Утепление ворот: пошаговая инструкция. Утепление гаражных ворот изнутри: пенопластом, пенополиуретаном, более простые способы утепления

Современные изоляционные материалы можно применять для утепления любых помещений и поверхностей. И если ранее мы рассказывали, как утеплить дом и его отдельные элементы, то теперь настал черед гаража.

Если вовремя не изолировать ворота от холода, он мало спасает автомобиль от низких температур. Более того, замерзший конденсат намертво схватывает ворота и по утрам приходится с боем отвоевывать каждый сантиметр. Да и работать, как предпочитают многие автомобилисты, не получится - если на улице -15, то и в гараже не намного больше. Мы расскажем, как утеплить гараж изнутри, какие материалы для этого использовать и, главное, как это сделать собственноручно.

Общая информация

Этот раздел мы посвящаем тем, кто сомневается, нужно ли утеплять гараж. Дело в том, что металлические ворота - самая большая теплоотдающая поверхность этого помещения. Теплоизоляция нужна не только для зимы, хотя это и естественно. Летом, когда на улице жара, в помещении за счет изолированных ворот сохранится комфортная температура.

Ниже на рисунке вы увидите, каким образом и в каком объеме уходит тепло.

И если самоощущение это вопрос личных приоритетов, то для автомобиля утепление гаража является просто необходимой мерой. При резком изменении температуры, когда машина заезжает с улицы, образуется конденсат. Он скапливается на внутренних и внешних поверхностях, что значительно ускоряет коррозию. А если к этому прибавить воздействие реагентов на днище автомобиля, которыми посыпают улицы от наледи, то средний срок эксплуатации сокращается до 5 лет.

В утепленном гараже можно споласкивать днище авто ежедневно, чтобы сократить негативное воздействия соли и прочих химических веществ.

Внутренние или наружные работы

Если в жилом доме внутреннее утепление практикуется от безысходности (запрет властей, внешняя сторона выходит в шахту и т.д.), то для гаража это единственно верное решение. Та часть, которую требуется утеплить, должна быть мобильной - открываться и закрываться без каких-либо препятствий. Если с внешней стороны крепить материал, никакого эффекта он не окажет, но при этом будет затруднять движение створок.

Внутренние работы в таких помещениях гораздо более предпочтительны. Во-первых, они отлично удерживают тепло внутри, но при этом конденсат не успевает скапливаться из-за постоянной вентиляции. Во-вторых, при качественном креплении они не будут никаким образом мешать раскрытию или закрытию. В-третьих, современные изоляционные материалы очень легкие, потому не могут нагрузить всю конструкцию и затруднить ее ход.

Подавляющее большинство имеют распашную конструкцию, в основе которой несущая рама и металлические листы. Этот вариант подлежит обязательной изоляции, так как сам по себе металл отличный проводник тепла и при этом на нем скапливается конденсат в огромном количестве. Утром их невозможно открыть, а вечером закрыть, так как к нижней кромке налипает наледь.

Готовые секционные или подъемно-поворотные конструкции уже укомплектованы изоляционным материалом между панелями (по сути, это сендвич), и этого вполне достаточно для качественного сохранения тепла внутри.

Сократить потери поможет калитка. При ее наличии нет необходимости открывать сразу всю створку, теряя температуру, достаточно воспользоваться калиткой, чтобы попасть внутрь.

Какой выбрать материал

Сразу напрашивается ответ - тот, который способен сохранить постоянную температуру в помещении. Выбор материала зависит от коэффициента теплопроводности. При огромном разнообразии ассортимента мы приведем лишь несколько, которые с одной стороны, являются типичными и потому знакомыми, с другой - отлично справляются с поставленными задачами.

Минеральная вата

Отличается по применяемому сырью. Шлаковата изготавливается из отходов металлургии, стекловата - стеклянного боя и кварцевого песка, каменная - из глины, базальта или известняка. Какой выбрать и чем обшить ворота гаража изнутри, зависит только от личных предпочтений. Весь ряд выпускается в прямоугольных плитах, легко крепится на вертикальную поверхность и закрепляется грибками. Не гниет, не сминается, минимальный срок эксплуатации - 10 лет с полным сохранением качественных зарактеристик.

Если для утепления гаражных ворот изнутри используется стекловата, во избежание травм ее необходимо закрыть панелью. Это может быть лист ЛСП или ДВС, гипсокартон или любой другой, который полностью скроет утеплитель внутри.

Пенополистирол/пенопласт

Это усовершенствованная разновидность пенопласта, который, к слову, также отлично подходит для работы. Основное отличие пенополистирола от пенопласта заключается в плотности и прочности, но этот параметр очень важен для утепления домов и квартир, где люди находятся постоянно. В остальном - разницы никакой нет. И если вы ищете, как утеплить гаражные ворота изнутри своими руками, то пенопласт/пенополистирол будет идеальным вариантом. Крепится грибками, швы дополнительно закрываются скотчем, можно использовать в качестве финишной отделки лист ДСП, но это не обязательно.

У пенополистирола очень низкий коэффициент гигроскопичности, что идеально подходит именно для гаражных боксов.

Пенополиуретан

Самый современный и дорогой способ утепления стен, вертикальных и горизонтальных поверхностей. Представляется собой смесь двух жидких полимеров, вспененных углекислым газом. Наносится на стены или ворота путем пульверизатора, уже на поверхности расширяется, заполняя все поры и обеспечивая тем самым самый высокий класс защиты.

Но для ворот такой способ не подходит. Учитывая то, что это изначально жидкий состав, у него адгезия небольшая и качественной сцепки с металлом не будет. Для фиксации придется делать обрешетку, на которую уже и напыляется пульверизатором. Назвать такую работу рациональной невозможно, так как есть куда более эффективные и простые варианты утеплить ворота гараж изнутри. Можно, конечно, купить уже готовые панели из пенополиуретана, которые готовят в заводских условиях, но по цене они получатся в 2,5 раза дороже пеноплекса, а способ фиксации и принцип работы идентичен.

Подготовка к утеплению

В предварительной подготовке нуждается не только металл, но и дерево, но изначально мы будем говорить именно о металлической конструкции.

  1. Внутренняя поверхность зачищается от ржавчины, остатков краски и грязи. Делать это проще всего с помощью металлической щетки или дрелью с насадкой корщетка.

Если ржавчины много, лучше обработать специальной абразивной насадкой на болгарку «Пиранья». Она полностью счищает верхний слой и делает это очень быстро. Во время работы ворота надо поливать водой, на сухую щетка плохо соскабливает краску.

  1. После того, как створки очищены, их следует обработать антикоррозийной грунтовкой, которую рекомендуется распылять для равномерного покрытия. Если же грунтовка будет наноситься кистью, то делаете это в 2 слоя перпендикулярно друг другу.
  2. Под любой материал - минеральную вату или пенопласт - укладывается гидроизоляция для удаления конденсата и исключения риска коррозии.
  1. Минеральная вата имеет свойство постепенно слеживаться и уменьшаться в размере, поэтому в обрешетку ее закладывают очень плотно, буквально вбивая углы.

  1. При работе с пенопластом делаете минимальное количество стыков и также забиваете его очень плотно в ячейку. Для фиксации пенопласта или пеноплекса отлично подходит монтажная пена.

ВИДЕО: Как резать пенопласт ножом

ВИДЕО: Как приклеить пенопласт монтажной пеной

  1. Перед тем, как наносить пенополиуретан, все петли и запорные механизмы закрываются монтажным скотчем. Для работы используется спецодежда и маска.

ВИДЕО: Как утепляют пенополиуретаном

И последнее, на что следует обратить внимание тех, кто решил утеплить гаражные ворота изнутри - прилегание створок. Более 50% тепла теряется именно из-за их неплотного прилегания. Достаточно приклеить по периметру резиновый уплотнитель, как проблема будет решена. По низу лучше использовать специальный щеточный уплотнитель.

А так выглядит щетка для нижней кромки ворот

ВИДЕО: Как правильно утеплять гаражные ворота изнутри

Надежно утепленное гаражное помещение становится более приспособленным для длительного нахождения в нём автомобиля, вещей и человека. Холод негативно влияет на ваше транспортное средство, портит его. От холодного воздуха во внутренних пустотах автомобиля образуется конденсат , который вызывает коррозию.

Резиновые элементы в холоде приходят в негодность значительно быстрее.

Помимо этого, при слишком холодном воздухе машина может попросту не завестись.

СНИП-нормы утверждают, что зимой в гараже должна поддерживаться температура в +5 и более градусов по Цельсию.

Ворота гаража требуют особого внимания. Через них происходит существенная часть теплообмена с внешней средой. Тепло через ворота уходит двумя путями. Первый – через сами створки ворот, через основную поверхность .

Холодный воздух «вытягивает» тепловую энергию из более тёплого, гаражного воздуха, взаимодействуя с поверхностью ворот. Незащищенные створки с легкостью отдают тепло.

Второй путь – отток теплого воздуха через щели, стыки створок. Таким образом, чтобы обезопасить гараж, необходимо закрыть оба этих пути.

Для теплоизоляции гаражных ворот подойдут следующие материалы:

  • минеральная вата;
  • пенопласт – обычный и экструдированный;
  • пенополиуретан.

Пенопласт сочетает в себе хорошие гидро- и теплоизоляционные свойства. У пенопласта низкая плотность, его вес не будет нагружать ворота гаража. Утепление из пенопласта прослужит около 40-50 лет . Его недостаток – относительно низкая пожаробезопасность.

В плане огнеупорности минеральная вата будет более предпочтительна. Минусом ваты является плохая защита от влажности и сырости. Другой метод – использование современного пенополиуретана .

Стоимость такого покрытия высока , но оно обладает множеством плюсов. После нанесения пенополиуретана не останется никаких швов. Стройматериал разрешено наносить на все типы поверхностей.

СПРАВКА: Пеноплиуретан – долговечное и стойкое покрытие.

Как утеплить?

Самый простой вариант – установка готовых, утепленных ворот для гаража. Но это не всегда возможно. Зачастую нужно заниматься теплоизоляцией самому, своими руками. В этом случае большим плюсом будет снижение стоимости.

Вы сэкономите деньги, если решите утеплять ворота самостоятельно . Процесс займет мало времени и не потребует от автовладельца специальных навыков.

Как было сказано выше, холод проникает в гараж двумя путями – через створки и через зазоры в конструкции. Рассмотрим оба варианта.

Утепление ворот гаража своими руками:

Защитный барьер

Как утеплить гаражные ворота своими руками? В первую очередь следует определиться с выбором материала. Самым распространенным решением является пенопласт . Для создания защитного барьера из пенопласта необходимо обработать и очистить внутреннюю поверхность ворот. Обращайте внимание на ржавчину и следы краски.

После очистки наносят новый слой краски или битумной мастики . Этот слой будет обеспечивать гидроизоляцию. Усилить защиту от воды можно (но не обязательно) полиэтиленовой плёнкой. Вторым шагом будет укладка обрешётки . Её делают из деревянного бруса. Размер одного квадрата обрешётки – 35-50 сантиметров.

Теперь следует заняться укладкой пенопласта. Пенопласт режут на куски, соответствующие размерам секций в обрешетке (35-50 сантиметров). Куски укладывают в углубления обрешетки. Крепить их можно клеем или монтажной пеной . Она будет обеспечивать дополнительную звуко- и гидроизоляцию. Последний шаг – отделка внешнего слоя фанерой или пластиком . Это делают для придания приятного внешнего вида и дополнительной защиты от холода.

Есть еще один утеплитель для ворот гаража — пенополистирол . Это современный аналог пенопласта.

Как утеплить ворота гаража пенополистиролом ? В данном случае утеплить ворота значительно легче. Создание обрешётки не требуется . Стройматериал наклеивают прямо на ворота. Вместо клея можно использовать жидкие гвозди .

Помимо этого, один из видов пенополистирола – фольгированный пенополистирол не требует нанесения гидроизоляционного слоя на ворота. В остальном же процесс утепления схож с пенопластом. Сначала нарезают листы, наклеивают их. После этого крепят внешний слой – из дерева или пластмассы.

СПРАВКА: Пенополистирол обеспечивает более надежную термоизоляцию .

Стыки створок и зазоры

Через зазоры из гаража уходит большой объем теплого воздуха. Чтобы предотвратить это, стыки ворот следует укрепить виниловой лентой . Ленту с подходящими размерами укладывают по краям стыков. Для крепления используют гвозди или монтажный клей. Виниловая лента создаст герметичный слой изоляции, который предотвратит потери тепла.

Прочее

Как утеплить ворота в гараже своими руками? Гараж можно защитить также другими способами, не только созданием теплоизоляционного барьера и утеплением створок.

В вопросе могут помочь обычные шторы . Их делают из плотной ткани, например, брезента .

Во внутреннем помещении, вдоль ворот натягивают прочную, стальную нить. Шторы вешают на кольца.

В итоге вы получаете своеобразную переходную камеру, переходный шлюз, как в космическом корабле.

Второй способ – создание дверного проёма в воротах.

Если вы открываете только двери, а не все ворота, то теплого воздуха будет уходить существенно меньше .

Заключение

Ворота гаража отдают тепло двумя способами – через стыки/зазоры и через сами створки . Для створок будет необходимо создать изоляционный барьер, который защитит от холодного воздуха внутреннее помещение.

Зазоры следует заделать виниловой лентой . Её крепят с помощью гвоздей и монтажного клея. Вместо ленты можно использовать другие герметики, например, силиконовые.

Помимо этого, можно создать дополнительную защиту. Например, с помощью шторы из плотной ткани или дверей в воротах.

За счёт этого холоду будет сложнее проникать внутрь. Если вы открываете только часть ворот (дверь), то пропускаете меньший объём холодного воздуха. Штора же выступает в виде заградительной «стены», которая также улучшает общую теплоизоляцию здания.

Полезное видео

Как утеплить гаражные ворота изнутри своими руками? Смотрите видео:

Гараж – это место стоянки автомобиля, защищающее технику от непогоды и мастерская, если машине требуется ремонт. Некоторые обыватели хранят в этом помещении инвентарь, дачные припасы на зиму, старые вещи. Для комфортного пребывания в этом помещении нужно его утеплить.

Многие не представляют, как утеплить ворота гаража изнутри. Провести эту работу можно своими руками, придерживаясь специальной инструкции, описанной, ниже.

Подготовка к работе

Есть вариант, простой в применении, но очень дорогостоящий – купить модель гаражных ворот со встроенным утеплением и внутренней отделкой. Утепление ворот гаража своими руками обойдется намного дешевле. Для этого не нужно строительного образования или опыта в отделочных работах, и времени на утепление уйдет немного. Рассмотрим, как правильно утеплить гаражные ворота своими руками со всеми нюансами.

Гаражные ворота производятся в основном из листовой стали, поэтому сохранить тепло в помещении не могут. Отапливать не утепленное помещение нецелесообразно, так как можно получить конденсат в помещении и наледь на стенах и воротах при сильных морозах. Прежде чем обшить ворота в гараже – приобретите материал, чем будите утеплять гаражные ворота.

Можно применить разные утеплители, самым дешевым и эффективным будет вариант утепление ворот гаража пенопластом.

  • Пенопласт имеет маленький удельный вес, поэтому никакой нагрузки на конструкцию оказано не будет. Материал имеет низкую теплопроводность, экологически чистый, служит более 50 лет и не впитывает воду. Для установки теплоизоляции не нужны специальные инструменты, так как полотно пенопласта легко режется простым канцелярским ножом.
  • Каменная вата (базальтовая) – огнестойкий волокнистый материал, с высокой влагостойкостью. Применяется в любых помещениях для звука- и теплоизоляции, не выделяет вредных веществ. Этот материал простой в применении. Продается в рулонах.
  • Пенополистирол – одна из разновидностей пенопласта, имеющий такой же состав. Этот материал имеет меньшую теплопроводность за счет повышенной плотности, и имеет разную степень горючести, которая указана на упаковке. Для утепления гаражных ворот, нужно использовать марку НГ или Г1. У этого материала есть недостаток, он разрушается на солнце, поэтому требует дополнительной отделки.
  • Жидкий пеноизол – материал, который распыляется из баллона и способен заполнить все щели и мостки холода. Схватывается за 15 минут, в течение 4 часов происходит отвердение, окончательная прочность наступает через три дня. Плюсом является простота применения, хорошие теплоизоляционные качества, негорючесть. Утепление получается бесшовное, не нужно ломать голову – чем заделать щели между листами материала.

В гараж лучше заказывать ворота с калиткой, если она не предусмотрена, то лучше ее обустроить до начала утеплительных работ. Калитка поможет сохранить тепло в помещении при ремонтных работах.

Инструмент для утепления

Перед тем как утеплить гаражные ворота, нужно подготовить необходимые для этого процесса инструменты:

  • шуруповерт или дрель;
  • керн;
  • отвертки;
  • угольник;
  • уровень;
  • жесткая щетка;
  • наждачка;
  • рулетка;
  • ножовка;
  • строительный нож.

Этот набор инструментов есть практически у каждого хозяина.

Материалы для отделки

Еще до начала работы нужно решить, чем обшить ворота в гараже:

  • вагонку;
  • профнастил;
  • фанеру, влагостойкую;
  • Панели ПВХ.

Исходя из практики, можно отметить, что плита с ориентированной стружкой (ОСБ) имеет массу достоинств:

  • прочность и надежность;
  • легко обрабатывается;
  • не нуждается в дополнительной пароизоляции;
  • влагостойкий;
  • имеет привлекательный вид;
  • стоит недорого.

Этот материал подойдет для помещений с повышенной влажностью.

Для изготовления каркаса под утепление нужно приготовить бруски с сечением 40 мм, которые предварительно обрабатываются специальными антисептическими составами, для предотвращения гниения.

Подготовка ворот к утеплению

Перед тем как утеплить гаражные ворота, проводится предварительная подготовка. Проведите инспекцию гаражных распашных ворот на предмет ржавчины и отслоившейся краски. Их нужно хорошо зачистить, ржавчину убирают при помощи наждачной бумаги с крупным зерном, краску жесткой металлической щеткой. Далее, вся поверхность обрабатывается мелкозернистой наждачкой, для лучшей адгезии.

Следующим этапом будет обработка поверхности обезжиривающим раствором. После полного просыхания наносится антикоррозийный грунт в два слоя. Стоит отметить, что второй слой грунтовки наносится после высыхания первого и перпендикулярно к нему.

За грунтовкой идет гидроизоляция, ее обустраивают, если в качестве утеплителя применяется пенопласт, с другими материалами она необязательна. Проста в применении битумная мастика, которой тщательно промазываются полотна ворот, при этом желательно приклеить на нее пароизоляционные мембраны. Можно применить самоклеящийся материал «Изолон»

Обрешетка

При осуществлении утепления ворот изнутри своими руками, нужно строго придерживаться инструкции, описанной, ниже – это поможет не совершить роковых ошибок.

Обрешетка – установка брусков, предварительно напиленных по размеру полотна ворот. Желательно, чтобы бруски были цельными. Не нужно пренебрегать обрамлением засовов и вентиляционных отверстий по периметру.

Перед установкой брусков нужно разметить полотно ворот и накренить места, где будут находиться отверстия для креплений. Шаг между саморезами должен быть не больше 25 сантиметров. Нужно предварительно насверлить отверстий сверлом в 4 мм, по предварительно намеченным местам.

Бруски прикручиваются саморезами (дерево-металл) нужной длины. Для этого используют шуруповерт. Бруски должны находиться в 60 сантиметрах друг от друга – это расстояние как раз подходит под ширину пласта пенопласта.

Установка пенопласта

Утепление распашных гаражных ворот пенопластом начинается с разметки и нарезки материала. Раскройку пластов нужно произвести таким образом, чтобы пенопласт плотно вошел между обрешеткой. Линия реза должна быть ровная и вертикальная, поэтому применение гибкого лезвия недопустимо.

Стоит отметить, что можно не применять крепления для пенопласта при его установке, так как он примется отделочным материалом. Но для надежности можно применить специальный силикатный клей или монтажную пену, которая может быть применима и при герметизации швов и щелей.

Совет: покупать материал нужно с учетом обрешетки и ее расположения на полотне распашных гаражных ворот, иначе будет очень много обрезков. Можно использовать для утепления пенополистирол, тогда не нужна дополнительная гидроизоляция, и работать с ним проще – он не крошится. Единственный недостаток – высокая стоимость.

Каменная вата в утеплении ворот

Такой процесс как утеплить гаражные ворота изнутри каменной ватой не составит труда даже у новичка. Это хороший утеплитель, имеющий с одной стороны алюминиевую пленку, которая на 97% отражает тепло. Монтируется прямо на полотно ворот при помощи монтажного клея. Со стороны гаража утеплитель нужно защитить любым облицовочным материалом.

Применение пенополистирола

Для гаражных ворот многие применяют такой утеплитель, как пенополистирол, обладающий хорошими изоляционными качествами. Способ монтажа такой же, как при установке пенопласта.

Утепление ворот пеноизолом

Утепление гаражных ворот своими руками, жидким пеноизолом произвести не получится – для этого понадобится специальное оборудование и квалифицированные строители. Материал распыляется в несколько слоев установкой для распыления. Обрешетка для этого метода монтируется как в предыдущем случае, она понадобиться для крепления финишной отделки.

У этого метода есть большое количество преимуществ:

  • не меняет своих свойств с течением времени;
  • отличная адгезия;
  • высокие теплоизоляционные свойства;
  • при нанесении не остается мостков холода;
  • не требует установки пароизоляции;
  • срок службы 70 лет.

Применение монтажной пены

Как только пласты утеплителя установлены, нужно тщательно замазать щели. Оптимальным и простым вариантом будет изоляция гаражных ворот монтажной пеной, ею заполняются все пустоты и щели.

Лучше приобрести профессиональный материал под пистолет, это поможет существенно сэкономить материал, так как пистолет помогает точно распределять пену в нужном количестве. Пена имеет свойство расширяться, тем самым заполняя все пустоты. Как только пена высохнет, ее обрезают вровень с утеплителем.

Чем замазать щели между основанием и утеплителем? Для этого можно применить «Изолон» - самоклеящийся материал, применяемый в качестве дополнительного утепления и пароизоляции.

При утеплении часто применяют прокладку полотна ворот пенофолом, перед началом монтажа обрешетки. Это инновационный, негорючий, простой в применении изоляционный материал.

Утепление зазоров

При утеплении ворот, между полотном и откосами остаются зазоры, в которые с улицы проникает холодный воздух. Для полной герметичности эти мостки холода нужно ликвидировать в обязательном порядке. Для этого используют вставки и пороги.

Отлично справляются с этой проблемой виниловые вставки. Ими обклеивают края ворот, предварительно покрыв их двумя слоями краски. Для лучшей адгезии на внутренней стороне вставок есть специальные насечки.

Перед установкой вставок под порог, предварительно очищается пространство от пыли и грязи. Крепление материала производится при помощи специального монтажного клея.

Утепление гаражной калитки

Перед тем как утеплить дверь в гараже, проводится подготовка поверхности. Сделать ее нужно так же как при утеплении больших распашных ворот. Обустраивается гидроизоляция, и пароизоляция.

После этого монтируют обрешетку, заранее подготовленными брусками. В первую очередь они прикручиваются по периметру калитки. Затем нужно выпилить брусок, равный по размеру диагональной линии калитки и прикрутить саморезами. Обрешетка готова, ее нужно обработать от гниения специальным составам.

Утеплитель в случае с калиткой раскраивается в форме двух треугольников, и вставляется плотно в обрешетку. Все щели запениваются, как было описано выше.

Отделка ворот после утепления

Как только утепление полотен своими руками закончено, возникает вопрос - чем обшить гаражные ворота. Вариантов очень много, можно применить:

  • Вагон-рейку – являющуюся недорогим экологически чистым материалом. У нее презентабельный вид, она хорошо переносит перепады температур, устойчива к механическим повреждениям. Ворота, распашные утепленные, и отделанные вагонкой имеют эстетичный вид. Монтируется она на саморезы по дереву к обрешетке ворот.
  • Панели ПВХ – просты в уходе, монтаж не составит труда, долгий срок службы. Но есть недостаток, этот материал биться ударов и механических повреждений. Панели монтируются на обрешетку при помощи строительного степлера.

  • влагостойкая фанера – материал с отличными характеристиками в плане экологии и технических качеств, единственный минус – высокая стоимость.
  • ОСБ панель – Качественный, недорогой материал для проведения облицовочных работ, на гаражных воротах, который советуют использовать даже профессионалы.

Материал монтируется на обрешетку при помощи саморезов. Перед установкой на гаражные ворота, распашные нужно раскроить листы по размеру, стараясь исключить большие количество обрезков. ОСБ имеет отличные характеристики, но для увеличения срока службы его нужно обработать специальными составами, или покрасить.

В заключении

Как видим, работа по утеплению кропотливая, но не сложная, и если выполнить ее по всем правилам, то утепленные гаражные ворота будут защищать помещение, где находится машина от зимних морозов.

Стоит учесть еще один немаловажный нюанс - не стоит применять для утепления гаражных ворот, такой материал, как минеральная вата. Дело в том, что она впитывает влагу, которая при замерзании почти полностью лишает материал теплоизоляционных способностей. Этот факт относится и к стекловате.

Не стоит забывать, что при соприкосновении холодного и теплого воздуха появляется точка росы — конденсат, который при неправильно смонтированном утеплении способен свести всю работу к нулю. Теперь вы знаете как правильно утеплить ворота в гараже и сможете сделать это самостоятельно.

Очень часто автовладельцы заботятся о своем любимом четырехколесном друге гораздо трепетней, чем о собственном здоровье. Для этого и строят и оборудуют гаражи для сохранения «здоровья» своего автомобиля. И одним из главных вопросов в строительстве гаража – это его утепление. Пошаговая инструкция о том, как утеплить гаражные ворота пенопластом, позволит сделать это самостоятельно, и тем самым закрыть один из главных путей утечки драгоценного тепла.

Гараж может использоваться как по своему прямому назначению – стоянка и хранение автомобиля, так и быть мастерской, складом хранения нужных и ненужных вещей, местом времяпрепровождения в приятной мужской компании. В любом случае каждый владелец гаража хотел бы , чтобы в этом помещении было тепло, а летом прохладно.

Законы термодинамики утверждают, что тепло от более горячего тела будет всегда передаваться более холодному тремя путями:

  • Теплопроводностью твердых тел, а гаражные ворота именно более теплым телом и являются.
  • Конвекцией, то есть вместе с нагретым воздухом. При открытии гаражных ворот зимой, в атмосферу выбрасывается огромное количество энергии. Утечка тепла происходит также в местах неплотного прилегания ворот к проему и через систему вентиляции.
  • Излучением. Известно, что все тела, имеющие температуру выше абсолютного нуля, излучают инфракрасные лучи. И даже абсолютный вакуум им не помеха.

Чтобы уменьшить скорость передачи тепловой энергии от одного тела к другому (от гаража в атмосферу), между ними надо поставить определенный барьер – утеплитель, который поможет вместе с каким-либо источником тепла поддерживать заданную температуру в гараже. Строительные нормы СНиП 21-02-99 рекомендую поддерживать в зимнее время температуру в отапливаемых местах стоянки машин на уровне +5 °C. В этом случае автомобиль всегда будет готов к запуску двигателя, и в его скрытых полостях не будет конденсироваться влага, приводящая к коррозии кузова.

Отопление в домах со встроенным гаражом обычно включается в общую систему дома, поэтому утепление ворот является необходимым, так как будет влиять на теплопотери дома в целом, что выльется в итоге «в копеечку». Отдельно стоящие гаражи являются помещениями с периодическим появлением человека в них, поэтому не всегда требуют постоянного отопления. Обогрев таких помещений делается печами различных конструкций, тепловыми пушками или более прогрессивными . Без утепления гаража и, в частности, ворот автовладелец будет за свой счет вносить лепту в глобальное потепление, отапливая атмосферный воздух .

Лучше всего планировать мероприятия по утеплению гаража еще до начала его строительства. Это сильно упростит процесс и позволит избежать типичных ошибок.

Типичные и опасные ошибки при утеплении гаражных ворот

При утеплении гаража и его ворот очень часто встречаются типичные ошибки, одни из которых сделают утепление недостаточно эффективным, а другие могут быть опасны для жизни. Укажем на них.

  • При оборудовании гаража лучше не пользоваться пористыми утеплителями типа минеральной ваты, особенно для утепления ворот. Дело в том, что обычно стены гаража имеют меньшую толщину, чем жилые дома или, вообще, сделаны из металлического листа. В зимнее время точка росы с большой вероятностью будет находиться в слое утеплителя, он намокнет, повысится его плотность и теплопроводность. В итоге , эффективность мер по утеплению снизится.

  • На стадии строительства гаража некоторые автовладельцы, пытаясь сэкономить, заказывают обычные ворота без калитки, хотя ее наличие позволяет сильно экономить тепло в зимнее время. Лучший выход – заказать сразу ворота с калиткой и с утеплением.
  • Любой гараж должен быть снабжен вентиляцией: приточной и вытяжной. И нередко приточное отверстие делают в воротах. В некоторых случаях владельцы гаража думают, что закрыв вентиляционные отверстия можно добиться лучшего утепления. Отчасти они правы, но это делать не надо, так как в гараже должна быть эффективная вентиляция. Ее отсутствие является опасным для жизни! Поэтому при утеплении гаража нужно это учесть, оставляя вентиляционные каналы в слое утеплителя.

Почему пенопласт является хорошим утеплителем для гаражных ворот

Для утепления строительных конструкций, в том числе и гаражных ворот, могут применяться совершенно разные материалы. Главной характеристикой всех утеплителей является коэффициент т еплопроводности, обозначаемый буквой греческого алфавита λ (лямбда). Физический смысл коэффициента теплопроводности в строительной науке – это количество тепловой энергии, которое проходит через конкретный материал, имеющий площадь в 1 квадратный метр и толщиной 1 метр (условный кубический метр ) за 1 час, если противоположные грани имеют разницу температур в 1 градус Кельвина (или Цельсия). Единицей измерения коэффициента теплопроводности является Вт/м 2*°К (Ватт деленный на произведение метра квадратного на градус Кельвина или Цельсия).

Этот коэффициент величина условная и постоянная для конкретного материала. При расчете отопления пользуются справочными данными.

Очевидно, что чем ниже у какого-либо материала коэффициент т еплопотерь, тем меньше будет происходить передача тепла от более нагретого тела к холодному и тем больше у этого материала шансов стать утеплителем. Из всех имеющихся утеплителей для гаража лучше всего подходит пенопласт, называемый еще пенополистиролом, вследствие своих достоинств:

  • Пенопласт имеет низкую плотность, поэтому утепление с его помощью не будет оказывать практически никаких дополнительных нагрузок на ворота гаража.
  • Пенопласт обладает одним из самых низких показателей коэффициента теплопроводности среди всех строительных материалов.
  • Не выделяет в окружающий воздух вредных для здоровья человека веществ пр и нормальных условиях эксплуатации.
  • Не взаимодействует с водой и воздухом.
  • Утепление из пенопласта имеет срок службы 50 лет и более.
  • Легко обрабатывается обычным и доступным инструментом .
  • Показатель водопоглощения пенопласта очень низкий – не более 3%, а у экструдированного пенополистирола – не более 0,4%.

Пенопластовые плиты — оптимальный утеплитель ворот

Для изготовления почти всегда используется листовая сталь толщиной 2-3 мм, которая имеет коэффициент т еплопроводности в 2174 раза больший, чем пенопласт ПСБ-С 25, судя по справочным данным из таблицы. При таком громадном различии можно сказать , что стальной лист пр актически не оказывает никакого сопротивления утечке тепла из гаража, но в сочетании с пенопластом, который толще листа в десятки раз (4-5 см), теплопотери через ворота гаража уменьшаться намного.

Виды гаражных ворот и целесообразность их утепления

По своей конструкции гаражные ворота могут быть различных видов, соответственно и способы утепления бывают разными. Рассмотрим по по рядку все из них.

Подъемно-поворотные гаражные ворота

В подъемно-поворотных воротах гаража цельное полотно (створка) при открывании поднимается вверх и одновременно поворачивается на 90°. Такие ворота делаются как известными производителями, так и могут изготавливаться умельцами.

В воротах, изготовленных промышленным способом, полотно ворот представляет собой сэндвич-панель из листовой стали и утеплителя из вспененного полиуретана. Толщина такой панели может достигать 45 мм, что является уже достаточным барьером для предотвращения утечки тепла из гаража даже для условий Севера. Промышленные ворота снабжены всем комплектом необходимых уплотнителей, которые обеспечивают хорошее прилегание ворот к гаражному проему . Дополнительного утепления такие ворота не требуют.

Ворота, изготовленные самостоятельно в любом случае должны утепляться. Технология их утепления такая же, как и у распашных ворот и о ней будет рассказано ниже.

Секционные гаражные ворота

Полотно таких ворот разбито на несколько секций, шарнирно связанных петлями между собой. По специальным направляющим секции при открытии ворот «уезжают» вверх под потолок гаража. могут быть установлены в любом проеме при любой высоте потолка. Изготовленные промышленным способом полотна этих ворот так же, как и у подъемно-поворотных, представляют собой сэндвич-панели толщиной до 45 мм со вспененным полиуретаном в качестве заполнителя и утеплителя.

Все стыки между секциями снабжены надежными уплотнителями, минимизирующими утечку теплого воздуха из гаража. Дополнительного утепления такие ворота не требуют, но наши домашние умельцы все равно находят способ их усовершенствования, приклеивая пенопласт на внутреннюю поверхность каждой секции.

Роллетные гаражные ворота

Полотно роллетных гаражных ворот состоит из узких ламелей из алюминия шириной в 55-77 мм и толщиной 8-19 мм. Внутренняя полость ламелей может быть заполнена утеплителем – вспененным полиуретаном, а также и быть без него. Полотно наматывается на специальный вал, находящийся сверху гаражного проема .

Выдающимися теплоизоляционными свойствами роллетные ворота не обладают, дополнительные мероприятия по утеплению невозможны в силу особенностей конструкции. Поэтому для теплых гаражей в холодных российских зимах такие ворота категорически непригодны.

Откатные ворота

Всем известна простая и надежная конструкция , когда полотно движется по специальному рельсу и просто сдвигается в сторону. Однако, в гаражах такие ворота применяются чрезвычайно редко, так как они занимают очень много места. Даже если такая конструкция ворот и будет в каком-то гараже, то утепляться они должны так же, как и распашные ворота.

Распашные гаражные ворота

Распашные ворота наиболее распространены в наших гаражах, так как они сочетают в себе надежность , простоту, прочность, высокую антивандальную стойкость. Две створки ворот подвешиваются на приваренные к конструкции проема петли. Створки представляют собой пространственную раму из профильной стальной трубы или уголка, к которым приварен металлический лист т олщиной 2-3 мм. В последнее время из-за высокой цены на металл ст али широко применять профнастил, но следует согласиться с тем, что гораздо прочнее и надежнее все-таки стальной лист.

Распашные ворота — самые распространенные и надежные

Лучше всего, когда утепление распашных ворот происходит еще на стадии их изготовления. Это позволит избежать некоторых технологических операций. Но если этого не случилось, то не беда – все можно сделать на месте и самостоятельно.

Утепление гаражных ворот лучше не откладывать на тот момент, когда внезапно приходит зима, а делать его в теплое время года. Условно его можно разбить на несколько этапов.

Необходимые инструменты

Для утепления гаражных ворот не понадобиться какой-то редкий и специализированный инструмент, необходимый набор в основном есть почти у каждого домашнего мастера. Итак, какой инструмент будет необходим:

  • Электродрель.
  • Набор сверел по металлу и дереву.
  • Набор отверток или шуруповерт .
  • Ножовка по дереву или электролобзик.
  • Щетка для металла с металлической щетиной или корщетка-насадка на дрель.

  • Кисть или валик.
  • Молоток.
  • Керн.
  • Рулетка.
  • Струбцины.
  • Метровая металлическая линейка.
  • Угольник.
  • Нож строительный.
  • Наждачная бумага.

Расчет количества необходимых материалов

Прежде чем начинать монтаж утеплителя, необходимо тщательно обмерить ворота и подсчитать, сколько и чего необходимо будет закупить. Для облицовки ворот поверх утепления могут использоваться разные материалы:

  • Пластиковая или деревянная вагонка.
  • Профнастил.
  • Панели ДВП или МДФ .
  • Водостойкая фанера.
  • Ориентированно-стружечные плиты (плиты ОСП, OSB).

Практика показывает, что лучше всего использовать последний материал, так как плиты ОСП в условиях гаража просто идеально подходят для облицовки в силу своих достоинств:

Ориентированно-стружечные плиты — прекрасный выбор для облицовки ворот

  • Это очень надежный материал, имеющий высокую прочность.
  • Плиты ОСП очень легко обрабатываются.
  • Чрезвычайно низкая паропроницаемость позволяет не использовать пароизолирующих мембран для укрытия утеплителя.
  • Привлекательный внешний вид.
  • Низкая цена.

Для целей облицовки лучше всего подойдут плиты OSB-3 или OSB-4 толщиной 10 мм, они специально предназначены для помещений с высоким уровнем влажности. Промерив размеры ворот, необходимо рассчитать количество плит, имеющих стандартные размеры 1250*2500 мм. Обычно хватает двух плит, и остаются еще солидные обрезки, которые можно использовать в других целях.

Для крепления облицовки понадобится обрешетка , расположенная на полотне ворот. Для ее изготовления лучше всего подойдут деревянные бруски сечением 4 на 4 см, крепящиеся на несущую часть ворот, в качестве которых выступают металлические уголки или профильная труба. В любом случае обрешетка должна быть смонтирована по периметру ворот, а также и на площади полотна, ведь на ней тоже могут быть стальные несущие элементы, к которым будет удобно крепить бруски обрешетки . При расчете конструкции обрешетки следует учесть расположение и размеры несущих элементов ворот, размеры пенопластовых плит, а также шаг крепления облицовки, который должен составлять не менее 40 см.

В качестве утеплителя лучше всего использовать пенополистирольные плиты толщиной 40 мм. Они могут быть различных размеров, при покупке следует учесть расположение будущей обрешетки , чтобы при резке пенопласта было как можно меньше обрезков и на полотне ворот между брусками по возможности находились только целые плиты пенопласта.

Предпочтение следует отдать экструдированному пенополистиролу по причине того, что он обладает низким водопоглощением и ему не понадобятся дополнительные мероприятия по защите от влаги, которая неизбежно будет присутствовать в многослойной конструкции ворот. Конечно, такой материал стоит дороже, но и работать с ним гораздо легче, так как он не крошится при резке.

Для монтажа деревянных брусков к каркасу ворот понадобятся оцинкованные саморезы по дереву 3,5*30 мм – для крепления боковых поверхностей и 4,5*70 мм для крепления в торец. Если каркас ворот выполнен не из уголка, а из профильной трубы, то длина саморезов увеличивается на величину сечения трубы. Главное, чтобы саморез входил в брусок на глубину не менее половины его сечения, а вкрученный в торец не менее , чем на 30 мм. Необходимое количество рассчитывается из чертежа утепления ворот, который каждый домашний умелец обязательно должен сделать. Для крепления плит ОСП к обрешетке лучше всего подойдут шурупы с прессшайбой 4,2*32 мм.

Для подготовки внутренней металлической поверхности ворот может понадобиться антикоррозийная грунтовка, которая спасет от ржавчины в условиях повышенной влажности. Грунтовку можно применять любую – на основе синтетических смол или алкидную. Главное, чтобы она была предназначена для применения в широком диапазоне температур. Также к грунтовке для обезжиривания поверхности потребуется соответствующий ей растворитель.

Чтобы закрепить пенопластовые плиты к металлической поверхности ворот и заполнить стыки, потребуется монтажная пена. Лучше всего подойдет профессиональная пена, которая требует использование специального пистолета. Она меньше расширяется в объеме и пистолетом очень удобно наносить пену в нужном количестве и в нужное место.

Для предотвращения гниения деревянных брусков потребуется . Оно может быть на водной или масляной основе или просто представлять собой краску с антисептическими свойствами.

Если будет применяться обычный пенопласт, то потребуется защитить его от проникновения влаги. Это можно сделать разными путями: пароизоляционная мембрана, битумная мастика, самоклеящийся утеплитель Изолон и другие подходящие материалы.

Подготовительные работы

Вначале надо обработать все деревянные бруски антисептическим составом. В зависимости от конкретного применяемого средства может понадобиться один или два слоя, каждый из которых требует высыхания. Состав наносятся обычной кистью. Не надо забывать о средствах защиты рук, так как в основном пропитки для дерева – довольно агрессивные химикаты.

Пока сохнут бруски, можно заняться подготовкой внутренней поверхности ворот. Для этого исследуется поверхность и при малейшем намеке на ржавчину делается зачистка до металла. Это удобнее всего делать специальной корщеткой-насадкой на дрель. Также следует очистить всю отслаивающуюся краску. В труднодоступных местах иногда удобнее щетка с металлической щетиной или наждачная бумага, которой надо пройтись по всей поверхности – для лучшей адгезии грунтовки. В итоге должна получиться поверхность, не имеющая пятен ржавчины и различных загрязнений. После этого все тщательно обезжиривается растворителем.

Настало время обработать ворота антикоррозийной грунтовкой, которую следует нанести в два слоя: один вдоль полотна ворот, а второй после высыхания первого – поперек . Чтобы на свежеокрашенную поверхность садилось меньше пыли, можно смочить поверхность возле ворот водой.

После полного высыхания поверхности настало время позаботиться о гидроизоляции, которая должна применяться с обычным пенопластом. Если используется экструдированный пенополистирол, то эту операцию можно опустить. Гидроизоляция может быть сделана несколькими способами:

  • Покрытием битумной мастикой.
  • Приклеиванием пароизоляционной мембраны.
  • Приклеиванием изолона – специальной фольгированной пленки толщиной 2 мм из вспененного полиэтилена, которая будет и надежным гидробарьером, и дополнительным утеплителем.

Современный самоклеющийся материал — Изолон

Вся поверхность, которая впоследствии будет укрыта утеплителем, должна быть укрыта гидроизоляцией.

Монтаж обрешетки

По чертежу утепления полотна ворот и калитки нарезаются бруски нужного размера, при этом надо постараться, чтобы все они были цельными. В местах расположения засовов, замков, вентиляционных решеток делается обрамление их брусками по периметру, так как эти места укрываться пенопластом не будут. Для крепления брусков в раме необходимо электродрелью просверлить ряд отверстий с шагом 20-25 см сверлом диаметром 4 мм. В тех местах, где горизонтальные бруски будут крепиться в торец, отверстия должны быть 5 мм. Не стоит забывать о том, что перед сверлением надо произвести тщательную разметку и накернить места будущих отверстий. При сверлении не стоит перегревать сверло.

Может возникнуть проблема крепления нижнего горизонтального бруска к раме ворот или калитки из-за невозможности добраться инструментом. Если ворота можно снять, то замечательно, а если нет, то можно прикрепить этот брусок только в торец, так как остальная часть обрешетки уже возьмет львиную долю нагрузки от облицовки.

Для того чтобы головка самореза была заподлицо с поверхностью металла, следует зенковкой или сверлом 8 мм сделать углубления под потайные головки. В этом деле главное не переусердствовать и выбирать только необходимое количество металла.

Для крепления брусков к раме ворот их нужно притянуть ним струбцинами, а затем тонким сверлом 2-2,5 мм высверлить в бруске отверстия на глубину самореза для того, чтобы при вкручивании бруски не расщепились. После этого можно закрепить брусок шуруповертом и снять струбцины. Эта операция производится со всеми брусками по периметру рамы, а уже потом крепятся горизонтальные бруски саморезом в торец. При этом не стоит забывать о высверливании тонким сверлом отверстий для предотвращения расщепления брусков.

Монтаж утеплителя

Теперь в пространство между брусками обрешетки надо уложить пенопласт. Для этого размеры ячеек вначале тщательно обмеряются, а затем нарезается строительным ножом по металлической линейке утеплитель. При этом нужно на 2-3 мм отрезать больше с каждой из сторон, чтобы пенопласт, обладающий упругостью, помещался между брусками очень плотно. При резке надо следить за тем, чтобы лезвие ножа входило в утеплитель вертикально, при излишних усилиях гибкое лезвие может повести в сторону, что нарушит линию реза . Естественно, надо стремиться к тому, чтобы все куски пенопласта были цельными, а неизбежные стыки имели минимальные зазоры.

Видео: Резка пенополистирольных плит ножом

Для закрепления пенопласта в ячейках между брусками обрешетки могут использоваться разные способы:

  • Не крепить их вообще , так как облицовка плитами ОСП и так прижмет утеплитель к основанию.
  • Приклеивание листов пенопласта клеем «Жидкие гвозди» специально предназначенным для этих целей.
  • Приклеивание на монтажную пену – один из хороших способов, тем более что она понадобится в дальнейшем.

Монтажная пена имеет прекрасную адгезию с большинством поверхностей, но перед монтажом надо их слегка увлажнить из распылителя, так как затвердевание пены происходит при контакте с влагой. Пена наносится в небольших количествах по периметру листа пенопласта, а также зигзагообразно в центре. Следует подождать 5— 10 минут, чтобы пена расширилась в объеме , а затем прижать лист в намеченном месте. Через 10-20 минут нужно прижать пенопласт еще раз и убедиться в том, что он плотно прилегает к основанию.

После того как все листы утеплителя окажутся на своих местах, пригодится та же монтажная пена, которой надо «задуть» стыки и полости, кроме тех где смонтированы замки, засовы и вентиляционные решетки . После полного высыхания пены – через 24 часа, можно срезать ножом излишки и переходить к завершающему этапу утепления ворот гаража.

Облицовка ворот гаража

После тщательного обмера рулеткой выясняется, как должны быть раскроены плиты ОСП. Они должны полностью закрыть утеплитель и обрешетку и при этом нужно соблюдать принцип максимальной целостности листа, а если и даже будут стыки, то располагаться могут они только на брусках.

При раскрое листов ОСП можно пользоваться ножовкой по дереву, электролобзиком с острой пилкой, предназначенной для натуральной древесины, циркулярной пилой. Для придания граням идеального вида можно раскроить листы с запасом в несколько миллиметров лобзиком, а потом подровнять ручной электрофрезерной машиной по ровному шаблону.

После того как раскроены листы, они примеряются по месту и в них при необходимости делаются окошки и пропилы для замков, вентиляции и засовов. Крепить листы к обрешетке лучше всего шурупами с прессшайбой – получается и красиво, и надежно . Шаг крепления на брусках по периметру обрешетки 10-15 см, а на горизонтальных в центре 20-25 см. Перед тем как заворачивать шурупы, следует высверливать отверстия тонким сверлом – для недопущения расщепления брусков обрешетки .

Если существует проблема плотного прилегания створок ворот или калитки, можно обклеить их в проблемных местах специальной уплотнительной лентой или трубкой, которые можно выбрать из широкого ассортимента нужных размеров и конфигураций. Это снизит утечку нагретого воздуха из гаража на улицу.

Облицовка ворот плитами ОСП и так сама по себе выглядит достаточно красиво, но при желании можно покрасить поверхность в любой выбранный цвет. Это уже дело вкуса, но главная цель уже достигнута – станут надежным барьером против утечки тепла зимой либо для предотвращения проникновения внутрь летнего зноя.

Видео: Утепление ворот в гараже

Видео: Еще один вариант утепления гаражных ворот