Физиологической основой темперамента являет ют ся. Темперамент и его физиологические особенности

Темперамент выражается в совокупности типологических признаков человека, которые проявляются в динамике психологических процессов. Речь идет о быстроте реакции и ее силе, эмоциональном тонусе жизнедеятельности и пр. Физиологические основы темперамента определяют психологические характеристики – эмоциональную возбудимость, реактивность, сензитивность и др.

Физиологические и психологические основы темперамента

К физиологическим основам относят взаимодействие процессов в коре и подкорке мозга головы. Для темперамента первостепенное значение имеет степень возбудимости подкорковых желез, которые влияют на моторику, статику и вегетатику. Известный ученый И.П. Павлов в своих исследованиях определил, что индивидуальные особенности человека зависят от свойств его нервной системы. Основой темперамента выступает тип нервной системы, которая может быть сильной и слабой. По своему желанию изменить характеристики нервной системы человек не может, потому как они передаются по наследству.

Физиологические основы темперамента в психологии базируются на динамичности процессов в нервных клетках, скорости продуцирования отрицательных связей, лабильности нервных процессов и пр. Чем больше у человека проявляется одно свойство нервной системы, тем меньше выражен соответствующий показатель темперамента. Психологические основы темперамента имеют тесную взаимосвязь с физиологическими свойствами нервной системы. Именно биологические основы и особенности темперамента обеспечивают тонкое, четкое и актуальное приспособление к среде. При этом недостаток какого-либо свойства темперамента компенсируется другим.

Конституция человека

Зарубежные психологи выявили связь темперамента со строением тела, соотношением его частей и тканей. В любом случае все зависит от наследственных особенностей и именно поэтому такую теорию назвали гормональной теорией . На сегодняшний день под типом темперамента понимают совокупность психологических свойств, имеющих связь между собой и общее для одной группы людей.

Каждый человек уникален, отличается способами выражения эмоций, чувств и по-разному реагирует на происходящее в окружающей действительности. Если один индивид сохраняет в любой ситуации спокойствие, то другого даже малейшие неприятности могут привести в отчаяние. Д

анные особенности человеческого поведения во многом зависят от различий в деятельности нервной системы.

Темперамент, как психобиологическая основа личности

Психическая деятельность человека, которая характеризуется при помощи ее динамических особенностей (темпа, быстроты и интенсивности), является темпераментом. Он характеризует не убеждения личности, взгляды или интересы, а ее динамичность, поэтому не является показателем ценности.

Можно выделить следующие компоненты, определяющие основу темперамента:

Общая активность психической деятельности человека, которая выражается в степени стремления действовать, проявлять себя в различных занятиях, преобразовывать окружающую реальность. Существуют две крайности общей активности: с одной стороны, пассивность, инертность, вялость, а с другой – стремительность. Между этими двумя крайностями располагаются представители различных темпераментов;
Двигательная или моторная активность выражается в быстроте, интенсивности, резкости, силе мышечных движений и речи индивида, его подвижности, говорливости;
Эмоциональная активность выражает чувствительную основу темперамента, то есть восприимчивость и чуткость личности к эмоциональным воздействиям, ее импульсивность.

Также темперамент человека имеет внешнее выражение и проявляется в деятельности, поведении и поступках. По этим признакам можно судить о некоторых его свойствах. Когда говорят о темпераменте, то в основном имеют в виду психические различия у людей, связанные с интенсивностью, глубиной и устойчивостью эмоций, впечатлительности, энергичности действий.

Существует несколько теорий, определяющих основы темперамента. Но при всем многообразии подходов к этому вопросу большинство ученых признают, что это своего рода биологический фундамент, на котором личность формируется как социальное существо.

Физиологические основы темперамента

Первым данный термин ввел древнегреческий врач Гиппократ, который положил начало гуморальной теории. Он объяснял особенности темпераментов людей различными соотношениями жидких веществ в организме: крови, желчи и лимфы. Если преобладает желтая желчь – это делает человека горячим, импульсивным или холериком.

У подвижных, веселых людей (сангвиников) преобладает кровь, а у спокойных и медлительных (флегматиков) – лимфа. Меланхолики отличаются грустным и боязливым характером, и как утверждал Гиппократ, у них преобладает черная желчь.

Согласно конституционной теории, которую вывели Кречмер и Зиго, природную основу темперамента определяют особенности общего строения организма человека, а также его отдельных органов. В свою очередь, телосложение индивида зависит от протекания эндокринных процессов в его организме.

Но наиболее обоснованной была признана неврологическая теория, которую предложил Иван Петрович Павлов. По его мнению, физиологической основой темперамента является набор приобретенных особенностей и врожденных свойств нервной системы.

Индивидуальные различия нервной деятельности при этом проявляются соотношением двух главных процессов – возбуждения и торможения, которые обладают тремя важными свойствами:

Сила процессов, которая выражается в способности нервных клеток выдерживать продолжительное или концентрированное воздействие раздражителей. Это определяет выносливость клетки. О слабости нервных процессов свидетельствует высокая чувствительность или переход клеток в состояние торможения вместо возбуждения, при воздействии на них сильных раздражителей. Эта особенность нередко ложится в основу темперамента;
Уравновешенность нервных процессов характеризуется равным соотношением возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса проявляются в равной степени, у других преобладает один из них;
Подвижность нервных процессов представляет собой быструю или медленную смену возбуждения на торможение и обратно, когда это требуют условия жизни. Таким образом, при неожиданных и резких изменениях подвижность обеспечивает приспособление индивида к новой обстановке.

Комбинации указанных свойств, по утверждению Павлова, определяют тип нервной системы и являются природной основой темперамента:

Слабый тип, при котором человек не способен выдерживать сильное, длительное и концентрированное возбуждение и торможение. В слабой нервной системе клетки обладают низкой работоспособностью. Хотя, при воздействии сильных раздражителей отмечается высокая чувствительность;
Сильный уравновешенный тип характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов, отличается преобладание возбуждения над торможением;
Сильный уравновешенный подвижный тип – нервные процессы сильны и уравновешены, однако, их быстрота и подвижность нередко приводят к неустойчивости связей;
Сильный уравновешенный инертный тип, при котором процессы возбуждения и торможения сильны и уравновешены, но отличаются малой подвижностью. Представители данного типа всегда спокойны, их трудно вывести из себя.

Таким образом, основу темперамента составляют индивидуальные свойства психики, которые отражают динамику психической деятельности человека. Они проявляются независимо от его целей, мотивов, желания и остаются практически неизменными в течение всей его жизни.

И.П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания. Это обстоятельство дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что указанные различия не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов. По мнению Павлова, к этим свойствам относятся сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность.

Сила нервных процессов - это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и работоспособность нервных клеток. Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители: сильные раздражения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы - слабые процессы возбуждения и торможения.

Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов - это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.

Выделенные Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Этот тип складывается из характерной для индивида совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности, соотношения процессов возбуждения и торможения. По мнению Павлова, существует четыре основных типа нервной системы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом. Из-за различий в проявлении силы нервных процессов различаются сильные и слабые типы, которые, в свою очередь, могут подразделяться на уравновешенные и неуравновешенные. При этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. И, наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные.

Соотношение этих процессов представлено на схеме:

Типы высшей нервной деятельности

Сильный - Слабый

Уравновешенный -Неуравновешенный

Подвижный - Инертный

Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента:

1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип.

2. Флегматик - сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный) тип.

3. Холерик - сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

4. Меланхолик - слабые процессы возбуждения и торможения (слабый тип).

Таким образом, под типом нервной системы Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы.

Роль исследований Павлова в развитии современной науки чрезвычайно велика. Однако сделанное им открытие свойств нервной системы и разработанная на этой основе типология нервной системы послужили ему основанием для утверждения о том, что все поведение человека, как и поведение животного, можно объяснить с позиции физиологии. Эта точка зрения сильна и в наше время и часто встречается у физиологов и врачей, но она не является истиной. Поведение человека очень сложно и определяется не только врожденными характеристиками, но и условиями социальной ситуации, а также особенностями воспитания.

Тем не менее, типология Павлова стала источником огромного числа опытов и исследований в этой области. Многие физиологи и психологи проводили дальнейшие исследования на животных. В 50-е гг. были предприняты лабораторные исследования поведения взрослых людей. В результате исследований, проводившихся под руководством сначала Б.М. Теплова, а затем - В.Д. Небылицина, типология Павлова была дополнена новыми элементами, были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы у человека, экспериментально выделены и описаны еще два свойства нервных процессов: лабильность и динамичность. Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процессов составляют легкость и быстрота образования положительных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы, и по мере их накопления исследователи придают все меньшее значение типам нервной системы, тем более их магическому числу - «4», фигурирующему почти во всех работах Павлова о темпераменте. Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуальных психологических различий, проявляющихся в деятельности. Типы темперамента и «нежелательные» формы поведения.

Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении, но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств, отражаются в побуждениях и действиях человека, а также в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т.д.

В настоящее время мы в состоянии дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента. Для составления психологических характеристик традиционных четырех типов обычно используют основные свойства темперамента. Многие из этих свойств были раскрыты в работах Б.М. Теплова и его учеников, а затем получили дальнейшее развитие в исследованиях отечественных ученых. В ходе этих исследований названия некоторых свойств, предложенные Тепловым, изменились, а также были открыты новые свойства. Например, свойство темперамента, названное тепловым «эмоциональная возбудимость», в психологической литературе часто называется сензитивностью (чувствительностью), а реактивность непроизвольных движений, вызванных внешним воздействием, - реактивностью. Изменились названия и других свойств темперамента. Вместе с тем к свойствам темперамента стали относить экстраверсию - интроверсию. Эти понятия определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверсия), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверсия).

Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладание возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает не надолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все валится из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к проявлению невротических срывов и конфликтов с людьми. У человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманы, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, встревожен, у него могут возникать невротические расстройства. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Трудно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью. но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под воздействием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т.е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Таблица 1. Типы темпераментов и выдающиеся личности

темперамента по Гиппократу

характеристика

Свойства нервной системы по И.П. Павлову

Выдающиеся личности

Флегматик

Пассивный, очень трудоспособный, медленно приспосабливающийся, эмоции проявляются слабо

Спокойный, сильный, уравновешенный, малоподвижный

И.А. Крылов

М.И. Кутузов И. Ньютон

Сангвиник

Активный, энергичный, легко приспосабливающийся

Живой, сильный, уравновешенный, подвижный

М.Ю. Лермонтов Наполеон I В.А. Моцарт

Активный, очень энергичный, настойчивый, эмоции неуправляемы

Легко возбудимый, сильный, неуравновешенный, подвижный

Петр I А.С. Пушкин А.В. Суворов М. Робеспьер

Меланхолик

Пассивный, легко утомляющийся, тяжело приспосабливающийся, очень чувствительный

Слабый, неуравновешенный, сдержанный, подвижный или малоподвижный

Н.В. Гоголь П.И. Чайковский

Существует также и другая система типов темпераментов человека. Это так называемые доминирующие инстинкты. Они представлены семью типами. темперамент личность индивидуальный психическй

Эгофильный

С раннего детства отличается повышенной осторожностью. Для него характерны: «симбиоз» с матерью (не отпускает мать ни на миг, проявляет невротические реакции, если приходиться расставаться), склонность к страхам нетерпимость к боли, тревожность в отношении нового и неизвестного, склонность к консерватизму, недоверчивости, подозрительности, мнительности.

Их кредо: «Безопасность и здоровье превыше всего! Жизнь одна, и другой не будет». Но при дисгармонии формируется эгоцентричность и тревожная мнительность, отрицание изменений и любого риска. Предпочитаемый цвет - серый.

Генофильный. (от лат. genus - род.)

«Я» заменяется понятием «МЫ». Уже в детстве фиксированность на семье приводит к нервно-психическим расстройствам, если в семье разлад. Люди такого типа тонко улавливают ухудшение самочувствия своих близких, очень отзывчивы. Кредо таких людей: «Мой дом - моя крепость! Интересы семьи превыше всего». При неблагоприятных обстоятельствах формируется тревожная личность с фокусированием тревоги на детях, семье. Предпочитаемый цвет - коричневый.

Альтруистический

Исследовательский

У людей этого типа с раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути. Он огорчает родителей тем, что разбирает на части все, что может разобрать, задает вопрос «почему?» чаще других, ставит эксперименты. Вначале его интересует все, но затем происходит сужение интересов. Это увлеченные творческие люди. Предпочитаемый цвет - красный.

Доминантный

С раннего детства наблюдается стремление к лидерству и наличие качеств истинного лидера: умение организовывать, оставить цель, проявить волю для ее достижения. Это очень мужественные люди, с логикой мышления, критичностью, ответственностью, способностью выделить главное. Но в общении и деловых контактах для них характерна ориентация на лидеров и пренебрежение к слабым. Склонны учитывать интересы всего коллектива. Их кредо: «Дело и порядок превыше всего». Предпочитаемые цвета - зеленый и красный.

Либертофильный. (от лат. libertas - свобода.)

Уже в колыбели дитя этого типа резко протестует против того, чтобы его пеленали, долго удерживали в кроватке. Склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. Для людей этого типа характерно отрицание авторитетов. Характерны терпимость к боли, лишениям и стремление к самостоятельности. Рано проявляется тенденция: «Мой дом - это весь мир»; склонность покидать отчий дом. В поведение проявляется упрямство, авантюризм, оптимистичность. Характерна склонность к перемене мест работы, образа жизни, нетерпимость к рутине. Кредо таких людей «Свобода превыше всего». Предпочитаемые цвета - желтый, красный.

Дигнитофильный. (от лат. dignitas - достоинство.)

Уже в раннем возрасте человек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. В детстве с ним можно договориться только лаской. В отстаивание своих прав может поступиться многим. Его кредо «Честь превыше всего». Чуток к фамильной чести. Предпочитаемые цвета - зеленый и серый.

Методы психодиагностики позволяют делать выводы относительно темперамента того или иного человека. Но ни одно суждение о личности не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у Вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра Вы уже будите чуточку другим.

Что касается тестов («тест» от английского «test» короткое испытание, проба), то их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения с давних пор. Один из первых психологических тестов был описан в Библии, в книге Судей. Войскам полководца Гедеона, уставшим после изнурительного перехода, предстояла тяжелая битва с мадианитянами. Чтобы отобрать более стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших воинов, встав на четвереньки, жадно пили воду. Другие же, не теряя достоинства, черпали ее ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.

В прошлом веке английский ученый Ф. Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч различных тестов, с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно - от профессиональной пригодности работника, до его искренности.

Характер развивается и формируется в течение жизненного пути человека под воздействием множества различных факторов, условий и, конечно же, воспитания. Но, не смотря на то, что характер является прижизненным приобретением человека, для его формирования и проявления необходима некая основа – отправная точка развития характера . Действительно, учеными было доказано, что как бы внешние условия не были схожи для разных людей и процесс их воспитания не был идентичным (например, дети в одной семье), у них формируются разные черты характера . Подобное различие психологами объясняется наличием у этих людей определенных различий в функционировании их ЦНС и разного типа темперамента.

Темперамент как основа характера

Основы характера человека составляют и врожденные физиологические особенности человеческого организма (свойства НС, скорость реакции и т.д.), и закрепленные в процессе жизни психологические механизмы и формы поведения . Так А.В. Петровский говорил, что основой характера является сложившаяся система привычных для человека действий и поступков . Именно поэтому, о характере человека чаще всего судят, основываясь на его поступках, поведении и действиях. С.Л. Рубинштейн видел в характере личности закрепленную систему, которая включала в себя генерализованные обобщенные побуждения (здесь акцентировалось внимание на мотивационном генезисе свойств характера). Б.Г. Ананьев связывал характер с направленностью личности и ее своеобразными образами действий.

Несмотря на такое разнообразие в психологической науке идей и теорий, которые касаются особенностей характера, большинство ученых сходятся в общем мнении о том, что основой характера личности является темперамент. Такая закономерность понятна, ведь особенности и темперамента, и характера в первую очередь зависят от наличия у человека определенного типа нервной системы.

О том, что темперамент – основа характера , говорил И.П. Павлов , который называл характер переплетением врожденных свойств человека и приобретенных. Он понимал под характером фенотип, основой которого являются, прежде всего, особенности НС и конституции. Подтверждая эту идею, Б.М. Теплов видел в характере своеобразный рисунок человека, который вышивает сама жизнь на канве его темперамента.

Темперамент человека – это динамическая основа его характера, выражающаяся в определенном типе высшей нервной деятельности, который и определяет формирование в человеческом характере следующих полярных черт:

  • уравновешенности/неуравновешенности (проявляются в действиях и поступках);
  • подвижности/инертности (уровень активности человека);
  • в повышенном/пониженном тонусе (также проявление активности);
  • общительности/необщительности (в межличностном общении);
  • легкости/трудности вхождения или включенности в новое (новая среда, окружение, обстановка, обязательства, сфера деятельности и т.д.).

Темперамент оказывает существенное воздействие и на проявлении чувств, уровне выразительности движений, скорости речи, волевых проявлениях, интеллектуальных особенностях, трудовой деятельности и работоспособности человека. Он хотя и не определяет всех отношений личности, а также ее стремления и интересы, но оказывает непосредственное воздействие на уровень энергичности человека, его стойкость, уравновешенность, лабильность, воодушевленность и указывает на качественное своеобразие личности.

Необходимо отметить, что темперамент как основа характера может или способствовать, или же мешать формированию некоторых его черт. Именно поэтому для понимания особенностей характера человека необходимо знать для начала тип его темперамента. Так, например, холерику и сангвинику намного легче воспитать у себя решительность и инициативность, чем флегматику или , но зато им лучше удается самоконтроль, сдержанность и ответственность (холерику неимоверно сложно развивать в себе сдержанность и самоконтроль, а сангвинику тяжело даются такие качества как самокритичность и требовательность).

На проявление характера человека всегда отражаются свойства преобладающего у него типа темперамента. Но, в тоже время, темперамент может не только усиливать проявление определенных черт характера, но и помогать их маскировать (потребность в этом возникает при определенных условиях и зависит от требований конкретного общества, моральных принципов и жизненной позиции). Необходимо также отметить, что в зависимости от некоторых свойств характера человека, его привычек и сформированных навыков, модель поведения людей с одинаковым типом темперамента может быть кардинально разная (в этом случае стоит вспомнить учение И.П. Павлова, который говорил о деятельных и ленивых флегматиках).

Итак, темперамент, являясь основой характера, может по-своему окрашивать его проявление и некоторые черты, придавая им при этом своеобразные формы. Например, такая черта характера как упрямство может легко превратиться у сангвиника в капризность. Но следует помнить, что хотя темперамент и воздействует на формы проявления самого характера, все-таки сам характер имеет еще большее влияние на темперамент, подчиняя при этом эмоциональную возбудимость воле и направленности личности (содержательная ее сторона).

Физиологическая основа характера

Физиологические основы характера в психологии были изучены благодаря работам великого русского физиолога И.П. Павлова, которые были посвящены исследованию особенностей ВНД, свойств и типов нервной системы. Физиолог очень тесно сближал понятие темперамент и тип НС (но тут необходимо уточнить, что сам темперамент ученым понимался гораздо шире, нежели психологами). Физиолог подчеркивал, что тип является основной характеристикой нервной системы человека, которая отражается на всей его деятельности, поэтому она и должна рассматриваться как физиологическая основа характера.

И.П. Павлов создал классификацию типов нервной системы человека, в основу которой были взятии следующие характеристики:

  • сила нервных процессов (тормозного, раздражительного);
  • уравновешенность процессов (здесь имеется в виду процессы возбуждения и торможения) или же соотношение;
  • их подвижность.

Под силой НС ученый понимал количественный запас в клетке физиологических веществ. Соответственно у сильного типа этот запас большой, а у слабого – малый. Сила относиться к двум нервным процессам (и тормозному, и раздражительному) и указывает на выносливость и работоспособность клеток при воздействии сильных раздражителей. К сильным типам Павлов относил сангвиника, холерика и флегматика, а к слабому – меланхолика.

Что касается уравновешенности (соотношение процесса возбуждения с процессом торможения и наоборот), то Павлов выделил два типа — возбудимы и тормозной (они занимают крайние положения) и два типа, которые являются уравновешенными (или же центральными). И последний принцип, положенный физиологом в основу своей классификации, заключается в лабильности нервной системе и подвижности (насколько быстро и легко сменяют друг друга процессы возбуждения и торможения). Ниже, в таблице представлена связь типов темперамента с типами ВНД, под которыми понимается физиологическая основа характера.

Связь типа ВНД и типа темперамента

Типы нервных систем является не только основой темперамента, но и обуславливает многие другие психические свойства личности, психические процессы и состояний, поэтому физиологической основной характера выступает не столько темперамент, сколько тип НС.

Следует отметить, что, несмотря на то, что И. Павлов вдел тип НС одной из основ характера, он все же четко разграничивал эти понятия. Так под типом НС он советовал понимать врожденные качества человека, а вот под характером – то, что нервная система приобретает в течение всей жизни человека благодаря воспитанию и полученному опыту. Итак, ученый разделял свойства типа ВНД (как природный задаток) и черты характера. Он говорил, что в черты характера человека входят определенные свойства типа, которые могут быть замаскированы или преобразованы, но в любом случае они являются приобретенными на протяжении жизненного пути личности (в опыте) в качестве систем установившихся связей.

Таким образом, характер человека не формируется на пустом месте, а находиться в тесной взаимосвязи с показателями (характеристиками) силы НС, а также ее подвижности и уравновешенности. Но наибольшим влиянием на характер обладает воспитание, а это значит, что главным является не сам тип нервной системы, который был унаследован человеком, а уровень пластичности его нервной организации. Необходимо отметить, что свойства типа ВНД тоже могут преобразовываться под влиянием определенных факторов и воздействием внешней среды.

Также физиологической основой характера выступает системность, под которой понимается выражение тенденций нервных связей к определенной интеграции (или объединению). В этом случае говорят о проявлении динамического стереотипа, который также может быть сформирован соответственно предъявляемым жизнью требованиям. Так, например, формирование силы характера с точки зрения физиологии стоит рассматривать как выработку подобной системности в деятельности коры головного мозга.

Итак, физиологические основы характера в психологии рассматриваются с точки зрения работы головного мозга и особенностей высшей нервной деятельности, а конкретнее это свойства нервной деятельности, системность, работа двух сигнальных систем и преобладание конкретного типа ВНД.

Что лежит в основе характера

Характер является психическим свойством психики, которое связано с проявлениями ВНД, основой которой являются врожденные особенности нервной системы человека (они в свою очередь находят отражение в силе, уравновешенности и подвижности, а затем проявляются в определенном типе темперамента). Но следует отметить, что эта природная основа характера (тип НС) с момента рождения малыша и всю его последующую жизнь будет поддаваться воздействию самых различных факторов и прибывать в разных условиях. Поэтому его характер будет развиваться под влиянием конкретных социальных условий, культурно-образовательного пространства, воспитания и зависеть от направленности своей личности.

Но что лежит в основе характера человека? На этот вопрос можно ответить, лишь проанализировав такое понятие в психологии, как «динамические стереотипы». Эти стереотипы появляются у человека в процессе его жизни и представляют собой определенные системы нервных связей, которые возникают в коре больших полушарий человеческого мозга и появляются благодаря воздействию различных раздражителей, которые воздействуют на нервные клетки в определенной последовательности и согласно определенной системы. Подобные раздражения в ходе многоразовых повторений обеспечивают появлению достаточно крепких нервных связей, которые спустя некоторое время проявляются быстрее и легче (автоматизм), при этом не требую особых усилий.

Динамические стереотипы не только создаются, но и переделываются, но как в первом, так и во втором случае нервной системе требуется достаточно усердная и тяжелая работа. Динамические стереотипы становятся фундаментом для действий человека и черт его характера (они чаще всего проявляются непроизвольно).

Таким образом, характер человека представляет собой сложный синтез конкретного типа ВНД, преобладающего типа темперамента, жизненного опыта, условий жизни, влияния окружающих и воспитания. И это действительно так, ведь дети рождаются с разными особенностями функционирования головного мозга (что обусловлено типом НС), но эти особенности выступают только в качестве условий для развития и формирования определенных черт их характера. Ведущими же факторами становятся: семья, морально-нравственные принципы окружающих людей, воспитание и обучение, нормы в конкретном обществе и многое другое.

«Один вихревой завиток означает бедность; два вихревых завитка - богатство; три завитка, четыре завитка - открывай ломбард; пять завитков - сделайся комиссионером; шесть завитков - вор; семь - несчастье; восемь - жри солому; девять завитков и одна петля - тебе не надо работать, у тебя хватит еды до самой смерти».

Китайская народная поговорка

Каждый человек характеризуется индивидуальными психологическими особенностями. Это понятие включает в себя своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно- потребностной сфере и способностях. Знания об этом позволяют выявить многие важные особенности личности, подобрать своеобразный стиль обучения и развития, что значительно расширит диапазон возможностей выбора рода деятельности, и будет способствовать наиболее полной реализации человека как личности. В современный век информации человек должен уметь быстро прогнозировать, корректировать и контролировать свои действия и поступки, т. е. постоянно меняться и приспосабливаться к новой волне жизни.

Вся информация о нашем характере, способностях, болезнях буквально нарисована на подушечках пальцев. Пальцевые узоры закладываются ещё в утробе матери 3 – 5-м месяце беременности вместе с тканями нервной системы. Следовательно, пальцевые узоры и тип нервной системы человека взаимосвязаны. Метод дерматоглифики позволяет расшифровать психологический портрет.

Существует удивительная и ещё не до конца изученная общность происхождения кожи и мозга человека из одного и того же эмбрионального листка – эктодермы. Поэтому, посмотрев рисунок у только что родившегося человека, уже можно сказать, будет ли он лидером, насколько будет координирован, какие качества нужно развивать у него с детства, в какой области наиболее полно раскроется его личность. Скольких ошибок могли бы избежать родители, если бы заранее знали о некоторых особенностях психического склада своего ребенка.

Данная проблема актуальна, т. к. многие люди начинают ощущать полнокровность жизни, стремятся реализоваться в ней полностью, овладеть нужной информацией, потому что выбирают законом своей жизни: «Кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра» (М. Монтень).

Слово «дерматоглифика» образовано из двух слов derma (кожа) и glyphe (гравировать). Дерматоглифика изучает линии и складки на всей поверхности кожи тела человека, однако обычно исследуются кисти, реже - стопы.

Закладка дерматоглифических узоров на ладонях и пальцах рук происходит между 6 –и 19-й неделями внутриутробного развития, а заканчивается их формирование к 5-6-му месяцу. При этом на подушечках пальцев, ладонях и подошвах формирование узоров происходит не одновременно: на подошвах оно начинается на 2-3 недели позднее. С момента закладки и формирования кожный рисунок имеет индивидуальный и неповторимый характер, который сохраняется в течение всей жизни человека.

Устойчивость узора кожи многократно проверена. После термических и химический ожогов на молодой коже неизменно появляется прежний узор. Эта особенность была отмечена еще древними. В Древнем Китае, Японии, Корее, Индии намазанный краской палец прикладывали к важным документам – его отпечаток заменял подписи.

Дерматоглифика – достаточно молодая наука: ее возникновение относят к 1892 г. , когда один из оригинальнейших биологов своего времени – двоюродный брат Чарльза Дарвина сэр Френсис Гальтон выпустил свой теперь уже классический труд о пальцевых отпечатках.

Дата эта, впрочем, в достаточной степени условна. Еще с начала ХVIIв. В трудах весьма авторитетных анатомов встречаются описания дерматологических узоров, а в начале ХIХ в. Знаменитый чешский исследователь Ян Пуркинье создал фундаментальную классификацию пальцевых узоров. Позднее она была в значительной мере использована Гальтоном, а затем и авторами самой на сегодняшний день распространенной классификации – американцами Х. Каммисом и Ч. Мидло.

Как самостоятельная наука дерматоглифика оформилась к концу ХIХ – началу ХХв. Сам термин «дерматоглифика» был принят в 1926 г. на 42-м съезде Американской ассоциации анатомов по предложению Х. Камминса и Ч. Мидло.

А в 1880г. два автора – Г. Фулдс и В. Гершель – опубликовали в авторитетном английском научном журнале «Nature» сообщения о возможностях идентификации личности по пальцевым отпечаткам. Один из авторов даже предложил Скотлонд – Ярду использовать это открытие, но первоначально это предложение было отвергнуто. Как метод регистрации личности (создание банка дерматоглифических данных людей) дерматоглифика была введена в Англии в 1894г. В России дерматоглифические данные стали использоваться с 1907 г.

Наиболее крупный вклад в развитие дерматоглифики внесли наши соотечественники М. И. Вильямовская, И. И. Канаев, М. В. Волоцкая (работы 1930-х гг.) и Т. Д. Гладкова (1960-е гг.)

Кроме криминалистики и судебной медицины дерматоглифику используют также в антропологии. В последние годы дерматоглификой заинтересовались генетики и врачи, т. к. было установлено, что при ряде наследственных заболеваний и нарушениях кариотипа человека наблюдаются изменения в структуре кожного рисунка. Впервые этот метод был применен в генетике в 1939 г. , когда Х. Камминс описал характерные особенности дерматоглифов при синдроме Дауна. Дерматолифический метод используется и в расовой антропологии, т. к. было установлено наличие расовых различий в кожном узоре.

Собственно дерматоглифические признаки

Собственно дерматоглифические признаки, или истинные узоры представлены тремя типами узоров (дуги, петли, завитки).

Тип пальцевого узора Особенности

Дуга (арка)-Arch Самый простой рисунок. Не имеет трирадиусов (трирадиус, или дельта-место или точка на ладонном рисунке, где сходятся три различно направленные папиллярные линии, они образуют рисунок, напоминающий греческую букву «дельта»)

Петля –Loops Узор, имеющий только одну дельту. Полузамкнутый узор, в котором кожные гребешки, начинаясь от одного края, идут к другому, но, не доходя до него, возвращаются обратно, образуя петлю.

*Радиальные петли - Radial loops (R)- относительно необычны. Имеют четко выраженную тенденцию к локализации на указательном пальце для всех популяций и редкую частоту встречаемости на 3-ем и 4-ом пальцах, исключительно редки на мизинцах. Эта петля открывается в радиальную сторону ладони, к большому пальцу.

*Ульнарные петли - Ulnar loops (U) - обычный узор, редко диагностичен.

Эта петля открывается в ульнарную сторону ладони, к мизинцу.

Завиток -Whorls (W) Самый сложный рисунок, имеющий две дельты. Замкнутый узор, в котором папиллярные линии располагаются концентрически вокруг середины узора.

Относительно обычный узор, чаще локализуется на 1-ом и 4-ом пальце.

Темперамент

Понятие о темпераменте

Слово темперамент произошло от латинского “темпераментум” – соотношение, пропорция.

Темперамент представляет собой результат объединения разнообразных биологических компонентов, которые вовлечены в функционирование системы поведения. Это обобщенная, качественно отличающаяся система разнообразных психобиологических свойств индивидуального поведения, потому темперамент проявляется и в психической ориентировке, и в программировании, и в регуляции, и оценке жизнедеятельности человека в виде динамических процессов и состояний. К последним так же относят: интенсивность, скорость, темп, ритм, а также эмоциональную чувствительность и пластичность.

Темперамент принадлежит к первичным формам высшего психического синтеза. Его физиологической основой является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением силы, уравновешенности, подвижности возбудительного и тормозительного процессов. Однако соотношение между типами высшей нервной деятельности и традиционно выделяемыми типами темперамента (сангвиника, холерика, меланхолика, флегматика) далеко неоднозначны.

Темперамент, как психобиологическое свойство личности, проявляется в особенностях освоения предметного мира в стремлении к умственному и физическому труду, социальных контактах, в быстроте перехода от одних видов деятельности к другим или от одних способов мышления к другим, в быстроте монотонно – двигательных актов, в скорости речи, в эмоциональной чувствительности к расхождениям между задуманным и результатами общения и деятельности, и в чувствительности к неудачам и оценки людей.

Темперамент характеризует подвижность личности, но не её убеждения, взгляды, интересы. Он не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет её конечные возможности. Не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или со способностями личности. Люди самого различного темперамента могут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Если взять крупнейших писателей, то А. И. Герцен был типичным сангвиником, И. А. Крылов – флегматиком, А. С. Пушкин – холериком, а Н. В. Гоголь – меланхоликом.

Таким образом, темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

Физиологические основы темперамента

Древнегреческий врач Гиппократ (V – IV вв. до н. э.) считал, что темпераменты объясняются различным соотношением основных видов жидкости в организме и тем, какая из них преобладает: кровь (по – латински «сангвис»), слизь (по-гречески «флегма»), красно – желтая желчь (по-гречески «холе») или черная желчь (по-гречески «мелайн холе»).

Подлинно научное объяснение темперамента дает учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Он считал, что индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависит от индивидуальных различий в жизнедеятельности нервной системы. Основой этих различий, по его мнению, являются связь и отношение нервных процессов – возбуждения и торможения.

И. П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) силу процессов возбуждения и торможения;

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

3) подвижность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность её переносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение и торможение. Противоположное свойство – слабость нервных процессов – характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. У клеток снижена работоспособность, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает повышенной чувствительностью, она реагирует на любые даже самые мелкие раздражители.

Уравновешенность нервных процессов есть соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса уравновешиваются, а у других равновесия не наблюдается: преобладает процесс возбуждения или торможения.

Подвижность нервных процессов – это способность их быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов, быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей.

Комбинации указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, уравновешенности и подвижность нервных процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

И. П. Павлов соотнес выделенные им типы нервной деятельности с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение. Таким образом, темперамент является проявлением типа нервной системы в деятельности, в поведении человека.

В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов по И. П. Павлову выглядит следующим образом:

1. сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой») – сангвинический темперамент;

2. сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный») – флегматический темперамент;

3. сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный») – холерический темперамент;

4. слабый тип («слабый») – меланхолический темперамент.

Тип нервной системы – это природное, врожденное свойство личности, которое практически не поддается корректировке под влиянием условий жизни и деятельности. Тип нервной системы придает своеобразие поведению человека, но не определяет ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев, которые формируются в процессе воспитания обществом. Темперамент может передаваться из поколения в поколение.

Характеристика темперамента

Как было сказано выше, выделяют четыре типа темперамента.

Представители холерического темперамента – порывисты, легко возбудимы. Психические процессы у данного типа протекают быстро, интенсивно. Люди, обладающие этим темпераментом, энергичны, работоспособны, постоянно ищут новые интересы, рутинная работа их утомляет. Неустойчивость психических процессов часто ведет к нервным срывам, что проявляется чрезмерной раздражимостью, вспыльчивостью, эгоцентризмом. Очень склонны к невротическим нарушениям. Положительные стороны холерического темперамента – энергия, активность, страстность, инициативность. А отрицательные стороны – общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, способность к аффектам.

Представитель сангвинического темперамента – живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, люди с таким темпераментом веселы и жизнерадостны. Эмоционально не устойчивы, легко поддается чувствам, но они у него обычно не глубоки. У них сильно уравновешенный тип нервной деятельности. Нервные процессы возбуждаются и развиваются достаточно быстро, нарастают до определенного предела и своевременно угасают, как только проблема становится неактуальной. Люди, у которых преобладает этот темперамент, энергичны, общительны, доброжелательны, отзывчивы, гибки в принятии решений, с легкостью одерживают точку зрения окружающих, если она соответствует их устоям и не противоречит морали. Очень выносливы, при сильных и длительных стрессах у них редко развивается невротические состояния. Отрицательные черты данного типа: легкомыслие, разбросанность, неумение и нежелание доводить начатое дело до конца, переоценка себя и своих возможностей.

Представитель флегматического темперамента – медлителен, спокоен, нетороплив. Психологически достаточно сильный инертный тип, чтобы вывести его из равновесия, надо приложить много усилий. Им присущ низкий порог возбудимости. Они уравновешенны, не склонны к агрессии, а также к формированию невротических расстройств. Медленно воспроизводят и усваивают информацию, но достаточно педантично, докапываясь до каждой сути. С трудом принимают чужую точку зрения, но если принимали, то она становится их собственной. Люди, у которых преобладает этот темперамент, не любят перемен в жизни, склонны к порядку. Его главные положительные качества: усидчивость, деловитость, настойчивость. Отрицательные черты данного типа: вялость, инертность, пассивность, лень, иногда может проявляться безразличие, равнодушное отношение к труду.

Представители меланхолический темперамента – склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют неловкость в новой обстановке. Психологически высокоподвижная нервная система, но по типу она очень слаба. Процессы возбуждения очень быстро сменяются процессами торможения, что приводит к общей слабости и истощению. Пессимистичны, очень болезненно переживают всё происходящее. Чаще не берутся выполнять сложные дела, переживая о грядущей неудаче, но если у них сильная воля, то завершат начатое дело, истязая себя психически. Больше всех из типов склонны к формированию психических расстройств и пребыванию в стрессах и депрессиях. Вызывает тревогу тот факт, что стресс может вызывать различные физические заболевания. Но впечатлительность, тонкая чувствительность и острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиться больших успехов в искусстве – музыке, рисовании, поэзии. Люди, у которых преобладает этот темперамент, отличаются мягкостью тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью.

Характер

Понятие о характере

Характер представляет собой устойчивое сочетание психических свойств человека, в которых выражается его отношение к окружающему миру, способы поведения и реагирования. Характер – это индивидуального и типического, потому что симптомокомплексе свойств характера имеются особенные подструктуры с их неповторимыми взаимоотношениями. Вероятно, главными в симптомокомплексе характера являются волевые черты, которые при интеграции их в свойства личности определяют слабость или силу характера. Важно отметить что, все свойства характера взаимосвязаны, взаимозависимы. В результате закономерных взаимосвязей черт характера, существуют ведущие (определяющие, основные) черты, а также подчиненные. Каждое из структурных единиц характера формируется при жизни в онтогенезе как способ реализации отношений в деятельности и общении.

В структуре характера могут преобладать интеллектуальные, эмоциональные или волевые компоненты.

Физиологической основой характера является динамический стереотип. Его особенности так же как воспитание и сложности отношений с людьми, могут породить акцентуации характера, то есть чрезмерные усиления отдельных черт, которые приводят к дисгармоничному обращению человека с другими людьми, неадекватному отношению к себе, деятельности и так далее. Таким образом, физиологическая основа характера – это сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временных связей.

Черты характера

Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто различное, в зависимости от её соотношений с другими чертами. Например, настойчивость имеет положительное значение только в сочетании с высокой идейностью и критичностью, без них она может выродиться в упрямство.

Черты характера принято делить на две группы:

Черты характера, в которых выражена направленность личности (т. е. система отношений к действительности: к обществу, к труду, к людям, к себе и т. д.).

Направленность личности определяет цели и устремления человека, также важно осуществляются ли в жизни эти цели и устремления человека, умеет ли человек преодолевать препятствия на пути к поставленной цели.

К этим чертам характера относятся: коллективизм, эгоизм, чуткость, грубость, честность, общительность, замкнутость, скрытность, трудолюбие, небрежность, лень, инициативность, консерватизм, бережность, самокритичность, чувство собственного достоинства, самоуважение.

Волевые черты характера.

В зависимости от развития у человека волевых черт характера говорят о сильном или слабом характере. Слабоволие дает отрицательную оценку характеру в целом даже при наличии положительной направленности личности. Не имеет ценности постановка высоких, благородных целей, если они не реализуются в жизни. В то время и сильный характер при ложной направленности не будет ценным качеством личности.

К волевым чертам характера относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, мужество и смелость, дисциплинированность.

Формирование характера.

Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образа жизни. Таким образом, характер менее устойчивое состояние чем темперамент. В его формировании более важную роль играют социальные факторы, а не биологические.

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинается складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Черты коллективизма, настойчивости выдержки, смелости формируются, прежде всего, в игре, особенно в коллективных играх с правилами. Большое влияние оказывает окружающее общество, а так же различный род трудовой деятельности. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков.

Следует отметить что, деспотичное воспитание вызывает у ребенка стресс, а значит, и развития таких качеств как покорность, несамостоятельность, неуверенность в себе, непредприимчивость, зависимость, жертвенность и другие. Но не стоит и всё дозволять, быть во власти капризов детей, потому что это способствует развитию самоуверенности, повышенной требовательности к себе, эгоистичности, черствости и так далее.

Так же одним из способов воспитания характера является самовоспитание. Его чаще всего используют взрослые люди. Воспитать характер, значит, уметь отвечают за свои поступки и контролировать свои действия.

В воспитании характера особенно важен индивидуальный подход. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления воспитательных мероприятий, которые бы соответствовали особенностям личности и его душевному состоянию в данный момент. А раздражительность, нетерпеливость, грубость, пассивность, чрезмерная нескромность педагога (родителя) окажут отрицательное влияние на характер ребенка.

Связь индивидуально – психологических особенностей личности с дерматоглифическими узорами на пальцах

Узоры кожи на кончиках пальцев, образовавшись еще во время внутриутробного развития человека, остаются неизменными всю жизнь. Кожа в эмбриональном развитии тесно связана с нервной системой. И рисунок на кончиках пальцев определяется структурой нервных окончании в них. Поэтому кожные узоры можно использовать при изучении особенностей нервной системы человека. Отсюда уже один шаг и до его поведения, характера.

Узоры на кончиках наших пальцев бывают трех типов. Чаще других встречаются "петли".

Если у вашего ребенка на пальцах большое число петель, не стоит огорчаться из-за того, что этот рисунок, так сказать, банален. Зато характер у таких детей "золотой". Они спокойны, доброжелательны, покладисты, отзывчивы, первыми приходят на помощь. В школе они могут и не "хватать звезд с неба", зато домашние задания выполняют старательно. Они очень ответственны, но особой инициативы проявлять не станут. Как правило, такие ребята легко заводят друзей.

По темпераменту обладатели петель- холерики или приближаются к ним. Обладатели десяти петель при обычной работе очень энергичны, зато в экстремальных ситуациях «гаснут», поскольку у них ограниченный физический потенциал. Больше всего они истощаются на скучной, монотонной работе, которая им неинтересна.

А вот обладатели большого числа завитков производят впечатление людей "себе на уме".

В дружбе они очень разборчивы. Часто не доводят начатое дело до конца, хотя если удается их заинтересовать чем-нибудь, могут произвести своего рода шедевр. Порой удивляют учителя и родителей неожиданной удачной инициативой. За это приходится многое им прощать. Правда, встречаются такие люди редко. Гораздо чаще на руках у человека бывает всего один-два завитковых узора, и он ближе к обладателям петлевых узоров со всеми их достоинствами и недостатками. Бывает и так, что все завитки располагаются только на пальцах одной руки. В таком случае ребенок часто ведет себя, мягко говоря, неуравновешенно. Если завитки расположены на пальцах правой руки, то он хотя и вспыльчив, но отходчив. Если наоборот - будет молчать, надолго затаив обиду. У тех, кто при письме и еде предпочитает левую руку, завиток чаще всего располагается на указательном пальце левой руки, тогда как на правой руке - петля. Если завиток на безымянном пальце левой руки, то это указание па музыкальные способности. Чрезвычайно редко у людей такой узор располагается только на большом пальце левой руки, а на правом - петля. Они очень ранимы и злопамятны. Лучше не давить на такого ребенка, да и ссориться с ним нужно поостеречься. Редко встречается и третий вид узоров - дуги. Если они на указательных пальцах, это еще ничего, а вот если на других, то такие люди весьма своеобразны.

Творчески очень одарены, все схватывают на лету, очень быстро обучаются, хватаются за много дел сразу, но часто их недоделывают, теряют интерес. Большое количество завитков говорит о тонкой, возбудимости психики. С одной стороны – очень высокая нервная организация, с другой – неустойчивость психики, склонность к депрессии.

Обладатель большого числа дуг всегда и везде считает себя "носителем истины".

Это далеко не всегда приятно для окружающих. Переубедить такого ребенка, заставить признать свою ошибку не удастся. Да и не нужно. На ошибках такие ребята не учатся. Впрочем, это искупается тем, что они незлопамятны и откровенны. А если уж улыбаются, так действительно рады. В учебе и делах они прекрасно успевают, их отличает скорость и конкретность. Все лишнее отсекается.

Для людей, имеющих дуги, физический потенциал не главное, у них преобладают психологические, личностные качества. Они, как правило, амбициозны, честолюбивы, ответственны и авторитарны, причём взваливают на себя ответственность за всю группу. Чаще всего это тип руководителя очень упорного, целеустремлённого. Про них можно сказать: «прёт, как танк», и в жизни «дуговиков» очень важен момент преодоления.

Но это только самые общие принципы. Характер человека зависит не только от преобладающего типа узоров, но и от их расположения по отношению друг к другу.

Глава II. Материал и методы исследования

Чтобы выявить взаимосвязь между индивидуально – психологическими особенностями с дерматоглифическими узорами на пальцах, были использованы следующие методы:

1. Тестирование с целью выяснить темперамент, уровень экстраверсии и эмоциональной устойчивости, установить преобладающие характерологические тенденции личности.

1) Подростковый тест – опросник изучения темперамента Г. Айзенка с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма.

2) Тест «Формула темперамента» .

3) Тест – опросник ДМО, составлен американским психологом Т. Лири.

При помощи дактилоскопии и лупы были рассмотрены и определены дерматоглифические узоры на пальцах рук.

Исследования проведены с мая 2008 г. по январь 2009 г.

В исследовании приняли участие 30 обучающихся 8,9-х классов, из них 8 мальчиков, 22 девочки.

По результатам исследования построены таблицы и диаграммы.

Произведя первичную обработку бланков ответов по методике Айзенка, можно определить вид темперамента испытуемых. Результаты проанализированы, полученные данные сведены в таблицы 1-4 .

Таблица 3

Сводная таблица по результатам теста- опросника изучения темперамента (Айзенк) в 8-9 классах.

признаки Кол. мальч. Кол. дев. Всего %

(8 чел.) (22 чел.) (30 чел.)

Экстраверсия Значительный экстраверт - 4 4 13,3

Умеренный экстраверт 5 11 16 53,3

Интроверсия Значительный интроверт - 1 1 3,3

Умеренный интроверт 3 6 9 30,0

Нейротизм Признаки расшатанности 2 1 3 10,0

нервной системы

Эмоциональная устойчивость 2 8 10 33,3

Эмоциональная 4 13 17 56,7

неустойчивость

Правда-ложь Можно доверять 5 14 19 63,3

Сомнительно 2 4 6 20,0

Недостоверны 1 4 5 16,7

Диаграмма 1. Экстраверсия-интроверсия среди обучающихся 8-9 классов (%).

Диаграмма 2. Экстраверсия-интроверсия среди мальчиков и девочек 8-9 классов.

Данные, занесенные в сводную таблицу 3 по результатам теста- опросника изучения темперамента (Айзенк) в 8-9 классах свидетельствуют о том, что 53,3% обучающихся этих классов- умеренные экстраверты, среди них 16,6% мальчиков и 36,7% девочек.

Характеризуются экстраверты тем, что они общительны и обращены вовне, у них широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Они действуют под влиянием момента, импульсивны, вспыльчивы, беззаботны, оптимистичны, добродушны, веселы. Предпочитают движение и действие, имеют тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонны к рискованным поступкам. На них не всегда можно положиться. У 13,3% опрошенных эти качества выражены в сильной степени.

30% анкетируемых – умеренные интроверты- это спокойные, застенчивые, склонные к самоанализу люди. Сдержаны и отдалены от всех, кроме близких друзей. Планируют и обдумывают свои действия заранее, не доверяют внезапным побуждениям, серьезно относятся к принятию решений, любят во всем порядок. Контролируют свои чувства, их нелегко вывести из себя. Обладают пессимистичностью, высоко ценят нравственные нормы. У 3,3% (1 девочка) эти качества сильно выражены.

В таблицу 3 занесены данные о нейротизме анкетируемых школьников. Нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм связан с показателями лабильности нервной системы.

Среди опрошенных 56,7 % характеризуются признаками эмоциональной неустойчивости, большинство из них девочки. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

33,3% обладают эмоциональной устойчивостью - это черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.

У 10%школьников признаки расшатанности нервной системы, психотизма - говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.

Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

Большинство опрошенных отвечали на вопросы искренне-63,3% и лишь 16,7% школьников дали недостоверные ответы.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро - и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстра-, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). На графике можно увидеть, как соотносятся типы темперамента со шкалами опросника.

Таблица 4

Типы темперамента у обучающихся 8-9 классов по Айзенку.

Кол. мальч. Кол. дев. Всего %

Темперамент по Айзенку (8 чел.) (22 чел.) (30 чел.)

Меланхолик 1 6 7 23,3

Холерик 3 11 14 46,7

Сангвиник 2 3 5 16,7

Флегматик 2 1 3 10,0

Холерик- сангвиник - 1 1 3,3

Диаграмма 6. Типы темперамента у обучающихся 8-9 классов по Айзенку (%).

Диаграмма 7. Типы темперамента у обучающихся 8-9 классов по Айзенку среди мальчиков и девочек.

Результаты исследования показали, что большинство опрошенных (46,7%) имеют холерический тип темперамента,большинство девочки(11 человек). 23,3% школьников меланхолики,10% флегматики,16,7% сангвиники. 1 девочка – холерик-сангвиник.

Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Он определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик. Для того, чтобы выяснить какой из типов темперамента доминирует над другими был проведен тест «Формула темперамента» по А. Белову. Сводные данные по результатам теста «Формула темперамента» в 8-9 классах занесены в таблицу 6.

Таблица 6

Сводные данные по результатам теста «Формула темперамента» в 8-9 классах.

Темперамент по Белову Кол. мальч. Кол. дев. Всего %

(8 чел.) (22 чел.) (30 чел.)

Меланхолик 1 1 2 6,7

Холерик 1 5 6 20

Сангвиник 2 5 7 23,3

Флегматик 2 6 8 26,7

Сангвиник-флегматик 1 3 4 13,3

Холерик-сангвиник 1 2 3 10,0

Сопоставляя данные, полученные по методикам Айзенка и Белова,можно сделать следующие выводы:

1. По методике Айзенка холерическим темпераментом обладает 46,7 % обследуемых, 16,7% имеют сангвинистический темперамент, 23,3 % меланхолический и 10 % флегматический.

2. При исследовании по методике Белова 20% обследуемых показали холерический темперамент, 23,3% сангвинистический темперамент, 6,7% - меланхолический, 26,7% флегматический темперамент.

3. Расхождение по процентному содержанию темпераментов холерический и сангвистический можно объяснить следующим образом: при исследовании по методике Айзенка по шкале интроверсия-экстраверсия 43,3% обследуемых показали граничные значения от 11 до 14 баллов (т. е. их можно определить как амбивертов), но если рассмотреть суммарное процентное значение холериков и сангвиников по обеим методикам, то разница достигает 16,6 %. Недостоверные данные только у 5 человек. Может, они отвечали в противовес своим представлениям о себе, например, какими они хотят быть, а не какие есть. Следовательно, данные, полученные по методикам Айзенка и Белова, имеют близкие значения, соответственно можно говорить о достоверности полученных данных.