Определение психологии как науки. Что означают термины психологии

Амбивалентность, фрустрация, ригидность - если хотите выражать свои мысли не на уровне пятиклассника, то придется понять значение этих слов. Катя Шпачук объясняет все доступно и понятно, а помогают ей в этом наглядные гифки.
1. Фрустрация

Практически каждый испытывал чувство нереализованности, встречал препятствия на пути достижения целей, которые стали непосильным грузом и причиной ничего нехотенья. Так вот это и есть фрустрация. Когда все надоело и ничего не получается.

Но не стоит воспринимать такое состояние в штыки. Главный способ побороть фрустрацию – осознать момент, принять ее, и толерантно отнестись. Состояние неудовлетворенности, ментальная напряженность мобилизируют сили человека для борьбы с новым вызовом.

2. Прокрастинация

- Так, с завтрашнего дня сажусь на диету! Не, лучше с понедельника.

Доделаю потом, когда настроение будет. Время еще есть.

А…, напишу завтра. Никуда не денется.

Знакомо? Это прокрастинация, то есть, откладывание дел на потом.

Мучительное состояние, когда надо и не хочется.

Сопровождается терзанием себя за то, что не выполнил поставленное задание. В этом состоит главное отличие от лени. Лень – пофигистическое состояние, прокрастинация – переживательное. В то же время, человек находит предлоги, занятия куда интереснее, чем выполнение конкретной работы.

По сути, процесс – нормальный и присущ большинству людей. Но не стоит злоупотреблять. Главный способ избежать – мотивация и правильная расстановка приоритетов. Вот тут на помощь приходит time management.

3. Интроспекция


Другими словами самонаблюдение. Метод, с помощью которого человек исследует свои собственные психологические наклонности или процессы. Первым интроспекцию применил Декарт, изучая собственную душевную природу.

Несмотря на популярность метода в ХІХ веке, интроспекция считается субъективной, идеалистической, даже ненаучной формой психологии.

4. Бихевиоризм


Бихевиоризм – направление в психологии, в основе которого находится не сознание, а поведение. Реакция человека на внешний стимул. Движения, мимика, жесты - короче говоря, все внешние признаки стали предметом изучения бихевиористов.

Основатель метода американец Джон Уотсон предполагал, что с помощью тщательного наблюдения, можно предугадать, изменить или сформировать должное поведение.

Было проведено множество экспериментов, исследовавших поведение человека. Но самым известным стал следующий.

В 1971 году Филипп Зимбардо провел беспрецедентный психологический эксперимент, который получил название Стенфордский тюремный эксперимент. Абсолютно здоровых, психично устойчивых молодых людей поместили в условную тюрьму. Студентов поделили на две группы и распределили задания: одни должны были исполнять роль надзирателей, другие заключенных. У студентов-надзирателей начались проявляться садистские наклонности, в то время как заключенные были морально подавленными и смирившимися со своей участью. Через 6 дней эксперимент был прекращен (вместо двух недель). В ходе было доведено, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели его внутренние особенности.

5. Амбивалентность


С этим понятием знакомы многие сценаристы психологических триллеров. Итак, «амбивалентность» – двойственное отношение к чему-либо. Причем это отношение абсолютно полярное. Например, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие, которое испытывает человек одновременно и по отношению к чему-то (кому-то) одному. Термин ввел Э.Блейлер, который считал амбивалентность одним из признаков шизофрении.

По Фрейду «амбивалентность» приобретает несколько другое значение. Это присутствие противоположных глубинных побуждений, в основе которых лежит влечение к жизни и смерти.

6. Инсайт


В переводе с английского «insight» - это проницательность, способность проникновения в суть, озарение, внезапное нахождение решения и тд.

Есть задача, задача требует решения, иногда бывает простой, иногда сложной, иногда решается быстро, иногда требует времени. Обычно в сложных, трудоемких, на первых взгляд непосильных задачах приходит инсайт – озарение. Что-то нестандартное, внезапное, новое. Вместе с инсайтом меняется ранее заложенный характер действия или мышления.

7. Ригидность


В психологии под «ригидностью» понимают неготовность человека действовать не по плану, боязнь непредвиденных обстоятельств. Также к «ригидности» относится неготовность отказа от привычек и установок, от старого, в пользу нового и тд.

Ригидный человек – заложник стереотипов, идей, не созданных самостоятельно, а взятых из достоверных источников.
Они конкретны, педантичны, их раздражает неопределенность и безалаберность. Ригидное мышление – банально, штамповано, неинтересно.

8. Конформизм и нон-конформизм


«Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя на стороне большинства - время остановиться и задуматься» писал Марк Твен. Конформизм - ключевое понятие социальной психологии. Выражается в изменении поведения под реальным или воображаемым влиянием других.

Почему так происходит? Потому что люди боятся, когда не так, как все. Это выход из зоны комфорта. Это боязнь не понравится, выглядеть глупым, быть вне массы.

Конформист – человек, который меняет свое мнение, убеждения, установки, в пользу общества, в котором находится.

Нонконформист – понятие противоположное предыдущему, то есть, человек, который отстаивает мнение, отличающееся от большинства.

9. Катарсис

С древнегреческого слово «katharsis» обозначает «очищение», чаще всего от чувства вины. Процесс долгого переживания, волнения, который на пике развития превращается в освобождение, что-то максимальное позитивное. Человеку свойственно переживать по разным причинам, от мысли о не выключенном утюге и т. д. Тут можно говорить о бытовом катарсисе. Есть проблема, которая достигает своего пика, человек страдает, но не вечно же ему страдать. Проблема начинает отходить, уходит злость (у кого что), наступает момент прощения или осознания.

10. Эмпатия


Переживаете ли вы вместе с человеком, который рассказывает вам свою историю? Проживаете ли ее вместе с ним? Поддерживаете ли эмоционально человека, которого слушаете? Тогда, вы – эмпат.

Эмпатия – понимание чувств людей, готовность оказать поддержку.

Это когда человек ставит себя на место другого, понимает и проживает его историю, но, тем не менее, оставаясь при своем рассудке. Эмпатия – процесс чувствующий и отзывчивый, где-то эмоциональный.

1. Определение психологии как науки, Основные отрасли психологии

1. Психология – это наука которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т. д.

Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов: «syhe» – «душа» и «logos» – «наука». Таким образом, дословно психология – это наука о душе.

Уже позднее в XVII-XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название. Рассмотрим подробнее, что же является предметом изучения современной психологии.

Психика включает в себя многие явления. С помощью одних происходит познание окружающей действительности – это познавательные процессы, которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи.

Другие психические явления необходимы для того чтобы управлять поступками и действиями человека, регулировать процесс общения, – это психические состояния (особая характеристика психической деятельности за некоторый отрезок времени) и психические свойства (наиболее устойчивые и значимые психические качества человека, его особенности).

Современная психология – это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4 – 5 лет возникает новое направление).

Тем не менее можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки и специальные.

Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей.

Специальные (прикладные) отрасли психологических знаний изучают какие-либо узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в какой-либо узкой отрасли деятельности.

Обратимся к классификации, представленной Р. С. Немовым (1995).

Общая психология

1. Психология познавательных процессов и состояний.

2. Психология личности.

3. Психология индивидуальных различий.

4. Возрастная психология.

5. Социальная психология.

6. Зоопсихология.

7. Психофизиология.

Некоторые специальные отрасли психологических исследований

1. Педагогическая психология.

2. Медицинская психология.

3. Военная психология.

4. Юридическая психология.

5. Космическая психология.

6. Инженерная психология.

7. Экономическая психология.

8. Психология управления.

Из книги Фотосъемка. Универсальный самоучитель автора Кораблев Дмитрий

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ ПОЗ И ЖЕСТОВ В ФОТОГРАФИИ Как определили психологи, человек получает в среднем только сорок процентов информации за счет слов, все остальное - за счет внешнего вида собеседника, его мимики, поз, жестов и интонации голоса.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АС) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХА) автора БСЭ

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТИ ОБЪЕКТ НАУКИ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ДУША КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В основе развития психологии лежит интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям отношений человека с

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ Психология прошла длительный путь развития, в котором можно выделить следующие этапы:I – донаучный – до VII–VI вв. до н. э.Это период, когда еще не существовало различных научных исследований психики, ее

Из книги "Шпионские штучки 2" или как сберечь свои секреты автора Андрианов Владимир Ильич

Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ НАУКИ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ДУША КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В основе развития психологии лежит интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям отношений человека с

Из книги автора

3. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Очень популярны анкеты, тесты и анализ творческой деятельности.Самонаблюдение (интроспекция) – один из первых психологических методов. Это выбор метода для

Из книги автора

1.2. Немного о психологии Многие думают: сделал тайник, спрятал драгоценную вещь, и все, - она в надежном месте и в безопасности. Но это не совсем так. Сделать надежный тайник - это целое искусство и обладает им только человек с неординарным мышлением. Причем надежность

Определение психологии как науки

Психология - это не только давно существующая, высокоразвитая и разделенная на множество направлений и отраслей наука, но также обширная практика. Все отрасли психологической науки и виды практики разнообразны по своему содержанию, методам и многим других вещам. В настоящее время не представляется возможным дать однозначную, точную и исчерпывающую характеристику предмета психологии как науки, не говоря уже о психологической практике. Речь может идти лишь о том, чтобы в обобщенной форме определить, чем в настоящее время занимаются психологи как ученые и практики.

Современное понимание психологии как непрерывно и динамически развивающихся науки и практики не укладывается в любое единственное предложение и требует как минимум нескольких предложений или развернутых рассуждений. С учетом такого состояния дел речь может идти лишь о приблизительном определении предмета психологической науки и практики через их описание. Соответствующее описание, кроме того, должно быть динамичным - таким, чтобы его можно было далее уточнять, изменять, добавляя к сложившемуся пониманию предмета психологии то новое, что вносят в него развивающиеся наука и практика.

Слово «психология», закрепившееся в названии этой науки, греческого происхождения. Оно образовано из двух слов: «душа» {psyche ) и «логос» (logos) - учение. Следовательно, в первоначальном его значении слово «психология» означало «учение о душе». До XVI века данное учение выступало как часть философии и не было самостоятельным. Начиная с XVI в. учение о душе получило современное название «психология», предложенное ему по аналогии с названиями многих других наук, выделившихся к этому времени из философии. В XVII-XVIII веках название «психология» окончательно закрепилось за наукой о душе.

Первоначально термин «психология» относился только к явлениям, которые человек обнаруживает в своем сознании. Позднее, в XVIII-XIX вв., сфера психологических исследований расширилась и включила в себя неосознаваемые психические явления (бессознательное).

С момента возникновения представлений о душе и самой науки о душе в ее предмет входило объяснение поведения человека и животных через душевные (психические) явления. Современные ученые поэтому включают поведение в предмет психологических исследований и вместе с тем признают за психологией право выступать в качестве одной из основных наук, претендующих на понимание и объяснение поведения (деятельности человека).

Наконец, в поиске правильного современного определения предмета психологии следует иметь в виду, что при сохранении в течение длительного времени прежнего названия - психология, или наука о душе, - содержание исследований, которые вели ученые, называвшие себя психологами, много раз менялось. Это также сказывалось на понимании предмета психологии, и представления о нем последовательно, закономерным образом менялись от одной эпохи к другой.

В древности душа рассматривалась как нечто существующее объективно, отличающееся от материальных предметов и явлений. Она трактовалась по-разному: и как первооснова жизни, и как причина поведения человека и животных, и как источник всевозможных движений, наблюдаемых в мире. Предметом исследования науки о душе поначалу были все указанные выше процессы и жизненные проявления.

В XVI-XVII веках н.э. возникла новая естественно-научная, в основном физико-механическая, картина мира, нашедшая отражение в трудах европейских ученых, прежде всего Р. Декарта и И. Ньютона. В связи с новым мировоззрением, связанным с такой картиной мира, началось постепенное ограничение и функций души. Р. Декарт предложил исключить из их числа управление физическими процессами, происходящими в мире, и простейшими движениями самого организма, полагая, что они полностью объяснимы законами физики и механики, не требуют обращения к душе. Ее роль была ограничена лишь высшими, характерными для человека психическими явлениями: мышлением и аффектами (переживаниями). Начиная с этого времени, психология определяется как наука о сознании человека, в состав которого входят познавательные процессы (мышление) и аффекты (переживания).

Однако уже через столетие ученые заговорили о существовании бессознательного в психике и поведении человека. Эта идея постепенно завоевывала все большее число сторонников и окончательное признание получила во второй половине XIX в. В связи с этим вновь возникла необходимость изменить представление о предмете психологии как науки, дополнив его бессознательными психическими явлениями.

В начале XX в. ученые обратили внимание на то, что в сложившихся представлениях о предмете психологии оказались только одни психические явления, а поведение, деятельность человека из соответствующих определений были исключены. Понадобилось вновь ввести их в понимание предмета психологии как науки и практики.

В конце XIX - начале XX в. возникли, кроме того, первые прикладные отрасли научной психологии, такие, например, как клиническая, педагогическая психология и психотехника (современная психология труда и инженерная психология). Единая раньше психология стала делиться на множество частных отраслей и направлений научных исследований. Их появление, а также признание практического (прикладного) значения психологии потребовали переопределения и дополнения предмета психологии тем, что изучалось в разных отраслях психологии и делалось в психологической практике.

В результате всех этих сложных, одновременно и последовательно происходящих процессов в начале XX в. сложилась ситуация, способствующая появлению нового, более современного и всеобъемлющего понимания предмета психологии как науки, включающей в себя кроме психических явлений, отраженных в сознании человека, также и следующие моменты.

  • 1. Представление о том, что психология как наука должна изучать бессознательные психические явления.
  • 2. Идею о том, что предметом психологии являются не только психические феномены, но и деятельность (поведение) человека и животных.
  • 3. Указание на то, ради чего все это должно исследоваться в психологии как науке (функциональное назначение самих психических явлений и прикладное значение научных знаний о психике).

Необходимость переопределения предмета психологии в это время исторически совпала с двумя событиями, которые временно затруднили поиск адекватного, обновленного и точного определения предмета данной науки. Это, во-первых, начавшееся разделение психологии на самостоятельные науки и направления, во-вторых, кризис, поразивший мировую психологическую науку. Вновь возникшие психологические науки специализировались в изучении отдельных групп психических явлений и частных форм поведения человека и животных. Каждая из них соответственно получила свой, узко понимаемый предмет, отличный от предмета исследования в психологии в целом и в других отраслях науки. Специфика определения предмета психологии в этих условиях стала зависеть от науки и направления, в котором шла разработка психологических идей. В таких отраслях психологии, как психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая и когнитивная психология, предмет научного исследования стал пониматься по-разному. В бихевиоризме им было объявлено поведение, его естественно-научное, не психологическое объяснение, в гештальтпси- хологии - познавательные процессы и явления сознания, в психоанализе - бессознательное и его роль в управлении психикой и поведением человека, в гуманистической психологии - личность человека и т.д. До тех пор пока психология как наука находилась в состоянии раздробленности на множество направлений и школ, которые к тому же остро конкурировали друг с другом, общее определение предмета психологии как науки, устраивающее всех ученых, выработать было невозможно.

К концу XX в. ситуация изменилась в лучшую сторону. Произошло сглаживание противоречий между отдельными отраслями, направлениями и школами психологии, наметилось их сближение. Это открыло перспективу поиска единого, приемлемого для большинства ученых и практиков определения предмета психологии как науки.

Проще всего можно понять, чем занимается современная психология как наука и практика (определить ее предмет) через перечисление и краткое описание тех явлений, которые в ней изучаются.

Психология - это прежде всего наука о явлениях, которые называют психическими или психологическими. В связи с их изучением психология ставит и решает следующие вопросы.

  • 1. Что представляют собой психические явления?
  • 2. Чем одни психические явления отличаются от других?
  • 3. На какие группы (классы, разновидности) делятся психические явления?
  • 4. Чем психические явления отличаются от других явлений, изучаемых в разных науках?
  • 5. Откуда берутся, как возникают и развиваются психические явления?
  • 6. Чем психические явления, характерные для человека, отличаются от аналогичных явлений, свойственных животным?
  • 7. Каким образом психические явления соотносятся с процессами, происходящими в организме, в частности в мозге человека?
  • 8. Какое влияние психические явления оказывают на поведение человека?
  • 9. Как зависят психические явления от практической, материальной деятельности человека?

В краткой обобщенной форме представленное выше развернутое описательное определение предмета современной психологии звучит примерно следующим образом: психология - это наука о психических явлениях и деятельности человека, в которой эти явления рождаются, существуют и развиваются, а также о взаимосвязях и переходах, существующих между деятельностью и психикой . Дополнительной характеристикой предмета психологии, подчеркивающей ее практическое, прикладное значение, может стать понимание психологии как системы научных знаний, объясняющей поведение (деятельность) человека и животных и позволяющей оказывать на него целенаправленное влияние.

  • Это определение примерно соответствует тому, которое в свое время предложил известный российский ученый, классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев.

Что такое психология. Что она изучает и чем занимается?

Психология - это наука о закономерностях развития и механизмах функционирования психики.

Психика - результат взаимодействия мозга с окружающей средой.

Психология, наука и история.

Платон заметил, что философия начинается с удивления. Наука также начинается с удивления - удивления перед внутренней работой природы, и все естественные науки, в том числе психология, изначально были частью философии.

На протяжении столетий отдельные науки постепенно обретали независимость от философии. Психология одной из последних "отделилась от родителя", оставаясь частью философии вплоть до XIX в. Основателями психологии были как философы, так и психологи, и даже сегодня психология сохранила тесные связи с философией.

На протяжении многих веков история психологии была, по большей части, историей философии, особенно таких ее областей, как философия разума, гносеология и этика. Дословный перевод слова "психология" - исследование души, хотя сам термин не употреблялся вплоть до XVII в., а широкое распространение получил только в XIX в.

Философы и религиозные деятели всего мира ожесточенно спорили о природе души, т. е. на тему, известную философам как философия разума. Существует ли душа? Какова ее природа? Каково ее предназначение? Как она связана с телом? Хотя психологи и не принимают названия "душа", предпочитая термин "разум", который несет меньшую религиозную нагрузку, они задаются все теми же тревожащими вопросами. Даже те психологи, которые определяют психологию как исследование поведения, а не изучение разума, по-разному отвечают на них.

Со времен древних греков философы интересовались проблемой о том, как люди узнают мир. Это направление получило название эпистемология (гносеология), от греческих слов episteme (знание) и logos (рассуждение). Вопросы о том, как люди познают мир, включают в себя и вопросы об ощущениях, восприятии, памяти и мышлении, - целый мир, который психологи называют когнитивной психологией.

Этика - это еще одна область, которую философы (и религиозные мыслители) делят с психологией. Хотя этика, главным образом, занимается вопросом, как людям следует себя вести, практическая этика зависит от понимания человеческой природы. Добры ли люди по своей натуре? Какие мотивы существуют у людей? Какие из них следует приветствовать, а какие - подавлять? Являются ли люди общественными существами? Существует ли общий стиль хорошей жизни, которого следует придерживаться всем?

Подобные вопросы по сути своей психологические, и ответить на них можно, изучив человеческую природу. Этические представления проявляются во многих отраслях психологии. В научной психологии мы обнаруживаем их при изучении мотивации и эмоций, общественного и сексуального поведения. Прикладная психология, касается ли она бизнеса, промышленности или управления либо представляет собой индивидуальную клиническую или консультативную психологию, тесно связана с человеческой этикой.

Хотя концептуальные основы психологии следует искать в философии, идея создания психологии как самостоятельной науки проистекает из биологии. Идея о том, что функции, которые философы приписывают разуму, на самом деле зависят от глубинных процессов в головном мозге, существует со времен Древней Греции, но общепризнанной она стала в середине XIX в.

Основатели психологии надеялись, что спекулятивная философия и религия могут стать естественными науками. Более молодая отрасль биологии - теория эволюции - также заложила основы научной психологии. Философы и психологи, особенно британские и американские, начали задаваться вопросом, чем хорош разум в борьбе за существование, представляющей собой эволюцию за счет естественного отбора.

Почему мы должны быть сознательными? Есть ли сознание у животных? Эти новые вопросы тревожили и вдохновляли психологов с самого начала. Следовательно, мы должны рассмотреть не только абстрактные вопросы философии, но и растущее понимание функционирования мозга и нервной системы с древности и до наших дней.

Сейчас, на протяжении последнего десятилетия - настоящей эпохи мозга - надежды первых психологов на физиологию заслуживают уважения. Они надеялись, что психологические процессы можно связать с физиологическими, но затем, на протяжении почти всего XX века, психология отошла от физиологической ориентации. Однако сегодня, вооружившись новейшими методиками исследования мозга, психологи вернулись к исходным поискам. В то же время новая область эволюционной психологии вернулась к старым фундаментальным вопросам о человеческой природе (R. Wright, 1994).

Понимание науки.

Хотя определение предмета психологии всегда было противоречивым, начиная с XIX в. и по сей день существовало соглашение о том, что психология является (или, по крайней мере, должна быть) наукой. Образ современной науки Люди ждут от науки объяснений того, почему мир, разум и тело функционируют именно так, а не иначе.

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ.

Cвой трактат "О душе" выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как "оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном". Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения.

И вот постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение - ощущение собственного "Я". Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: "Кто я? Какой я?", а позже и "Зачем я?".

Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира - физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания. Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества.

В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания. Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.

Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием. особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто - значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять.

Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого типа.

Надо сказать, что психология - очень молодая наука. Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у вышеупомянутого подростка, должен был пройти период становления духовных сил человечества, чтобы они стали предметом научной рефлексии.

отрывки из книги Гиппенрейтер Ю.Б. "Введение в общую психологию"

от греч. psyche - душа, logos - учение, наука) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Исходным материалом для психологии служат факты внутреннего опыта - воспоминания, переживания, волевые побуждения и т. п. Общая психология открывает и исследует закономерности душевной жизни (проблема тела и души, действительность, сознание, восприятие, воспоминание, внимание), прикладная психология занимается проблемами душевного и духовного развития человека, вопросами воспитания и обучения (детская и юношеская психология), совместной жизни людей (социальная психология, психология масс) и др. Исследовательская практика психологии неотделима от социальной, от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, воспитания, отбора кадров, стимулирования деятельности личности и коллектива. Вместе с тем в результате контактов с другими науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание. Изучение проблем «искусственного интеллекта», компьютеризации, с одной стороны, творчества - с другой, становится в современную эпоху важным направлением психологии. Наряду с ними стремительно развиваются социальная психология и психология управления, решаются задачи роли «человеческого фактора» в развитии общества, в процессах управления.

Отличное определение

Неполное определение

ПСИХОЛОГИЯ

от греч. psyche - душа и logos - учение, наука), наука о законах и механизмах развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, опосредованной субъективным образом внеш. реальности и активным отношением к ней.

В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, к-рый в 16 в. получил назв. «П.». Природа души и характер ее связей с организмом и внеш. миром трактовались различно. Под ней понималось либо над природное, бестелесное начало, либо форма жизни того же порядка бытия, что и др. явления природы. На развитие П. на протяжении всей ее истории глубокое влияние оказывает социальная практика (в частности, медицинская и педагогическая). Это развитие совершается в системе культуры и опосредовано достижениями как естественных, так и обществ. наук. Уже в эпоху античности было открыто, что органом психики является головной мозг (Алк-меон), выяснена зависимость чувственных восприятий от воздействия материальных процессов на органы чувств (Демокрит), а также различий в темпераментах людей от устройства тела (Гиппократ).

Проблема познания человеком самого себя и важности его ориентации на нравств. ценности была поставлена Сократом, его ученик Платон представил душу как нематериальную сущность, независимую от тела. Платон считал, что разумная часть человеческой души направлена на специфич. идеальные объекты, к-рые он противопоставил чувственным земным вещам.

Первую целостную систему П. разработал Аристотель, к-рый, отвергнув дуализм Платона, трактовал душу как способ организации тела, способного к жизни, как деятельность этого тела, неотделимую от него. Он утвердил целостный и генетич. подход к организации и поведению живых существ, разработал представление об уровнях эволюции их психики, сопоставив, в частности, неразвитую душу ребенка с животной. Аристотелю принадлежит множество понятий, вошедших в осн. фонд психол. знаний: о способностях, о фантазии (были разграничены восприятия и представления), о различии между разумом теоретическим и практическим, о формировании характера в процессе совершения человеком поступков, об ассоциациях и их физиол. механизме и др.

Новую эпоху в развитии П. открыла науч. революция 17 в. Утвердился принцип строго причинного объяснения работы организма, к-рый предстал в виде устройства, действующего по законам механики. Одни философы учили, что этим законам подчинены все психич. процессы (Т. Гоббс), другие - только низшие их формы (Р. Декарт). Принцип механич. причинности стал основанием важнейших понятий П.: рефлекса как закономерной двигательной реакции организма в ответ на внеш. стимулы; ассоциации как такой связи явлений, при к-рой возникновение одного из них влечет за собой другие; причинной теории восприятия, согласно к-рой оно запечатлевает в мозгу воздействие внеш. объекта; учение об аффектах как продуктах деятельности тела. В русле механистич. методологии эти понятия сочетались с дуализмом в трактовке человека. Телу, к-рое только движется, была противопоставлена душа, к-рая только мыслит. Новая форма дуализма радикально отличалась от дуализма Платона, поскольку тело понималось как независимая от души машина, душа же стала означать индивид, сознание как прямое знание субъекта о непосредственно испытываемых им мыслях и состояниях. П. из учения о душе становится учением о сознании или внутр. опыте, данном в самонаблюдении как восприятия человеком того, что происходит в его собственном уме (Дж. Локк). Эта концепция сознания как внутренне зримых индивидом психич. явлениях определила развитие интроспективного направления в П., связанного с ассоцианизмом, согласно к-рому ее гл. объяснит, принципом является ассоциация этих явлений в силу смежности и частоты их сочетания.

В самом ассоцианизме трактовке ассоциаций как связей, имеющих телесную основу (Локк, Д. Гартли, Дж. Пристли), противостояла трактовка, относившая законы ассоциаций к свойствам самого сознания (Дж. Беркли, Д. Юм, Т. Браун). В ассоцианизме сложился аналитич. подход к сознанию: предполагалось, что из небольшого числа простых идей постепенно складывается весь психич. аппарат человека. Это положение оказало влияние на педагогику, на решение вопроса о том, как следует формировать дет. ум, представляющий при рождении «чистую доску», на к-рую опыт наносит свои письмена.

Наряду с П. сознания в 17-19 вв. возникла П. бессознательного. Она восходит к философии Г. Лейбница, придававшего важную роль динамике бессознательных представлений (перцепций), для осознания к-рых необходима особая психич. активность - апперцепция. Это учение разработал И. Гербарт, к-рый, используя опыт педагогики (в частности, И. Песталоцци), выдвинул понятие об «апперцептивной массе» как запасе неосознаваемых психич. элементов, от к-рого зависит, какие именно представления появятся в сознании. Эта масса приобретается в индивидуальном опыте и может быть сформирована воспитателем.

К сер. 19 в. успехи нейрофизиологии и биологии способствовали зарождению осн. понятий (категорий) П., к-рая благодаря широко развернувшейся эксперим. работе приобрела возможность обособляться как от философии, так и от физиологии. Изучение функций органов чувств привело к созданию психофизики - особого раздела П., использующего количеств, показатели и шкалы для измерения сенсорных процессов (ощущений). В работах Э. Вебера и Г. Т. Фехнера был открыт осн. психофизич. закон, согласно к-рому интенсивность ощущения равна логарифму силы раздражения. Тем самым было опровергнуто мнение И. Канта о том, что изучение психич. явлений не может достигнуть уровня науки из-за неприменимости в П. матем. методов. Наряду с психофизикой эти методы получили применение в эксперим. исследованиях скорости реакции (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс), к-рые стали еще одним важным направлением П. Вопрос. о том, зависит ли ощущение от строения органа или от упражнения, привел к спору между теми, кто считал психич. образ прирожденным (нативизм) либо приобретенным благодаря опыту (эмпиризм). В дальнейшем были пересмотрены оба понятия: и о природной организации, и об опыте. Решающее значение для придания этим понятиям нового содержания имело внедрение в П. идей эволюц. биологии (Ч. Дарвин, Г. Спенсер), с точки зрения к-рой психика стала рассматриваться как важнейшее орудие приспособления организма к среде. Организм выступил в виде гибкой системы, неотъемлемым фактором развития к-рой в филогенезе и онтогенезе служат психич. функции. Эти функции трактовались теперь как свойства стремящегося к самосохранению организма, а не функции бесплотного сознания. Это привело к представлению о том, что они реализуются по типу рефлекса, т.е. включают восприятие внеш. раздражителя, преобразование этого восприятия в высших нервных центрах и ответное целесообразное действие организма в окружающей среде. Это требовало внедрить в П. объективный метод. превратить ее из науки о сознании в науку о психически регулируемом поведении. Однако решение этой задачи, впервые поставленной И. М. Сеченовым, стало возможным лишь впоследствии. В начальный же период формирования П. в качестве отд. дисциплины в ней доминировало интроспективное направление, представленное в 70-х гг. 19 в. двумя его лидерами - В. Вундтом и Ф. Брентано. В 1879 Вундт создал в Лейпциге первую лабораторию эксперим. П., по образцу к-рой стали возникать аналогичные учреждения во мн. странах мира. Предметом П. он считал непосредств. опыт субъекта, методом - специально натренированное самонаблюдение, позволяющее выявить с помощью эксперимента первоэлементы этого опыта - психич. процессы, а задачей - открытие законов, по к-рым они протекают. При этом считалось, что эксперим. изучению доступны только простейшие процессы, тогда как сложные (мышление) могут быть познаны только посредством анализа продуктов культуры (языка, мифа, иск-ва и др.) в системе особой науки - этнопсихологии (психологии наций, народов, этнич. групп). Вундт считал гл. делом П. исследование структуры сознания (в силу чего его учение принято называть структурализмом). Брентано, для к-рого основным являлись акты или функции сознания, стал родоначальником функционализма в П. Задачу П. он видел в выявлении актов представления объекта, суждения о нем и его эмоциональной оценки. Для этого предполагалось использовать феноменологич. метод. хотя и отличный от интроспективного, но также являющийся субъективным, поскольку считалось, что сознание открывает свои тайны только его носителю - субъекту. Однако широко развернувшаяся эксперим. работа вела за пределы этих представлений, позволяя устанавливать закономерности и факты, ценность к-рых не зависела от самонаблюдения. Они относились к процессам памяти, внимания, выработки навыков (Г. Эббин-гауз, Дж. Кеттел, У. Брайан, Н. Хардер и др.).

Параллельно развивались разл. отрасли П., где утверждались объективно-генетический, сравнительно-ист. методы, а также новые методы количеств, анализа. Возникает дифференциальная П., изучающая индивидуальные различия между людьми (В. Штерн, А. Ф. Лазурский). Для ее целей разрабатывается метод тестов (Ф. Гальтон, А. Бине и др.). Широкое распространение этого метода было обусловлено потребностями практики - школы, клиники, произ-ва. Совершенствуется техника обработки данных об индивидуальных различиях и корреляциях между ними (Ч. Спирмен). Выдвигаются понятия об умственном возрасте и об общей одаренности. Создаются тесты для профориентации и проф. отбора. Массовый характер тестирования побудил перейти от индивидуальных тестов к групповым, разработать процедуры стандартизации тестов.

В практике обучения наряду с тестами, ставшими гл. каналом использования данных П. в школе, применяются в интересах науч. обоснования педагогики и др. методы П., в частности эксперимент (Э. Мейман, А. П. Нечаев), опросники (Г. С. Холл), объективное наблюдение (К. Грос), клинич. анализ. Сближение П. с педагогикой шло в разл. направлениях. Проект построения пед. психологии на принципах естеств.-науч. знания о ребенке предложил П. Ф. Каптерев. Роль мышечной активности в формировании дет. ума была освещена П. Ф. Лес-гафтом, к-рому принадлежало также исследование «школьных типов».

В нач. 20 в. зарождается идея создания спец. комплексной науки о детях - педологии. Применительно к дет. психике, наряду с направлением, к-рое объясняло ее развитие исходя из принципов эволюц. биологии, складываются концепции, ориентирующиеся на культурно-ист. подход и ставящие поведение ребенка в зависимость от социальных факторов (Н. Ланге, Т. Рибо, Дж. Мид). Изучение дет. психики подрывало доверие к интроспекции («внутреннему зрению») как гл. методу П., побуждало опираться на объективные показатели строения, функций и развития психики. Глубокое воздействие на изменение облика П., на ее отход от субъективного метода оказали также достижения зоопсихологии, ист. и этнич. П. (изучающей психику народов, стоящих на разл. ист. ступенях культурного развития). Вслед за систематизацией этнографич. фактов широкое развитие получили сопоставительные эксперим. исследования восприятия, памяти, мышления у детей и взрослых, живущих в условиях разл. культур. Обращение к генетически разл. уровням развития психики обнажило несовершенство методо-логич. установок как структурной, так и функциональной П. сознания.

На рубеже 19-20 вв. П. вступает в полосу острого кризиса, внеш. проявлением к-рого явилось возникновение ряда новых школ. Их концепции отразили запросы логики развития науч. познания, необходимость преобразования осн. категорий П., выхода за пределы версии о том, что психич. процессы начинаются и кончаются в сознании субъекта. наиб. влияние на прогресс П. оказали три школы: бихевиоризм, гештальтпсихология и фрейдизм. Бихевиоризм отверг многовековую традицию в понимании предмета П., предложив считать таковым не сознание, а поведение как систему объективно наблюдаемых реакций организма на внеш. раздражители. Проблема включения в область П. реальных действий организма в окружающей среде была поставлена впервые И. М. Сеченовым, считавшим, что психич. акт совершается по типу рефлекторного и поэтому включает наряду с центр. звеном (сознанием) как восприятие идущих извне сигналов, так и ответные телесные действия. Дальнейшее преобразование понятия о рефлексе было связано с необходимостью объяснять, каким образом организм приобретает новые формы поведения. Эту задачу разрешил И. П. Павлов, учение к-рого об условных рефлексах заложило фундамент объективного изучения широкого круга психич. явлений (прежде всего процесса научения). В. М. Бехтерев выдвинул концепцию о сочетательных рефлексах, к-рые, подобно условным рефлексам, являются приобретенными, а не врожденными. Тем самым важнейшее для П. понятие об опыте приобрело новое содержание, поскольку переводилось на естеств.-науч. язык: опыт не сводится к тому, что запечатлевает и перерабатывает сознание; он означает преобразование реальных действий организма. В те же годы с др. позиций вариативность поведения в ситуациях, требующих действий, для к-рых организм не располагает готовой программой, исследовалась Э. Торндайком. С целью объяснения этих действий он предложил формулу «пробы, ошибки и случайный успех», к-рая не требовала обращения к сознанию как регулятору отношений организма со средой.

Т. о., внедрение в П. категории поведения шло с разл. сторон. Бихевиоризм сделал ее основополагающей. Его ограниченность заключалась в том, что поведение было противопоставлено сознанию, реальность к-рого вообще была отвергнута. Для всех субъективных явлений подыскивался телесный эквивалент (напр., для мышления, поскольку оно связано с речью, - реакции голосовых связок). Поведение человека биологизи-ровалось, качеств, различий между ним и поведением животных не усматривалось. Это снижало ценность позитивного вклада бихевиоризма в разработку проблем П.

Если бихевиоризм противопоставил сознанию поведение, то фрейдизм - бессознательную психику. Предпосылкой этого служили достижения патопсихологии в изучении неврозов, внушения, гипноза (А. Льебо, И. Бернхейм, Ж. Шар-ко), вскрывшие на клинич. материале несостоятельность традиц. трактовки мотивации как движимых полностью осознанными побуждениями человеческих поступков. Опираясь на факты, почерпнутые в клинике неврозов, 3. Фрейд сделал вывод о предопределенности всех психич. актов энергией сексуальных влечений, являющихся иррациональными и враждебными сознанию; феномены сознания служат для них маскирующим механизмом перед лицом противостоящей индивиду социальной среды. Запреты со стороны последней, нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, к-рая прорывается на обходных путях в виде невротич. симптомов, сновидений, забывания неприятного и др.

Представители гештальтпсихологии (М. Вертхеймер, В. Келер, К. Левин, К. Коффка) стремились доказать, что поведение определяется целостными осознаваемыми психич. структурами (гештальтами), к-рые возникают и изменяются по особым законам. Этим структурам придавался универсальный характер. Они считались организаторами психики и поведения на всех уровнях и в любых формах. Поэтому, подобно бихе-виористам, с к-рыми они резко полемизировали, гештальтисты не видели качественных отличий человеческой психики от животной.

Все три главные школы в П. обращались к дет. психике, стремясь обосновать свои концепции эмпирич. материалом, почерпнутом в ее исследованиях. Ряд их концепций, выявленных фактов и выдвинутых проблем стимулировал развитие П., позволил вскрыть ограниченность прежних представлений. В частности, гештальтпсихология показала несостоятельность «атомистической» П., разлагающей сложные и целостные психол. образования на отд. элементы; бихевиоризм разрушил концепции, сводящие психику к феноменам сознания и игнорирующие реальные практич. действия как важнейший фактор истории поведения. Вопрос. о роли в этой истории неосознаваемой мотивации, о сложных отношениях между разл. уровнями организации личности с большой остротой поставил фрейдизм.

Др. направлениями периода кризиса П. являлись франц. социологич. школа, к-рая опиралась на идеи Э. Дюркгейма и объясняла психич. свойства индивида его включенностью в систему социальных отношений, и «понимающая» психология В. Дильтея, к-рая противопоставила себя естеств.-науч. П. на том основании, что душу человека можно понять, только соотнося ее с ценностями культуры (причинное объяснение к ней неприменимо). Обе эти школы оказали влияние на изучение проблем дет. П. Первая выводила развитие психич. функций у ребенка из процесса его общения с др. людьми, вторая интерпретировала развитие личности, исходя из представления о том, что оно определяется ее направленностью на разл. классы ценностей культуры.

Во всех этих концепциях неадекватно преломилась потребность науч. П. включить в систему своих категорий понятия, охватывающие психосоциальные отношения субъекта и его личностно-значи-мые переживания. Логика развития П. сталкивалась с задачей преодолеть расщепленность ее понятий, методов, объяснительных принципов на лишенные внутр. связи фрагменты знания. Целостность П. как науки утрачивалась. Это порождало попытки выйти из кризиса путем интеграции идей и категорий, к-рые разрабатывались в различных, противостоящих друг другу школах и системах. Отражением этой тенденции явилось включение прежними школами в свои исходные схемы новых концепций во избежание односторонности этих схем. В бихевиоризме на первый план выдвигается понятие о «промежуточных переменных» (Э. Толмен). Это направление было названо необихевиоризмом. Оно стало на путь изучения центр. физиол. процессов, развертывающихся между сенсорным «входом» и моторным «выходом» системы организма (К. Халл). Эта тенденция окончательно побеждает в 50-60-х гг., в частности под влиянием опыта программирования на ЭВМ. Изменяется взгляд и на роль ней-рофизиол. механизмов, к-рые рассматриваются теперь как неотъемлемый компонент общей структуры поведения (Д. Хебб, К. Прибрам). Предпринимаются попытки распространить объективный метод на изучение чувственно-образного аспекта жизнедеятельности, не сводя его к моторным функциям, как это было свойственно раннему бихевиоризму. Фрейдизм также претерпевает трансформацию. Возникает неофрейдизм - течение, связывающее бессознательную психич. динамику с действием социокуль-турных факторов (К. Хорни, Г. Салли-ван, Э. Фромм) и использующее психотерапию не только для лечения неврозов, но и с целью избавить нормальных людей от чувства страха перед враждебной социальной средой.

Наряду с новыми вариантами бихевиоризма и фрейдизма возникла гуманистическая («экзистенциальная») П. (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт и др.), утверждающая, что использование науч. понятий и объективных моментов исследования личности ведет к ее «дегуманизации» и дезинтеграции, препятствует ее стремлению к саморазвитию.

Установка на построение интегратив-ной схемы психич. деятельности отличала работы школы Ж. Пиаже, к-рая учла опыт франц. психологов, объяснявших функции сознания индивида инте-риоризацией межиндивидуальных отношений, равно как и фрейдистскую версию об антагонизме между влечениями ребенка и необходимостью приспособить мышление к требованиям социального окружения, а также гештальтистский принцип целостности психич. организации. Соотнеся эти положения с собственной программой изучения познават. процессов, Пиаже создал новаторскую теорию их развития в онтогенезе.

В СССР после Окт. революции развернулась перестройка П. на основах марксизма. В острых дискуссиях складывались адекватные марксистской методологии представления о психике как функции мозга, однако качественно отличной от его физиол. функций, об ее обусловленности на уровне человека социальной средой, о необходимости внедрения в П. объективных методов, о диалектике развития сознания. Эти положения отстаивали К. Н. Корнилов, П. П. Блонский, М. Я. Басов и др. Формирование сов. П. шло с учетом достижений психофизиол. концепций И. П. Павлова, Бехтерева, А. А. Ухтомского, Н. А. Бернштейна и др. Гл. задачей, на решении к-рой сосредоточились усилия сов. психологов, являлось преодоление расщепленности понятий о сознании и поведении. Попытка подойти к этой задаче, выдвинутой общим ходом развития мировой П., путем простого соединения указанных понятий, предпринятая Корниловым в концепции, названной им реактологией, оказалась неудачной. Требовалось радикальное преобразование обоих понятий с целью их интеграции в новую систему. Такой подход определил формирование самой крупной в сов. П. школы Л. С. Выготского, среди достижений к-рой наиб. значительными являются культурно-ист. теория развития психики и разработанная А. Н. Леонтьевым теория деятельности. Эта школа исходит из положения о том, что психич. функции человека опосредованы его включенностью в мир культуры и реальной деятельностью в нем, вт. ч. деятельностью общения. Между практич. внеш. деятельностью, к-рая прежней П. либо вообще изымалась из исследования, либо сводилась к реакциям на стимулы, и внутр. психич. активностью существуют взаимопереходы. Наряду с трансформацией внеш. действий во внутренние (умственные) развертывается процесс воплощения последних в объективные формы, в частности продукты творчества. Введение категории деятельности позволило более адекватно подойти к проблеме биологического и социального в развитии психики человека, проследить, как в процессе усвоения индивидом общественно-ист. опыта преобразуются его исходные биол. потребности, врожденные способы поведения и познания. Принцип диалектич. единства сознания и деятельности лег в основу многочисл. исследований сов. психологов (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплое, А. Р. Лурия и др.).

Зависимость человеческого поведения от биол. и социальных факторов определяет своеобразие его исследования в П., к-рая развивается в «диалоге» между данными о природе и культуре, интегрируемыми в ее собств. понятия.

Учение о сознании как активном отражении реальности, обусловленном обществ.-ист. практикой, позволило с новых методологич. позиций разработать осн. проблемы П., среди к-рых выделялись психофизиологическая (об отношении психики к ее телесному субстрату), психосоциальная (о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами), психопрактическая (о формировании психики в процессе реальной практич. деятельности и зависимости этой деятельности от ее психич. регуляторов - образов, операций, мотивов, личностных свойств), психогностическая (об отношении чувственных и умственных психич. образов к отображаемой ими реальности) и др. проблемы. Разработка этих проблем велась на основе принципов детерминизма (раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов), системности (трактовки этих явлений как внутренне связанных компонентов целостной психич. организации), развития (признания преобразования, изменения психич. процессов, их перехода от одного уровня к другому, возникновения новых форм психич. процессов). П. представала совокупностью отд. отраслей, многие из к-рых приобрели самостоят. статус.

Уже во 2-й пол. 19 в. сложилась психофизиология, к-рая исследует физиол. механизмы, реализующие психич. явления и процессы. К сер. 20 в., опираясь на успехи в изучении высшей нервной деятельности, психофизиология достигла высокого уровня развития как в СССР, так и во мн. заруб. странах.

Др. ветвь П. - мед. П., к-рая первоначально была ориентирована на практику психотерапии. Впоследствии она дифференцировалась на собственно мед. П., охватывающую вопросы психотерапии, психогигиены, патопсихологию, изучающую психику душевнобольных как в теоретич. целях, так и в интересах лечебной психиатрич. практики, и нейропсихологию, решающую задачи локализации дефекта при очаговых поражениях мозга и восстановления нарушенных функций.

Широкое развитие получили дет. и пед. П., тесно связанные между собой, поскольку психич. развитие ребенка происходит в условиях усвоения им исторически выработанных знаний, умений и норм поведения, а процесс обучения и воспитания должен учитывать возрастные психол. особенности учащихся и достигнутый уровень развития их личности. Пед. П. изучает также процесс обучения взрослых. Помимо этого, появилась также возрастная П., охватывающая изменения психики во все периоды жизни индивида, включая период старения. Т. о., дет. П. может рассматриваться как раздел возрастной П.

Развитие пром. произ-ва поставило перед П. задачу изучения трудовых процессов в целях повышения их эффективности путем рационализации двигат. операций, приспособления орудий и машин к возможностям человека, улучшения эко-логич. условий на произ-ве и проф. отбора. В связи с этим выделилась П. труда. В условиях автоматизации произ-ва на первый план выступили восприятие и переработка информации, принятие решений и др. сложные психич. процессы; спец. исследований потребовали вопросы распределения функций между человеком-оператором и машиной и их согласования. Появилась инж. П., имеющая важное значение не только для рационализации автоматизиров. систем управления, но и для их проектирования. С нач. 60-х гг. складывается космич. П., изучающая особенности деятельности человека в условиях космич. полетов.

Изучение психол. особенностей спорт, деятельности определяет предмет П. спорта.

Одна из важнейших областей П. - социальная П., исследующая деятельность человека в коллективах - трудовых, учебных и др., имеющих как формальный, так и неформальный характер, а также разл. внутр. структуру. В предмет социальной П. входят также вопросы формирования межличностных отношений в коллективе, дифференциации в нем функций (ролей), вопросы психол. совместимости участников коллективной деятельности и управления ею. Социальная П. тесно связана с проблемами воздействия на человека средств массовой информации и с П. речевого общения, изучаемой психолингвистикой. В отличие от мн. направлений заруб. социальной П., психологизирующих обществ. явления, отеч. социальная П. рассматривает изучаемые ею процессы как детерминируемые объективными отношениями в обществе, к-рые управляются законами ист. развития. С социально-психол. проблемами тесно связаны нек-рые вопросы П. воспитания.

В общей П. выделился также раздел, посвященный П. техн., науч. и худож. творчества, что связало П. с науковеде-нием и эстетикой.

В качестве особого раздела выступает П. личности, интегрирующая факты и закономерности практически всех областей П., особенно социальной и возрастной П.

Дифференциально-интеграц. процессы, превратившие П. в «куст» отраслей, обусловлены запросами разл. отраслей практики, сталкивающими П. со специфическими для каждой из них проблемами. Эти проблемы являются, как правило, комплексными и поэтому разрабатываются мн. дисциплинами. Включение П. в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснит, принципами. Вместе с тем в результате контактов с др. науками П. сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоят. науки.

Важное воздействие на дальнейшее развитие П. оказала происшедшая в условиях НТР передача электронным устройствам нек-рых функций, являвшихся прежде уникальным достоянием человеческого мозга, - функций накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в П. кибернетич. и теоретико-информац. понятия и модели (получившие особое распространение в когнитивной психологии), что способствовало формализации и математизации П., внедрению в нее кибернетич. стиля мышления. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании тех функций человека, к-рые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший науч.-техн. прогресс. Изучение проблем «искусственного интеллекта», с одной стороны, творческой деятельности - с другой, становятся в совр. эпоху важными направлениями П. Наряду с ними стремительно развиваются исследования, связанные с полит., демографич., экологич. и др. актуальными проблемами современности.

Лит.: Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, M.; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, M.; его же, Проблемы общей психологии, М.; Петровский А. В., История сов. психологии, М., 1967; Эксперим. психология, ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 1-6, М., 1966-78; Ярошевский М. Г., Психология в XX столетии, M.; его же, История психологии, M.; Ярошевский М. Г., Анцыферова Л. И., Развитие и совр. состояние заруб. психологии, М., 1974; Смирнов А. А., Развитие и совр. состояние психол. науки в СССР, М., 1975; ЛурияА. Р., О месте психологии в ряду социальных и биол. наук, ВФ, 1977, № 9; Пиаже Ж., Психология, междисциплинарные связи и система наук, в кн.: Хрестоматия по психологии, под ред. А. В. Петровского, М., 1977; Ананьев Б. Г., Человек как предмет познания, в его кн.: Избр. психол. труды, т. 1, М.,1980; Волков К. Н., Психология о пед. проблемах, М., 1981; Психол. наука и пед. практика, К., 1983; Ломов Б. Ф., Методология, и теоретич. проблемы психологии, М., 1984; Петровский А. В., Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1994; Psycho-logy: a study of a science, ed. by S. Koch, v. l-6, N. Y., 1959-63; Classics in psychology, ed. by T. Shipley, N. Y., 1961; The science of psychology: critical reflections, ed. by D. P. Schultz, N. Y., 1970. M. Г. Ярошевский.

Отличное определение

Неполное определение ↓