Железные дороги Швейцарии: бронирование и покупка билетов, советы, полезная информация

В 2013 году Швейцарские федеральные железные дороги - так звучит их официальное наименование - перевезли 366 миллионов пассажиров. Это очень впечатляющая цифра. Ведь население самой Швейцарии по состоянию на 30 сентября 2014 года составило чуть более 8,2 миллиона человек. Железные дороги Швейцарии имеют самую густую сеть в Западное Европе. А швейцарские поезда - одни из самых надежных и комфортабельных в мире. Общая протяжённость железнодорожной сети Швейцарии по состоянию на 2013 год составляет 3 033 километра. Здесь же расположена самая высокая железнодорожная станция Европы: станция «Юнгфрауйох» на высоте 3 454 м на территории Бернского Оберланда.

Как создавались железные дороги Швейцарии

Первый участок железной дороги, который проходил только по швейцарской земле, был построен в 1847 году и соединил города и Баден. Настоящий железнодорожный бум начался после принятия «Закона о железных дорогах» в 1852 году. Данный закон устанавливал, что железные дороги могут строить и эксплуатировать частные лица либо кантоны.

Огромную роль в этом сыграл Альфред Эшер — швейцарский политик, фабрикант и первопроходец в области железнодорожного строительства. «Закон о железных дорогах» он по праву мог назвать своим детищем. Строительство Готардской железной дороги - одно из главных его достижений.

Горная Сен-Готардская железная дорога, протяженность которой составляет 274,2 км, пересекает центральный массив Швейцарских Альп и соединяет итальянские железные дороги со швейцарскими и немецкими. Кроме того, Эшер был одним из основоположником кредитного банка «Schweizerische Kreditanstalt». На сегодняшний день это всемирно известный банк «Credit Suisse».

Не удивительно, что памятник Альфреду Эшеру, открытый 22 июня 1889 года, стоит на почетном месте - на привокзальной площади . При этом пассажиропоток вокзала в Цюрихе составляет приблизительно 400 000 человек за рабочий день.

Создатели «Закона о железных дорогах» явно исходили из благих намерений. Однако в результате началась безжалостная конкурентная борьба. В результате которой, о своем банкротстве в 1861 году объявила сначала Швейцарская восточно-западная. А в 1878 - Швейцарская национальная железная дорога. Данные события повлияли на точку зрения как парламентариев, так и простых граждан.

Требования о национализации железной дороги становились все громче. В результате всенародного голосования 20 февраля 1898 года было объявлено о национализации пяти «выживших» частных железных дорог. 1-е января 1902 года стало днем рождения SBB: так выглядит сокращение от «Schweizerische Bundesbahnen» — Швейцарские федеральные железные дороги - на немецком языке.

Железные дороги Швейцарии сегодня

На швейцарских поездах вместе с логотипом железных дорог на немецком можно увидеть также сокращение CFF-FFS — от французского «Chemins de fer fédéraux suisses» и итальянского «Ferrovie federali svizzere», что лишний раз подчеркивает многоязычность Швейцарии.

С 1 января 1999 года SBB преобразованы в открытое акционерное общество, 99 % акций которого принадлежат государству. Сеть железных дорог Швейцарии полностью электрифицирована, по состоянию на 2013 год количество сотрудников SBB составило свыше 30 000 человек. До 2005 года в швейцарских поездах были вагоны для курящих и некурящих. 11 декабря 2005 года - вместе с изменением расписания движений поездов - курить запретили везде.

Поездка на швейцарском поезде - это, прежде всего, комфорт. Это удобные, мягкие сидения, большие панорамные окна, чистые туалеты, работающие без перебоев кондиционеры, розетки для мобильных устройств. В большинстве скорых поездов есть вагон-ресторан и мобильный мини-бар: сотрудник SBB катит по проходу тележку и предлагает пассажирам напитки - чай, кофе, минеральная вода, кола, пиво, а также сандвичи, сухарики и чипсы.

Между основными городами Швейцарии скорые поезда курсируют в среднем два раза в час. Кроме того, здесь есть также поезда пригородного сообщения «S-Bahn», то есть попросту электрички. При этом цена на все виды поездов стандартна. И цена это достаточно высокая. Так, 11-тиминутная поездка 1-м классом в один конец из на вокзал Цюриха обойдется Вам в 10.80 франков. А за поездку из Цюриха в Берн 1-м классом туда и обратно придется выложить 176 франков, та же поездка 2-м классом стоит ровно 100 франков.

Билет на поезд в Швейцарии надо покупать в билетной кассе или в билетном автомате, кондуктора в поездах билеты сейчас не продают, хотя раньше такое практиковалось - за доплату в 5 франков. Поездка без билета обойдется Вам минимум в 80 франков, а Ваши персональные данные будут храниться в центральном компьютере SBB 2 года. 2-ая безбилетная поездка обойдется уже в 120, а третья - в 150 франков. Так что лучше покупать билеты вовремя и наслаждаться комфортабельной поездкой.

Железные дороги Швейцарии пролегают по живописным местам, так что многие путеводители рекомендуют для путешествий пользоваться таким удобным видом транспорта. Выстроены рельсы дорог вдоль озер и речушек, красивых гор с заснеженными вершинами. Поезда проезжают сквозь горы по туннелям, а каньоны и ущелья преодолеваются по красивейшим мостам.

В статье рассмотрим, какие железные дороги Швейцарии являются государственными, какие частными. Что представляют собой поезда с зубчатыми передачами, благодаря которым можно взобраться даже на вершину горы Пилат? Мы также дадим путешественникам советы, как сократить расходы на проезд в поездах, ведь всем известна дороговизна транспорта в этой богатой стране. Рассмотрим фотографии вагонов поездов, принадлежащих разным железным дорогам Швейцарии.

Государственные поезда

Большинство поездов и проложенных железнодорожных путей принадлежит государственной компании. Ее название очень длинное, поэтому обычно пользуются аббревиатурами из 9 букв - SBB-CFF-FFS, которые пишутся на всех поездах, имеющих белый с красным и серым цвета. Их легко узнать на вокзалах Швейцарии по расцветке.

Все поезда являются комфортабельными, современными. Различаются они своей этажностью. Хоть Швейцария - страна маленькая, но в наличии у компании более 4 000 вагонов, а длина муниципальных путей составляет 13 000 км. Осуществляются перевозки как пассажиров на короткие и дальние расстояния, так и грузов.

Удобства для пассажиров

Чтобы зайти в вагон поезда, нужно нажать на кнопку на двери, то же самое действие следует совершить при выходе. Сиденья в поездах железных дорог Швейцарии удобные, мягкие, проходы широкие. Над каждым сиденьем расположены просторные полки для вещей. В вагонах есть чистейшие туалеты с необходимыми принадлежностями.

Сидя в поезде, можно не только любоваться шикарными видами из окна, но и зарядить телефон или фотоаппарат, воспользоваться Wi-Fi или пообедать в ресторане. Для путешественников с велосипедами, колясками, лыжами и другими объемными предметами предусмотрен специальный вагон с креплениями. Проводник с улыбкой возьмет ваш велосипед и поставит его в стойку. После выхода из вагона он же вынесет его обратно на перрон и пожелает удачной экскурсии.

В поездах есть уголки для маленьких детей с игрушками, снарядами, горками. Дети не могут долго просидеть без движения, поэтому руководители компании позаботились о маленьких пассажирах.

На втором этаже сиденья расположены несколько иначе: ближе друг другу, один за другим или напротив. Между ними есть удобные раздвижные столики, так что можно перекусить или поставить бутылку с водой, положить ноутбук или планшет. Вагоны-рестораны располагаются только на втором этаже, еду в тележках на международных поездах развозят тоже там, но при этом пассажиры снизу оповещаются об этом с помощью табло.

Совмещение расписания

Иногда, чтобы попасть в точку назначения, нужно пересаживаться с одного поезда на другой. Точность швейцарцев всем известна, электрички также двигаются со скрупулезным расчетом времени. Если требуется пересадка, то при выходе на перрон вам придется быстрым шагом перейти на другую платформу и сразу же сесть в следующий вагон. Расписание сделано так, что ждать долго не придется, как и искать следующий поезд на вокзале.

Так как железные дороги Швейцарии (фото есть в статье) считаются популярным и экологически чистым видом транспорта, то помимо государственной компании, есть еще несколько частных железных дорог, в основном расположенных в горах. Дальше рассмотрим несколько популярных и красивых маршрутов, куда можно подняться на специальных зубчатых путепроводах.

Зубчатые железные дороги

В Швейцарии насчитывается более 20 железных дорог, обустроенных специальной зубчатой передачей. Механизм располагается между рельсами и помогает поднять вагоны на уклоне горы.

Самый крутой подъем в мире, на который взбирается поезд, также располагается в горной Швейцарии. Поезд на зубчатой передаче поднимается под уклон 48 % и доставляет туристов на вершину горы Пилат, которая располагается недалеко от города Люцерна. Зимой закрытые вагоны поднимают лыжников для катания в популярные горные районы.

Памятник из списка ЮНЕСКО

Настоящим памятником, чудом техники и человеческого труда считается Ретийская железная дорога в Швейцарии. Самый живописный путь для поездов построен в конце XIX века. Сейчас особой популярностью пользуются Альбулская и Бернинская ветки, которые поражают высотой размещения рельсов, прохождением над самыми глубокими пропастями, красивейшими видами на горы из окон. Это восхищает и одновременно пугает пассажиров.

Узкоколейка соединяет небольшой городок Тузис с курортным местом Святого Морица. Это всего 67 км, однако, строительство продолжалось 14 лет. Железная дорога проходит через 42 туннеля, прорубленных в скалах, и по 144 мостам над пропастями с виадуками. Уникальный мост высотой 136 метров состоит из 6 арок и является символом Альбулийской дороги.

Построен данный проезд для поездов в далеком 1902 году по необычным для тех времен технологиям. Это самая удивительная железная дорога в Швейцарии. Ежегодно миллионы туристов со всего мира любуются красотами горной страны, разъезжая на поездах. Маршруты продуманы до мелочей, ведь швейцарцы очень любят свои поезда. По рельсам можно добраться в любую точку страны, на все курорты и горные отели, к озерам и ледникам в Альпах.

Часть Ретийской дороги линии RhB пролегает в крупнейшем туристическом районе кантона Граубюнден и достигает границ с Италией в Давосе и до Тирано. Весь путь с мостами и туннелями занесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас частично железная дорога в горах Швейцарии на данном маршруте закрыта для реконструкции туннелей.

Самый медленный поезд

Ежедневно из Св. Морица до Церматта отправляется самый медленный и тем не менее наиболее известный в мире маршрут на поезде в Швейцарии. Длительность путешествия - 7,5 часов. За это время экспресс проходит сквозь горы через 91 туннель, пересекает 291 мост над ущельями. Этот маршрут Glacier Express обязательно включается в любой тур по швейцарским Альпам.

Это легендарное путешествие запомнится гостям страны на всю жизнь, так как в поездке сочетаются чудеса техники и впечатляющие пейзажи.

Крутой подъем

Самый резкий подъем выполняют поезда по узкоколейке на гору Пилат. Скорость подъема в гору - 12 км/ч, а обратно еще медленнее - 9 км/ч. Построена трасса еще в 1967 году, вагоны используются старинные, но тормозная система усовершенствована.

Тормоза используются стояночные, резисторные, электрические. Они независимы друг от друга, что увеличивает безопасность движения.

Высокогорная узкоколейка

Самая высокая железная дорога в Швейцарии считается и высочайшей в Европе. Это "Юнгфрау" или Jungfraubahn. Относится она к зубчатым линиям, следует по Бернским Альпам и кантону Берн. Длина железнодорожных путей составляет 9 км, при этом перепад высот равен 1 400 метров.

Большая часть пути по данному маршруту проходит через туннели (7 км) сквозь массив гор Эйгера и Менха и поднимается на самую вершину Юнгфрау. Это место облюбовали туристы, так как на каждой остановке по ходу поезда можно выйти и полюбоваться видами. Так на станции "Айгерглетчер" можно посмотреть на водопады.

На станции "Айгерванд" открывается великолепный вид на долину и видны стены Эйгера. Остановка "Айсмеер" знаменита видами на ледники и великолепные скалы.

С конечной станции открывается обзор во все стороны на ледник Алеч, вершины близлежащих гор Юнгфрау и Эйгер, а также великолепную долину Гриндельвальда.

  • Даже в летнее время при подъеме на горные вершины нужно надевать теплые вещи и обязательно брать солнцезащитные очки.
  • Рекомендуется в поездах занимать места возле окошка в первом или последнем вагоне поезда, так как можно сделать не только фото местности, но и самого поезда на многочисленных поворотах.
  • Так как билеты на поезд в Швейцарии могут достигать 50 евро, то рекомендуется брать специальные проездной на неделю или 15 дней. Swiss Travel System позволяет не только спокойно пересаживаться из поезда в поезд, не покупая отдельно билеты, но и кататься на автобусах, катерах и даже ходить в музеи. Это очень удобно и экономно.

Доброго времени суток! Вопрос для бывавших в Швейцарии и пользовавшихся местными ж/д.
1. Где целесообразнее приобрести Swiss Pass? По прилету в а/п Цюриха или в Москве в агентстве.
2. Можно ли заплатить за билет на поезд в кассе вокзала кредитной картой Visa?
3. Пользовался ли кто-нибудь Swiss Pass для получения 50% скидки на подъемники и высокогорные фуникулеры и ж/д? Насколько пунктуально предоставляют скидки и как они требуют оплачивать проезд ребенка 3,5 года (если он вообще оплачивается).

Спасибо!

Всегда уже более 5 лет покупаю Half Fare Ticket в аэропорту по прилету одновременно с покупкой билетов до места сразу с 50% скидкой. Оплачивали и наличкой и картой - никаких проблем, хоть виза, хоть мастеркард. Билеты именные, но паспорт никогда никто не спрашивал. На подъемниках скидка действует, но не на всех. Например, в Лейкербаде на больших подъемниках действовал, а на учебном - нет. Ребенок до 16 (точно верхнюю планку не помню)вместе с родителями путешествует бесплатно. Скидка действует как на первый, так и на второй класс вагона. Информация этого, ноябрь. На сайте SBB (www.sbb.ch) можно купить электронный билет, но я еще не пробовала это делать.
Скидки если действуют, дают как часы, хоть фуникулер, хоть автобус, летом действует и на кораблики. Да вы сами можете рассчитать свой маршрут на сайте SBB. Если указана цена со скидкой, значит так и будет. Кстати поезда и автобусы также ходят как часы. У нас случилось только 1 опоздание на 5 минут за все наше пребывание.

Спасибо господа и дамы за оперативные ответы!!!
2 Люся: я как раз забронировал себе отель в Лейкербаде. Если Вы там бывали, поделитесь впечатлениями..(гора Gemmi или может еще куда подняться в тех краях) Жаль я на лыжах не катаюсь, я так понимаю, там прекрасные условия для этого вида спорта.
и еще. планирую на денек отъехать в Церматт, забраться на Маттерхорн или Горнеграт.. что посоветуете? На Маттерхорн есть дворец ледяной, как впечатления от посещения?

Спасибо!


Цитата:
А это разве Swiss Pass? Вроде как Swiss Pass (и все другие его разновидности - а их несколько) продается только ВНЕ территории Швейцарии.

Андрею:
Какой вы отель забронировали в Лейкербаде и на какое время? Я буду в Линднер Альпентерм с 30 декабря по 11 января. и летим мы в Цюрих. В Церматт можно съездить из Лейкербада, интересная поездка, единственное тяжело в один день. т.к. дорога в один конец 2,5 часа, поэтому в один день не получится на Маттерхорн и Горнеграт, просто не успеете вернуться. т.к. последняя электиричка Церматта в Лейкербад в 16.30. Есть еще вариант - поехать туда на такси. Одна местная контора предлагает тур за 400 CHF за минивэн (7-10 чел.). если наберется желающих, то неплохо по деньгвм получится. Хорошо съездить в Сьон погулять и по магазинчикам прошвырнуться. если в отеле нет бассейна, то хорошо сходить в Бюргербад в термы. Можно подняться на Гемми, на Торент, прогуляться до ресторанчика в Бодмене, сходить к замершему водопаду. В Лейкербаде много мест для пеших прогулок. Мы с мужем тоже не катаемся, только дети. Но уматываемся за день будь здоров. мы ездили даже в Берн погулять на день.

Разобралась, зайдя на сайты SBB
http://mct.sbb.ch/mct/reiselust/int-gaeste.htm и swisstravelsystem . Скидочные билеты в соответствии с swisstravelsystem бывают 7 видов:
1. Swiss Pass
2. Swiss Flexi Pass
3. Swiss Youth Pass
4. Swiss Transfer Ticket
5. Swiss Card
6. Swiss Half Fare Card
7. Swiss Travel System-Familienkarte
Мы говорим о разных билетах - 1. Swiss pass дает право на БЕСПЛАТНЫЙ проезд (горные дороги со скидками), а 6. Swiss Half Fare Card - 50% СКИДКУ на проезд. Остальные из этих 7 видов тоже предназначены для разных ситуаций проезда со скидками.
При этом разные виды этих 7 билетов и покупаются в разных местах. Swiss pass можно купить только ВНЕ территории Швейцарии (продают преимущественно турфирмы) и в on-line shop, а Swiss Half Fare Card продает большинство вокзалов, турфирмы и также on-line shop. Так что на вокзале в Цюрихе Swiss pass купить нельзя.
Для интересующихся - где можно купить все эти виды скидочных билетов на территории России:

Мы в Швейцарии использовали Swiss Flexi Pass - выбирали нужные дни из 2 недель нашего путешествия.

Не вынесла душа поэта:)).


Цитата:
Кто Вам это сказал? Сколько не ездил в Швейцарию, СвиссПасс покупал на месте (конкретно, в информационном центре вокзала Корнавэн). Аналогичный видел в аэропорту Женевы и на вокзале Цюриха. Так что, это

Цитата:
мягко говоря, недостоверно.


Цитата:
Полностью согласен. Плюс еще 40 мин. что на Горнеграт, что на Кляйн Маттерхорн. Нужно выбрать что-то одно.

Андрею:
Если вы собираетесь ездить из Лёйкербала каждый день, то тогда имеет смысл брать СвиссПасс, если только несколько раз - то Флекси. Это все просчитывается на сайте, который вам Люся указала (http://www.sbb.ch/).

До Цермата вряд ли будет перекрыта, т.к. сам Церматт находится на высоте 1600 метров. Должно что-то жуткое случиться, чтобы дорогу на Церматт перекрыли.
Что касается билетов: По-моему Swiss Pass достаточно дорогое удовольствие. Халф тикет стоит 99 CHF и отбивается сразу при покупке трансфера ап-отель ап, если конечно вы не останавливаетесь в Женеве. Как вы сказали Андрей. что будете в Лейкербаде, то сразу все и отыграеете и далее будете ездить с 50% скидкой. наездить 300 франков на одного - это вам тяжеловато будет. не отдых, а сплошные хоть и классные но электрички.

и еще 2 Андрей: сейчас в Цермате на Кляйн Маттерхорне - стройка, строят отель и большую панораму (мы были там в ноябре этого года). кататься можно, а если просто посмотреть, то краны слегка портят вид. Но с горнеграта нет такой панорамы, как на Кляйн Маттерхорне. просто завораживает сам вид Маттерхорна снизу из деревни. на высоте 1600 этот 4-х тысячный Зуб смотрится просто фантастически. открыт музей в леднике, и еще они сделали что-то вроде ледяного отеля, где все из льда. Сайт Церметта - www.zermatt.ch. Сайт Лейкебада www.leukerbad.ch. Лойкербад конечно попроще будет. Но если подняться на Gemmi, то в хорошую погоду видна вся панорама Монте Россы. Мы выезжали с горы по погоде, если у нас туман и снег, то с другой стороны Роны как правило все наоборот. Также и в регионе ЮнгФрау.


Цитата:
Прежде чем обвинять меня в недостоверности, уважаемый поэт - зайдите на швейцарский сайт
http://www.swisstravelsystem.ch/Fahrausweise.16.0.html


А покупать Вы могли на вокзале ДРУГОЙ вид скидочного билета (их 7), доступный для покупки на территории Швейцарии.
Кстати, такая система не только там - в Японии тоже нельзя покупать подобные билеты на территории Японии, только ВНЕ. Тоже будете обвинять меня в недостоверности мягко говоря? :)


Цитата:

Прежде чем обвинять меня в недостоверности, уважаемый поэт - зайдите на швейцарский сайт
http://www.swisstravelsystem.ch/Fahrausweise.16.0.html
и переведите с немецкого фразу, относящуюся к Swiss Pass там
In der Schweiz nicht erhältlich. Bezug bei den ausländischen Verkaufsstellen sowie online im Ticket Shop.
Марин, хотя вопрос не ко мне был, с переводом у вас все хорошо, но...)) Процитированная вами фраза со сноской 1)относится к Swiss Transfer Ticket.
Swiss Pass, Swiss Flexi Pass и Swiss Youth Pass можно приобрести на большинстве крупных железнодорожных станций Швейцарии. Билеты Swiss Transfer Ticket продаются только за пределами страны, Swiss Cards на границе и в железнодорожных кассах в аэропортах, Swiss Half Fare Card доступен на большинстве станций в Швейцарии и в турагентствах. Также все эти билеты можно купить on-line Ticket Shop на сайте SBB.


Цитата:


Люся, а что там за стройка? Оттуда и так вид не самый выигрышный, а если еще и краны((. Я тогда народ лучше на Ротхорн повезу (Горнеграт не предлагать). А ледовый дворец можно и на Юнгфрау посмотреть: они все одинаковые.

Большое спасибо всем за столь детальные разъяснения! Технологией сбора и обработки информации я, в общем и целом, владею. Просто не был в Швейцарии ни разу, и еще с немецким беда... вот и решил бывавших в тех краях побеспокоить...
2 Люся: я в Лейкербаде буду с 19 по 26 февраля 2008 года, так что шансов встретиться именно там немного... а отель, разумеется, Линднер..это лучшее соотношение цена/качество (за 221 доллар в сутки ничего подобного я не нашел).
На самом деле, я тоже лечу в Цюрих, по прилету сразу в Люцерн, т.к. там отличные отели предлагаются за крайне разумные деньги (для примера Monopol 4* напротив центральной станции стоит 160 долларов за Dbl). Из Люцерна хочу на панорамном экспрессе прокатиться в Берн, на "простой электричке" сгонять в Цюрих, ну и запланировал я все это (в том числе и Люцерн посмотреть) под 2 ночи проживания там, а вот потом Лейкербад. Ну и напоследок ночьку в Женеве, что бы на самолет рано утром из Лейкербада не нестись "сломя голову", да и осмотреться в Женеве и по набережной пройтись как то тоже хочется...
единственное обстоятельство, которое меня несколькко тревожит - это спиногрыз 3 лет и 8 месяцев отроду, взятый с собой...хотя он весьма самостоятельный юноша, и в свои годы повидал Доминиканскую республику, Болгарию, Турцию(трижды)...думаю освоится..
Опять 2 Люся: Вы как человек, имеющий собственный опыт посещения Лейкербада, просветите по уровню цен в тамошних ресторанах. В каких кормят вкуснее, и вообще по ценам просветите немного. Насколько я со своим немецким разобрался, картина такова: среднее горячее 20-25CHF, салат или суп 5-18CHF, десертик или фрукты 5-15CHF, чай, кофе, сок, вода 2-5CHF
Прав я или несколько заблуждаюсь?

Швейцарские железные дороги не просто перевозят туристов от одной достопримечательности к другой. Они и сами являются достопримечательностью. Например, большая гордость Швейцарии - Ретийская железная дорога, которая работает с 1888 года. В свое время она была самой высокогорной в Европе. Ее построили через невероятные перевалы и ущелья, поэтому здесь особенно много виадуков, тоннелей и мостов. По ней пролегают самые живописные железнодорожные маршруты - Ледниковый Экспресс и Бернина Экспресс (про Бернину я рассказывал в посте про ). Отрезки путей, по которым они следуют, включены в список наследия ЮНЕСКО.

Сегодня я расскажу о том, чем так хороши швейцарские железные дороги.

Швейцарские железные дороги (SBB) считаются самыми комфортными в мире. Во-первых, сеть дорог в Швейцарии очень плотная, поэтому на поезде можно добраться в любой город и практически в любую деревню. Во-вторых, поезда ходят с большой частотой: между крупными станциями они курсируют с интервалом в полчаса, а пересесть с одного поезда на другой можно за 10-15 минут.

Швейцарские поезда практически беззвучны, они чистые и удобные. На выходах непривычные русскому глазу нормальные ступеньки. По ним спокойно поднимется и ребенок, и пожилой человек, чего не скажешь о ступеньках в российских поездах.

Для инвалидов есть специальные подъемники, никаких проблем с погрузкой маломобильных людей в поезд не возникает.

До середины прошлого века у поездов было 3 класса вагонов, но в 1956 году Швейцарские железные дороги перешли на двухклассовую систему. Посмотрите, как выглядит интерьер.

Во многих поездах есть розетки и вай-фай, кроме того во время поездки можно будет вкусно поесть и отведать швейцарское вино.

У поездов большие и всегда чистые окна. Большинство железнодорожных маршрутов проходит по удивительно живописным местам, поэтому главное в поездах - предоставить пассажирам хороший обзор.

Для туристов здесь действует Система путешествий по Швейцарии (STS) . Она идеально продуманная и экономичная, включает в себя помимо железнодорожных водные и автобусные маршруты. На карте видно, что по этой системе фактически можно попасть в любую точку страны. Железнодорожные маршруты обозначены красным.

Система удобна своими проездными билетами : например, по билету SWISS Travel Pass можно сколько угодно кататься на поездах по всей стране. Его можно приобрести на срок от четырех дней до месяца. Он также действует во всех видах общественного транспорта в 75 швейцарских городах. И вдобавок он является пропуском в 470 музеев Швейцарии. Кстати, такой билет на время своего путешествия получит победитель квеста .

Система путешествий по Швейцарии включает в себя знаменитые панорамные маршруты: Ледниковый Экспресс, Бернина Экспресс, Золотой перевал, Экспресс Вильгельм Телль и разные другие. При наличии проездного по ним тоже можно кататься бесплатно. Но на некоторых из нух нужна будет доплата за бронирование места в вагоне. Для любителей природы и горных пейзажей такие поездки ни с чем не сравнятся.

Например, на маршруте Золотого перевала вы вдоволь насмотритесь на еловые леса и зеленые пастбища с пасущимися коровами. С высоты дороги можно любоваться озерами и далекими заснеженными вершинами Альп. На Предальпийском Экспрессе открываются виды на крутые обрывы и живописные холмы. А Экспресс Вильгельм Телль проходит через знаменитый перевал Сен-Готард (тот самый, по которому Суворов вел русские войска в 1799 году). Поезда преодолевают его через тоннель.

В этом году в этом месте откроют новый тоннель, который станет самым длинным железнодорожным тоннелем в мире. Его протяженность составит 57 км. Он сэкономит пассажирам около часа. Летом его испытают, потом по нему начнут ходить грузовые поезда, а в полную силу он заработает в декабре.

Ну и конечно же, часть железнодорожных маршрутов включена в Гранд Тур по Швейцарии. :) Можете кликнуть на картинку, чтобы посмотреть красивую интерактивную карту с описанием мест, по которым проезжают поезда Гранд Тура.

) – пожалуй, самые надежные и комфортные в мире. Поезда между основными городами курсируют с тактовым интервалом по крайней мере каждые полчаса. Наиболее быстрые поезда – IC, ICN, EC, IR, Schnellzug. Все они мало отличаются по скорости. Местные поезда обозначаются R и RX, в пригородах больших городов есть электрички S-Bahn. Ночных внутренних поездов нет.

Цена на все виды поездов стандартна, доплат на регулярные поезда во внутреннем сообщении никаких нет. Простые разовые билеты очень дороги, билет туда-обратно дает небольшую скидку в пределах 10%:

  • Цюрих-Женева (3 часа) - 76 CHF во втором классе, 126 CHF в первом,
  • Женева-Лугано (5-6 часов) - 104 CHF во втором классе, 172 CHF в первом,
  • Берн-Цюрих (1 час) – 45 CHF во втором, 75 CHF в первом.

    Сэкономить проще всего с билетами Swiss Pass "Системы путешествий по Швейцарии" (действуют на все виды регулярного транспорта) либо с более дешевым билетом "ЕвроДомино Швейцария" (действует только на железной дороге). Последний стоит 85 евро на три дня безлимитных поездок плюс 10 евро за каждый дополнительный день. Всего можно купить до 5 дополнительных дней. Для молодежи до 26 лет цены ниже – 64 евро за первые три дня плюс 8 евро за каждый дополнительный.

    Помимо обычных государственных существуют частные железные дороги, в основном горные. Наиболее мощная альтернативная система – узкоколейный Rhätische Bahn на юго-востоке страны. Некоторые горные панорамные маршруты не покрываются проездными (либо их владельцы получают там только 25-50% скидки). Особенно дороги маршруты на пики Юнгфрау и Маттерхорн, а также маршрут "Ледниковый экспресс". В то же время целый ряд великолепных панорамных маршрутов бесплатен для обладателей проездных – "Золотой перевал", "Бернина экспресс", "Ароса экспресс", "Вильгельм Телль экспресс", "Предальпийский экспресс", "Маршрут Лотчберг" и другие.

  • Штрафы за безбилетный проезд

    Штрафные санкции за безбилетный проезд разнятся в Швейцарии от типа поезда и вида нарушения.

    На региональные поезда (R, SN, S и некоторые RE) садиться без билета запрещено. Такие поезда также отмечены специальным знаком: черный "глаз" на желтом фоне. Пассажир без билета будет обязан заплатить минимум 80 CHF. Поездка в вагоне 1 класса с билетом 2 класса также классифицируется кондуктором как безбилетный проезд.

    Персональные данные пассажира, пойманного без билета, фиксируются и хранятся в течение двух лет. В первый раз штраф составляет 80 швейцарских франков, во второй раз – 120 CHF, в последующие разы – 150 CHF.

    На поездах дальнего следования билет можно приобрести у кондуктора. Эта услуга стоит дополнительные 5 CHF. Если по какой-то причине вы, находясь в поезде, не можете оплатить билет, кондуктор выпишет инвойс, сумма которого будет равняться стоимости билета + сервисный сбор 30 CHF.

    Если пассажир имеет действительный проездной билет, но не взял его с собой поездку, кондуктор выписывает штраф, который будет отменен, если в течение 10 дней пассажир предъявит свой проездной и заполнит специальную форму Travel Without a Valid Ticket в любой железнодорожной кассе Швейцарии. Эта услуга стоит 5 CHF.

    Также предусмотрены следующие штрафы:

  • напоминание о необходимости выплатить штраф или оплатить билет – 40 CHF;
  • жульничество при использовании билета – 100 CHF;
  • использование фальшивого билета – 200 CHF.
  • Личный опыт путешественников

    Добавить отзыв

    Андрей | ноябрь 2009

    Павел Максимов | август 2007

    Смотрите также