный, дикий и потенциально кровавый хаос русской общественной жизни.

Варварский русский хаос представляют в романе две группы героев, зеркально отражающиеся друг в друге: это аристократический кружок генерала Ратмирова, члены которого мечтают силой подавить и приостановить начавшиеся в России преобразования, и кружок Губарева, состоящий из революционеров эмигрантов, также недовольных либеральными реформами Александра II и мечтающих о стихийном народном и, разумеется, тоже силовом взрыве, который раз и навсегда разрушил бы старые структуры жизни. В Губареве и его сторонниках разочарованный в революционной идее Тургенев сатирически изобразил своих бывших друзей – лондонских эмигрантов Н. П. Огарева и А. И. Герцена, а также М. А. Бакунина – убежденных социалистов, считавших тупиковым и гибельным путь европейской «буржуазной» цивилизации и связывавших свои надежды со свободным от ее бремени русским крестьянством, которое, как им казалось, однажды проснувшись для революционного взрыва, укажет всему миру путь дальнейшего развития. Идеи Потугина – о медленном приобщении России к европейским культурным нормам, – по мысли автора, предстоит воплотить в жизнь молодому дворянину Литвинову, проницательно усматривающему глубинное сходство между враждующими партиями «аристократов» и «революционеров» и возвращающемуся в конце романа в Россию, с тем чтобы начать применять в ней те навыки цивилизованного ведения хозяйства, которым он обучался в Европе.

Вместе с тем, «Дым» – самый пессимистический роман Тургенева; голос темной шопенгауэровской Вечности звучит в нем так же отчетливо и так же зловеще, как в «Призраках» и «Довольно!». Потугин и Литвинов, убежденные сторонники цивилизации и культуры, призванные умерять и успокаивать силовые вихри социального хаоса, сами, несмотря на всю свою интеллектуальную трезвость, оказываются жертвами стихии – стихии страсти, неодолимого, «рокового» чувственного влечения к одной и той же женщине, красавице аристократке Ирине. Справиться с этой силой они не в состоянии, и становится понятно, что сила принуждения, подавления или бунта, к которой, как к своему спасению, всегда готово прибегнуть «варварское» сознание русского общественника, есть та же самая сила, которая не позволяет слепо влюбленному человеку – где бы он ни находился: в России, в Европе, в любой точке мира, – преодолеть свою мучительную страсть, даже если он сознает, насколько она гибельна для его нравственной жизни. Все это, согласно философской концепции Тургенева, лики Мировой Воли, играющей человеком, не способным наложить на себя «железные цепи долга». Однако, в противоположность идеям ранней «любовной» повести, поздний Тургенев все меньше верит в способность человека уйти от гнева Мировой Воли: если она избрала его своей жертвой, то, ему уже никак не выбраться из ее когтей. Если Литвинов в финале романа возвращается к своей нравственно чистой невесте Татьяне, то только потому, что Ирина, полностью завладевшая его сердцем, отказалась соединить с ним свою судьбу.

Важнейшее место романа, объясняющее смысл его названия , – размышления Литвинова, глядящего на дым, вырывающийся из трубы паровоза, увозящего его в Россию. Сознавая свое полное бессилие перед мощью подчинившей его себе страсти, а значит, и судьбы, он признает «дымом», т. е. чем то призрачным, иллюзорным и бессмысленным, сначала «все русское» – толки «губаревцев», толки «ратмировцев», а потом и речи Потугина, пламенного защитника европейской цивилизации… Тем самым в его глазах – и в глазах автора – «дымом» оказывается вся человеческая жизнь, «все людское». Этими размышлениями окончательно сводится на нет и культ Героя, вершащего Историю; он как бы выворачивается наизнанку: там, где раньше была сила, бросающая вызов Вечности, теперь не осталось ничего, кроме бесплотного, маленького и жалкого колечка дыма.

43. Тема искусства в поэзии А.К. Толстого («Тщетно, художник…», «Против течения», «Порой веселой мая…») // Русская история в драматургии (одна из пьес «Исторической трилогии») А.К. Толстого.

А.К.Толстой-поэт (1817-1875) с ярко выраженным своеобразием. Его представления о поэзии(т.е.и об искусстве в целом), ее месте в жизни человека развивались под влиянием идеалистических идей. Вот как поэт определи характер творчества: Стихи витают в воздухе,и достаточно ухватить их за один волос, чтобы привлечь их из первобытного мира в наш мир.Тоже можно сказать и в отношении музыки,скульптуры,живописи.Но часто,ухватитвшись за один волосок,мы неловко дергаем и получаем что-то разорванное,искалеченное…Чтобы не портить и не губить то,что мы хотим внести в наш мир,нужны либо очень зоркий взгляд, либо совершенно полная отрешенность от внешних влияний ,великая тишина вокруг нас самих,или же любовь ,подобная моей,но без скорби и тревог.В поэтической форме эти взгляды были высказаныв программном стихотворении «Тщетно,художник,ты мнишь,что творений своих ты создатель…»:

Тщетно,художник,ты мнишь,что творений своих ты создатель!

Вечно носились они над землею,незримые оку.

…Но передаст их лишь тот,кто умеет и видеть и слышать,

Кто,уловив лишь рисунка черту,лишь созвучье,лишь слово,

Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.

Вл.Соловьев в статье «Поэзия графа А.К.Толстого» отмечал главную идею стихотворения : « Истинный источник поэзии,как и всякого художества,-не во внешних явлениях и также не в субъективном уме художника,а в самобытном мире вечных идей или первообразов».

Назначение поэта А.К.Толстой видит не в том,чтобы приносить людям какую-либо непосредственную пользу,но возвышать их моральный уровень, внушая любовь к прекрасному. Толстой высказывал эту мысль уже на закате своих дней, но начиная с 40-х годов, поэт не приемлет то прагматичное понимание искусства, которое начало укореняться в литературе. О примитивно понимаемой пользе, в том числе и искусства, высказывались многие русские писатели-мыслители- Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров. Толстой напишет «Порой веселой мая»,в которой в яркой сатирической форме(диалога наивной невесты и прагматического жениха) представит воззрения нового времени: И взор ее он встретил,/ И стан ей обнял гибкой./ -О,милая!-ответил/ страстною улыбкой:/ -Здесь рай с тобою сущий!/ Воистину все лепо!/ Но этот сад цветущий/ Засеют скоро репой.

А.К.Толстой-поэт-борец. Приняв сознательною верою высший смысл жизни, ощутительное выражение которого есть красота, поэт возмущался всем, что отрицало или оскорбляло этот смысл. Красота была для него дорога и священна как сияние вечной истины и любви, как отблеск Высшей и Вечной Красоты, и он смело шел за свой идеал против течения :

Правда все та же! Средь мрака ненастного

Верьте чудесной звезде вдохновения,

Дружно гребите во имя прекрасного

Против течения!

..................................................

Други, гребите! Напрасно хулители

Мнят оскорбить нас своею гордынею.

На берег вскоре мы, волн победители,

Выйдем торжественно с нашей святынею,

Верх над конечным возьмет бесконечное,

Верою в наше святое значение

Мы же возбудим течение встречное

Против течения!

Русская история в драматургии А.К.Толстого

Толстой Алексей Константинович - известный поэт и драматург. Родился 24 августа 1817 г. в Петербурге. Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии Смерть Иоанна Грозного (1866), Царь Федор Иоаннович (1868) и Царь Борис (1870). В 60-е-70-е гг. А.К.Толстой обращается к жанру исторической трагедии, что было не случайно. В это время появился ряд интересных драматургов, создававших пьесы на темы русской истории: Аверкиев «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве», Чаев «Сват Фадеич», К историческим темам обратился и крупнейший драматург 19 в. Островский –«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». В это время и появляется историческая драматическая трилогия А.К. Толстого:«Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»

Идеал общественного деятеля в стихотворении

«Памяти Добролюбова».

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) занимает особое место в русской литературе. Парод его называет своим поэтом, певцом человеческих страданий.
Его творчество стало новой ступенью в развитии русской лирики. Он отразил самые важные особенности своего времени и оказал значительное внимание на общественную атмосферу эпохи. Он создал собственную «некрасовскую школу» поэзии. Некрасов сконцентрировал свое внимание на одной теме – теме народа, и на протяжении многих лет поэт оказывается в центре литературной жизни
России: он был редактором и издателем лучших журналов своего времени – это журнал «Современник», выпускаемые с 1847 по 1866 года и журнал
«отечественные записки», который выпускался с 1868 года и до конца жизни
Некрасова.

Работая в журнале «Современник», судьба свела Некрасова с замечательным человеком – Николаем Александровичем Добролюбовым (1836-1861). Он был молод, полон энергии, выступал против монархии, крепостного права, дворянско-буржуазного либерализма. В журнале он выступал, как публицист, литературный критик и просто как революционер – демократ. Он пропагандировал идеи крестьянской революции, предсказывая появления нового человека – деятеля и борца в русской жизни и в литературе.

Добролюбов написал несколько критических статей: «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве» и «Когда же придет настоящий день?». Нам почти неизвестно, а ведь еще писал сатирические стихи и пародии.
Работая в одном журнале, сошлись и полюбили друг друга два великих человека: один – народный певец, другой – народный борец за счастье и свободу человека.

Жизнь Добролюбова была недолгой, его не стало в 25 лет. Общественность тяжело переживала утрату. Некрасов написал, спустя три года, стихотворение
«Памяти Добролюбова». В это стихотворении Некрасов показал яркий образ революционера, отметив в Добролюбове уменье подчинить личную жизнь высоким общественным целям, редкую способность к самопожертвованию. Первые строки звучат, как гимн, человеку молодому, страстному, умеющему сплотить вокруг себя народ:

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Вера в высокие идеалы, духовная чистота Добролюбова раскрывается
Некрасовым в следующих строках:

Сознательно мирские наслаждения
Ты отвергал, ты чистоту хранил…
Как женщину ты родину любил…

Некрасов опечален потерей друга. Добролюбов был для поэта идеалом, рвущийся в жизненный полет, человек с большим сердцем и талантом организатора, сколько бы пользы принес для родины, но увы:

Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.

Некрасов видел в Добролюбове такие качества, которые могут быть только в человеке идеальном. Он видел в нем революционера, готового сгореть в пламени борьбы, он был морально чист, его подвиг – служение народу, сочетался с разумом и могучей мыслью революционного деятеля:

Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Прошли годы, время сгладило в человеческой памяти горе потери, а певец народного горя не мог смириться с утратой своего идеала, и эта печаль звучит в его строках, обращение к земле – матушке:

Плачь, русская земля! Но и гордись –
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:

Поэт обращается к людям, говоря им, как хорош был этот человек:

Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…

Обращение поэта к матушке – природе и к народу российскому с заботой о будущем России. Что же будет, если на земле перестанут рождаться такие замечательные люди, борцы и организаторы, чистые душой и пылкие сердцами?
Автор оставляет вопрос для раздумья потомкам, а сам прерывает, не закончив четверостишье:

Природа – мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Добролюбов прожил очень мало, всего 25 лет, но его звезда на небосводе зажглась и продолжает дарить нам свой свет с космических высот, а благодаря
Некрасову человечество помнит его и чтит.
Пользовался литературой:

2. Справочник школьника 5-11 классы. Издательство: АСТ

Относится к мартирологу, который создал Николай Алексеевич, посвятив памяти близких знакомых. Он включает в себя помимо указанного произведения "Памяти приятеля" (написанное в 1853 году и посвященное Белинскому), "Не рыдай так безумно над ним" (навеянное неожиданной смертью Писарева, который при странных обстоятельствах утонул; 1868 год), "На смерть Шевченко" (год создания - 1861). В этой статье мы проведем анализ стихотворения Некрасова "Памяти Добролюбова".

Смерть героев мартиролога

Преждевременно умерли герои всех произведений, перечисленных выше: в 37 лет - Белинский, в 47 - Шевченко, в 25 - Добролюбов, в 28 - Писарев. Смерть каждого из них поэтому интерпретируется Николаем Алексеевичем не как следствие трагической случайности или болезни. Это самая настоящая гибель, совершенная за родину, за свой народ, за любовь к ближним. "Памяти Добролюбова" это доказывает.

Добролюбов в жизни Некрасова

Добролюбов Николай Александрович - один из некрасовских "мучеников". Годы жизни его - 1836-1861. Этот человек является известным литературным критиком. Он создал весьма проницательные и яркие статьи о творчестве Гончарова, Тургенева, Островского. Некрасова и Добролюбова связывали дружеские отношения. Николай Александрович в последние годы жизни являлся ведущим публицистом издаваемого

Жил он в соседней с ним квартире, приходил чуть ли не ежедневно обедать к писателю, даже работал в его комнатах над своими статьями.

Что хотел выразить прежде всего в этом стихотворении Некрасов?

В 1861 году скончался Добролюбов. Посвященное ему стихотворение написано было через три года после его гибели. Поэтом, следовательно, руководила не только живая скорбь об умершем. Ведь спустя три года она должна была неизбежно притупиться. Существовала другая художественная цель. Об этом стихотворении сам автор рассказывает, что он хлопотал прежде всего не о верности факта, а хотел выразить идеал общественного деятеля, лелеемый одно время Добролюбовым. Очень важно для нас это признание Николая Алексеевича. Анализ стихотворения Некрасова "Памяти Добролюбова" должен основываться именно на этой мысли. Открыто признает поэт, что не создавал портрет, а писал икону. В стихотворении сквозь реальные черты Николая Александровича просвечивает сияние его идеала.

Новый "святой" тип

В русской культуре вполне определенный, конечно, существовал давно. Он разрабатывался веками христианской (православной - в России) церковью и воплощен был в сонме святых. Однако для интеллигенции 1860-х годов, атеистически настроенной, давно утратила христианская святость свой путеводный смысл, свою притягательность. Перед Николаем Алексеевичем стояла задача описать новый "святой" тип, жизненный образец, который мог бы стать ориентиром для людей, принадлежащих к новой формации. Этот образец - основная тема стихотворения "Памяти Добролюбова".

Некрасов при формировании своей новой поэтической системы использовал многие элементы, присущие старой. Он обратился, выражая в произведении "идеал общественного деятеля", к образам, в русской культуре уже существующим. Заговорил поэт на языке, хорошо знакомом читателям.

Скорбь Некрасова

Глубоко интимное, личное чувство гражданина-борца наполняет это произведение. Проведенный нами анализ стихотворения Некрасова "Памяти Добролюбова" подтверждает это. Поэт в первых строчках как будто сдерживает собственные чувства: мужественная, суровая скорбь звучит лишь в подтексте. Она выражается в том, что, обращаясь к Добролюбову, как к живому, говоря своему другу "ты", Некрасов использует вместе с тем (в строчке "суров ты был..."). Однако чем ярче образ покойного, тем трагичнее звучит ощущение невозвратимой потери.

Перечисление добродетелей

Николай Алексеевич перечисляет главные христианские добродетели в произведении "Памяти Добролюбова". Стих этот описывает их на идиоматическом языке. Это борьба с мирскими наслаждениями, со страстями, добровольный аскетизм, обращение сердец, проповедь, служение родине, а в конце жизни - мученическая кончина. Однако христианские черты у Николая Алексеевича наполняются иным смыслом, поскольку не бог, а родина находится в центре поэтического мира, который описывает Некрасов ("Памяти Добролюбова"). Стихотворение приобретает, таким новизну.

- пророк

Поэт намекает на пророческое дарование Николая Александровича - "вещее перо" у него. Мифологема "пророк - идеал общественного деятеля" позднее подробно будет развернута в некрасовском стихотворении "Н.Г. Чернышевский (Пророк)", написанном в 1874 году.

Хорошо был известен уже в то время образ пророка русской поэзии, однако функциями его наделялся поэт. Времена теперь изменились. Некрасов пишет в конце своего стихотворения знаменитые строчки о том, что поэтом можно и не быть, но обязательно являться гражданином.

Николай Алексеевич, продолжая житийную традицию, касается также посмертной участи, памяти Добролюбова. Стих, посвященный ему, восхваляет описанный автором идеал. Некрасов пишет, что Добролюбов "высоко вознесся" через годы, когда "страсти улеглись". Автора приводит инерция христианских образов к вере в бессмертие этого человека - парадоксальному итогу.

Две последние строки этого произведения стали крылатыми. Их часто повторял В.И. Ленин. Этот вождь сделал их эпиграфом к статье, которая посвящена памяти Ф. Энгельса. И в наши дни их можно слышать, когда выражается скорбь о смерти великого человека. Со свойственным этому поэту лаконизмом Некрасову удалось выразить и гордость за патриота, который отдал родине жизнь, и чувство боли.

Таково вкратце описание произведения, которое создал Некрасов ("Памяти Добролюбова"). Стих этот сегодня включен в школьную программу по литературе.

Идеал общественного деятеля в стихотворении

«Памяти Добролюбова».

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) занимает особое место в русской литературе. Парод его называет своим поэтом, певцом человеческих страданий. Его творчество стало новой ступенью в развитии русской лирики. Он отразил самые важные особенности своего времени и оказал значительное внимание на общественную атмосферу эпохи. Он создал собственную «некрасовскую школу» поэзии. Некрасов сконцентрировал свое внимание на одной теме – теме народа, и на протяжении многих лет поэт оказывается в центре литературной жизни России: он был редактором и издателем лучших журналов своего времени – это журнал «Современник», выпускаемые с 1847 по 1866 года и журнал «отечественные записки», который выпускался с 1868 года и до конца жизни Некрасова.

Работая в журнале «Современник», судьба свела Некрасова с замечательным человеком – Николаем Александровичем Добролюбовым (1836-1861). Он был молод, полон энергии, выступал против монархии, крепостного права, дворянско-буржуазного либерализма. В журнале он выступал, как публицист, литературный критик и просто как революционер – демократ. Он пропагандировал идеи крестьянской революции, предсказывая появления нового человека – деятеля и борца в русской жизни и в литературе.

Добролюбов написал несколько критических статей: «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве» и «Когда же придет настоящий день?». Нам почти неизвестно, а ведь еще писал сатирические стихи и пародии.

Работая в одном журнале, сошлись и полюбили друг друга два великих человека: один – народный певец, другой – народный борец за счастье и свободу человека.

Жизнь Добролюбова была недолгой, его не стало в 25 лет. Общественность тяжело переживала утрату. Некрасов написал, спустя три года, стихотворение «Памяти Добролюбова». В это стихотворении Некрасов показал яркий образ революционера, отметив в Добролюбове уменье подчинить личную жизнь высоким общественным целям, редкую способность к самопожертвованию. Первые строки звучат, как гимн, человеку молодому, страстному, умеющему сплотить вокруг себя народ:

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

Вера в высокие идеалы, духовная чистота Добролюбова раскрывается Некрасовым в следующих строках:

Сознательно мирские наслаждения

Ты отвергал, ты чистоту хранил…

Как женщину ты родину любил…

Некрасов опечален потерей друга. Добролюбов был для поэта идеалом, рвущийся в жизненный полет, человек с большим сердцем и талантом организатора, сколько бы пользы принес для родины, но увы:

Но слишком рано твой ударил час,

И вещее перо из рук упало.

Некрасов видел в Добролюбове такие качества, которые могут быть только в человеке идеальном. Он видел в нем революционера, готового сгореть в пламени борьбы, он был морально чист, его подвиг – служение народу, сочетался с разумом и могучей мыслью революционного деятеля:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Прошли годы, время сгладило в человеческой памяти горе потери, а певец народного горя не мог смириться с утратой своего идеала, и эта печаль звучит в его строках, обращение к земле – матушке:

Плачь, русская земля! Но и гордись –

С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты

И в недра не брала свои обратно:

Поэт обращается к людям, говоря им, как хорош был этот человек:

Сокровища душевной красоты

Совмещены в нем были благодатно…

Обращение поэта к матушке – природе и к народу российскому с заботой о будущем России. Что же будет, если на земле перестанут рождаться такие замечательные люди, борцы и организаторы, чистые душой и пылкие сердцами? Автор оставляет вопрос для раздумья потомкам, а сам прерывает, не закончив четверостишье:

Природа – мать! когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни…

Добролюбов прожил очень мало, всего 25 лет, но его звезда на небосводе зажглась и продолжает дарить нам свой свет с космических высот, а благодаря Некрасову человечество помнит его и чтит.

Пользовался литературой:

1. Большая Советская Энциклопедия

2. Справочник школьника 5-11 классы. Издательство: АСТ


Насилию и угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний во многих стихах Некрасова. Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любовной лирики Некрасова. "Ночь. Успели мы всем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется спать", - начинается стихотворение 1858 года. И герой предлагает помолиться за тех, " ...

Тоже не является положительным героем. Он более жизнеспособен, обладает крепкой хваткой, но в погоне за прибылью буржуазия, несомненно, уничтожит духовные ценности. Билет №38 Основные темы раннего творчества горького рассказ “израиль” М. Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с...

Его яркой, самобытной прозе отразилось бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX начала XX столетия. - Продолжая демократические и гуманистические традиций русской литературы, особенно Л.Н. Толстого и А.П. Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. ...

Добролюбова» (1864) и др.) Н. А. Некрасов воскрешает символический образ поэта-пророка, восходящий еще к поэзии декабристов и содержащий традиционный социальнобунтарский аспект (не столь важный для Пушкина, но очень важный для Некрасова, как и для декабристов). Важно, что лирический герой Некрасова не отождествляется с пророком, как у Пушкина или Лермонтова. Лирический герой восхищается пророком...

Некрасов создал целый поэтический мартиролог, написав сразу несколько стихотворений, посвященных памяти своих близких знакомых - «Памяти приятеля» (1853), посвящено Белинскому, «На смерть Шевченко» (1861), «Памяти Добролюбова» (1864), «He рыдай так безумно над ним» (1868) - навеяно внезапной смертью Писарева, утонувшего при странных обстоятельствах. Герои всех этих стихотворений умерли преждевременно: Белинский в тридцать семь, Шевченко в сорок семь, Добролюбов в двадцать пять, Писарев в двадцать восемь лет. И потому смерть каждого предстает у Некрасова не следствием болезни или трагической случайности, а самой настоящей гибелью - за свой народ, за родину, за жертвенную любовь к ближним.

Один из «мучеников» Некрасова - Николай Александрович Добролюбов (1836-1861), известный литературный критик, автор ярких и часто весьма проницательных статей по творчеству Островского, Тургенева, Гончарова. Добролюбова и Некрасова связывали приятельские отношения, последние годы жизни Добролюбов был ведущим публицистом «Современника», жил в соседней с Некрасовым квартире, чуть ли не ежедневно приходил к нему обедать и даже работал в некрасовских комнатах над своими статьями.

Добролюбов умер в 1861 году; стихотворение, посвященное ему, написано три года спустя. А значит, поэтом руководила не одна только живая скорбь по ушедшему, острота которой через три года неизбежно должна была притупиться, но и какая-то иная художественная цель. «Надо заметить, что я хлопотал не о верности факта, а старался выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов», - писал сам поэт об этом стихотворении. Поэт открыто признает, что создавал не портрет, а своего рода стихотворную икону. Сквозь реальные черты конкретного человека в стихотворении просвечивает сияние идеала.

Вполне определенный нравственный идеал в русской культуре, конечно, давно существовал, веками он разрабатывался православной церковью и воплотился в целом сонме святых. Ho для атеистически настроенной интеллигенции 1860-х христианская святость утратила свою притягательность, свой путеводительный смысл. Перед Некрасовым стояла задача создания «святого» нового типа, жизненного образца, на который смогли бы ориентироваться люди новой формации.

Выстраивая новую поэтическую систему, Некрасов использовал многие элементы системы старой, а выражая «идеал общественного деятеля», поэт также обратился к уже существующим в русской культуре образам, заговорил на хорошо знакомом его читателям языке.

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять...

Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал, ты чистоту хранил,

Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял...

Некрасов перечисляет основные христианские добродетели, причем описывает их на характерном «церковном» языке - борьба со страстями, мирскими наслаждениями, добровольный аскетизм, бескорыстное служение родине, проповедь и обращение «честных сердец», затем мученическая кончина. Ho христианские понятия наполняются у Некрасова иным смыслом, ведь в центре его поэтического мира - родина, а не Бог.

Поэт намекает и на пророческое дарование Добролюбова - у него «вещее перо». Позднее мифологема «идеальный общественный деятель как пророк» будет подробно развернута в стихотворении Некрасова «Н. Г. Чернышевский (Пророк)» (1874). Русской поэзии образ пророка был уже хорошо известен, однако до сих пор чертами пророка наделялся поэт. Теперь времена изменились - «Поэтом можешь ты не быть, / Ho гражданином быть обязан».

В соответствии с житийной традицией Некрасов касается и посмертной участи своего героя: «Года минули, страсти улеглись, / И высоко вознесся ты над нами...» Инерция христианских образов приводит автора к парадоксальному итогу, к вере в бессмертие своего героя - после смерти Добролюбов вознесся в небесные обители, жизнь его продолжается и за порогом смерти, только в каком-то ином качестве.

На противопоставление жизни и смерти построено все стихотворение. В первой же строфе («Учил ты жить... но более учил ты умирать») названы оба полюса, напряжение между которыми и создает трагическую атмосферу стихотворения. Жизнь Добролюбова оказывается лишь неуклонным движением к смерти, к неизбежной развязке. Ho затем выясняется, что сам факт появления такого человека на свет, независимо от того, что сейчас его нет в живых, способствует продолжению жизни на земле.

Природа-мать! когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни...

Слово «жизнь» обретает здесь новую глубину и объем - это не только жизнь как существование людей на земле, это жизнь как синоним всего подлинного, истинного, не фальшивого. Последнее значение слова вновь соединяет Некрасова с христианской традицией. В заключительных, только что процитированных строках стихотворения можно увидеть и скрытую отсылку к известной народной пословице - «He стоит село без праведника».

К этой теме Некрасов обращался неоднократно. И Белинский, и Шевченко, и Писарев, и Чернышевский, и Гриша Добросклонов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» - те самые «сеятели», образ, также заимствованный из Евангелия, которые, засевая «ниву народную» разумным, добрым и вечным (см. стихотворение «Сеятелям»), должны были, по мысли поэта, возвести русский народ на сияющие высоты «счастья», туда, где ему жить будет «хорошо». Проблеме народного счастья и путей его обретения Некрасов посвятил целую поэму, главный труд своей жизни.