Основные требования к методам исследования. Методология и методы психологического исследования. Общие основы психологии

Для решения комплекса задач, описанных в предыдущей главе, в каждой науке существует разработанная и апробированная система средств, направлений, путей, приемов, методов и методик исследования.

Приведем формулировку метода, принадлежащую одному из крупнейших теоретиков отечественной психологии С. Л. Рубинштейну .

Метод – это способ, посредством которого познается предмет науки.

Методика есть вариант, частная и конкретная реализация метода в заданных условиях – организационных, социальных, исторических.

Набор или система методов и методик любой науки не являются случайными, произвольными. Они складываются исторически, видоизменяются, развиваются, подчиняясь определенным общенаучным закономерностям, методологическим правилам.

Методология – это не просто учение о методах, а многослойная, динамичная, соподчиненная система научных знаний и представлений, задающая направления, правила и способы познания мира.

Методология включает в себя систематическое описание философии и идеологии, стратегии и тактики научного исследования, стоящее над любой частной теорией всякой науки. Методология задает, что именно , как и для чего мы исследуем, как интерпретируем получаемые результаты, как реализуем их на практике. Исследование может быть, например, совершенно правильным методически, но неграмотным, несостоятельным теоретически и методологически, а значит, по сути ошибочным. Поэтому соблюдение определенных методологических правил, требований, принципов, выступает необходимым условием эффективности любого научно-психологического исследования.

Первое и самое важное методологическое требование заключается в необходимости соответствия используемого метода теоретическому представлению о предмете науки. Данное положение четко прослеживается и иллюстрируется на материале основных исторических этапов смены представлений о предмете психологии, рассмотренных в предыдущей главе. Например, душу дозволительно изучать только самонаблюдением – интроспекцией. При исследовании явлений сознания, условных рефлексов или поведения становится допустимым метод эксперимента, хотя его методические реализации в таких случаях могут быть принципиально различными. Если полагать, что психика – это всегда осознанное и выраженное в словах представление о ней самого носителя, то для ее изучения достаточно задавать испытуемому соответствующие вопросы через вербальные тесты, анкеты, опросники.

Важно понимать, что любой метод психологии выделяет лишь частный аспект ее предмета, специфические факты или проявления, особенности их существования и функционирования. Но нельзя частное принимать за общее, явление за сущность, поведенческое за психологическое. Например, невозможно достоверно судить о свойствах темперамента человека на основании его ответов на самооценочные вопросы о скорости движения рук или ног.

Во-вторых, используемый метод обязан быть объективным, т.е. получаемый результат должен обладать свойством проверяемости, повторяемости, доказательности, поэтому в любом психологическом исследовании требуется обеспечение единства внешних и внутренних проявлений психики.

пример

Так, результаты технизированного эксперимента обязательно дополняются данными самоотчета испытуемого, а объективные физиологические параметры сопоставляются и коррелируются с вербальными тестовыми ответами. Методологическим основанием такого подхода служит, например, разрабатываемый в отечественной психологии принцип единства сознания и деятельности, или перспективная методологическая триада: деятельность – сознание – личность (А. Н. Леонтьев), о которых неоднократно говорится в последующих главах учебника.

В-третьих, при изучении психического явления желательна реализация генетического, или эволюционного, подхода, т.е. исследование феномена (свойства, процесса, состояния) в процессе его генезиса, происхождения и развития, в ходе целенаправленного формирования. Это теоретическая установка на систематическое исследование самой "жизни" психики.

Такая методология носит название продольного среза (во времени), когда реализуется особая, трудоемкая и дискуссионная логика формирующего, преобразующего эксперимента, классически и четко отработанная, например, в научной школе П. Я. Гальперина (см. § 39.4).

В-четвертых, практически в любом психологическом исследовании необходим учет социальных, культурных, исторических факторов, в которых психика реально существует. Каждый человек несет в себе не только индивидуальное, но и социальное, типическое: семья, профессия, нация и т.п. Человеческая психика социальна по сути, поэтому результаты общественных взаимодействий могут проявиться самым неожиданным и существенным образом даже в исследовании, формально не являющемся социально- психологическим.

пример

Например, не следует проводить опросы или тестирование людей в присутствии их начальника. Нельзя адекватно использовать в России неадаптированную инокультурную зарубежную методику и терминологию. При выставлении школьной отметки (и любой оценки) неизбежно сравнение или какое-то иное социальное сопоставление учащихся и т.д.

В-пятых, любой используемый психологией метод, с одной стороны, должен быть глубоко индивидуален, ибо каждый человек уникален; с другой стороны, необходимы научные обобщения, систематизированные выводы, расширенные рекомендации, адресованные не к одной личности.

Сколько и каких испытуемых следует взять, чтобы получить достоверные выводы? Какие методы и методики следует отобрать и какой математический аппарат использовать? Такие вопросы решаются в психологии с помощью теории вероятностей и математической статистики. Это реализация особой вероятностной методологии, согласно которой в мире нет однозначных, линейных причинно-следственных связей. Одной системе условий соответствует некий варьирующий набор связных следствий, подчиненных допущениям и законам теории вероятностей.

Наконец, еще одним необходимым требованием к методам психологии является комплексность и междисциплинарность. Всякая серьезная научная или практическая проблема межпредметна, поэтому требует для своего решения участия специалистов разных профилей: психологов, педагогов, философов, социологов, юристов, медиков и так далее в зависимости от решаемых задач. Каждая наука привносит в психологию какие-то специфические аспекты и средства исследования, но психическое несводимо ни к социальному, ни к физиологическому, ни к поведенческому, ни к их сумме. Требование комплексности означает также наличие разнообразия взаимодополняющих методов и методик исследования, адекватных представлению о предмете и решаемым проблемам. Нет методов ни плохих, ни хороших; каждый из них специфичен и в чем-то незаменим в общей структуре научного познания. Кроме того, современное психологическое исследование характеризуется системностью, обусловленной сложным, иерархизированным строением самой психики.

  • Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960) – выдающийся отечественный психолог и философ, философское образование получил в Германии (докторская диссертация в 1913 г.), доктор педагогических наук (по психологии) (1937), профессор (1937), академик АПН СССР (1945), член-корреспондент АН СССР (1943). С 1915 г. преподавал в Одессе и Ленинграде (с 1930 г.). Организатор и первый заведующий кафедрой психологии (1942), а затем отделения психологии (1943) на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, организатор и руководитель сектора психологии в Институте философии АН СССР (с 1945 г.). В 1942–1945 гг. возглавлял Институт психологии АПН РСФСР. Выдвинул объяснительный принцип единства сознания и деятельности (1922, 1934), методологию "воздействия и изучения" психики. Разрабатывал методологические проблемы психологической науки, в частности, принцип детерминизма, создал философско-психологическую концепцию человека (субъекта), концепцию психического как процесса. Автор одного из лучших отечественных учебников но общей психологии. Основные труды : "Принцип творческой самодеятельности" (1922); "Основы общей психологии" (1940); "Основы психологии" (1935); "Бытие и сознание" (1957); "О мышлении и путях его развития" (1958); "Принципы и пути развития психологии" (1959); "Проблемы общей психологии" (1973).

Методология и методы психологического исследования

2.1. Основные требования к методам психологического исследования

Для решения комплекса задач, описанных в предыдущей главе, в науке существует разработанная система средств, направлений, пу­тей, приемов.

Метод -- это путь научного познания. Как писал один из осно­воположников советской психологии С.Л. Рубинштейн (1779-1960), это способ, посредством которого познается предмет науки.

Методика - это вариант, частная реализация метода в конк­ретных условиях: организационных, социальных, исторических.

Набор или система методов и методик любой науки не являют­ся случайными, произвольными. Они складываются исторически, ви­доизменяются, развиваются, подчиняясь определенным закономер­ностям, методологическим правилам.

Методология - это не только учение о методах, правилах их выбора или использования. Это систематическое описание самой философии, идеологии, стратегии и тактики научного исследования, стоящее над частной теорией науки. Методология задает, что именно, как и для чего мы исследуем, как интерпретируем получаемые результаты, как реализуем их на практике. Исследование может быть, например, совершенно правильным методически, но неграмотным, несостоятельным теоретически и методологически, а значит, по сути ошибочным. Поэтому соблюдение определенных методологических требований, или принципов, выступает необходимым условием эффективности научно-психологического исследования.

    Первое методологическое требование заключается в необходимости соответствия используемого метода теоретическому пред ставлению о предмете науки. Данное положение четко прослеживается и иллюстрируется на материале рассмотренных в гл. 2 исторических этапов смены представлений о предмете психологии. Например, душу дозволительно изучать только самонаблюдением - интроспекцией. При исследовании явлений сознания, условных рефлексов или поведения становится допустимым метод эксперимента, хотя его методические реализации в таких случаях могут быть принципиально различными. Если полагать, что психика - это всегда осознанное и выраженное в словах представление о ней самого носителя, то для ее изучения достаточно задавать испытуемому соответствующие вопросы через вербальные тесты, анкеты. Главным является понимание того, что любой метод психологии выделяет лишь частный аспект ее предмета, специфические факты или проявления, особенности их существования и функционирования. Но нельзя принимать частное за общее, явление за сущность и достоверно судить, например, о свойствах темперамента человека на основании его ответов на самооценочные вопросы о скорости движения рук или ног.

    Используемый метод обязан быть объективным, т.е. получаемый результат должен обладать свойством проверяемости, повторяемости, поэтому в любом психологическом исследовании требуется обеспечение единства внешних и внутренних проявлений психики. Например, результаты эксперимента дополняются данными самоотчета испытуемого, а объективные физиологические параметры коррелируются с вербальными тестовыми ответами. Методологическим выражением такого подхода служит разрабатываемый в отечественной психологии принцип единства сознания и деятельности, о котором будет сказано в последующих главах.

    При изучении психического желательна реализация генети ческого или эволюционного подхода, т.е. исследование явления в процессе его генезиса, развития, в процессе целенаправленного формирования. Это методология «продольного среза» (во времени), логика формирующего, преобразующего эксперимента, четко отработанная, например, в научной школе П.Я. Гальперина (см. разд. IV).

    Практически в любом психологическом исследовании необходим учет социальных, культурных, исторических факторов, в которых психика реально существует. Каждый человек несет в себе не только индивидуальное, но и социальное: семья, профессия, нация. Человеческая психика по сути социальна, поэтому результаты общественных взаимодействий могут проявиться самым неожиданным и существенным образом. Например, не следует проводить опросы людей в присутствии их начальника. Нельзя использовать в России неадаптированную зарубежную методику. При выставлении школьной от­метки необходимо социальное сопоставление учащихся.

5. Каждый используемый психологией метод должен быть, с одной стороны, глубоко индивидуален, ибо каждый человек уникален. Но с другой стороны, необходимы научные обобщения, систематизированные выводы, расширенные рекомендации. Сколько и каких испытуемых следует взять, чтобы получить достоверные выводы? Какие методики следует отобрать и какой математический аппарат использовать?

Такие вопросы решаются в психологии с помощью теории вероятностей и математической статистики. Это особая вероятностная методология, согласно которой в мире нет однозначных, линейных причинно-следственных связей. Одной системе условий соответствует некий варьирующий набор связных следствий, подчиненных законам вероятности.

6. Еще одним требованием к методам психологии является ком плексность и междисциплинарность. Всякая серьезная научная проблема межпредметна, поэтому требует для своего решения участия специалистов разных профилей: психологов, педагогов, философов, социологов, юристов, медиков и так далее в зависимости от решаемых задач. Каждая наука привносит в психологию какие-то специфические аспекты, но психическое не сводимо ни к социальному, ни к физиологическому, ни к поведенческому, ни к их сумме. Требование комплексности означает также наличие разнообразия взаимодополняющих методов и методик исследования, адекватных представлению о предмете и решаемым проблемам. Нет методов ни плохих, ни хороших. Каждый специфичен и в чем-то незаменим в общей структуре научного познания. Кроме того, современное психологическое исследование характеризуется системностью, обусловленной сложным, иерархизированным строением самой психики.

Наблюдение - метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения, получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого.

Наблюдение имеет следующее основные области применения:

  • 1) анализ поведения при систематических изменениях ситуации; это позволяет проследить характер последовательности действий, способы планирования и контроля деятельности, точность воспроизведения инструкций, частоту использования определенных приборов и т.п.;
  • 2) Наблюдение за работой одного оператора в различных ситуациях, что позволяет оценить влияние различных ситуаций на качество деятельности;
  • 3) Наблюдение за поведением различных операторов в одинаковых условиях; такое наблюдение позволяет выявить индивидуальные особенности операторов, дать сравнительную характеристику качества деятельности.

По характеру организации наблюдение может быть случайным или систематическим. Наблюдение обычно дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относятся, в частности, фотографирование или киносъемка рабочей позы и выражения лица оператора, показаний наблюдаемых им приборов и индикаторов, направлений взора и рабочих движений. Наблюдение может быть уточнено и с помощью замеров. Это могут быть замеры геометрических размеров рабочего места, замеры времени и последовательности труда и отдыха, замеры времени выполнения отдельных действий и движений. В процессе наблюдения широко проводятся также замеры физиологических показателей человека: частота пульса и дыхания, кровяного давления, электрической активности сердца, головного мозга, мышц и т.п. Большое значение при наблюдении принадлежит анализу ошибочных действий человека, что позволяет скрыть причины их возникновения и наметить пути их устранения.

При проведении наблюдения необходимо обеспечить такие условия, чтобы не отвлекать наблюдаемого от работы, не сковывать его действия, не делать их мене естественными. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью; оно может создавать установку, благоприятною для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Повышению объективности наблюдения способствуют отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность наблюдения, сочетание его с другими методами исследования. Определенными недостатками наблюдения как метода изучения поведения человека являются его пассивность, созерцательность. Наблюдение не вносит изменений в изучаемый процесс, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно те ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого недостатка следует прибегать к эксперименту.

Эксперимент как метод психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности - соответствия жизни.

Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т.д.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме пост экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью. Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном. Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Интервью - это метод получения необходимой информации путем непосредственной и целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. Существует несколько классификаций интервью в зависимости от выбранного основания:

  • 1. по целевому назначению:
    • а) интервью мнений и отношений;
    • б) документальные интервью.
  • 2. по технике или по форме:
    • а) неформализованное (вопросы, их последовательность и количество заранее не определяются);
    • б) формализованное (вопросы и регистрация стандартизированы).
  • 3. по процедуре:
    • а) панельное (повторное) - изучают эволюцию отношений, мнений;
    • б) клиническое (глубокое, интенсивное);
    • в) многократное - изучают одно лицо много раз;
    • г) фокусированное.

Процедура интервью.

  • 1. Начальный этап всякого интервью - установление социально-психологических контактов интервьюера и респондента. Затем интервьюер называет организацию, которую он представляет, объясняет задачу интервью и причины выбора данного респондента.
  • 2. Второй этап - основное интервьюирование - осуществляется в соответствии с разработанным заранее вопросником.
  • 3. Третий этап интервью - анализ результатов опроса.

Все вопросы классифицируют по содержанию, форме и функции.

  • а) о фактах, действиях в прошлом и настоящем, а также о продуктах деятельности;
  • б) о мотивах, оценках и мнениях индивидов.

В группе "а" исследователь может получить объективные сведения об опрашиваемом, о том, что он знает и помнит, а "в группе "б" - информацию о том, что думает опрашиваемый, что он намеревается делать и почему. Вопросы группы "б" более трудные, ответы менее достоверные. Большое значение для выявления мотивов, намерений, установок имеют проективные вопросы, когда респондентам предлагают набор ситуаций, которые могли бы встретиться в жизни, и просят указать предпочтительный вариант поведения: "Представьте себе, что...".

По форме:

а) открытые и закрытые;

Открытые вопросы предполагается ответ в свободной форме, но эта "свобода" ответов затрудняет обработку данных, а закрытые вопросы предполагают перечень альтернативных ответов, при этом могут быть альтернативы с веером ответов или ответы с ранжированной оценкой.

б) прямые и косвенные.

Прямые вопросы задаются "в лоб", а косвенные представляют серию уточняющих вопросов.

По функции:

  • а) фильтрующие;
  • б) контрольные вопросы.

Основная функция фильтрующих вопросов - отсеять респондентов некомпетентных, а контрольных вопросов - проверить достоверность полученных ответов (шкала "лжи").

Сферы применения интервью:

  • - на ранних стадиях исследования с целью уточнения общей проблемы и гипотезы;
  • - для разработки методики больших опросов-обследований;
  • - в качестве основного метода сбора социально-психологической информации;
  • - в качестве дополнительного метода совместно с другими методами исследования;
  • - в контрольных исследованиях для уточнения и проверки данных других методов.

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет. Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии: это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?"; это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа.

Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.; это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:

  • 5 - уверено да;
  • 4 - больше да, чем нет;
  • 3 - не уверен, не знаю;
  • 2 - больше нет, чем да;
  • 1 - уверенно нет.

Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

Тестирование - метод психологической деятельности, использующий стандартизированные задачи и вопросы - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.п. Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность: это может быть решение задачи, рисование, рассказ по картинке и пр. - в зависимости от используемой методики. В процессе тестирования происходит определенное испытание, на основании результатов которого делаются выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств. Отдельные тесты - это стандартные наборы заданий и материала, с которым работает испытуемый, стандартна и процедура предъявлений заданий, хотя в некоторых случаях предусматриваются определенные степени свободы для поводящего тестирование - право задавать дополнительный вопрос, построить беседу в связи с материалом и т.п. Процедура оценки результатов также стандартна. Такая стандартизация позволяет сопоставить результаты различных испытуемых.

Основными сферами тестирования являются:

  • 1) образование;
  • 2) проф. подготовка и отбор;
  • 3) психологические консультирования;
  • 4) клиническая практика.

Однако в любой из этих сфер процесс тестирования может быть разделен на три этапа:

  • 1) выбор теста;
  • 2) проведение тестирования;
  • 3) интерпретация результатов тестирования.

На всех этапа необходимо участие квалифицированного психолога или, в крайнем случае, специально подготовленного человека.

Проективные методики - это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т.п. В отличие от интеллектуальных тестов ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые "проецируются" на ответы. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.

Принято различать следующие группы проективных методик:

  • - методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;
  • - методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого;
  • - методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;
  • - методики - дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;
  • - методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;
  • - методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;
  • - методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.
Для достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы психодиагностические методы отвечали ряду требований.1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие” - определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:--путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми--путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике вразличных условиях.3.Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно итолько того свойства , для оценки которого данная методика применяется.4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.

Тема 1.2. Психика и ее развитие

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Общие основы психологии

Тема предмет задачи и методы психологии.. место психологии в системе наук о.. основные психологические теории зарубежные теории элементы..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Место психологии в системе наук о человеке
Методологической основой психологии является философия и анатомия и физиология. Основа психологии - общая психология. Современная психология тесн

Предмет психологии, её задачи
Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, как складывающегося в мозгу образа объективной реальности, на основе которого происходит управление поведение

Особенности психологии как науки
1.Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование. 2.

Отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко раз­вернутую область знаний, включающую ряд отдельных дис­циплин и научных направлений. 1. Сравнительная психология 2. Возрастная

Зарубежные теории
1. Структурализм - В.Вундт, Э.Титченер (расчленение сознания на отдельные элементы). 2. Функционализм - Ф. Гальтон, У.Джеймс, Д.Дьюи (функционирование психики) 3. Бихеви

Отечественная психология
Направления: 1.Филосовско-религиозное – Н. Грот (1852 – 1899), Л. Лопатин (1855 – 1920), Г. Челпанов (1862 – 1936). 2. Естественно-научно

Методы психологического познания
Метод – это способ сбора данных. Психологические методы: - исследовательские; -психодиагностические; -развивающие; -пс

Психика - это «субъективный образ объективного мира»
Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика: 1) антропопсихизм (Декарт) - психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (фр

Функции психики
1. Отражение окружающего мира 2. Регуляция поведения и деятельности живого существа в це­лях обеспечения его выживания. Этапы развития психики (А.Н.Леонтьев)

Понятие сознания. Функции, структура
Сознание- высшая, свойственная человеку форма обоб­щенного отражения объективных устойчивых свойств и зако­номерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели в

Структура самосознания, самооценка
Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Образ «Я» – выделение самого себя из среды. Самосознание – осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качес

Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева
А.Н. Леонтьевым была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии. Схема деятельности: (деяте

Структура деятельности
Потребности- источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и ра

Освоение деятельности: умения, навыки, привычки
Умение - это успешный способ выполнения деятельно­сти. Навыки - это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.

Гуморальная теория
Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил кон­цепцию темперамента. Темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, ка­кая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»)

Физиологическая теория
И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей

Психологическая характеристика людей разных типов темперамента
Сангвиник - быстрый, подвижный, отклика­ется эмоционально на все впечатления; чувства ярки, но неус­тойчивы и легко сменяются противоположными чув­ствами. Сангвиник быстро устанавл

Диагностика темперамента
Первая группа включает методики, основанные на естественной зависимости между свойствами нервной системы человека и его темпераментом. С их помощью на основе изучения отдельных сво

Методика "Наконечник" разработанная В.А. Горбачёвым
Эксперимент "Перенос кубиков" проводится в форме игры. Смысл заключается в том, что испытуемые дошкольники получают небольшую лопатку, на которую один на другой ставятся кубики (3, 4, 5 и

Объективность должна быть основным принципом психологического исследования. Психодиагностические методики разного типа придерживаются разных требований, так, например, измерительные методы должны удовлетворять следующим требованиям:

  • Цель, предмет и область применения должны быть сформулированы однозначно, четко выделена область применения, контингент испытуемых, конкретизированы цели использования;
  • Процедура проведения задается однозначным алгоритмом;
  • Процедура обработки. Она должна использовать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла. Диагностические суждения или выводы должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности;
  • Тестовые шкалы обязательно проверяются на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения;
  • Основанные на самоотчете процедуры, должны быть снабжены средствами контроля над достоверностью для отсеивания недостоверных протоколов;
  • В головной методической организации должен вестись банк данных, собранных по тесту с целью периодической коррекции всех стандартов методики.

Требования к экспертным методам

  • Инструкции по применению снабжаются указанием на квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;
  • Все инструкции по применению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к эталонному набору данных;
  • Процедура обработки результатов должна включать документирование Промежуточных этапов обработки, чтобы другому эксперту перепроверить конечный результат;
  • Разработчикам-пользователям важно иметь возможность воспроизвести нормативное исследование по измерению эксперт-согласованности на эталонном наборе данных;
  • В головной организации должен быть банк данных, который обеспечивает подготовку пользователей и их переподготовку.

Любая методика не будет являться профессиональной психодиагностической методикой, если она не удовлетворяет перечисленным требованиям. В обязательном порядке все методики в рамках головных методических организаций должны проходить аттестацию. В обязанности головных методических организаций входит составление библиотек «аттестованных психодиагностических методик».

Не прошедшая аттестацию инструктивная литература, считается непригодной для применения в практической психологии, хотя в исследовательских целях возможность её применения не исключается.

Требования к пользователям

Пользователями являются профессиональные психологи и непсихологи. К ним предъявляются разные требования. Пользователь психолог:

  • Знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы Психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики. В обязательном порядке психолог должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике. Кроме этого у него должна быть личная библиотека методик, применяемая в данной области, Важным является самостоятельное ведение картотеки;
  • Психолог-профессионал отвечает за решения, которые принимаются им На основе тестирования. Он обеспечивает их соответствие репрезентативности и прогностической валидности. Должен предупреждать возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами;
  • По сравнению с непрофессионалами пользуется преимущественным правом На проведение психодиагностики в заданной области, использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии. Имеет право на преимущественное получение методических материалов и их приобретение в качестве индивидуальной профессиональной собственности;
  • Он обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя другие стандартизованные методики и метод независимых экспертных оценок;
  • В подборе методик для комплексной программы исследования исходит из требования максимальной эффективности диагностики – максимальная надежность при минимальных затратах;
  • Занимается научно-методической работой, анализируя эффективность применения методики в заданной области. Как правило, эта работа предусматривает оперативные контакты с головной методической организацией;
  • Для проведения стандартных методик обследования обеспечивает самое тщательное соблюдение всех требований. Интерпретация, подсчет баллов, прогноз проводятся в строгом соответствии с методическими указаниями. В использовании методики психолог не имеет права отклоняться от стандарта, принятого на определенное время;
  • Полученную от испытуемого психодиагностическую информацию, содержит в строгой конфиденциальности. Для кого и для чего полученная информация может использоваться психолог обязан предупредить испытуемого, и не скрывать, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;
  • Психолог обязан хранить профессиональную тайну;
  • Наряду с вероятной гипотезой, рассматривать альтернативные диагностические гипотезы;
  • Обо всех нарушениях нормативных принципов психодиагностики.

Психолог обязан сообщить в региональные или центральные органы Общества психологов. Имеет право лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики.