Восемь церковных гласов. Осьмогласие

Существует четыре основных (атентических) гласа — 1,2,3,4 и четыре производных (плагальных) - 5-й к 1-му, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му. Каждый из плагальных гласов завершает и углубляет содержание соответствующего атентичного гласа.

4 главных (прямых, или высоких) и 4 плагальных гласов (косвенных, или низких) вместе образуют – систему восьми гласов.

Принцип осмогласия был в свое время принят Русской Церковью от Церкви Греческой и является музыкальной основой богослужения. Однако, понятие осмогласия в греческой традиции отличается от нашего. У греков глас- это лад, тональность. В русской традиции глас - это некоторая мелодия, закрепленная раз и навсегда. Каждый глас имеет помимо характерной для него тональности, лада, еще и наиболее употребительные в данном гласе мелодические обороты - попевки.

Звучание Описание
Глас 1
Т.н. глас Богоявления
Глас 2
Глас Исхода , напоминающий о смирении. Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в соль-мажоре.
Глас 3
Глас Небесной радости . Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 4
Глас Всепразднственный . Обычный распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 5
Глас Поклонения . Киевский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 6
Глас Покаяния
Глас 7
Глас Преображения . Болгарский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 8
Глас Вечности . Сокращенный киевский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.

Счет гласов начинается со второй седмицы после Пасхи (службы первой пасхальной седмицы - Светлой - совершаются по особому чину без участия Октоиха). За седмицей 1-го гласа следует седмица 2-го, потом 3-го - и так до 8-го, а затем снова 1-го, и цикл повторяется. И на каждый день седмицы каждого гласа в Октоихе содержатся изменяемые части богослужений.

Как определить глас ? – Если порядковое число (номер) Недели по Пятидесятнице больше 8, нужно от числа Недели отнять единицу (потому что на Неделю всех святых назначен глас 8-й, а не 1-й, первый же глас начинается с Недели 2-й) и остаток разделить на 8. Остаток от деления укажет глас. Если остатка не будет, это означает глас 8-й. Если порядковый номер Недели меньше 8, глас определяется опять же вычитанием единицы из номера Недели.

Восемь церковных гласов

составитель В. Хорецкая

Гласы – музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. – для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.

Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же – она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.

Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.

По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный . Гласов всего 8, из них 4 основных и 4 косвенных. В Греческой Церкви они так и именуются: 1, 2, 3, 4, 1 косв., 2 косв., 3 косв., 4 косв., а в Русской соответственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Ниже приведем небольшие «описания» каждого гласа, а также далеко не полный перечень наиболее знакомых верующим песнопений разных гласов.

ГЛАС 1 – древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.

Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;
Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;
Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;
Догматик «Всемирную славу»;
Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;
Рождества Христова «Христос раждается, славите»;
Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».

ГЛАС 2 – «исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания». Поется несколько вариантов этого гласа, однако общее – гибкая мелодия, светлая интонация – присутствует во всех вариантах распевов.

Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий»;
Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами»;
Тропарь субботы, всем святым и усопшим
«Апостоли, мученицы и пророцы»;
Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево»;
Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда», «Грядите, людие».

ГЛАС 3 – «глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг». Эта характеристика древних относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа. Стихирный же распев более безмятежен.

Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает»;
Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый»;
Воскресная стихира «Твоим Крестом, Христе Спасе».

ГЛАС 4 – «двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати». Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем.

Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе
Боже наш»;
Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся»;
Тропарь свт. Николаю «Правило веры и образ кротости»;
Догматик «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид»;
Ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя»;
Ирмосы воскресного канона «Моря чермную пучину».

ГЛАС 5 – «успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.

Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя»;
Воскресные тропари «Ангельский собор» («Благословен еси,
Господи, научи мя оправданием Твоим»);
Догматик «В Чермнем мори».

ГЛАС 6 – «рождает благочестивые чувства – преданность, человечность, любовь». Так писали древние. Мы же знаем этот глас и как глас сосредоточенности и скорби – минорная интонация, в которой, как по «ступенькам», поднимаются слова текста.

Воскресная песнь по Евангелии «Воскресение Христово видевше»;
Тропарь (стихира) Святому Духу «Царю Небесный»;
Стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси»;
Погребальная стихира «Зряще мя безгласна»;
Ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль»
(6-я песнь «Житейское море»).

ГЛАС 7 – «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении». Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.

Тропарь Преображению «Преобразился еси на горе, Христе Боже»;
Тропарь блаж. Ксении Петербургской «Нищету Христову возлюбивши»;
Воскресный тропарь «Разрушил еси Крестом Твоим смерть».

ГЛАС 8 – «выражает веру в будущую жизнь, созерцает небесные тайны, молится о блаженстве души». Восьмой глас можно еще назвать гласом восклицания: большинство песнопений подчеркивают эту восклицательную сторону. Многие из них прямо начинаются междометиями: «Увы!» или «О!». Восьмой глас можно рассматривать и как глас «трубный», глас высокого проповедания и похвалы.

Заупокойный тропарь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй»;
Тропарь Пятидесятнице «Благословен еси, Христе Боже наш»,
«Достойно есть» и «Взбранной воеводе» часто поют на 8-й глас;
Заупокойная стихира «Плачу и рыдаю»;
Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6-я песнь «Молитву
пролию ко Господу»).

Канон святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мир Ликийских

Канон первый из службы на перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари, 9/22 мая

Глас 8-й:

Песнь 1

Ирмос : Песнь возслем, людие, чудному Богу нашему, свободившему Израиля от работы, песнь победную поюще и вопиюще: поим Тебе, единому Владыце.

Припев:

Песнь устен моих приими, благодетелю Христе, и уясни ми язык, не поминая многих моих грехов, да воспою честное житие Твоего святителя в память перенесения мощей его.

Чудотворный дар прием и терпения венцы, святительством украшаяся, Богу помолися, отче, прегрешений прощение даровати нам, славящим твое пренесение.

Слава: Пастырь Христова стада, отче, иным овцам посылаешися, к латинскому языку, да вся удивиши чудесы твоими и ко Христу приведеши, блаженне, Емуже и о нас молися непрестанно.

И ныне, Богородичен : Далече бывше иногда, язычестии народи рождеством Твоим, Богородице, к Богу приближихомся: Ты бо мене обожившаго породила еси и древния клятвы свободшаго Своею кровию.

Катавасия

* или иная положенная в читаемое время катавасия

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.

Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас

Незлобивый нравом и кроткий образом, житие имея ангельское, Богоблаженне Николае, не престай о нас моляся единому Человеколюбцу.

Кий град, блаженне, не имеет тебе помощника? Кая ли душа не призывает твоего имене? Или коего места не присещаеши духом, твоими чудесы удивляя вся, Николае?

Слава: Барский убо град прият тело твое, но дух твой в Вышнем Иерусалиме, идеже ликуеши со пророки, и апостолы, и святители купно, моляся о нас единому Человеколюбцу.

И ныне, Богородичен: Просвещение ми испроси, пречистая Владычице, омраченному грехи многими, порождшая Свет всему миру, и страстную мглу далече отжени, едина Богоблаженная.

Катавасия : Моли Бога о нас, святителю отче Николае, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.

Господи, помилуй. (трижды)

Седален, глас 1

Освящ себе житием совершенным, явился еси святитель Бога Вышняго, от Негоже укрепляемь, еретичествующих уста заградил еси. Тем твое пренесение светло празднуем, Христа Бога величающе.

Слава, и ныне, Богородичен

Безневестная чистая Богородице Дево, едина верных предстательство и покрове, бед, и скорбей, и лютых обстояний всех избави, на Тя упование, Отроковице, имущих, и души наша спаси Божественными мольбами Твоими.

Песнь 4

Ирмос: Всел еси на кони, апостолы Твоя, Господи, и приял еси рукама Твоима узды их, и спасение бысть еждение Твое верно поющим: слава силе Твоей, Господи.

Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас

Светом Вышняго озаряемь, святителю, мое сердце просвети и тьму греховную отжени, да радуяся, пою твое святое пренесение.

Возступль на лествицу добродетелей, блаженне, чудотворец явился еси по всей земли, Николае, и сего ради от Мир барстии людие приемлют святыя мощи твоя.

Слава: Иереи вернии о тебе хвалятся, и людие христолюбивии призывают тя, во бранех помощника, и мы, недостойнии, подвизаем тя к Богу за ны молитися, Николае.

И ныне, Богородичен: Чины ангельския удивляет, Богородице, тайны Твоея глубина, бесы же смущает Твоя икона. Ейже мы кланяемся, чтуще Тя, Божию Матерь.

Катавасия : Моли Бога о нас, святителю отче Николае, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.

Песнь 5

Ирмос: Мрак души моея разжени, Светодавче Христе Боже, началородную тьму изгнав бездны, и даруй ми свет повелений Твоих, Слове, да, утренюя, славлю Тя.

Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас

В Мирех престол имел еси, в Бар тело преселил еси, и духом на небеси пребываеши, святителю Николае, со апостолы, яко преемник, с нимиже о нас моли, поющих твое пренесение.

Всех христиан надеждо, и обидимых велий заступниче, и болящих целителю, печальных утешителю и к Богу от человек ходатаю, отечеству нашему мир испроси и спасай нас от поганых нахождения.

Слава: Погруженную душу мою многими страстьми, Николае, умерщвленную грехопадением, оживи твоими молитвами и направи на покаяние, да с верными всеми твое славлю пренесение.

И ныне, Богородичен: Егоже тьмы ангельския и серафимская множества ужасаются и разумная тварь трепещет, Того яко Младенца, Дево, питаеши, Егоже образно на руку Твоею видяще, всегда покланяемся.

Катавасия : Моли Бога о нас, святителю отче Николае, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.

Песнь 6

Ирмос: Якоже пророка избавил еси из глубины преисподния, Христе Боже, и мене от грехов моих избави, яко Человеколюбец, и управи живот мой, молюся.

Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас

Яко от окрина от Божественныя Твоея церкве нескудно приемлем здравие телесем и душам очищение, святителю Николае, чудеса бо точиши благодатию несомненною верою уповающим на тя.

От напастей различных, и от бед лютых, и скорбей, одержащих ны, и от различных злых, отче, яко Христов угодник преславный, избави рабы твоя, достодолжно чтущия твое святое пренесение.

Слава: Греховным мразом истерп и житейским ветром пореваемь, яко другое солнце, отче, подобие твоего образа видев, твоими молитвами да согреюся, служителю Христов Николае.

И ныне, Богородичен: Земных ум небесныя тайны не увесть, ни тварь Творца разума домыслится: преходит бо ум человеч от Девы рождество Господне. Ейже молящеся верою, грехов прощение приимем.

Катавасия : Моли Бога о нас, святителю отче Николае, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.

Господи, помилуй. (Трижды.) Слава, и ныне.

Кондак, глас 3

Взыде, яко звезда, от востока до запада твоя мощи, святителю Николае, море же освятися шествием твоим, и град Барский приемлет тобою благодать: нас бо деля явился еси чудотворец изящный, предивный и милостивый.

Икос

Воспоим ныне святителя песньми, мирским людем пастыря и учителя, да молитвами его просветимся: сей бо явися чист весь, нетленен духом, Христу принося жертву непорочну, чисту, Богу благоприятну, яко святитель, очищен душею и телом. Темже сый истинно Церкви предстатель и поборник сея и чудотворец изящен, предивен и милостив.

Песнь 7

Ирмос: На поле Деире иногда мучитель пещь постави на мучение Богоносных, в нейже три отроки песнословяху единаго Бога, троично воспеваху, глаголюще: отцев Боже, благословен еси.

Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас

Днесь радуются Ангели Божии, рыдает же демонское множество: спасл бо еси люди от напасти и отгнал еси духи темныя. Тем достойно одолевый нарицаешися. Сего ради вопием Господеви: отец наших Боже, благословен еси.

Одержимии печалию немощи, различными недуги утруждени, с верою к раце твоей влекутся и, получивше твою милость, быстрообразно отходят, радостно Господеви поюще: отец наших Боже, благословен еси.

Слава: Предстоят ти, блаженне, собори правоверных людей, и хвалятся о тебе церковнии учители, прославляют же тя цари, яко заступника. Мы же ти молимся, спаси ны, Николае, поющия Господеви: отец наших Боже, благословен еси.

И ныне, Богородичен: О, како Спаса моего воспою, Егоже трепетно хвалят Ангели? Но Ты, Мати, настави мя и милосердие Сыновнее благоутробием Твоим понуди помиловати ны, на Тя уповающия, яко Ты, за ны молящи Его, от муки избавиши.

Катавасия : Моли Бога о нас, святителю отче Николае, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.

Песнь 8

Ирмос: Ангели и небеса, на престоле славы седящаго и яко Бога непрестанно славимаго благословите, пойте и превозносите Его во веки.

Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас

Ангели небес яко служителя тя восприемлют, пророцы и апостоли яко клеврета сретают, Сам Господь тебе восприемлет, мы же, грешнии, милости просим.

Велика власть от Бога вдана ти есть, Николае: море повинуется, воздух слушает, и языцы покаряются, видяще преславная твоя чудеса.

Слава: Новому Израилю, христианскому народу, Спасе, славнейши Моисея показал еси Твоего святителя Николая, от всех зол нас избавляюща.

И ныне, Богородичен: Очищение грехов яко Мати Божия испроси и руку ми простри, Госпоже, погруженному во глубине нечаяния, да, надеждею востав, превозношаю Тя во веки вся.

Катавасия : Моли Бога о нас, святителю отче Николае, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.

Песнь 9

Ирмос: Благословен Господь Бог Израилев, воздвигнувый рог спасения нам в дому Давидове, отрока Своего, в нихже посети нас Восток с высоты и направил ны есть на путь мира.

Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас

Благословен Господь Бог наш, яко прослави святителя в странах, чудес струи испущающа, в Мирех и в латинех вся исцеляюща и в России милостивно посещающа.

Честным сном уснул еси и тело в Бар пользы ради пустил еси, неусыпный быв заступник всем, верою призывающим тя, молитвами твоими, Николае.

Слава: Благословен небесе и земли Творец, Бог Вседержитель, Отец безначальный и всесильный, и Сын прежде век, от недр отрыгновенное Слово, Имже вся быша, яже о нас, и Дух исходяй Святый, Троице Святая, слава Тебе.

И ныне, Богородичен: Извитием словес по достоянию Тя похвалити не достизаю, небесных сил пребольшу и твари всея честнейшу, Бога и Творца порождшую плотию. Егоже моли, Богородице, да помилует ны в день судный.

Катавасия : Моли Бога о нас, святителю отче Николае, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.

З дравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

М олясь в храме, мы часто слышим разный мотив исполнения хором тех или иных тропарей, стихир и молитвословий. То поется стихира в легком и мажорном исполнении, то вдруг хор переходит на минорное пение.

М отив же разнится от того, что стихиры поделены на восемь гласов: глас 1-й, глас 2-й, глас 3-й и т. д. В оскресные Богослужения церковного года также чередуется гласами.

Г ласы - музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. - для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.

Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же - она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.

Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.

По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин. Гласов всего 8, из них 4 основных и 4 косвенных. В Греческой Церкви они так и именуются: 1, 2, 3, 4, 1 косв., 2 косв., 3 косв., 4 косв., а в Русской соответственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Ниже приведем небольшие «описания» каждого гласа, а также далеко не полный перечень наиболее знакомых верующим песнопений разных гласов.

ГЛАС 1 - древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.

Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;
Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;
Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;
Догматик «Всемирную славу»;
Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;
Рождества Христова «Христос раждается, славите»;
Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».

ГЛАС 2 - «исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания». Поется несколько вариантов этого гласа, однако общее - гибкая мелодия, светлая интонация - присутствует во всех вариантах распевов.

Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий»;
Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами»;
Тропарь субботы, всем святым и усопшим
«Апостоли, мученицы и пророцы»;
Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево»;
Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда», «Грядите, людие».

ГЛАС 3 - «глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг». Эта характеристика древних относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа. Стихирный же распев более безмятежен.

Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает»;
Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый»;
Воскресная стихира «Твоим Крестом, Христе Спасе».

ГЛАС 4 - «двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати». Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем.

Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе
Боже наш»;
Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся»;
Тропарь свт. Николаю «Правило веры и образ кротости»;
Догматик «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид»;
Ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя»;
Ирмосы воскресного канона «Моря чермную пучину».

ГЛАС 5 - «успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.

Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя»;
Воскресные тропари «Ангельский собор» («Благословен еси,
Господи, научи мя оправданием Твоим»);
Догматик «В Чермнем мори».

ГЛАС 6 - «рождает благочестивые чувства - преданность, человечность, любовь». Так писали древние. Мы же знаем этот глас и как глас сосредоточенности и скорби - минорная интонация, в которой, как по «ступенькам», поднимаются слова текста.

Воскресная песнь по Евангелии «Воскресение Христово видевше»;
Тропарь (стихира) Святому Духу «Царю Небесный»;
Стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси»;
Погребальная стихира «Зряще мя безгласна»;
Ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль»
(6-я песнь «Житейское море»).

ГЛАС 7 - «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении». Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.

Тропарь Преображению «Преобразился еси на горе, Христе Боже»;
Тропарь блаж. Ксении Петербургской «Нищету Христову возлюбивши»;
Воскресный тропарь «Разрушил еси Крестом Твоим смерть».

ГЛАС 8 - «выражает веру в будущую жизнь, созерцает небесные тайны, молится о блаженстве души». Восьмой глас можно еще назвать гласом восклицания: большинство песнопений подчеркивают эту восклицательную сторону. Многие из них прямо начинаются междометиями: «Увы!» или «О!». Восьмой глас можно рассматривать и как глас «трубный», глас высокого проповедания и похвалы.

Заупокойный тропарь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй»;
Тропарь Пятидесятнице «Благословен еси, Христе Боже наш»,
«Достойно есть» и «Взбранной воеводе» часто поют на 8-й глас;
Заупокойная стихира «Плачу и рыдаю»;
Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6-я песнь «Молитву
пролию ко Господу»).

По материалам В.Хорецкой


Неделя 17-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Глас 8-й. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мцц. Минодо́ры, Митродо́ры и Нимфодо́ры.

Прп. Иоаса́фа Ка́менского. Собор Ли́пецких святых .

Прп. Па́вла Послушли́вого, Печерского, в Дальних пещерах.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой попразднства Рождества Пресвятой Богородицы и службой мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (без праздничного знака) по 2-й Марковой главе Типикона под 8 сентября: «А́ще случи́тся попра́зднство Рождества́ Пресвяты́я Богоро́дицы в Неде́лю» .

Порядок чтений, согласно календарю:

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, праздника, глас тот же (см. в Минее 10 сентября, на «Господи, воззвах») – 3, и мучениц, глас 4-й – 3. «Слава» – праздника, глас 2-й: «Что шум пра́зднующих быва́ет?..» (см. в Минее 10 сентября), «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 1-й (см. в Минее 10 сентября, на стиховне вечерни, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Всеми́рная ра́дость…» (см. в Минее 10 сентября, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Пронарече́нная всех Цари́ца…» (см. в Минее 10 сентября, на стиховне вечера).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 4-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные .

На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника . Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6, и праздника, песнь 4-я и 5-я – 4.

На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника; кондак воскресный. «Слава» – кондак мучениц, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак мучениц, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен – Недели пред Воздвижением, глас 6-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́...», стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́...»; и праздника, песнь Богородицы, глас 3-й: «Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода...».

Аллилуиарий – Недели пред Воздвижением, глас 1-й: «Вознесо́х избра́ннаго...»; и праздника, глас 8-й: «Слы́ши, Дщи, и виждь...».

Апостол и Евангелие – Недели пред Воздвижением (Гал., 215 зач.; Ин., 9 зач.) и дня (2 Кор., 182 зач. (от полу́); Мф., 62 зач. (о хананеянке)).

Задостойник праздника.

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода с Небе́с...», и праздника: «Ча́шу спасе́ния прииму́...».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых...».

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 29 июля 2017 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы Собору Ли́пецких святых. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www..html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru).

Мы часто встречаем в канонах и тропарях пометки — глас 1 или глас 8 и т.д. Что это такое? Глас это напев, мелодия которой поется тропарь или песнь канона. Глас – мотив (лад) в музыке Православной Церкви. Гласы делятся на 4 главных (прямых, или высоких) и 4 побочных (косвенных, или низких); вместе они образуют осмогласие – систему восьми гласов.

Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийсяв течение года несколько раз

Гласов существует восемь, и каждый из них имеет свой музыкальный колорит, трудно определимый словами, как и вообще трудно определение (интерпретация) того или другого характера музыки. И это тем более, что самые напевы для гласа не есть что-либо твердо установившееся, но они терпели и терпят различные видоизменения. Кроме того, напевы одного и того же гласа не одинаковы для стихир, тропарей, канонов и прокимнов. Тем не менее музыкальная основа в этих разных вариациях гласа и теперь одна и та же, и сохранялась более или менее твердо в течение веков. Посему возможна некоторая характеристика гласов. Такая характеристика составлена средневековыми западными теоретиками церковной музыки для римско-католических гласов, и по однородности музыкального построения осмогласия нашего и в Западной Церкви, основанного на свойствах древнего греческого тетрахорда, приложима и к нашим гласам.

Первый глас более других прост, важен и величествен; дорийский напев, лежащий в его основе, Платон и (псевдо) Аристотель предпочитают другим; он употреблялся для торжественных, громогласных гимнов, направленных к смягчению гнева божества, особенно для гимнов Аполлону (?????) и при жертвенных возлияниях (??????); этот музыкальный лад считался вождем к хорошей жизни; это был любимый напев аркадян и лакедемонян (по Поливию); по Атенею, он практиковался при воспитании юношей; Кассиодор называет его подателем целомудрия и производителем чистоты; пифагорейцы одушевляли им себя глубоким утром к работе; Птолемей, приурочивающий 8 напевов к 8 небесным сферам, сравнивает дорический напев с солнцем: как солнце иссушает влагу и прогоняет мрак, так этот напев уничтожает флегму, леность, вялость, сон, грусть и смущение; он идет мужам славным, богато одаренным; он возвышен, лишен неги и распущенности.

В основе второго гласа лежит лидийский напев, который соответствует сангвиническому темпераменту; он порождает кротость, благосклонность, приятность; он усладителен, дышит удовольствием и употреблялся при плясках; по Кассиодору, он отгоняет излишние заботы и отчаяние, утешает печальных; он сопоставляется с Юпитером.

Лежащий в основе третьего гласа фригийский лад сравнивается с морем; он бурный, возбуждающий, вызывающий негодование, им одушевлялись к битве; сильный и острый, глубоко задевающий душу; ему соответствует из стихов анапест; он заключает большие скачки в своем движении и отвечает вкусу людей порывистых, стремительных, гневных, холериков; он ищет слов резких, воинственных; Платон и Аристотель предпочитали его вместе с дорическим напевом другим, но запрещали употребление его юношам ввиду его страстности.

В основе четвертого гласа лежит миксолидийский напев, названный так потому, что имеет нечто общее с лидийским напевом (2 гл.), иные называют его локрским (Julius Pollux); он оказывает двоякое действие - то возбуждает к радости, то вдруг внушает печаль; он употреблялся древними в трагедии за то, что внушал грусть и в то же время имел некоторую долю возбуждения и приятности; у пифагорейцев им обозначалась гармония 7-ой и последней небесной сферы; своею цельностью и связностью он сообщает особый покой душе; он выше других напевов - своими тихими и приятными переходами; отягченным мирскими заботами он внушает стремление к небесному, будит отупевший ум и более других напевов выражает действие на нас благодати Духа Св. - Другие четыре гласа называются «косвенными» (???????) первых четырех, представляя к ним некоторую противоположность (отрицательный полюс).

Так, пятый глас имеет в основе иподорийский напев, который в противоположность дорийскому навевал как бы сон, почему пифагорейцы употребляли его вечером для укрощения забот; он отвечает вкусу вялых, грустных и несчастных; он успокаивает душевные волнения; Аристотель называет его величественным, постоянным и важным и действие его сравнивает с действием на Землю Луны, самой нижней планеты, влияющей на влажность; он молящий, несколько плачущий напев, полный мольбы об избавлении от бедствия, позора и рабства; он заключает в себе что-то аналогичное бледности.

Шестой глас имеет в основе иполидийский напев, выражающий чувства благочестия, преданности, человечности, любви, грусти и плача; но скорбь здесь не молящая, как в предыдущем напеве, а проистекающая от любви, преданности, привязанности (употреблялся в молитвах Венере); он волновал и служил языком чувств; отличался плавным и связным течением звуков.

Седьмой глас имеет в основе ипофригийский напев, мягкий, трогательный, укрощающий, подавляющий желчность, ласкательный; ему приписывалась даже некоторая льстивость, обманчивость, и он шел к Меркурию; им критяне и лакедемоняне отзывали от битвы; он подходит к словам, выражающим увещание, ласку, убеждение.

Ипомиксолидийский лад, соответствующий восьмому гласу, искусственно прибавленный, чтобы не лишить миксолидийский напев его косвенного напева, уподобляется своду небесному с его разнообразием звезд; он не выражает одного какого-либо чувства, но безразличен к ним; не выражаемое другими напевами можно передать этому, в чем он близок к 1-му гласу; он медлительно приятен и представляет непоколебимость будущей славы; он идет людям скромным, со способностью глубокого созерцания; подходит к словам о вещах высоких, о небесном, к молитвам о блаженстве ; но в общем это напев, достойный своего (последнего) места.

В церковных гласах неудобные особенности греческих напевов нашли смягчение и преобразование, очищены от всего греховного; только общий колорит остался тот же. - Что касается количества гласов, то 8 для него могло быть выбрано и из-за символичности этого числа. Оно, по Григорию Богослову и писателю, называющему себя Дионисием Ареопагитом, считается символом вечности. Иоанн Дамаскин в числе семь видел все настоящее время, а в восьми - будущее состояние по воскресении мертвых. «Богослужение Церкви, разделенное или подведенное под число 8, выражает собою ту мысль, что жизнь христианская во времени и в вечности состоит во всегдашнем прославлении Господа, в вечном служении Ему»