Стресс у детей и способы его преодоления. Чем может быть вызван стресс в жизни ребенка? Профилактика стресса

Краткое содержание: Стресс у ребенка. Избыточное психическое напряжение у ребенка. Какие ситуации вызывают у ребенка стресс? Травматический стресс. Как преодолеть стресс?

Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Вообще стресс сопровождает нормального человека всю жизнь. Первый исследователь этого явления канадский физиолог Ганс Селье говорил: "Единственный способ убежать от стресса - это умереть". Стресс может быть и полезным - тогда он мобилизует человека, помогая справиться с ситуацией, и вредным - когда он скорее парализует волю к решению проблемы.

Выделяют еще понятие "дистресс" - им обозначают избыточное, чрезмерное напряжение организма. А еще стресс может быть острым и хроническим.

Стрессу подвержены все люди - и дети в том числе. Некоторые стрессовые ситуации одинаково тяжелы для взрослого и ребенка: потеря близкого человека, резкая перемена условий жизни и т. п. Есть ситуации, которые могут травмировать одного человека, другого оставить равнодушным. Например, тройка, полученная на экзамене. Выступление перед большой аудиторией для одного человека - огромное напряжение, негативные эмоции, другой испытывает подъем, энергетически заряжается.

Как распознать избыточное психическое напряжение у ребенка?

Ребенок не всегда понимает и может выразить то, что с ним происходит.

Симптомы избыточного стресса у детей примерно те же, что и у взрослых. Это снижение работоспособности, повышенная утомляемость, ухудшение памяти, головные и другие боли неясного происхождения. Повышенная раздражительность или постоянная подавленность, вспышки беспричинного гнева. Может нарушиться сон, проявляются незамеченные раньше страхи.

Если у ребенка и раньше отмечались невротические явления (запинки в речи, энурез, тики и т. д.), под действием стрессовой ситуации они могут усилиться.

Иногда спокойный до этого ребенок сигналит о накопившемся напряжении агрессивным поведением - может драться, отбирать у других детей игрушки. Или плачет чаще обычного и без видимых причин.

Есть и другие, более специфические симптомы. Некоторые дети, как и взрослые, в стрессовой ситуации могут отказываться от еды. Или, наоборот, успокаивают себя, поглощая беспрерывно еду, сладкое и т. д. Детское воровство иногда тоже результат стресса - например, неблагополучия в семье.

Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?

Любые значительные, но естественные перемены в жизни. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего брата или сестры, переезд, смена школы, развод родителей, повторный брак родителей. Разумеется, разные дети одну и ту же ситуацию могут воспринимать по-разному. Некоторое девочки, например, остро переживают появление признаков созревания собственного организма - наступление менструаций. У других этот момент протекает более гладко.

Кризисные ситуации (совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека и т. д.). Важно помнить: маленького ребенка может травмировать и не слишком значительное с точки зрения взрослого событие - например, смерть любимой белой мышки.

Обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, или отрывом от семьи, или болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение стоматолога или назначенные лечебные процедуры (уколы, зондирование желудка и др.), обследование в больнице, предстоящая операция. Но и радостные события в определенном возрасте могут послужить источником стресса. Для девочки-подростка, например, первое свидание или "выход в свет" - на дискотеку.

Интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационные перегрузки (телевидение).

Неблагополучная обстановка в семье (нелады между родителями, нарушенные отношения самого ребенка с родителями), напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями.

У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическим напряжением. У ребенка такая защита против стресса еще не выработалась.

Что могут сделать родители?

Не так уж и мало:

Постараться услышать, как ребенок сигналит о своем напряжении,

Стараться уберечь от непосильных нагрузок,

Не пытаться оградить ребенка от всех стрессовых ситуации. Задача родителей в другом - выпустить ребенка в жизнь как можно более стрессоустойчивым. И понимающим, где он может найти поддержку;

Оказывать поддержку и помощь в кризисных ситуациях. Знать, к какому специалисту можно обратиться за помощью (во многих регионах существуют кризисные службы помощи детям и подросткам, телефоны доверия, психологические консультации и другие виды помощи);

Научить доступным способам снятия избыточного стресса. Надежные способы снятия стресса у большинства людей индивидуальны. Для кого-то это физическая разрядка, общение с природой или искусством, с близкими по духу людьми или наслаждение одиночеством, медитация. Помогите ребенку выбрать свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения. Есть и специальные приемы немедленной самопомощи в стрессовых ситуациях. Это способы мышечной релаксации, дыхательные упражнения, вызывание зрительных образов и др. Их вы можете найти в популярной литературе - например, в книге Шейлы и Шелдона Левис "Ребенок и стресс" (СПб., 1996).

Как помочь ребенку пережить потерю.

Потери в жизни ребенка - это не только самые серьезные травмирующие события (как смерть близкого человека, например). Иногда взрослым трудно понять чувства малыша, когда он потерял любимую игрушку (с нашей точки зрения - сущую ерунду) или долго не может привыкнуть к новой школе.

Различные перемены и потери - это естественная, нормальная часть жизни. Как помочь ребенку понять это?

Возможно, стоит говорить с ним об этом и в ситуации реальной потери, и тогда, когда малыш находится в спокойном состоянии. Попросите его подумать, какие могут случиться потери в жизни человека. Выскажите свои соображения, попросите вспомнить ситуации из его жизни и жизни его друзей. Что это могут быть за потери? От выпавшего зуба, потерянной вещи, переезда на новую квартиру до чьей-то смерти. Возможно, развелись родители знакомого ребенка - это тоже потеря.

А сам ребенок? Он ведь постоянно меняется - сегодня ты уже не такой, каким был месяц или год назад. И в природе постоянно происходят какие-то изменения. Может быть, попробовать нарисовать их: например, деревья весной, летом, в листопад и зимой; гусеницу, которая становится сначала коконом, а потом бабочкой; себя - в детстве и сейчас. А каким ты будешь, когда станешь взрослым?

Посмотрите вместе с ребенком семейный альбом - здесь можно увидеть, как все меняется.

Можно обсудить с ребенком, на что похожи горе, радость, печаль, страх. Можно попросить его нарисовать различные чувства, спросить, как ведет себя при этом наше тело, изобразить их мимикой и движениями. Во время рисования попросите подумать: что тебе помогает, когда ты испытываешь печаль или гнев...

Подчеркните, что все чувства разрешены: если мы сердимся на кого-то, это не значит, что тот человек плохой, это означает, что в данный момент мы испытываем гнев.

Выявить страхи и тревоги ребенка можно с помощью рисования. Что может спросить взрослый, пока ребенок будет рисовать? "Что ты делаешь, когда боишься?", "Помогает ли это?", "Что можно еще сделать?". Даем понять, что испытывать страх смерти и потери нормально - взрослые его тоже испытывают.

О чем еще можно поговорить с ребенком? О реалистичных и нереалистичных страхах; о том, что страх не будет длиться вечно. Испытывая страхи, мы учимся больше ценить и жизнь близких людей; страхами можно делиться с другими и не стыдиться этих чувств и т.д.

Затем можно обсудить пути разрешения проблем, избавления от страхов. Пробуем вместе с ребенком поработать над проблемами. Сначала на бумаге составляем список проблем, вариантов выбора, опасностей. Кто может помочь, поддержать, к кому обратиться в той или иной ситуации и т.д.? Обсудить отношения людей в целом. Что такое семья? Каким образом родственники связаны между собой? Они не только делят вместе пространство и бюджет, но и заботятся друг о друге; они могут соревноваться и ссориться, но они же помогают и поддерживают друг друга.

Ребенок и смерть близкого человека.

Как помочь ребенку пережить потерю близкого человека? Нужно, конечно, понимать, какое поведение в такой момент является нормальным, а какие реакции могут потребовать вмешательства психотерапевта.

Нужно самим овладеть приемами эмоциональной поддержки. Но очень важным в данном случае оказывается и то, как вообще в семье относятся к смерти и говорят ли о ней с ребенком. Ему гораздо тяжелее пережить потерю, смириться с произошедшим, если в семье тема смерти под запретом. Не избегайте таких разговоров. Даже трех-четырехлетнему ребенку можно сказать правду, если он задает такие вопросы. Постепенно он поймет, что смерть - это естественная и неизбежная часть жизни. И будет лучше подготовлен к серьезным потерям.

Как сообщить ребенку о смерти близкого человека? Хочется уменьшить его страдания, и даже приходит мысль не говорить, увезти подальше от горестных хлопот, отложить разговор на потом. Это может быть правильно только в отношении очень маленького ребенка. Ребенку нужно пережить трудный момент жизни вместе с семьей. Иначе в дальнейшем может возникнуть непонимание и отчуждение.

Лучше, если сообщит о смерти близкого кто-то из родных ребенка или человек, которого он хорошо знает и которому доверяет. В этот момент очень важен физический контакт прикоснуться, обнять, взять за руки. Дать понять, что он по-прежнему будет окружен любовью, защищен.

Ребенок может прийти в ярость, испытывать агрессию против принесшего печальное известие. Не надо уговаривать его взять себя в руки и упрекать за несдержанность Не надо и уговаривать плакать, если он не хочет. В первые дни после случившегося допускается любое проявление чувств страха, боли, гнева, протеста. Если ребенку нужно побыть в одиночестве, предоставьте ему такую возможность.

В переживании ребенком горя несколько стадий. Вначале он испытывает шок. Затем может начать отрицать произошедшее, не верит, что близкого человека больше нет рядом, даже ищет его. Но потом, когда ребенок осознает, что вернуть умершего невозможно, вновь наступает отчаяние.

Переживания такие же острые, как в первый момент после случившегося. Ребенок опять начинает плакать, гневаться. Маленький ребенок может сердиться и на родителя, покинувшего его, и на людей, которых считает виноватыми в смерти, и на Бога. Он может ломать игрушки, устраивать истерики. Подросток может грубить, проявлять агрессию к домашним или становиться замкнутым, подавленным. Некоторые дети винят себя в произошедшем.

Как вести себя близким? Прежде всего, помочь ребенку назвать свои чувства и признать их. Это может быть страх, гнев, чувство вины, ощущение беспомощности, потери стабильности, неуверенности в будущем. Если нужно, подробнее обсудите с ребенком это чувство. Если оно обозначено, легче понять, как помочь ребенку, какую оказать поддержку.

Что предпринять, если выяснилось, что ребенок чувствует себя виноватым? Попросите его нарисовать или рассказать, что можно было сделать, обсудите рисунок, настоящую и принятую на себя вину и др. Спросите, чему он научился от этого близкого человека, что вспоминает из времени, проведенного с ним. Где и когда вместе с ним бывал? Может ли перенести свои воспоминания на бумагу?

Разумеется, нужно контролировать эмоциональное состояние ребенка.

Дети, пережившие потерю близкого человека, могут испытывать острое чувство вины. Просто за то, что они живы. Или из-за ссоры, которая произошла незадолго до этой смерти между ним и умершим, если она не закончилась примирением. Ребенок не может найти себе оправдания, и это тоже может привести к саморазрушению.

В течение какого-то времени, возможно, первого года после случившегося, бывают острые вспышки горя. Иногда это происходит даже во время праздников, дней рождения. Постепенно ребенок научится справляться со своими чувствами.

Маленькому ребенку помогите снять напряжение, давая ему ломать коробки, рвать пакеты и т. д. Детям постарше предложите физическую работу, требующую значительных усилий, длительную прогулку пешком.
Через какое-то время после печальных событий вы сможете говорить с ребенком об умершем человеке. Рассматривайте вместе семейные фотографии, вспоминайте о приятных событиях, связанных с ним.

Когда человек продолжает мысленно общаться с умершим - это совершенно нормально. Но иногда понятная реакция на смерть может перейти в патологическое горе, которое может длиться годами, а то и всю жизнь. В случае слишком острой или затянувшейся реакции следует обратиться за помощью к специалисту.

В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь (психотерапевта или психиатра)?

Если ребенок полностью не способен управлять своим поведением в течение длительного времени;

Если вы наблюдаете у него полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;

Отказ от еды, бессонница в течение длительного времени, галлюцинации;

Слишком затянувшееся острое переживание горя, сильные страхи.

Травматический стресс.

Это нормальная реакция на ненормальные (экстремальные) обстоятельства. К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия, технологические катастрофы, войны, межнациональные конфликты, любое насилие, потеря близких людей и т.д.

Наиболее распространенные посттравматические реакции у детей: навязчивые воспоминания о событии, повторяющиеся кошмары, игры на тему случившегося (в похороны, в землетрясение и т.д.), страх, что событие повторится.

Ребенок теряет интерес к жизни, может отмечаться замедление развития и временная утрата навыков (опрятности, речи и т.д.). Дети начинают хуже учиться, становятся конфликтными, агрессивными. Возникает чувство изоляции, ожидание скорой смерти.

Важно знать, как вести себя с детьми, переживающими подобный стресс.

Дети, пострадавшие от стихийных бедствий, могут до бесконечности играть в игры, которые со стороны кажутся чудовищными: в землетрясение, в похороны и т. п. Именно в процессе таких игр дети излечиваются. Даже если они не играют сами, психологи очень часто специально рекомендуют такую психотерапию. К сожалению, родителей эти игры пугают, и они запрещают их, не понимая, что таким образом выдают свои собственные страхи.

Большинство детей, пострадавших от технологических катастроф, живет в ожидании "конца света" и собственной смерти. В этом случае теряют смысл педагогические воздействия, рассчитанные на долгий срок. Зачем хорошо учиться, думать о будущей профессии, менять что-то в себе, если скоро умирать?

Дети, пострадавшие в национальных конфликтах, видели насилие, убийства, разрушения, становились жертвами насилия или даже участвовали в нем. Для них мир делится на своих и чужих. Чужих надо ненавидеть и бояться. Вырастая, эти дети несут в себе идеи национального превосходства и мщения.

Не менее тяжело детям, пострадавшим от случайного насильника. Это может быть физическое, сексуальное и психологическое насилие. Такой ребенок испытывает сильнейший стыд, отвращение к себе, чувство оскверненности. Он находится в жутком одиночестве, изоляции от других, благополучных детей, не способных его понять, он наедине со своими переживаниями.

Огромная проблема - отношение окружающих к травмированным бедой детям. Не надо думать, что жертвы насилия и несправедливости вызывают у окружающих только жалость и желание помочь.

Распространенная реакция: "Сам (сама) виновата!" К тому же от них шарахаются в суеверном страхе, боясь заразиться несчастьем, бедой. Не случайно некоторые родители стараются скрыть случившееся с ребенком, не сообщая даже в милицию и тем более в школу.

Ребенок остается наедине со своими переживаниями. Он настолько низко себя ценит, что возможны и попытки самоубийства, и наркомания, и алкоголизм, и криминальное поведение.

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Стресс у детей – реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители. Игнорирование родителями признаков стресса провоцируют развитие эмоциональной нестабильности у малыша.

На фоне стресса возникают нервные расстройства, которые могут трансформироваться в психические заболевания уже во взрослой жизни.

Большинство расстройств у взрослых людей, напрямую связаны с детскими психологическими травмами и страхами. Стресс, возникающий у детей и подростков, может спровоцировать массу проблем. Формируется заниженная самооценка и серьёзные психические нарушения, вплоть до шизофрении.

Возникающий у ребенка стресс, может делиться на несколько стадий. Каждая стадия характеризуется все более угнетенным эмоциональным состоянием. Затянувшийся стресс переходит в депрессию.

Тревога

На стадии тревоги ребенок ощущает необъяснимую тоску и беспокойство. Малыш никому не сообщает о пережитом стрессе. Ребенок замыкается в себе, с подозрением относится к родственникам. Появляется особое недоверие к малознакомым людям. Не наблюдается никаких изменений в физическом состоянии чада.

Сопротивление

Психи ребенка активно сопротивляется пережитому стрессу. Пытается вытеснить воспоминания о плохом событии. Реакция на стресс сопровождается постоянным чувством усталости и моральным истощением. Нервная система затрачивает слишком много энергии на внутренние переживания.

Истощение

Малыш истощен морально и физически, больше нет сил переживать стресс. Нервная система не контролирует эмоции, что вызывает апатию или чрезмерную агрессию. Малыши не в состоянии уснуть ночью, поскольку во сне их мучают кошмары. Развивается повышенная скрытность. Вследствие постоянной подавленности может формироваться тяга к суициду.

Причины

Причины стрессов у ребенка могут варьироваться в зависимости от возраста. Малыши до года получают стресс при расставании с матерью, смене способа кормления, заболеваниях и испуге.

Младенцы чрезмерно чувствительны к эмоциональному состоянию своих родителей. Ссоры и истерики родителей влияют на ребенка, он ощущает сильнейшее напряжение.

Выделяют такие причины стрессовых ситуаций у младенцев и подростков:

  • Невнимание со стороны родителей. Игнорирование потребностей ребенка, отторжение, отсутствие любви дает повод для сильного стресса у ребенка.
  • Постоянные укоры, в особенности при людях. Такие воспитательные меры формируют у детей чувство неполноценности, которое переходит во взрослую жизнь.
  • Чувство страха вследствие внешних и внутренних факторов. Внешние: нападение бандита или злой собаки, просмотр страшного фильма или чтение книги ужасов. Внутренние: сильная фантазия, негативная атмосфера в семье, родители оказывают на детей сильное психологическое давление.
  • Перемена обстановки. Прощание с родственниками, близкими друзьями, переезд в новый город, переход в другую школу, первая любовь. Все эти события вызывают стрессы.
  • Компьютерные игры. Детьми игры воспринимаются гораздо реалистичнее, нежели взрослыми. Проигрыши, ссоры со взрослыми из-за игр до позднего времени, недосыпы, всё это провоцирует стрессы.

Симптомы стрессов могут проявляться у детей во время переходных периодов, которые присущи трёхлетнему, семилетнему и подростковому возрасту. В этих случаях стрессы могут быть связаны с:

  • Сменой обстановки;
  • Возникновением новых обязанностей;
  • Переменами в гормональном фоне.

Симптомы

Влияние стресса на детей может проявляться абсолютно по-разному. Вот основные симптомы, присущие стрессовому состоянию:

  • Агрессия. Отрицательные эмоции у детей являются некой защитной реакцией. Дети постоянно вмешиваются в драки, со всеми ссорятся, всё время кричат, не исключены поломки вещей. Такая реакция напрямую связана с бессилием малыша в создавшейся ситуации.
  • Переход к раннему детству. Такого рода реакция присуща детям до 7 лет. Их поведение резко начинает напоминать младенческое, они начинают сосать палец, присутствует ночной энурез, они требуют постоянного внимания со стороны родителей, отказываются от приема пищи до того момента пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Ряд детей, пережив стресс, полностью замыкаются в себе. Они постоянно хотят находиться в одиночестве, всячески избегая разговоров с родителями и друзьями.
  • Проблемы со сном. Маленькие дети после пережитого стресса, могут начинать плакать во сне, детям в старшем возрасте снятся кошмары, и они длительное время не могут уснуть.
  • Стремление контролировать. После эмоционального стресса, у детей развивается необходимость всё контролировать: он по несколько раз всё перепроверяет и постоянно спрашивает о правильности своих действий у родителей. Подобное поведение – это своеобразная защита от стресса.
  • Побег. У детей присутствует подсознательное желание спрятаться от всех имеющихся проблем. Поэтому они пытаются избегать причин, провоцирующих нервозность: избегая встреч с обижающими детьми, симулируют болезни и постоянно забывают дома учебники.

Стресс у детей может быть, как ярко выражен, так и настолько скрыт, что родители длительное время не замечают перемен в своём малыше. В таких ситуациях очень важно своевременно обнаружить проблему и приступить к её решению.

Как снять стресс

Существует несколько вариантов лечения стресса у детей, всё напрямую зависит от индивидуальных особенностей детей и возможностей их родителей.

Психотерапия

Иногда родители отправляют своих детей к психологу, тем самым изначально только увеличивая стрессовую ситуацию, ведь малыши стремятся давать те ответы, которые от них ожидают. Но постепенно беспокойство отступает, и малыш постепенно раскрывается перед специалистом.

Поход к психологу принесет только пользу. Разговоры «по душам» только улучшат состояние малыша или подростка. Единственным недостатком такого метода терапии является его стоимость и далеко не все родители в состоянии отвести детей на индивидуальные или групповые занятия к психологу.

Бывают ситуации, когда дети категорически против походов к доктору, они постоянно ходят нервные и злятся после любого упоминания о докторе. В таком случае приходится использовать другие методы.

Первое что советуют доктора – устранение источника, вгоняющего чадо в состояние стресса, сразу немного улучшает общую картину.

Препараты

Параллельно с устранением источника стресса, для того чтобы малыш перестал нервничать, ему прописывают настойки пустырника или валерианы. Кроме того, для снятия нервозности доктора рекомендуют применение ноотропных лекарственных средств. Существуют даже витамины от стресса для детей.

Физиотерапия

Прописывают массажи в воротниковой зоне, ванны с хвоей или морской солью. Рекомендовано соблюдать режим сна и диетическое питание, что подразумевает исключение из рациона продуктов, которые увеличивают нервозность. Под наблюдением психолога осуществляется коррекция поведения, как детей, так и взрослых.

Что делать родителям

Профилактику стресса у детей провести практически невозможно, но гораздо проще избавиться от проблемы на начальных стадиях.

Для этого, родители должны стать для малыша источником поддержки:

  • Малыш должен выплеснуть свои эмоции. Чтобы ему было проще раскрыться нужно постараться найти для него какое-то хобби.
  • Не стоит пускать ситуацию на самотёк. В попытках успокоить чадо не нужно настаивать на том, что его проблема – это просто выдумка, нужно искать пути решения этой проблемы.
  • Поднять самооценку малыша. Дети очень чувствительны к поддержке со стороны родителей, поэтому иногда достаточно просто сказать малышу, что он умный и сильный, поэтому справится с любой проблемой.
  • Следить за рационом детей. Качество продуктов напрямую влияет на иммунную систему малыша и его устойчивость к стрессовым ситуациям.
  • Поддерживать чувство безопасности. Младенец должен быть уверен, что в любой ситуации, его родители смогут ему помочь. Это чувство можно укрепить за счёт постоянных объятий, поцелуев, совместного времяпровождения.

Проблемы малыша всегда решаются мирным путем. Родителям тоже знакомо чувство усталости и напряжения, в особенности, если малыш первый. Поэтому нужно учиться расслабляться вместе с малышом, это поспособствует улучшению отношений между ними, ребенок станет больше доверять своим родителям.

Какой основной повод для маминого беспокойства? Конечно, это детский плач. Если ребенок плачет, то мы четко понимаем: ему плохо. Отсюда можно сделать вывод: если не плачет, значит ему хорошо. Это не совсем так.

Вы, наверное, знаете, что у взрослых людей есть разные способы реагирования на стресс: один кричит, другой начинает все крушить, третий вовсе падает в обморок. Реакция зависит в основном от темперамента и особенностей нервной системы. Это физиология, которая работает с момента рождения. Значит новорожденные, также как и взрослые, выдают различные стрессовые реакции.

Во время физического дискомфорта плачут почти все дети. Но на психологический дискомфорт малыши могут реагировать иначе. Родителям полезно знать, как это может выглядеть, чтобы четко понимать состояние своего малыша. Сейчас стало модно обязательно чем-нибудь заниматься с младенцами: йога, динамическая гимнастика, грудничковое плавание. Есть дети, которым что-то может нравиться, другим – это совсем не подходит. Если малыш выдал стрессовую реакцию, то занятия обязательно нужно прекратить.

Мы, конечно, можем продолжать заниматься, и сначала последствий не будет видно. Это, что называется, отсроченные последствия. Детки ломаются не сразу. Но когда уровень стресса зашкалит и ребенок начнет, например, болеть, компенсировать это будет сложнее.

Что может стать стрессом?
Начнем с того, что само рождение – это уже колоссальный стресс для малыша. Он девять месяцев находился в животе, где ему было тепло, хорошо и уютно.

Самое надежное место

Запустился процесс родов, он ощущал давление, старался, боролся, проходил по родовым путям. Он родился! Он победил! Это стресс физиологический. Он не плохой и не хороший. Ребенок способен его пережить, потому что так задумано природой. Но это сильные эмоции.

Первые сутки детки могут проживать послеродовой стресс, реагируя тремя способами: плач, сосание, сон. Чем сложнее были роды, тем ярче будет реакция. Ошибочно думать, что кесарево сечение лучше, так как стресс меньше. Наоборот, после это операции дети выдают более яркие реакции и адаптационный период у них дольше.

Пережив послеродовой стресс, малыш понимает, что он попал в странный, незнакомый мир. В нем много звуков, запахов, красок. Много разных людей. Бывает жарко и холодно. Пока он не адаптируется, для него все стресс. Адаптационный период обычно длится около 40 дней, но после тяжелых родов может растянуться и до трех месяцев (что обычно и бывает у кесарят).

Специалисты по раннему развитию советуют начинать активно заниматься с детьми как можно раньше, иначе будет поздно. Перинатальные психологи утверждают, что в адаптационный период ребенка лучше лишний раз не трогать. В этом есть определенная доля истины. Малышу и так все сложно и непривычно. Зачем ему искусственно усложнять жизнь?

В адаптационный период нужно много контакта с мамой

Когда адаптационный период закончился, с уровнем стресса обычно становится проще. Чем мягче ребенок прошел адаптацию, тем легче он принимает все новое. И чем старше становится малыш, тем менее жестко ставится этот вопрос.

Родителям хорошо бы знать, что стрессом может стать: появление новых людей, шумные вечеринки, путешествие, переезд, ремонт, новые занятие, появление новых предметов, долгое отсутствие мамы, лишение контакта. Это не значит, что ребенка нужно оградить от всего. Реакция зависит от чувствительности ребенка. Легкий стресс даже стимулирует. Главное, следить за тем, что уровень стресса не зашкаливал. За пиками активности должны следовать моменты отдыха, тишины и расслабления.

Плач
В наше время уже почти все родители понимают, что младенцы не издеваются над родителями, не треплют им нервы. Они плачут только по действительно весомым причинам. Это единственный способ малыша дать нам понять, что ему трудно.

К плачу стоит относиться серьезно. Наша родительская задача, как можно скорее найти причину плача и устранить ее. Если ребенок плачет во время каких-то занятий, то их немедленно нужно прекратить. Малышу не нравиться! Не слушайте, когда вам говорят, что поплачет, привыкнет, зато полезно. Нет, то, что идет через слезы, никогда не будет полезно. Дети не привыкают, они смиряются!

Этому малышу процедура явно нравится

Если специалист не может сделать процедуру с вашим ребенком без слез, ищите другого с более творческим и гуманным подходом. Речь, конечно, не идет о необходимых медицинских процедурах, когда ребенок болеет. В этом случае мы все делаем как можно быстрее и утешаем. Но и в этом случае помните: чем старше ребенок, тем проще с ним договориться и сделать без слез все, что угодно. Было бы желание…

Хорошо ли этому ребенку… Большой вопрос

Сон
Когда младенцам очень плохо и страшно, они засыпают. Недавно одна моя знакомая поделилась радостью: «Мы, наконец-то приучили Кирюшу (5 месяцев) спать в своей комнате. Обидно было, такую детскую ему сделали, а он в ней не спит. А теперь он уже большой – спит всю ночь с 11 до 7 утра. Мы опять можем высыпаться. Как здорово!».

Если честно, то ничего хорошего. Детям этого возраста не свойственно спать так долго. То, что происходит с Кирюшей, называется стрессовый сон. Представьте себе ситуацию: маленький мальчик просыпается один в темноте. Рядом никого. Он плачет, но никто не приходит (а именно так мама и занималась с сыном). Через несколько дней он делает вывод: как ни проси, никто не придет и не спасет. И впадает в глубокое отчаяние. Ему становится настолько страшно и плохо, что ребенок предпочитает не просыпаться. И засыпает очень глубоко. Этот сон не полезен для детей. Он как вариант коматозного состояния. Для Кирилла более полезен поверхностный сон – в это время у детей развивается мозг. Но мама приучила спать глубоко, пожертвовав развитием мозга и психологической стабильностью сына. Зато, как большой!

Он еще борется за свое право быть рядом с мамой

По этой же причине дети хорошо и подолгу спят в колясках на балконе или на улице. Это нездоровый сон. Дети впадают в него от невыносимого отчаяния и одиночества.

Сосание
Сосать грудь – это лучший способ успокоиться. Ребенок в этот момент словно возвращается в животик. Он чувствует тепло маминых рук, ощущает ее дыхание, слышит биение сердца. А на вкус молочко похоже на околоплодные воды. Малыш попадает в привычное состояние и релаксирует.

Именно поэтому при малейшем беспокойстве детки просят грудь. И чем младше, тем чаще.В адаптационном периоде (от рождения примерно до трех месяцев) дети могут просить грудь каждый 15 минут и сосать ее по два часа. Маме кажется, что она 24 часа проводит с грудью во рту. Это нормально и пройдет, как только малыш привыкнет к новому для него миру. А сейчас у него стресс – все новое и незнакомое. Дайте ему возможность адаптироваться, пусть ваша грудь будет для него оазисом спокойствия. В этот период лучше не усложнять ребенку и без того непривычную жизнь.

Самое надежное успокоительное средство!

Итак, плач, сосание и сон – это основные стрессовые реакции, которые ребенок может продемонстрировать. Способ реагирования зависит от темперамента и характера ребенка. Иногда дети предпочитают один вариант, иногда используют несколько вперемешку.

Кроме перечисленных, есть еще несколько не таких явных реакций. Дети их демонстрируют очень часто, но, к сожалению, мало кто из родителей понимают, что это тоже стресс.

Замирание или возбуждение

Алена делится опытом: «Нам подарили фитнесс-мяч. Это то, что нужно приобрести всем молодым мамочкам. Наш трехнедельный сын успокаивается только на нем. Может истерично плакать, мы кладем его на мяч и он сразу затихает. Как будто прислушивается. Значит, ему очень нравится».

Итак, у нас есть факт – ребенок затихает на мяче. Мама почему-то делает вывод, что это от удовольствия. На самом деле, когда ребенку хорошо, у него появляется комплекс оживления – он улыбается, гулит, болтает руками и ногами. А здесь ребенок затих – он изучает: опасно или нет. Как минимум, он напуган.

Родители, вы уверены, что я в безопасности?

Я не делаю вывода, что стресс зашкаливает и зарядка на мяче вредна. Вовсе нет, но это хорошая иллюстрация того, как мы интерпретируем поведение малышей удобным для себя способом. «Замолчал – значит доволен». Давайте не будет юлить. Замолчал – довольны мы. А ребенку в этот момент может быть ой как плохо.

Другой пример от Асемы: «Недавно мы перевели месячного Арсена в большую ванну. Ой, как ему нравится! Плавает вовсю, машет ногами и руками. Обычно он ленивый, а в воде меняется. Такой активный становится. Думаю, что ему очень полезно плавать».

Еще одна не менее странная интерпретация. Обычно ребенок тихий и спокойный. Но в большом пространстве воды неведомо откуда берется необычная активность. Доволен? Или пытается любой ценой выбраться и спасти свою жизнь?

Кажется, малышка еще не решила, нравится ей или нет

Если обычно спокойный ребенок начинает вести себя слишком активно, нужно крепко задуматься. Вероятнее всего, малышу опасно и он пытается избежать страшной ситуации.

Любое нестандартное поведение
Дети большие консерваторы. Они любят, чтобы все шло своим чередом. Любят ритуалы и привычные вещи. И ведут они себя чаще всего одинаково. Если их поведение меняется, то надолго. Например, спали три раза по часу. А теперь спят два раза по полтора. Эти изменения плавны и назад не возвращаются.
Малыш обычно спокоен, а теперь стал закатывать истерики. Спит обычно по полчаса, а после пробного занятия бэби-йогой уснула на 2,5 часа. Обычно веселый, активный, а после похода в развивающий центр сидит на коленках у мамы. Любое нестандартное поведение говорит о стрессе. Ребенок требует внимательно отнестись к себе.

Отказ от груди
Это особая реакция, которую дети выдают тогда, когда ничего уже не помогает. Грудь – это самое ценное в жизни ребенка. Это и еда, и контакт с мамой, и обезболивающее, и расслабляющее, и успокаивающее, и утешающее. Представляете, до какого состояния нужно довести ребенка, чтобы он отказался от груди?!
Конечно, это зависит от темперамента ребенка. Особенно впечатлительные дети могут отказаться от груди после одной малоприятной процедуры. Но таких детей мало.

Обычно для того, чтобы спровоцировать у ребенка отказное поведение, родители предпринимают ряд целенаправленных попыток по «развитию и дисциплинированию» новорожденного. Попросту говоря, разрывая контакт с мамой, потому что отказ от груди это как раз-таки нарушение этого контакта.

Ребенку настолько плохо, что он использует тяжелую артиллерию, чтобы быть услышанным. К сожалению, редко когда родители понимают, что происходит. Пожимают плечами, покупают смесь и продолжают «развивать».

Повторюсь, отказ от груди – это особая ситуация. Если малыш отказывается от груди, значит ему очень плохо. Нужно срочно прекратить все «полезные» занятия и искать причину дискомфорта.

Отказываясь от груди, малыш очень ярко сигнализирует о помощи

Психологи не призывают вас растить из детей оранжерейные цветочки. Такие перегибы тоже опасны. Так ведь можно вообще на улицу не выходить, чтобы малышей ветерок не потревожил. На любое занятие ребенок может выдать стрессовую реакцию просто потому, что это дело новое. А значит, может быть опасным.

Все новое лучше вводить очень плавно, нежно и в тесном контакте с мамой. А еще лучше с грудью во рту. Так оно надежнее будет. Нововведения должны предлагать мама или папа. А не чужой дядя-тренер. Когда ребенок расслабиться, если занятия действительно полезное, он покажет родителям, что доволен: будет активно смеяться, много улыбаться, гулить.

Но давайте не будем себя обманывать. Если малыш продолжает сигнализировать о стрессе, прекратите занятия. Вашему ребенку они не подходят. Не доводите до того, что стресс зашкалит. Предложите малышу другие варианты.

Вы обязательно найдете то, что понравится и вам, и вашему чаду.

Алена Асадчая, корреспондент, консультант по ГВ, педагог-психолог

Стресс – неотъемлемая часть современной жизни. Стресс в своё время переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.

У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

Симптомы стресса у детей

Ребёнок – это человек, который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей бывает довольно тяжело. Его запросто можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако всё же существуют некоторые признаки, по которым Вы сможете определить, что ребёнок пребывает в состоянии стресса.

Симптомы стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет:

  • чрезмерная раздражительность;
  • демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
  • ухудшение сна.

Симптомы стресса у детей дошкольного возраста

  • возросшая требовательность и частое проявление негодования;
  • «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);
  • чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни смерти и т.п.;
  • частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
  • появление дефектов речи;
  • гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
  • слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства.

    Симптомы стресса у детей младшего школьного возраста

    • частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
    • ночные кошмары;
    • быстрая утомляемость;
    • постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
    • постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
    • ложь;
    • возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);
    • расстройства без видимой на то причины;
    • озабоченность сверх меры своим здоровьем;
    • нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;
    • агрессивное отношение к окружающим;
    • педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
    • заниженная самооценка;
    • беспричинные тревоги, волнения и страхи;
    • падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
    • дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;
    • ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.

Причины стресса у детей

Причины стресса у детей условно можно разделить на возрастные и связанные с семейной обстановкой.

Общими причинами стресса для детей всех возрастов могут быть:

  • развод родителей;
  • расставание с дорогими людьми;
  • смерть близкого человека;
  • катастрофы, травмы;
  • детские страхи (оставаться одному, боязнь чудовищ и т.д.);
  • применение насилия;
  • появление нового ребёнка в семье;
  • переезд;
  • гибель домашнего животного.

Причины стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет

Самой частотной причиной стресса у грудных детей является расставание с родными. Особенно тяжело ребёнок переживает долгое отсутствие мамы. Другими распространёнными причинами стресса у малышей являются: какое-либо заболевание, изменение режима дня, эмоциональное расстройство родителей.

Причины стресса у дошкольников

Стрессом для дошкольников может стать первое столкновение с социальной средой. До этого возраста ребёнок обычно пребывает в атмосфере всеобщей любви и восхищения. Он окружён только своими родными и близкими, которые души в нём не чают. А вот в возрасте 2 – 3 лет ему приходится выйти за рамки семьи – начать общаться со сверстниками или в детском саду, или во дворе.

Конечно, самой частотной причиной стресса у детей дошкольного возраста является поступление в детский сад. Здесь ребёнок находится в стрессовом состоянии, во-первых, потому, что рядом впервые нет родителей, во-вторых, потому, что он, не имея опыта общения со сверстниками, вынужден часами пребывать в их окружении, в-третьих, потому, что ребёнок находится в новой, непривычной обстановке. Кроме того, причиной стресса у детей от 2 до 5 лет могут стать конфликты с другими детьми или воспитателями детского сада.

Другими причинами стресса у детей дошкольного возраста могут быть: посещение больницы; просмотр телевизионной программы, содержащей какую-либо негативную информацию; боязнь голода; боязнь одиночества; принуждение соблюдать режим в детском саду.

Причины стресса у детей младшего школьного возраста


Причинами стресса у детей в возрасте от 5 до 10 лет обычно бывают напряжённые отношения с одноклассниками или учителями в школе, неудачи в учёбе и конкуренция внутри класса.

В этом возрасте ребёнок уже осознаёт, что он в чём-то уступает другим: кому-то в талантливости, кому-то в красоте, кому-то в успешности в учёбе, кому-то в популярности в классе. Но он ещё не достаточно взрослый, чтобы понять, что такое положение вещей является нормой, что невозможно сразу во всём быть лучшим. Вследствие этого, большинство детей младшего школьного возраста переживают серьёзные стрессы, причём каждый из них в стрессовом состоянии ведёт себя по-разному: кто-то пытается стать самым умным, с головой погружаясь в книги и забывая друзей, кто-то не хочет тратить силы на изменение себя, избирая тактику унижения других и т.д. Вот почему среди причин стресса у детей младшего школьного возраста на первых позициях находятся издевательства и оскорбления в школе.

Причиной стресса может быть и внутренний конфликт. Он возникает, когда ребёнок раскаивается в совершении плохого поступка, начинает винить себя, решает, что он сам плохой, злой и безнадёжный.

Также причиной стресса у детей на данном возрастном этапе может стать просмотр шокирующей телевизионной программы или волнующего ролика в Интернете. Дети младшего школьного возраста очень впечатлительны, а потому, услышав новости о военных действиях, о природных катаклизмах, о террористических актах, они начинают бояться за свою жизнь и жизни близких людей.

Другими причинами стресса у детей в этом возрасте являются: контрольные работы и переводные экзамены в школе; постоянные упрёки со стороны родителей и учителей за плохую успеваемость; знакомства с новыми людьми; возрастные физиологические изменения и т.д.

Профилактика стресса у детей

Общие методы профилактики стресса:

  • родители должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией;
  • родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним;
  • не смотреть по телевизору ужасающие новости или волнующие программы вместе с ребёнком и не давать ему это делать самому;
  • родители должны быть внимательными к собственному чаду, научиться его понимать;
  • если ребёнок всё же увидел шокирующее событие по телевизору или на улице, родителям следует поговорить с ним об этом;
  • необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям – нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности. При этом не стоит знакомить его и с тёмной стороной жизни. Выберите «золотую середину»: пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях;
  • родителям следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями;
  • убедите своего ребёнка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, вести дневник, рисовать и т.д.

Профилактика стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет

Для того чтобы избежать стресса у малышей, родители должны стараться как можно меньше оставлять их в одиночестве. Мама малыша должна целый день находиться рядом. Близкие малышу люди не должны нервничать сами, так как ребёнок в таком возрасте способен заражаться настроением окружающих. Кроме того, надо внимательно следить за их настроением и поведением. Будьте ласковыми и заботливыми родителями, и тогда Вашему грудному ребёнку стресс грозить не будет.

Профилактика стресса у детей дошкольного возраста

Для того чтобы предупредить стресс у детей дошкольного возраста, необходимо каждый день по несколько часов позволять им сидеть в тишине. Следует выключать радио, компьютер и телевизор.

Также хорошей мерой профилактики стресса является общение. Старайтесь как можно больше разговаривать со своим малышом, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями. При этом нелишним будет почаще обнимать своего ребёнка, брать на колени.

Если Вашего ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорите с ним об этом (ни в коем случае не смейтесь над его детскими страхами!), постарайтесь объяснить ему, что он находится в полной безопасности.

Профилактика стресса у детей младшего школьного возраста

Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей. Надо показывать свою готовность в любой ситуации помочь ребёнку, поддержать его.

Помимо этого, родителям следует быть в достаточной степени откровенными и честными с детьми.

Не стоит им врать, что близкий человек куда-то уехал в том случае, если этого человека больше нет в живых. Надо мягкими путями объяснить ребёнку, что его близкий человек теперь живёт в другом мире, что, к сожалению, они не могут больше видеться. Надо чтобы, дитя осознало, что такое случается и с другими, что ничего поделать нельзя, надо жить дальше, храня в своём сердце и памяти образ дорогого человека.

Родителям стоит быть искренними с детьми и при разводе. Ни в коем случае нельзя ставить малыша перед выбором, с кем ему жить: с папой или с мамой – решать это должны взрослые.

Если у Вашего ребёнка сложности в школе, не перекладывайте ответственность за их нейтрализацию на себя. Подтолкните его к самостоятельному решению данных проблем, обсудив с ним возможные причины и пути преодоления сложностей.

Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими и не оказывайте на него психологического давления. Не заставляйте его учиться только на «5» и во всём быть первым.

Старайтесь повышать самооценку собственного дитя. Отыщите занятие, в котором Ваше чадо будет действительно успешным. Уверенный в своих силах ребёнок меньше подвержен стрессам.

Борьба со стрессом у детей


Общие методы борьбы со стрессом у детей:

  • обязательные ежедневные прогулки;
  • хорошее питание;
  • соблюдение режима дня;
  • общение с родственниками и друзьями;
  • физические нагрузки;
  • обращение к психологу;
  • расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.

Борьба со стрессом у грудных детей и малышей до 2-х лет

Эффективным методом борьбы со стрессом у малышей является игра. Так как самой частотной причиной стресса в этом возрасте является расставание с близкими, то наиболее полезной игрой являются прятки. Данная игра позволяет ребёнку поверить в то, что после каждого исчезновения близкий человек обязательно вернётся.

Если родителям всё же приходится отлучаться ненадолго, необходимо создать условия, чтобы ребёнок не оставался в одиночестве. Если нет возможности пригласить бабушку побыть с ним пару минут, оставьте рядом игрушки.

Борьба со стрессом у детей дошкольного возраста

Прежде всего, родителям следует узнать точную причину стресса. Ребёнок в таком возрасте, скорее всего, ещё не способен к разговорам по душам. Поэтому действенным методом выяснения обстоятельств его внутренней жизни является подслушивание бесед с игрушками.

Сгладить стрессовое состояние или даже полностью нейтрализовать его способны помочь такие методы как крик (ребёнку надо вытеснить из себя все негативные эмоции с помощью громкого крика на улице) или «динамичное» рисование яркими красками.

Родители должны сохранять спокойствие и самообладание даже тогда, когда ребёнок капризничает на протяжении нескольких недель. Нельзя повышать на него голос, ругать, угрожать. Вы должны продолжать демонстрировать свою безграничную любовь и заботу.

Борьба со стрессом у детей младшего школьного возраста

Экстренной мерой борьбы со стрессом у детей младшего школьного возраста является откровенная беседа. При этом родителям не стоит давить на ребёнка, надо, во что бы то ни стало, сделать так, чтобы он сам, по своей воле, всё Вам рассказал.

В процессе беседы по душам Вы должны постараться убедить дитя в том, что то плохое, что с ним произошло, осталось в прошлом, что оно скоро забудется, и жизнь станет ещё лучше, чем была прежде; что в жизни человека всегда бывают и плохие, и хорошие события, и они регулярно сменяют друг друга. Так что, если с ним сейчас случилось что-то очень плохое, то скоро непременно произойдёт что-то удивительно хорошее.

Эффективными методами борьбы со стрессом у детей дошкольного возраста являются также: рисование, игры, занятие спортом.

Последствия стресса у детей


  • Если причиной стресса является просмотр шокирующих телепрограмм, то последствием может стать жестокость и циничность, стремление причинять боль себе и окружающим.
  • Если причиной стресса является насилие, то последствием стресса может стать замкнутость ребёнка и проблемы с психикой.
  • В особо тяжёлых случаях стресс может привести к задержке или даже остановке психического развития. Такой человек никогда не сможет избавиться от психологической травмы, никогда не повзрослеет.
  • После пережитого стресса у ребёнка могут возникнуть сердечные или инфекционные заболевания, язва желудка.
  • Стресс у детей может привести к развитию невроза.
  • Дети, пережившие стресс, склонны приобретать хронические заболевания: астму, сахарный диабет.

К сожалению, стрессовые ситуации неизбежны в жизни ребёнка. Но можно сгладить отрицательное влияние стресса, правильно воспитав ребёнка и помогая ему справиться с жизненными трудностями.

В жизни как взрослых, так и малышей не обходится без стрессов. Многие просто не замечают негативных влияний и редко задумываются о том, насколько такое явление вредит здоровью детей. Родители мало общаются с малышами, не оценивают тяжести того напряжения, которое испытывают дети в определенных ситуациях, и потом гадают - откуда у малыша взялись вредные привычки или постоянно негативные эмоции и агрессия. Все это может быть проявлением или последствием стрессов. Как же они влияют и как распознать первые проявления?

Многие родители считают, что стресс - это однозначно тяжелое психическое влияние, нервной потрясение. Но в реальности это не совсем верно, стоит уточнить, что как таковой стресс может быть отрицательным, в этом случае его называют термином дистресс. Кроме того, есть и положительные стрессы в жизни, их называют эустресс, они мобилизуют и подстегивают организм, провоцируются положительными эмоциями и радостью. Для детей наиболее опасным и разрушительных для психики и физического здоровья является именно дистресс, он при длительном течении грозит нервными расстройствами и тяжелыми заболеваниями соматического плана. Дети часто переживают стрессы, порой даже незаметно для родителей, но последствия проявляются порой в очень необычных формах.

Причины подобных проблем у детей

Нередко причинами стрессов для детей разного возраста, начиная с раннего, становятся разнообразные психотравмирующие ситуации. Существенно влияют такие события, как развод родителей или частые ссоры, неблагополучие в семье, страх наказаний или переживания по поводу неудач, нагрузки в кружках или школе. Могут также влиять агрессия в мультфильмах или телепередачах, сцены насилия, увиденные в кино или в реальности, компьютерные игры не по возрасту, болезни или медицинские манипуляции, связанные с болью и страхом. Дети воспринимают любую ситуацию близко к сердцу, эмоционально, не всегда могут отличить вымысел от правды и шутки от истины. Поэтому важно обращать внимание на все ситуации и события в жизни детей, не считать их переживания и страхи капризами или способом манипуляции.

Достаточно яркими примерами стрессовой ситуации для ребенка могут быть резкие смены привычного поведения, постоянная агрессия или плаксивость, изменение повседневных ритуалов или привычек (поздно ложится спать, не хочет ужинать и т. д.). Может возникать регресс в поведении по возрасту - появляются дурные привычки к сосанию пальца, капризы при уходе матери, появление энуреза, имитация нездоровья, проблемы с речью. Также могут формироваться новые вредные привычки к шмыганью носом, обкусыванию ногтей, дерганью за волосы и т. д.

Дети могут становиться необычно молчаливыми или излишне болтливыми, у них формируются проблемы с засыпанием и сном по ночам и в дневное время, возникают сложности в учебном процессе, хотя ранее он давался им легко. Может отмечаться нарушение концентрации внимания, появляются страхи и ночные кошмары, о которых малыши не хотят разговаривать, страдает аппетит и появляется стремление к обману.

Родители и проблемы детей: как быть?

Важно, чтобы родители понимали механизм стресса и те процессы, которые при нем происходят в организме детей. Под действием любых сильных влияний и чрезмерного напряжения, мозгом отдается команда на выделение в кровь гормонов стресса. На короткое время они мобилизует тело на борьбу и сопротивление. Если родители вовремя не устраняют психотравмирующие факторы, длительное воздействие гормонов стресса приводит к разрушительным влияниям на системы и органы тела. Так, мышечное напряжение в виде сжатых кулаков, прикушенных губ, сутулости или приподнятых плеч приводит к формированию привычки к такой позе. Ребенок ее не замечает, но при подобном явлении быстрее утомляется. Длительное напряжение тела приводит к дефициту кислорода в тканях и нехватке питательных веществ для обменных процессов. Это приводит к расширению сосудов, повышению давления, отечности тканей. В тканях, обедненных кислородом и питанием, копятся промежуточные, недоокисленные продукты отмена, которые приводят к самоотравлению организма, анемизации, истощению.

Также должны помнить родители и о негативном влиянии стресса на иммунитет и вилочковую железу. Продолжительный стресс нарушает ее функции, что приводит к снижению образования лейкоцитов и лимфоцитов, защищающих организм от инфекций и опасных веществ. Дети в стрессе часто болеют, дольше не выздоравливают и имеют хронические очаги инфекции. Родители безуспешно ходят с ними по врачам, не видя истинных причин проблемы.

Важно понимать, острый и короткий, положительный стресс мобилизует организм, помогает в борьбе с инфекциями и усиливает обменные процессы. По такому принципу работает закаливание. Но если стресс стал постоянным, изо дня в день он влияет на детей, это приводит к истощению ресурсов тела.

Для детей и их незрелой нервной системы любые, казалось бы, незначительные и порой банальные, смешные причины могут стать причиной стресса. Нередко те события, которые вызывают негативные эмоции, переживания, страх или боль, существенно влияют на работу нервной системы и способствуют стрессу. Это не значит, что детей стоит отгораживать от всех эмоций - как положительных, так и отрицательных. Но в силах родителей сократить количество психотравмирующих ситуаций, потрясений и страха в жизни детей. Далеко не всегда захлестнувшие кроху эмоции он сумеет проконтролировать и удержать, если родители постоянно его одергивают, не давая выходу гневу, раздражительности или слезам - это также приводит к стрессу, от которого он просто не в силах избавиться. Поэтому нервная система детей должна получать разрядку, вполне нормально для маленького человека злиться, переживать или высказывать свое недовольство. Родители должны уважать его чувства и позволять иногда дать волю эмоциям. Но это не должно переходить определенных рамок дозволенного.