Село великое. Село, куда нес соты старый пахом

Село с громким именем Великое находится на полпути между Ярославлем и Ростовым. Через него пролегала древняя проселочная дорога. Другой проселок от села убегал в Суздаль.

История Великого , расположенного на бойком перекрестке важных торговых путей, сложна и драматична. Сегодня трудно даже представить себе сколь многое в биографии нашего Отечества связано с селом. На этой земле воплощалась идея объединения русских княжеств, закладывались основы централизованного Русского государства.

1392 год. В окрестностях Великого сошлись в смертной схватке с татарами русские ратники.

1435 год. Великосельская земля известна крупным сражением феодальной войны, которая проходила на Руси в 1433-1453 годах.

В этой войне столкнулись удельно-княжеская и растущая великокняжеская власть. Против московского великого князя Василия Темного, который стремился к политическому объединению Руси в единое государство, выступил его дядя-Юрий Дмитриевич с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. «Косой с толпами набранных им вятичей вступил в северные пределы великого княжества, великий князь тоже со своими войсками выступил из Москвы. 6 января 1435г. Сошлись между селами Козьмодемьянскими и Великим, на берегах Которосли, и вступили в битву кровопролитную, в которой войска великого князя одержали победу…» - свидетельствуют «Ярославские губернские ведомости» в №7 за 1855 год.

Минуло полтора столетия и русские дали, здесь бой польским шляхтичам. Пособник интервентов ростовский воевода Иван Наумов сообщал главарю шляхтичьих банд Сапетр, что он с остатками своего отряда находится в селе Великом и «ждет прибыльных людей и наряду», что у него осталось мало войска и продовольствия. Все кругом было «вывоевано и выжжено».

1612 год. В июле в Великом останавливались на отдых дружины ополченцев Минина и Пожарского, шедшие на освобождение Москвы от польских захватчиков. Крестьяне села окружили ратников трогательным вниманием: делились провиантом в ночное время несли службу по охране дружинников.

В освободительный поход влился и отряд Великосельских крестьян.

Прошло два века. И произошли схожие события. В отечественную войну 1812г. Великое приютило на привал и переформирование ополченцев – Ярославцев, шедших на войну с Наполеоном.

Село не раз было пристанищем русских царей. В октябре 1613г. На пути из Костромы в Москву на царский престол «производили в селе Великом простоять три дня» Михаил Романов. В Великом не однажды останавливался Петр I во время своих поездок из Москвы в Архангельск Государь вероятно запомнил это богатое дворцовое поселение. Во всяком случае, решив наградить участников Полтавской битвы. Петр I именно Великое пожаловал своему сподвижнику фельдмаршалу князю А.И. Репнину в личное владение. И как тут не вспомнить строки из пушкинской «Полтавы».

…Сии птенцы гнезда Петрова-
В пременах жребня земного
В трудах державы и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметьев благородный
И Брюс, и Боур, и Репнина.

По велению Аникиты Ивановича Репина в селе воздвигнул храм Рождества Богородицы (1712г.)- памятник избавления России от иноплеменных. Поставлена церковь с московским размахом. Пятиглавые не типовое, не по центру, а сдвинуто на восток. Так строились только строительные храмы. Высок четверик церкви-более тринадцать метров. Такой высоты четверика нет в ярославских храмах. Под стать московским и купола. Диаметр барабана под центральным куполом пять с половиной метров.

Храм-памятник положил начало всему архитектурному облику Великого. Внук фельдмаршала князь Петр Иванович Репнин построил вторую церковь-Покрова Богородицы (1741г.). Позже (1758г.) между храмами устремилась к облакам Соборная колокольня. И то же с «изюминкой» в западной стене колокольни прорублено символическое «окно в Европу», а ее куранты отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы.

Подобно колокольне Иван Великий в Московском кремле Великосельского стрела объединила многоглавое церквей в единый архитектурный комплекс. Он был обнесен затейливой кирпичной оградой с арочными воротами и часовенками. Исследователи считают, что по целостности и выразительности Великосельскому ансамблю нет равных в России. С легкой руки великоселов ансамбль стал называться кремлем. И справедливо. В этих монументальных соборных зданиях живет большая, организующая пространство сила.

«Кремль», через площадь торговые ряды, огромный Черный пруд объединили в единое целое все село.

Популярность села не случайна. Великое-наиболее древнее поселение Верхневолжья. В окрестностях села найдены памятники эпохи Фатьяновской культуры поселения волжских и валдайских славян, днепровских кривичей второго тысячелетия до новой эры.

Село с незапамятных времен - первые упоминания о нем относятся к XIII веку - именуется Великим. Почему оно так названо? Нет единого ответа на этот вопрос.Одни авторы предполагают, что переселенцы-новгородцы в названии села подчеркнули свою связь с господином Великим Новгородом. Другие доказывают, что село так нарекли потому, что оно было больше ближних сел и деревень.

Слово «великий» в древнерусском языке означало «большой».

Великое играло заметную роль в жизни Ярославского края. Достаточно сказать что уже в 1607г. Село было занесено на географическую карту Российского государства как крупный торговый центр. Здесь находились управление дворцовыми Ростовскими вотчинами съезжая дворцовая изба.

В середине XIX века Велико стало крупнейшим фабричным селом Ярославской губернии прославилось на всю Россию как центр крестьянской льняной промышленности - родина и «метрополия» знаменитого Ярославского полотна- гордости отечественного льняного производства.

Своей славе Великое обязано Ефиму Степановичу Карновичу – дворянину, человеку – корреспонденту Учетного комитета Министерства государственных имуществ, преподавателю и бессменному секретарю Ярославского сельскохозяйственного имущества. В 1882 году Е.С. Карнович поселился в родовом имении Пятницкая гора, что рядом с Великим.

Усадьба Крновичей была самым культурным «дворянским гнездом» Ярославского края, Бревенчатый дом в два этажа был полон книг, картин, произведений искусства. Фамильные портреты Карновичей хранившиеся в доме составляли значительную часть выставки «Ярославские портреты XVII-XIX веков», ряд репродукций полотен вошли в одноименную книгу.

Другим известным представителем семейства карновичей был племянник Ефима Степановича Е.П. Карнович – историк, публицист, писатель. Для нас представляет интерес его статья «Участь мундира маршала Даву в России», напечатанную в «Историческом вестнике» за 1882г. Она проливает свой свет на участие наших земляков в войне с французами. «… в войну 1812г. Двое Карновичей, Петр и Николай, будучи офицерами лейбгвардии Финляндского полка, участвовали в поражении, нанесенном французам, 6 ноября под Красным. В этом сражении Николай Карнович взял жезл маршала Даву, внесенный по велению императора Александра 1 с особым торжеством в С-Петербурге Казанский собор…В числе военной добычи, на долю молодых прапорщиков пришелся мундир маршала Даву».

Мундир этот, по свидетельству писателя, был «отделан изящным золотым шитьем, состоящих из дубовых и лавровых листьев, перемешанных с причудливыми арабскими». Карновичи отправили трофей матери, а родительница употребила его для украшения ризы священника Холм-Огаревской церкви (вотчина Е.С. Карновича).

Кроме дома и церкви, в ансамбль Пятницкой Горы входил парк, существующий и ныне. Пятницкий парк-редкое на Ярославской земле произведение садово-паркового искусства конца XVIII – начала XIX века. Постоянный липовый парк в северной части усадьбы сочетался с пейзажным парком в «английском» стиле вокруг дома и на южный склон Пятницкой горы. Красоту парка дополняла сложная система искусственных прудов.

И сегодня Пятницкая Гора пленяет открывающимся с холма далями бескрайними, очаровывает буйным цветением кустов сирени, акации. Здесь спокойно, хорошо думается, всплывают в созн6ание поэтические строки и образы бунинских «Темных аллей».

Но вернемся к повествования о Е.С. Карновиче. Приехав в имение, Ефим Степанович энергично занялся льноводством и усовершенствованием способов обработки льняной соломки и волокна, пропагандой новых систем землепользования. Он добился высочайшего повеления об устройстве в Великом постоянных выставок для льна и изделий из него, сельскохозяйственных орудий, продуктов огородничества и садоводства.

Премьера мастерства и крестьянской мудрости состоялась в 1844 году. Она была приурочена к ежегодной осенней ярмарке. Это была первая в России комплексная сельскохозяйственная выставка.

На базары, ярмарки и выставки в Великом съезжались крестьяне и помещики Ярославской, Владимирской, Вологодской и Костромской губерний. Приезжали купцы из Архангельска, Нижнего Новгорода, Москвы. Бывали в селе торговые люди Англии, Бельгии Голландии.

И как тут не вспомнить Н.А.Некрасова:

…Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое.

В пятидесятых годах в Великом было организовано ещё до десяти выставок. Известный публицист И.С.Аксаков, наблюдавший Великосельскую выставку 1850г. Записал в своем дневнике «Народу было тысяч 10, если не большее. Все власти присутствовали там же…». И далее: «Это село… подлинно Великое Село».

Сын Алексея Васильевича Александр, вступивший во владение фабрикой после смерти (1874г.) отца, не обидел родное село. Он создал в Великом уникальный усадебный комплекс (1888-1890г.г.). Примечателен особняк Локалова, выстроенный в псевдорусском стиле. Это нарядное, стилизованное под древнерусский терем двух этажное здание с башенкой, увенчанной шпилем с затейливым флюгером, и поныне украшает село.

Центральная часть особняка отмечена ризалитом, завершающимся трехлопастной аркой с «килем». Богаче украшен второй этаж. Тут «бриллиантовый руст», будто пришедший сюда со стен московской Гранатовой палаты, кессоны-ширинки с яркими изразцами, полуколонии между окнами, многочисленные кокошники, «стрелы» у основания шатра восходят к столичному храму Василия Блаженного.

В интерьере особняка мраморные лестницы, цветной паркет, высокие дубовые двери, лепные украшения и даже комната – грот с зимним садом.

Гармонировали с внешним обликом особняка подсобные помещения: оранжерея, каретная, баня, конюшня.

Красоту здания подчеркивали два сада – передний и задний.

Создана нетленная красота по проекту молодого одаренного зодчего Шехтеля, архитектора Ярославского вокзала в Москве.

На западной окраине села действует церковь Боголюбской Богоматери (1846г.), построенная в стиле позднего классицизма, на северной – стоит Тихвинская церковь (1861г.).

В 1847г. Деревянное Великое в одночасье превратилось в огромный полыхающий костер: сгорело 200 домов. Через год огонь поглотил ещё 60 строений. С тех пор Великоселы решили ставить кирпичные дома.

Окончательно село сформировалось в конце XIX века. Вокруг «кремля» и главного водоема – Черного пруда (есть ещё Красный и Белый пруды) встали пять центральных посадов, четыре Запрудных и три Слободы.

Центральная часть Великого соборная площадь, вымощенная булыжником, имели асфальтированные тротуары и переходы.

Великое приобрело законченный вид, сохранившийся до наших дней, и походило приличный уездный город. Таксказано о нем в одном из исследований: «Это мирное селение с 5000 жителей, сотнями каменных домов, 4 церквями, множеством лавок и даже фонарями, зажигаемыми в темные осенние ночи, более похожие на хорошенький уездный город, чем на деревню».

Побывавший в Великом в начале1960 годов историк Н. Борисов написал в своей книге «Окрестности Ярославля»; «Помимо памятников церковной архитектуры в Великом сохранился уникальный ансамбль гражданского каменного зодчества XVIII – первой половины XIX века. Пожалуй, нигде больше во всей европейской части России нет равного ему по целостности и архитектурной выразительности».

И в наше время Великое на столбовой дороге Отечества. В селе в разные годы бывали первые наркомы А.В. Луначарский и Н.В. Семашко, первая в мире женщина – космонавт, Герой советского Союза В.В. Терешковой.

Отсюда вышли основательные державные люди, видные военачальники, Б.П. Бещев – министр путей сообщения СССР (1948-1967г.г.), Герой социалистического Труда. К.С. Корнев – министр мелиорации и водного хозяйства РСФСР (1961) И.Д. Писарев – первый заместитель министра строительных и специальных монтажных работ СССР, ныне вице президент карпорации «Спецстроймонтаж». Н.И. Труфанов – генерал – полковник, во время великой Отечественной войны командующий армиями, главный военный советник министра обороны КНР, К.Д. Тоскин – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Украины, К.И. Кашин – доктор географических наук, профессор, директор Центрального института прогнозов, Г.К. Суханова – Флаксерман – профессиональная революционерка, друг и товарищ А.В. Луначерского, А.М. Горького, Е.Д. Стасовой, секретарь газеты «Известия Совета рабочих и солдатских депутатов», заведующая редакцией журнала «Наука и жизнь», редактор полного собрания сочинений В.В. Маяковского.

Есть у Великого и ещё одна особенность.

Потянул ветерок и за версту слышишь медовый аромат. Цветут сады. Поднимись на горушку и вот оно перед тобой, как на ладони, село, утопающее в бело-розовом цветении яблонь и вишенника, окруженные яркой зеленью хлебов и луговых трав, кажется не только воздух, но и дома, храмы насквозь пропитаны запахами цветов. И если есть люди, которые не видели цветения Великосельских садов, то они не знают, какая бывает на земле красота.

Эту изукрашенную садами землю наблюдал Н.А. Некрасов, любивший охотиться в здешних лесах. Из-под пера поэта вышли строки, ставшие хрестомативными:

Идет-гудет Зеленый Шум.
Зеленый шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят…

А старые липовые парки! Они и сейчас пленят своей задумчивой красотой. Великаны деревья (взглянешь на верхушки – шляпа падает) словно нашептывают что-то из глубины веков. Естественную красоту села дополняет зеркальная гладь больших и малых прудов. Погожим летним вечером хорошо побродить по берегу Черного пруда и полюбоваться опрокинутым в зеркале тихой воды отражением «Кремля». Но по-особому величав и грациозен в золотых лучах заходящего солнца.

Своеобразное очарование Великого – это редкое для Ярославского края произведение садов – паркового и прудового искусства конца XVIII века.

Село Великое находится на территории Гаврилов-Ямского района Ярославской области. Располагается в 7 км от города Гаврилов-Яма и примерно в 40 км от города Ярославль.

Впервые село Великое упоминается в связи с событиями конца XIV столетия. Во II половине XVIII века была обнаружена запись, повествующая о том, что в 1392 году рядом с Великим произошло сражение русского отряда с татарским. На картах России село Великое в первый раз появилось в 1607 году. В 1435 году здесь произошел крупный бой феодальной войны, в котором померились силой войска Василия Темного с дружинами Дмитрия Шемяки и Василия Косого. В 1612 году в Великом останавливались на отдых отряды Минина и Пожарского, шедшие на освобождение Москвы. Местные жители помогали им: вели ночной дозор, делились провиантом. А потом в дружину Минина и Пожарского поступил и великосельский отряд.

Село появилось на разветвлении старого пути от Ярославля на Ростов и Суздаль. Пётр Великий проезжал по селу шесть раз. Через некоторое время по его приказу основная дорога Москва-Ярославль была организована таким образом, что Великое оказалось в стороне. Император решил наградить героев Полтавской битвы и пожаловал село в личное владение своему сподвижнику, фельдмаршалу, князю Аниките Ивановичу Репнину – будущему президенту Военной коллегии. В 1712 году он построил здесь величественную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм положил начало архитектурному комплексу будущего местного кремля. П.И. Репнин, внук фельдмаршала, соорудил в 1741 году теплый храм Покрова Богородицы. Позже между церквями была построена соборная колокольня высотой 75 м.

В 1759 году половина Великого стала принадлежать Cавве Яковлеву – известному промышленнику, хозяину Ярославской Большой мануфактуры. К 1792 году село полностью отходит к Яковлевым. Они строят здесь полотняную мануфактуру. К середине ХIX века Великое представляло собой одно из самых крупных российских центров льняной промышленности. В селе ежегодно организовывались торговые ярмарки. Великое было самым большим селом Ярославской губернии – население составляло более 4000 человек. Оно больше походило на большой уездный город. Здесь было возведено 4 церкви, более 500 каменных зданий.

В советские годы многие памятники архитектуры села были полностью или частично уничтожены. Все великосельские церкви были упразднены, их убранство разграблено и разрушено. В наши дни предпринимаются попытки по возрождению Великого: восстанавливаются церкви, ремонтируются дороги. Осенью 1997 года была возобновлена знаменитая Великосельская ярмарка.

В селе Великое располагается крупный историко-архитектурный комплекс (XVIII-XIX века), включающий особняк конца XVIII столетия, усадьбу купца I гильдии А.А. Локалова (1888 год, архитектор Ф.О. Шехтель), дом П.Д. Иродова (1888 год, архитектор тот же) и ансамбль Рождество-Богородицкого храма (кремль). Главный ансамбль XVIII века состоит из храма Рождества Богородицы (1712 год), высокой 7-миярусной колокольни, церкви Покрова Богородицы и некрополя с могилой А.А. Локалова.

Перед кремлем, на соборной площади находится копия знаменитого мозаичного полотна «Полтавская баталия» М.В. Ломоносова. Фрагменты этой копии изготовили школьники из разных городов России, затем собрали воедино и установили в Великом в 2011 году, в честь 300-летия со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Судьба Ломоносова не связана с селом. Однако он мог проходить по Великому вместе с рыбным обозом из Холмогор в Москву, так как село стояло на этом торговом пути.

Бывшая усадьба А.А. Локалова занята сейчас детским домом «семейного» типа. Несмотря на это, экскурсантов внутрь пускают. В доме уцелели интерьеры XIX столетия. Большой интерес вызывает уникальная комната-грот, стены которой изготовлены из льняного волокна.

В Великом есть два больших естественных водоёма: Чёрный и Белый пруды. В 1985 году Чёрному пруду был присвоен статус памятника природы. Существует ряд версий, касающихся его названия. Например, когда-то на берегу пруда находились кузницы, вся копоть от работы которых уходила в пруд, поэтому вода здесь была тёмная. По цвету воды его и стали называть Чёрным. Потом по решению сельского врача И.Д. Писарева пруд был почищен. После этого он уменьшился до 9 га. Вода пополняется за счёт подземных и талых вод.

В 1895 году по инициативе все того же Писарева был заложен парк, ставший любимым местом отдыха местных жителей. Сейчас парк – памятник природы. Школьники держат парк в чистоте, весной и осенью здесь проходят уроки физкультуры.

Страница 5 из 8

Первой в 1712 году в честь победы русских над шведами была возведена летняя церковь Рождества Богородицы .

Четверик ее увенчан пятиглавием. Интересно, что центральный купол находится не в центре, а смещен к востоку, к алтарю. Стены и перекрытия выполнены из кирпича местного производства. Раньше стены, столбы, потолки, скосы окон, проёмов были покрыты фресками, часть из них сохранилась до наших дней. Сама по себе церковь, на мой взгляд, ничего особенного из себя не представляет. Но весь ансамбль в целом производит неотразимое впечатление.

К югу от церкви Рождества Богородицы в 1741 году была возведена зимняя церковь Покрова Богородицы .

Я прочитала в интернете, что она причудливо сочетает в наружном убранстве мотивы «нарышкинского» и западноевропейского барокко. Судить об этом трудно. Сейчас, лишенная пятиглавия и изуродованная, церковь Покрова Богородицы в то же время прекрасно участвует в создании этого очень интересного ансамбля. На гладкой стене церкви рельефно выделяются фигурные наличники окон.

Внутреннее убранство церкви Покрова Богородицы, к сожалению, не сохранилось.

Объединяет весь ансамбль 75-метровая колокольня, состоящая из семи ярусов. Ее строительство было завершено в 1758 году. В основе колокольни лежит четверик, на нём шесть восьмериков. На западной стороне прорублено символическое «окно в Европу». Колокольные часы отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы.

Весь комплекс завершила каменная ограда с четырьмя башнями-часовнями и торговыми рядами. В композиционном плане эти сооружения напоминают знаменитый храмовый ансамбль в Коровниках в Ярославле. Их величавость и монументальность позволяет жителям называть ансамбль Великосельским кремлем.

Цель поездки — село Великое, Ярославская область.

Дата поездки — 04.05.2014.

Бюджет поездки — примерно 680 руб. (на двоих).

В этом году мы решили возобновить наши традиционные майские поездки по родной ярославщине. На сей раз выбор пал на село Великое — довольно популярное среди туристов местечко, вон, даже из самой Златоглавой гости наведываются. Я тоже давно о нем наслышана, все хотела побывать. А знаменито это село тем, чем не всякий провинциальный городок может похвастаться: здесь есть свой «кремль» и «дворец». Ну и пусть, первый — всего лишь храмовый комплекс, а второй — просто купеческий особняк. Эти архитектурные жемчужинки очень даже достойны внимания.

В Великое мы едем с Ярославского автовокзала на автобусе № 167 гаврилов-ямского направления (через Шопшу). Время отправления — 8.30 час. , цена билета — 71 руб./чел. Впрочем, курсируют автобусы практически ежечасно.

Используемая информация: Н.С. Борисов «Окрестности Ярославля», сайты: http://letopisi.org , http://www.myrusland.ru , http://www.yartravel.ru , http://www.votpusk.ru , http://www.turlog.ru , http://sobory.ru (храмы), Википедия.

3

«… ПОДЛИННО ВЕЛИКОЕ СЕЛО»

Именно так сказал И.С. Аксаков , российский публицист, поэт и общественный деятель, об этом славном местечке. А славилось оно своей многовековой историей, значимыми в судьбе России событиями, которые так или иначе связаны с селом, его знаменитыми людьми. Начнем с того, что Великое — одно из старейших Верхневолжских поселений. Так, ярославские краеведы уверяют, что поселение существовало уже в начале XIII века . Его незамысловатое название легче всего объяснить размерами села — видимо, было оно самым крупным — великим — среди окрестных деревушек. Хотя по мне так романтичнее звучит легенда о пришедших на земли наших мерян новгородских племен словен, которые, основав поселение, решили увековечить память о родном Великом Новгороде.

1


Впервые в письменных источниках — церковных книгах Великое упоминается в 1392 году в связи с русско-татарской битвой, которая по преданию произошла близ села. А вот на карте Российской Империи Великое появилось лишь в 1607 году . Через него лежал торговый путь Москва — Ярославль — Архангельск , в селе «находилось управление дворцовыми Ростовскими вотчинами, съезжая дворцовая изба» . Еще два военных события, пусть и косвенно, но вплелись в историю Великого. Так, в 1612 году останавливались здесь на привал войска Минина и Пожарского, спешащие из Ярославля в Москву, дабы освободить Россию от польско-литовской интервенции. А 200 лет спустя, в 1812 году , великоселы приняли на отдых ярославских ополченцев, шедших на помощь столице во времена войны с Наполеоном.

4


Да и князь Аникита Иванович Репнин , фельдмаршал и сподвижник Петра I, получил симпатичное сельцо на рубеже XVIII века в благодарность за победу над шведами в Полтавской битве.

1


Кстати, именно благодаря этому княжескому роду Великое приобрело свою «изюминку» — «Великосельский кремль» . Сам же Петр I аж 6 раз бывал в Великом, а до него — останавливался здесь на ночлег Михаил Романов . Вот даже интересно, и как обошла вниманием это поселение Екатерина II во время своего реформаторского путешествия по матушке России, раздававшая направо и налево местечкам статусы городов?

2


В XVIII веке от Репниных село переходит к промышленнику Савве Яковлеву , владельцу Большой Ярославской мануфактуры. С этого момента в истории Великого начинается новый этап — оно становится центром производства знаменитого «ярославского полотна» .

4


Яковлевы организуют полотняное производство, в селе ежегодно проводятся ярмарки, главным товаром на которых выступает все тот же лен. Ничего не напоминает? А ведь мы уже были в еще одной льнодельческой вотчине — городке Гаврилов-Яме.


Именно с ним, тогда еще сельцом Гавриловым, так соперничало Великое. Дело в том, что «льняной король» А.А. Локалов основал в Яме известную фабрику, ну, а в Великом построил прекрасный особняк — еще одну достопримечательность села.

2


Так и жило-процветало Великое, которое, по свидетельствам очевидцев, в XIX веке было самым большим селом Ярославской губернии и скорее походило на большой уездный город.

3


Вот на этой мажорной ноте и хотелось бы закончить затянувшийся исторический очерк. Но тут традиционно пришла Красная революция . Дальше лучше я процитирую, так, не пытаясь принимать близко к сердцу. Ибо за все время наших краеведческих поездок в моей голове так и не смогла уложиться мысль: «как, за что, почему большевики так бездумно, жестоко, бездушно, тупо обошлись с российской стариной?!!» . В Великом «в советские годы многие памятники архитектуры села были полностью или частично уничтожены. Все великосельские церкви были упразднены, их убранство разграблено и разрушено» .

1


Наверное, человек теряет веру, когда отказывается от своей памяти, от своей истории, от своих предков.

6


Мои друзья меня не понимают: зачем ездить по церквям — они же все одинаковы? Зачем в одном городе строить много церквей, если бы хватило одной? Им не понять ни особенностей архитектуры, ни разнообразия праздников, ни деяний святых, во имя которых основывали храмы, ни того, что в те, давние времена, церковь играла значительную роль в жизни людей. Нет, я не страдаю «православием головного мозга» . Я лишь восхищаюсь зодчими, воздвигшими подобные шедевры (буду одинаково аплодировать построившим храм и особняк). Меня поражает изящество и монументальность архитектуры. И я всегда буду с уважением относиться к своим предкам — ибо «намоленность» , «старину» я понимаю именно как преемственность поколений.

9


К счастью, сейчас в Великом потихоньку восстанавливаются церкви, даже возобновлена Великосельская ярмарка. Но много чего еще предстоит сделать, чтобы вернуть былое величие по-аксаковски «подлинному Великому селу».

3


СЕЛО, КУДА НЕС СОТЫ СТАРЫЙ ПАХОМ

«Пахом соты медовые

Нес на базар в Великое…»

(Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»).


Вот так, с легкой руки «певца земли русской» , нашего земляка-поэта Николая Алексеевича Некрасова увековечилось в литературе село Великое. Впрочем, слава об этом местечке выходила далеко за пределы родной Ярославской области. Помимо «кремля» и особняка Локалова Великое интересно своей радиально-кольцевой планировкой , уникальной и совершенно не типичной для маленьких населенных пунктов. Улицы пятью кольцами — посадами, пересеченными слободками, обрамляют сердце города — Черное озеро с храмовым комплексом. Застройка велась тоже по-городскому — по принципу «красной линии» , когда дома возводились впритык друг к другу, а фасады смотрели в одну сторону — на главный сельский храм. Кстати, и по сей день сохранилось несколько улиц, застроенных именно так.


Центральная площадь и главные улицы были вымощены булыжником, чтобы можно было щеголять в «городской» обувке. Да и костюмы великоселы (так гордо величали себя жители) носили по городской моде, вполне себе даже немецкие одежи. Ну, а дамы непременно форсили в элегантных шляпках. Таким вот было раньше модное Великое село. Посмотрим, многое ли изменилось сейчас.

3



На самом деле сельцо оказалось очень маленьким. Не понадобилась даже распечатанная гугловская карта с единственной обозначенной улицей — Ярославской. Пока ехали до центра с автобусными остановками (здесь даже автостанции не было), из окошка увидели практически все великосельские достопримечательности, включая руины Тихвинской церкви, «дворец» и «кремль». Удивительно легко здесь ориентироваться даже с моей топографической тупостью:).

2


Вот ругала я дороги в Нерехте. А в Великом асфальт попросту отсутствовал. Так и шагали мы по проселочным пыльным дорожкам — благо, хоть погода сухая стояла. Лаяли многочисленные собаки, чирикали в едва прикрытых нежно-зеленой листвой кронах высоких деревьев птички, с ревом проносились по убитым колеям замызганные грязью старые мотоциклеты и современные иномарки.


Поразили названия улиц — совершенно советские, хотя и такие же, как у нас, в Ярославле: Урицкого, Свободы, Труфанова, 1-я Красная . Ну, и, естественно, Ярославская и Некрасовская. А хотелось бы Соборной, Вишневой, Липовой, Сиреневой . Больше бы подходили эти теплые, душевные названия одноэтажным деревянным великосельским улочкам с милыми домиками в кипенно-белых кружевных наличниках.

3


Патриархальной — основательной — стариной веяло от каменных купеческих особнячков. Жаль, что многие из них находились в плачевном состоянии — с облупившейся штукатуркой, выбитыми окнами-глазницами, зияющими проемами дверей, кое-где практически не жилые, многие — безысходно-умирающие. Как можно не хранить все эти шедевры — свидетели славного времени?! А ведь Великое могло бы быть настоящим «музеем под открытым небом» .


И все-таки, село показалось нам душевным, очаровательным в своей простенькой красоте, уходящей в небытие стариной очарованным. И начать свое знакомство с Великим мы вопреки сельской убитости решили с самой красивой его достопримечательности — «дворца» .

4


Особняк А.А. Локалова (с. Великое, ул. Ярославская, д. 14) — в очередной раз остается только удивляться, что такое роскошное великолепие — достойное украшение любой столичной улочки — делает в скромном сельце? Впрочем, мы помним, что богатый промышленник, купец 1 гильдии Александр Алексеевич Локалов основал в Гаврилов-Яме полотняную фабрику, а в родном селе построил для своей семьи настоящий дворец. Причем, поручил сие важное дело известному архитектору Ф.О. Шехтелю . Так, в 1888 — 1890 годах был возведен нарядный особняк в модном тогда псевдорусском стиле. О шехтелевских шедеврах я наслышана давно. И даже знакома — сколько раз бывала на Ярославском вокзале в Москве. Почему-то считается, что Локаловский особняк и вокзал похожи. Конечно, я не специалист в области архитектуры, но мне так не кажется. Купеческий дворец производит, куда большее впечатление. Это особняк-праздник, дом-сказка. По совместительству — Великосельский детский дом и «объект культурного наследия» , который, как водится, охраняется из рук вон плохо.

8


Двухэтажный бело-лимонный дом богато украшен лепниной и многочисленными декоративными элементами, характерными для неорусского стиля. Изразцы, яркие мозаики, витые полуколонны и пышные кокошники напоминают старинный русский терем. Высокие узкие окна, стройная, увенчанная шпилем с затейливым флюгером башенка навевают мысли о любимой псевдоготике. Любоваться Локаловским особняком можно до бесконечности. Но невозможно не заметить внешнюю обшарпанность и сквозящую во всем облике здания грусть медленно погибающего шедевра. Как можно — так! — относится к памятнику архитектуры?!

2

Внутрь не попасть таким одиночным туристам, как мы. А хотелось бы увидеть и мраморные лестницы, и дубовые двери, и украшенные богатой лепниной парадные залы, а особенно — комнату-грот с зимним садом.

2

К сожалению, внутреннее убранство пострадало в послереволюционные годы, например, была уничтожена отопительная система с изразцовыми печками.

1

В 20-е годы прошлого столетия размещался в особняке Локалова губернский музей — достойный хозяин для подобного здания. А с военных лет — приют. Сами понимаете, ни средств, ни сил, ни нужных знаний и навыков для сохранения шехтелевского шедевра у воспитателей и их подопечных нет.

3


И от государства, на котором лежит прямая обязанность по охране народного достояния, помощи, видимо, ждать не приходится. А как необходима — жизненно! — терему крепкая хозяйственная и заботливая реставраторская рука!

1

На территории бывшей усадьбы еще можно увидеть полуразрушенные постройки, а много чего уже не вернуть никогда.

2


1


С грустью смотрим на массивные столбы ворот с изящной кованой оградой, в рисунке которой угадываются образы трилистника — символа «вечного дерева жизни» . Оживет ли когда-нибудь усадьба Локалова?..

3

Прогулялись по улице Ярославской — одной из интереснейших в селе. Здесь лучше всего сохранилась уникальная каменная застройка XVIII-XIX веков . Приятно пройтись по бывшему посаду, любуясь купеческими особнячками. Что ни дом — то увлекательная история. Здесь бы со знающими людьми гулять! Книжечка моего уважаемого Н.С. Борисова «Окрестности Ярославля» подсказывает, что, прежде всего, следует обратить внимание на два особняка.

3


Дом № 15 — старинный, его возраст не менее 200 лет , некогда нарядный, со сдержанными наличниками, классическим декором. Сейчас представляет грустное зрелище, окна первого этажа забиты досками и заложены кирпичами, на втором — только одна половина жилая. Будто стесняясь своего дряхлого облика, дом прячется за тонкими деревцами.

1


В доме № 19 по преданию останавливался сам Петр I , о чем гласит соответствующая табличка. Крепкий, приземистый белый особнячок с массивными «крепостными» стенами, небольшими оконцами и строгим убранством. Помним, что император-реформатор прохладно относился к излишествам, а сейчас здесь живут рядовые великоселы.