Возникновение и развитие сознания человека. Сознание человека (Немов Р.С. Психология)


Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т. е. отражение, выделяющее ее объек-тивные устойчивые свойства.
В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту. Это значит, что когда я сознаю, например, эту книгу или даже только свою мысль о книге, то сама книга не сливается в моем сознании с моим переживанием, относящимся к этой книге, сама мысль о книге с моим переживанием этой мысли.
Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения.
Задача, которая стоит перед нами, и заключается в том, чтобы проследить условия, порождающие высшую форму психики - че-ловеческое сознание.
Как известно, причиной, которая лежит в основе процесса очеловечения животноподобных предков человека, является воз-никновение труда и образование на его основе человеческого общества. «...Труд, - говорит Энгельс, - создал самого человека»25, Труд создал и сознание человека.
Возникновение и развитие труда, этого первого и" основного условия существования человека, привело к изменению и очеловечению его мозга, органов его внешней деятельности к органов
15 Маркс К., Энгельс Ф Соч., т. 20, с. 486.
чувств. «Сначала труд, - так говорит об этом Энгельс, - а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству» . Главный орган трудовой деятельности человека - его рука - могла достичь своего совершенства только благодаря развитию самого труда. «Только благодаря труду, благодаря при-способлению к все новым операциям... человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини» .
Если сравнивать между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и черепа первобытного человека, то оказывается, что мозг последнего превышает мозг наиболее высокоразвитых современных видов обезьян более чем в два раза (600 см3 и 1400 см3).
Еще резче выступает различие в величине мозга обезьян и человека, если мы сравним его вес; разница здесь почти в 4 раза: вес мозга орангутанга - 350 г, мозг человека весит 1400 г.
Мозг человека по сравнению с мозгом высших обезьян обладает и гораздо более сложным, гораздо более развитым строением.
Уже у неандертальского человека, как показывают слепки, сделанные с внутренней поверхности черепа, ясно выделяются в коре новые, не вполне дифференцированные у человекообразных обезьян поля, которые затем у современного человека достигают своего полного развития. Таковы, например, поля, обозначаемые (по Бродману) цифрами 44, 45, 46, - в лобной доле коры, поля 39 и 40 - в теменной ее доле, 41 и 42 - височной доле (рис. 18).
Очень ярко видно, как отражаются в строении коры мозга новые, специфически человеческие черты при исследовании так называемого проекционного двигательного поля (на рис. 18 оно обозначено цифрой 4). Если осторожно раздражать электрическим током различные точки этого поля, то по вызываемому раздражением сокращению различных мышечных групп можно точно представить себе, какое место занимает в нем проекция того или иного органа. У. Пенфильд выразил итог этих опытов в виде схематического и, конечно, условного рисунка, который мы здесь приводим (рис. 19). Из этого рисунка, выполненного в определенном масштабе, видно, какую относительно большую поверхность занимает в человеческом мозге проекция таких органов движения, как руки (кисти), и особенно органов звуковой речи (мышцы рта, языка, органов гортани), функции которых развивались особенно интенсивно в условиях человеческого общества (труд, речевое общение) .
Рис. 18. Ареальная карта мозга (по Бродману)
Совершенствовались под влиянием труда и в связи с развитием мозга также и органы чувств человека. Как и органы внешней деятельности, они приобрели качественно новые особенности. Утончилось чувство осязания, очеловечившийся глаз стал замечать в вещах больше, чем глаза самой дальнозоркой птицы, развился слух, способный воспринимать тончайшие различия и сходства звуков человеческой членораздельной речи.
В свою очередь развитие мозга и органов чувств оказывало обратное влияние на труд и язык, «давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию» .
Создаваемые трудом отдельные анатомо-физиологические изменения необходимо влекли за собой в силу естественной взаимозависимости развитие органов и изменение организма в целом. Таким образом, возникновение и развитие труда привело к изменению всего физического облика человека, к изменению его ана- томо-физиологической организации.
Конечно, возникновение труда было подготовлено всем пред-шествующим ходом развития. Постепенный переход к вертикальной походке, зачатки которой отчетливо наблюдаются даже у ныне существующих человекообразных обезьян, и формирование в связи с этим особо подвижных, приспособленных для схватывания предметов передних конечностей, все более освобождающихся от функции ходьбы, - все это создавало физические предпосылки для возможности производить сложные трудовые операции.

Рис. 19. «Мозговой человек» У. Пенфильда
Подготавливался процесс тру-да и с другой стороны. Появление труда было возможно только у таких животных, которые жили целыми группами и у которых суще-ствовали достаточно развитые формы совместной жизни, хотя эти формы были, разумеется, еще очень далеки даже от самых при-митивных форм человеческой, общественной жизни. О том, насколько высоких ступеней разви-тия могут достигать формы совместной жизни у животных, свиде-тельствуют интереснейшие иссле-дования Н. Ю. Войтониса и Н. А. Тих, проведенные в Сухумском питомнике. Как показывают эти исследования, в стаде обезьян существует уже сложившаяся систе-ма взаимоотношений и своеобраз-ной иерархии с соответственно весьма сложной системой обще-ния. Вместе с тем эти исследова-ния позволяют лишний раз убе-диться в том, что, несмотря на всю сложность внутренних отношений в обезьяньем стаде, они все же ограничены непосредственно био-логическими отношениями и никогда не определяются объективно предметным содержанием дея-тельности животных.
Наконец, существенной предпосылкой труда служило также наличие у высших представителей животного мира весьма развитых, как мы видели, форм психического отражения действительности.
Все эти моменты и составили в своей совокупности те главные условия, благодаря которым в ходе дальнейшей эволюции могли возникнуть труд и человеческое, основанное на труде общество.
Что же представляет собой та специфически человеческая дея-тельность, которая называется трудом?
Труд - это процесс, связывающий человека с природой, про-цесс воздействия человека на природу. «Труд, - говорит Маркс, - есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятель-ностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и но8 А. н леоятьев 225
ги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и под-чиняет игру этих сил своей собственной власти» .
Для труда характерны прежде всего две следующие взаимо-связанные черты. Одна из них - это употребление и изготовление орудий. «Труд, - говорит Энгельс, - начинается с изготовления орудий» .
Другая характерная черта процесса труда заключается в том, что он совершается в условиях совместной, коллективной деятель-ности, так что человек вступает в этом процессе не только в определенные отношения к природе, но и к другим людям - членам данного общества. Только через отношения к другим людям человек относится и к самой природе. Значит, труд выступает с самого начала как процесс, опосредствованный орудием (в широком смысле) и вместе с тем опосредствованный общественно.
Употребление человеком орудий также имеет естественную историю своего подготовления. Уже у некоторых животных суще-ствуют, как мы знаем, зачатки орудийной деятельности в форме употребления внешних средств, с помощью которых они осущест-вляют отдельные операции (например, употребление пайки у человекообразных обезьян). Эти внешние средства -« орудия» жи-вотных, - однако, качественно отличны от истинных орудий человека - орудий труда.
Различие между ними состоит вовсе не в том, что животные употребляют свои «орудия» в более редких случаях, чем первобыт-ные люди. Их различие еще менее может сводиться к различиям з их внешней форме. Действительное отличие человеческих орудий от «орудий» животных мы можем вскрыть, лишь обратившись к объективному рассмотрению самой той деятельности, в которую они включены.
Как бы ни была сложна «орудийная» деятельность животных, она никогда не имеет характера общественного процесса, она не совершается коллективно и не определяет собой отношений обще-ния осуществляющих ее индивидов. Как бы, с другой стороны, ни было сложно инстинктивное общение между собой индивидов, составляющих животное сообщество, оно никогда не строится на основе их «производственной» деятельности, не зависит от нее, ею не опосредствовано.
В противоположность этому человеческий труд является дея-тельностью изначально общественной, основанной на сотрудничестве индивидов, предполагающем хотя бы зачаточное техническое разделение трудовых функций; труд, следовательно, есть процесс воздействия на природу, связывающий между собой его участни-ков, опосредствующий их общение. «В производстве, - говорит Маркс, - люди вступают в отношение не только к природе. Они
не могут производить, не соединяясь известным образом для сов-местной деятельности и для взаимного обмена своей деятельно-стью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место произ-водство» .
Чтобы уяснить себе конкретное значение этого факта для раз-вития человеческой психики, достаточно проанализировать то, как меняется строение деятельности, когда она совершается в условиях коллективного труда.
Уже в самую раннюю пору развития человеческого общества неизбежно возникает разделение прежде единого процесса дея-тельности между отдельными участниками производства. Первоначально это разделение имеет, по-видимому, случайный и непосто-янный характер. В ходе дальнейшего развития оно оформляется уже в виде примитивного технического разделения труда.
На долю одних индивидов выпадает теперь, например, поддержание огня и обработка на нем пищи, на долю других - добывание самой пищи. Одни участники коллективной охоты выполняют функцию преследования дичи, другие - функцию поджидания ее в засаде и нападения.
Это ведет к решительному, коренному изменению самого стро-ения деятельности индивидов - участников трудового процесса.
Выше мы видели, что всякая деятельность, осуществляющая непосредственно биологические, инстинктивные отношения животных к окружающей их природе, характеризуется тем, что она всегда направлена на предметы биологической потребности и побуж-дается этими предметами. У животных не существует деятельно-сти, которая не отвечала бы той или другой прямой биологической потребности, которая не вызывалась бы воздействием, имеющим для животного биологический смысл - смысл предмета, удовлет-воряющего данную его потребность, и которая не была бы направ-лена своим последним звеном непосредственно на этот предмет. У животных, как мы уже говорили, предмет их деятельности и ее биологический мотив всегда слиты, всегда совпадают между собой.
8*
227Рассмотрим теперь с этой точки зрения принципиальное строение деятельности индивида в условиях коллективного трудового процесса. Когда данный член коллектива осуществляет свою трудовую деятельность, то он также делает это для удовлетворения одной из своих потребностей. Так, например, деятельность загонщика, участника первобытной коллективной охоты, побуждается потребностью в пище или, может быть, потребностью в одежде, которой служит для него шкура убитого животного. На что, однако, непосредственно направлена его деятельность?^ Она может быть направлена, например, на то, чтобы спугнуть стадо животных и направить его в сторону других охотников, скрывающихся в засаде. Это, собственно, и есть то, что должно быть результатом дея-
тСльности данного человека. На этом деятельность данного отдельного участника охоты прекращается. Остальное довершают другие участники охоты. Понятно, что этот результат - спугивание дичи и т. д. - сам по себе не приводит и не может привести к удовлетворению потребности загонщика в пище, шкуре животного и пр. То, на что направлены данные процессы его деятельности, следовательно, не совпадает с тем, что их побуждает, т. е. не совпадает с мотивом его деятельности: то и другое здесь разделено между собой. Такие процессы, предмет и мотив которых не совпадают между собой, мы будем называть действиями. Можно сказать, например, что деятельность загонщика - охота, спугивание же дичи - его действие.
Как же возможно рождение действия, т. е. разделение предмета деятельности и ее мотива? Очевидно, оно становится возможным только в условиях совместного, коллективного процесса воздействия на природу. Продукт этого процесса, в целом отвечающий потребности коллектива, приводит также к удовлетворению потребности и отдельного индивида, хотя сам он может и не осуществлять тех конечных операций (например, прямого нападения на добычу и ее умерщвления), которые уже непосредственно ведут к овладению предметом данной потребности. Генетически (т. е. по своему происхождению) разделение предмета и мотива индивидуальной деятельности есть результат происходящего вычленения из прежде сложной и многофазной, но единой деятельности отдельных операций. Эти-то отдельные операции, исчерпывая теперь содержание данной деятельности индивида, и превращаются в самостоятельное для него действие, хотя по отношению к коллективному трудовому процессу в целом они продолжают, конечно, оставаться лишь одним из частных его звеньев.
Естественными предпосылками этого вычленения отдельных операций и приобретения ими.в индивидуальной деятельности известной самостоятельности являются, по-видимому, два следующих главных (хотя и не единственных) момента. Один из них - это нередко совместный характер инстинктивной деятельности и наличие примитивной «иерархии» отношений между особями, наблюдаемой в сообществах высших животных, например у обезьян. Другой важнейший момент - это выделение в деятельности животных, еще продолжающей сохранять всю свою цельность, двух различных фаз - фазы подготовления и фазы осуществления, которые могут значительно отодвигаться друг от друга во времени. Так, например, опыты показывают, что вынужденный перерыв деятельности на одной из ее фаз позволяет отсрочить дальнейшую реакцию животных лишь весьма незначительно, в то время как перерыв между фазами дает у того же самого животного отсрочку, в десятки и даже сотни раз большую (опыты А. В. Запорожца).
Однако, несмотря на наличие несомненной генетической связи между двухфазной интеллектуальной деятельностью высших животных и деятельностью отдельного человека, входящей в коллективный трудовой процесс в качестве одного из его звеньев, между
ними существует и огромное различие. Оно коренится в различии тех объективных связей и отношений, которые лежат в их основе, которым они отвечают и которые отражаются в психике действующих индивидов.
Особенность двухфазной интеллектуальной деятельности животных состоит, как мы видели, в том, что связь между собой обеих (или даже нескольких) фаз определяется физическими, вещными связями и соотношениями - пространственными, временными, механическими. В естественных условиях существования животных это к тому же всегда природные, естественные связи и соотношения. Психика высших животных соответственно и характеризуется способностью отражения этих вещных, естественных связей и соотношений.
Когда животное, совершая обходный путь, раньше удаляется от добычи и лишь затем схватывает ее, то эта сложная деятельность подчиняется воспринимаемым животным пространственным отношениям данной ситуации; первая часть пути - первая фаза деятельности с естественной необходимостью приводит животное к возможности осуществить вторую ее фазу.
Решительно другую объективную основу имеет рассматриваемая нами форма деятельности человека.
Вспугивание дичи загонщиком приводит к удовлетворению его потребности в ней вовсе не в силу того, что таковы естественные соотношения данной вещной ситуации; скорее наоборот, в нормальных случаях эти естественные соотношения таковы, что вспугивание дичи уничтожает возможность овладеть ею. Что же в таком случае соединяет между собой непосредственный результат этой деятельности с конечным ее результатом? Очевидно, не что иное, как то отношение данного индивида к другим членам коллектива, в силу которого он и получает из их рук свою часть добычи - часть продукта совместной трудовой деятельности, Это отношение, эта связь осуществляется благодаря деятельности других людей. Значит, именно деятельность других людей составляет объективную основу специфического строения деятельности человеческого индивида; значит, исторически, т. е. по способу своего возникновения, связь мотива с предметом действия отражает не естественные, но объективно-общественные связи и отношения.
Итак, сложная деятельность высших животных, подчиняющаяся естественным вещным связям и отношениям, превращается у человека в деятельность, подчиняющуюся связям и отношениям изначально общественным. Это и составляет ту непосредственную причину, благодаря которой возникает специфически человеческая форма отражения действительности - сознание человека.
Выделение действия необходимо предполагает возможность психического отражения действующим субъектом отношения объективного мотива действия и его предмета. В противном случае действие невозможно, оно лишается для субъекта своего смысла. Так, если обратиться к нашему прежнему примеру, то очевидно, что действие загонщика возможно только при условии отражения
им связи между ожидаемым результатом лично им совершаемого действия и конечным результатом всего процесса охоты в целом - нападением из засады на убегающее животное, умерщвлением его и, наконец, его потреблением. Первоначально эта связь выступает перед человеком в своей еще чувственно воспринимаемой форме - в форме реальных действий других участников труда. Их действия и сообщают смысл предмету действия загонщика. Равным образом и наоборот: только действия загонщика оправдывают, сообщают смысл действиям людей, поджидающих дичь в засаде, если бы не действия загонщиков, то и устройство засады было бы бессмысленным, неоправданным.
Таким образом, мы снова здесь встречаемся с таким отношением, с такой связью, которая обусловливает направление деятельности. Это отношение, однако, в корне отлично от тех отношений, которым подчиняется деятельность животных. Оно создается в совместной деятельности людей и вне ее невозможно. То, на что направлено действие, подчиняющееся этому новому отношению, само по себе может не иметь для человека никакого прямого биологического смысла, а иногда и противоречить ему. Так, например, спугивание дичи само по себе биологически бессмысленно. Оно приобретает смысл лишь в условиях коллективной трудовой деятельности. Эти условия и сообщают действию человеческий разумный смысл.
Таким образом, вместе с рождением действия, этой главной «единицы.» деятельности человека, возникает и основная, общественная по своей природе «единица» человеческой психики - разумный смысл для человека того, на что направлена его активность.
На этом необходимо остановиться специально, ибо это есть весьма важный пункт для конкретно-психологического понимания генезиса сознания. Поясним нашу мысль еще раз.
Когда паук устремляется в направлении вибрирующего предмета, то его деятельность подчиняется естественному отношению, связывающему вибрацию с пищевым свойством насекомого, попадающего в паутину. В силу этого отношения вибрация приобретает для паука биологический смысл пищи. Хотя связь между свойством насекомого вызывать вибрацию паутины и свойством служить пищей фактически определяет деятельность паука, но как связь, как отношение она скрыта от него, она «не существует для него». Поэтому-то, если поднести к паутине любой вибрирующий предмет, например звучащий камертон, паук все равно устремляется к нему.
Загонщик, спугивающий дичь, также подчиняет свое действие определенной связи, определенному отношению, а именно отноше-нию, связывающему между собой убегание добычи и последующее ее захватывание, но в основе этой связи лежит уже не естественное, а общественное отношение - трудовая связь загонщика с другими участниками коллективной охоты.
Как мы уже говорили, сам по себе вид дичи, конечно, еще не может побудить к спугиванию ее. Для того чтобы человек принял
на себя функцию загонщика, нужно, чтобы его действия находились в соотношении, связывающем их результат с конечным результатом коллективной деятельности; нужно, чтобы это соотношение было субъективно отражено им, чтобы оно стало «существующим для него»; нужно, другими словами, чтобы смысл его действий открылся ему, был осознан им. Сознание смысла действия и совершается в ф°Рме отражения его предмета как сознательной цели.
Теперь связь предмета действия (его цели) и того, что побуждает деятельность (ее мотива), впервые открывается субъекту. Она открывается ему в непосредственно чувственной своей форме- в форме деятельности человеческого трудового коллектива. Эта деятельность и отражается в голове человека уже не в субъективной слитности с предметом, но как объективно-практическое отношение к нему субъекта. Конечно, в рассматриваемых условиях это всегда коллективный субъект, и, следовательно, отношения отдельных участников труда первоначально отражаются ими лишь в меру совпадения их отношений с отношениями трудового коллектива в целом.
Однако самый важный, решающий шаг оказывается этим уже сделанным. Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Она начинает сознаваться ими именно как их отношение. Но это значит, что и сама природа - предметы окружающего их мира - теперь также выделяется для них и выступает в своем устойчивом отношении к потреб«остям коллектива, к его деятельности. Таким образом, пища, например, воспринимается человеком как предмет определенной деятельности - поисков, охоты, приготовления и вместе с тем как предмет, удовлетворяющий определенные потребности людей независимо от того, испытывает ли данный человек непосредственную нужду в ней и является ли она сейчас предметом его собственной деятельности. Она, следовательно, может выделяться им среди других предметов действительности не только практически, в самой деятельности и в зависимости от наличной потребности, но и «теоретически», т. е. может быть удержана в сознании, может стать «идеей».

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной дея-тельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает разви-ваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необхо-димы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимо-действия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и разви-тия человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и свя-занное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания" человека через восприятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, пред-ставить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в рево-люцию культурно-нравственную.

Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значи-тельно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.

Сознание и бессознательное

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлек-сируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессозна-тельные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцеп-тивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в фено-менах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память это та память, которая связана с долговре-менной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлени-ем, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личност-ного бессознательного внес З.Фрейд.

Бессознательное в личности человека это те качества, интересы, потреб-ности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психи-ческих явлениях. Одна из групп таких явлений ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессозна-тельных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений».

Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержа-ние сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувства-ми, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлет-воренными важными жизненными потребностями.

Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциоген-ных событий прошедшего дня.

В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.

Сама цензура является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, прев-ращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.

Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

(а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения,

(б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психоло-гическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа,

(в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может,

(г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически бес-прерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.

Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессозна-тельного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контроли-руемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).

Третий тип бессознательных явлений те, о которых говорит З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного. Это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человечес-кого сознания под влиянием цензуры.

Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведе-нием человека и его сознательной регуляцией. Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга). Второй тип бессознательного также можно рассматривать как определенньш этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций.

Оценивая сознание современного человека, сравнивая его с сознанием древнейших людей и людей, живших в недавнем прошлом, мы приходим к выводу о том, что сознание человека нашего времени отличается от сознания людей, живших раньше на Земле. Эти отличия заключаются в следующем.

  • 1. Современный человек располагает большим объемом знаний о себе и о мире, чем люди, жившие в прошлом.
  • 2. Знания современных людей более точны, чем знания людей, живших в прошлом, поскольку они основаны на новейших научных достижениях.
  • 3. Современный человек может лучше, чем люди в прошлом, управлять своим сознанием при помощи доступных ему новейших технических средств, например Интернета.
  • 4. Ныне живущие на земле люди могут сохранять и передавать другим людям, в том числе из поколения в поколение, свои знания в практически неограниченном масштабе.

Признание отличия сознания современного человека от сознания прошлых поколений людей ставит вопрос о его развитии. Вместе с тем приведенное выше определение сознания, а также описание его структуры включают в себя признаки, многие их которых, безусловно, являются приобретенными. Это, например, самосознание и знания человека об окружающем мире. Из этого вытекает постановка вопроса не только о возможности развитии сознания, но также и о возникновении сознания у людей. Она включает в себя поиск ответов на следующие частные вопросы.

  • 1. Какие факторы и условия способствовали возникновению, формированию и развитию сознания у людей?
  • 2. Когда появилось и начало развиваться сознание у современного человека?
  • 3. Можно ли в процессе развития сознания выделить определенные этапы?

История становления сознания человека, вероятно, не выходит за пределы последних нескольких тысяч лет. Имея в виду зависимость психологии людей от их истории и культуры, можно было бы сделать и более определенное предположение: сознание современного человека возникло и стало развиваться, скорее всего, в течение последних 5-6 тысяч лет, так как это и есть время существования человеческого общества, истории и культуры современных людей. Современная антропология предоставляет некоторые данные, позволяющие строить гипотезы, касающиеся истории возникновения и развития сознания человека. Очевидно, что этот процесс был каким-то образом связан с возникновением языков и других знаковых систем, включая разные виды речи, с освобождением рук человека от передвижения по земле, с разделением функций и координацией усилий людей в совместной трудовой деятельности. Обсудим все эти возможные предпосылки возникновения и начала развития сознания людей в отдельности.

Прямохождение, появившееся в процессе эволюции, освободило руки человека от передвижения в пространстве, позволило ему более активно исследовать с помощью рук окружающий мир. Одновременно с этим у человека стало совершенствоваться зрение, так как зрительное восприятие подкреплялось ощущениями, получаемыми в результате изучения предметов руками. Глаз человека, образно говоря, «учился» у руки правильно воспринимать и оценивать пространство и соответствующие характеристики окружающих предметов. Руки человека в связи с изобретением, изготовлением и использованием орудий приобрели новые функции, стали совершать более сложные движения. Это в свою очередь способствовало возникновению трудовой деятельности. В ней люди стали открывать для себя разнообразные свойства окружающих предметов, развивать свои способности. Примерно в это же время люди изобрели язык, стали пользоваться в общении друг с другом разнообразными знаковыми системами. Благодаря знаковым системам люди получили возможность накапливать знания, сохранять и передавать их друг другу. Таким образом, появилась и стала расширяться сфера индивидуального и коллективного сознания. Главным условием возникновения и развития коллективного сознания стала совместная общинная жизнь и трудовая деятельность древних людей, опосредствованные речевым общением, владением и использованием языка. Для того чтобы вместе заниматься каким- либо общим делом, люди должны были ясно представлять себе цель совместной деятельности, свою индивидуальную роль в ней, функции других участников такой деятельности и, кроме того, согласовывать свои действия друг с другом.

Можно предположить, что сознание человека на начальном этапе его развития по своему содержанию было направленным в основном на внешний мир. Человек воспринимал и осознавал то, что находится вне его, благодаря данным ему от природы органам чувств, и за счет этого развивалось осознание им окружающего мира. Позднее появляется рефлексивная способность и вместе с ней осознание и познание человеком себя.

Второе направление связано с развитием мышления человека и соединением мысли со словом. Развиваясь, мышление человека все больше проникало в суть вещей. Параллельно с этим формировался и развивался язык, используемый для обозначения, запоминания и сохранения добываемых человеком знаний. Слова по мере приобретения ими значений обогащались в своем содержании и со временем стали превращаться в научные понятия, т.е. становились носителями сущностных знаний о мире.

Каждая новая историческая эпоха своеобразным образом отражалась в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей менялось и их коллективное сознание. Касаясь вопроса об этапах развития сознания человека, можно предположить, что в своем филогенетическом преобразовании оно прошло через следующие этапы.

  • 1. Этап изобретения людьми первых примитивных орудий, с помощью которых стало возможным расширение знаний о мире и, следовательно, познание его с помощью орудийной деятельности.
  • 2. Совершенствование знаний о мире за счет трудовой деятельности (создание новых предметов материальной и духовной культуры, в которых воплощены знания, приобретенные людьми в результате творческого мышления).
  • 3. Появление религии и различных видов искусств и расширение за счет этого образной составляющей сознания людей.
  • 4. Возникновение наук и, соответственно, углубление познания человеком себя и окружающего мира на уровне понятий.
  • 5. Дальнейшее совершенствование орудий, машин и приборов, доведение их до современного уровня. Расширение и углубление с их помощью процессов познания человеком себя и окружающего мира.
  • 6. Сохранение полученных знаний за счет письменности, изобретения и совершенствования технических средств записи информации. Передача с помощью этих средств накопленных знаний из поколения в поколение и обогащение за счет этого сферы коллективного и индивидуального сознания людей.
  • 7. Дальнейшее совершенствование средств обмена информацией между людьми. Ускорение за счет этого процессов развития как коллективного, так и индивидуального сознания (человек получил возможность быстро и легко приобретать необходимые ему знания).

Все, что обсуждалось до сих пор, касалось развития сознания в целом. Однако в нем имеется важная часть, которая носит название «самосознание». Оно обладает собственными законами формирования и развития. Процесс становления и развития самосознания человека можно представить следующим образом. Первые признаки наличия самосознания появляются у ребенка в конце первого года жизни, когда он психологически отделяет себя от окружающего мира и от других людей. В лексиконе ребенка в связи с этим появляется местоимение «я». Для обозначения «не я» ребенок одновременно с местоимением «я» начинает употреблять местоимения «оно», «он», «она» или «они».

Первой в самосознании, по-видимому, появляется самооценка, причем ее наличие у ребенка можно обнаружить уже на втором году жизни. В возрасте от трех до шести-семи лет самосознание расширяется за счет оценок, которые ребенку дают взрослые люди и другие дети, т.е. за счет оценок ребенка со стороны окружающих людей. С поступлением в школу этот процесс продолжается, расширяясь и углубляясь за счет включения в круг общения ребенка других детей и взрослых людей.

Главным направлением развития самооценки и самосознания для детей младшего школьного возраста становятся их успехи в учебной деятельности и сравнение своих успехов (соответственно способностей) с успехами других детей. Через оценки, получаемые со стороны учителей, родителей и других детей, ребенок узнает о том, насколько у него развиты познавательные процессы, способности и личностные свойства.

Переход к подростковому возрасту знаменуется существенными изменениями в самосознании детей. В этом возрасте, во-первых, появляется рефлексивная способность, позволяющая подростку заниматься самоанализом и на этой основе уточнять самооценку. Во-вторых, стремление к самовоспитанию становится одним из средств совершенствования себя и соответственно исправления нежелательной самооценки. В-третьих, самоанализ и самооценка в подростковом возрасте осуществляются путем сравнения ребенком себя с некоторым идеалом, образцом для подражания, заимствованным из произведений искусства или реальной жизни.

Завешается процесс формирования самосознания детей в старшем школьном возрасте. В это время образуется не только устойчивая самооценка и более или менее стабильный образ «Я», но начинает складываться «Я-концепция». В рамках «Я-концепции» происходит соответственно дифференциация различных образов «Я». Выделяются, например, образ «Я» для себя, образ «Я» для других, отраженный или зеркальный образ «Я» и некоторые другие.

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. - М.: Владос, 1999
Глава 5. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА (с.132-144)

Краткое содержание

Природа человеческого сознания. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные признаки сознания. Психологическая характеристика сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания. Сознание как обобщенное, словесно определенное отражение человеком действительности в ее сущностных и наиболее устойчивых инвариантных свойствах.

Возникновение и развитие сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Возникновение и развитие у человека рефлексивной способности. Становление системы понятий. Изменение психологии и поведения людей под влиянием исторических событий. Успехи науки, культуры, промышленного производства, появление новых средств познания и саморегуляции (психической и поведенческой) - факторы, обеспечивающие развитие сознания. Основные направления развития сознания в современных условиях. Грядущие социально-экономические изменения и перспективы развития сознания человека.

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности , если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность , т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.

Мысленное представление и воображение действительности - вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» - спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании - промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует , В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них - осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

Третья характеристика человеческого сознания - это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.

Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.

Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.

Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме.
В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло , вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание , причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.

Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это - рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.

С развитием наук, особенно истории и биологии, постепенно формировались взгляды на происхождение человека и его сознание.

Главной предпосылкой возникновения человеческого сознания было усложнение условий жизни человекообразных существ - антропоидов. Под влиянием условий жизни их центральная нервная система приобрела более сложную структуру и функции. В больших полушариях головного мозга постепенно развивались теменные, височные и особенно лобные доли, осуществляющие высшие приспособительные функции.

Весьма заметно развились они у человека под влиянием труда. У обезьяны эти доли равняются 0.4 процента больших полушарий, у орангутанга и шимпанзе - 3,4 процента, а у человека - 10 процентов.

В процессе биологического этапа развития психики образовались предпосылки появления высшей, специально человеческой формы психики - сознания. Знание биологического этапа развития психики как предыстории человеческого сознания дает возможность научно объяснить ее возникновение.

В ходе развития в разных видах деятельности у человека пос- тепенно сформировались специфически человеческая, сознательно направленная познавательная деятельность, воображение, человеческие чувства и качества воли, разнообразные психические свойства, которые существенно отличаются от инстинктивной психической деятельности животных.

Труд, общественный образ жизни - вот те основные предпосылки исторического развития человеческого сознания как высшей формы психики, в которой проявляется отношение человека к своей среде, способность изменять природу, приспосабливать ее к своим потребностям.

Этих особенностей психики у животных нет. Они не выделяют себя из окружающей среды, а пассивно к ней приспосабливаются.

Знание условий возникновения и развития сознания у человека имеет большое значение для его формирования.

Историческое развитие человеческого сознания. Сознание человека не сразу стало таким, каким оно является теперь, а прошло длинный путь общественно-исторического развития.

Первые люди мало отличались от своих предков - животных, их сознание было ограниченным. Оно представляло собой осознание человеком его ближайшей природной среды и своей ограниченной связи с другими людьми. Люди чувствовали себя беспомощными перед силами природы.

Сознание первых людей имело стадный характер.

Сознание обусловливалось низким уровнем развития производственной деятельности людей и их общественных отношений. Каким был образ жизни людей, таким было и их сознание.

С развитием способов добывания средств к существованию и производства материальных благ развивалось и сознание людей. Стремясь удовлетворить потребности, возникающие в связи с изменением условий жизни, люди изобрели огонь, постепенно перешли от употребления каменных орудий, используемых сотни тысяч лет, к бронзовым и железным орудиям.

Наряду с охотой, рыболовством, скотоводством возникло земледелие, а затем ремесло; от ремесла люди перешли к машинному производству и в настоящее время входят в информационную эпоху.

Вместе с развитием орудий труда изменялись и усложнялись отношения людей, развивались сами люди, их потребности, жизненный опыт, их сознание, способности и другие психические свойства. Развитие психических свойств людей представляло собой и результат, и необходимую предпосылку совершенствования и развития их практической деятельности.

Историческое развитие человеческого сознания происходило и происходит благодаря тому, что каждое предыдущее поколение не только физически порождает следующее поколение, но и передает ему свои производственные и культурные приобретения.

Каждое новое поколение начинает свою жизненную деятельность с освоения результатов деятельности предыдущих поколений, развивает ее дальше и передает свои достижения потомкам. В преемственности человеческих поколений важную роль играет:

а) передача орудий труда, технических средств и созданных с их помощью материальных ценностей,

б) передача с помощью языка в процессе обучения и воспитания человеческого опыта, результатов познавательной деятельности, достижений науки и т. п.

В процессе исторического развитая люди своим трудом создавали новые условия жизни. Вместе с тем они менялись сами. Здесь обстоятельства в такой же мере творили людей, в какой люди создавали обстоятельства. Чем больше люди познавали окружающий мир и совершенствовали орудия своей деятельности, тем больше они становились хозяевами обстоятельств.

Историческое развитие человеческого сознания выражалось, прежде всего, в обогащении его содержания, являющегося отражением объективной действительности, в расширении кругозора людей.

Вместе с обогащением содержания сознания постепенно развивались и его формы, возникало разнообразие специфических особенностей, характерных для современных людей.

В ходе историй развились непосредственные чувственные формы отражения мира. Усовершенствовалось человеческое зрение, появилась возможность тонко различать пространственные свойства объектов, схватывать разнообразные их приметы, красоту их форм и пропорции, что отличает зрение человека or зрения животных.

Преимущества зрения проявляются в осмысленном восприятии пропорций предметов, произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Слух человека также приобрел чрезвычайную утонченность, которая является результатом языкового общения с другими людьми, возникновения и развития песенного, музыкального творчества,

Благодаря труду и другим видам деятельности человеческая рука достигла той степени совершенства, на которой она может, словно по волшебству, вызывать к жизни шедевры изобразительного искусства.

Качественные изменения испытали и другие формы чувственного познания мира.

С обогащением содержания психики развивались новые, сугубо человеческие виды и формы памяти, состоящие в языковом, произвольном запоминании и воспроизведении данных предыдущего опыта. Необходимость преобразовывать действительность в процессе труда отразилась в развитии возможности превращать ее в образы, воображать предметы, над реализацией которых человек работает.

Развились формы человеческого мышления, неразрывно связанные с языком, с его богатым словарем и развитым грамматическим строением. Развилисв умственные действия человека, которые давали ему возможность действовать, выбирать целесообразные способы поведения, планировать действия, предусматривать не только ближайшие, а и отдаленные их результаты.

В процессе труда людей и на его основе создавались новые цели и мотивы деятельности, формировались разнообразные производственные, технические, познавательные, научные, эстетические и другие потребности и интересы. Развились новые виды деятельности, в частности умственной, изобразительной и т.д.

С развитием жизни людей обогащались и их эмоции.

Сформировались специфические человеческие чувства, порождаемые разнообразными видами труда, общественными отношениями. Создание новых видов человеческой деятельности способствовало развитию разнообразных способностей. В процессе труда способности людей не только проявлялись, но и формировались. Все способности, которые отличают человека от животного, развились и продолжают развиваться в процессе труда.

Овладевая природой, человек выработал способность владеть собой, осознавать свои обязанности как члена общества и регулировать свою деятельность. Познавая окружающую природу и других людей, он познавал себя самого. Историческое развитие сознания человека было одновременно и развитием его самосознания.

Сознание человека определяется его общественным бытием.

Поэтому правильно понять суть сознания можно, только учитывая общественные условия жизни человека.

Сознание людей имеет общие черты, свойственные ему на всех ступенях развития. Одновременно оно приобретает свои конкретно-исторические особенности на каждой его ступени в зависимости от общественных условий жизни людей, их производственных отношений.

Противоречивые общественные отношения людей определяют и противоречивый характер развития их сознания.

Историческое развитие человеческого сознания происходит через последовательную смену человеческих поколений. Благодаря этому становится возможным развитие человеческого рода, его истории, состоящей из многочисленных историй развития людей новых поколений.

Одновременно историческое развитие людей создает предпосылки для индивидуального развития человеческой личности, ее сознания.

Влияние истории человеческой жизни на развитие человека осуществляется, во-первых, через наследственные предпосылки, с которых начинается индивидуальное развитие, и, во-вторых, через изменение общественных условий, в которых происходит это развитие.

Человек рождается с наследственными, природными возможностями для своего дальнейшего развития. Эти возможности реализуются в определенных общественных условиях его жизни. Он живет и действует в обществе, в нем получает воспитание и образование. Вступая в отношения с другими людьми, усваивая материальные и духовные богатства, созданные предыдущими поколениями людей, человек сам формируется как сознательная личность.